В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Сказка В.Бианки "Сова"Урок чтения в 4 классе I отделения по сове

Файл прикреплен к материалу: Сказка В.Бианки "Сова"
Войдите для скачивания файлов

Дик Вера Николаевна,

учитель начальных классов

КОУ Омской области

«Адаптивная школа-интернат №15»

Урок чтения

Тема. В.В. Бианки. Сказка «Сова».

Тип урока: урок продолжение знакомства с текстом и анализ содержания прочитанного.

Класс:

Особенности класса: обучающиеся имеют нарушение слуховой функции.

Обучение ведётся: учебник «Родное слово» 4 класс, I часть, Г.М. Грехнёва, К.Е. Корепова для четырёхлетней начальной школы. М. Дрофа, 2003

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Москва «Просвещение» 2006г. Рабочая программа по предмету «Чтение».

Продолжительность урока – 40 минут.

Использование информационных технологий: компьютер, мультимедийная презентация к уроку.

Цель. Продолжить формировать умение раскрывать смысл сказки и сделать вывод, что природа связана с человеком.

Раскрыть содержание, определить и объяснить главную мысль сказки.

Задачи.

Образовательные:

Формировать навык беглого, правильного, сознательного чтения.

Отрабатывать умение анализировать читаемый текст.

Уточнять и расширять знания обучающихся о жизни растений, животных, человека на лугу.

Закреплять знания об особенностях сказки.

Формировать умение самооценки и взаимооценки.

Развивающие:

Развивать умение понимать связь событий и строить свои умозаключения.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать умение находить главную мысль сказки.

Воспитательные:

Учить видеть и понимать взаимосвязь природы и человека и пробуждать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Коррекционные:

Создать условия для речевого общения обучающихся на уроке, расширять их речевую практику, преодолевать аграмматизмы и недостатки произношения.

Развивать слуховое восприятие обучающихся.

Оборудование: учебник «Родное слово» 4 класс, I часть, презентация к уроку, карточки со словами фамилий писателей, карточки с заданиями для работы в парах, картинки (сова, мыши, шмель, клевер, корова, стакан с чаем, дед), экран (для развития слухового восприятия), листки самооценки.

Ход урока

I. Организационный момент.

(за экраном) Учитель (У). Сядьте девочки.

Сядьте мальчики.

Слайд №1. Чтение хором

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

У. Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

У. Настя, спроси у Виолетты, какой будет урок.

Слайд №2.

Д. Будет урок чтения.

У.Келли, спроси у Саши, какой дежурный звук.

Д.Дежурный звук с.

У. Хорошо говорите звуки.

Слушайте друг друга.

У. Ваня спроси у Карины, по какой теме читаем.

Д. Читаем по теме « Сказки русских писателей».

II. Актуализация знаний.

1. Об авторе

У. Вставьте пропущенные буквы и назовите, кто автор сказки.

Скре.Б.ицкий Пушк.И.н Сл.А.дков …Носов Паустовс.К.ий ПрИ…швин

Один учащийся выходит к доске вставляет пропущенные буквы.

Д. Читали сказку В.В. Банки «Сова»

У. Что знаете об авторе?

Слайд № 3.

Д.Бианки пишет рассказы и сказки о природе для детей.

Слайд № 4.

2. Цель урока

Слайд № 5.

У. Посмотрите на слайд (сова и стакан чая с молоком)

У.Как вы думаете, какая цель урока?

Слайд № 6.

Д. Раскрыть содержание сказки.

Д. Понять и объяснить главную мысль сказки.

Д.Как сова связана с чаем.

У. Что будем делать для достижения цели?

Д. Будем внимательно читать сказку.

Д.Отвечать на вопросы по тексту.

Д.Анализировать сказку.

Д.Выполнять задания.

Д.Работать в парах.

3. Критерии оценивания.

У. У каждого есть оценочный лист.

В нём вы будете сами себе или друг другу выставлять баллы

У кого будет 24 – 25 баллов – оценка 5

20 – 24 балла – 4

18 – 20 баллов – 3

4. Вступительная беседа о сказке

У.Что вы знаете о сове?

Слайд № 7.

Д. Один ученик рассказывает.

Сова живёт в смешанных и хвойных лесах.

Это хищная птица.

Охотится ночью на мышей.

Гнездится в дуплах других птиц.

У совы хороший слух.

У. Почему это сказка?

Д. Животные разговаривают.

С животными происходят какие- то приключения.

Встречаются повторы.

У. К какому виду сказок относится сказка «Сова»?

Д. Это сказка о животных.

У.Какие бывают сказки?

Д. Сказки народные и авторские.

У.Какая это сказка?

Д.Это авторская и познавательная сказка.

У. А почему сказка познавательная?

На этот вопрос вы ответите в конце урока.

III. Работа над усвоением содержания сказки.

1.Ответы на вопросы и выборочное чтение.

У. Почему сказка называется «Сова»?

Д. Сова главный герой сказки.

На доске появляется картинка совы.

У. Как обратилась Сова к Старику?

Д. «Здорово, друг!»

У. А что ответил Старик?

Д. Какой я тебе друг. Утекай, пока цела.

У. Почему рассердилась Сова?

Д. Старик разговаривает невежливо, грубо.

У. Почему мыши так расхрабрились на лугу?

На доске появляется картинка мыши.

Д. Сова не летает.

У. Что стали делать мыши на лугу?

Д. Мыши из нор поскакали, по лугу побежали.

У. На кого охотятся мыши?

Д. Мыши на лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

На доске появляется картинка шмеля.

У. Что ещё узнали о шмелях?

Д. Шмели не делают мёд, как пчёлы.

Воску у них нет.

У. Почему шмели нужны лугу?

Д.Шмели переносят цветень (пыльцу) с цветка на цветок.

У. О чём предупреждала Сова Старика?

Д. Как бы хуже не вышло.

У. Что произошло с клевером на лугу?

На доске появляется картинка клевера.

Д. Не родится клевер на лугу.

Не попадает цветень с цветка на цветок.

У. Кому необходим клевер на лугу?

Д.Корова мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.

На доске появляется картинка коровы.

У. Что нужно корове для того, чтобы её молоко было жирным и вкусным?

Д.Питательный клевер.

У. С чем сравнивает автор клевер?

Д. С кашей с маслом.

У.Что стало с коровой?

Д.Стала корова тощать. Стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже и жиже.

У. О чём предупреждала Сова старика?

Д.Старик! Придёшь ко мне кланяться.

У. Изменилось ли поведение Старика?

Д. Не по нраву это Старику.

Д. Молчит Старик, ничего не говорит.

У. Как дальше изменилось поведение старика?

Д. Старик браниться, дело не клеится.

У. Почему так?

Д. Молока у коровы мало.

Вот и чай белить Старику стало нечем.

На доске появляется картинка чашки с чаем.

У. Что же пришлось делать Старику?

Д.Пошёл Старик Сове кланяться.

У.Сова простила старика? Почему?

Д.Она проучила старика.

Сова любит мышей. Ей и самой плохо без них.

У. Чем заканчивается сказка?

Д. Старик помирился с Совой.

У. Какое настроение у Старика?

Д. Старик Сову хвалит, к себе в гости зовёт, уважает.

Физминутка

Слайд № 8.

В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

Во все стороны глядит.

Да вдруг - как полетит!

2. Прослушивание записи голоса совы.

У. Какая фраз повторяется в сказке?

Д. Хо – хо—хо! Старик!

У.Как вы думаете? Почему?

Д. Это сказка. Автор употребляет повторы.

У. Эти слова похожи на крик совы.

Послушайте, как кричит сова.

Слайд № 9.

IV. Работа в парах.

У.Будем работать в парах.

Слайд № 10.

1 пара и 2 пара.

Задание. Закончи предложение.

Старик обидел …. (сову).

Сова перестала ловить … (мышей).

Мыши начали разорять гнёзда …(шмелей).

Шмели престали опылять … (клевер)

Без клевера похудела…(корова).

Корова стала давать мало …(молока).

Нечем стало забелить чай …(старику).

3 пара.

Составь план пересказа (подготовка к пересказу).

3.Шмели на чужих лугах гуляют.

4.Молока у коровы мало.

1.Рассердилась сова.

6.Простила сова старика и полетела на луг мышей ловить.

2.Мыши на лугу рыщут, шмелиное гнездо ищут.

5.Пошёл старик сове кланяться.

4 пара.

Найди пословицу и объясни её смысл.

Сова отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Была здорова, стала тощая, стала сбавлять молока.

2.Проверка заданий работы в парах.

1 и 2 пара взаимопроверка.

Проверить друг у друга задание и поставить оценку в лист самооценки.

3 пара. Самопроверка по слайду №11.

3.Составление «цепочки взаимосвязи»

и объяснение значения каждого звена в ней.

У. Посмотрите на героев сказки.

Какая связь между ними?

На доске картинки. Приложение №

Сова – мыши – шмели – клевер – корова – чай с молоком – Старик

Объяснение каждого звена.

1 и 2 пара говорят предложения.

Старик обидел …. (сову).

Сова перестала ловить … (мышей).

Мыши начали разорять гнёзда …(шмелей).

Шмели престали опылять … (клевер)

Без клевера похудела…(корова).

Корова стала давать мало …(молока).

Нечем стало забелить чай …(старику).

У. Получился круг.

Что хотел автор показать этой сказкой?

Д. Всё в природе: растения, животные и люди – взаимосвязаны.

Все нужны друг другу.

4.Объяснение главной мысли сказки.

У. Какая пословица выражает главную мысль?

4 пара. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Слайд № 12.

У. Почему автор употребил эту пословицу?

Д. Она выражает главную мысль сказки.

Д.Вместе хорошо. Все дружно работают на лугу (шмели, сова, корова, мыши и трава хорошая и молоко питательное).

Д. Все должны жить дружно (человек с природой) и помогать друг другу.

Слайд № 13.

У.Кто из героев ( Старик или Сова) нравятся В Бианки?

Д.Писателю нравится Сова.

Сова понимает, что происходит в природе.

Сова со стариком должны быть друзьями.

У. Сова – символ мудрости и знаний.

Слайд № 14.

5.Обобщение по уроку.

У. Всё в природе взаимосвязано.

Растения, животные и люди нужны друг другу.

Человек должен заботиться о природе.

Как вы можете помочь природе?

Д. Не разорять гнёзда птиц.

Д.Не разводить пожары в лесу. и т. д.

Резерв.

Слайд № 16 Приметы о сове

Сова кричит – на холод.

Если много сов – урожай будет хорошим.

V. Рефлексия.

У.Какая цель урока?

Слайд №15

Как Сова связана с чаем?

Д. Сова престала летать на луг.

Д.Старик пьёт чай без молока.

Д.В природе всё взаимосвязано.

У. Почему сказка познавательная?

Д. Узнали о жизни шмелей, растений и птиц на лугу.

На доске.

Д.Я узнал, что …. Сова умная голова.

Д.Было интересно …. как живут на лугу растения и животные.

Д.Урок дал для жизни, ….. что надо беречь природу.

Всё в природе взаимосвязано.

Резерв.

Слайд № 16. Приметы о сове

Сова кричит – на холод.

Если много сов – урожай будет хорош

VI . Домашнее задание

Слайд № 17

Виолетта, Келли, Саша, Ваня пересказ сказки по плану.

Остальные читают по ролям ( голосом при чтении передайте настроение старика и совы).

VII Критерии оценивания

Поставьте в листок самооценки баллы.

У кого 24 – 25 баллов – оценка 5

20 – 24 балла – 4

18 – 20 баллов – 3

У кого 5? Молодцы! У кого -4.Старались! Кто получил 3? Постарайтесь!

Слайд № 18

Молодцы! Конец урока.



























«Цепочка» взаимосвязи природы и человека

http://ok-t.ru/studopediaru/baza1/1050390048601.files/image042.jpghttp://komputer-helps.ru/img/3133/6117700.jpg

http://img1.labirint.ru/books/507659/scrn_big_03.jpghttp://herbaldoc.ru/wp-content/uploads/2015/03/klever-06.jpg

http://your-diet.ru/wp-content/uploads/2015/08/polza-chaya-s-molokom-3.jpghttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/11ef/0003463e-a45f3958/hello_html_40ef9488.jpg

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru