Тема урока: Жизнь, личность и творчество Михаила Афанасьевича Булгакова
Цели урока: 1.Изучить биографию М. А. Булгакова
2. Совершенствовать умения , связанные с работой по опорной схеме.
3.Развивать умение аргументировать свою точку зрения.
Ход урока
1.Оформление тетрадей. Работа с воспоминаниями современников М. Булгакова.
«...У него были необыкновенные ярко-голубые глаза, как небо, и они всегда светились. Я никогда не видела у него тусклых глаз. Это всегда были ярко горевшие интересом, жадностью к жизни глаза. Он безумно любил жизнь. И даже когда он умирал, он сказал такую фразу: «Это не стыдно, что я так хочу жить, хотя бы слепым.
Это был человек, который когда появлялся где-нибудь, то вел себя очень скромно. Он никогда не претендовал на первое место, но невольно так получалось благодаря его остроумию, благодаря необычайной жизненной силе, бурлящей в нём, всегда вокруг него начинались разговоры, споры, а главное, его заставляли рассказывать, потому что он был мастер рассказа. Он создавал тут же какие-то новеллы, при этом блестяще показывал их как актёр».
Е.С. Булгакова
«Мне
сразу стало ясно, что передо мной человек
поразительного таланта, внутренне
честный и принципиальный, очень умный,
с ним, даже тяжело больным, было интересно
разговаривать, как редко бывает с кем.
Путь его был искренен, органичен»
Из письма А.А.Фадеева вдове М.А.Булгакова Елене Сергеевне от 15 марта 1940 год
«Проницательный, серьезный художник, сфокусировавший в своем творчестве социальные и бытовые явления эпохи и давший им философское, лирико-ироническое истолкование»
Наум Шафер
«Булгаков — представитель передовой интеллигенции — испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши. Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была, по существу, беспощадной схваткой ради чистых человеческих помыслов, ради того, что человек должен быть и не смеет не быть разумным и благородным. В этой борьбе у Булгакова было в руках разящее оружие — сарказм, гнев, ирония, едкое и точное слово. Он не жалел своего оружия. Оно у Булгакова никогда не тупилось...»
Константин Паустовский
«Те, кому доводилось встречаться с Михаилом Афанасьевичем в ту пору, в середине двадцатых годов, помнят этого чуть сутулящегося, с приподнятыми плечами, светловолосого человека, с немного выцветшими глазами, с вечным хохолком на затылке, с постоянно рассыпавшимися волосами, которые он обыкновенно поправлял пятернёй. Чувствовалась в этом особенная, я бы сказал, подчёркнутая чистоплотность как внешнего, так и внутреннего порядка.
Всегда жизнерадостный, лёгкий на подъём, всегда подобранный, с немного подпрыгивающей походкой, остроумный, очень легко идущий на всякие шутки, на всякие острые словца, И казалось, что этого человека ничем нельзя огорчить.
На стенах его кабинета и столовой висело очень много газетных вырезок, это были наиболее ругательные рецензии и в адрес Булгакова, и в адрес Художественного театра»
Михаил Яншин, советский актер и режиссер
«Он был, конечно, очень умён, дьявольски умён и поразительно наблюдателен не только в литературе, но и в жизни..Он обладал даром великолепного рассказчика, смелого, неожиданного. Он пришёл в театр с богатым жизненным опытом, который в его рассказах получал новую, порой парадоксальную образность. Он умел увлечь актёров. Он вносил в жизнь театра страстность, поиск и открывал всё новые и новые качества в созданных им литературных образах.
Он не только потенциально, но фактически был великолепным актёром. Может быть, именно это качество и определяет вообще подлинную сущность драматурга»
Павел Александрович Марков, театральный критик. Булгаков и театр
Вопросы
1. Какое высказывание о писателе позволило вам наиболее ярко представить себе личность Булгакова?
2.О каких особенностях внешности Булгакова говорят современники? Составьте словесный портрет писателя.
3. В воспоминаниях современников ведущее место занимают особенности характера Булгакова или особенности творчества?
2. Беседа о жизни Булгакова по кластеру ( Кластер создается учителем, представляется на доске или на слайде. Учитель предлагает рассказать ученикам о каком-либо периоде жизни писателя с опорой на звено кластера. Поскольку кластер создан учителем, ученику предлагается высказать свои мысли по поводу оформления кластера: почему именно такие звенья выделены, какое значение имеют геометрические фигуры, которые используются в схеме и т.д.)
Булгаков Не
подвергся репрессиям, но…. Письмо
Правительству «Накануне» 7 Диплом
«лекаря с отличием» Медицинский
факультет Киевского университета Гимназия Власть
Сталин Гоголь Дни
Турбиных Бег 16 7 Отец
А. И. Мать
В. М. Образование Театр Творчество Семья
Комментарий к кластеру.
1.Звено «Семья». Большая, дружная, культурная, музыкальная, театральная. Отец Афанасий Иванович, мать Варвара Михайловна. В семье было 7 детей. Когда Булгакову было 16 лет, умер отец.
2.Звено «Образование» . Сначала начинает учебу в знаменитой Первой мужской Александровской гимназии, продолжает на медицинском факультете Киевского университета.
3.Звено «»Гоголь. Любимый писатель.
4.Звено «Творчество». В 7 лет начал писать. В берлинской газете «Накануне» появились первые произведения.
5. Звено «Театр». Самая известная пьеса Булгакова «Дни Турбиных» и пьеса «Бег» - вершина драматургического творчества Булгакова.
6. Звено «Власть. Сталин». Сложные отношения между Булгаковым и Сталиным.
Дополнительные материалы.
Отец писателя
Афанасий Иванович Булгаков родился 21 апреля 1859 года в селе Бойтичи Брянского уезда Орловской губернии, в семье священника. Начальное и среднее образование получил в Орловском духовном училище и в Орловской духовной семинарии.
В 1881 году поступил в Киевскую духовную академию на церковно-историческое отделение. По окончании курса академии в 1885 году А. И. Булгаков получил степень кандидата богословия и в сентябре этого года был назначен учителем греческого языка в Новочеркасское духовное училище.
С 20 сентября 1887 года и почти до самого последнего своего дня А. И. Булгаков служит в Киевской духовной академии.
По
гражданской службе Афанасий Иванович
в соответствии с установленной Петром
I табелью о рангах имел звание статского
советника
Профессор А.И. Булгаков
имел незаурядные способности и обладал
редким трудолюбием. Кроме большого
количества статей и отдельных брошюр,
написанных им на религиозные темы,
Афанасий Иванович перевел с латинского
языка на русский многие произведения
так называемых "отцов церкви" -
блаженного Августина, Иеронима и других,
принимал активное участие в работе
Киевского религиозно-просветительного
общества, читал лекции в различных
собраниях, исполнял обязанности
присяжного заседателя в окружном суде
Афанасий Иванович отличался отменным здоровьем. Тем неожиданнее было почувствованное им в мае 1906 года серьезное недомогание. Болезнь резко прогрессировала. Уже в августе того же года она привела к потере зрения и общему значительному ухудшению состояния А.И. Булгакова. Врачи констатировали хроническое заболевание почек (от этой же болезни впоследствии умер и М. А.Булгаков). Проведенное киевскими врачами, а затем и их московскими коллегами интенсивное лечение не привело к желаемому результату.
10
марта 1907 года Афанасий Иванович подал
прошение об отставке .14 марта 1907 года,
в 9 часов утра Афанасий Иванович
скончался.
А. И. Булгаков был похоронен в
Киеве, на Старом Байковом кладбище.
Из
прощального слова профессора Д. И.
Богдашевского: "Не послал тебе Господь
богатства материального, но дал тебе
то, что бесконечно выше и превосходнее
такого рода приобретения,- послал тебе
счастливейшую семейную жизнь. Хорошая
семья всегда, а особенно в нынешнее
время,- это истинная святыня. И мы видели
и восторгались красотою почившего как
семьянина. В твоей семье, этой поистине
"малой церкви", среди твоих прекрасных
детей, я всегда находил истинную отраду,
освежение и ободрение... ".
Мать писателя
В Варвара
Михайловна родилась 17 сентября 1869 года
в семье священника, как впрочем, и ее
первый муж, Афанасий Иванович. Семьи
родителей у супругов были очень большие
по сегодняшним меркам: у Булгаковых 10
детей, у Покровских – 9. Именно в таких
разнообразных, разнохарактерных ячейках
общества и складывался характер отца
и матери Булгаковых. Они умели выстраивать
мир своих детей таким образом, что
конфликтов практически не бывало.
Они поженились 1 июля 1890 года, но
встретились гораздо раньше. Он учился
в Орле в духовной семинарии, она здесь
же заканчивала гимназию. Но самое
удивительное то, что оба деда Михаила
Булгакова умерли в один год, что можно
считать мистическим совпадением. Кстати,
для своих, одних из самых знаковых,
литературных героев Михаил Афанасьевич
выбрал фамилию Турбины, а ведь именно
она и была девичьей фамилией его бабушки
по матери…
Сегодня пытаются
доказать, что будущий автор «Мастера и
Маргариты» был назван так в честь
небесного покровителя Киева – архангела
Михаила. Это не более чем красивая
легенда. Варвара дала имя своему первенцу
в честь отца – протоирея Казанского
собора г. Карачева
Варвара Михайловна
была очень живой, подвижной и, как бы
сказали сегодня, хохотушкой. И своих
детей она воспитывала так, чтобы они
находили себе дело по душе и занимались
самостоятельно.
Детьми их Бог не
обидел. Старший, Михаил, родился в 1891
году, далее шли – Вера (1892 г.), Надежда
(1893 г.), Варвара (1895 г.), Николай (1898 г.),
Иван (1900 г.) и Елена (1902 г.). И к каждому
своему ребенку Варвара Михайловна имела
свой подход. Это было неудивительно,
ведь еще 19-летней девушкой она начала
преподавать сначала в Брянской
прогимназии, а потом, в Карачевской
женской прогимназии, она обучала детей
французскому языку и была классной
наставницей.
Как вспоминали
позднее дети, их мама была очень
незаурядным и талантливым человеком.
Она любила рассказывать детям сказки.
Причем чаще всего сама же их и сочиняла.
Причем старалась, чтобы сказки были не
только поучительные, но и веселые. Она
прекрасно понимала, что через смех добру
учить легче, чем через переживания.
С особой тщательностью Варвара
Михайловна следила за тем, чтобы у детей
не было ни одной праздной минуты, а
потому она всегда и всем находила работу.
Конечно, сыновья старались во всем
помогать матери, особенно тогда, когда
семья перебралась на дачу в поселок
Буча, в 17 км от Киева. Отец, тогда уже
экстраординарный профессор Киевской
духовной академии, очень много работал,
как дома, так и в академии, а все хлопоты
по обустройству «родового гнезда» легли
на плечи матери. Но она никогда не роптала
и старалась учить детей на примере
собственного мужа, всегда отмечая его
трудолюбие, усидчивость, умение четко
определиться в главном.
К
большому горю всей семьи, Афанасий
Иванович скончался, и Варвара Михайловна
осталась одна, имея на руках семеро
детей, самой младшей из дочерей было
только пять лет. Один из друзей семьи
педиатр И. П. Воскресенский спустя
несколько лет предложил Варваре
Михайловне выйти за него замуж.
3.Работа с вопросами викторины о жизни и творчестве М. А. Булгакова.
(Ответить на вопросы можно как устно, так и письменно; на все или на часть вопросов. Учитель может предложить ответить на вопросы всем ученикам или какой-то группе; эта работа покажет, кто хорошо знает биографию писателя, а кто познакомился с ней поверхностно)
-
Почему Булгаковых называли «колокольными» дворянами?
-
Если А. Ахматова взяла в качестве псевдонима бабушкину фамилию, то Булгаков дал фамилию своей бабушки с материнской стороны своим любимым героям. Каким?
-
Где родился и вырос будущий писатель, если известно, что «редкая птица долетит до середины» той реки, на берегу которой стоит этот старинный город?
-
В аттестате зрелости у него по всем предметам оценки были «хорошо» и «удовлетворительно» и лишь по двум — «отлично»: один ему в жизни не пригодился, а во втором он разочаровался. Угадайте, что это были за предметы.
-
О чем мечтал гимназист как о «вечном маяке впереди» и «жизни свободной», как и его будущий автобиографический герой?
-
Какую профессию выбрал выпускник гимназии, считая ее «блестящей»?
-
Работая после окончания университета в уездном городишке Смоленской губернии, доктор Булгаков принял за год (по его подсчетам) более 15 тысяч пациентов. Сколько же это получается в среднем в день?
-
Начав писать рассказы, будучи земским врачом в Вязьме (1917), Булгаков позднее объединит их в цикл «Записки ... врача». Какое определение к существительному даст начинающий прозаик, видоизменив заглавие книги своего предшественника? Кого?
-
В какую армию был мобилизован в качестве военного врача Булгаков и где служил, не принимая участия в боевых действиях?
-
С кем из поэтов, своим ровесником, впоследствии репрессированным, познакомился Булгаков на Кавказе?
-
Во время отступления белых Булгаков лежал с тифом, а выздоровев, «пережил душевный перелом» и «навсегда бросил медицину и отдался ...». Чему?
-
В какой газете вместе с другими известными в будущем писателями сотрудничал Михаил Булгаков вначале в качестве обработчика, а потом фельетониста, подписываясь разными псевдонимами, в том числе «Г. П. Ухов» и «Гепеухов»? Какая опасная игра слов скрыта в них?
-
О ком из великих русских писателей Булгаков отзывался так: «После ... нельзя жить и работать в литературе так, словно не было никакого ...»?
-
О каком своем произведении Булгаков писал в автобиографии середины 20-х годов: «Роман этот я любил больше всех других моих вещей»?
-
Кто из поэтов Серебряного века, оставшихся в России, высоко оценил булгаковский роман, подарив автору свою акварель с надписью: «Дорогому Михаилу Афанасьевичу, первому, кто запечатлел душу русской смуты, с глубокой любовью»?
-
А с кем из поэтов, тоже начинавших до революции, Булгаков оказался на противоположных полюсах литературной борьбы, сделав такую зарисовку его публичного выступления: «...раскрыв свой чудовищно квадратный рот..., бухал над толпой надтреснутым басом <...> все выбрасывал тяжелые, как булыжники, слова»?
-
Какая повесть вместе с дневниками была конфискована НКВД у Булгакова во время обыска и после долгих хлопот возвращена, но увидела свет только через 60 лет (1987), когда автора давно уже не было в живых?
-
Потеряв надежду опубликовать свою прозу, Булгаков обращается к драматургии и пишет одну за другой несколько пьес, но почти все они были запрещены, кроме одной, поставленной МХАТом, шедшей 10 лет и выдержавшей более 800 спектаклей. Назовите ее.
-
О каком знаменитом драматурге Булгаков написал и пьесу, и биографию и как их озаглавил?
-
Эпиграф к какой пьесе станет сквозным мотивом творчества Булгакова — строки Жуковского: «Бессмертье — тихий, светлый брег; Наш путь — к нему стремленье. Покойся, кто свой кончил бег!..»
-
1929 год был знаменательным в жизни Булгакова — «годом катастрофы» и появления «Тайного друга», которому писатель адресует тетрадь с воспоминаниями и заветными мыслями. Почему «год катастрофы» и кто такой «Тайный друг»?
-
О чем говорил Булгаков в своем обращении к советскому правительству: «Невозможность писать для меня равносильна »?
-
Считая себя «мистическим писателем», Булгаков отмечал таинственные происшествия не только в жизни своих героев, но и в собственной. Не случайно звонок И. В. Сталина к нему раздался 18 апреля 1930 года, на следующий день после многолюдных похорон. Кого хоронили и какое отношение это событие имело к звонку?
-
Булгаков хотел быть укрытым «чугунной шинелью» Гоголя. Как это желание неожиданно сбылось после смерти «мистического писателя»?
-
Вслед за каким поэтом, погибшим в концлагере, Булгаков мог сказать: «Я рожден <...> в девяносто одном ненадежном году, и столетья окружают меня огнем»?
-
Кто посвятил Булгакову поминальную молитву: «Придется поминать того, кто, полный сил, И светлых замыслов, и воли, Как будто бы вчера со мною говорил, Скрывая дрожь смертельной боли»?
-
Какие экранизации произведений М. А. Булгакова вы знаете?
4.Подведение итогов урока. Заполните пропуски в предложении:
Михаил Афанасьевич Булгаков - ……………… писатель, который…………………… и поэтому…………………………………………………………………………………………….
5.Домашнее задание. Предлагается выбрать одно из заданий: 1. Составить 7-10 тестовых заданий по биографии Булгакова. 2. Составить небольшую статью о жизни Булгакова для Булгаковской энциклопедии.3 Составить кластер « Жизнь Михаила Булгакова».
Используемая литература.
-
Л. Л. Бельская Викторины по русской литературе 20 века М.: Просвещение, 2007
-
Игорь Лабезник Отец мастера М.: Книголюб, 1993
-
Михаил Булгаков Письмо Правительству СССР// Новый мир, 1987 №8
-
Борис Мягков Биография Булгакова
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»