В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Журнал Информ-образование

Среднее профессиональное образование в кадровом обеспечении Красноярского края

Автор : Котельникова Н.В.

Журнал : 2023 Выпуск 1

Профессиональное образование является основой для преодоления отставания нашей страны в экономическом и общественном развитии.

68 лет прошло со времени создания в стране и в частности в Красноярском крае государственной системы профтехобразования. За эти годы накоплен колоссальный опыт подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства через фабрично-заводское обучение, училища и техникумы.

Красноярский край характеризуется высоким уровнем индустриального развития, выгодным географическим положением и богатым природно-ресурсным потенциалом, определяющим его важное геополитическое и экономическое значение для страны. Являясь крупнейшим промышленным регионом, входит в десятку субъектов Российской Федерации по объему валового регионального продукта, лидирует по ряду показателей социально-экономического развития среди регионов Сибирского Федерального округа.

Потенциал развития рынка труда Красноярского края связан главным образом с реализацией крупных инвестиционных проектов, таких как проекты на территориях городского округа города Норильска, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Туруханского района, относящихся к территориям Арктической зоны Российской Федерации, например проект "Восток Ойл", проект по созданию Западно-Таймырского промышленного кластера по производству угольных концентратов, а также инвестиционные проекты по расширению, модернизации, реконструкции и техническому перевооружению действующих производств и улучшению экологических показателей в обрабатывающих видах деятельности, в частности на территории городского округа города Норильска. Перспективы региона связаны также с развитием Ангаро-Енисейского экономического района путем реализации новых проектов в золотодобывающей отрасли, по добыче и переработке свинцово-цинковых руд и магнезита в Северо-Енисейском и Мотыгинском районах Красноярского края, с развитием особой экономической зоны "Красноярская технологическая долина" и других проектов. В прогнозируемом периоде кадровая потребность в рамках проектов, включая сопутствующие производства, составит порядка 70 тысяч человек.

По данным прогноза баланса трудовых ресурсов Красноярского края численность трудовых ресурсов в Красноярском крае в среднем за 2019 год составила 1777,8 тыс. человек, из них трудоспособное население в трудоспособном возрасте - 1610,7 тыс. человек, иностранные трудовые мигранты - 50,7 тыс. человек. При этом 1405,2 тыс. человек были заняты в экономике, из них 115,9 тыс. человек - лица старше трудоспособного возраста. Не занято в экономике более 372,5 тыс. человек, находящихся в трудоспособном возрасте, из них 131,2 тыс. человек обучаются с отрывом от работы и 241,3 тыс. человек - это военнослужащие, российские граждане, работающие за границей, безработные, домохозяйки и другое незанятое трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Анализируя динамику прогноза баланса трудовых ресурсов Красноярского края за последние 7 лет, стоит отметить снижение численности трудовых ресурсов (-5%), включая трудоспособное население в трудоспособном возрасте (-7%). При этом наблюдается увеличение числа лиц старше трудоспособного возраста, занятых в экономике Красноярского края (+11%). Также на 13% сократилась численность незанятых в экономике.

В 2020 году в краевые государственные учреждения службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обратились 172,1 тыс. жителей Красноярского края. Наибольшие трудности в поиске работы испытывают граждане без профессионального образования. На конец 2020 года 53% граждан, состоящих на учете в краевых государственных учреждениях службы занятости населения, не имели ни высшего, ни среднего профессионального образования. Из общего количества вакансий, заявленных в краевые государственные учреждения службы занятости населения работодателями, 77,5% составили вакансии по рабочим профессиям в базовых отраслях экономики Красноярского края (водители, слесари, монтажники и электромонтажники, электрогазосварщики, бетонщики, машинисты, операторы и другие), а также по инженерным специальностям. Среди наиболее востребованных специальностей оказались - менеджеры (в том числе в торговле, по персоналу, по рекламе и др.); врачи (терапевты участковые, педиатры участковые, общей практики (семейные), стоматологи и др.); ветеринарные врачи; военнослужащие; специалисты по кадрам, социальной работе, маркетингу и др.; учителя и преподаватели; мастера участков, производственного обучения, строительных и монтажных работ и др.

Опыт работы профтехобразования в Красноярском крае в новых экономических условиях показывает, что краю нужна четкая, основанная на государственном уровне программа обучения молодежи. В настоящее время ощущается острая нехватка рабочих кадров на предприятиях. По прогнозам в течение пяти лет краю понадобиться свыше 50 тысяч рабочих и инженеров.

Именно молодежь является основой будущего профессионального потенциала общества, а один из главных каналов пополнения квалифицированных кадров – образование.

Вопросы развития среднего профессионального образования занимают важное место в процессе модернизации российского образования. В соответствии с возрастанием потребности в специалистах данного уровня государственная политика предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о его приоритетности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом.

На сегодняшний день в обществе достигнуто понимание той роли и значения, которые призвано играть в современных условиях среднее профессиональное образование.

Очевидно, что решение актуальных социально-экономических задач напрямую зависит от эффективного использования труда, изменения структуры и развития рабочей силы, а, следовательно, качества профессионального образования.

Высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена – это самый большой сегмент производительных сил общества. Их доля в общей структуре занятых в экономике равна почти 70 % (СПО в реальном секторе – до 32 %, а в непроизводственной сфере – до 48 %).

Среди выпускников со средним профессиональным образованием популярна работа специалистами среднего уровня в сфере обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности, а также квалифицированными рабочими в области промышленности, строительства, транспорта и рабочими родственных профилей.

Это значит, что подготовка современных квалифицированных специалистов среднего звена во многом будет определять темпы экономического роста страны и Красноярского края. Уже сегодня дефицит высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в различных секторах экономики становится реальным и ежегодно возрастает. Количественное и качественное состояние трудового потенциала, объемы и структура подготовки кадров оцениваются как недостаточные экономическому развитию страны.

Необходимость первоочередного и опережающего развития среднего профессионального образования обусловлена также наличием устойчивого стремления молодежи к обучению в колледжах, техникумах, так как здесь для молодых людей создаются условия более раннего включения в профессиональную деятельность, приобретения базовых профессиональных компетенций, социализации личности и ее гражданской зрелости. Многие семьи, в том числе с ограниченными социально-экономическими возможностями, рассматривают среднее профессиональное образование как необходимое и достаточное, позволяющее им жить и работать в мире, в котором многие специальности, профессии не нуждаются в высшем образовании. Именно по этой причине среднее профессиональное образование следует рассматривать как важнейший фактор социального развития общества.

Практика показывает, что трудовая профориентация и мотивация молодежи формируются недостаточно четко. Все чаще говорят о том, что система профессионального образования должна удовлетворять постоянно изменяющимся потребностям рынка труда в специалистах. Ситуация в образовательном пространстве демонстрирует другую тенденцию – выбор специальности и учебного заведения зачастую не связываются с последующим трудоустройством. В этом и заключается проблема: рынок труда требует от образования удовлетворения своих социально-экономических потребностей в квалифицированной рабочей силе, а рынок образования удовлетворяет личностные потребности индивидов в его получении.

Современный рынок труда характеризуется отсутствием определенности и гарантированной занятости. Переориентация производств, смена направлений и изменение содержания деятельности, появление новых специальностей влекут за собой необходимость смены профессий. Главные вопросы сегодняшнего дня состоят не в том, чему учить и как учить, а в том «на кого учить». Иначе производство завтра может остаться без квалифицированных специалистов.

На основе анализа перспективных направлений развития экономики региона, исследований кадровых агентств можно сделать обзор профессий, востребованных на региональном рынке труда.

Удерживается спрос на специалистов-строителей, владеющих новыми строительными технологиями и современными материалами и имеющих высокие квалификационные разряды.

Продолжается развитие сферы услуг, общественного питания, торговли. Так выпускники КГБ ПОУ «КТСТ» востребованы на трудовом рынке города Красноярска и трудоустраиваются крупные торговые сети (ООО «Лента», АО «Тандер», ООО «Командор-Холдинг») и сети общественного питания как города, так и края.

Развитие информационных компьютерных технологий, средств связи влечет за собой спрос на специалистов в электронно-вычислительной технике, специалистов по обеспечению информационной безопасности, Web-дизайнеров.

Одним из направлений развития системы среднего профессионального образования является его регионализация, основой которой стала ориентация на сложившиеся региональные условия и потребности региона в специалистах. При этом обеспечивается взаимопроникновение интересов образования и региона, превращение образования в мощный фактор социокультурного развития региона, а региона, в свою очередь, – в не менее мощный фактор развития образования.

На этапе преобразований в системе профессионального образования возникает потребность более тесно увязывать процесс обучения с потенциальным трудоустройством, чтобы профессиональное образование было ориентировано на будущее и давало практические результаты. Дальнейшее развитие среднего профессионального образования невозможно без усиления связи с производством. С изменением форм собственности прервалась система взаимодействия между учебными заведениями и предприятиями, акционерными обществами. Только в тесном контакте с работодателями-непосредственными потребителями их продукции образовательные учреждения смогут выполнить задачу подготовки кадров.

И многие предприятия уже сейчас понимают, что без ротации и омоложения кадров невозможно дальнейшее развитие и наращивание производства. В связи с этим возникает необходимость развития связей и деловых отношений с учебными заведениями среднего профессионального образования.

И сегодня, как никогда, становится актуальным вопрос о перспективах формирования стратегии развития среднего профессионального образования как наиболее мобильной и практико-ориентированной системы, в основе которой лежит система бизнес-коммуникаций: среднее профессиональное образование – предприятия и организации всех форм собственности.

В целях повышения востребованности среднего профессионального образования и формирования имиджа рабочих профессий в Красноярском крае ежегодно проводятся региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии", Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей по методике "WorldSkills" с учетом мероприятий "JuniorSkills", а также отраслевых чемпионатов. Получило развитие движение "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия). Создан региональный координационный центр и 117 центров компетенций на базе 37 образовательных организаций, организующих работу по развитию в крае 86 компетенций Ворлдскиллс, 27 юниорских компетенций и 12 компетенций направления "Навыки мудрых".

Студенты КТСТ успешно принимают участие в различных компетенциях чемпионата "WorldSkills", что позволяет им заявить о себе как о профессионалах и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда Красноярского края.