В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Журнал Информ-образование

Проект «Это сказочно-звёздное лето»

скачать

Автор : Давыдова С. В.

Журнал : 2023 Выпуск 2

Вводная часть

Вызовы времени сегодня диктуют глобальные изменения в сфере образования: происходит переориентировка ценностных приоритетов, переосмысление целевых установок, новый подход к поиску и подбору педагогических средств. Ведущими задачами образовательной организации становятся утверждение в сознании молодого поколения приоритетов общечеловеческих ценностей, формирование широкого научного кругозора, общекультурных интересов, овладение информационными и цифровыми образовательными ресурсами. Поэтому одна из главных задач начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ученика и становление его активной гражданской позиции. Эти факторы очевидны и объясняют необходимость подготовки обучающихся к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Опыт организации работы с детьми на основе проектных и исследовательских методов обучения, самостоятельной и совместной со взрослыми проектной деятельности детей доказывает эффективность развития функциональной грамотности, познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала, процесса выработки новых знаний. Именно при построении проектной деятельности обучающиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели. Миссия учителя в этой работе деликатна и значительна – увлечь учеников, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах и, что очень важно, привлечь родителей к партнёрской деятельности с педагогом и участию в проектной деятельности со своим ребёнком.

По нашему мнению, процесс становления ценностной ориентации, нравственного отношения детей к окружающей природе требует системного подхода, что успешно обеспечивает организация проектной деятельности, которая ориентируют на успешное обучение, удовлетворяет потребности детей и семьи в совместном досуге и совместной деятельности, связанной с изучением природы, воспитанием экологического поведения, гуманно-ценностного отношения к природе, и способствует развитию самостоятельности в познавательной деятельности.

Проблема. В последнее время всё чаще прослеживается снижение воспитательного потенциала семьи, реже удаётся наблюдать картину сотрудничества детей и родителей. В связи с этим семья нуждается в помощи профессионалов, во взаимодействии педагогов и родителей, в психолого-педагогическом участии и конструктивной поддержке.

Поскольку одним из приоритетных направлений нашей общеобразовательной организации МОУ СШ № 104 является взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитании школьников, эта работа продолжается и в летний оздоровительный период. Педагогический коллектив очень вдумчиво относится к организации досуга обучающихся летом, широко привлекая родителей в воспитательный процесс во внеурочной деятельности. Предлагая родителям совместные педагогические проекты, мы делаем всё для того, чтобы сблизить детей и родителей во время летнего отдыха, чтобы сделать этот отдых более целенаправленным и насыщенным. Актуальность проблемы духовного сближения взросло-детских отношений определила основное направление проекта, которое можно сформулировать как обучение, обобщение и систематизация представлений о природе родного края и различных уголков России во время путешествий с родителями, во время отдыха на даче, мест отдыха на реке или море, формирование экологически целесообразного поведения детей в природе через проектную деятельность.

Актуальность темы. Воспитание – приоритетная, наиглавнейшая задача школьной педагогики, особенно в современных условиях. И решить эту задачу без взаимодействия с семьями обучающихся непосильно: только в конструктивном сотрудничестве, взаимопонимании, взаимодоверии и создании воспитательной триады «ребёнок – педагог – родитель» возможно достигнуть нужных воспитательных целей в отношении главного субъекта образования – ребёнка – будущего гражданина, любящего свой край, природу, ценителя всего прекрасного, чему учит соприкосновение и общение с природой, понимающего свои обязанности быть не только потребителем природных богатств, но умеющим давать природе, защищать и изучать природу, трудиться, чтобы ей было лучше, чтобы каждое новое поколение могло радоваться и лесами, и реками, и лугами, и редкими растениями, и горами, и водопадами, и маленькими родниками с ключевой водицей, и золотой нивой с ядрёными колосьями, которые даруют хлебушек.

Отсюда вытекает важная педагогическая задача: как помочь подрастающему гражданину общества не только реализовать своё гражданское право на отдых, здоровье, на счастливую жизнь, но и осознать ответственность в сохранении природных и культурных ценностей, сформировать чувство долга в сохранении природы, в исполнении посильных обязанностей и действий для бережного и заботливого отношения к природным ресурсам, развивать потребность быть полезным своим родным, обществу в оказании трудовой помощи и ухаживании за каждым растением, в проявлении чуткости к каждому живому организму и в экологическом поведении.

Педагогический коллектив убежденно видит решение этой проблемы в активном участии родителей как главных единомышленников учителя в обучении, воспитании и развитии младших школьников успешными, дерзающими, творческими, волевыми, патриотичными к родному крову, к самобытности русской природы, к уважительному отношению к земле.

Только вместе – педагогам и родителям – удастся зажечь искорку знаний и посеять зёрна добра в детских душах. И тогда наши ученики пополнят ряды гуманистов, настоящих граждан, патриотов – родных людей родной природы, родного отечества.

Вид проекта: творческо-информационный с элементами познавательно-исследовательской, продуктивной и созидательной деятельности.

Тип проекта: практико-ориентированный; коллективный; при активном участии семей обучающихся; по содержанию: ученик – общество, ученик – субъект проектирования при активном участии семьи.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации: июнь–сентябрь.

Назначение, целевая аудитория (кому рекомендована деятельность по организации и реализации предложенного проекта). Проект предназначен для классных руководителей и учителей начальной школы в целях организации внеклассной работы с обучающимися с широким привлечением родителей в обучающий и воспитательный процесс.

Участники проекта: обучающиеся 3–4 класса МОУ «ОШ № 104 Ворошиловского района Волгограда», учитель начальных классов, родители школьников.

Образовательные предметные области (направления обучения, развития и воспитания в соответствии с ФГОС НОО): окружающий мир; формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия; физическая культура и физическое развитие; ОБЖ, ЗОЖ; познавательное развитие и овладение познавательными универсальными учебными действиями (логическими, исследовательскими, работа с информацией); овладение коммуникативными универсальными учебными действиями (общение, совместная деятельность) и социально-коммуникативное развитие; гражданское воспитание – готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, активное участие в жизни семьи, родного края, страны; трудовое воспитание – установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; экологическое воспитание – ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды – освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью; потребность во взаимодействии с членами семьи, открытость опыту, умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции.

Цели проекта:

– приобщение детей к миру природы, создание условий для познания, новых открытий и созидания при поддержке взрослых – родителей;

– развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников в проектно-исследовательской деятельности;

– воспитание экологической культуры и бережного, гуманного отношения к объектам природы;

– сближение детей и родителей, формирование семейного кода культуры в рамках Всероссийского проекта социальной направленности «Культурный код России» как инструмента преемственности духовно-нравственного семейного воспитательного потенциала и общественного воспитания, ценностного ориентира приоритетного развития института счастливой семьи и добрых семейных традиций – совместного семейного обсуждения планов, целей, условий их достижения;

– обеспечение преемственности и совместной деятельности всех участников проекта, выход на новые партнерские отношения с родителями школьников;

– создание условий для комфортного и безопасного пребывания обучающихся в летнее каникулярное время;

– объединение усилий родителей и педагога в деле воспитания гражданина, не равнодушного к судьбе природы страны, родного края;

– воспитание положительного отношения к труду, любовь ко всему живому, природе.

Задачи проекта.

  • Формировать у обучающихся представления о том, что полезно и что вредно в их возрасте для организации летнего отдыха, как важно правильно вести себя на природе, в местах отдыха на приусадебном участке, на водоёмах, во время путешествий, как нужно сохранять природу и заботиться о ней, о мероприятиях, направленных на интересное, безопасное и полезное проведение летних каникул.

  • Воспитывать любовь к родине, родному краю, природе, земле, труду, потребность в здоровом образе жизни.

Предполагаемый результат.

  • Обучающиеся: получат уникальную возможность прожить незабываемые часы и минуты совместного семейного отдыха, направленные на новые познания, открытия и созидания, элементарные практические навыки по способам выращивания растений, расширят опыт исследовательской деятельности, познакомятся с основными правилами создания прекрасных маршрутов проведения каникул, красивых зон на дачных участках; у них появится гордость за внесенную частичку своего труда в общее дело.

  • Родители: обогатят свои знания в области воспитания детей, у них появится уверенность в собственных педагогических возможностях и в том, что они в совместной деятельности с детьми и с их детской фантазией могут вносить общую частицу труда в дело по благоустройству и озеленению не только своих дачных участков, но и родного города, повысится ответственность за воспитание подрастающего поколения.

  • Педагог: поможет родителям сделать семейный летний отдых более организованным и целенаправленным; будет способствовать активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, которые явятся важнейшим источником передачи экологических сведений и организаторами исследовательской деятельности.

Предварительная работа.

  • Подготовка необходимых информационных материалов для организации проекта.
  • Поисковая работа по подбору методического, справочно-иллюстративного и ресурсного материала по темам проекта; представление материалов родителям на консультативных встречах для методического и информационного сопровождения.
  • Совет с членами родительского комитета класса по выработке общей стратегии реализации совместного детско-родительского проекта, ручательство в поддержке идеи и её трансляции среди родителей обучающихся.
  • Проведение последнего в учебном году классного часа, на котором учитель объявляет старт проекту «Это сказочно-звёздное лето», рассказывает о его особенностях, возможностях, итогах, мотивирует обучающихся на активное и заинтересованное участие в проекте вместе с родителями, призывает быть внимательными, чуткими к природе и соблюдать меры безопасности в любых природных местах. Вдохновляющим посылом могут быть заключительные строки:

Лето поможет вам крепкими стать,

Здоровыми, бодрыми, вырастать,

Ведь солнце, воздух, природа, вода –

Надёжные, лучшие наши друзья!

Лету красному, сказочному – ура!

Счастливого, звёздного лета вам, детвора!

Вывод. Проектная деятельность обучающихся совместно с родителями по реализации выбранных тем проекта «Это сказочно-звёздное лето» помогла развитию критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, расширению области познавательных интересов детей. Обучающиеся учились планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом; затем составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему. Представленные проекты интегрируют содержание различных предметов, изучаемых младшими школьниками, для поиска обозначенной проблемы.

Роль родителей в реализации проекта. Родители, участвуя в реализации совместного проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребёнка.

Список использованных источников.

  1. Комарова, И. В. Опыт организации проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе с младшими школьниками. – Режим доступа : http://intel.karelia.ru/seminar/3/doc/komarova.doc

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2013. – 272 с.

  3. Пахомова, Н. Ю. Проектная деятельность [Текст] : метод. пособие для учителей начальных классов. 4 класс / Н. Ю. Пахомова, И. В. Суволокина, И. В. Денисова. – М. : ИПЦ «Маска», 2010. – 150 с.

  4. Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы [Текст] / Н. Ю. Пахомова // Методист. – 2014. – № 3.

  5. Степанова, Т. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов [Текст] / Т. Степанова // Учитель. – 2004. – № 4.– С. 9–11.

Основная часть

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению гуманной гражданской позиции в отношении ко всему живому, самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Задача воспитания такой личности – насущная в работе учителя младших школьников.

Многие из отечественных педагогов (В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, Д. Г. Левитес, В. В. Репкин, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.) отмечают эффективность использования развивающих активных методов, к которым в полной мере относится и проектный, обусловливая его состоятельность позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с обучающимися.

В научно-методической и практико-ориентированной образовательной литературе учёными и педагогами широко раскрыт опыт технологии проектирования как оптимального инновационного метода организации обучения и воспитания младших школьников, позволяющего интегрировать содержание из разных образовательных областей и применять на практике различные виды деятельности обучающихся с помощью познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД в соответствии с ФГОС НОО, обеспечить сотрудничество, сотворчество детей, педагогов и родителей
в исследованиях, наблюдениях, реализовать личностно ориентированный подход в школьном образовании.

Представленный педагогический проект «Это сказочно-звёздное лето», включающий четыре тематических подпроекта («Наша дача», «Прогулка в лес – дом добра и здоровья», «Мы – путешественники», «На Волге») с предложенными учителем ресурсным материалом, служащим помощником, путеводителем родителям для занятий с детьми в рамках реализации проектной деятельности, способствуют многогранному развитию обучающихся в летний период, свободный от непосредственно образовательного процесса в школе, – социальному, творческому, экологическому, игровому, познавательному, речевому, успешности каждого ребенка и позволяют достигать качественных результатов педагогической деятельности.

Этапы проекта

1-й этап. Подготовительный (изучение приоритетов родителей через анкетирование по теме «Где, с кем и как мы будем отдыхать». Рекомендации по организации семейного летнего отдыха).

2-й этап. Основной (сбор информации о летнем отдыхе).

3-й этап. Заключительный (подведение итогов конкурса «Отдыхаем всей семьей»).

Содержание проекта 
1-й этап. Изучение приоритетов родителей. Анкетирование по теме «Где, с кем и как мы будем летом отдыхать».
Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Скоро лето, солнце светит, пусть растут на счастье дети!

Всем без солнышка не жить, будем все его любить.

Подарите своим детям лето – лучшее на свете –

Сказочное, звёздное, полезное, надёжное!

Просим вас высказать ваше мнение по организации летнего отдыха.

1. С кем бы вы хотели провести свой отпуск? (С ребенком; с друзьями (без детей); с семьей.)

2. Планируете ли вы свой отдых заранее? (Да; нет.)

3. Где больше всего предпочитаете отдыхать? (За границей; на море; на Волге; в туристических походах и поездках; в деревне у родственников; в городе; на даче.)

4. Какой отдых предпочитаете: активный; пассивный.

5. Пытаетесь ли во время летнего отдыха приобщить ребенка к миру природы, новых открытий, познаний и созидания? (Да; нет.)

6. Ведете ли вы во время отдыха семейные дневники, описания интересных событий, совместных переживаний, зарисовки, фото- и видеорепортажи? (Да (если да, то конкретно – что); нет.)

7. Знакомите ли вы во время летнего отдыха своих детей с традициями и культурой родного города? (Да (если да, то конкретно, какие заведения культуры вы посещаете); нет.)

8. Привлекаете ли вы ребенка к трудовой деятельности? (Да; нет.)

Спасибо!

Обращение к родителям

Уважаемые родители!

Если вы хотите интересно, с пользой для детско-взрослых отношений прожить незабываемые минуты и часы совместного отдыха, воспользуйтесь нашими рекомендациями, которые дадут вам возможность более глубоко приобщить ребенка к миру природы, откроют перспективы новых открытий, познаний и созиданий!

Приглашаем всех 1 сентября принять участие в конкурсе «Отдыхаем всей семьей»!

На конкурс могут быть представлены семейные альбомы, дневники с описаниями летних событий, совместных переживаний, фото- и видеоматериалы, зарисовки, поделки из природного материала и т. д.

Также вы можете принять участие в фотоконкурсах «Эти забавные овощи» и «Огородное чучело».

Желаем успехов и счастливого семейного отдыха!

2-й этап. Поскольку большая часть людей предпочитает отдых на даче, на воде, в путешествиях, в общении с природой, то мы и выстраиваем наши проекты в соответствии с этими предпочтениями.

1. Наша дача

Во время отдыха на даче предлагаем вести дневниковые записи, зарисовки. Можно использовать альбом, куда целесообразно помещать семейные фотографии совместного отдыха и труда.

Дневниковые записи можно вести согласно следующему плану:

1. Представление дачного домика и участка. (Его можно представить в прозе, поэзии, с помощью фотографии или зарисовки.)

Вот наш дачный домик – он лучше всех вокруг,

Красив, удобен, скромен, пусть и невелик.

Ведь главное, что в нём всегда царит

Тепло семейное и дружба, и уют.

2. «В огороде».

Наш весёлый огород, что здесь только не растёт!

Огород

По таинственным законам, непонятным до сих пор,

Огурец растёт зелёным, рядом – красный помидор.

Баклажаны синие рядом с жёлтой дынею.

А земля – черным-черна, а земля для всех одна.                        О. Бундур

Расскажите детям о том, когда люди стали пользоваться огородами.

В далекие-далекие времена вошли в меню человека овощи – травянистые растения, у которых едят какие-либо сочные части: листья, корни, побеги, цветы, плоды. Первые щи были сварены четыре тысячи лет назад, а две тысячи лет назад «дедки посадили первые репки». В старину хозяин маленького клочка земли старался посадить возле своего дома все, что ему нужно было для еды, лечения и красоты.

Можно сделать схематичную зарисовку овощей и фруктов, растущих
на огороде.

Предложите детям отправиться в путешествие в сказочную Огородную страну, в которой овощи будут рассказывать любопытнейшие истории об их приключениях и превращениях.

Кроссворд «Огородный стражник». Предложите детям разгадать кроссворд для того, чтобы узнать, кто помогает спасать огороды от непрошеных гостей.

1. Что за головки седые на грядке?

Овощ полезный для острой добавки.

Для засолки помидоров и огурцов

В головках есть много белых зубцов. (Чеснок.) Г. Попова

2. Вот пахучая загадка – парашютики над грядкой,

День и ночь они висят, опуститься не хотят.

Ну-ка, берегись, микроб! Поднял голову… (укроп).

3. Кто выращивает богатый урожай в полях и на огородах? (Человек.)

4. Показался желтый бок, только я не колобок.

Не из мягкого я теста, покати – не тронусь с места.

Приросла к земле я крепко, позови меня, я… (репка).

5.      Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках,

         Кто его трогает, тот и ревет. (Лук.)

6. На нашем острове сокровищ растёт один зелёный овощ.

Съешь его – и молодец! Этот овощ… (огурец).

Когда дети отгадают все загадки, предложите им прочитать слово в первом вертикальном столбике. (Чучело.)

Расскажите, что оно обозначает, а затем смастерите его вместе со своими детьми, изготовьте для него костюм.

Чучело – огородный стражник. Оно все лето – в жаркую погоду, в дождливый день и в звездную ночь – стоит на огороде, прислушивается к шуршанию листьев, ботвы, участвует в овощных беседах. Когда-то, давным-давно, крестьяне ломали голову над тем, как спасти от прожорливых птиц полученный с большим трудом урожай. Тогда и придумали делать чучела. Они набивали старую одежду соломой, прикрепляли устрашающую фигуру к шесту и устанавливали чучело на полях и огородах. Но вскоре люди поняли всю тщетность своих усилий. В действительности чучело отпугивало птиц всего несколько часов. Затем сообразительные пернатые быстро привыкали к странному истукану на середине поля и переставали его бояться, вальяжно отдыхая на нем между пышными трапезами. Отказавшись от мысли устрашить чучелом птиц, люди с удивлением обнаружили, насколько само по себе забавно набивать соломой старую одежду, продлевая ей жизнь. Теперь многие фермеры украшают пугалом свои сады и поля.

Сделать хорошее чучело для многих – вдохновенный, творческий процесс, настоящее искусство. Можно взять старый комбинезон, полинявшую рубашку, рваные сапоги, а вместо головы – тыкву, на которую натянута забавная панама. На «руки» натягивают старые перчатки или рабочие рукавицы.

Чучело может изображать спортсмена, забавного мальчишку в кепке, одетого в старые джинсы и рубашку, и смешную девчонку в платке, нарядившуюся в кофту и рейтузы. Для завершения костюма подойдет любая старая обувь, а щедрые дары огорода пригодятся для оформления «лица» чучела.

Можно сделать смешную композицию чучел из даров огорода. Вместо глаз использовать два подсолнуха, длинный зеленый кабачок цукини вместо носа и красный перец – вместо языка. Все это закрепить на палке, повесить на «шею» чучела старый галстук, а сверху нахлобучить шляпу, украшенную пучком соломы и скорлупками яиц.

При помощи тканевых лоскутков можно превратить обыкновенный веник в забавное чучело и установить его на огороде.

Дочка и сынок, ешьте овощи все впрок!

Овощами питаться – здоровья набираться!

Расскажите своим детям о значимости овощных культур для развития, роста и здоровья человека, об их лечебных и питательных свойствах, о некоторых секретах их роста, использования в пищу.

Больше всего ценит человек овощи, так как они помогают ему быть здоровым и бодрым. Овощи богаты витаминами. Открыл витамины русский доктор Н. И. Лунин в 1880 году. Но только через тридцать два года витамины получили свое название. Их крестным был польский ученый Казимир Фунт, который предложил назвать их «витаминами» – от латинского слова «вита», что означает «жизнь».

А, В, С, D, Е... – так начинается латинская азбука, а в медицине латинские буквы стали азбукой здоровья – обозначениями витаминов.

Витамин «А» нужен ребятам, цыплятам, телятам – всем, кто растет. Он нужен и взрослым. Витамин «D» охраняет ребят от рахита, витамин «C» – победитель цинги.

И морковь, и петрушка, и лук – это копилки витаминов. Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся докторами многих заболевших людей.

Удивительное рядом.

Описание всего необычного, что привлекло детей и взрослых на даче – встречи с насекомыми, птицами, животными, появление на огороде овощей необычной формы, размера или цвета и т. д.

Представление первого опыта выращивания овощей ребенком.

Зарисовка стадий детского труда в природе при поддержке членов семьи: посев семян – появление ростка – рост – цветение – плодоношение – сбор урожая – приготовление блюд – хранение (консервирование, сушка).

Верные друзья-помощники.

1. Парник.

На даче у бабушки домик стоит,

Прозрачною плёнкою сверху накрыт.

Но бабушка с дедушкой в нём не живут,

В домике том помидоры растут.

Что б ни случилось с погодой весной,

Домик укроет и в холод, и в зной.

2. Почва – земелюшка; вода – водичка; солнце – солнышко; воздух – ветер, ветерок; насекомые – труженики.

Почва – плодородная.         Воздух – свежий, теплый.

Вода – дождевая, речная. Ветер – ласковый.

Солнце – теплое, жаркое. Насекомые – трудолюбивые.

На досуге (отгадывание загадок).

Огород.

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.

И козла туда, друзья, нам пускать никак нельзя.

Помощники огородника.

Шланг.

Приползла во двор змея – чёрная и длинная,

Огород наш поливала, на работе не зевала.

Бочка.

1. Смастерили из досок и надели поясок.

Сохранит посуда эта с грядки собранное лето.

2. Сама я дубовая, а пояс мой ивовый.

3. Стоит толстуха, деревянное брюхо, железный поясок.

Вёдра.

1. Два братца пошли в речку купаться.

2. Эй, Назар, пора вставать, огород поливать.

     Поднимайся бодро, доставай-ка… (вёдра).

3. Из избы идут – пляшут, в избу идут – плачут.

4. Один купается, другой на берегу дожидается.

Грабли.

1. Зубасты, а не кусаются.

2. Двенадцать коней одним поводком веду.

3. Деревянный брусок, на нем растет лесок.

4. Где прошла гребёнка, выросла копёнка.

Лейка.

1. Из железа тучка, а у тучки – ручка.

2. Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку.

3. Семьсот ворот, один выход.

4. В длинном, с дырками, носу я без тучки дождь несу.

5. Сбоку ручка, сверху ручка. А внутри вода.

6. Огородник Федот с длинным носом живёт,

Как наклонится, так дождь пойдёт.

Лопата.

1. Надели на палку стальную ладошку

     И под ладошку сажают картошку.

2. Вот ладонь на длинной ножке, выкопала всю картошку.

    Гладкая, покатая, а зовусь… (лопатою).

3. Я землю копала, ничуть не устала,

А кто мной копал, тот и устал.

4. Землю копала, грядки ровняла,

Ручейки прорывала и ничуть не устала.

Молоток и гвозди.

1. Самый бойкий я в рабочей мастерской,

Колочу я что есть мочи – день-деньской.

Как завижу лежебоку, что валяется без проку,

Как прижму его к доске, да как стукну по башке,

В доску спрячется бедняжка. Чуть видна его фуражка.

2. Сам худ, а голова с пуд.

3. Деревянная шея, железный клюв стучит: «Тук-тук-тук!»

4. Грубоват, характер крут, но зато ударный труд!

Тук – и гвоздь пошел на пост, тук – во весь высокий рост,

Тук – и вот уже одна шляпка в клеточку видна.

5. Он высокий, строгий, ловкий, не погладит по головке.

По головке не погладит, по головку в доску всадит.

6. Без головы, а в шляпе, одна нога – и та без сапога.

7. Бьют Еремку, он не плачет, только носик глубже прячет.

8. Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу я босиком, хотя и в сапогах.

9. Без головы, а в шляпе, без ног, а в стенке увяз.

10. Не машина, а железный, со шляпой, а не гриб.

11. Я работник деловой, ухожу в работу с головой.

Пила.

1. Доску грызла и кусала, на пол крошек набросала,

Но не съела ни куска, знать, невкусная доска.

2. Туда-сюда снует. Что в зубы возьмет, на две части разжует.

3. Зубов много, а ничего не ест.

4. Скоро грызет, мелко жуёт,

Сама не глотает, другим отдаёт.

5. Железная сестрица зубаста и остра,

Её и клён боится, и тополь, и сосна,

И даже дуб боится попасть на зуб сестрице.

6. Принялась она за дело: завизжала и запела.

     Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.

7. Зубастый зверек грызет со свистом дубок.

8. Едет, едет взад-вперед – на две части разомнет…

9. Быстро грызет, мелко жует, сама не глотает. Что это?

10. Мелко жуёт, сама не ест, другим не даёт.

2. Прогулка в лес – дом добра и здоровьят(проект семейного маршрута)

Цель: расширять кругозор детей, приобщать к миру природы.

Подготовка к прогулке в лес:

· определите маршрут;

· создайте у ребенка радостное ожидание предстоящей прогулки;

· привлеките ребенка к сбору в дорогу.

Возьмите с собой аптечку, фотоаппарат или видеокамеру, блокнот с карандашами и фломастерами.

Придя в лес, расскажите детям, что его часто называют «зелёной аптекой». В лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса.

С целью расширения знаний о лекарственных травах совершите путешествие со сбором этих трав.

Расскажите, как могут помочь обыкновенные травы здоровью человека. Пройдите по лужайке (полянке, лугу, опушке и т. д.), отыщите знакомые вам растения и расскажите своим детям об их лекарственных свойствах. Например, подорожник умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Если вас укусит пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. Рассмотрите листья мать-и-мачехи. Предложите проверить их на ощупь. Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрыта белым пухом – мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке, и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука матери. А приложишь холодной стороной – станет неуютно, холодно. Листья мать-и-мачехи сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля. А вот отвар ромашки применяют при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстро росли, травно-цветочным ромашковым настоем можно полоскать горло и ротовую полость от простуды, делать компрессы при заболеваниях кожи и т. д.

При возможности соберите вместе с детьми пословицы и поговорки про лес и растения, постарайтесь объяснить их значение. Можно воспользоваться готовыми пословицами и поговорками.

· Дереву цена – по плодам, человеку – по трудам.

· Лес – богатство и краса, береги свои леса.

· В лесу много рябины – к дождливой осени.

· Ель не сосна – шумит неспроста.

· Сосна там красна, где выросла.

· Всякая сосна своему бору шумит.

· Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

· Перед ненастьем одуванчики закрываются, прячась от дождя.

· Пока лиственница иголки не осыплет, снегу не будет.

Оставшись наедине с природой, проверьте вместе с детьми путем наблюдений следующие приметы:

· Паук плетет сети – к сухой погоде.

· Паук забился в угол – к ветру.

· Лягушки расквакались – перед дождем.

· На кустах акации много пчел – перед дождем.

· Вечером сильно стрекочут кузнечики – к хорошей погоде.

Знаете ли вы?

– Чернику нельзя срывать с веточками. Новые побеги вырастут только через 7–8 лет. Кустик черники живет 300 лет, но плодоносит всего 4–5 лет.

– У мухоморов свое назначение в природе. Их поедают лоси, чтобы избавиться от разных заболеваний.

Эту рубрику можете дополнить с детьми своими новыми находками.

Советы.

На вашем пути встретился родничок. Расчистите его – и усталый путник вам скажет «спасибо».

Ранней весной можно полакомиться сладким берёзовым соком. Научите детей залечивать раны на березе. Для этого годится садовый вар или обычный пластилин.

Гуляя по лесу, займитесь сбором природного материала для создания интересных поделок.

Уходя из леса, наведите порядок на месте стоянки, поблагодарите за гостеприимство, радость, испытанную от общения с лесными обитателями.

Придя домой, предложите ребёнку нарисовать свои впечатления от прогулки, из лесных находок смастерите экоподелки.

Организуйте семейный досуг с помощью разгадывания кроссворда.

Кроссворд «Травники»

1. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница.)

2. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

    Словно снег у них реснички и как солнышко глазок. (Ромашки.)

3. Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,

    Скромный полевой цветок, синеглазый… (василёк).

4. Золотой и молодой, за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

     Спрячу-ка в карманчик бывший… (одуванчик).

5. Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,

Нагнись: солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник.)

6. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина.)

7. Спроси телёнка и барашка: вкусней цветка на свете нет,

Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер.)

8. У забора живёт, никого не признаёт,

Не собака, а кусается и погладить не даёт. (Крапива.)

Счастливой прогулки по лесным тропинкам всей вашей дружной семье!

3. Мы – путешественники (проект семейного маршрута)

1. Выбор маршрута.

Совместное с ребёнком определение маршрута летнего путешествия. Поиск маршрута по карте области, России, мира. Сбор рюкзака юного туриста. Рекомендуем взять в дорогу материалы для творчества: альбомы, фломастеры или карандаши, бумагу, клей, ножницы.

2. Дорога … (к морю, в горы, в другой город или страну).

Предлагаем вести фотохронику семейного путешествия, отражать впечатления о путешествии в семейных рассказах, стихах, зарисовках.

3. Встречи с интересными людьми.

Если вам посчастливилось встретиться с необычными людьми, расскажите о них, запечатлите эту встречу с помощью фотографий, поделитесь своими впечатлениями от встречи с ними в своих дневниковых записях.

4. Отдых на Волге

Займитесь вместе с детьми сбором стихов, песен, пословиц и поговорок о родной реке Волге.

Предложите им сделать зарисовки на речную тематику.

Опишите переживания, связанные с отдыхом на Волге (радость, восторг от овладения ребёнком навыками плавания, от прогулки на теплоходе, рыбалки и т. д.).

Сочините или разучите вместе с детьми понравившиеся стихотворения
о любимой реке «Волга-матушка, река, ты прекрасна, велика!».

Заключительная часть

3-й этап. На заключительном этапе проекта подводятся итоги конкурса «Отдыхаем всей семьей». Это коллективный праздник в школе, участниками которого являются обучающиеся и члены их семей, гости – педагоги, ученики начальных классов, руководители школы.

Учитель – руководитель проекта и члены родительского комитета – инициаторы и участники проекта торжественно открывают праздник, посвященный завершению познавательно-творческого коллективного проекта «Это сказочно-звёздное лето».

Учитель. Удивительно звёздно-сказочное лето вы провели вместе – дети и родители, всей семьей, и теперь каждый из вас может сказать: «Лето сказочно-звёздное, будь со мной!».

Родители. Так и будет, дорогие ребята – юные туристы, следопыты, исследователи, творцы!

Наш проект завершён, но в вашей памяти этот чудесные, самые лучшие летние каникулы останется теперь навсегда – в ваших воспоминаниях, рассказах, эссе, фотографиях, рисунках, поделках, домашних вкусняшках-заготовках, которые мы непременно отведаем на наших мероприятиях.

Сколько незабываемых впечатлений! Сколько радостных и сладостных минут, часов, дней вы любовались матушкой-природой, получали от неё заряд здоровья, крепости, силы, мудрости, радости, нежности, учились быть благодарными и отзывчивыми, отдавали ей своё тепло, заботу, чтобы ещё много раз окунуться в её красоту, открыть новые таинства и насладиться чистотой, глубиной, простором, узорочьем, многоликостью и неисчерпаемостью огромного мира под названием –

Все вместе – «ПРИРОДА».

Ученик. Нам звёзды ярко светят,

Мы видим сказочные сны,

Все – взрослые и дети,

Беречь природу мы должны,

Ученица. Чтоб в лето каждое могли

      Лететь на сказочной звезде,

      Чтоб весело, счастливо отдыхать

      И жить нам на Земле!

Учитель. Сегодня мы подводим итоги вашего летнего проекта, который вы осуществили со своими родителями, бабушками и дедушками, братьями и сёстрами. Поделитесь тем интересным, ярким, красочным, творческим, что вам удалось собрать, смастерить, сочинить, сотворить во время работы над своими проектами.

В фойе школы организуется выставка, на которой могут быть представлены семейные альбомы, дневники с описаниями летних событий, совместных переживаний, фото- и видеоматериалы, зарисовки, поделки из природного материала, коллекции из ракушек, камней и т. д. (Примеры конкурсных работ обучающихся по проекту представлены в Приложении.)

Презентация детско-родительского проекта
семьи ученицы Голенцовой Мелиссы «Наше дачное лукошко»

Все члены семьи. Мы на даче жили, огород растили.

Ученица. Вот моё чудесное лукошко –

В нём даров с огорода немножко.

Принесла я вам полезный лук.

Мама. Лук поможет от многих недуг.

С ним простуда нипочём.

Мы при простуде деткам лук даём!

Ученица. Принесла я репку.

Папа. Зубы будут крепкие.

Ученица. Съел братец сладкой моркови.

Брат. Прибавилась у меня капелька крови.

Ученица (имитирует диалог между овощами).

Срочно ищем мы друзей среди ваших овощей.

Вы скорее их берите и в лукошко к нам кладите.

И про них всем расскажите!

Члены семьи демонстрируют свои поделки из овощей и рассказывают о своем овоще (цвет, форма, величина, вкус, где произрастает, как за ним ухаживают, хранят, что из него можно приготовить); затем, кладут свой овощ в лукошко.

Ученица. Вот так, ребята, у нас получилось такое замечательное «Наше дачное лукошко», потому что в нём поселились чудесные овощи, которые любят дружить друг с другом и приносить нам пользу.

Стихи, загадки, игры и рассказы об овощах по проекту «Наша дача» семьи ученицы Поповой Ксении – представление творческого отчёта, проведение игровой интеллектуальной программы

Баклажан

Я – баклажан, у меня синий кафтан.

Не едят меня сырым, лучше ешьте жареным!

Вырос на грядке гладкий Игнат,

Надел фиолетовый строгий наряд. Г. Попова

Капуста

Мы капусту поливали, от вредителей спасали –

Вот и выросла она и хрустяща, и бела.

Из нее мы суп варили, тушим, свежую едим,

На зиму ее засолили, и в салатах поедим.

Росточком была, всё воду пила.

Побелела, растолстела, словно сахар захрустела.

Лето прожила, много платьев сберегла,

Одевалась, одевалась, а раздеться не смогла. А. Прокофьев

Помидоры

На кусте, на огороде и малы, и велики,

И сочны, и краснощёки жарко зреют колобки. Г. Попова

Морковь

А у нас на грядке в середине лета

Выросла сосулька оранжевого цвета. Г. Попова

Огород

Поднялся наш огород, всё под солнышком растёт.

В огороде много гряд, тут и репа, и салат,

Тут и свёкла, и горох, а картофель разве плох?

Наш зелёный огород нас прокормит целый год. А. Прокофьев

Картошка

Из картошки много блюд приготовить можно,

И простых, и сложных: её варят, жарят, трут.

Что вкуснее в целом мире, чем картошечка в мундире?

Кабачок

Подставив солнышку бочок,

Лежит на грядке кабачок.

Листок в сторонку отодвинув,

Он солнцу говорит: «Погрей, погрей,

Пожалуйста, мне спину.

Я подрасти хочу скорей». Г. Белякова

Свёкла

Тетушка Фёкла, красная свёкла!

Ты салаты, винегреты украшаешь алым цветом.

Нету ничего вкусней и наваристей борщей!

Капуста

– Обвязала голову, ты не больна, капуста?

Тебе и летом холодно? Закуталась, капуста?

– От солнца я ношу чалму, жара мне вовсе ни к чему. К. Тангрыкулиев

Горох

Во дворе переполох – мы рассыпали горох.

Приказала строго мать: – До горошины собрать! И. Демьянов

Приходите в огород

Приходите в огород посмотреть, как все растёт,

Как играют в прятки огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке тянут к солнышку ладошки,

Как от утренней росы у бобов блестят усы.

Как краснеют у забора великаны помидоры.

Все растёт, все цветёт, никому не тесно.

Приходите в огород – очень интересно. Е. Благинина

В огороде нашем нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла,

Не смотрите, что мала.

Репа тоже удалась,

Жёлтым солнышком зажглась.

Ну, а разве плох лучок,

В ста одеждах старичок? Н. Нищева

История о луке

В одном небольшом городке жили овощи. Они работали, отдыхали и веселились все вместе. Только Лук они никуда с собой не брали и не разрешали ему даже близко подходить. И все из-за того, что от Лука у всех выступали слезы. Так и жил бедный Лук отдельно от других овощей на самом краю города.

Но однажды на город напали микробы разных болезней. И все овощи заболели. Тогда Лук решил прогнать болезни и пришёл в город. Повстречавшись с Луком, микробы стали плакать и чихать, пока не лопнули. Овощи вылечились и стали дружить с Луком.

С тех самых пор лук и нам, людям, помогает от многих болезней.

Игра-загадка «Слово доскажи – овощ покажи».

В огороде колобок,

Жарко зреет красный бок.

Очень важный он синьор –

Ароматный … (помидор). Г. Попова

А у нас на грядке в середине лета

Выросла сосулька оранжевого цвета.

Овощ – зайчика любовь, называется ... (морковь). Г. Попова

В огород мы пойдём, урожай соберём.

У Серёжки-сорванца – два зелёных… (огурца). Г. Попова

Ира в огород пошла,

Стручки зелёные нашла.

– Что внутри там? Посмотрю,

Я стручок чуть разломлю...

Свеж кружок в нём, не засох,

Выпал из стручка ... (горох). Г. Попова

Барыни круглые на грядке сидят,

В гости пускать никого не хотят.

Зелёными листьями обрастают,

Каждый бок юбками наряжают.

Как польёшь водицей,

Засияют лица.

Их не спрячешь в огороде –

Веселятся в хороводе!

Им на грядке густо –

Кочанам ... (капусты).

Г. Попова

Представление творческого альбома с художественно-поэтическими произведениями по проекту «Отдыхаем на Волге»
семьи ученика Константина Д.

Члены семьи ученика читают стихотворение собственного сочинения, показывают иллюстрации, рисунки, фотоснимки, связанные с Волгой.

Волга-матушка, река, ты прекрасна, велика!

О волга-матушка, как широка, добра,

Кормилицей была во все ты времена.

Дорога долгая и длинная твоя,

И полон вод кристальных путь,

И в них победная история сама,

Лишь в гладь зеркальную взглянуть…

Сквозь всплески зыбкие волны

Увидишь степи и холмы –

Здесь властвовать злой хан мечтал,

Народ просторов волжских не отдал!

Вдоль берегов, словно раскаты грома,

Слышны запевы бурлаков и стоны…

Вода багряной становилась от крови –

От тяжести так плечи резали ремни.

Фашист ломал плотины, города крушил,

Водицу волжскую огнём мутил,

Стояла Волга-мать – победная река,

На правый берег свой пробраться не дала!

Таких героев, Волга, ты взрастила,

Водой волшебной силу, мощь вселила.

Как хочется назвать «Волжаночка» тебя,

Родная, величавая река моя!

Хранительница первозданной красоты

И неба мирного, и чистоты.

Природа радует, чарует каждого туриста,

Вода манит отважного пловца,

Яхтсмена – по волнам проплыть со свистом,

А рыболова – порыбачить на живца…

Даруешь отдых, счастье и здоровье, Волга!

Твою любовь мы будем помнить долго-долго.

Прости, любимая, что бережём и ценим мало,

Заботой окружим, чтобы всем тебя хватало!

Авторы: коллектив семьи Константина Д.

Праздник продолжается выступлениями всех участников проекта, экскурсией по выставкам проектных работ, ознакомлением с творческими работами обучающихся и их семей, беседами с учениками из других начальных классов, проведением мастер-классов, на которых ребята и их родители показывают «секреты» своих умений и делятся ими со всеми желающими.