"13 солнц Киша..."
— Ввести понятие «сказание» в контексте литературоведческого образования;
— Продолжить работу над характеристикой героя;
— Определить, что значит быть взрослым.
Оборудование: Текст произведения; «Рабочие тетради по литературе для 5 класса М.Н.Наумовой; портрет Д.Лондона; опорные материалы урока.
Ход урока:
I. Предварительная работа по теме урока.
Учитель: Наше путешествие по стране Литературии продолжается… Произведения великих русских и зарубежных писателей уже были прочитаны нами в этом учебном году. Это не просто произведения, это начало великого знакомства с сокровищами русского и мирового искусства. Наши уроки построены по программе А.Г.Кутузова. Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения.
Сегодня очередная встреча с великим… Это рассказ Джека Лондона «Сказание о Кише».
Джек Лондон – один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его биография, его личность человека активного, волевого, в чем-то напоминавшего его джек-лондоновских героев, вызывала не меньший интерес, чем его творчество, в котором сильно сказывалось автобиографическое начало.
Так кто же такой Джек Лондон?
Ученица: Джек Лондон, внебрачный сын астролога Уильяма Чейни и спиритки Флоры Уэллман, со своим отцом никогда не встречался и носил фамилию отчима — Джона Лондона, фермера. Дела Джона Лондона шли с переменным успехом, так что его пасынок, едва окончив начальную школу, устроился на консервную фабрику с десятичасовым рабочим днём. Это был сущий ад, и пятнадцати лет Джек ушёл с фабрики — в устричные пираты залива Сан-Франциско. Затем он чередовал вольную жизнь с подневольным трудом и попытками завершить образование. Океанское плавание на шхуне «Софи Сазерленд», джутовая фабрика в Окленде, бродяжничество, тюрьма, полтора года в средней школе, семестр в Калифорнийском университете, случайные заработки; в разгар «золотой лихорадки» — зимовка на Клондайке.
Оттуда Джек вернулся без единой унции золота и полный решимости добывать средства к существованию писательским трудом. Он отчётливо сознавал, что таланта, впечатлений и усердия ему не занимать. Он положил себе за правило вырабатывать тысячу слов в день. Журналы не устояли. В двадцатый век двадцатичетырёхлетний Джек Лондон вошёл профессиональным писателем. И быстро стал писателем известным и высокооплачиваемым. Однако на этом не успокоился. В 1902 году, специально, чтобы написать книгу «Люди бездны», Джек Лондон, член Американской социалистической партии, три месяца провёл в лондонских трущобах, выдавая себя за списанного на берег матроса. В начале 1904 года отправился корреспондентом на русско-японскую войну. В 1907 году по собственному проекту построил яхту «Снарк» и совершил на ней двухгодичное плавание к островам Океании. Поблажек для себя в работе не допускал: тысяча слов в день — «Зов предков», «Морской Волк», «Мартин Иден»… Бешеные деньги и безумные траты. Нельзя сказать, что ему везло. Едва выстроенный «Дом Волка», задуманный как «родовой замок» для будущих поколений Лондонов, сгорел. Долгожданный наследник так и не появился. Творческое воображение иссякло.
22 ноября 1916 года Джек Лондон умер. Вероятно, это было самоубийство.
Учитель: Да, ребята, Джек Лондон был особенным человеком, даже внешне. Вот как описывает его писатель И. Стоун: «Джек был от природы добр, безрассудно щедр — воистину друг из друзей, король славных малых… Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобивое сердце… Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос — они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. Не комнатный житель, а человек вольных просторов — словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды» (Обращение к портрету писателя)
Он прожил жизнь бойцом, «моряком в седле», как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг — итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ «Сказание о Кише». Дома вы прочитали это произведение.
II. Работа по анализу текста.
— Понравился ли вам рассказ? Почему? ( Да, он рассказывает о храбром мальчике, о том, как герой в свои 13 лет не испугался вождя племени и вступил с ним в противоборство; это рассказ о мужественном мальчике).
- Назовите героев рассказа. Киш – главный герой рассказа;
Клош-Кван – вождь племени;
Бок – отец Киша;
Айкига – мать героя;
Массук – соплеменник;
Уг-Глук – охотник племени;
Бим и Боун — два молодых, лучших в поселке охотника.
- В какой части земного шара происходит действие рассказа? (На севере Соединенных Штатов Америки).
Найти и показать это место на карте.
— Почему именно это место выбрал Джек Лондон для своего повествования? (Стр.801: «Север проверял человека, и становилось ясно, чего ты стоишь, кто ты: подлец или герой, трус или смельчак. Суровый север промывал человеческую породу. Слабые и робкие, нечестные и жадные уезжали, сильные и мужественные оседали здесь»)
— Какой народ выбрал писатель в качестве своих героев? (Стр.802: «Здесь издавна живут те, кто не знает южного солнца, теплой зимы, для кого север – это родина. А суровая природа кормит и одевает своих сыновей. Это коренные жители. Они отличаются от пришельцев с юга цветом кожи, языком, обычаями. Но добро и зло, глупость и мудрость, трусость и смелость одинаково понимают и оценивают все люди на земле независимо от национальности»).
Учитель: Обратили внимание, что этот рассказ называется — «сказание». Он создает как бы подражание местным индейским легендам, похожим на сказки. Обратимся к опорным записям и прочитаем, что такое «сказание».
Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни».
Главный герой лондоновского сказания – Киш. А знаете, он и другие герои рассказа сегодня пришли к нам, чтобы рассказать о себе и задать вам вопросы.
Киш: Здравствуйте, ребята! Я – Киш, герой рассказа Джека Лондона. Живу я у самого Полярного моря. Видел уже 13 солнц. Мой отец был отважным охотником, но в голодную годину, когда хотел отнять жизнь у большого полярного медведя, встретил смерть сам. Да, он один схватился с медведем, но медведь переломал ему все кости. А я – его единственный сын. И вот когда погиб мой отец, я стал жить вдвоем с матерью. Мою мать звать Айкига.
Учитель: Киш был всего только мальчик, а мать его – всего только женщина, и жили одни в самой бедной иглу. Их племенем правил вождь Клош-Кван. Все должны были подчиняться ему. Но только не маленький Киш!..
Айкига: Однажды вечером Клош-Кван собрал совет. Мой Киш показал, что в жилах у него течет горячая кровь, а в сердце – мужество мужчины, и он ни перед кем не станет гнуть спину. В нашем племени храбрые охотники добывали мясо. Это мясо делилось между соплеменниками. Нам всегда после смерти мужа доставались старые и жесткие куски. Вот это и не мог терпеть Киш.
Киш: Да, я выступил на совете и сказал твердо и сурово, что вся добыча должна распределяться справедливо: самой старой старушке и самому хилому старику должна достаться справедливая доля. Но мое предложение вызвало бурю протеста и возмущения среди охотников.
Айкига: Тогда мой сын сказал, что отныне также будет охотиться и приносить мясо и есть его. И добавил:
Киш: Отныне дележ моей добычи будет справедлив. И ни одна вдова, ни один беззащитный старик не будут ночью плакать оттого, что у них нет мяса, в то время как сильные мужчины стонут от тяжкой боли, ибо съели слишком много.
Учитель: Как осуществил свои намерения Киш, что он сделал?
Ученик: На следующий день Киш один отправился на охоту. Это было «невиданное событие». Те, кто видел его, заметили, что он взял с собою лук и большой запас стрел с костяными наконечниками и еще прихватил большое охотничье ружье своего отца.
Учитель: Как отнеслись соплеменники к пропаже Киша?
Ученик: (Стр. 83-84): «Айкига рвала на себе волосы и вымазала лицо сажей в знак скорби, а женщины горьким словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком и послали его на смерть; мужчины же молчали. готовясь идти на поиски тела, когда утихнет буря».
Учитель: Чем увенчалась первая охота героя?
Ученик: Киш убил полярного медведя и двух медвежат.
Учитель: Поверили ли этому соплеменники? (Стр.84)
Ученик: «Мужчины не могли поверить, что мальчик Киш один, совсем один, совершил такой великий подвиг. Но женщины рассказывали о свежем мясе только что убитого зверя, которое принес Киш, и это поколебало их недоверие. И вот наконец они отправились в путь, ворча, что если даже Киш и убил зверя, то, верно, он не позаботился освежевать его и разделать его тушу… Но, придя на место, они увидели то, чему не хотели верить: Киш не только убил медведей, но рассек туши на четыре части, как истинный охотник, и удалил внутренности».
Учитель: Дни шли за днями. В поселке стали поговаривать о неразгаданной тайне удачной охоты Киша.
(Стр.85: « — Злые духи охотятся вместе с ним, — утверждали одни. – Поэтому его охота всегда удачна. Чем же иначе можно это объяснить. как не тем. что ему помогают злые духи?- Кто знает? А может, это не злые духи, а добрые? – говорили другие. – Ведь его отец был великим охотником. Может, он теперь охотится вместе с сыном и учит его терпению, ловкости и отваге. Кто знает!»)
Но удача не покидала юного охотника. Это еще больше волновало соплеменников. Как решили соплеменники узнать тайну «удачной охоты» Киша?
Ученики: Они послали Бима и Боума по пятам отважного Киша разузнать эту тайну.
Учитель: Через пять дней Бим и Боум, лучшие охотники в поселке, вернулись. Им хотелось поскорее рассказать то, что они узнали.
Бим: Как нам было приказано, мы шли по следу Киша. Он нас ни разу не заметил. В середине первого дня пути он встретился с большим медведем-самцом, и это был очень большой медведь.
Боум: Но медведь не хотел вступать в борьбу, он повернул назад и стал уходить по льду. А Киш кричал на медведя, бранился на него, размахивал руками и поднял очень большой шум. Медведь рассердился, встал на задние лапы и зарычал. А Киш шел прямо на него.
Бим: Киш шел прямо на медведя, и медведь бросился на него, и Киш побежал. Когда Киш бежал, он уронил на лед маленький круглый шарик. Медведь обнюхал этот шарик и проглотил его. Киш все бежал и разбрасывал маленькие круглые шарики, а медведь все их глотал!!!
Боум: Так продолжалось долго. Но вдруг медведь остановился, завыл от боли и начал как бешеный колотить передними лапами по льду. Маленькие шарики наделали большую беду внутри медведя.
Учитель: Как вел себя медведь дальше? (Стр.87-88)
Ученик: «Медведь царапал себя когтями, прыгал по льду, словно разыгравшийся щенок. Но только он не играл, а выл от боли».
Учитель: Так в чем же состояла тайна Киша?
Киш: Это очень просто: надо взять маленький кусочек тюленьего жира и сделать в нем ямку. Потом в ямку надо положить китовый ус, хорошенько его свернуть и закрыть сверху другим кусочком жира. Потом все это надо выставить на мороз, и когда жир замерзнет, получится маленький круглый шарик. Медведь проглотит шарик, жир растопится, острый китовый ус распрямится – и медведю станет больно. А когда медведю станет больно, его легко убить копьем. Это совсем просто.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Киш не побоялся рассказать соплеменникам свою тайну?
Ученик: Я, думаю, он хотел, чтобы все были сыты и счастливы.
Учитель: Из маленького мальчика Киш стал вождем племени. Это ему удалось благодаря качествам характера. Каким?
Ученик: Бесстрашие, смекалка, сила воли, чувство справедливости, гармония с природой, ответственность перед соплеменниками.
Учитель: Да, это качества не маленького мальчика, подростка, это – качества мужчины, который в любую минуту может прийти на помощь. Наверное, таковым видел себя и Киш, который прожил-то всего «13 солнц».
III .Проверка домашнего задания.
-Как менялось отношение соплеменников к Кишу по мере его «мужания»?
Событие | Отношение соплеменников |
1. Киш на совете старейшин | «Буря протеста и возмущения», «гнев их кипел ключом», «осыпаемый бранью» |
2. Киш отправляется на первую охоту | «Много было толков и много смеха по этому поводу», «мужчины только покачивали головами, с сожалением смотрели на мать» |
3. «Пропажа» Киша | «Женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком», «мужчины молчали, готовясь идти на поиски тела» |
4. Возвращение мальчика | «Сначала было много сомнений и споров» |
5. Киш – отважный охотник | «На него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти Клош-Квана» |
Учитель: Сюжет данного рассказа подчинен жанру сказания. Повествование начинается с рассказа о родителях Киша. Далее отважный Киш выступает на совете старейшин племени. Герой решает стать охотником, идет на первую свою охоту. Она оказывается удачной. Соплеменники Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша. Да и герой ее не скрывает, потому что хочет, чтобы все люди племени были сыты и счастливы. Растет уважение к Кишу в племени, и в конце концов он становится вождем племени. Попробуйте определить, какие сюжетные элементы присутствуют в композиции?
Ученик: Экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.
Кульминация
Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша
Развитие действия
Решение стать охотником
Завязка
Совет старейшин: выступление Киша
Экспозиция Развязка
Рассказ о родителях Киша Киш – вождь племени
Учитель: Такая организация сюжета отвечает требованиям жанра:
а) сюжет опирается на народное сказание о Кише;
б) фантастика сочетается с зарисовками быта и нравов североамериканских индейцев;
в) обличает произвол старейшин Клош-Квана и Уг-Глука.
V. Речевая организация текста.
Учитель: Джек Лондон выработал свою манеру письма так, чтобы автора как бы не было видно, а герои рассказывали о себе своими делами, поступками, речью. На какие особенности речевой организации текста вы обратили внимание?
Ученик: Из текста сказания можно много узнать о нравах и обычаях североамериканских индейцев. Например, я обратил(а) внимание на выражения: «Тринадцать солнц» — 13 лет от роду; «Вымазать лицо сажей» — знак скорби; «Высасывать мозг из кости» — лакомое кушанье индейцев;
Ученик: А я обратил внимание на манеру писателя передать особенности речи рассказчика через форму повествования: он как будто сказку рассказывает.
VI. Выводы по теме урока.
Учитель: Правильно, ребята! Я думаю, вам понравилось «Сказание о Кише». Главный герой – мальчик 13 лет – символ для подражания многим, своими поступками и действиями Киш заслужил называться «взрослым». А как, по-вашему, что значит быть взрослым?
Ученик: Быть взрослым – это значит оценивать свои поступки, не совершать неверных действий, помогать слабым, уважать тех, кто рядом с тобой. Быть примером во всем.
Учитель: Правильно. Джек Лондон в своих северных рассказах не оправдывал безволие и малодушие. Его герои умели терпеть лишения, не завидовали друг другу. Писатель учит нас уважению к людям всех племен, наций, языков. И уважению к природе, которая бывает суровой, но добра в ней все-таки больше, ем зла. Рассказ о Кише позволяет понять, что быть взрослым – это не только права, но и обязанности.
VII. Домашнее задание.
1.Предлагаю вам ответить на вопросы по тексту «Сказания...» из «Рабочей тетради по литературе», определить степень осознанности прочитанного.
1.Как называется хижина канадских эскимосов? (Иглу)
2.Кем был отец Киша? (Отважным охотником)
3.Имя вождя племени? (Клош-Кван)
4.Имя матери Киша? (Айкига)
5.Что осталось в наследство Кишу от отца? (Копье)
6.Что сделала Айкига в знак скорби по сыну? (Вымазала лицо сажей)
7.Первый «улов» Киша? (Медведица и два медвежонка)
8.Сколько часов спал Киш после первой охоты? (20 часов)
9.Почему охота Киша всегда была удачной? (Знал один секрет)
10. Кто «бросил Кишу в глаза обвинение в колдовстве»? (Уг-Глук)
11. В чем заключался секрет удачной охоты Киша? (В маленьком шарике из тюленьего жира и китового уса)
12. Кем избрали Киша соплеменники за добропорядочность? (Вождем племени)
2. Киш проявил смекалку при охоте на медведя. Другими словами, он сделал открытие. Как вы думаете, какие изобретения человечества в его истории – самые великие и важные?
Джек Лондон
«Сказание о Кише»
1. Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни».
2. Джек Лондон, внебрачный сын астролога Уильяма Чейни и спиритки Флоры Уэллман, со своим отцом никогда не встречался и носил фамилию отчима — Джона Лондона, фермера
3. Как вы думаете, какие изобретения человечества в его истории – самые великие и важные?
«13 солнц Киша...»
(Урок литературы в 5 классе по произведению
Джека Лондона «Сказание о Кише»)
Цель урока: - Познакомить учащихся с произведением Д.Лондона «Сказание о Кише»;
- Ввести понятие «сказание» в контексте литературоведческого образования;
- Продолжить работу над характеристикой героя;
- Определить, что значит быть взрослым.
Оборудование: Текст произведения; «Рабочие тетради по литературе для 5 класса М.Н.Наумовой; портрет Д.Лондона; опорные материалы урока.
Ход урока:
I. Предварительная работа по теме урока.
Учитель: Наше путешествие по стране Литературии продолжается... Произведения великих русских и зарубежных писателей уже были прочитаны нами в этом учебном году. Это не просто произведения, это начало великого знакомства с сокровищами русского и мирового искусства. Наши уроки построены по программе А.Г.Кутузова. Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения.
Сегодня очередная встреча с великим... Это рассказ Джека Лондона «Сказание о Кише».
Джек Лондон – один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его биография, его личность человека активного, волевого, в чем-то напоминавшего его джек-лондоновских героев, вызывала не меньший интерес, чем его творчество, в котором сильно сказывалось автобиографическое начало.
Так кто же такой Джек Лондон?
Ученица: Джек Лондон, внебрачный сын астролога Уильяма Чейни и спиритки Флоры Уэллман, со своим отцом никогда не встречался и носил фамилию отчима — Джона Лондона, фермера. Дела Джона Лондона шли с переменным успехом, так что его пасынок, едва окончив начальную школу, устроился на консервную фабрику с десятичасовым рабочим днём. Это был сущий ад, и пятнадцати лет Джек ушёл с фабрики — в устричные пираты залива Сан-Франциско. Затем он чередовал вольную жизнь с подневольным трудом и попытками завершить образование. Океанское плавание на шхуне «Софи Сазерленд», джутовая фабрика в Окленде, бродяжничество, тюрьма, полтора года в средней школе, семестр в Калифорнийском университете, случайные заработки; в разгар «золотой лихорадки» — зимовка на Клондайке.
Оттуда Джек вернулся без
единой унции золота и полный решимости
добывать средства к существованию
писательским трудом. Он отчётливо
сознавал, что таланта, впечатлений и
усердия ему не занимать. Он положил себе
за правило вырабатывать тысячу слов в
день. Журналы не устояли. В двадцатый
век двадцатичетырёхлетний Джек Лондон
вошёл профессиональным писателем. И
быстро стал писателем известным и
высокооплачиваемым. Однако на этом не
успокоился. В 1902 году, специально, чтобы
написать книгу «Люди бездны», Джек
Лондон, член Американской социалистической
партии, три месяца провёл в лондонских
трущобах, выдавая себя за списанного
на берег матроса. В начале 1904 года
отправился корреспондентом на
русско-японскую войну. В 1907 году по
собственному проекту построил яхту
«Снарк» и совершил на ней двухгодичное
плавание к островам Океании. Поблажек
для себя в работе не допускал: тысяча
слов в день — «Зов предков», «Морской
Волк», «Мартин Иден»… Бешеные деньги
и безумные траты. Нельзя сказать, что
ему везло. Едва выстроенный «Дом Волка»,
задуманный как «родовой замок» для
будущих поколений Лондонов, сгорел.
Долгожданный наследник так и не появился.
Творческое воображение иссякло.
22
ноября 1916 года Джек Лондон умер. Вероятно,
это было самоубийство.
Учитель: Да, ребята, Джек Лондон был особенным человеком, даже внешне. Вот как описывает его писатель И. Стоун: «Джек был от природы добр, безрассудно щедр — воистину друг из друзей, король славных малых... Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобивое сердце... Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос — они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. Не комнатный житель, а человек вольных просторов — словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды» (Обращение к портрету писателя)
Он прожил жизнь бойцом, «моряком в седле», как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг — итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ «Сказание о Кише». Дома вы прочитали это произведение.
II. Работа по анализу текста.
- Понравился ли вам рассказ? Почему? ( Да, он рассказывает о храбром мальчике, о том, как герой в свои 13 лет не испугался вождя племени и вступил с ним в противоборство; это рассказ о мужественном мальчике).
- Назовите героев рассказа. Киш – главный герой рассказа;
Клош-Кван – вождь племени;
Бок – отец Киша;
Айкига – мать героя;
Массук – соплеменник;
Уг-Глук – охотник племени;
Бим и Боун - два молодых, лучших в поселке охотника.
- В какой части земного шара происходит действие рассказа? (На севере Соединенных Штатов Америки).
Найти и показать это место на карте.
- Почему именно это место выбрал Джек Лондон для своего повествования? (Стр.801: «Север проверял человека, и становилось ясно, чего ты стоишь, кто ты: подлец или герой, трус или смельчак. Суровый север промывал человеческую породу. Слабые и робкие, нечестные и жадные уезжали, сильные и мужественные оседали здесь»)
- Какой народ выбрал писатель в качестве своих героев? (Стр.802: «Здесь издавна живут те, кто не знает южного солнца, теплой зимы, для кого север – это родина. А суровая природа кормит и одевает своих сыновей. Это коренные жители. Они отличаются от пришельцев с юга цветом кожи, языком, обычаями. Но добро и зло, глупость и мудрость, трусость и смелость одинаково понимают и оценивают все люди на земле независимо от национальности»).
Учитель: Обратили внимание, что этот рассказ называется - «сказание». Он создает как бы подражание местным индейским легендам, похожим на сказки. Обратимся к опорным записям и прочитаем, что такое «сказание».
Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни».
Главный герой лондоновского сказания – Киш. А знаете, он и другие герои рассказа сегодня пришли к нам, чтобы рассказать о себе и задать вам вопросы.
Киш: Здравствуйте, ребята! Я – Киш, герой рассказа Джека Лондона. Живу я у самого Полярного моря. Видел уже 13 солнц. Мой отец был отважным охотником, но в голодную годину, когда хотел отнять жизнь у большого полярного медведя, встретил смерть сам. Да, он один схватился с медведем, но медведь переломал ему все кости. А я – его единственный сын. И вот когда погиб мой отец, я стал жить вдвоем с матерью. Мою мать звать Айкига.
Учитель: Киш был всего только мальчик, а мать его – всего только женщина, и жили одни в самой бедной иглу. Их племенем правил вождь Клош-Кван. Все должны были подчиняться ему. Но только не маленький Киш!..
Айкига: Однажды вечером Клош-Кван собрал совет. Мой Киш показал, что в жилах у него течет горячая кровь, а в сердце – мужество мужчины, и он ни перед кем не станет гнуть спину. В нашем племени храбрые охотники добывали мясо. Это мясо делилось между соплеменниками. Нам всегда после смерти мужа доставались старые и жесткие куски. Вот это и не мог терпеть Киш.
Киш: Да, я выступил на совете и сказал твердо и сурово, что вся добыча должна распределяться справедливо: самой старой старушке и самому хилому старику должна достаться справедливая доля. Но мое предложение вызвало бурю протеста и возмущения среди охотников.
Айкига: Тогда мой сын сказал, что отныне также будет охотиться и приносить мясо и есть его. И добавил:
Киш: Отныне дележ моей добычи будет справедлив. И ни одна вдова, ни один беззащитный старик не будут ночью плакать оттого, что у них нет мяса, в то время как сильные мужчины стонут от тяжкой боли, ибо съели слишком много.
Учитель: Как осуществил свои намерения Киш, что он сделал?
Ученик: На следующий день Киш один отправился на охоту. Это было «невиданное событие». Те, кто видел его, заметили, что он взял с собою лук и большой запас стрел с костяными наконечниками и еще прихватил большое охотничье ружье своего отца.
Учитель: Как отнеслись соплеменники к пропаже Киша?
Ученик: (Стр. 83-84): «Айкига рвала на себе волосы и вымазала лицо сажей в знак скорби, а женщины горьким словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком и послали его на смерть; мужчины же молчали. готовясь идти на поиски тела, когда утихнет буря».
Учитель: Чем увенчалась первая охота героя?
Ученик: Киш убил полярного медведя и двух медвежат.
Учитель: Поверили ли этому соплеменники? (Стр.84)
Ученик: «Мужчины не могли поверить, что мальчик Киш один, совсем один, совершил такой великий подвиг. Но женщины рассказывали о свежем мясе только что убитого зверя, которое принес Киш, и это поколебало их недоверие. И вот наконец они отправились в путь, ворча, что если даже Киш и убил зверя, то, верно, он не позаботился освежевать его и разделать его тушу... Но, придя на место, они увидели то, чему не хотели верить: Киш не только убил медведей, но рассек туши на четыре части, как истинный охотник, и удалил внутренности».
Учитель: Дни шли за днями. В поселке стали поговаривать о неразгаданной тайне удачной охоты Киша.
(Стр.85: « - Злые духи охотятся вместе с ним, - утверждали одни. – Поэтому его охота всегда удачна. Чем же иначе можно это объяснить. как не тем. что ему помогают злые духи?- Кто знает? А может, это не злые духи, а добрые? – говорили другие. – Ведь его отец был великим охотником. Может, он теперь охотится вместе с сыном и учит его терпению, ловкости и отваге. Кто знает!»)
Но удача не покидала юного охотника. Это еще больше волновало соплеменников. Как решили соплеменники узнать тайну «удачной охоты» Киша?
Ученики: Они послали Бима и Боума по пятам отважного Киша разузнать эту тайну.
Учитель: Через пять дней Бим и Боум, лучшие охотники в поселке, вернулись. Им хотелось поскорее рассказать то, что они узнали.
Бим: Как нам было приказано, мы шли по следу Киша. Он нас ни разу не заметил. В середине первого дня пути он встретился с большим медведем-самцом, и это был очень большой медведь.
Боум: Но медведь не хотел вступать в борьбу, он повернул назад и стал уходить по льду. А Киш кричал на медведя, бранился на него, размахивал руками и поднял очень большой шум. Медведь рассердился, встал на задние лапы и зарычал. А Киш шел прямо на него.
Бим: Киш шел прямо на медведя, и медведь бросился на него, и Киш побежал. Когда Киш бежал, он уронил на лед маленький круглый шарик. Медведь обнюхал этот шарик и проглотил его. Киш все бежал и разбрасывал маленькие круглые шарики, а медведь все их глотал!!!
Боум: Так продолжалось долго. Но вдруг медведь остановился, завыл от боли и начал как бешеный колотить передними лапами по льду. Маленькие шарики наделали большую беду внутри медведя.
Учитель: Как вел себя медведь дальше? (Стр.87-88)
Ученик: «Медведь царапал себя когтями, прыгал по льду, словно разыгравшийся щенок. Но только он не играл, а выл от боли».
Учитель: Так в чем же состояла тайна Киша?
Киш: Это очень просто: надо взять маленький кусочек тюленьего жира и сделать в нем ямку. Потом в ямку надо положить китовый ус, хорошенько его свернуть и закрыть сверху другим кусочком жира. Потом все это надо выставить на мороз, и когда жир замерзнет, получится маленький круглый шарик. Медведь проглотит шарик, жир растопится, острый китовый ус распрямится – и медведю станет больно. А когда медведю станет больно, его легко убить копьем. Это совсем просто.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Киш не побоялся рассказать соплеменникам свою тайну?
Ученик: Я, думаю, он хотел, чтобы все были сыты и счастливы.
Учитель: Из маленького мальчика Киш стал вождем племени. Это ему удалось благодаря качествам характера. Каким?
Ученик: Бесстрашие, смекалка, сила воли, чувство справедливости, гармония с природой, ответственность перед соплеменниками.
Учитель: Да, это качества не маленького мальчика, подростка, это – качества мужчины, который в любую минуту может прийти на помощь. Наверное, таковым видел себя и Киш, который прожил-то всего «13 солнц».
III .Проверка домашнего задания.
-Как менялось отношение соплеменников к Кишу по мере его «мужания»?
Событие |
Отношение соплеменников |
1. Киш на совете старейшин |
«Буря протеста и возмущения», «гнев их кипел ключом», «осыпаемый бранью» |
2. Киш отправляется на первую охоту |
«Много было толков и много смеха по этому поводу», «мужчины только покачивали головами, с сожалением смотрели на мать» |
3. «Пропажа» Киша |
«Женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком», «мужчины молчали, готовясь идти на поиски тела» |
4. Возвращение мальчика |
«Сначала было много сомнений и споров» |
5. Киш – отважный охотник |
«На него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти Клош-Квана» |
IV. Особенности сюжета.
Учитель: Сюжет данного рассказа подчинен жанру сказания. Повествование начинается с рассказа о родителях Киша. Далее отважный Киш выступает на совете старейшин племени. Герой решает стать охотником, идет на первую свою охоту. Она оказывается удачной. Соплеменники Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша. Да и герой ее не скрывает, потому что хочет, чтобы все люди племени были сыты и счастливы. Растет уважение к Кишу в племени, и в конце концов он становится вождем племени. Попробуйте определить, какие сюжетные элементы присутствуют в композиции?
Ученик: Экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.
Кульминация
Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша
Развитие действия
Решение стать охотником
Завязка
Совет старейшин: выступление Киша
Экспозиция Развязка
Рассказ о родителях Киша Киш – вождь племени
Учитель: Такая организация сюжета отвечает требованиям жанра:
а) сюжет опирается на народное сказание о Кише;
б) фантастика сочетается с зарисовками быта и нравов североамериканских индейцев;
в) обличает произвол старейшин Клош-Квана и Уг-Глука.
V. Речевая организация текста.
Учитель: Джек Лондон выработал свою манеру письма так, чтобы автора как бы не было видно, а герои рассказывали о себе своими делами, поступками, речью. На какие особенности речевой организации текста вы обратили внимание?
Ученик: Из текста сказания можно много узнать о нравах и обычаях североамериканских индейцев. Например, я обратил(а) внимание на выражения: «Тринадцать солнц» - 13 лет от роду; «Вымазать лицо сажей» - знак скорби; «Высасывать мозг из кости» - лакомое кушанье индейцев;
Ученик: А я обратил внимание на манеру писателя передать особенности речи рассказчика через форму повествования: он как будто сказку рассказывает.
VI. Выводы по теме урока.
Учитель: Правильно, ребята! Я думаю, вам понравилось «Сказание о Кише». Главный герой – мальчик 13 лет – символ для подражания многим, своими поступками и действиями Киш заслужил называться «взрослым». А как, по-вашему, что значит быть взрослым?
Ученик: Быть взрослым – это значит оценивать свои поступки, не совершать неверных действий, помогать слабым, уважать тех, кто рядом с тобой. Быть примером во всем.
Учитель: Правильно. Джек Лондон в своих северных рассказах не оправдывал безволие и малодушие. Его герои умели терпеть лишения, не завидовали друг другу. Писатель учит нас уважению к людям всех племен, наций, языков. И уважению к природе, которая бывает суровой, но добра в ней все-таки больше, ем зла. Рассказ о Кише позволяет понять, что быть взрослым – это не только права, но и обязанности.
VII. Домашнее задание.
1.Предлагаю вам ответить на вопросы по тексту «Сказания...» из «Рабочей тетради по литературе», определить степень осознанности прочитанного.
-
Как называется хижина канадских эскимосов? (Иглу)
-
Кем был отец Киша? (Отважным охотником)
-
Имя вождя племени? (Клош-Кван)
-
Имя матери Киша? (Айкига)
-
Что осталось в наследство Кишу от отца? (Копье)
-
Что сделала Айкига в знак скорби по сыну? (Вымазала лицо сажей)
-
Первый «улов» Киша? (Медведица и два медвежонка)
-
Сколько часов спал Киш после первой охоты? (20 часов)
-
Почему охота Киша всегда была удачной? (Знал один секрет)
-
Кто «бросил Кишу в глаза обвинение в колдовстве»? (Уг-Глук)
-
В чем заключался секрет удачной охоты Киша? (В маленьком шарике из тюленьего жира и китового уса)
-
Кем избрали Киша соплеменники за добропорядочность? (Вождем племени)
2. Киш проявил смекалку при охоте на медведя. Другими словами, он сделал открытие. Как вы думаете, какие изобретения человечества в его истории – самые великие и важные?
Джек Лондон
«Сказание о Кише»
1. Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни».
2. Джек Лондон, внебрачный сын астролога Уильяма Чейни и спиритки Флоры Уэллман, со своим отцом никогда не встречался и носил фамилию отчима — Джона Лондона, фермера
3. Как вы думаете, какие изобретения человечества в его истории – самые великие и важные?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС