В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Журнал Информ-образование

Особенности воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста средствами музыки

скачать

Автор : Арапова Л. Г.

Журнал : 2016 Выпуск 1

Дата публикации :  29 Апреля 2016

Арапова Л. Г. Особенности воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста средствами музыки // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 34-42.

В статье отражены особенности воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста средствами музыки, описывается опыт работы с детьми 5–7 лет по формированию понимания чувства патриотизма посредством музыкальной деятельности. В статье представлены формы работы, методы и приемы, которые используются в работе по патриотическому воспитанию, а эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Kлючевые слова: патриотическое воспитание, личность дошкольника, средства музыки, музыкальная деятельность, эмоциональная отзывчивость.

FEATURES OF RAISING PATRIOTISM AMONG PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF MUSIC

Larisa G. Arapova

The article describes the peculiarities of raising patriotism among children of preschool age by means of music; it describes the experience of work with 5–7 years old children aiming to develop the understanding of patriotism through musical activities. This article presents the forms of work, methods and techniques used for patriotic education while the emotional and imaginative perception of the surrounding world can become a basis for development of patriotism.

Keywords: patriotic education, preschooler personality, means of music, musical activities, emotional responsiveness.

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 [ред. от 07.10.2013]) ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального.

Наш город стал одним из флагманов патриотического воспитания в России. В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны, наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Педагогический коллектив Объединения личностного развития дошкольников «Успех» МОУ ДЮЦ г. Волгограда участвует в решении задач по патриотическому воспитанию дошкольников.

В дошкольном возрасте идет процесс формирования знаний, чувств, оценок, интересов ребенка. Этим обусловлена необходимость формирования его личности через родную культуру.

Важно в этом возрасте зародить в детях чувство любви к своей малой родине, патриотические чувства, которые, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, вырастут до осознанного чувства любви к своему Отечеству. Нужно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте ощутил личную ответственность за родную землю и ее будущее. В. П. Астафьев говорил: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он еще не сирота».

В воспитании личности дошкольника искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы, формирования ценностного отношения к окружающему его миру, а музыка – эмоциональное искусство по самому своему содержанию.

Роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей, а также взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений их личности и музыкально-эмоционального развития доказана исследователями в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального воспитания: Б. В. Асафьевым, Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготским, В. И. Петрушиным, Б. М. Тепловым и другими. Необходимость приобщения ребенка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой, В. А. Сухомлинского, Т. Н. Тарановой, Г. С. Тарасова, В. Н. Шацкой и других.

Опираясь на труды вышеперечисленных авторов, хочу поделиться своим опытом работы с дошкольниками по формированию понимания чувства патриотизма средствами музыки.

Организация музыкальной деятельности по рассматриваемой теме на занятиях по предмету «Музыкальное развитие» направлена на решение следующих задач:

- формирование эмоциональной сферы дошкольника, ценностного отношения к окружающему миру;

- расширение представлений дошкольников об истории и культуре нашей страны, нашего города, о народах, проживающих в городе Волгограде;

- ознакомление детей с героическим прошлым нашего города;

- воспитание дружелюбия, уважения к людям разных национальностей, любви к своей малой родине, к стране, в которой мы живем.

Формы организации занятий по предмету «Музыкальное развитие» разнообразны:

- систематические музыкальные занятия;

- тематические, комплексные занятия;

- занятия с элементом краеведения;

- праздники, мероприятия;

- Уроки Победы, проекты.

Работа по формированию чувства понимания патриотизма с дошкольниками 5–7 лет идет по нескольким направлениям, отличающимся своим содержанием и формами работы.

К одному из направлений работы по патриотическому воспитанию дошкольников относятся систематические музыкальные занятия, где мы применяем разнообразные методы работы.

Методы и приемы, которые помогают нам в работе по патриотическому воспитанию, используются на занятиях с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, помогая в решении поставленных задач.

Это методы:

- вызывающие эмоциональную отзывчивость;

- повышающие познавательную активность;

- способствующие взаимосвязи разных видов деятельности;

- коррекции и формирования детских представлений.

На музыкальных занятиях используются методы, которые классифицируются по источнику передачи и получения знаний: наглядный, словесный и практический.

По дидактическим целям эти методы имеют свою специфику, обусловленную особенностями музыки. Процесс образно-художественного переживания музыки является целевой характеристикой данных методов. Это методы:

- наглядно-слуховой;

- наглядно-зрительный;

- художественно-практический;

- музыкально-игровой.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Поэтому применение метода, вызывающего эмоциональную отзывчивость, эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Моей задачей на занятиях по предмету «Музыкальное развитие» в Объединении личностного развития дошкольников «Успех» является обогащение духовного мира детей через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Поэтому на занятиях я развиваю у детей потребность слушать и воспринимать настоящую музыку – народную, классическую, современную.

В разработанной мною программе «Музыкальное развитие» с дошкольниками возраста 5–7 лет уделяется большое внимание слушанию музыки как одному из видов музыкальной деятельности. Ведущими методами здесь являются: нагляд-но-слуховой, наглядно-зрительный, метод контрастных сопоставлений. Наглядно-слуховой метод связан с воздействием музыки на эстетическое чувство ребенка в процессе знакомства с музыкальными произведениями, наглядно-зрительный – использование при прослушивании музыки пособий, иллюстраций, предметов, игрушек и др., метод контрастных сопоставлений или метод сравнения – исполнение музыки, противоположной по эмоциям («весело - грустно»). Эти методы применяются для усиления впечатлений от музыки, вызывая эмоциональную отзывчивость дошкольника, влияют на формирование музыкальной культуры ребенка, осознания своих жизненных впечатлений.

На занятиях по программе «Музыкальное развитие» с дошкольниками 5– 7-летнего возраста я использую подборку произведений из программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Слушание музыки как вид музыкальной деятельности оказывает большое влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка. Музыка – язык чувств, этот язык универсален и доступен детям с самого раннего возраста. Дети учатся грустить и радоваться, сопереживать музыкальным образам и персонажам музыкальных произведений. Какого ребенка могут оставить равнодушным пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Новая кукла» и «Болезнь куклы»?! Дети очень любят слушать эти пьесы, сопереживая больной кукле. Я предлагаю им покачать ее на руках, успокоить, они делают это, прослушивая пьесу. Знакомясь с произведениями русских, советских классиков: П. Чайковского («Марш деревянных солдатиков», «Вальс»), С. Прокофьева («Марш», «Вальс»), Д. Кабалевского («Клоуны», «Плакса», «Резвушка»), Д. Шостаковича («Вальс», «Полька»), И. Дунаевского («Колыбельная» из к/ф «Цирк», «Марш») и других композиторов, дети приобщаются к музыкальной культуре нашей страны, развивается их эмоционально-образное восприятие окружающего мира.

Разновидностью метода, повышающего познавательную активность, является словесный метод, который организует внимание детей, дает возможность передать знания о музыкальной культуре нашего народа, об истории нашей страны и героическом прошлом нашего города, повышая познавательную активность детей, формирует детские представления. На музыкальных занятиях я применяю этот метод для создания образно-психологического настроя. Используемые приемы – беседа, художественное слово, пояснение, рассказ и другие. Эти приемы помогают выявить эмоциональный отклик у ребенка на прослушанное музыкальное произведение, расширить его кругозор.

Прежде чем начать разучивать песню о маме к Дню 8 марта, я обязательно беседую с детьми. Важно, чтобы дети рассказали, какая у них мама, как они ее любят, ведь для них мама – самый родной человек. Я обязательно читаю стихи о маме, затем дети знакомятся с песней. Подбираю репертуар, доступный для эмоционального отклика ребенка. С детьми первого года обучения я разучиваю песню Е. Тиличеевой «Маме в день 8 марта», она очень веселая и дети с удовольствием ее поют. «Мы сложили песенку для тебя, родная!» – это слова из песни Е. Асеевой «Мы сложили песенку», которую дети второго года обучения поют своим мамам. Песня нежная, трепетная, дети старшего дошкольного возраста уже могут передать такие чувства. Обычно дети очень любят песни о маме, бабушке, они непосредственны и чисты в своих помыслах, искренне радуются песне, которую споют для них на празднике. Воспитание уважения, любви, нежности к своим мамам – одно из составляющих духовно-нравственного развития ребенка, и роль музыки в этом нельзя недооценивать.

Художественно-практический метод является разновидностью метода, способствующего взаимосвязи разных видов деятельности – показ педагогом исполнительских приемов в пении, движений под музыку, неоднократное повторение и освоение их детьми важны при подготовке к праздникам и другим мероприятиям. Этот метод я использую для активного участия ребенка в разных исполнительских формах, что способствует взаимосвязи разных видов музыкальной деятельности: праздники, занятия с элементами краеведения, комплексные, тематические занятия, где дети демонстрируют свое творчество, показывают практические навыки и умения.

Знакомство моих воспитанников с народными песнями, их разучивание и исполнение, участие детей в играх, хороводах, проведение тематических праздников приобщает их к русским национальным традициям и истории народа, знакомит с подлинно художественными образцами народного творчества, способствует формированию личности ребенка, развитию его творческих способностей. В таком виде музыкальной деятельности, как пение, я в начале использую распевки в виде народных песен – скороговорок, колыбельных («Андрей-воробей», «Ходит зайка по саду») и других, детям они очень нравятся.

К методу коррекции и формирования детских представлений относятся как словесный метод, так и музыкально-игровой, который быстро вводит ребенка в игру средствами музыки. Так, например, знакомство с народным календарем на музыкальных занятиях происходит через песни, игры, хороводы, связанные с временами года, которые я включаю на обычных занятиях. В нашем объединении проводится праздник Масленицы, где дети исполняют народную песню «Блины», играют в игру «Колпачок», где пение шутливой приговорки сопровождает показ музыкально-ритмических движений с инсценировкой игры.

На музыкальных занятиях происходит приобщение детей к истокам народной культуры, где они узнают о различных видах народного музыкального фольклора. Работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры начинаю с детьми первого года обучения, а затем продолжаю с детьми второго года обучения с усложнением музыкального материала. На слушании музыки я знакомлю воспитанников с колыбельными («Зайка», «Котенька-коток», «Солнышко»), плясовыми («Калинка», «Светит месяц», «Камаринская»), хороводными («Во поле березка стояла», «Ходила младешенька») и другими народными песнями, которые по метроритму несложны и легко усваиваются дошкольниками. Слушая их, дети приобщаются к русской музыкальной культуре, через рассказ и беседу они узнают быт и традиции нашего народа.

К одной из составляющих работы по патриотическому воспитанию дошкольников относятся тематические и комплексные занятия.

Для воспитания чувства любви к Родине очень важна тема природы. Она оказывает заметное влияние на зарождение патриотических чувств у дошкольников, потому что Родина и природа – неразделимые понятия. На занятиях по теме «Природа и музыка» дети слушают цикл «Времена года» П. И. Чайковского, четверостишия русских поэтов, подобранные к ним, знакомятся с иллюстрациями известных русских художников-пейзажистов по временам года, музыкальными произведениями других русских и советских композиторов. Комплексное занятие «Осень», тематическое занятие «Весна пришла» и другие очень нравятся детям, ведь на них ребята не только слушают музыку, они активные участники этих занятий. Например, комплексное занятие «Осень к нам пришла». Дети, слушая «Осеннюю песнь» П. И. Чайковского, быстро включаются в беседу: «Какие чувства передала музыка? О чем и как она нам рассказала? Какая осень у нас в Волгограде?» Затем дети с радостью передают в выразительных движениях с осенними листочками листопад (танец-хоровод «Осенний листопад»), в конце занятия я прошу их в рисунке отобразить впечатления от прослушанного музыкального произведения.

Задачи тематических и комплексных занятий о природе – воспитывать в детях умение слышать и воспринимать через музыку, поэтическое слово и художественный образ красоту русской природы; побуждать их через изобразительное (рисунок), пластическое воплощение (танцевальные движения), словесное творчество и показывать выразительность и изобразительность образа русской природы в музыке, вызвать эмоциональный отклик у ребенка. Например, недавно мой воспитанник принес мне в подарок рисунок по впечатлениям от комплексного занятия «Осень к нам пришла». Значит, это занятие оставило яркий эмоциональный отклик. Это очень важно, потому что яркие впечатления о родной природе, полученные ребенком в детстве, могут остаться в его памяти на всю жизнь, воплощая собой образ Родины.

Одной из форм приобщения детей к истории нашего города являются музыкальные занятия с элементами краеведения. Занятие «Музыка – язык чувств» дает детям представление о том, что музыка может передавать настроение, переживания человека. Язык музыки доступен людям разных национальностей. Я рассказываю детям, что наш город многонациональный, и у каждого народа есть свои песни, игры, танцы. Знакомясь с польской национальной культурой, играя в игру «Весело - грустно», дети, слушая музыку композитора Ф. Шопена, понимают ее настроение. Знакомство и разучивание веселого польского народного танца-игры «Лавата» очень радует детей, ведь этот танец сближает их, так как его надо исполнять дружно и слаженно. В конце занятия мы с ребятами говорим о том, что нас объединяла музыка, и независимо от того, какой национальности композитор, его музыка понятна всем. Также и все народности нашего города понимают друг друга, а для наших детей Волгоград – самый родной город, это их родина. Исполнение песни «Всем советуем дружить» подводит итог занятию, и поют эту песню наши дети, многонациональный детский коллектив «Успеха». Продолжает расширять кругозор о культуре родного города занятие «Замечательные люди Волгограда», где наши воспитанники знакомятся с творчеством волгоградских композиторов, художников, поэтов.

Следующим этапом работы по формированию чувства понимания патриотизма у дошкольников является тема Великой Отечественной войны. Чем раньше воспитывать в детях чувство сопереживания к тем, кто не вернулся с войны, чувства благодарности и гордости за свой народ, перенесший тяготы войны, за отвагу и мужество своих прадедов, защитивших нашу землю, тем более мужественными и сильными духом вырастут наши воспитанники. В песне «Мой прадедушка» (музыка и слова Е. Лыжовой), которую мы с ребятами поем, как раз об этом и говорится:

Прадедушка мой воевал на войне.

Он Родину видел в дыму и в огне…

Спасибо за доблесть, отвагу и честь,

Спасибо за то, что я есть!

Интересной формой работы по формированию чувства понимания патриотизма для дошкольников являются мероприятия и праздники, проводимые в ОЛРД «Успех».

Для детей старшего дошкольного возраста было разработано мероприятие «Город-герой, город-солдат, мой Сталинград – Волгоград!». Для подготовки таких мероприятий я использую методы, корректирующие и формирующие детские представления об окружающем мире: словесный и практический методы, с помощью которых дети знакомятся с героическим прошлым нашего города, исполняют патриотическую песню, читают стихи, слушают музыку, а затем воспроизводят эти знания и умения, полученные на музыкальных занятиях. Интересной формой работы по формированию чувства понимания патриотизма у дошкольников являются мероприятия и праздники, проводимые в ОЛРД «Успех».

При подготовке к мероприятию я провела с детьми беседу о войне. И одна наша воспитанница сказала: «Я знаю, что такое война, я из Горловки!» Нашим дошколятам уже знакомо страшное лицо войны, поэтому сейчас эта тема, как и тема мирной жизни, очень актуальна.

Данное мероприятие проводится в форме заочной экскурсии, где ребята являются активными участниками. Дети знакомятся с героическим прошлым своего города – Сталинградской битвой, заочно посещают памятник-ансамбль Мамаев курган. Музыка сопровождает все занятие, создавая эмоциональный настрой детей, чувство сопереживания тем событиям, которые происходили в далеком историческом прошлом нашего города. Песня «Любимый город» (музыка Н. Богословского, слова Е. Долматовского) в исполнении Марка Бернеса настраивает детей на разговор о любимом Волгограде.

Дети читают стихи наших соотечественников: М. Агашиной «Мой город», В. Овчинникова «Солдатский праздник», играют в игру «Подбей танк», отгадывают тематические загадки. Настроиться на рассказ о Сталинградской битве и знакомство с памятником Мамаев курган помогает песня «На Мамаевом кургане тишина» (слова В. Бокова, музыка А. Пахмутовой). Дети узнают о подвиге наших солдат, которые отстояли главную высоту города, их переполняет гордость за своих прадедов, которые защищали наш город. С большим эмоциональным подъемом, с верой в светлое мирное настоящее и будущее нашего любимого города-героя Волгограда дети исполняют песню «Мир» (музыка А. Долголюк, слова В. Данько).

Праздник «Наша малая родина – Волгоград», проводимый в Объединении личностного развития дошкольников «Успех», продолжает тему многонациональности нашего города, расширяет представления детей о народах, проживающих в нашем городе. Это очень важно, ведь объединение посещают дети разных национальностей, где через общение в многонациональном коллективе, через интерес к жизни, культуре своего народа, желание дружить формируется позитивное отношение к культуре других народов, воспитывается дружелюбие и уважение к людям разных национальностей. На празднике через организованную познавательную и практическую деятельность дети знакомятся с обычаями, музыкой, танцами, играми украинцев, армян, немцев и других народов. Музыка опять объединяет детей в коллективном творчестве, дает возможность эмоциональному всплеску чувств наших «успешат».

Праздники, игровые программы проводятся в нашем объединении ко Дню защитника Отечества, Дню Победы, и важной составляющей этих праздников является музыка.

Одной из эффективных форм работы в воспитании патриотизма у дошкольников являются Уроки Победы и проектная деятельность педагогов ОЛРД «Успех», которые позволяют осуществлять поиск и апробацию новых форм воспитательной работы, направленных на формирование понимания и зарождения чувства патриотизма.

В 2014 г. педагоги ОЛРД «Успех» МОУ ДЮЦ г. Волгограда приняли участие в городском конкурсе инновационных проектов, моделей и программ по патриотическому воспитанию, посвященному 70-летию Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в секции «Патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении». Авторский коллектив педагогов ОЛРД «Успех» занял 1 место за разработку проекта по «патриотическому воспитанию дошкольников средствами комплексной общеобразовательной вариативно-поисковой дополнительной программы “Успех”». В феврале 2015 г. педагоги объединения стали участниками регионального конкурса учебно-методических разработок «Уроки Победы» и провели тематические мероприятия в ОЛРД «Успех».

В наши дни, когда на планете Земля неспокойно, идет война в ближнем зарубежье, гремят взрывы, происходят теракты, воспитание патриотизма у детей средствами музыки весьма актуально. Ведь музыка как искусство эмоциональное по своему содержанию имеет огромный духовно-нравственный потенциал в воспитании личности дошкольника, сила ее воздействия на ребенка велика. «Прекрасное побуждает доброе!» Так считал Д. Кабалевский, эти же слова являются девизом разработанной мной программы. Музыка помогает зародить в душе ребенка чувство доброты, любви к своим близким, к своей малой родине, и в дальнейшем оно вырастет в чувство любви к своему Отечеству. Как поют наши дети в песне о мире:

И пока планета кружится,

Надо людям в мире жить,

И планету не оружием,

А любовью окружить!

Чтоб расти цветам и веточкам,

Чтоб всегда цвела весна,

Мальчикам и девочкам,

Мальчикам и девочкам

Нужен мир, а не война!

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию нашего народа, мы воспитываем в ребятах чувство патриотизма, а оно неотделимо от чувства национальной гордости за свое Отечество. Я стремлюсь к тому, чтобы средствами музыки сделать жизнь наших «успешат» содержательной и интересной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, чтобы музыка стала для них неотъемлемой частью их души.

Рекомендуемая литература

Воспитание маленького волжанина: программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет / под ред. Е. С. Евдокимовой. – М.: Планета, 2012. – 154 с.

Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду: методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. – М.: Наука, 2012. – 152 с.

Методический вестник (из опыта работы педагогов дополнительного образования по реализации краеведческого компонента в образовательном процессе МОУ ДЮЦ г. Волгограда) / авт.-сост. Е. Ф. Скокова, О. Н. Семенова. – Волгоград, 2011. – 116 с.

Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия / сост. Н. Г. Барсукова и др. – Волгоград: Учитель, 2010. – 191 с.

Уроки служения отечеству. Сталинградская битва: методическое пособие с электронным приложением / под общ. ред. А. Н. Вырщикова. – М.: Глобус, 2008. – 250 с.