В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Журнал Информ-образование

Кокорина О. В. Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию первоклассников на уроках математики

Журнал : 2019 Выпуск 2

Дата публикации :  27 Декабря 2019

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской федерации.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, призваны обеспечить социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В достижении национального воспитательного идеала большая роль отводится начальному звену обучения.

С первых дней пребывания в школе у младших школьников формируется отношение к школе, образования в целом, педагогам и сверстникам. Происходит их приобщение к нормам социальной жизнедеятельности, формируются основы гражданственности, трудолюбия, нравственности, креативности, инициативности и т.п.

Основными требованиями к результатам освоения норм социальной жизнедеятельности применительно к младшим школьникам становятся [2]:

·        знать и понимать, что они граждане своей страны – России;

·        любить Родину, уважать людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и твердо держать свое слово;

·        уважительно относиться к представителям разных национальностей, к особенностям их быта и культуры;

·        быть принципиальным, требовательным, верным и преданным в дружбе;

·        бороться с проявлением в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;

·        беречь своё человеческое достоинство и честь;

·        бережно относиться к историческому и культурному наследию, созданному российским народом, сохранять и приумножать его; принимать посильное участие в охране и восстановлении памятников истории и культуры;

·        уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства;

·        вести здоровый образ жизни, не курить, не употреблять спиртное, наркотические и токсические средства;

·        помогать попавшим в беду людям, не требуя награды за добрый поступок, проявлять доброту и заботливость к своим близким в семье и к окружающим людям в повседневной жизни;

·        творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.

Процесс духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников охватывает учебную, внеклассную и внешкольную, общественно полезную деятельность. Большие возможности в целостном формировании личности заложены в процессе обучения.

Формирование основ нравственности происходит в школе на всех уроках.

И в этом отношении нет главных и неглавных предметов.

     Вот как на уроках математики ( система учебников «Начальная школа XXI века») возможно осуществлять духовно-нравственнное воспитание первоклассников.

В целях воспитания нравственных качеств можно использовать краткие беседы для разбора и уточнения содержания предназначенной для решения задачи; самостоятельное составление учащимися задач по определенной теме.

Примеры задач воспитательной направленности из учебников

·        Рудницкая В.Н.Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / В.Н.Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А.Рыдзе. – 4-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.

·        Рудницкая В.Н.Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.2 / В.Н.Рудницкая. – 4-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Ч.1, с.96 №1,№2. Задачи про воробьев, синиц, снегирей.

- Какую помощь вы можете оказать птицам зимой?

Ч.2,с.33 №11. Задача о том, что около дома посадили   рябины и черемуху.

- Зачем нужно сажать деревья?

- Как можно сохранить?

Ч.2, с.48 № 8 . Задача о том, дочка помогает маме мыть тарелки.

- Кто из вас помогает соей маме?

- Какую помощь вы ей оказываете?

- Кому еще в семье вы помогаете?

Ч.2, с.72 № 20. Задача про то, как Юра уступил свое место на лавочке дедушке.

- Какие качества проявил Юра?

- Почему необходимо уважать старших?

Ч.2, с.87 № 20.Задача о том, как Миша убрал свои игрушки в шкаф.

- Где у вас дома хранятся игрушки?

- Как вы следите за своими игрушками?

Текстовые задачи и иллюстрации для составления задач позволяют   познакомить учащихся

·        с различными профессиями: шофер, дрессировщик, повар, пекарь, почтальон, портниха;

·        со спортивным инвентарем: кегли, мячи, скакалка, обруч.

·        с различными видами спорта: футбол, волейбол, лыжи, шахматы, гимнастика.

Задачи на спортивную тематику помогают ввести   понятия: командный дух, один за всех и все за одного.

Учебный материал первой и второй части учебника, позволяет обратиться к этике поведения в общественных местах.

Ч.1 с.8 № 1. Понятия: слева, справа. Используя иллюстрацию с различным   транспортом на дороге, можно вспомнить правила поведения в общественном транспорте, правила перехода проезжей части;

Ч.1, с.91 № 4.Учащимся предлагается составить задачу по рисунку, на котором нарисованы телефоны. Можно обсудить правила общения по телефону, правила пользованием сотовым телефоном.

Ч.1, с.107 №4. Задача с иллюстрацией: «В домике живут три гнома. К ним пришли гости. Сколько гномов на празднике?» Здесь уместно вспомнить правила поведения в гостях.

        Ч.2, с.15 № 11.Комбинаторная задача на составление   обеда в кафе. Текст задачи позволяет вспомнить правила поведения в кафе, в столовой.

На страницах учебника «Математика» много иллюстраций, на которых изображены фрукты, овощи, продукты питания. С целью пропаганды здорового образа жизни, здорового питания можно задать вопросы:

- Чем полезен этот фрукт?

- Почему не рекомендуют много есть конфет, булочек?

Важно отметить, что в духовно- нравственном воспитании личности важны не только содержание, но и методы ( этическая беседа, пример, соревнование, поощрение), разнообразные формы работы ( парные, групповые). Воспитывает личность учителя, атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношения педагога и детей, толерантное отношение детей друг к другу.

Таким образом, ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому важно не упустить реализацию возможностей математики   в развитии личности ребенка.

Литература:

1.     Белоусова Т.Л., Бостанджиева Н.И., Казачёнок Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват.учрежддений. В 2ч.Ч.1/ Т.Л. Белоусова, Н.И.Бостанджиева, Н.В.Казачёнок и др./; под ред. А.Я.Данилюка. – М.: Просвещение, 2011.

2.     Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е издание.- М.: Просвещение, 2011.

3.     Рудницкая В.Н.Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / В.Н.Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А.Рыдзе. – 4-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.

4.     Рудницкая В.Н.Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.2 / В.Н.Рудницкая. – 4-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Задать вопрос