В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Открытый урок по столярному делу в 5 классе по теме: «Строгание рубанком»



Государственное казённое общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»



Открытый урок

по столярному делу

в 5 классе

по теме: «Строгание рубанком»





Подготовил и провел:

учитель Колесников С.В.

2016г.

Тема:Строгание рубанком

Цель: 1. Учить детей умению строгать рубанком. Совершенствовать знания

учащихся по выполнению данной работы.

2. Развивать речь, двигательную активность, работоспособность, сенсорные возможности.

3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к инструментам и природному материалу.

Оборудование: древесный материал, учебник «Столярное дело», рубанки

различных видов, плакаты, инструкции по технике

безопасности, разметочные инструменты, технологические

карты, ноутбук, мультимедийный экран.

Ход урока:


  1. Орг. момент


Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня у нас урок столярного дела. На этом уроке присутствуют учителя трудового обучения, администрация школы. Они посмотрят, как мы умеем работать на уроке столярного дела.

- Давайте поприветствуем их.


1.2 Психологический настрой

- Садитесь, не волнуйтесь, отвечайте полными красивыми ответами на поставленные вопросы.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поверьте, что всё у нас будет хорошо.

Учитель:

- Бригадир, доложи о готовности группы к уроку.

Дежурный бригадир:

- Сергей Васильевич, сегодня 16 декабря Группа учащихся 5 класса, в количестве 5 человек, к уроку готова. У всех на рабочих местах необходимые инструменты и принадлежности.

Учитель:

- Хорошо, спасибо, рапорт принят.


2. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания.

Учитель:

- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Учащийся:

- На прошлом уроке мы изучали тему «Назначение и устройство рубанка».

Учитель:

- Правильно, сейчас я проверю, как вы усвоили эту тему и заодно вспомним ранние пройденные темы.

- Сейчас я разделю вас на две подгруппы, с учетом того, что у нас есть два учащихся, которые работают по третьей группе. И устроим соревнования по знаниям, а затем подведем итог, кто же победил. Всего будет пять заданий.

Задание 1.

- Я буду называть вам основные части рубанка, а вы должны кратко раскрыть их значение:

1. Подошва

- Нижняя часть колодки рубанка, которая перемещается по поверхности древесины.

2. Нож

- Срезает часть материала древесины.

3. Колодка

- Это корпус рубанка, в котором устанавливается нож и клин.

4. Клин

- Необходим для закрепления ножа в рубанке.

5. Рожок

- За рожок держат инструмент во время строгания рубанком.

6. Леток

- Леток – это отверстие в колодке рубанка, через который удаляется стружка.

Задание 2.

Работа на доске.

Учитель:

- Я записываю слова с пропущенными буквами, а вы должны вставить правильные буквы. Если неправильно, то ответ переходит к другой группе.

НО…(Ж)

КОЛО…КА (Д)

КЛ…Н (И)

РО…ОК (Ж)

Л…ТОК (Е)

ПОДО…ВА (Ш)


Задание 3.

Учитель:

- Посмотрите внимательно на данные слова и скажите, почему именно они записаны на доске.

Учащийся:

- Эти слова записаны на доске, потому что они все относятся к устройству рубанка.

Задание 4. «Четвертый лишний»

РУБАНОК, ФУГАНОК, ШЕРХЕБЕЛЬ, МОЛОТОК

Учащийся:

- Четвертый лишний – молоток, потому что он необходим для забивания гвоздей, а остальные инструменты строгают древесину.

Учитель:

- Правильно, с рубанком мы уже знакомы, а остальные инструменты: шерхебель и фуганок, мы изучим на следующих уроках.


Задание 5. «Техническая дуэль» (по пройденным темам)

По три вопроса каждой группе.

Группа 1.

- Устройство пилы (ручка, полотно, зубья)

- Устройство дерева (крона, ствол, корень)

– Устройство стамески (ручка, кольцо, лезвие)

Группа 2.

– Устройство коловорота (грибок, коленчатый вал, подшипник, ручка, патрон, трещетка)

– Устройство шурупа (головка, резьба, стержень)

(– Устройство выжигателя (корпус, провод с вилкой, наконечник, перо)

Подведение итога.


Учитель:

- А что вам было задано на дом в тетрадях?

Учащийся:

- На дом в тетрадях нам было задано нарисовать рубанок и подписать его основные части.

Еще нам нужно было придумать предложение со словами: рубанок, нож, клин, леток, подошва, рожок.


Проверка домашнего задания в тетрадях.


Учитель:

- Прочитайте предложения, которые вы написали.

Учащийся:

– Мне нравится на уроках столярного дела работать рубанком.

– Чтобы рубанок хорошо строгал древесины, у него должен быть острый нож.

– Когда строгаешь рубанком, то подошва скользит по дереву.

– Колодка рубанка должна быть сделана из прочной твердой древесины.

– Когда берешь рубанок в руки, нужно держаться за рожок.

– Когда строгаешь рубанком, то из летка выходит ровная и красивая стружка.

Учитель:

- Правильно, с домашним заданием в тетрадях вы справились хорошо. Молодцы! А теперь двое ребят, которые работают по третьей группе, будут работать по карточкам, а остальные ответьте на следующие вопросы:

Вопрос 1. Для чего предназначен рубанок?

Рубанок предназначен для строгания древесины.

Вопрос 2. Как называется такой инструмент?) – Такой инструмент называется строгальный.

Вопрос 3. Какие бывают рубанки?

Рубанки бывают деревянные и металлические.

Учитель:

- Правильно, а еще есть электрические рубанки. (Показ электрического рубанка на плакате и натурального)

Словарная работа: ЭЛЕКТРОРУБАНОК – рубанок, который работает от электричества. Название состоит из двух слов электрический рубанок.

Показ словарных слов.

Вопрос 4. Из какого вида древесины изготовлен рубанок?

Рубанок изготовлен из твердого вида древесины.

Вопрос 5. А какие еще виды древесины вы знаете?

Мы знаем мягкие виды древесины.

Вопрос 6. Какие деревья относятся к твердым видам? – К твердым породам относятся: дуб, бук, груша, клен.

Вопрос 7. Перечислите мягкие виды древесины.

К мягким видам относятся: липа, ольха, тополь.

Вопрос 8. На какие породы делятся деревья?– Все деревья делятся на хвойные и лиственные.

Вопрос 9. Перечислите хвойные

К хвойным породы относятся: сосна, ель, кедр.

Вопрос 10. Какие к лиственным?

К лиственным относятся: береза, клен, яблоня и т.д.

Вопрос 11. А какие породы деревьев растут у нас в Краснодарском крае?

У нас в крае теплый климат и растут все известные нам деревья.

Вопрос 12. А где растут деревья?

Деревья растут в лесах, лесопосадках и садах.

(Показ на мультимедийном экране)

Вопрос 13. А какие деревья растут в садах?

В садах растут плодовые деревья: яблоня, груша, слива и т.д.

Учитель:

- Правильно, у нас в школе тоже есть сад. Он еще молодой и для того, чтобы деревья в нем выросли и давали сочные, вкусные плоды, за ним нужно ухаживать: поливать в жару, обкапывать, подбеливать, опрыскивать от вредителей. И, конечно, никогда не ломать ветки.

Проверка карточек у третьей группы.

- А теперь посмотрите внимательно на экран и еще раз вспомните основные части рубанка. А теперь возьмите рубанок и покажите их на нем.

Подведение итогов домашнего задания. Выставление оценок.


3. Сообщение темы и цели урока

Учитель:

- Тема нашего урока «Строгание рубанком».

На уроке вы будете учиться умению работать рубанком, а также правильно пользоваться разметочными инструментами. Вы должны уметь правильно вымерять и наносить размеры на бруски. Для этого вам будут необходимы знания по математике. И, конечно, при выполнении данной работы всегда знайте и помните о том, что нужно бережно относиться к природному материалу и инструменту.


3.1. Вступительное слово учителя.

- Рубанок – основной инструмент для строгания древесины. Строгание, один из видов обработки древесины резанием.

- Ребята, строгание рубанком – это увлекательное, интересное и полезное занятие. Но не скрою, эта работа трудоемкая. Она требует большого внимания и сосредоточенности. Человек, который выполняет эту работу, должен быть трудолюбивым. Я уверен, что вы будете очень стараться, и у вас всё получится.


3.2. Работа с учебником

Учитель:

- А теперь откройте учебник на стр.193. (Чтение необходимого материала).

- Во время чтения вам встретилось слово БРУСОК. На прошлых уроках мы с вами изучали стороны бруска. Давайте их вспомним и перечислим.

Учащийся:

Брусок имеет пласть, ребро, торец, кромку.

Учитель:

- Сколько пластей, кромок и торцов имеет брусок?

Учащийся:

Брусок имеет две пласти, две кромки, два торца.

Учитель:

- Правильно, покажите на бруске эти стороны.

Какие стороны видны на бруске?

Учащийся:

- На бруске видны: одна пласть и одна кромка.

Учитель:

- А как называются эти стороны?

Учащийся:

- Эти стороны называются ЛИЦЕВЫМИ. (Словарная работа)

Учитель:

- Правильно, а еще такие стороны называются СМЕЖНЫМИ. (Словарная работа) Потому что эти стороны располагаются рядом и имеют общую грань.

- Именно эти лицевые стороны нужно выбирать и в первую очередь строгать. А для того, чтобы выбрать лицевые стороны, нужно знать, что они должны быть лучше других, на них не должно быть сучков и трещин.

- А теперь, ребята, посмотрите внимательно на этот стенд и скажите, кого вы видите на фотографии ?

Учащийся:

- На фотографиях мы видим учащихся нашей школы.

Учитель:

- Правильно, некоторые из этих ребят уже вышли со школы и учатся в училищах, кто то продолжает учиться в школе. Но я хотел бы обратить ваше внимание на одного из бывших учащихся нашей школы – это Виногоров Сергей.

- Посмотрите на фото и скажите, чем занимается Сергей?

Учащийся:

- Сергей строгает рубанком древесину.

Учитель:

- Сергей один из лучших выпускников нашей школы. И когда то он тоже, так же как и вы, учился работать в столярной мастерской. Сергей всегда был добросовестным, старательным и прилежным учеником. Посмотрите на его тетрадь для контрольных работ, в ней только отличные оценки (Показ тетради). Эти положительные качества помогают ему и сейчас. В настоящее время Сергей учится в другой школе. Администрация и учителя школы очень довольны нашим выпускником, и всегда отзываются о нем только словами благодарности. Я думаю, ребята, должны стараться быть похожими на лучших учеников нашей школы. Таких, как Виногоров Сергей.


ФИЗМИНУТКА

Упражнение 1. Сидя на стуле, кисти рук в замке, вращение.

Упражнение 2. Глаза закрыты, вращение головы влево 3 раза, вправо 3 раза. Наклоны головы влево, вправо, вперед, назад (3 раза).

Упражнение 3. Руки на поясе. Повороты туловища влево, вправо (3 раза).

Учитель:

- А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему.

Прежде чем перейти к практической части нашего урока, а именно строганию древесины, мы должны в тетрадях составить чертеж. (Словарная работа)

ЧЕРТЕЖ – это документ, содержащий изображение детали и необходимые данные для её изготовления и контроля.

Брусок – длина 60 см., ширина 50 мм, толщина 40 мм.

Учитель:

- Нам нужно, чтобы ширина была 45 мм, а толщина 35 мм.Давайте на доске выполним математическое решение и узнаем сколько нужно миллиметров сострогать.

Работа у доски.(50мм - 45мм = 5мм; 40мм – 35мм = 5 мм)

Учитель:

- Правильно, значит с двух сторон нам нужно сострогать 5 мм. Нанесите размер на чертеж.

- Ребята, в каждой работе должна быть последовательность. У вас на столе есть технологические карты, давайте поработаем по ним.

Чтение технологической карты

Учитель:

- А сейчас, ребята, приступаем к работе. Возьмите разметочные инструменты, свой рубанок, станьте каждый возле своего рабочего места. Измеряйте линейкой свои бруски и скажите, соответствуют ли они вашим чертежам.

- Отметьте на брусках, с помощью линейки и карандаша, толщину и ширину, которую нужно сострогать. Сколько миллиметров она составляет. (Ответ: 5 мм.)

- Правильно, вам нужно сострогать 5 мм. Отмечайте. Проведите по бруску линию, но перед этим, обязательно, выберите лицевые стороны, отметьте их волнистой линией и покажите мне.

- Эту работу вы выполнили правильно.

- Перед началом строгания вы должны изучить инструкцию по технике безопасности при работе с рубанком. Подойдите к стенду и внимательно послушайте, я вам прочитаю, и мы разберем каждый пункт.

- Сейчас я покажу вам, как нужно правильно строгать рубанком.

3.3. Практическое выполнение

Учитель:

- А теперь приступаем к работе. Ребята, кто будет испытывать трудности, обращайтесь. Не забывайте проверять правильность строгания линейкой и угольником.

Индивидуальная помощь учащимся.

3.4 Проверка и оценка выполненной работы.


4. Итог

Учитель:

- Ребята, не расстраивайтесь, если у кого не получилось. На следующих уроках мы будем продолжать учиться умению строгать рубанком.

- А теперь давайте подведем итог нашего урока. Какую тему мы изучали на уроке?

Учащийся:

- На уроке мы изучали тему «Строгание рубанком».

Учитель:

- Какие работы выполняли?

Учащийся:

- Мы составляли чертеж, работали по технологической карте.

Учащийся:

- Размечали бруски, строгали рубанком.

Учащийся:

- Проверяли правильность строгания линейкой и карандашом.

Учитель:

- Что вы узнали нового, интересного?

Учащийся:

- Мы узнали, как нужно правильно строгать рубанком.

Учащийся:

- Мы узнали новые слова: ЧЕРТЕЖ, ЭЛЕКТРОРУБАНОК, СМЕЖНЫЕ, ЛИЦЕВЫЕ стороны.

Учащийся:

- Мы узнали, какие инструменты необходимы для разметки брусков.

Учащийся:

- Мы учились строгать рубанком.

Учащийся:

- Мы узнали какие бывают рубанки.

Учащийся:

- Мы узнали правила техники безопасности при работе с рубанком.


5. Оценки за урок.


6. Домашнее задание.

- Повторить последовательность работы по технологической карте, записать правила техники безопасности при работе с рубанком на стр.192 и выучить их.

- На этом наш урок окончен, всем спасибо.




10


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru