В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Дополнение. Виды дополнений.

Дополнение. Виды дополнений.

Екатерина Ростовцева
Тип материала: Урок
просмотров: 15818 комментариев: 2
Краткое описание
Урок  русского языка в 8 классе "Дополнение. Виды дополнений" (по учебнику С.И. Львововой)
Описание
Урок русского языка в 8 классе
 

 Тема: Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.
 
 Цели:
 

 Углубить понятие о дополнении;
 Развить умение видеть и выделять из текста прямые и косвенные дополнения;
 Воспитывать культуру речи.
 
 Методические приёмы: повторение пройденного, объяснение учителя, наблюдение, поисковый метод.
 
 Формы обучения:  работа в парах, фронтальная, индивидуальная.
 
 Оборудование:  ПК, мультимедиа, карточки.
 
 Ход урока:
 

 Сл. № 1 Д/з: стр. 160-161, 163; задание на карточках. Приложение 1.
 сл. № 2,3,    Тест   ГИА  (взаимопроверка)
 
 1.Укажите предложение, в котором неверно выделено определение.
 
    1) Наступила ранняя осень.
    2) Возьми эту книгу.
    3) Это был дом из дерева.
    4) Столовая находилась в том же здании. 
 
 2. Укажите предложение с несогласованным определением.
 

    1) Ранней весной хорошо выйти в поле!
    2) Этот случай удивил многих.
    3) Встреча с одноклассниками состоится в эту субботу.
    4) Прозрачный лес один чернеет.
 
 3. Укажите предложение с согласованным определением.
 

    1) Грозовая туча прошла мимо.
    2) Недалеко был особняк в три этажа.
    3) Недалеко был особняк с лепниной.
    4) Этот рассказ интересней.
  
 Синтаксическая минутка.
 

 сл. № 4  Запишите предложение в тетрадь, (ученик у доски)  подчеркните существительные как члены предложения. Старик ловил неводом рыбу. (А. Пушкин )
 
 ·  Какие второстепенные члены предложения вы подчеркнули? (дополнение).
 ·  Что мы будем с вами изучать сегодня на уроке? 
 
  Сл. № 5 Тема урока: Дополнение. Виды дополнений.  (в тетрадь) 
 

 Сл. № 6   Беседа  на повторение:
 
 ·  Расскажите, что вы знаете о дополнении как второстепенном члене предложения? 
 ·  Словами каких частей речи чаще  всего бывают выражены дополнения? 
 ·  Бегло просмотрите текст на стр. 160-161 и определите, какую новую информацию для вас он содержит?
 
  Сл. № 7 Тренировочное упражнение (устно). Найти дополнение, указать падеж и  вид.
 
 1.     Зелёная плесень  уже покрыла ветхое дерево.(В.п., прямое)
 2.     Чичиков оскорбился таким замечанием.(Т.п., косвенное)
 3.     Плюшкин надел очки (В.п., прямое) и стал рыться в бумагах (П.п., косвенное)
 4.     Скоро девочка показала рукою (Т.п., косвенное) на черневшее вдали строение. ( В.п. косвенное т.к. есть предлог).
 
 Упр. 334.  2 предложения у доски. 
 
 1.Детей (В.п. пр,) вводит в мир (В.п. кос.) сказки (Р.п. кос.) не только народная поэзия, но и театр. 2. Но сразу я узнал солдата (В.п.пр.), войну прошедшего в боях. 
 
 Сл. № 8. Упр. 334 -  3,5 предложения  самостоятельно (взаимопроверка).
 
 3.Чужую беду (В.п. пр.) руками( Т.п.кос.) разведу, а к своей ума(Р.п.кос.) не приложу. 5. Наконец около полуночи усталый хозяин прекратил танцы (В.п. пр.), приказал давать ужин (В.п. пр), а сам отправился спать.
 
 Сл. № 9  Упр. 335. Рассмотреть рисунок и подписи к ним. На основании этого наблюдения сделайте выводы о том, когда при переходном глаголе употребляется форма винительного падежа, а когда- родительного.
 
 Стр.163- рубрика «Обратите внимание!».
 
 Упр. 336. Прочитать и объяснить, почему в данных примерах после переходных глаголов прямое дополнение употреблено в форме  не винительного, а родительного падежа. 
 
 Итог урока:
 

 ·  Что такое дополнение?
 ·  Какие виды дополнений вы знаете?
 
 Сл. № 10спасибо за работу
 

 Срез.
 
 Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.
 
 1.     Все обрадовались приятной новости.
 2.     Через поток лежали длинные бревна.
 3.     Мы собирались купить конфет.
 4.     Гости по очереди рассказывали истории.
 5.     Старик не любил вспоминать о войне.
 6.     Он карандашом чертил план.
 7.     Я хочу выразить своё мнение.
 
 Литература
 
 1.Львова С. И., Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.- Мнемозина, 2008г.
 2.Богданова Г. А., Лингвистический  тренажёр.  Тестовые задания по русскому языку, М.- Просвещение, 2009г.
 3.Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия.  Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8-9 классы.
 
 Приложение 1
 
 Д/з
 
 Спишите предложения. Подчеркните дополнения, указав, прямое оно или косвенное.
 
 1.     Бурной жизнью деловою день встречают москвичи.
 2.     Высокие окна снаружи были наглухо забраны досками.
 3.     Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
 4.     Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его шум.
 5.     Высоко в небе кто-то невидимый чертил белые пушистые полосы.
 6.     Она сняла с полки маленького скачущего оленя из отполированной стали. 
 7.     Утром я без особых приключений добрался до родительского дома.
  
 Приложение 2
 
 Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.
 
 1.     Все обрадовались приятной новости.
 2.     Через поток лежали длинные бревна.
 3.     Мы собирались купить конфет.
 4.     Гости по очереди рассказывали истории.
 5.     Старик не любил вспоминать о войне.
 6.     Он карандашом чертил план.
 7.     Я хочу выразить своё мнение.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Дополнение. Виды дополнений..doc Скачать

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.

Цели:

Углубить понятие о дополнении;

Развить умение видеть и выделять из текста прямые и косвенные

дополнения;

Воспитывать культуру речи.

Методические приёмы: повторение пройденного, объяснение учителя, наблюдение, поисковый метод.

Формы обучения: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: ПК, мультимедиа, карточки.

Ход урока:

Сл. № 1 Д/з: стр. 160-161, 163; задание на карточках. Приложение 1.

сл. № 2,3, Тест ГИА (взаимопроверка)

1.Укажите предложение, в котором неверно выделено определение.

1) Наступила ранняя осень.

2) Возьми эту книгу.

3) Это был дом из дерева.

4) Столовая находилась в том же здании.

2. Укажите предложение с несогласованным определением.

1) Ранней весной хорошо выйти в поле!

2) Этот случай удивил многих.

3) Встреча с одноклассниками состоится в эту субботу.

4) Прозрачный лес один чернеет.

3. Укажите предложение с согласованным определением.

1) Грозовая туча прошла мимо.

2) Недалеко был особняк в три этажа.

3) Недалеко был особняк с лепниной.

4) Этот рассказ интересней.



Синтаксическая минутка.

сл. № 4 Запишите предложение в тетрадь, (ученик у доски) подчеркните существительные как члены предложения. Старик ловил неводом рыбу. (А. Пушкин )

  • Какие второстепенные члены предложения вы подчеркнули? (дополнение).

  • Что мы будем с вами изучать сегодня на уроке?

Сл. № 5 Тема урока: Дополнение. Виды дополнений. (в тетрадь)

Сл. № 6 Беседа на повторение:

  • Расскажите, что вы знаете о дополнении как второстепенном члене предложения?

  • Словами каких частей речи чаще всего бывают выражены дополнения?

  • Бегло просмотрите текст на стр. 160-161 и определите, какую новую информацию для вас он содержит?

Сл. № 7 Тренировочное упражнение (устно). Найти дополнение, указать падеж и вид.

  1. Зелёная плесень уже покрыла ветхое дерево.(В.п.,прямое)

  2. Чичиков оскорбился таким замечанием.(Т.п.,косвенное)

  3. Плюшкин надел очки (В.п., прямое) и стал рыться в бумагах (П.п.,косвенное)

  4. Скоро девочка показала рукою (Т.п.,косвенное) на черневшее вдали строение. ( В.п. косвенное т.к. есть предлог).

Упр. 334. 2 предложения у доски.

1.Детей (В.п. пр,) вводит в мир (В.п. кос.) сказки (Р.п. кос.) не только народная поэзия , но и театр. 2. Но сразу я узнал солдата (В.п.пр.), войну прошедшего в боях.

Сл. № 8. Упр. 334 - 3,5 предложения самостоятельно (взаимопроверка).

3.Чужую беду (В.п. пр.) руками( Т.п.кос.) разведу, а к своей ума(Р.п.кос.) не приложу. 5. Наконец около полуночи усталый хозяин прекратил танцы (В.п. пр.), приказал давать ужин (В.п. пр), а сам отправился спать.

Сл. № 9 Упр. 335. Рассмотреть рисунок и подписи к ним. На основании этого наблюдения сделайте выводы о том, когда при переходном глаголе употребляется форма винительного падежа, а когда- родительного.

Стр.163- рубрика «Обратите внимание!».

Упр. 336. Прочитать и объяснить, почему в данных примерах после переходных глаголов прямое дополнение употреблено в форме не винительного, а родительного падежа.

Итог урока:

  • Что такое дополнение?

  • Какие виды дополнений вы знаете?

Сл. № 10 спасибо за работу

Срез.

Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.

  1. Все обрадовались приятной новости.

  2. Через поток лежали длинные бревна.

  3. Мы собирались купить конфет.

  4. Гости по очереди рассказывали истории.

  5. Старик не любил вспоминать о войне.

  6. Он карандашом чертил план.

  7. Я хочу выразить своё мнение.



























Литература

  1. Львова С. И., Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.- Мнемозина, 2008г.

  2. Богданова Г. А., Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку, М.- Просвещение, 2009г.

  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8-9 классы.


4


приложения 1,2.doc Скачать

Приложение 1

Д/з

Спишите предложения. Подчеркните дополнения, указав, прямое оно или косвенное.

  1. Бурной жизнью деловою день встречают москвичи.

  2. Высокие окна снаружи были наглухо забраны досками.

  3. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

  4. Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его шум.

  5. Высоко в небе кто-то невидимый чертил белые пушистые полосы.

  6. Она сняла с полки маленького скачущего оленя из отполированной стали.

  7. Утром я без особых приключений добрался до родительского дома.


__________________________________________________________________



Д/з

Спишите предложения. Подчеркните дополнения, указав, прямое оно или косвенное.

  1. Бурной жизнью деловою день встречают москвичи.

  2. Высокие окна снаружи были наглухо забраны досками.

  3. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

  4. Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его шум.

  5. Высоко в небе кто-то невидимый чертил белые пушистые полосы.

  6. Она сняла с полки маленького скачущего оленя из отполированной стали.

  7. Утром я без особых приключений добрался до родительского дома.

__________________________________________________________________


Д/з

Спишите предложения. Подчеркните дополнения, указав, прямое оно или косвенное.

  1. Бурной жизнью деловою день встречают москвичи.

  2. Высокие окна снаружи были наглухо забраны досками.

  3. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

  4. Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его шум.

  5. Высоко в небе кто-то невидимый чертил белые пушистые полосы.

  6. Она сняла с полки маленького скачущего оленя из отполированной стали.

  7. Утром я без особых приключений добрался до родительского дома.

Приложение 2

Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.

  1. Все обрадовались приятной новости.

  2. Через поток лежали длинные бревна.

  3. Мы собирались купить конфет.

  4. Гости по очереди рассказывали истории.

  5. Старик не любил вспоминать о войне.

  6. Он карандашом чертил план.

  7. Я хочу выразить своё мнение.


______________________________________________________________


Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.

  1. Все обрадовались приятной новости.

  2. Через поток лежали длинные бревна.

  3. Мы собирались купить конфет.

  4. Гости по очереди рассказывали истории.

  5. Старик не любил вспоминать о войне.

  6. Он карандашом чертил план.

  7. Я хочу выразить своё мнение.


__________________________________________________________________


Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.

  1. Все обрадовались приятной новости.

  2. Через поток лежали длинные бревна.

  3. Мы собирались купить конфет.

  4. Гости по очереди рассказывали истории.

  5. Старик не любил вспоминать о войне.

  6. Он карандашом чертил план.

  7. Я хочу выразить своё мнение.

Дополнение (по учебнику С. И. Львовой).rar Скачать
Обсуждение материала
Татьяна Дубина
10.06.2011 18:00
Интересный материал. Разнообразные методы работы помогут лучше усвоить материал. Обратите внимание на слайды. Наложение заголовка на изображение нежелательно. Оно будет затруднять зрительное восприятие материала.
Лeди
12.04.2013 21:56
 
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос