В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок по теме "Строение семян покрытосеменных растений" для 6 класса

Наталья Пестова Наталья Пестова
Тип материала: другое
Рейтинг: 1234  голосов:2    просмотров: 5203
Краткое описание
Разработка урока  по биологии  для 6 класса

Описание
Разработка урока
Содержит Цифровой ресурс: 1) презентация к уроку в формате PowerPoint  2) анимированный кроссворд
Содержит Методический ресурс: 1) план-конспект  2) приложение № 1   3) тест для  самопроверки
Пожаловаться 28 апреля 2011
Файлы
Конспект урока. Строение семян.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Лучший совестный урок - 2011

МАОУ «СОШ № 50 с углубленным изучением английского языка» город Пермь Пермский край

Учитель биологии и химии

Учитель Пестова Наталья Михайловна

Предмет Биология

Класс 6

Учебник В.В. Пасечник. Биология. Бактерии Грибы Растения

Тема Строение и условия прорастания семян покрытосеменных

растений

Тип урока изучение нового материала


Цель урока: формирование представлений о строении семян покрытосеменных растений,

ознакомление с признаками семян однодольных и двудольных растений


Задачи урока:

развивающие - обучение работе в парах, умение ставить проблемы и творчески искать ответ, развитие навыков наблюдения, сравнения, обобщения, рефлексии, самооцениванию и самокоррекции работы на уроке;

воспитательные – формирование коммуникативной компетенции учащихся через обучение культуре общения, оказания взаимопомощи одноклассникам, воспитание уверенности в своих способностей; формирование деятельностной компетенции через выполнение практической работы;

формирование информационной компетенции через умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуралистических объектов;

Оборудование: компьютер с поддержкой мультимедиа, проекционная аппаратура, препаравальные иглы, скальпели, лупы, чашки Петри, проросшие семена гороха, фасоли, пшеницы, кукурузы, готовые микропрепараты «Продольный разрез зерновки», «Продольный разрез гороха».



конспект урока

Этапы

Деятельность учителя

Действия учащихся

Использование цифровых образовательных ресурсов

1.Оранизационный этап

Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Строение семян покрытосеменных растений»

Учащиеся делают запись в тетради

Презентация Слайд № 1

Строение семян покрытосеменных растений.

2. Актуализация знаний


 

Обсуждение домашнего задания - почему семена прорастают (задание прорастить семена фасоли или гороха, пшеницы или кукурузы было дано ученикам заранее)

Учащиеся предполагают варианты ответа


Какие условия необходимы были вам для того, чтобы семена проросли

Обсуждение результатов


Какими бывают семена?





Выводы:

  1. Семена разные по форме и размерам

  2. Семена имеют приспособления для распространения

Презентация слайды № 2,3,4

Разнообразие семян

Разминка:

ученики делятся произвольно на 6 групп, для каждой группы даю по одному вопросу из пройденного материала – в ответе каждой группы первая буква является частью главного слова, которое получится в итоге.


Ученики отвечают на вопросы в группах - собирается слово зародыш


кроссворд


Что такое зародыш?


Зародыш – это будущее растение

Из зародыша образуется растение

Презентация слайд № 5

Ребята, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (цель урока)

 Учащиеся предполагают

Презентация Слайд № 6

Цель урока – формирование представления о строении семян покрытосеменных растений и условиях их прорастания, ознакомление с признаками семян однодольных и двудольных растений

 3. Основная часть

 

 

Практическая работа (Приложение №1)

Строение семян двудольных и однодольных растений

Цель работы: выяснить особенности строения семян двудольных и однодольных растений, найти сходства и различия в строении

Ребята выполняют практическую работу.

Делают выводы:

  1. Несмотря на большое разнообразие семян – семя состоит из зародыша, семенной кожуры и запаса питательных веществ, которые могут находиться в эндосперме или в семядолях

  2. В семенах двудольных две семядоли, запас питательных веществ может находиться в эндосперме или в семядолях

Показывают на слайде, схемах составные части семян однодольных и двудольных растений, находят сходства и различия в строении семян

Презентация слайды № 7,8,9,10

3.Закрепление

 

Ребята, я предлагаю вам вопросы для закрепления темы. Ответив на них, вы сможете выяснить, добились ли вы поставленной в начале урока цели или нет.



Что такое семя?

Что такое зародыш?

Что такое эндосперм?

У семян каких растений он отсутствует?

Какие приспособления для распространения бывают у семян?

Приведите примеры однодольных и двудольных растений?

Ребята отвечают на вопросы


Найдите лишнее

Ребята отвечают

Презентация слайд № 11

4. Самопроверка

Тест для самопроверки создан в программе TestSystem v2.0 и может быть выполнен при техническом обеспечении класса каждым учеником. Тест содержит 10 вопросов с одним правильным ответом

4. Рефлексия

Что на уроке показалось самым сложным для понимания?

Какие вопросы вы хотели бы еще задать для лучшего понимания темы?

Что на уроке понравилось больше всего?

Ребята отвечают на вопросы

 

 

5. Домашнее задание.

Учитель дает комментарии домашнего задания.

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

Презентация слайд № 12


Приложение№1.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Приложение № 1

Практическая работа

Тема «Изучение семя однодольных и двудольных семян покрытосеменных растений»

Цель работы:_________________________________________________________________________

Оборудование: скальпель, чашки Петри, фильтровальная бумага, сухие и проросшие семена фасоли или гороха, пшеницы или кукурузы, препаровальные иглы, лупа, микроскоп, готовые микропрепараты «Продольный разрез зерновки», «Продольный разрез гороха».

Техника безопасности:

  1. Бережно обращаться с лупой, микроскопом и микропрепаратами;

  2. Осторожно обращаться с колющими и режущими инструментами;

Ход работы:

Этап № 1

  1. Рассмотреть сухие и набухшие семена фасоли и гороха. Найти рубчик и семявход.

  2. Скальпелем сделать надрез на выпуклой стороне набухшего семени фасоли и снять кожуру.

  3. Рассмотреть под кожурой зародыш, с помощью лупы найти зародышевый стебелек и корешок. Раздвинуть семядоли и рассмотреть почечку. Зарисовать.

  4. Рассмотреть готовый микропрепарат «Продольный разрез гороха» и сравнить строение двудольного семени с готовым микропрепаратом.

Этап № 2

  1. Рассмотреть сухую и набухшую зерновку кукурузы. Попробовать препаровальной иглой снять стенку плода с набухшей зерновки

  2. Осторожно, используя препаровальную иглу, рассмотреть строение зародыша -

  3. Рассмотреть под микроскопом готовый микропрепарат «Продольный разрез зерновки»

  4. Найти эндосперм на готовом микропрепарате и в набухшей зерновке кукурузы

  5. Зарисовать строение семени однодольного растения



Выводы:

  1. Фасоль, горох – однодольные или двудольные растения? Ответ поясните

  2. Кукуруза и пшеница – однодольные или двудольные растения? Ответ поясните

  3. Какова роль эндосперма?

  4. Чем отличается семенная кожура однодольных растений от двудольных?



Проблемные задачи:

  1. Можно ли только по наличию эндосперма судить о принадлежности растения к однодольным?

  2. Какое образование защищает зародыш от повреждений и высыхании?



Использованная литература:

Суханова Л.В. Биология 6-7. Тетрадь для лабораторных работ М: Интеллект-центр. 1998 -84с.,

комментарии и рекомендации к материалам.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Автор работы – Пестова Наталья Михайловна
Учитель биологии и химии, МАОУ «СОШ № 50 с углубленным изучением английского языка» город Пермь Пермский край

Название работы – «Строение семян покрытосеменных растений»

Комментарии и рекомендации к материалам.

Для проведения урока достаточно иметь в рабочем состоянии компьютер с поддержкой мультимедиа, проекционную аппаратуру



  1. Цель урока рекомендую дать возможность сформулировать ученикам – предшествующие этапы должны подтолкнуть учащихся к этому

  2. Заранее необходимо дать задание ученикам, чтобы они, соблюдая условия, прорастили в домашних условиях семена гороха или фасоли, кукурузы или пшеницы; условия выращивания семян ученики выясняют сами;

  3. По ходу урока рекомендую использовать презентацию (использование слайдов подробно указано в конспекте урока)

  4. В разминке рекомендую использовать анимированный кроссворд. Он поможет вспомнить термины предыдущей темы, а также даст толчок для изучения новой, т.к. загаданное слово «зародыш» - главный термин урока. Слова, которые отгадывают группы разные по сложности, поэтому я оставила буквы в словах (подсказки). В самом кроссворде для того, чтобы появился вопрос – надо нажать на цифру вопроса, для того, чтобы появился ответ – нажать на ответ. Последний слайд в кроссворде - результат работы – сделать акцент на полученное слово.

  5. Описание практической работы находится в приложении № 1. Рекомендую раздать описание работы учащимся на парты. Рекомендую цель практической работы дать возможность сформулировать самим учащимся. Во время практической работы давать возможность взаимопомощи (дать возможность объединиться в группы или работать индивидуально)

  6. Тест для самопроверки выполнен в программе TestSystem v2.0, файл загруженный в файле цифровой ресурс можно смотреть только через эту программу, состоит тест из 10 вопросов, один правильный.

  7. Обязательно оставить время для рефлексии.



семена 6 класс.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru