В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

"Байкал-голубая жемчужина Сибири"

Ольга Орлова Ольга Орлова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 5870    комментариев: 1
Краткое описание
Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса, которые обучаются по учебнику Э.М.Раковской "География:природа России.8 класс" издательства "Просвещение". Разработка содержит развернутый конспект урока, кроссворд для учащихся, план работы по модулям для учащихся и видеофильм, который можно использовать с первых до последних минут урока.

Описание
Тема урока: «Байкал – голубая жемчужина Сибири».
 Класс: 8 класс
 
 Автор урока: учитель географии  Орлова Ольга Владимировна
 
Образовательное учреждение: ГОУ «Санаторная школа-интернат" г. Калининска, Саратовской области»
 
Тип урока: урок формирования знаний;
 
 
Цель урока: Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал.
 
Задачи урока: 1. Определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала.
 
2. Формировать умение работать с различными источникам информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы.
 
3. Воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.
 
В ходе урока учащиеся приобретут знания о географическом положении, происхождение, климате, водах и живых организмах Байкала.
 
Оснащение: физическая карта России и мира, атлас, учебник «География: природа России. 8 класс» (автор Э.М.Раковская), листы с модулями для учащихся, кроссворды для учащихся, видеоролик о Байкале, телевизор, DVD — плеер.
 
                                                                                     План – конспект урока
 
Ход урока.
 
1. Организационный момент.
 
2. На экране телевизора слайд, на котором написана тема урока, но не до конца: «…… — жемчужина Сибири».
 
Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока и определить какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, послушайте легенду о его происхождении.
 
А) Легенда
 
«Посмотрел господь: неласкова вышла земля… как бы не стала она на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую – нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него».
 
Б) Такова легенда о происхождении жемчужины Сибири, «чуда природы во всех отношениях».
 
Вопросы: 1. Что это за географический объект?
 
2.Как будет звучать тема нашего урока?
 
На слайде появляется тема урока полностью («Байкал – голубая жемчужина Сибири». –
 

 
Дети пишут тему урока в тетрадь.
 

 
3. Актуализация опорных знаний.
 
1. Что вы знаете о Байкале? (ответы детей)
 
2. Видеоряд о Байкале. На фоне видеоряда слова учителя: « Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня в него внесены 506 объектов из 105 стран мира. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Буряты называют Байкал – «Байгал – далай» — «Байкал – море»».
 
(После просмотра видеоряда)
 
Учитель: Здесь возникает вопрос – а много ли мы знаем о Байкале?
 
3. Какие сведения сегодня на уроке вы хотели бы узнать?
 
4. Компоненты природы: (учащиеся называют их вразброс, а учитель записывает на доске или открывает карточки в определенном порядке):
 
1. Географическое положение
 
2. Происхождение
 
3. Климат
 
4. Воды
 
5. Живые организмы.
 
В природе все взаимосвязано и все компоненты зависят от географического положения.
 
Это и есть план нашего урока.
 
4. Работа по модулям:
 
     
Учебный материал
(основные вопросы, на которые должны ответить учащиеся в данном модуле)
 
Руководство по усвоению
 
Модуль №1 Географическое положение Байкала.
 На экране телевизора – слайд с физической картой Байкала.
 
1. Дайте характеристику особенностей географического положения Байкала.
 
Используя карту атласа стр. 44 — 45 ответьте на вопросы:
1. В какой части России расположено озеро?
2. Как расположено озеро по отношению к океанам?
3. Каково направление протяженности Байкала?
4. Вычислите протяженность озера Байкал? (630 км)
 Слайд с фактами на экране.
 Факты (записывают в тетрадь):
площадь: 5500000 км2;
длина 636 км;
ширина 25 – 79 км;
средняя глубина — 730 м;
максимальная глубина – 1637 м. ( в 2008 г. – 1680 м.)
5. Как называется остров в центре Байкала? (Ольхон)
 Видеоряд об Ольхоне.
 На фоне видеоряда слова: « На озере 22 остова, самый большой из них – Ольхон (73 км в длину, 11 км. в ширину). Ольхон – значит «сухой». И, действительно, дожди на острове – большая редкость. По легендам местных жителей, на Ольхоне обитают грозные духи Байкала».
 
Модуль №2. Природа Байкала.
 
2. Каково происхождение котловины озера.
 
Посмотрите видеосюжет№1.
 Ответьте на вопросы.
 На экране – геологическая карта.
1. По карте назовите максимальную глубину озера.
2. Назовите причину такой большой глубины озера. – происхождение озерной котловины.
3. Вид озерной котловины? (тектоническая впадина)
Как образовалась озерная котловина Байкала? (разлом земной коры – грабен).
 На экране – сейсмическая карта Байкала.
4. Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры? (сильные землетрясения, поднимаются и опускаются байкальские берега).
 Видеосюжет о Байкале №2
 
 Учитель (после просмотра): Байкал – древнейшее озеро мира. Его возраст – 15 – 20 млн. лет. Если другие озера со временем стареют и зарастают, то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться. В 2008 г. в ходе экспедиции была зафиксирована максимальная глубина Байкала – 1680 м., а берега озера ежегодно расходятся на 2 см/год.
6. Какие факторы вызывают такие процессы? (тектонические движения, размывание берегов и давление на дно массы рыхлых осадков и водной массы самого озера).
 
3. Дайте характеристику климатических особенностей Байкала.
 
На экране – слайд «Климат».
 Используя учебник стр. 246 и климатической карты стр. 14
 1. Заполните таблицу:
    
ср.t июля
 
ср.t янв.
 
осадки
 
тип климата
 

 

 

 

 
2. Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья?
(Огромная водная масса озера медленно нагревается летом (на экране — Байкал летом) и медленно остывает осенью, Байкал долго не замерзает (на экране — Байкал зимой). В декабре озеро начинает сковываться панцирем и лишь в мае освобождается тот льда (слайд — Байкал весной). Зима на берегах Байкала значительно теплее (на 6 — 10°С), а лето прохладнее, чем в соседних районах.
Значительные перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводит к возникновению сильных ветров.( на экране – ветер на Байкале).
По числу штормовых дней (картина шторма на Байкале) Байкал превосходит Черное море. В каждом районе озера дуют свои местные ветры, имеющие собственное название.
 3. Учебник стр. 247, 1 абзац – как называются ветры на Байкале? (верховик, сарма, баргузин, култук)
В тетрадь названия ветров:
 Сарма – ураганный ветер, поднимает штормовые волны на Байкале, скорость – 60 м/с;
 Баргузин – северо – восточный ветер;
 Верховик – свежий ветер, дует вдоль озера.
 

 
Музыкально – физкультурная пауза.
 
4. Каковы особенности вод Байкала.
 
На экране слайд – «Воды».
 Учебник стр. 246 – 247.
1. Байкал уникален огромным объемом воды – по объему воды равен Балтийскому морю.
( 5 американских озер,
2 раза озеро Танганьика,
90 раз Азовское море) — сравнительная схема.
2. На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет.
3. В Байкале содержится 20% всех пресных вод планеты.
4. Имеет уникальную чистую прозрачную воду( до глубины 40 м.)
5. По химическому составу вода озера очень близка к дистиллированной воде ( соленость 0,1 ‰) и богата кислородом.
 Ответить на вопросы:
1. Сколько рек вытекает из Байкала? (1- Ангара)
2. Крупнейшая река, впадающая в Байкал? ( Селенга)
 Видеоряд о реках.
 
5. Какова неповторимость живых организмов озера.
 
На экране слайд «Органический мир».
 Учебник стр. 247. Ответить на вопросы:
1. Сколько видов животных и растений обитает в Байкале? (1500 видов животных, 1000 видов растений – большая часть из них – водоросли).
2. 70% обитателей Байкала – эндемики – не встречаются в других водоемах и территориях планеты.
 3. Видеоряд о животном и растительном мире Байкала.
4. Кроссворд. Если вы ответили верно, то в выделенных клеточках прочтете название рачка, благодаря которому поддерживается чистота Байкала. (эпишура – слайд).
Рачки эпишура – «санитары» Байкала, которые в мире больше нигде не встречаются. Именно эти существа (тысяча таких малюток весит всего один миллиграмм) производят биологическую очистку байкальских вод. Они питаются микроорганизмами, вызывающими цветение.
 
Модуль №3. Повторение и обобщение.
 
6. Выполните задания и определите уровень своих знаний.
 
 
1. Что обозначают эти цифры?
 а) 40м.
 б) 1637 м.
 в) 20 млн.
 г) 636 км.
 д) 20%
 е) 40 лет.
 2. В чем уникальность озера Байкал? В чем Байкал является «Чудом природы во всех отношениях», как говорил Л.С. Берг? Почему его называют «голубой жемчужиной Сибири»?
а) самое древнее,
б) самое глубокое,
в) самое чистое и прозрачное,
г) уникален органический мир
д) в озере содержится большой объем пресной воды.
 
Модуль №4. Рефлексия.
 
7. Ответьте на вопросы.
 
1. На все ли ваши вопросы мы сегодня ответили?
2. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей?
3. Что вы узнали о Байкале на уроке?
 
5. Домашнее задание. § 43, стр. 248 – 249, проблемы Байкала.
 
 
 
6. Итоги. Выставление оценок.
 

 
6. (на фоне видеоряда и музыкального сопровождения)
 
Урок я хочу закончить стихами М.Сергеева:
 

 
Лесистых гор полуовалы,
 
Касанье голубых лекал,
 
И скалы, срезанные валом,
 
И небо, павшее в Байкал.
 
И сам он – величав и вечен,
 
В гранитной раме вырезной,
 
И весь – до донышка просвечен,
 
И весь – до капельки – родной.
 
И Ангары полёт строптивый,
 
И ветра гул, и гул турбин,
 
И птицы – сосны над обрывом,
 
И дикий ветер – баргузин.
 
В этом, без чего не в силах
 
Быть далью даль и ширью ширь,
 
И ты немыслима, Россия,
 
И ты немыслима, Сибирь!

Ссылка на материал: перейти
Пожаловаться 08 мая 2011
Файлы
Кроссворд для учащихся.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Кроссворд для учащихся











1

 

 

 

 

 

 

 







2.

 

 

 

 















3.

 

 














4.

 

 

 

 













5.

 

 

 

 













6.

 

 

 

 

 






7.

 

 

 

 

 

 

 

 











































1. Организмы, обитающие только на одной территории.


2. Байкальский тюлень - …?


3. Промысловая рыба.


4. Чего нет у голомянки?


5. Ценная рыба, достигающая на Байкале до 7 кг.,


эндемик, местное население говорит:


"Нет Байкала без …" О ком?


6. Промысловая рыба, которая есть и в других реках?


7. Живородящая рыба.




План работы по модулям для учащихся.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

План работы по модулям для учащихся

Основополагающие вопросы модуля

Руководство по усвоению

Модуль №1 Географическое положение Байкала.

1. Дайте характеристику особенностей географического положения Байкала.

Используя карту атласа стр. 44 - 45 ответьте на вопросы:

  1. В какой части России расположено озеро?

  2. Как расположено озеро по отношению к океанам?

  3. Каково направление протяженности Байкала?

  4. Вычислите протяженность озера Байкал?

  5. Как называется остров в центре Байкала?

Модуль №2. Природа Байкала.

2. Каково происхождение котловины озера.

Посмотрите видеосюжет№1.

Ответьте на вопросы.

  1. По карте назовите максимальную глубину озера.

  2. Назовите причину такой большой глубины озера. –

  3. Вид озерной котловины?

  4. Как образовалась озерная котловина Байкала? (разлом земной коры – грабен).

  5. Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры? (сильные землетрясения, поднимаются и опускаются байкальские берега).

Видеосюжет о Байкале №2

6. Какие факторы вызывают такие процессы? (тектонические движения, размывание берегов и давление на дно массы рыхлых осадков и водной массы самого озера).

3. Дайте характеристику климатических особенностей Байкала.

На экране – слайд «Климат».

Используя учебник стр. 246 и климатической карты стр. 14

1. Заполните таблицу:

ср.t июля

ср.t янв.

осадки

тип климата





2. Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья?

3. Учебник стр. 247, 1 абзац – как называются ветры на Байкале?

4. В тетрадь выписать названия ветров



Музыкально – физкультурная пауза.

4. Каковы особенности вод Байкала.

На экране слайд – «Воды».

Учебник стр. 246 – 247.

Ответить на вопросы:

  1. Сколько рек вытекает из Байкала? (1- Ангара)

  2. Крупнейшая река, впадающая в Байкал? ( Селенга)

5. Какова неповторимость живых организмов озера.

На экране слайд «Органический мир».

Учебник стр. 247 . Ответить на вопросы:

  1. Сколько видов животных и растений обитает в Байкале? (1500 видов животных, 1000 видов растений – большая часть из них – водоросли).

  2. Кто такие эндемики?

  3. Видеоряд о животном и растительном мире Байкала.

  4. Кроссворд. Если вы ответили верно, то в выделенных клеточках прочтете название рачка, благодаря которому поддерживается чистота Байкала.

Модуль №3. Повторение и обобщение.

6. Выполните задания и определите уровень своих знаний.







1. Что обозначают эти цифры?

а) 40м.

б) 1637 м.

в) 20 млн.

г) 636 км.

д) 20%

е) 40 лет.

2. В чем уникальность озера Байкал? В чем Байкал является «Чудом природы во всех отношениях», как говорил Л.С. Берг? Почему его называют «голубой жемчужиной Сибири»?

Модуль №4. Рефлексия.

7. Ответьте на вопросы.

1. На все ли ваши вопросы мы сегодня ответили?

2. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей?

3. Что вы узнали о Байкале на уроке?

5. Домашнее задание. § 43, стр. 248 – 249, проблемы Байкала.



3


Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru