В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Интеграция образовательных областей в условиях детского сада соответственно ФГОС ДО

Галина Зинченко Галина Зинченко
Тип материала: другое
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 90    комментариев: 4
Краткое описание
Принцип интеграции является одним из ведущих в дошкольной образовательной деятельности, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Использование календарно-тематического плана позволяет всесторонне раскрыть ребёнку намеченную тему, формирует интегральные качества личности, которые предусмотрены,   как конечный результат образовательной деятельности ДОО. В работе описываются формы интеграции образовательных областей с опорой на опыт деятельности детского сада.
Размещено в разделе: Дошкольное образование Методист
Пожаловаться 30 октября 2017
Файлы
Интеграция образовательных областей в условиях ДОО соответственно с ФГОС ДО.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

[Введите текст]





Интеграция образовательных областей в условиях детского сада соответственно ФГОС ДО


Зинченко Галина Ивановна

педагог-психолог СПДС «Иволга» ГБОУ СОШ № 6 г. Жигулёвска Самарской области

Хомутова Светлана Николаевна

старший воспитатель СПДС «Иволга» ГБОУ СОШ № 6 г. Жигулёвска Самарской области


ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образования организации. Принцип интеграции является одним из ведущих в дошкольной образовательной деятельности, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Данный принцип обязывает дошкольные образовательные организации коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и  гармоничное его вхождение в социум. ФГОС также предусматривает осуществление инклюзии. Инклюзия - процесс и результат предоставления ребенку с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих такому ребенку отклонения в развитии и ограничения возможностей.

ФГОС предлагает 5 образовательных областей для интеграции:

 Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

Содержание образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»  направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Содержание образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении, правильной орфоэпии и орфографии.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно  в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

В нашей дошкольной организации интеграцию мы осуществляем на основе календарно-тематического планирования: выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание; осуществляет включение основных видов деятельности детей дошкольного возраста: игровой, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной; формирует интегральные качества личности, которые предусмотрены,   как конечный результат образовательной деятельности ДОО. Следует выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, экскурсии, организованную образовательную деятельность и т. д. Мы широко используем интеграцию музыкальной и физической, художественно-творческой и речевой деятельности дошкольников. На протяжении всего периода они неразрывно связаны и дополняют друг друга. С раннего возраста в работе с детьми широко используем подвижные игры-песенки, игры-пляски с предметами и без них. В этот период, очень важен эмоционально-положительный настрой ребенка и за это отвечает музыкальное сопровождение, а так же развитие координацию движений, которому способствуют ритмические движения. Художественно-эстетическая деятельность неразрывна с использованием речи, так как удовлетворить самовыражение через речь гораздо эффективнее, а на фоне хорошего музыкального произведения творческий процесс эффективнее. Но через все эти виды деятельности проходит самая главная в жизни дошкольника – это игровая. Игра — это деятельность, через которую реализуются разные аспекты интеграции, в том числе и интеграция содержания и задач образовательных областей. Игровая деятельность доступна детям с нормой и с ОВЗ. Игра может самостоятельно интегрироваться с другими детскими видами деятельностями, так, например, реализация любой деятельности может иметь игровой характер или протекать как определенный вид игры (наблюдение, организованна деятельность, двигательная деятельность - все это может проходить в игровой форме). Пример интеграции образовательных областей - сюжетно-ролевая игра «Аптека». Для организации данной игры проводится предварительная работа - просмотры видеофильмов про работу аптекарей и проводим экскурсию. Здесь мы с детьми рассматриваем оформление витрин, прилавков, наблюдаем за работой аптекаря, покупателей. Затем мы беседуем о назначении аптек, об их значение в жизни человека, об организации работы внутри аптеки — реализуется образовательная область «Социально-коммуникативная». Читаем произведения с последующим обсуждением Н. Забилы «Ясочка простудилась»,  Э. Успенского «Играли в больницу». Затем мы начинаем готовить атрибуты: изготовление чеков из бумаги, чековой ленты, ценников, сбор коробок, упаковок от различных лекарств, подбор игрового оборудования для работы, фармацевта, оформление уголка для игры, табличка «График работы аптеки», придумывание названия аптеки - реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Через отдельные игровые ситуации вводим речевые обороты: - Я вас слушаю. - У вас есть рецепт? - Я бы вам посоветовала…- Это лекарство   отпускается без    рецепта. - Для кого   предназначено   лекарство? - Обратите внимание   на дозу приёма. - Не забудьте   посоветоваться с   врачом. - Я бы хотел купить... - Это лекарство отпускается без рецепта? - Объясните, пожалуйста, как правильно принимать лекарство? - Почему у вас такие цены? - Я хочу поговорить с   заведующим… - Спасибо за понимание. - Извините, что побеспокоил – реализация образовательной области «Речевое развитие». Таким образом, только в одной творческой игре мы выделили интеграцию нескольких образовательных областей.

В работе с детьми раннего возраста широко используется пальчиковая гимнастика, сопровождаемая пением. Пальчиковые игры дают ребёнку возможность почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо. Сформировать представление о своём теле. А музыкальное сопровождение создает положительный настрой, что дает возможность в игровой форме развивать музыкальные и физические способности ребенка. Кроме этого пальчиковая гимнастика позволяет развить мелкую моторику пальцев, что способствует развитию правильного звукопроизношения. Утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, так же дает заряд энергии и положительных эмоций на весь день. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику, активизирует детей разных категорий: гиперактивных и замкнутых, агрессивных, активных и пассивных, с нормой и умственными нарушениями. В более старшем дошкольном возрасте, участие детей в пении, играх, хороводах, плясках улучшает координацию движений, развивает чувство ритма, развивает выносливость, быстроту реакции, ловкость, смелость, что является основной задачей физического развития дошкольников.

Важно помнить, что только при правильном дыхании возможно полноценное речевое развитие детей с ОНР. Поэтому как в физической, так и в музыкальной деятельности в работе с детьми широко используется дыхательная гимнастика, которая, при правильном её выполнении, приносит огромную пользу в укреплении дыхательной мускулатуры и здоровья ребенка. Она используется в форме игры и приносит не только пользу, но еще вызывает у дошкольников массу положительных эмоций. Наиболее это отражено в фольклорных праздниках и театральных постановках: музыка, чтение стихов, пляски, диалоги, игра, упражнения. Мы видим интеграцию областей «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Мы организуем разнообразные проекты, как групповые, так и общесадовские, которые направлены на общее развитие детей и интегрируют разные области в решении поставленных задач в соответствии с темами недели, месяца.

Из практики можно констатировать, что все формы интеграции обогащают жизнь детей, способствуя полному и гармоничному развитию личности, всесторонне раскрывают ребенка. Участие в таких мероприятиях приносит детям возможность общения друг с другом, сопереживание, ощущение победы, укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.

Использование принципа интеграции имеет свои преимущества. Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуетя один из основных принципов дошкольной дидактики - специально организованная деятельность с детьми должна быть  непродолжительной по времени (требования Сани ПиН), но емкой, что возможно, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второе преимущество - это обеспечение целостного восприятия ребенком окружающего мира, взаимопроникновения содержания различных образовательных областей.

Реализацию процесса интеграции и включения инклюзивного подхода к образованию невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников.

Анализ деятельности педагогического коллектива показал, что 100% педагогов понимают суть комплексно – тематического принципа планирования образовательного процесса, самостоятельно разрабатывают комплексно – тематические планы, апробируют их на практике работы с детьми, отслеживают эффективность деятельности, исходя из этого, планируют индивидуальную работу с дошкольниками.

Но вместе с тем, педагоги иногда:

- планируют деятельность, которая заведомо не может быть организована ли без учёта детей с ОВЗ;

- перенасыщают план различными формами в целом или в какой-либо одной образовательной области, также бывают случаи, когда воспитатели исключают из плана некоторые виды деятельности, например конструктивную;

- при планировании работы по взаимодействию с семьями воспитанников часто прослеживается формальный подход, исключающий совместную работу педагогов и родителей по решению образовательных задач развития ребёнка.

Итак, положительные моменты интеграции в ДОО: точка роста, внедрение новых технологий. Мы считаем, что интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества: способствует формированию целостной картины мира, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, раскрепощает детей в творчестве, помогает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон.

Минусы - в трудностях преодоления. Чтобы перевести образовательный процесс с учётом интеграции и инклюзии, самому педагогу надо быть профессионально интегрированным в педагогическое и образовательное сообщество

Таким образом, интеграция и инклюзия как целостное явление выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не только организованная деятельность, но и совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей. 

Использованная литература.

  1. Тарасенко, М. В. Игра как способ интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГТ [Текст] / М.В. Тарасенко, // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 51-53.

  2. Янцен, Н. Г. Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / Н.Г. Янцен, О.А. Михайлова // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 40-44.


Обсуждение материала
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru