В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок-обобщение по теме "Лексика. Словари" в 5-м классе

Урок-обобщение по теме "Лексика. Словари" в 5-м классе

Татьяна Хожаева
Тип материала: другое
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 6973
Краткое описание
Работа представлена по гуманитарному направлению. Урок- обобщение по теме "Лексика. Словари" разработан  для учащихся 5 класса по примерной программе основного общего среднего образования по русскому языку (www.mon.gov.ru), (год-204 часа, в неделю- 6 час.) Автор учебника «Русский язык» для  5 кл. Баранов М.Т., «Просвещение»,2009 год.
Описание
Первый этап урока- организационный момент.
 Следующий этап- занимательное повторение терминологии, предложен учащимся кроссворд по теме «Лексика», использована мультимедийная презентация. На данном этапе определён уровень усвоения материала предыдущих уроков, поставлены задачи на текущий урок.
  III этап урока- изучение нового материала, знакомство со словарями. Оптимально отобрано содержание учебного материала для выступления учащихся. Проведена предварительная работа с лекторской группой. Для учащихся подготовлена выставка словарей. Предложена новая информация о праздновании с 2010 года  22 ноября Дня словаря.
   После обзора словарей  использована здоровьесберегающая технология- физминутка под музыкальное сопровождение (DVD-диск с презентацией, www.summercamp.ru, 2 мин.)
 V этап урока- игра «Далевский турнир». Использован учителем активный метод  обучения, который самостоятельно разработан и опробирован, имеет подтверждение  сертификат  Международного Института Развития ЭкоПро. Используется мультимедийная презентация с заданиями для учащихся.
   Данный этап позволяет  определить активность, креативность и раскрепощенность учащихся.
 В конце урока проводится рефлексия, которая позволяет  оценить знания детей, полученные на нём.Большинство детей получили « отлично», оставшиеся – « хорошо». Поставленные цели и задачи реализованы полностью. Достигнут желаемый результат урока.

Урок- обобщение по теме "Лексика. Словари" в 5-м классе

 Цели: создать условия для повторения и закрепления знаний учащихся по лексике; развития навыков работы со словарями разных видов; формирования мотивации выбора видов словарей; воспитания интереса к научной, энциклопедической, справочной книге, слову.
 Задача: учить пользоваться словарями разных видов.
 Оборудование: словари: иностранных слов, фразеологический, толковый, словарь синонимов, антонимов, словообразовательный, этимологический, Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка В.И.Даля; мультимедийная презентация «Далевское наследие»
 Тип урока: обобщающий
 Ход урока
  I.  Организационный момент.
Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня у нас последний урок по теме “Лексика”. Ваша задача – вспомнить все, что мы изучали по этой теме.
 I. Занимательное повторение терминологии. 
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 
  1. словарный состав языка /лексика/
  2. словарный запас человека /лексикон/
  3. слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению /омонимы/
  4. основная единица языка /слово/
  5. слова, противоположные по лексическому значению /антонимы/
  6. второе, непрямое значение слова /переносное/
  7. слова, близкие по лексическому значению /синонимы/
 
Прочитайте слово по вертикали. О чем сегодня будем с вами говорить?
Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский мыслитель Вольтер:
Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.
Запишите это высказывание, как предложение с прямой речью.
“Словарь – это вселенная в алфавитном порядке”, — сказал Вольтер.
 III.  Знакомство со словарями.
Словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда: 
1) словари энциклопедические и 
2) лингвистические (или по-другому — филологические). 
Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем! В нашей школьной библиотеке есть энциклопедические словари юного физика, юного астронома и другие (демонстрируются словари).
   А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем — там объектом описания является слово или его форма. Лингвистические словари подразделяются на одноязычные и двуязычные (реже многоязычные). С двуязычными словарями мы встречаемся очень часто — они помогают быстрее выучить иностранный язык. Ими активно пользуются и школьники, и студенты, и переводчики. Существуют среди них и словари по отдельным отраслям знаний.
   Своеобразной разновидностью толковых словарей являются словари иностранных слов, из которых ты можешь узнать не только то, что означают те или иные иностранные слова и термины, но и то, из какого языка они пришли в русский.  Очень интересен фразеологический словарь, в котором объясняется значение устойчивых выражений, украшающих нашу речь. Очень важны толковые словари — с объяснениями значений слов. Самый известный среди толковых словарей — “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля.
А сейчас каждый словарь расскажет все, что он знает о слове правда. Итак, все о слове правда.
Дальше следуют выступления учащихся (заранее даны инд.задания)
1-й ученик: (Толковый словарь). Правда – это слово многозначное. Каковы же его основные значения? 
1.  То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит).
2.  То, что исполнено истины; правдивость (Люблю тебя за правду).
3.  Справедливость, порядок, основанный на справедливости (Нам правду не найти).
4.  В составе средневековых названий сводов законов (Русская Правда).
5.  В значении наречия: «верно, справедливо, в самом деле».
6.  В значении вводного слова: «действительно, в самом деле».
7.  В значении уступительного союза хотя.
 2-й ученик: (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля). Кроме толкования значения слов словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом правда. Вот некоторые из них.
Без правды жить легче, да помирать тяжело.  Над правдой не мудруй.  От правды отстать – куда пристать.  Правда сама себя очистит.  У Бога правда одна.  Правда – свет разума.  Все минется – одна правда останется.  Доброе дело – правду говорить смело.  Дело знай, а правду помни.  Кто правдой живет, тот добро наживет.  Правда со дна моря выносит.  Правда что шило: в мешке не утаишь.   Не то все правда, что говорится.  Не ищи правду в других, коли в тебе ее нет.
Учитель: Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова правда мы можем узнать из словаря синонимов.
 3-й ученик: (Словарь синонимов).  Синонимом слова правда является слова истина. Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. «В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно, как сказать: конь или лошадьребенок или дитя, дорога или путь»     (Т. Г. Винокур).  То же самое можно сказать и о словах правда и истина. Вот послушайте, что об этом говорит М. Пришвин: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать».
Учитель: Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами, противниками слова правда познакомит нас. Словарь антонимов.
4-й ученик: (Словарь антонимов). Антонимы – это слова с противоположными значениями.  Правда – ложь, правда – неправда, правда – обман, правда – вранье (разг.), правда – кривда (народно-поэт.).
  На противопоставлении антонимов построены многие пословицы: Лучше горькая правда, чем утешительная ложь; Маленькая правда победит большую неправду; Правда с обманом рука об руку не ходят.
Учитель:   Чтобы о слове истинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать, с родней его познакомиться до седьмого колена. Сделать это нам поможет Словообразовательный словарь.
 5-й ученик: (Словообразовательный словарь). Слово правда непроизводное, оно состоит из корня правд- и окончания   . Но родственников оно имеет великое множество. Его словообразовательное гнездо включает  около 40 слов:  правдивый, правдиво, неправдиво, неправдивый, неправдивость, полуправдивый, правдашний, по-правдашнему, вправду, взаправду, заправдашний, правдолюб, взаправдашний, неправда, правдоискатель, правдоискательство, правдолюбец, правдоносец, правдоподобный, правдоподобие, неправдоподобный, правдоподобность и др.
 Учитель: Ну, уж если вы хотите узнать всю подноготную  правду  о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его: где и когда появилось слово, из каких частей и по какому способу образовалось, какое значение оно имело в далеком прошлом, как изменялось его значение. Ответить на этот вопрос нам поможет этимологический словарь.
 6-й ученик: (Этимологический словарь). Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этмос – «истина»). Слово правда общеславянское по происхождению, образовано от слова правдивый (истинный) с помощью суффикса  -вд-. Слово правдивый, в свою очередь, образовано с помощью суффикса   –в-  от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова   -пра-. Первичное значение этого слова было «такой, какой должен быть».  
Учитель:  Кто еще хочет выступить?  Какие вы помните фразеологические обороты со словом правда? (Верой и правдой служить; всеми правдами и неправдами; по правде говоря; в ногах правды нет; смотреть правде в глаза; что правда, то правда; подлинная правда и др.)
 Учитель:  А что мы можем узнать из  орфографического словаря?
 7-й ученик: (Орфографический словарь). Перефразируя народную пословицу «Правдивое слово не требует поручителя», скажу: «Слово правда не требует справки в орфографическом словаре»: оно пишется так, как слышится. А вот многие родственники (однокоренные слова) слова правда содержат в своем составе орфограммы.
 IV. Физминутка.
 V. Игра «Далевский турнир»
 Учитель: Уважаемые ребята! С 2010 года  22 ноября объявлен государственным праздником Российской Федерации- Днём словаря. В этом году исполняется 150 лет со дня первого издания   «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля.  Все ценители русского слова, все, кого интересует наш язык, кто хочет постичь его тонкости и тайны, — знают имя Владимира Ивановича Даля. Прекрасный знаток русской словесности, этнограф, талантливый писатель, медик, естествоиспытатель, диалектолог, лексиколог и лексикограф, В.И.Даль создал труд поистине грандиозный. В «Напутственном слове» к своему детищу он писал: «Желание собирателя было составить словарь, о котором бы можно было сказать: «Речения письменные, беседные, простонародные; общие, местные и областные; обиходные, научные, промысловые и ремесленные; иноязычные усвоенные и вновь захожие, с переводом, толкование понятий общих и частных; пословицы, поговорки, присловья, загадки, скороговорки…».  Даль не только показал во всей красе и выразительности живое русское слово, но и фактически создал энциклопедию быта, нравов, обычаев, ремёсел, игрищ, обрядов прошедших столетий. Далев словарь- это история русского народа, воплощённая в словах…
Так отправимся же в путешествие
По следам деяний Далевых.
Подходи посмелей!
Играть с нами не робей!
На станции «Фольклор» не зевай,
Загадки, поговорки разбирай!
Задание «Закончи пословицу».
·  Петь хорошо вместе, а … (говорить порознь);
·  Не спеши языком, … (торопись делом);
·  На чужой роток … (не накинешь платок);
·  За правое дело … (стой смело);
·  За словом в карман … (не полезешь);
·  Меньше говори, … (больше делай).
Для вас у нас загадки, что В.И.Даль много лет собирал.
·  Сестра к брату в гости идёт, а он от сестры прячется. (День и ночь);
·  Маленький Афанасий травкой подпоясан.(Сноп);
·  Пришли мужички без топоров, срубили избу без углов.(Муравьи, муравейник);
·  Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клубок);
·  Четыре брата бегут, друг друга не нагоняют. (Колёса);
·  Шило-мотовило под землёй ходило, перед солнцем стало и шляпу сняло. (Гриб).
 
Следующее задание: «Собери рассыпанные пословицы». 
·  Не, горя, не, узнав, и, радости, узнаешь.
·  Не, беда, ходит, по, а, людям, лесу.
·  Умирают, да, живут, их, люди, дела, добрые.
·  Натаскает, немного, одна, мёду, пчела.
 (в течение определённого времени выполняют задание, отвечают, получают жетоны)
 А теперь  «Растолкуй слово». В этом вам поможет словарь В.И.Даля.
·  Братина;
·  Темляк;
·  Сулея;
·  Кречет;
·  Орава.

VI.  Итог. Рефлексия по уроку в целом

Мы сегодня работали с разными словарями. 
  • Какой словарь вам больше всего понравился, с каким интереснее было работать?
  • Какие задания вам бы хотелось повторить?
  • Какие задания вызвали у вас затруднения?
  • К каким словарям мы обращаемся чаще всего? (толковый и орфографический)
  • В каких случаях словари приходят вам на помощь?
   Где тесно, там и место. Где теснее, там и дружнее. А мы снова с вами. Сколько нового и интересного узнали мы сегодня о словарях русского языка, а также об учёном, писателе и великом подвижнике В.И.Дале, главным подвигом жизни которого было создание «Толкового словаря живого великорусского языка».
  Как говорил В.И.Даль, на сегодня прощаемся да не на всю жизнь. Пусть же «Толковый словарь живого великорусского языка» станет настольной книгой для читателей всех возрастов- от школьника до пенсионера, или, как говаривали в старину, «книгою для семейного чтения»!  Энциклопедические, толковые, орфографические, орфоэпические и двуязычные словари — это те книги, которые должны быть в каждом доме, под рукой у всякого культурного человека. 
(Оценивание результатов урока по среднему баллу, полученному на каждом из этапов. Оценки выставляем в дневники).
 V.Домашнее задание: в качестве домашнего задания детям можно предложить составить один из несуществующих словарей (объемом 15 – 30 слов). Тематика словарей может быть самая разнообразная: 1) словарь моих любимых слов, 2) словарь самых главных (важных) слов,  4) спортивный словарь «Кубань- навстречу играм в Сочи!», 5) школьный словарь, 6) словарь добрых слов, 7) словарь вежливых слов и т. д.
Учитель: Всем спасибо. Урок закончен.
 
 Использованная литература:
1.Гольцова  Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. М., «Русское слово», 2005
2. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. М., 2006
3.Загадки русского народа: Сб.загадок, вопросов, притч и задач/Сост.Садовников. М., 1970.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок.docx Скачать

Урок- обобщение по теме "Лексика. Словари" в 5-м классе

Цели: создать условия для повторения и закрепления знаний учащихся по лексике; развития навыков работы со словарями разных видов; формирования мотивации выбора видов словарей; воспитания интереса к научной, энциклопедической, справочной книге, слову.

Задача: учить пользоваться словарями разных видов.

Оборудование: словари: иностранных слов, фразеологический, толковый, словарь синонимов, антонимов, словообразовательный, этимологический, Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка В.И.Даля; мультимедийная презентация «Далевское наследие»

Тип урока: обобщающий

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня у нас последний урок по теме “Лексика”. Ваша задача – вспомнить все, что мы изучали по этой теме.

I I. Занимательное повторение терминологии.

Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

  1. словарный состав языка /лексика/

  2. словарный запас человека /лексикон/

  3. слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению /омонимы/

  4. основная единица языка /слово/

  5. слова, противоположные по лексическому значению /антонимы/

  6. второе, непрямое значение слова /переносное/

  7. слова, близкие по лексическому значению /синонимы/

img.gif (3503 bytes)

Прочитайте слово по вертикали. О чем сегодня будем с вами говорить?

Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский мыслитель Вольтер:

Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.

Запишите это высказывание, как предложение с прямой речью.

“Словарь – это вселенная в алфавитном порядке”, - сказал Вольтер.

III. Знакомство со словарями.

Словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда:

1) словари энциклопедические и

2) лингвистические (или по-другому — филологические).

Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем! В нашей школьной библиотеке есть энциклопедические словари юного физика, юного астронома и другие (демонстрируются словари).
А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем — там объектом описания является слово или его форма. Лингвистические словари подразделяются на одноязычные и двуязычные (реже многоязычные). С двуязычными словарями мы встречаемся очень часто — они помогают быстрее выучить иностранный язык. Ими активно пользуются и школьники, и студенты, и переводчики. Существуют среди них и словари по отдельным отраслям знаний.
Своеобразной разновидностью толковых словарей являются словари иностранных слов, из которых ты можешь узнать не только то, что означают те или иные иностранные слова и термины, но и то, из какого языка они пришли в русский. Очень интересен фразеологический словарь, в котором объясняется значение устойчивых выражений, украшающих нашу речь. Очень важны толковые словари — с объяснениями значений слов. Самый известный среди толковых словарей — “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля.

А сейчас каждый словарь расскажет все, что он знает о слове правда. Итак, все о слове правда.

Дальше следуют выступления учащихся (заранее даны инд.задания)

1-й ученик: (Толковый словарь). Правда – это слово многозначное. Каковы же его основные значения?

1.  То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит).

2.  То, что исполнено истины; правдивость (Люблю тебя за правду).

3.  Справедливость, порядок, основанный на справедливости (Нам правду не найти).

4.  В составе средневековых названий сводов законов (Русская Правда).

5.  В значении наречия: «верно, справедливо, в самом деле».

6.  В значении вводного слова: «действительно, в самом деле».

7.  В значении уступительного союза хотя.

 2-й ученик: (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля). Кроме толкования значения слов словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом правда. Вот некоторые из них.

Без правды жить легче, да помирать тяжело.  Над правдой не мудруй.  От правды отстать – куда пристать.  Правда сама себя очистит.  У Бога правда одна.  Правда – свет разума.  Все минется – одна правда останется.  Доброе дело – правду говорить смело.  Дело знай, а правду помни.  Кто правдой живет, тот добро наживет.  Правда со дна моря выносит.  Правда что шило: в мешке не утаишь.   Не то все правда, что говорится.  Не ищи правду в других, коли в тебе ее нет.

Учитель: Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова правда мы можем узнать из словаря синонимов.

 3-й ученик: (Словарь синонимов).  Синонимом слова правда является слова истина. Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. «В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно, как сказать: конь или лошадь, ребенок или дитя, дорога или путь»                 (Т. Г. Винокур).  То же самое можно сказать и о словах правда и истина. Вот послушайте, что об этом говорит М. Пришвин: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать».

Учитель: Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами, противниками слова правда познакомит нас. Словарь антонимов.

4-й ученик: (Словарь антонимов). Антонимы – это слова с противоположными значениями.  Правда – ложь, правда – неправда, правда – обман, правда – вранье (разг.), правда – кривда (народно-поэт.).

  На противопоставлении антонимов построены многие пословицы: Лучше горькая правда, чем утешительная ложь; Маленькая правда победит большую неправду; Правда с обманом рука об руку не ходят.

Учитель:   Чтобы о слове истинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать, с родней его познакомиться до седьмого колена. Сделать это нам поможет Словообразовательный словарь.

 5-й ученик: (Словообразовательный словарь). Слово правда непроизводное, оно состоит из корня правд- и окончания   . Но родственников оно имеет великое множество. Его словообразовательное гнездо включает  около 40 слов:  правдивый, правдиво, неправдиво, неправдивый, неправдивость, полуправдивый, правдашний, по-правдашнему, вправду, взаправду, заправдашний, правдолюб, взаправдашний, неправда, правдоискатель, правдоискательство, правдолюбец, правдоносец, правдоподобный, правдоподобие, неправдоподобный, правдоподобность и др.

 Учитель: Ну, уж если вы хотите узнать всю подноготную  правду  о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его: где и когда появилось слово, из каких частей и по какому способу образовалось, какое значение оно имело в далеком прошлом, как изменялось его значение. Ответить на этот вопрос нам поможет этимологический словарь.

 6-й ученик: (Этимологический словарь). Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этмос – «истина»). Слово правда общеславянское по происхождению, образовано от слова правдивый (истинный) с помощью суффикса  -вд-. Слово правдивый, в свою очередь, образовано с помощью суффикса   –в-  от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова   -пра-. Первичное значение этого слова было «такой, какой должен быть». 

Учитель:  Кто еще хочет выступить?  Какие вы помните фразеологические обороты со словом правда? (Верой и правдой служить; всеми правдами и неправдами; по правде говоря; в ногах правды нет; смотреть правде в глаза; что правда, то правда; подлинная правда и др.)

 Учитель: А что мы можем узнать из орфографического словаря?

 7-й ученик: (Орфографический словарь). Перефразируя народную пословицу «Правдивое слово не требует поручителя», скажу: «Слово правда не требует справки в орфографическом словаре»: оно пишется так, как слышится. А вот многие родственники (однокоренные слова) слова правда содержат в своем составе орфограммы.

IV. Физминутка.

V. Игра «Далевский турнир»

Учитель: Уважаемые ребята! С 2010 года 22 ноября объявлен государственным праздником Российской Федерации- Днём словаря. В этом году исполняется 150 лет со дня первого издания «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Все ценители русского слова, все, кого интересует наш язык, кто хочет постичь его тонкости и тайны, - знают имя Владимира Ивановича Даля. Прекрасный знаток русской словесности, этнограф, талантливый писатель, медик, естествоиспытатель, диалектолог, лексиколог и лексикограф, В.И.Даль создал труд поистине грандиозный. В «Напутственном слове» к своему детищу он писал: «Желание собирателя было составить словарь, о котором бы можно было сказать: «Речения письменные, беседные, простонародные; общие, местные и областные; обиходные, научные, промысловые и ремесленные; иноязычные усвоенные и вновь захожие, с переводом, толкование понятий общих и частных; пословицы, поговорки, присловья, загадки, скороговорки…». Даль не только показал во всей красе и выразительности живое русское слово, но и фактически создал энциклопедию быта, нравов, обычаев, ремёсел, игрищ, обрядов прошедших столетий. Далев словарь- это история русского народа, воплощённая в словах…

Так отправимся же в путешествие

По следам деяний Далевых.

Подходи посмелей!

Играть с нами не робей!

На станции «Фольклор» не зевай,

Загадки, поговорки разбирай!


Задание «Закончи пословицу».

  • Петь хорошо вместе, а … (говорить порознь);

  • Не спеши языком, … (торопись делом);

  • На чужой роток … (не накинешь платок);

  • За правое дело … (стой смело);

  • За словом в карман … (не полезешь);

  • Меньше говори, … (больше делай).

Для вас у нас загадки, что В.И.Даль много лет собирал.

  • Сестра к брату в гости идёт, а он от сестры прячется. (День и ночь);

  • Маленький Афанасий травкой подпоясан.(Сноп);

  • Пришли мужички без топоров, срубили избу без углов.(Муравьи, муравейник);

  • Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клубок);

  • Четыре брата бегут, друг друга не нагоняют. (Колёса);

  • Шило-мотовило под землёй ходило, перед солнцем стало и шляпу сняло. (Гриб).


Следующее задание: «Собери рассыпанные пословицы».

  • Не, горя, не, узнав, и, радости, узнаешь.

  • Не, беда, ходит, по, а, людям, лесу.

  • Умирают, да, живут, их, люди, дела, добрые.

  • Натаскает, немного, одна, мёду, пчела.

(в течение определённого времени выполняют задание, отвечают, получают жетоны)

А теперь «Растолкуй слово». В этом вам поможет словарь В.И.Даля.

  • Братина;

  • Темляк;

  • Сулея;

  • Кречет;

  • Орава.

VI. Итог. Рефлексия по уроку в целом

Мы сегодня работали с разными словарями.

  • Какой словарь вам больше всего понравился, с каким интереснее было работать?

  • Какие задания вам бы хотелось повторить?

  • Какие задания вызвали у вас затруднения?

  • К каким словарям мы обращаемся чаще всего? (толковый и орфографический)

  • В каких случаях словари приходят вам на помощь?

Где тесно, там и место. Где теснее, там и дружнее. А мы снова с вами. Сколько нового и интересного узнали мы сегодня о словарях русского языка, а также об учёном, писателе и великом подвижнике В.И.Дале, главным подвигом жизни которого было создание «Толкового словаря живого великорусского языка».

Как говорил В.И.Даль, на сегодня прощаемся да не на всю жизнь. Пусть же «Толковый словарь живого великорусского языка» станет настольной книгой для читателей всех возрастов- от школьника до пенсионера, или, как говаривали в старину, «книгою для семейного чтения»! Энциклопедические, толковые, орфографические, орфоэпические и двуязычные словари — это те книги, которые должны быть в каждом доме, под рукой у всякого культурного человека.

(Оценивание результатов урока по среднему баллу, полученному на каждом из этапов. Оценки выставляем в дневники).

V.Домашнее задание: в качестве домашнего задания детям можно предложить составить один из несуществующих словарей (объемом 15 – 30 слов). Тематика словарей может быть самая разнообразная: 1) словарь моих любимых слов, 2) словарь самых главных (важных) слов,  4) спортивный словарь «Кубань- навстречу играм в Сочи!», 5) школьный словарь, 6) словарь добрых слов, 7) словарь вежливых слов и т. д.


Учитель: Всем спасибо. Урок закончен.



Использованная литература:

1.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. М., «Русское слово», 2005

2. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. М., 2006

3.Загадки русского народа: Сб.загадок, вопросов, притч и задач/Сост.Садовников. М., 1970.




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос