В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Обобщение опыта работы по теме «Организация исследовательской деятельности в дошкольном учреждении как средство успешной адаптации ребёнка к обучению в школе»

Людмила Криворучко Людмила Криворучко
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 3357
Краткое описание
В работе представлено подробное описание применения воспитателями детского сада в работе проекто-исследовательских технологий, также представлен пример проекта воспитанника

Описание
Организация исследовательской деятельности в дошкольном учреждении как средство успешной адаптации ребёнка к обучению в школе
Л.Ю. Криворучко, Н.В. Новикова, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №1 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. 
С. Гин
Согласитесь, каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому проектно-исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.   
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Так, реализуя направления в рамках экологического воспитания, предлагаем ребятам задачу: «Весной сельские жители ловят жаб и выпускают их в огороды. Зачем?» Ответы у ребят разные, но необходимо помочь им сформулировать верный: жабы в ночное время истребляют на грядках гусениц, бабочек и других вредителей. Далее проводим беседу, в ходе которой ребята приходят к выводу, что гусеницы и бабочки наносят вред растениям, однако они принося и пользу: благодаря ним соблюдается экологический баланс,  а так же бабочки – красочные насекомые, которыми люди любуются.  Итак, проблема очевидна для дошкольников: дефицит чувства прекрасного, уничтожение насекомых людьми с целью коллекционирования. В связи с этим выбранная ребятами тема «Красота спасёт мир…» актуальна и обоснована. В течение работы над проектом ребята пытаются найти практические способы решения выявленных проблем. Этому подчинены мероприятия, направленные на реализацию поставленных целей. Этап постановки проблемы показывает, что воспитанники способны формулировать проблему с помощью воспитателя, ставить достижимые и измеримые цели. Необходимо, чтобы ребята «пережили» проект, то есть участвовали во всех мероприятиях, изобретали, экспериментировали… В рамках работы над проектом ребята оформляли  дневники наблюдений, проводили эксперименты, в результате которых появились бабочки.  Экспериментирование позволило повысить у дошкольников мотивацию к экологическому образованию. Кроме этого ребята проводили опросы, анкетирование, что позволило повысить их коммуникативную компетентность. На основе выводов, полученных в результате исследования, составлена программа практических действий, в рамках которой проводятся конкурсы рисунков, сочинение сказок, музыкальные занятия, изготовление поделок. Отсюда очевидна связь экологического, трудового, эстетического воспитания. Неоспоримым результатом работы воспитанников в рамках проектной деятельности становятся выступления ребят на муниципальных, региональных, федеральных, международных научно-практических конференциях «Эврика», «Я исследователь»,  «Биотоп», где воспитанники развивают устную речь, обогащая словарный запас, учатся отвечать на вопросы.
Итак, проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Список литературы
1.     Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002
2.     Гин А.А. Приемы педагогической техники. — М.: Вита-Пресс, 1999
Пожаловаться 28 мая 2011
Файлы
проект введение.doc
Войдите для скачивания файлов
статья.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Организация исследовательской деятельности в дошкольном учреждении как средство успешной адаптации ребёнка к обучению в школе

Л.Ю. Криворучко, Н.В. Новикова, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №1 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

С. Гин

Согласитесь, каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому проектно-исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Так, реализуя направления в рамках экологического воспитания, предлагаем ребятам задачу: «Весной сельские жители ловят жаб и выпускают их в огороды. Зачем?» Ответы у ребят разные, но необходимо помочь им сформулировать верный: жабы в ночное время истребляют на грядках гусениц, бабочек и других вредителей. Далее проводим беседу, в ходе которой ребята приходят к выводу, что гусеницы и бабочки наносят вред растениям, однако они принося и пользу: благодаря ним соблюдается экологический баланс, а так же бабочки – красочные насекомые, которыми люди любуются. Итак, проблема очевидна для дошкольников: дефицит чувства прекрасного, уничтожение насекомых людьми с целью коллекционирования. В связи с этим выбранная ребятами тема «Красота спасёт мир…» актуальна и обоснована. В течение работы над проектом ребята пытаются найти практические способы решения выявленных проблем. Этому подчинены мероприятия, направленные на реализацию поставленных целей. Этап постановки проблемы показывает, что воспитанники способны формулировать проблему с помощью воспитателя, ставить достижимые и измеримые цели. Необходимо, чтобы ребята «пережили» проект, то есть участвовали во всех мероприятиях, изобретали, экспериментировали… В рамках работы над проектом ребята оформляли дневники наблюдений, проводили эксперименты, в результате которых появились бабочки. Экспериментирование позволило повысить у дошкольников мотивацию к экологическому образованию. Кроме этого ребята проводили опросы, анкетирование, что позволило повысить их коммуникативную компетентность. На основе выводов, полученных в результате исследования, составлена программа практических действий, в рамках которой проводятся конкурсы рисунков, сочинение сказок, музыкальные занятия, изготовление поделок. Отсюда очевидна связь экологического, трудового, эстетического воспитания. Неоспоримым результатом работы воспитанников в рамках проектной деятельности становятся выступления ребят на муниципальных, региональных, федеральных, международных научно-практических конференциях «Эврика», «Я исследователь», «Биотоп», где воспитанники развивают устную речь, обогащая словарный запас, учатся отвечать на вопросы.

Итак, проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Список литературы

  1. Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002

  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999

пример проекта.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru