В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

СУПЕРАКЦИЯ! –50% на любые программы, курсы, вебинары. Только 22-24 октября. Подробнее

Создание развивающей среды для реализации образовательных программ дополнительного образования (обобщение опыта)

Создание развивающей среды для реализации образовательных программ дополнительного образования (обобщение опыта)

Ольга Смирнова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 1234 голосов:18просмотров: 3279
Краткое описание
Данный материал можно использовать для оформления развивающей среды в ДОУ.
Описание

 Уважаемые коллеги! 
Разрешите представить Вам опыт работы коллектива Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №27 «Росинка» (далее — МДОУ №27) по созданию предметно-развивающей среды для реализации образовательных программ дополнительного образования.
МДОУ №27 находится в селе Новопышминском Сухоложского района, Свердловской области. 
В  ДОУ систематически ведется  работа  по  созданию, пополнению  и  обновлению  развивающей  среды, способствующей  развитию  детей  и  являющейся  опорой  на  личностно-ориентированную  модель  взаимодействия, которая  в  свою  очередь  является  доминирующей  формой  общения  в  нашем  дошкольном  учреждении.
К  созданию  окружающей  среды  привлекаются  все  субъекты  образовательного  процесса. Оборудуют  и оформляют  дошкольное  учреждение  работники  детского  сада  в  тесном  сотрудничестве  с  родителями. Родители  с желанием  откликаются  на  просьбы  педагогов  и  детей. Так же в создании образовательной среды принимает активное участие окружающий  социум. Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечит им «зону ближайшего развития», поэтому деятельность по обогащению среды происходит на глазах детей и с их посильным участием.
Вместе с детьми создали макеты пруда и домашнего  двора. На них  расположили игрушки  домашних животных и птиц. У детей сразу стали возникать вопросы: «Для чего здесь эти мешки, а, что в них? А почему это животное стоит здесь? А чем отличается домашняя утка от дикой? А почему здесь нет белых медведей? Множество новых вопросов возникало вновь и вновь. И они стимулировали нас на корректировку  образовательных программ и соответственно окружающего образовательного пространства.
Создавая  развивающую  среду,  мы  учитываем  основное  условие – педагогическая  поддержка  различных  видов  деятельности. Оформление  кабинетов дополнительного образования  простое  и  изящное, учитывающее возрастные и половые  особенности  детей,  их индивидуальные  возможности  и  потребности. В  соответствии  с  назначением  помещений  производится  их  оборудование  и  оформление. При оформлении мы учитывали, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное.
Направленность всего дополнительного образования МДОУ №27 ориентировано на укреплении здоровья детей, на их  социально-личностное, эстетическое  и познавательное  развитие.  Все усилия педагогического коллектива направлены на помощь детям в усвоении бесценного правила –  человек всегда имеет шанс на успех.  Общение ребенка с другими детьми, в том числе не только из своей группы, с детьми разного возраста, а также со взрослыми обогащает его социальный опыт.  И  мы  уверены, что  с  нашей  помощью и  имея  богатый опыт,  ребенок быстро  и безболезненно  перейдет  на  следующую  возрастную  ступень.
Программы дополнительного образования детей, по физкультурно-спортивной и культурологической направленностям,  реализуются через совместную деятельность  педагога  с детьми старшего дошкольного возраста, в форме кружков:  «Маленькие знайки» и  «В гостях у бабушки». 
Для их качественной реализации в нашем образовательном учреждении были созданы  такие дополнительные  пространства, как кабинет ОБЖ (основы безопасной жизнедеятельности)  и Русская  изба. Мы ставили  перед  собой  задачу разработать такое индивидуальное образование, в котором воспитанник может найти себя, максимально раскрыть свой личный потенциал.
Кабинеты оснащёны  учебно-методическими  пособиями  для воспитателей, педагогов  дополнительного образования, родителей, детей, атрибутами к сюжетным играм, дидактическими  играми, макетами.  
Собран и систематически пополняется материал из опыта работы педагогов. Постоянно пополняется библиотека новой литературой, как детской художественной, так и методической, используемой в работе с детьми и родителями. Для каждого кабинета создан паспорт, в который занесено всё оборудование и учебно-методическое пособие в сопровождении фотографий.
Для осуществления звукового дизайна применяются фонотека с записями русских народных песен в исполнении бабушек, звуков природы, голосов животных, фоновую музыку для подгрупповых занятий и  релаксации.
Активно используется в индивидуальной работе диктофон для записи рассказов детей, которые прослушиваются вместе с детьми и их родителями. Так же в образовательном процессе используются технические средства обучения: магнитофон, телевизор, музыкальный центр и проектор. В кабинете собраны альбомы, видеодиски и видеокассеты.
Реализуя, принцип открытости своего Я, собственного внутреннего мира ребёнка, используем в работе кружков различные фотографии детей на праздниках, в деятельности, отражающие возрастную динамику. Они побуждают ребенка рассказать о себе, о своей семье.
В кабинетах создана большая игротека настольных и словесных игр. Подобран ряд сюжетных и предметных картин для приобщения  детей  к  народной  культуре, что  обеспечивает  связь  поколений, способствует  гармоничному  развитию  личности, решает  задачи  умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного  воспитания. Имеются плакаты для формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности.
Собраны большие коллекции песен, стихов по правилам дорожного движения, сборник русского народного фольклора, и словарь старинных слов. 
В кабинете ОБЖ созданы напольный и настольный макет улицы и дороги.  Макеты оснащены дорожными знаками, транспортом, фигурками. Богатый ассортимент атрибутов для сюжетных игр и театрализованных представлений. На каждого ребёнка старшего возраста (5-7 лет) имеются рабочие тетради по правилам дорожного движения.
В кабинете сформирован материал  для работы с семьёй, по привитию детям дошкольного старшего возраста навыков безопасного поведения на дороге и при чрезвычайных ситуациях. 
Для родителей оформляются фотоальбомы, в которых отражены значимые события в жизни воспитанников МДОУ №27, ширмы. Творческая группа педагогов в конце каждого учебного года оформляет «книгу», в которой описана вся работа, проводимая с детьми в течение учебного года.
Так же в кабинете ОБЖ собрана большая коллекция агитационных и предупредительных листовок по соблюдению правил безопасного поведения на дороге, авторами, которых являются дети. 
Ребята с огромным удовольствием выпускают листовки, проявляя при этом завидное упорство, творчество и мастерство. К созданию листовок привлекаются выпускники нашего детского сада и родители воспитанников.  
«Русская изба» в нашем дошкольном учреждении создавалась постепенно, в течение 8 лет и пополняется по сегодняшний день. Она оснащена предметами быта, рукоделия, одежды, мебелью, старинными аксессуарами.
В избе восстановлены реальные прототипы горницы и кухни русской деревенской избы, в которых поселились бабка, дедка и внучка, сшитые руками родителей.
Для того чтобы пополнять созданное образовательное пространство в детском саду систематически проходят различные конкурсы, участниками, которых являются воспитанники, родители, старшее поколение детей и односельчане. Полученные новые экспонаты для избы оформляются в выставки различных тематик, а затем занимают достойное место в русской избе.
Систематически идёт накопление фотоматериалов исторических мест, которые посетили наши воспитанники, в сопровождении рассказов, стихов, высказываний детей и сочинений. 
Особое место в избе занимают планшеты со старинными фотографиями прадедушек и прабабушек воспитанников, их родителей  и педагогов, а так же книга об истории детского сада, которой мы очень гордимся.
В кабинетах дополнительного образования, музыкально-физкультурном зале, холлах  постоянно организуются выставки детского рисунка: 
-     тематические – «Бабушкин сундук», «Мы любим сказки», «История нашего детского сада»; 
-     персональные  – «Пожар в доме», «Мы с сестрой»; 
-     фотовыставки – «Вот какие мы», «Наши любимые домашние животные», «Моя семья»; 
-     конкурсы семейных газет – «Улыбайтесь чаще и вам улыбнутся в ответ», «От рождения и до…», «Семейное древо»;
-     конкурсы игр-самоделок и др., которые с удовольствием посещают родители воспитанников и гости детского сада.
Об эффективности созданного образовательного пространства для реализации образовательных программ дополнительного образования говорят следующие достижения детей и результаты их развития:
Свои умения и достижения воспитанники детского сада демонстрируют в культурном пространстве города Сухой Лог, села Новопышминское принимая участие в различных фестивалях, конкурсах и праздниках: «Масленица», «Родные узоры», «Веселая карусель», «Мое любимое село».
Дети, посещающие  детский сад, ежегодно становятся дипломантами и лауреатами муниципальных и областных конкурсов рисунков: «Огонь и дети»,  «Мир детства», «Помню я всегда о том, что нельзя шутить с огнем!», «Зеленый огонек», «Светлая пасха». В коридоре первого этажа детского сада и  кабинетах дополнительного образования вывешены грамоты и дипломы. Родители гордятся достижениями своих детей и детского сада.
Таким образом, все содержание дополнительного образования предусматривает тесное взаимодействие взаимодополняющих процессов: обучения, воспитания, развития, индивидуального подхода и организации социального опыта детей. А созданная предметно-развивающая среда в «Росинке» – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Образовательная среда является развивающей, так как она помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности. 
 
 Используемая литература:
  1. Новосёлова С.Л. "Развивающая предметная среда", М.: Центр инновации в педагогике, 1995г.
  2. Рыжова Н.А."Развивающая среда дошкольных учреждений", М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г. 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
IMG_0460.jpg
Войдите для скачивания файлов
IMG_8268.jpg
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru