Урок-проект "Наречие как часть речи"
Работа с презентацией занимает от урока 20-25 минут, что позволяет выполнить нужный объем работы на уроке и не потерять интерес учащихся к изучаемому материалу.
Успешному проведению урока, я считаю, могут помочь две удачно сочетаемые технологии. Это учебный проект и использование компьютерных технологий.
1. Почему у наречия такое имя?
2. Почему оно так называется?
3. Какие морфологические признаки есть у наречия?
4.Какую роль играет наречие в русском языке?
В результате проблематизации учитель совместно с учащимися определяет цели и задачи проекта – поиск способов решения проблемы проекта.
Цель урока: дать понятие о наречии как о части речи.
Задачи: 1) образовательные: знакомство учащихся с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью наречий; формирование у учащихся умений находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
2) развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать свою точку зрения; развитие речи — конструирование предложений по схемам.
3) воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Весь урок разделен на этапы: 1 этап: Выбор темы: Знакомство с новой частью речи
2 этап: Постановка цели
3 этап: Планирование работы. Осуществление деятельности.
4 этап: мониторинг частности ошибок при употреблении наречия в речи.
а) при заучивании правил
б) при применении наречий на практике
мониторинг частности ошибок при написании наречий
а) при заучивании правил
б) при написании наречий
Использование упражнений на зрительное восприятие, размещенных на слайдах, очень эффективно на этапе первоначального знакомства с новым правилом. Именно на этом этапе важно с методической точки зрения, чтобы учащиеся видели орфографически правильно написанные слова на изучаемое правило и умели сравнивать и классифицировать различные слова, имеющие нечто общее в написании, чтобы выбор правила был осознанным. На 3-ем этапе при осуществлении деятельности учащиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, отборе, анализе, обобщении. Роль учителя заключается в корректировке действий учащегося.
Продуктом проектной деятельности могут являться мини-сочинения, презентации учащихся. Результативность урока: устойчивые положительные результаты обучения. Приобщение к исследовательской деятельности. Повышение уровня социальной комфортности в коллективе. Расширение кругозора. Повышения интеллектуального уровня. Проявление самостоятельной творческой активности. Приобщение к культурному наследию своей родины.
Эффективность: Использование разных форм обучения позволяет учащимся глубже усваивать тему. Зрительное восприятие слайдового материала активизирует участие в проведении уроков, повышает интерес к изучению темы. Постепенное усложнение материала повышает уровень грамотности. Этимологические справки способствуют повышению интереса учащихся.
1 этап проекта: Выбор темы: Знакомство с новой частью речи
Tема: Наречие как часть речи (2 ч.)
2 этап: Постановка цели
Цель урока: дать понятие о наречии как о части речи;
Задачи: 1) образовательные
-
знакомство учащихся с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью наречий;
-
формирование у учащихся умений находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
2) развивающие:
-
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
-
развитие умения аргументировать, доказывать;
-
развитие речи - конструирование предложений по заданиям.
3) воспитательные:
-
воспитание любви к русскому языку;
-
воспитание сознательной дисциплины;
-
формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Тип урока: урок-проект объяснения нового материала.
Оборудование: 1) карточки с индивидуальными заданиями; 2) Компьютер, мультимедийный проектор, экран, материалы презентации, выполненные в программе Power point;3) листы самоконтроля 4)Доска, мел. 5)Учебник «Русский язык 7 класс» / Авторы Разумовская М.М. 6)Рабочая тетрадь.
Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.
Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».
3 этап: Планирование работы
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы, цели урока.
Основополагающие вопросы: Откуда и как появилось в русском языке НАРЕЧИЕ?
Проблемные вопросы:
1. Почему у наречия такое имя?
2. Почему оно так называется?
3. Какие морфологические признаки есть у наречия?
4.Какую роль играет наречие в русском языке?
1. Слово учителя:
-
На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже хорошо знакомы. Назовите их.
-
Правильно, это имена существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, предлоги, союзы, частицы, междометия и, конечно, наречия. Вот об этой части речи и пойдет у нас разговор на уроках русского языка.
2. Словарная работа.
-
Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.
-
Запись на доске:
-
Наречие — совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие).
-
Наречие — неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда).
II. Объяснение нового материала
Слайд 1.
-
«Будем знакомы!»
Знакомство с понятием наречие.
— Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Давайте проведем с вами расследование. Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные — «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия?
— Давайте послушаем рассказ самого Наречия.
-
Выступление мальчика в роли Наречия (или выразительное чтение текста с помощью слайда презентации).
Слайд 2. «Происхождение»
— Я еще совсем молод, но происхожу
из древнего знатного рода. Обратите
внимание на величавый корень -речь-.
Он был известен еще в древне
русском
языке. Тогда его имел глагол со значением
«говорить». От него произошли такие
слова, как изречение, речистый, наречие
(говор), нарекать и другие.
И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Слайд 3. «Приметы»
- Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность — неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня, его и нет.
Слайд 4. «Кем может быть»
- В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Слайд 5. «Как спросить»
- Чтобы меня спросить с вопросом, нужно обратиться от глагола? Запомните, на какие вопросы я могу ответить. Чтобы лучше запомнить, повторите их несколько раз в следующем порядке:
где? куда? откуда? почему? зачем? и как?
Слайд 6. «Путаница»
Наречие или предлог?
-
Работа с иллюстрацией.
речь изречение речистый нарекать наречие
Запишите однокоренные слова к слову наречие.
- Что вы узнали из рассказа Наречия об этой части речи?
4. Работа с учебником. Чтение теоретического материала.
-
Что не рассказал о себе господин Наречие?
-
Какие морфологические признаки есть у наречия?
III. Закрепление нового материала.
1. Предупредительный диктант. (на доске)
Задание. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.
-
Наречие — это (неизменяемая) часть речи.
-
Наречие никогда не (изменяется).
-
У наречия никогда не бывает (окончания).
-
В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством).
2. Вопросы к наречию.
Задание. От глагола бежать поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания.
Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром. Бежать (где?) здесь, рядом, впереди. Бежать (куда?) вперед, назад, вниз. Бежать (откуда?) издалека. Бежать (как?) быстро, медленно. Бежать (зачем?) специально. Бежать (почему?) с перепугу, со страха.
Задание. Составьте и запишите 2—3 предложения, используя как можно больше различных наречий.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Работа с текстом. (карточки)
Задание. Если вы спишете текст, вставляя пропущенные буквы, то узнаете, как наречие поплатилось за свою жадность.
Д..вным-д..вно части речи р..шили нав..сти порядок в своих г..р..дах и пр..гл..сили на помощ.._ мудрую в..лшебницу М..рфологию. Чтобы р..бята не путали их, М..рфология пр..дл..жила каждой части речи выбрать в..просы, которые более всего ей подход..т. Существительное сразу выбрало самые короткие в..просы кто? \ что? Прилагательное вежл..во п..пр..сило в..просы какой? и чей?, гл..гол — что делать? и что сделать? Каждая часть речи радос..но н..сла д..мой свои в..просы, кр..сиво п..сала их на св..ем д..мике, зн..комила с ними всех, кого встр..чала. Н..речие же поздно спохватилось и, запых..вшись, прибежало п..следним. Оно жадно переб..рало в..просы как?, когда?, где?, зачем? и другие и, как ни ст..ралось, не м..гло выбрать самый по.. ходящий. Тогда М..рфология о..дала ему все в..просы, которые еще остались. Вот и расплач..вается теперь Н..речие за оп..здание и жадность.
2. Составляем словосочетания. (устно)
Задание. «Наречия заблудились». Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия.
Говорить — спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, морозно, вслух, дружно.
Петь — замечательно, громко, далеко, втроем, сидя, иногда, всегда, часто, вместе.
Работать — по-другому, грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро, вкусно.
Ехать — рядом, близко, ласково, сладко, глупо, пешком, издалека, вдвоем, медленно.
3. Вспоминаем пословицы. «Цифровая лента»- критерии оценки
Задание. Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются наречия.
-
Авось не веревку вьет, но больно петлю закидает.
-
Баба с возу — кобыле легче.
-
Беда да нужда выходят наружу.
-
Без детей горе, а с детьми — вдвое.
-
Без хлеба и у воды худо жить.
-
Береги платье снову, а честь смолоду.
-
Берись дружно — не будет грузно.
-
Богатому и в пекле хорошо.
-
Бог высоко, а царь далеко.
-
Близко, да склизко; далеко, да легко.
-
Больному все горько.
-
Бойся коровы спереди, а лошади — сзади.
-
Болезнь да горе изведут скоро.
-
В болоте тихо, да жить там лихо.
-
В долг брать легко, да отдавать тяжело.
-
Везде хорошо, где нас нет.
-
Видишь мило, да идешь мимо.
18)Во всяком мудреце довольно простоты.
-
Во сне счастье, наяву ненастье.
-
Кошка с собакой дружно не живут.
Приложение 1. Слайд 7.
Творческие задания.
1. Веселый рассказ.
Задание. Составьте небольшой юмористический рассказ по одному из этих рисунков, используя наречия.
слишком
Поздно Нечаянно
Специально
Слайд 8. Рисуем наречие.
Задание. Как выглядит наречие? Давайте вспоминать. Оно молодо, но ни перед кем не склоняется, не изменяется. У него нет окончания. Наречие любит командовать, указывать глаголу, как ему поступить. Наречие дружит со многими частями речи. Вот как его нарисовала я. Нарисуйте и вы, ребята, портрет господина Наречия, отразив в нем то, что узнали об этой части речи.
Приложение 2.
Задания повышенной трудности.
1. Определите части речи.
Задание. Есть такая народная загадка: «Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет камень». (Отгадка: пирог.)
К какой части речи вы отнесете здесь формы пыльно и жидко? Какие основания для этого вы находите?
Ответ. Пыльно и жидко здесь — существительные (точнее, субстантивированные наречия или прилагательные в краткой форме). Об этом свидетельствуют условия их употребления в высказывании. Обе формы играют роль прямого дополнения и обозначают некоторый предмет. Что же до их морфологического облика, то он в общем-то не так уж сильно отличается от формы каких-нибудь существительных вроде пятно или древко. Стоит добавить, что в истории русского языка существительные, прилагательные и наречия были связаны между собой значительно сильнее, чем сегодня.
2. Найдите наречие.
Задание. Каким членом предложения является словоформа путем в следующих предложениях? В каком из них это слово является наречием ?
-
Мы пойдем напрямик, а вы идите кружным путем.
-
Проблему беженцев следует решать путем переговоров.
-
Все надо делать путем, а у тебя вечно какие-то фокусы.
Ответ. В 1-м предложении путем— существительное со значением «дорога, маршрут»; во 2-м предложении путем— предлог со значением «способ, средство»; в 3-м предложении путем — наречие (точнее, адвербиализованная падежная форма существительного) со значением «как следует, как положено». Для современного русского языка это уже три разных слова—омонима.
Приложение 3.
Занимательный материал к уроку.
1. Отгадайте загадки.
1) Скоро ест, мелко жует.
Сама не глотает, другим не дает. (Пила)
-
Стоят вместе, ходят врозь. (Ноги)
-
Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан.)
-
Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)
2. Игра-соревнование.
Задание. В течение пяти минут подберите к данным наречиям как можно больше синонимов и антонимов. Разбившись на пары, сравните свои записи: повторяющиеся слова вычеркните. Победит тот, у кого окажется больше оригинальных слов.
Наречия Синонимы Антонимы
Оригинально
Регулярно _______ ______
Открыто _
Нежданно ________
Упорно ________
Внезапно ________
Отлично ________
По-доброму
Сначала _________ _____________
3. Из истории слов. Слайд 9.
Задание. Определите, как произошли наречия авось, навзничь, ничком.
Ответ.
1) Авось - наречие — «может быть» (от него произошло существительное авоська). Исконно русское авоська — плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий слу чай, на авось. В словарях в этом значении отмечается с 50-х годов XX века.
авоська
2) Наречие навзничь обозначает
«лицом вверх». Это наречие противоположно
по смыслу ничком, т.е. «лицом к
земле, лицом вниз». Тот же корень -ник-,
-нич- и в глаголе никнуть
—«склоняться вниз». Приставка
вз- в слове навзничь близка
по значению к наречию вверх. По
этому
если ничком обозначает «лицом
вниз», то навзничь— «лицом
верх».
4 этап: мониторинг частности ошибок при употреблении наречия в речи.
а) при заучивании правил
б) при применении наречий на практике
мониторинг частности ошибок при написании наречий
а) при заучивании правил
б) при написании наречий
V. Рефлексия.
Итак, оценки за работу на уроке вы поставили себе в лист самоконтроля. Благодарю всех за сотрудничество и прошу, уходя с урока, подумать о том, как прошел он для вас лично, и «выстрелить» в своеобразную мишень с графами: «Полезно», «Интересно», «Скучно», «Трудно».
скучно
трудно
полезно
интересно
VI. Домашнее задание.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
2. Горюнова Г.Г.,Лобановская З.Д.,Долженко О.А. Наречие и красноречие. Практикум по русскому языку. СПб.: Паритет, 2004.
3. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М: Просвещение, 1988.
4. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. Для олимпиад, викторин и самообразования. Минск: ООО «Новое знание», 2004.
5. Русский язык. 7 класс/ Под ред. М.Разумовской. М.: Дрофа, 2006.
6. Русские пословицы и поговорки /Под ред.В.Аникина. М.: Художественная литература, 1998.
7. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ. 7-й класс. М.: Материк-Альфа, 2006.
8. Internet - ресурсы
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Рисование монетками как нетрадиционная техника изобразительной деятельности в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Создание подвижных форм из картона как вид конструирования в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- «"Территория театра" как интерактивная творческая лаборатория по овладению разнообразными театральными играми и упражнениями»
- Вебинар «Маркеры игрового пространства как средство преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОО»