В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок-проект "Наречие как часть речи"

Урок-проект "Наречие как часть речи"

Ольга Соколова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 15022 комментариев: 2
Краткое описание
ИКТ на уроках русского языка (урок-проект «Наречие как часть речи») Соколова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное образовательное учреждение «Колыванская средняя общеобразовательная школа». При изучении в 7 классе (учебник «Русский язык» Разумовская М.М.) темы «Наречие» я  считаю целесообразно использовать презентации на разных этапах изучения данной темы: при изучении нового материала, при изучении правописания наречий и обязательно при закреплении и проверке знаний.
Работа с презентацией занимает от урока 20-25 минут, что позволяет выполнить нужный объем работы на уроке и не потерять интерес учащихся к изучаемому материалу.
Успешному проведению урока, я считаю, могут помочь две удачно сочетаемые технологии. Это учебный проект и использование компьютерных технологий.
Описание
В начале урока учитель  очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости.  Перед учащимися ставятся основополагающие вопросы: Откуда и как появилось в русском языке НАРЕЧИЕ? и проблемные вопросы:
 1. Почему у наречия такое имя?
 2. Почему оно так называется?
 3. Какие морфологические признаки есть у наречия?
 4.Какую роль играет наречие в русском языке? 
В результате проблематизации учитель совместно с учащимися определяет цели и задачи проекта – поиск способов решения проблемы проекта.
 Цель урока:  дать понятие о наречии как о части речи.
  Задачи: 1) образовательные: знакомство учащихся с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью наречий; формирование у учащихся умений находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
2) развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать свою точку зрения; развитие речи — конструирование предложений по схемам. 
3) воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Весь урок разделен на этапы: 1 этап:  Выбор темы: Знакомство с новой частью речи
 2 этап: Постановка цели 
 3 этап: Планирование работы. Осуществление деятельности.
 4 этап: мониторинг частности ошибок при употреблении наречия в речи.
 а) при заучивании правил
 б) при применении наречий на практике
 мониторинг частности ошибок при написании наречий
 а) при заучивании правил
 б) при написании наречий
Использование упражнений на зрительное восприятие, размещенных на слайдах, очень эффективно на этапе первоначального знакомства с новым правилом. Именно на этом этапе важно с методической точки зрения, чтобы учащиеся видели орфографически правильно написанные слова на изучаемое правило и умели сравнивать и классифицировать различные слова, имеющие нечто общее в написании, чтобы выбор правила был осознанным.  На 3-ем этапе при осуществлении деятельности учащиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, отборе, анализе, обобщении. Роль учителя заключается в корректировке действий учащегося.
Продуктом проектной деятельности могут являться мини-сочинения,  презентации учащихся. Результативность урока: устойчивые положительные результаты обучения. Приобщение к исследовательской деятельности. Повышение уровня социальной комфортности в коллективе. Расширение кругозора. Повышения интеллектуального уровня. Проявление самостоятельной творческой активности. Приобщение к культурному наследию  своей родины.
Эффективность: Использование разных форм обучения позволяет учащимся глубже усваивать тему. Зрительное восприятие слайдового материала активизирует участие в проведении уроков,  повышает интерес к изучению темы. Постепенное усложнение материала повышает уровень грамотности. Этимологические справки способствуют повышению интереса учащихся.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок Наречие как часть речи 7 класс.doc Скачать

1 этап проекта: Выбор темы: Знакомство с новой частью речи


Tема: Наречие как часть речи (2 ч.)

2 этап: Постановка цели


Цель урока: дать понятие о наречии как о части речи;

Задачи: 1) образовательные

  • знакомство учащихся с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью наречий;

  • формирование у учащихся умений находить на­речия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

2) развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

  • развитие умения аргументировать, доказывать;

  • развитие речи - конструирование предложений по заданиям.

3) воспитательные:

  • воспитание любви к русскому языку;

  • воспитание сознательной дисциплины;

  • формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.


Тип урока: урок-проект объяснения нового материала.


Оборудование: 1) карточки с индивидуальными заданиями; 2) Компьютер, мультимедийный проектор, экран, материалы презентации, выполнен­ные в программе Power point;3) листы самоконтроля 4)Доска, мел. 5)Учебник «Русский язык 7 класс» / Авторы Разумовская М.М. 6)Рабочая тетрадь.


Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.


Тема высказывания урока: «Люби и знай рус­ский язык».

3 этап: Планирование работы

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

Основополагающие вопросы: Откуда и как появилось в русском языке НАРЕЧИЕ?

Проблемные вопросы:

1. Почему у наречия такое имя?

2. Почему оно так называется?

3. Какие морфологические признаки есть у наречия?

4.Какую роль играет наречие в русском языке?

1. Слово учителя:

  • На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже хорошо знакомы. Назовите их.

  • Правильно, это имена существительные, гла­голы, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, предлоги, союзы, частицы, междо­метия и, конечно, наречия. Вот об этой части речи и пойдет у нас разговор на уроках русского языка.

2. Словарная работа.

  • Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.

  • Запись на доске:


  1. Наречие — совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалект­ными чертами (великорусское наречие).

  2. Наречие — неизменяемая часть речи, обозна­чающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда).

II. Объяснение нового материала

Слайд 1.

  1. «Будем знакомы!»

Знакомство с понятием на­речие.

Ребята, а вы никогда не думали, почему у на­речия такое имя? Почему оно так называется? Давайте проведем с вами расследование. Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагатель­ные — «прилагаются к существительным», место­имения встают на место других имен. А наречия?

Давайте послушаем рассказ самого Наречия.

  1. Выступление мальчика в роли Наречия (или выразительное чтение текста с помощью слайда презентации).

Слайд 2. «Происхождение»

Я еще совсем молод, но происхожу из древ­него знатного рода. Обратите внимание на велича­вый корень -речь-. Он был известен еще в древне­
русском языке. Тогда его имел глагол со значени­ем «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и дру­гие.

И если буквально перевести мое имя на совре­менный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я поч­ти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагатель­ное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточ­няю его, придаю ему четкость.

Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и рабо­тать с ними.

Слайд 3. «Приметы»

- Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность — неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не скло­няюсь, не изменяю своего окончания, да у меня, его и нет.

Слайд 4. «Кем может быть»

- В предложениях я чаще всего бываю об­стоятельством.

Слайд 5. «Как спросить»

- Чтобы меня спросить с вопросом, нужно обратиться от глагола? Запомните, на какие вопро­сы я могу ответить. Чтобы лучше запомнить, по­вторите их несколько раз в следующем порядке:

где? куда? откуда? почему? зачем? и как?

Слайд 6. «Путаница»


Наречие или предлог?


  1. Работа с иллюстрацией.

речь

изречение

речистый

нарекать

наречие




Запишите однокоренные слова к слову наречие.

- Что вы узнали из рассказа Наречия об этой части речи?

4. Работа с учебником. Чтение теоретического материала.

  • Что не рассказал о себе господин Наречие?

  • Какие морфологические признаки есть у на­речия?

III. Закрепление нового материала.

1. Предупредительный диктант. (на доске)

Задание. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.

  1. Наречие — это (неизменяемая) часть речи.

  2. Наречие никогда не (изменяется).

  3. У наречия никогда не бывает (окончания).

  4. В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством).

2. Вопросы к наречию.

Задание. От глагола бежать поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания.

Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром. Бежать (где?) здесь, рядом, впереди. Бежать (куда?) вперед, назад, вниз. Бежать (откуда?) издалека. Бежать (как?) быстро, медленно. Бежать (зачем?) специально. Бежать (почему?) с перепугу, со страха.

Задание. Составьте и запишите 2—3 предложе­ния, используя как можно больше различных наречий.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Работа с текстом. (карточки)

Задание. Если вы спишете текст, вставляя про­пущенные буквы, то узнаете, как наречие поплати­лось за свою жадность.

Д..вным-д..вно части речи р..шили нав..сти по­рядок в своих г..р..дах и пр..гл..сили на помощ.._ мудрую в..лшебницу М..рфологию. Чтобы р..бята не путали их, М..рфология пр..дл..жила каждой час­ти речи выбрать в..просы, которые более всего ей подход..т. Существительное сразу выбрало самые короткие в..просы кто? \ что? Прилагательное вежл..во п..пр..сило в..просы какой? и чей?, гл..гол — что делать? и что сделать? Каждая часть речи радос..но н..сла д..мой свои в..просы, кр..сиво п..сала их на св..ем д..мике, зн..комила с ними всех, кого встр..чала. Н..речие же поздно спохватилось и, запых..вшись, прибежало п..следним. Оно жад­но переб..рало в..просы как?, когда?, где?, зачем? и другие и, как ни ст..ралось, не м..гло выбрать самый по.. ходящий. Тогда М..рфология о..дала ему все в..просы, которые еще остались. Вот и расплач..вается теперь Н..речие за оп..здание и жадность.

2. Составляем словосочетания. (устно)

Задание. «Наречия заблудились». Подберите к дан­ным глаголам подходящие по смыслу наречия.

Говорить спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, морозно, вслух, дружно.

Петь замечательно, громко, далеко, втроем, сидя, иногда, всегда, часто, вместе.

Работать по-другому, грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро, вкусно.

Ехатьрядом, близко, ласково, сладко, глупо, пешком, издалека, вдвоем, медленно.

3. Вспоминаем пословицы. «Цифровая лента»- критерии оценки

Задание. Вспомните и запишите пословицы, в ко­торых встречаются наречия.

  1. Авось не веревку вьет, но больно петлю заки­дает.

  2. Баба с возу — кобыле легче.

  3. Беда да нужда выходят наружу.

  4. Без детей горе, а с детьми — вдвое.

  5. Без хлеба и у воды худо жить.

  6. Береги платье снову, а честь смолоду.

  7. Берись дружно — не будет грузно.

  8. Богатому и в пекле хорошо.

  9. Бог высоко, а царь далеко.


  1. Близко, да склизко; далеко, да легко.

  2. Больному все горько.

  3. Бойся коровы спереди, а лошади — сзади.

  4. Болезнь да горе изведут скоро.

  5. В болоте тихо, да жить там лихо.

  6. В долг брать легко, да отдавать тяжело.

  7. Везде хорошо, где нас нет.

  8. Видишь мило, да идешь мимо.

18)Во всяком мудреце довольно простоты.

  1. Во сне счастье, наяву ненастье.

  2. Кошка с собакой дружно не живут.



Приложение 1. Слайд 7.

Творческие задания.

1. Веселый рассказ.

Задание. Составьте небольшой юмористический рассказ по одному из этих рисунков, используя наречия.



слишком

Поздно

Нечаянно







Специально














Слайд 8. Рисуем наречие.

Задание. Как выглядит наречие? Давайте вспо­минать. Оно молодо, но ни перед кем не склоняется, не изменяется. У него нет окончания. Наречие любит командовать, указывать глаголу, как ему посту­пить. Наречие дружит со многими частями речи. Вот как его нарисовала я. Нарисуйте и вы, ребята, портрет господина Наречия, отразив в нем то, что узнали об этой части речи.

Приложение 2.

Задания повышенной трудности.

1. Определите части речи.

Задание. Есть такая народная загадка: «Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет камень». (Отгадка: пирог.)

К какой части речи вы отнесете здесь формы пыльно и жидко? Какие основания для этого вы находите?

Ответ. Пыльно и жидко здесь — существитель­ные (точнее, субстантивированные наречия или прилагательные в краткой форме). Об этом сви­детельствуют условия их употребления в выска­зывании. Обе формы играют роль прямого до­полнения и обозначают некоторый предмет. Что же до их морфологического облика, то он в об­щем-то не так уж сильно отличается от формы каких-нибудь существительных вроде пятно или древко. Стоит добавить, что в истории русского языка существительные, прилагательные и наре­чия были связаны между собой значительно силь­нее, чем сегодня.

2. Найдите наречие.

Задание. Каким членом предложения является словоформа путем в следующих предложениях? В ка­ком из них это слово является наречием ?

  1. Мы пойдем напрямик, а вы идите кружным путем.

  2. Проблему беженцев следует решать путем переговоров.

  3. Все надо делать путем, а у тебя вечно какие-то фокусы.


Ответ. В 1-м предложении путем— существитель­ное со значением «дорога, маршрут»; во 2-м пред­ложении путем— предлог со значением «способ, сред­ство»; в 3-м предложении путем — наречие (точнее, адвербиализованная падежная форма существитель­ного) со значением «как следует, как положено». Для современного русского языка это уже три разных слова—омонима.

Приложение 3.

Занимательный материал к уроку.

1. Отгадайте загадки.

1) Скоро ест, мелко жует.

Сама не глотает, другим не дает. (Пила)

  1. Стоят вместе, ходят врозь. (Ноги)

  1. Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан.)

  2. Крупно, дробно зачастил и всю землю напо­ил. (Дождь.)

2. Игра-соревнование.

Задание. В течение пяти минут подберите к дан­ным наречиям как можно больше синонимов и анто­нимов. Разбившись на пары, сравните свои записи: повторяющиеся слова вычеркните. Победит тот, у кого окажется больше оригинальных слов.


Наречия Синонимы Антонимы

Оригинально

Регулярно _______ ______

Открыто _

Нежданно ________

Упорно ________

Внезапно ________

Отлично ________

По-доброму

Сначала _________ _____________

3. Из истории слов. Слайд 9.

Задание. Определите, как произошли наречия авось, навзничь, ничком.


Ответ.


1) Авось - наречие — «может быть» (от него про­изошло существительное авоська). Исконно рус­ское авоська плетеная или вязаная сумочка (сет­ка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий слу чай, на авось. В словарях в этом значении отмечает­ся с 50-х годов XX века.


авоська










2) Наречие навзничь обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу ничком, т.е. «лицом к земле, лицом вниз». Тот же корень -ник-, -нич- и в глаголе никнуть «склоняться вниз». Приставка вз- в слове навз­ничь близка по значению к наречию вверх. По­
этому если ничком обозначает «лицом вниз», то навзничь— «лицом верх».




4 этап: мониторинг частности ошибок при употреблении наречия в речи.

а) при заучивании правил

б) при применении наречий на практике

мониторинг частности ошибок при написании наречий


а) при заучивании правил

б) при написании наречий


V. Рефлексия.

Итак, оценки за работу на уроке вы поставили себе в лист самоконтроля. Благодарю всех за сотрудничество и прошу, уходя с урока, подумать о том, как прошел он для вас лично, и «выстрелить» в своеобразную мишень с графами: «Полезно», «Интересно», «Скучно», «Трудно».


скучно




трудно


полезно



интересно








VI. Домашнее задание.



ЛИТЕРАТУРА

1. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

2. Горюнова Г.Г.,Лобановская З.Д.,Долженко О.А. Наречие и красноречие. Практикум по русскому языку. СПб.: Паритет, 2004.

3. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материа­лы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М: Просвещение, 1988.

4. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и отве­тах. Для олимпиад, викторин и самообразования. Минск: ООО «Новое знание», 2004.

5. Русский язык. 7 класс/ Под ред. М.Разумовской. М.: Дрофа, 2006.

6. Русские пословицы и поговорки /Под ред.В.Аникина. М.: Художественная литература, 1998.

7. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и иг­рах. Тетрадь для творческих работ. 7-й класс. М.: Материк-Альфа, 2006.

8. Internet - ресурсы




12


Будем знакомы! урок Наречие как часть речи.ppt Скачать
Обсуждение материала
Юлия Синягина
3.02.2012 16:26
Спасибо за качественный материал.
Ольга Соколова
20.10.2012 20:51
:D:D:D:D:D:D:D:D:D:D
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос