В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Журнал Информ-образование

Формирование понятия «реликвия» в рамках проекта «Собираем семейный архив»

скачать

Автор : Ситникова Т.В.

Журнал : 2016 Выпуск 1

Дата публикации :  29 Апреля 2016

Ситникова Т. В. Формирование понятия «реликвия» в рамках проекта «Собираем семейный архив» // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 193-195.

В статье представлен опыт реализации и этапы работы над проектом, прописан педагогический комментарий к проблеме.

Kлючевые слова: генеалогическое исследование, реликвия, семейный опыт.

THE FORMATION OF THE CONCEPT OF A ‘RELIC’ IN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT ‘COLLECTING FAMILY ARCHIVE’

Tatiana V. Sitnikova

The article presents experience of implementation and stages of work on the draft and provides a pedagogical comment on the isssue.

Keywords: genealogical research, relic, family experience.

Память – основа нравственности, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.

Д. С. Лихачев

Из века в век зарождалась, кипела, бурлила и затихала жизнь человека, чтобы снова повториться на новом витке спирали. Так сложилось в подлунном мире: в одной семье праздновали рождение ребенка, в другой отпевали старика. И каждое предыдущее поколение говорило следующему: вы совсем на нас не похожи, вы не чтите обычаи предков. А внуки отвечали дедам, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, все течет, все меняется, и жизнь тоже. Но проходит время, и ты вдруг понимаешь, что без корней, без истории своего рода, своего края, ты – точно перекати-поле. И начинаешь расспрашивать стариков об их молодости, о том, что рассказывали им деды-прадеды. Исследуя этот путь пядь за пядью, ты обнаруживаешь следы тех, кто жил задолго до тебя. Погружаясь мысленно в былое, ты не устаешь поражаться мужеству, смекалке, талантам своих предков и однажды понимаешь, откуда и от кого это передалось тебе. Интерес к генеалогии в нашей стране имеет устойчивую тенденцию роста. Люди, осознавая свое место в связке: я – семья – род – народ, обращаются к истории своих предков. Изучение своего происхождения, истории своего рода способствует пониманию значимости каждого человека, повышению его ответственности за судьбу рода, семьи, всех живущих ее представителей, препятствует разобщению и отчуждению людей в современных условиях. Важным элементом генеалогического исследования является понятие – семейная реликвия. Документальные генеалогические источники можно разделить на две группы: в первую входят собственно генеалогические документы, предназначенные для фиксирования генеалогической информации (фактов рождения, смерти, бракосочетания и т. п.), во вторую – документальные источники, содержащие генеалогическую информацию в качестве вспомогательной, побочной по отношению к целевому назначению документа. Но кроме документов, в каждой семье есть вещи, которые особенно дороги всем ее членам или отдельным представителям. Такие вещи называются семейная реликвия – это память семьи. Как показывает опыт, большинство учащихся считают семейной реликвией дорогую вещь или вообще не имеют представления об этом понятии. Проект «Собираем семейный архив» направлен на активизацию совместной деятельности детей и родителей по изучению истории страны через историю семьи и отдельных ее представителей.

Цели проекта:

• сохранение и популяризация семейных реликвий и традиций как инструмента укрепления института семьи, передачи семейных ценностей подросткам;

• повышение интереса подростков к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям, к сохранению исторической памяти, бережному отношению к культурному и историческому наследию своих предков и своего Отечества.

Основные задачи:

• активизировать включение детей и родителей в проектную социально значимую деятельность;

• создать условия для приобретения родителями опыта педагогического сотрудничества с ребенком;

• помочь участникам узнать, что такое родословная, традиции, реликвии.

Вид проекта:

По количеству участников – групповой (семейный).

По содержанию – межпредметный.

По месту в учебном плане – текущий (включен в тематический план по внеурочной деятельности в 6 классе «Ценности моей малой Родины», 17 часов).

Темы самостоятельных исследований:

• «Реликвия моей семьи» (ретро-вещи, предметы быта, боевые реликвии, письма, дневники времен Великой Отечественной войны);

• «Семейный альбом» (династии, семейные архивные фото, генеалогические ветви рода, фамильный герб).

Разработка проекта

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

Мотивационный

Учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Ученики обсуждают тему и проблему, выдвигают собственные идеи

II этап: Сбор и обработка информации

Планирующе-подготовительный

В сотрудничестве определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности с учителем и родителями

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

• актуальность и важность поставленной проблемы;

• анализ собранной информации;

• планирование деятельности;

• реализация деятельности в сотворчестве с родителями и учителем

IV этап: Реализация проекта

Информационно-операционный

Ученики в сотрудничестве с родителями собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является источником информации

V этап: Подготовка к защите проекта. Учащиеся в сотрудничестве с родителями:

· разрабатывают свой проект по теме;

· создают электронную презентацию;

· представляют проект на внеклассном мероприятии;

· оформляют классный сборник по теме «Семейные реликвии»

VI этап: Презентация проекта в форме открытого внеклассного мероприятия «Семейные реликвии»

Рефлексивно-оценочный

Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку.

Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

VII этап: Рефлексия

· самоанализ и самооценка проделанной работы;

· осмысление своих впечатлений

Память и знание прошлого, заполняя мир, делают его более интересным и значительным. Без прошлого мир пуст для людей, без прошлого нет и будущего. В каждой семье, в каждом доме есть своя семейная реликвия. Реликвия – это вещь, которая нам досталась в наследство от уже ушедших предков, хранящая светлую память о них. Реликвии – это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. Семейные реликвии ценны вдвойне. Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о нем помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на все происходящее сегодня.

Литература

Даль В. И. Сборник пословиц и поговорок: в 2 т. – М.: Художественная литература, 1984. – С. 15–17.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык, 1989. – С. 34–38.

Задать вопрос