В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Разработка конспекта урока по физике по теме "Сила трения. Трение покоя" (7 класс) ФГОС ООО

Разработка конспекта урока по физике по теме "Сила трения. Трение покоя" (7 класс) ФГОС ООО

Ольга Плотникова
Тип материала: Урок
просмотров: 3578 комментариев: 1
Краткое описание
Конспект урока по физике для 7 класса по теме "Сила трения. Трение покоя" разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конспект урока по теме Сила трения.Трение покоя.doc Скачать

Конспект урока

(ФИО) Плотникова Ольга Владимировна

Предмет физика

Класс 7

Тема урока: «Сила трения. Трение покоя».

Цель урока: учащиеся владеют знаниями о: новой физической величине сила трения, видах трения: покоя, скольжения, научились применять знания о силе трения к объяснению и анализу явлений окружающе­го мира.

Задачи урока:

Образовательные.

- дать знания о силе трения и видах трения;

- познакомить учащихся со способом измерения силы трения;

- создать научное представление о силе трения как о физической величине, показать связь с жизнью;

Развивающие. Создать условия для:

- формирования исследовательских компетенций учащихся путем организации фронтального эксперимента;

- развития умений учащихся воспринимать и представлять информацию в словесной, символической формах;

- формирования навыков анализа результатов экспериментальной деятельности, умения делать выводы на основе проведенного анализа;

- формирования коммуникативных компетенций учащихся;

Воспитательные. Создать условия для:

- воспитания коллективизма, чувства ответственности за работу группы, взаимопомощи;

- политехнического воспитания;

- развития самостоятельности учащихся;

- развития познавательного интереса учащихся к предмету.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, индивидуальные карточки с тестом, лабораторное оборудование динамометр, трибометр, брусок с крючком, набор грузов, деревянный цилиндр со скобой).





Планируемые образовательные результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные

Общие предметные:

  • умение пользоваться методами научного познания при исследовании силы трения,

  • проводить наблюдения;

  • обнаруживать зависимость силы трения от шероховатости поверхности, силы нормального давления;

  • применять знания о силе трения для решения практических задач в повседневной жизни, при обеспечении безопасности жизни

Частные предметные:

  • объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения;

  • использовать полученные знания о силе трения и видах трения в повседневной жизни;

  • измерять силу трения скольжения.

Познавательные

Овладение навыками: нахождения ответов на вопросы, используя эксперимент, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- исследовательской и проектной деятельности.

Коммуникативные

Развитие умений:

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- распределения функций участников группы. Регулятивные

Формирование навыков:

- определять и формулировать цель исследовательской деятельности на уроке;

-планировать этапы экспериментальной работы;

- выдвигать гипотезу;

- работать по предложенному группой плану; - анализировать полученный результат;

- давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

  • формирование познавательного интереса к видам трения в природе;

  • воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы;

  • формирование осознанного, толерантного отношения друг к другу;

  • формирование ответственного отношения к обучению,

  • формирование умения обосновывать и оценивать результаты своих действий.

















ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент (время: 2 мин)

Цель:

формирование самооценки готовности к уроку.



Приветствие обучающих (АМО «Подари улыбку»),

проверка готовности класса к уроку.

Учитель настраивает класс на продуктивную деятельность, зачитывая эпиграф к уроку.

Великий английский физик Исаак Ньютон сказал «Вся трудность физики состоит в том, что бы по явлениям движения распознать силы природы, а затем по этим силам объяснить остальные явления».

(слайд № 1 )

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку (наличие тетради, учебника, задачника, технических средств).

Повернуться к соседу, улыбнуться и сказать «Привет»

Регулятивные. Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии для восприятия нового материала.

Актуализация опорных знаний (время:5 мин)

Цель:

подготовка учащихся к восприятию нового материала, проверка усвоения предыдущей темы.

Методы обучения:

Репродуктивный. Форма контроля и самоконтроля.

Форма работы: групповая

Учитель – консультант: подводит учащихся к осознанию необходимости изучения данной темы урока, проверяет степень готовности учеников к изучению нового материала.

Для повторения изученного ранее материала давайте вспомним:

  • Что характеризует сила?

  • Что является результатом действия силы?

  • Назовите прибор для измерения силы.

  • Какие силы вы знаете?



(слайд № 2 )









Дают ответы на поставленные вопросы



















.

Регулятивные. - контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном с целью обнаружения пробелов знаний;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в результат в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

Целеполагание (время: 3 мин)

Цель: выработка совместно с учащимися цели урока.

Наглядный (демонстрация) и словесный (беседа, попытки формулирования выводов).

Учитель демонстрирует видеофрагмент (движение на самокате, на коньках и на санках) и обозначает перед обучающимися проблему.

(слайд № 3)

Учитель формулирует тему урока «Сила трения. Трение покоя»

(слайд № 4)

Задает вопрос: «Какие учебные задачи нам необходимо поставить, исходя из результатов наших наблюдений и рассуждений?».



Ответы учащихся



Учащиеся анализируют демонстрацию предлагают пути решения поставленной проблемы.

Предлагают различные варианты и приходят к следующей формулировке:

- узнать что такое сила трения, от чего она зависит

-научиться применять знания о силе трения для решении задач.


Наблюдать видеофрагмент

Регулятивные. Умение определять и формулировать учебную задачу на уроке с помощью учителя. Коммуникативные.

Умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные. Умения преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Изучение нового материала

(время: 15 мин)


Методы обучения:

Продуктивный (поиск путей решения проблемы), проблемный, частично-поисковый

Формы работы: индивидуальная и фронтальная, парная, групповая

























Цель: установить степень усвоения новых понятий, закономерностей.

Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика


Определение: сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения.


(слайд № 5,6,7,8 )

Как вы думаете почему возникает сила трения? (видеофрагмент)

(слайд № 9,10,11 )

Причины трения:

  1. Шероховатость соприкасающихся поверхностей

  2. Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Виды трения: (слайд № 12,13,14,15,16,17 )

  • Трение скольжения

  • Трение качения

  • Трение покоя

(видеофрагмент)

Сравните силу трения…(слайд № 18,19 )


Как вы думаете, как можно уменьшить силу трения? (видеофрагмент)

(слайд № 20,21,22 )



Трение принимает участие там, где мы о нем даже и не подозреваем.( слайд 23,24)

Как вы думаете отчего зависит сила трения?

(слайд № 25,26 ,27,28 )

Гипотезы:

  • От рода трущихся поверхностей.

  • От веса тела.

  • От площади соприкосновения тела с поверхностью.

Учитель – консультант: осуществляет педагогическое сопровождение ученика, помогает учащимся прийти к правильным выводам. Помощь учащимся, у которых возникли затруднения. Контролирует работу групп. Проверяет правильность проведения опытов.



Способы уменьшения и увеличения трения

(Слайд № 29,30,31)

Заполняют таблицу

Определение

Точка приложения. направление

Способ измерения

Графическое

изображение

Причины проявления силы






самостоятельно работаю с материалом учебника


Ответы учащихся, работа с учебником

















Fтр.покоя>Fтр.скольж.>Fкач.



Применить смазку.






Учащиеся высказывают гипотезы.







  1. Слушают рекомендации учителя для выполнения практического задания.

  2. Заполняют таблицу с результатами

  3. Делают выводы по заданиям.

  1. сила трения зависит от рода трущихся поверхностей.

  2. сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности (веса тела).

  3. сила трения не зависит от площади соприкосновения тела с поверхностью.

  4. При одинаковых массах тел и роде поверхности сила трения качения меньше силы трения скольжения.


заполнить таблицу









Просмотр видеофрагметов

































На группу по 4 человека выдаётся комплект оборудования для выполнения опыта

Познавательные

Овладение навыками: нахождения ответов на вопросы, используя эксперимент, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Коммуникативные

Развитие умений:

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные.

Умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, работать по коллективно составленному плану,

Промежуточный контроль

(время: 2мин)

Фронтальный опрос по таблице

1. Дайте определение силы трения

2. С помощью какого прибора можно измерить силу трения?

3. Назовите причины возникновения трения?

4. Назовите виды трения



отвечают, опираясь на материал таблицы



Закрепление нового материала

(время: 8 мин)

Цель: установить степень усвоения новых понятий, закономерностей. Устранить обнаруженные проблемы.

Учитель – консультант: осуществляет педагогическое сопровождение ученика, помогает учащимся прийти к правильным выводам.


Решение качественных задач


Познавательные. Умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные. осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами Регулятивные. Умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Итоговый контроль

(время: 5 мин)

Учитель – наставник: Помощь в систематизации знаний. Проведение закрепления материала. Контроль за выполнением задания.

(Слайд №32,33)

Выполнение проверочного теста, взаимопроверка в парах.

тест в двух вариантах

Коммуникативные: умение интегрироваться в парах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми

Регулятивные:

умение осуществлять итоговый контроль

Итог урока. Рефлексия

(время: 3 мин)

Цель: формирование ценностного отношения к совместной деятельности. Развитие рефлексивных умений

Предлагает учащимся вернуться к цели и задачам урока, проанализировать степень их достижения, сделать выводы. Сообщает оценки за урок. Оцените свою деятельность на уроке, воспользовавшись листком рефлексии и нарисуйте свое настроение:


(Слайд № 34)

Вспоминают цель урока. Анализируют степень ее достижения.. Формулируют выводы. Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения.


Регулятивные

выделение о осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

умение познавать цель и результат

Коммуникативные: умение проявлять активность в деятельности

Информация о домашнем задании (время:2 мин)

Сообщает учащимся домашнее задание: 1.§32, 33. Благодарит учащихся за плодотворный совместный труд. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы прошли всеми путями к своим знаниям и получили именно тот результат, который ожидали. Спасибо вам за урок и плодотворную работу.

(Слайд № 35,36)

Записывают в дневниках домашнее задание.















Листок рефлексии

1.На уроке я работал(а)
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен (на) / не доволен(на)
коротким / длинным
не устал (а) / устал(а)
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно





Своей работой на уроке доволен, чувствовал себя комфортно, настроение после урока хорошее

Своей работой на уроке недоволен, чувствовал себя не совсем комфортно, настроение после урока плохое

Состояние на уроке безразличное, урок никак не изменил моего эмоционального состояния и настроения.









Вариант 1

  1. Сани скатываются с горы под действием силы …, а, скатившись, останавливаются за счет силы …

  1. Трения … тяжести;

  2. Упругости … трения;

  3. Трения … упругости;

  4. Тяжести … трения

  1. Совпадает ли сила трения с направлением скорости движения тела?

  1. Совпадает с направление скорости;

  2. Направлена в сторону, противоположную скорости.


  1. При равных нагрузках сила трения скольжения всегда … силе (силы) трения качения.

  1. Равна;

  2. Больше;

  3. Меньше.

  4. Трактор при вспашке земли, двигаясь равномерно, развил силу тяги 15 кН. Чему равна сила сопротивления почвы?

  1. 150 кН;

  2. 30 кН;

  3. 15 кН;

  4. 12 кН;

  5. 24 кН.



Вариант 2

  1. Два биллиардных шара, столкнувшись, отталкиваются друг от друга за счет силы …, а затем останавливаются за счет силы…

  1. Трения …тяжести;

  2. Упругости … трения;

  3. Трения … упругости;

  4. Упругости … тяжести.

  1. НПрямая со стрелкой 15а рисунке изображены силы, действующие на движущийся брусок. Какая из указанных сил – сила трения?

  1. ППрямая со стрелкой 14ервая; 2

  2. Прямоугольник 13Вторая; 1

  3. ТПрямая со стрелкой 1Прямая со стрелкой 2Прямая со стрелкой 3Прямая со стрелкой 4Прямая со стрелкой 5Прямая со стрелкой 6Прямая со стрелкой 7Прямая со стрелкой 8Прямая со стрелкой 9Прямая со стрелкой 10Прямая со стрелкой 11Прямая со стрелкой 12ретья; 3

  4. Четвертая.

4

  1. Для равномерного движения бруска (см. рис.) необходимо, чтобы сила 1 была … силы (силе) 3.

  1. Равна;

  2. Больше;

  3. Меньше.

  4. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет состав силой 150 кН. Чему равна сила сопротивления (трения)?

  1. 150 кН; 2. 30 кН; 3. 15кН; 4. 120 кН; 5. 300кН.































Титульный_лист.docx Скачать



Плотникова Ольга Владимировна

  • 1 –я квалификационная категория ;

  • г. Биробиджан, Еврейская автономная область

  • МБОУ ООШ№ 9;

  • физика;

  • учебник физики Перышкина А.В.;

  • Урок по теме «Сила трения. Трение покоя»

  • 7 класс

  • продолжительность урока 40 мин;

  • компьютер, проектор, мультимедийная презентация;



Обсуждение материала
Светлана Львова
8.01.2018 09:53
Ольга,  добрый день.
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос