В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Журнал Информ-образование

Формы работы с детьми и родителями по воспитанию патриота – гражданина Волгограда

скачать

Авторы : Игнатова Е. П., Ткачева Г. Г., Калимуллина Т. В.

Журнал : 2016 Выпуск 1

Дата публикации :  29 Апреля 2016

Игнатова Е. П., Ткачева Г. Г., Калимуллина Т. В. Формы работы с детьми и родителями по воспитанию патриота – гражданина Волгограда // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 169-174.

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Авторы представили практический опыт работы по формированию у дошкольников основ патриотического сознания. Статья адресована работникам дошкольного образования.

Kлючевые слова: патриот, Россия, Волгоград.

FORMS OF WORK WITH CHILDREN AND PARENTS FOR THE rising OF A PATRIOT-CITIZEN IN VOLGOGRAD

Elena P. Ignatova, Galina G. Tkacheva, and Tatyana V. Kalimullina

This article discusses the issues of patriotic education of preschool children. The authors provide practical work experience on teaching preschoolers the basics of patriotic consciousness. The article is addressed to workers of preschool education.

Keywords: patriot, Russia, Volgograd.

В настоящее время в России патриотизму населения уделяется серьезное внимание. Воспитание патриотизма – объективная необходимость для подрастающего поколения, особенно на этапе детского развития, поскольку патриотизм на неосознанном для ребенка уровне проявляется сначала в любви к родителям, затем – к родному дому, окружающей природе. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

В России исторически складывалась уникальная, уходящая в глубь веков, традиция подчеркнуто уважительного отношения к Родине-матери, к родной земле, наделенной в культуре Древней Руси божественным материнским началом. Активное целенаправленное формирование развития личности патриота осуществляется именно в детские годы и основывается на учете возрастной предрасположенности детей к усвоению соответствующих элементов социального опыта [Вырщиков, Кусмарцев 2006].

Патриотизм – это целостная система представлений человека о себе как духовном, социальном существе, убеждение в ценности Родины.

Патриотическое воспитание – часть воспитания в целом, одно из его основных направлений. Смысл воспитания заключается в следующем: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. Воспитание гражданина происходит в культурно-образовательном пространстве детского сада и семьи, учреждений культуры и искусства.

Целью воспитания патриотизма у дошкольников, на наш взгляд, является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Под патриотическим воспитанием педагоги нашего детского сада понимают взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

Для того, чтобы стать гражданином, патриотом, не обязательно быть героем, суперменом, а, может быть, достаточно сочувствовать и сопереживать судьбам Отечества, любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Отношение человека к своей Родине аналогично отношению сына или дочери к своим родителям.

В рамках патриотического воспитания решаются следующие задачи:

- обогащение представлений о Родине – России, об истории родного края;

- воспитание чувства гордости за ее достижения;

- воспитание уважения к культуре разных национальностей;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.

Уже с раннего возраста одна из задач – воспитывать любовь к родителям и близким людям. Ребенок должен называть свое имя и имена членов своей семьи, ему необходимо напоминать название родного города, района, в котором он живет.

Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно-патриотическое воспитание детей, – организация развивающей предметно-пространственной среды. В методическом кабинете имеется методическая литература по нравственно-патриотическому воспитанию, специальная литература по ознакомлению детей с народным творчеством, бытом, традициями, природой родного края; Красная книга Волгоградской области; книги о достопримечательностях города Волгограда, его жителях. Имеется перспективное планирование по патриотическому воспитанию, конспекты занятий и развлечений, книга «Любимый наш Красноармейск – тебя готовы славить», куда вошли произведения детей и взрослых нашего района.

В группах оформлены патриотические уголки, в которых имеется наглядный дидактический материал: дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации, найти на глобусе или карте свою страну, город, познакомиться с символикой родного города, государства. В каждой группе есть книжный уголок с русскими народными сказками, которые передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Есть и книги, созданные руками детей и педагогов (альбом «Растительный и животный мир родного края», «Прошлое и будущее вместе – дети и ветераны», «Урюпинск – столица российской глубинки»). В театрализованной деятельности дети обыгрывают народные сказки, осваивая русский фольклор в действии.

В центрах творчества имеются образцы народных игрушек, альбомы с образцами народных узоров, альбомы по искусству. На занятиях по изобразительной деятельности дети сами создают предметы народного промысла (из теста, глины), расписывают их.

Любовь к родной природе – одна из основ патриотического воспитания. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам. Туристско-краеведческая деятельность позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий изучать природу родного края, традиции народа [Патриотическое… 2003]. Знакомство дошкольников с природой России и других стран происходит не только в образовательной деятельности. Экскурсии в Чапурниковскую балку расширяют представления детей о редких растениях Волгоградской области. В дендрарии дети познакомились с растительностью не только родного края, но и других стран, континентов. Посещение контактного зоопарка расширило представления детей о животных, которых многие из них видели лишь на картинках.

Знания, полученные в процессе образовательной, туристско-краеведческой деятельности, уточняются и закрепляются в таких формах работы, как олимпиады, викторины.

В рамках образовательной программы детского сада проводится кружковая работа, где мы используем региональную программу образования детей дошкольного возраста «Воспитание маленького волжанина» под редакцией Е. С. Евдокимовой. Данная программа отражает специфику культурно-исторических, климатических, этнических условий Нижневолжского региона.

Приобщая детей к культуре и искусству родного края, мы организовываем экскурсии в музейный-выставочный центр Красноармейского района, где дети знакомятся с произведениями художников Волгограда и области.

В музее Волго-Донского судоходного канала дети совершили виртуальную экскурсию по всем его 13-ти шлюзам. Тот факт, что такое уникальное гидротехническое сооружение создано при участии их земляков и расположено на территории, где они живут, способствует формированию у детей чувства гордости за свою малую Родину.

Экскурсии в библиотеку способствуют формированию у дошкольников интереса, положительного отношения к книге как источнику знаний, предмету художественной культуры.

Не всегда есть возможность сводить детей в музей, показать им достопримечательности города, района. Информационно-коммуникативные технологии дают возможность организовать виртуальные экскурсии: «Музеи Волгограда», «Памятные места Волгограда». Вместе с детьми родители совершают прогулки по маршрутам выходного дня, разработанными педагогами детского сада («Достопримечательности Красноармейского района», «По местам боевой славы», «Музей-заповедник “Старая Сарепта”»). Также мы приглашаем музеи к нам в детский сад. В частности, сотрудники музея-заповедника «Старая Сарепта» организовывали выездные выставки, где не только представляли свои экспонаты, но проводили интерактивные программы («Герои Сталинграда», «Широкая Масленица»), где дети познавали героическое военное прошлое, культурные традиции нашего края.

Известно, что игра – ведущая и любимая деятельность детей. В игре, которая является «первой ступенькой на пути постижения культуры своего народа» [Евдокимова и др. 2004], дети познают игровой фольклор Поволжья, собранный Е. С. Евдокимовой и другими авторами в методическом пособии «Игры детей Поволжья: традиции и современность».

Не менее привлекательным занятием для детей являются праздники, развлечения. В нашем детском саду традиционно проводятся совместные праздники: педагоги – дети – родители. Это «Посвящение в дошколята», «А ну-ка, папы!», «Выпуск из детского сада», «Осенины», новогодние утренники, «Театральная неделя». На таких праздниках родители не просто являются зрителями, а принимают непосредственное участие в качестве ведущих, актеров.

С целью формирования ценностного отношения к близким людям, сверстникам, бережного отношения к природе, животным мы с детьми и родителями проводим различные акции: экологические («Покорми птиц», «Посади дерево», «Чистый двор – чистая планета»); патриотические («Гвоздики на снегу», «Поздравление ветеранов», «Бессмертный полк», «Голубь мира»).

Широко применяется в нравственно-патриотическом воспитании наших детей технология проектирования. Включение детей в коллективную творческую поисковую деятельность по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новой ситуации; опыта ценностного отношения к миру, другим людям, способствует саморазвитию дошкольников, их личностному росту, формирует привычку самостоятельно искать пути решения поставленных задач [Евдокимова 2001]. В детском саду были реализованы различные проекты, как краткосрочные, так долговременные: «Отходы и доходы», «Космос», «Луковый ежик», «Моя улица», «Любимая игрушка нашей семьи», «С чего начинается Родина», «Волго-Донской судоходный канал», «Книга – кладезь знаний», «Наша группа – территория любви» и многие другие. Наши воспитанники приняли участие в городском проекте «Город-герой Волгоград глазами детей». В нашем детском саду реализуется долгосрочный проект «Родительская гостиная. Семья: все начинается с любви». Целью этого проекта является просвещение родителей в области детско-родительских отношений. На основе родственных отношений с близкими людьми ребенок начинает вступать во взаимоотношения с социумом, впервые обретая опыт принадлежности к семейной группе, ее историческим корням, традициям и обычаям [Арнаутова 2004]. Темы встреч в родительской гостиной самые разнообразные, но все они так или иначе связаны с патриотическим воспитанием: «Зачем человеку семья?», «Пасхальные традиции», «День белых журавлей», «Память поколений», «Мой папа самый лучший», «Мы с бабушкой моею» и другие.

Хочется подробнее остановиться на одном из последних проектов «Воспитание патриота – гражданина города Волгограда». Цель данного проекта – создание оптимальных условий для нравственно-патриотического воспитания дошкольников через формирование представлений о малой Родине – городе-герое Волгограде.

В начале реализации проекта, в сентябре, с детьми была проведена беседа о городе Волгограде, о Красноармейском районе. У детей сформированы понятия «страна», «город», «район», многие знают название страны, города, некоторые –название района. Дети рассказали о знакомых им достопримечательностях и памятных местах своего города, района.

На занятии «Я живу на земле Волгоградской» дети познакомились с историей и символикой города, получили представление о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов. Также познакомились с памятными местами, посвященными подвигу защитников Сталинграда.

В октябре на занятии «Путешествие по Красноармейскому району» дети уточнили представления о названии района, в котором они живут, о его достопримечательностях и памятных местах.

Работа по воспитанию патриотических чувств у детей – это длительный процесс. И только через занятия этой цели достичь невозможно. В ноябре, в преддверии даты 19 ноября, состоялась встреча с жителями района, которые в военные годы были детьми (дети Сталинграда). Дети подготовили концерт, на котором исполняли стихи, песни, показали композицию на военную тему. Педагоги совместно с родителями организовали для детей акцию «Памяти павших». Выпустили в небо белые шары в память о тех, кто погиб, защищая Родину.

Чтение литературных произведений усиливает эмоциональное воздействие на чувства детей. В декабре среди воспитанников прошел конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто». Дети представили литературные композиции на военную тематику.

Традиционно в преддверии дня освобождения города от фашистских захватчиков проводятся интегрированные занятия. На занятии «И выстоял Великий Сталинград» педагоги познакомили детей с историей города в дни Великой Отечественной войны, рассказали о подвигах солдат, защищавших Сталинград. Это занятие вызвало у воспитанников чувство гордости за героическое прошлое своего города, воспитывает уважение к защитникам Родины.

Воспитывать детей – патриотов своего города невозможно без тесной связи с семьей. Наши родители являются активными участниками воспитания у детей любви к родному городу. Состоялась встреча в родительской гостиной на тему «Память поколений». Война в нашей стране так или иначе коснулась каждой семьи. Важно, чтобы дети знали родословную своей семьи, знали тех, кто воевал за нашу Родину.

В феврале прошла акция «Гвоздики на снегу». Дети с воспитателями изготовили гвоздики и из них выложили цифру 2 на снегу в память о победе нашей армии в Сталинградской битве.

При работе над проектом для родителей подготовили рекомендации по маршрутам выходного дня. Мама воспитанника Алеши Т. провела с детьми фотоэкскурсию по Мамаеву кургану, который они посетили с сыном. Дети, посетившие с родителями памятные места Волгограда, принесли фотографии и рассказали о своих экскурсиях.

В апреле родители с детьми оформили газеты о своих близких, участвовавших в Великой Отечественной войне. В детском саду организовали выставку семейных газет «Фронтовики, наденьте ордена», оформили аллею памяти «Ваш подвиг бессмертен». Такие мероприятия объединяют родителей и педагогов, делают их единомышленниками в воспитании патриотов.

Художественное творчество занимает большое место в жизни детей, обогащает представления об окружающем мире. В рисунках дети передали свои чувства и отношение к событиям военных лет.

Ведущим видом деятельности детей является игра. Если ребенок использует полученные знания в игровой деятельности, значит, он эти знания усвоил. В процессе реализации проекта воспитатели проводили с детьми: дидактические игры «Составь герб», «Собери флаг», «Где это находится»; сюжетно-ролевые игры «Мы военные», «Пограничники».

Итогом проекта стал парад Победы, который прошел в детском саду перед Днем Победы.

Результативность проекта заключается в следующем:

1. У детей сформированы представления об истории родного города.

2. Воспитанники приобрели навыки социального общения с взрослыми. Проявляют внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям.

3. Проект объединил родителей и педагогов, сделав их единомышленниками в воспитании у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране.

4. Создана система и механизмы сотрудничества образовательной организации и семьи в патриотическом воспитании детей.

Литература

Арнаутова Е. П. В гостях у директора: беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: Линка-Пресс, 2004. – 208 с.

Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. – Волгоград: Авторское перо, 2006. – 171 с.

Евдокимова Е. С., Езубова Н. В., Додокина Н. В. Игры детей Поволжья: традиции и современность: метод. пособие для учреждений образования и культуры. – Волгоград – Саратов: ЦОП, 2004. – 250 с.

Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада: опыт творческого проектирования. – Волгоград: Перемена, 2001. – 83 с.

Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» / под ред. А. А. Ос-тапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2003. – 176 с.

Задать вопрос