В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Журнал Информ-образование

Использование методики ситуативно-ролевой игры на итоговом уроке по изучению раздела «деловое общение» (для студентов заведений среднего профессионального образования)

Автор : Петунина О.В.

Журнал : 2023 Выпуск 1

Раздел: Функциональные стили речи. Официально-деловой стиль речи. 

Тема занятия: Использование официально-делового стиля речи в деловом общении. 

Тип занятия: урок-практикум с элементами ситуативно-ролевой игры. В методической разработке представлен вариант проведения итогового занятия по разделу «Деловое общения» с использованием различных форм работы: устный опрос, работа в парах, индивидуальное задание, групповая работа, игра. Применение данного приема продиктована эффективностью развития творческих навыков обучающихся, повышению мотивации к обучению, возможностью самостоятельно и активно взаимодействовать со всеми участниками «условной» коммуникации, проводить рефлексию как над своими ошибками, так и над ошибками своих одногруппников. 

Продолжительность урока: 45 мин.

В результате практического применения данного приема студенты должны знать: 

  1. основные сведения о стилистике русского языка, стилевые особенности каждого из стилей; 
  2. речевые средства официально-делового стиля речи; 
  3. основные требования к речи (правильность, точность, уместность, выразительность, логичность, содержательность); 
уметь: 

  1. использовать речевые средства официально-делового стиля в деловом общении; 
  2. выявлять речевые и грамматические ошибки в устной и письменной речи; 
  3. усовершенствовать навыки стилистического анализа. 
Развивающие цели данного метода: 

  • развитие навыков овладения правильной речью; развитие умений выявлять речевые недостатки в потоке речи и исправлять их; 

  • развитие умений соблюдать этику делового общения; развитие умений использования языковые средства официально-делового стиля. 

Воспитательные цели данного метода:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, 

  • совершенствовать навыки этического взаимодействия, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного.

Ключевые слова: стили речи, официально-деловой стиль, деловое общение, жанры официально-делового стиля, культура и этика делового общения, речевые средства официально-делового стиля, ролевая игра.

1) Применение методики ситутивно-ролевой деловой игры для студентов последнего курса на занятии по дисциплине «Русский язык и культура речи» используется с целью моделирования реальной жизненной ситуации под названием «Прохождение первого собеседования при устройстве на работу».

Данный метод эффективен для решения следующих проблем:

1. Решение «настоящих», жизненных коммуникативных задач путем непосредственного участия, «погружения» в деятельность, которая предполагает, при всей правдоподобности происходящего, совершение «ошибок»;

2. Эффект настоящего присутствия с привлечением творческих способностей обучающихся служит важным сильным шагом в повышении мотивации обучающихся;

3. Способствует более глубинному, осознанному отношению обучающихся к вопросу передачи знаний, умений, навыков; оказывает воспитательное воздействие.

2) Новизна использования данного приема на обобщающем уроке по разделу «Деловое общение» заключается в интегративном подходе к формированию общекультурных и профессиональных компетенций, т.к. в процессе реализации деловой игры применяются знания, умения и навыки следующих дисциплин «Русский язык», «Психология общения», «Коммуникативная культура личности».

3) Действия педагога при реализации данного подхода можно разделить на несколько этапов:

I. Подготовительный:

– выбор темы и формулирование проблемы;

– отбор и повторение необходимых языковых средств;

– уточнение параметров ситуации: место, количество участников, степень официальности; статусно-ролевые характеристики персонажей; речевые намерения: запрос информации, предполагаемый ответ на вопрос, аргументация собственного мнения;

– подготовку атрибутов игры: наглядные пособия, карточки, образцы писем (при необходимости);

– уточнение цели игры и планируемого конечного результата.

В частности повторение языковых средств официально-делового стиля реализуется на следующих этапах:

1.1. Орфоэпическая разминка. На доске записаны слова, студенты хором читают слова (в соответствии с нормами произношения), делая акцент на ударении: экспЕрт, премировАть, нормировАть, компромисс, ссуда взятА, товары прОдали, узнайте цЕну изделия, вы прАвы, мАркетинг, мЕнеджер, резюмЕ, интервьюЕр, интервьюИруемый;

1.2. Лексическая разминка (устная)

1 часть - узнать термин официально-деловой речи по его определению. Преподаватель зачитывает определение, ребята угадывают термин (можно использовать следующие термины: анкета, адресант, адресат, договор, Эйчар (HR-менеджер, эксперт, собеседование и др.)

2 часть   - самостоятельно дать письменное определение терминам. Работа по вариантам:

1 вариант дает определение терминам «менеджер», «резюме»

2 вариант дает определение терминам «соискатель на должность», «альтернатива»

1.3. Исправление орфоэпических, грамматических, лексических, морфологических и др.; объяснение этических ошибок со стороны менеджера или соискателя в рамках речевой ситуации «собеседование о приеме на работу» (работа в парах, чтение по ролям). См. приложение № 1 к уроку.

II. Основной этап - проведение деловой игры.

Деятельность педагога на данном этапе сводится к опосредованному руководству, модерации. На заочном этапе студенты:

1. самостоятельно разделились на 4 команды с равным количеством участников,

2. распределили за командами ролей: 2 команды «менеджеров по подбору персонала» и 2 команды «соискателей». Команда готовят 1 представителя.

3. проработали раздаточный материал – «Речевые этикетные формулы».

Очный этап - проведение ролевой игры.

2 пары участников поочередно представляют свою версию прохождения собеседования.

Список примерных вопросов от команды «менеджеров по подбору персонала» и список ответных вопросов от команды «соискателей на должность».

Сам ход собеседования выстраивается как ролевая игра, в которой реализуется ситуация «Первое собеседование при устройстве на работу», где 1 студент задает вопрос от имени «менеджера-эйчара», другой, от имени «соискателя» - в импровизационной игровой манере отвечает на вопросы и в свою очередь задает интересующие вопросы.

Группа «зрителей» (наблюдателей) анонимно оценивают выступление каждого студента в специальном оценочном листе.

4) Результаты решения поставленных проблем ребята оценивают в процессе рефлексии - заполнение специального оценочного листа с перечнем необходимых компетенций, которые необходимо сформировать в процессе «прохождения» собеседования (см. Приложение №2 к уроку)

5) Варианты реализации данной идеи могут быть следующими:

1) С предварительно составленным по образцу вариантом резюме от соискателя и подробным описание деятельности компании, в которую пришел «соискатель». Здесь возможно детальное продумывание характеристик компании: название компании, штат, сфера деятельности, корпоративное кредо и пр. (это сопровождается меньшей степенью импровизации);

2) «Живое», непосредственное проигрывание ситуации собеседования «здесь и сейчас без предварительной подготовки как со стороны соискателя, так и со стороны «менеджера по подбору персонала» (предполагает бОльшую самостоятельность, активность, импровизационные навыки).

Список использованной литературы:

  1. Жернакова, М. Б.  Деловое общение: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Б. Жернакова, И. А. Румянцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 319 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16605-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531363 (дата обращения: 18.05.2023).
  2. Словарь-справочник по русскому языку: правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов / под ред. А.Н. Тихонова. — М.: Цитадель, 1996 — 704 с.

 

Приложение №1 к уроку

Карточка № 1

Менеджер: Вы написали, что имели опыт работы в данной должности, расскажите об этом поподробнее.

Соискатель: Вообще-то, я никогда раньше не работал на такой позиции, но благодаря своими способностями я уверен, что справлюсь.

Карточка № 2

Менеджер: Что вас заинтересовало в нашей компании?

Соискатель: Мне нравятся ваши «плюшки» в виде выходных каждую третью пятницу.

Карточка № 3

Менеджер: Почему вы уволились с предыдущего места работы?

Соискатель: Если честно, начальство вело себя ужасно, меня постоянно тиранили, коллектив был отвратительным, все друг друга подставляли, атмосфера была негативная, ненавижу такие «гадюшники».

Карточка № 4

Менеджер: У вас есть вопросы к нам?

Соискатель: Да, я очень давно не был в отпускУ, поэтому мне интересно, как оно у вас? 

Карточка № 5

Менеджер: Расскажите о ваших достижениях?

Соискатель: Достижения, которые я достигла, связаны в первую очередь с разработкой сценарного плана.

Карточка № 6

Соискатель: Если предполагаются командировки, то как производится оплата по ним?

Менеджер: Командированные вам заплатят за 3 дня до предстоящей поездки.


 

Приложение № 2 к уроку


Критерий оценивания (от 1 до 5 баллов)

Соискатель 1

Менеджер 1

Соискатель 2

Менеджер 2

Общая культура речи (правильность, точность, уместность, выразительность, логичность, содержательность)

 

 

 

 

Тактичность, вежливость, доброжелательность в общении

 

 

 

 

Использование этикетных речевых формул (качество, количество, уместность)

 

 

 

 

Соблюдение логики высказываний в процессе диалогового взаимодействия

 

 

 

 

Уверенность, психологическое раскрепощение (поза, жесты, мимика, тональность речи)

 

 

 

 

Степень установления контакта с собеседником, проявление соучастия к процессу

 

 

 

 

Оригинальность, креативность мышления