В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Журнал Информ-образование

Нам есть на кого равняться!

скачать

Автор : Мелихова Н.В.

Журнал : 2023 Выпуск 1

Цель занятия: развитие и углубление знаний о героях родного края; создание условий для формирования первоначального представления о подвиге и героизме

Задачи занятия:

Образовательная: познакомить с героическим подвигом нашего земляка Александра Колгатина, продолжать нести вахту памяти воинам, служившим в Чечне

Развивающая: развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся.

Воспитательная: воспитывать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.

Сценарий занятия

1.Организационный момент

-Добрый день, ребята!

-Здравия желаем!

Нашими помощниками на занятии будут глаза, уши, голова, язык.

Наши глаза должны не просто смотреть, они обязаны всё замечать.

Наши уши должны не просто слушать, они обязаны всё слышать.

Голова - думать, язык - говорить.

Удачи, внимания, сообразительности!

2. Подготовка к основному этапу

- Ребята, наша школа с гордостью носит имя Героя России Александра Колгатина и живёт под девизом: «Честь имею!».

Честь имею… - эти слова было принято произносить у нас в России с давних пор. Так офицеры выражали свою преданность, верность службе во имя Отечества. С этими словами и по сей день они идут на героические поступки во имя Родины.

-Отгадайте загадку, кому посвятим занятие?

Все в один он миг решает,

Славный подвиг он свершает,

Он за честь стоит горой.

Кто он? Правильно...  (Герой)


Ученик читает стихотворение

Да здравствуют Отечества герои,
Отчизну заслонившие собой!
Ненастною и грозною порою
С врагом вступившие в неравный бой.
Вы вражеские силы победили,
Отчизны верные сыны,
Чтобы потомки в мире жили,
И чтобы не было войны!

3. Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта воспитанников

- Вспомните, кто такой герой?

- Герой - это смелый и доблестный человек, совершивший подвиг.

- В толковом словаре Ожегова С. И есть такие пояснения:

«Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
Подвиг – героический, самоотверженный поступок.
Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага, героический и благородный».

- Какие качества проявляет герой? Дети в группах выбирают качества героя, поясняют их.

- Составим портрет героя

1-я группа выбирает

1. Знает национальные традиции, ценности, приоритеты народа, целеустремленный и стойкий, решительный, храбрый, надёжный.

Пояснение: «Воин, готовый защищать свою Родину, беззаветно уважает традиции, ценности, приоритеты общества, знает историю и культуру родного народа, патриот.

Важной чертой русского человека является целеустремленность и стойкость. В любом сражении солдаты бьются до последнего патрона, последнего вздоха. Стойкость русских в обороне пугает противников.                               

Храбрость считается национальной чертой русского человека. Способность спасать других ценой собственной жизни».

- Какие пословицы сложил народ об этих качествах воинов?

- В каком народе живешь, такого обычая и держишься.

Умелый боец везде молодец. Храбрость — сестра победы.

2-я группа выбирает

2. Владеет такими качествами, как боевой дух, сплочённость, товарищество, взаимовыручка, солидарность.

Пояснение: «Русский воин обладает боевым духом, то есть в нем воспитаны такие моральные и психологические качества, которые определяют боеспособность, которые основаны на убеждённости, сплочённости, смелости, товариществе, взаимовыручке. Русский защитник Отечества готов на подвиг, на бой ради чести за Родину!

- Какие пословицы сложил народ об этих качествах воинов?

- Сам погибай, а товарища спасай. Кто любит Родину и народ, тот настоящий патриот.

- Кто такой патриот?

- Человек, любящий свою Родину, свой народ, способен пожертвовать собой ради Отечества.

3-я группа выбирает

3. Умеет объединяться в команду, преодолевает трудности, может организовать блестящие тактические действия и выйти из сложной ситуации победителем.

Пояснение: «Способность сохранять ясность ума в любой критической ситуации - еще одна характерная черта русских солдат. Русский солдат не впадает в панику. Умеет организовать блестящие тактические действия и выйти из сложной ситуации победителем, то есть имеет высокий уровень профессионализма. 

Русские поражают всех своим умением объединяться в самых трудных ситуациях. Они находят силы, поднимаются с колен, встают плечом к плечу. Несгибаемая сила воли – неотъемлемая черта русского воина от рядового до генерала. Эта способность преодолевать трудности помогает выдерживать тяжёлые условия военного времени».

- Какие пословицы сложил народ об этих качествах воинов?

- Тяжело в учении — легко в бою. Русский в словах горд, в делах твёрд.

Ученик исполняют песню «Русский парень» слова Сергей Сашин, музыка Ким Брейтбург

Ученик читает стихотворение

Герои родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро,
Герой лишь тот, кому неведом страх.
Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Кто свершил немало важных дел,
Присвоить можно звание героя!

4. Изучение новых знаний

Герои Отечества - Герои России! Где они рождаются? Как растут, воспитываются? Они среди нас. Один из известных выпускников школы   - гвардии старший лейтенант Александр Михайлович Колгатин.

Учащиеся каждой группы рассказывают об этапах жизни А. Колгатина на основе данных школьного музея, сопровождая демонстрационным материалом. Устный журнал «Нам есть на кого равняться!» по плану: а) детство;                               б) юность; в) мечта сбылась.

1-я группа а) Детство

- 16 июля 1975 года в городе Камышине в семье Колгатиных родился сын Александр, он был вторым ребёнком в семье. Потом был детский сад,

- школа № 10, Саша рос настоящим волжским мальчишкой: любил кататься на лодке, купаться, проводить время на берегах Волги.

Однако это не мешало ему отлично учиться. 1) об этом нам свидетельствуют похвальные листы; 2) на первый взгляд, все как у обычного камышинского паренька.

…Но была у Саши мечта. Мечта, которою он смог воплотить в жизнь. О ней мы узнали из строк школьного сочинения: «До нынешнего времени на своём жизненном пути я встретился со многими проблемами и задачами, но главной из них, на мой взгляд, явилась проблема выбора профессии….

Мечта стать военным родилась в моем сознании еще на ранней школьной скамье. Из разговоров взрослых я понял, что для этого нужно хорошо учиться и быть здоровым»

Саша не просто мечтал, он делал всё для того, чтобы мечта осуществилась.

2-я группа б) Юность

Первым его испытанием на пути к исполнению мечты стал жесткий отбор в специализированный военно – инженерный класс нашей школы, которое он достойно выдержал, благодаря поддержки семьи. Вот как он сам писал об этом: «Окончив 9 классов, я посоветовался с родителями и решил стать военным. Поэтому я и пошел учиться в специализированный класс. Я и мои родители надеемся, что я поступлю в Камышинское военное училище и считаем, что я смогу закончить его. Они уже сейчас дают мне наказы воспитывать в солдатах мужество, героизм, чувство ответственности, любовь к Родине, и я надеюсь воплотить эти наказы в жизнь».

Александр показал себя здесь как способный ученик и верный друг. Одноклассники и учителя характеризуют его как основательного, немногословного человека, который при этом в двух – трёх фразах мог выразить самое важное, говорил по - сути. Александр всегда был в числе первых. Про таких, как Саша, целеустремленных, энергичных, жизнерадостных парней, в народе говорят: они крепко держат свою судьбу в руках. Окончил школу на «хорошо» и «отлично».

3-я группа в) Мечта сбылась

И стал курсантом Камышинского командного военно – инженерного училища. Тяжелая, напряженная учеба, строевая подготовка, серьёзная физическая нагрузка - всё это закалило волю будущего офицера. Училище Александр закончил с красным дипломом.

Колгатин получил назначение в Псков в десантные войска. Всем известно, что десантник – это особый склад характера воина, готового на самопожертвование ради спасения своих товарищей, Родины. Александр был именно таким, и подтверждение этому мы находим в служебной характеристике:

«С первых дней службы гвардии старший лейтенант Александр Колгатин зарекомендовал себя добросовестным, грамотным и целеустремленным офицером. Пользуется уважением не только у командования батальона, но и у личного состава подразделения»

Дети смотрят видеоролик о 6-й роте и Александре Колгатине и возлагают гвоздики у мемориальной доски Героя.

5. Первичная проверка понимания изученного

84 молодых бойца 6 роты навечно остались на высоте 776. С ними и наш земляк Александр Колгатин. … Ему было всего 24 года, столько же и осталось навсегда.

А их было всего 90 десантников против 2500 боевиков. Осталось шестеро…

Александр Михайлович Колгатин прожил небольшую, но достойную жизнь. Своими поступками доказал, что он человек чести. Посмотрите в его светлые голубые глаза – ему бы жить да жить, а он шагнул в бессмертие, повторив подвиг своих дедов и прадедов!

Указом Президента от 12 марта 2000 года «за мужество и отвагу, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском регионе» гвардии старшему лейтенанту Александру Михайловичу Колгатину посмертно присвоено звание Герой России.

- Нам есть на кого равняться!

1. Самые лучшие учащиеся встают на Вахту памяти

2. Определяют лидеров для акции «Парта Героя»

6. Применение новых знаний, обобщение, систематизация

1. Игра в парах «Собери пословицы о героях» Дети каждой группы собирают из частей целую пословицу и поясняют её смысл

1-я группа. Герой за славой не гонится.

- В момент совершения подвига герой не думает о славе. Он выполняет поставленную боевую задачу, переживает за своих товарищей. Его подвиг остаётся в памяти народа, в воспоминаниях сослуживцев.

- Как жители города хранят память о Герое России Александре Колгатине? Наша школа носит имя Героя, создан в школе музей А. Колгатина, установлен памятник на улице Ленина, площадь названа в его честь!

2-я группа. Тот герой, кто за Родину горой

- Кто за родину горой, тот истинный герой, защищает, оберегает, сохраняет родную землю. В минуты серьёзных испытаний готов стоять насмерть, настоящий патриот.

3-я группа. Подвиг делает тот, кто вперёд идёт

- Подвиги совершают те люди, которые привыкли идти всегда по жизни  впереди - смелые, мужественные, стойкие, уверенные. 

2. Из отдельных фраз в группах составьте связное высказывание «Герои – это…

а) Герои – это очень мужественные и решительные люди, которые могут преодолеть страх, прийти на помощь другому, защитить, выручить, спасти. И делают они это ради других, а не для собственной славы.

б) Герои – очень скромные люди, они делают то, что считают необходимым сделать, и не требуют в ответ благодарности и похвалы.

в) Герои — это люди, которые приходит на помощь, борются
со своими страхами и ставят интересы своей страны, интересы других людей выше своих.

Вывод. Важно беречь историческую память, традиции и обычаи родного народа, помнить прошлое, почитать решительных, доблестных героев своей Родины, гордиться родной землёй, её культурным наследием, совершать благородные дела в настоящем, приносить пользу, быть трудолюбивым, честным, смелым – это долг каждого гражданина страны.

3.Точка удивления

- Узнайте, где установлены памятники в честь невероятного мужества и непобедимого героизма десантников 6-ой роты при выполнении боевой задачи в ходе контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе.

1-я группа

1. Монумент в деревне Черёха Псковской области, созданный в память о трагически и героически погибших 84-х воинов 6-й парашютно-десантной роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.   Памятник создал архитектор Анатолий Царик. Основа – символ десантников – парашют. У подножия памятника находится Георгиевский крест - символ мужества и героизма, на котором перечислены имена погибших воинов. Высота памятника - 20 метров с 84 свечами в центре, символизирующие угасшие жизни Героев, шагнувших в Бессмертие. Венчание парашютного купола завершается в качестве Звезды Героя России.

2-я группа

2. Памятник у КПП 76-ой дивизии ВДВ города Пскова – место ухода для выполнения боевой задачи десантников шестой парашютно-десантной роты второго батальона 104-го ПДП во время войны в Чечне.

3-я группа

3. Памятник, установленный в городе Камышин Волгоградской области,   гвардии старшему лейтенанту Александру Михайловичу Колгатину посмертно присвоено звание Герой России.

Ученик читает стихотворение

Могуча Россия на все времена –
И в прежние годы, и ныне.
Героями наша Отчизна сильна,
Отечество славится ими.

Сегодня героев поздравить хотим:
Вас много, мы вами гордимся.
Мы помним, мы любим, – на этом стоим,
На вас походить мы стремимся.

Для тех, кто стоит на защите страны,
Мы душу и сердце откроем.
Отважны, надежны и духом сильны.
Так вечная слава героям!

4. Творческое задание

- По собственному представлению изобразите портрет героя.

7. Подведение итогов занятия, рефлексия

- Какие открытия сделали для себя?     

- Что затронуло? Что взволновало и восхитило на занятии?

- Какую испытали боль? Какими качествами характера должен обладать воин-защитник Родины?

- Какие качества хотелось бы развивать в себе? Какой вывод сделали для себя?

Восхищаемся, что в современном мире есть герои, которые чтят память предков, с достоинством и честью защищают, оберегают наше Отечество. Хочется вырасти умными, крепкими, мужественными, благородными, доблестными патриотами любимой страны.

Литература:

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка //М.: Русский язык, 1987, с. 112, с. 460, с. 604
  2. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]
  3. Памятники псковским десантникам. https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_псковским_десантникам
  4. Александр Михайлович Колгатин https://ru.wikipedia.org/wiki/Колгатин,_Александр_Михайлович 
  5. «Стихи на День Героев Отечества» DetStih.ru - сборник стихов: стихи к праздникам, обучающие и развивающие стишки, авторские и тематические стихотворения. [Электронный ресурс] https://detstih.ru/blog/stihi-na-den-geroev-otechestva?ysclid=liftgl447e263727890 
  6. Дерюгин Игорь Новороссия «Сборник стихов о войне» ВКонтакте: НОВОРОССИЯ. сборник стихов о войне [Электронный ресурс] https://vk.com/public148952049 
  7. Зайцева Ирина «Сельские зори» - Герои Родины – как много в этом смысла [Электронный ресурс] http://selskie-zori.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=418&catid=120&Itemid=387#:~:text=Герои%20родины%20–%20как%20много,немало%20важных%20дел!%20Ирина%20Зайцева 
  8. Видео «Давайте вспомним сегодня ребят из 6-ой роты десантников крылатой пехоты» Дзен [Электронный ресурс] https://ya.ru/video/preview/3736111129259116358