В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Журнал Информ-образование

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой Родины

Авторы : Круглова О. А., Смирнова Т. В.

Журнал : 2019 Выпуск 1

Дата публикации :  28 Мая 2019

Круглова О. А., Смирнова Т. В. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой Родины // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 179-183.

В данной статье предлагается опыт работы по патриотическому воспитанию детей, что является одним из приоритетных направлений ФГОС. Патриотизм у детей дошкольного возраста воспитывается прежде всего с семьи, дома, малой Родины. Данный опыт будет полезен педагогам дошкольных учреждений.

Kлючевые слова: Родина, патриотизм, Отечество.

The INCLUSION OF PRESCHOOL CHILDREN INTO THE ORIGINS AND TRADITIONS OF THE SMALL MOTHERLAND

Olga A. Kruglova and Tatiana V. Smirnova

This article proposes the experience of patriotic education of children which is one of the priorities of the FSES. Patriotism among the preschool children is raised mostly in families, at home, and in their small motherland. This experience will be useful to teachers of preschool institutions.

Keywords: Motherland, patriotism, Homeland.

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образу: мама и отец, отчий дом, родной город, страна.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена любви к своей малой Родине, ее природе, родному дому, семье, истории и культуре своего города, страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, города, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, его надо таким воспитать. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

В системе дошкольного образования проблема нравственно-патриотического воспитания обозначена как никогда остро. Концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт, определили основные принципы этого направления – «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»

Сущность и содержание патриотического воспитания определяется и в Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2015 г.

В связи с этим огромное значение имеет помощь ребенку в формировании первичных представлений о малой Родине. Дошкольный возраст – это период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развивается представление детей о человеке, обществе, культуре. В детском саду ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социо-культурной среды: местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.

Поэтому актуальность данной работы заключается прежде всего в создании условий, образовательной среды, направленной на возможность детей почувствовать сопричастность, любовь к природным и культурным ценностям родного края. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Наш современник академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.

Проблема патриотического воспитания в условиях модернизации системы дошкольного образования направила нас на поиск современных подходов в решении данного вопроса. Ведь чтобы понятие «Родина» не стало абстрактным для детей, необходимо тщательно продумать процесс их ознакомления с историческим, культурным прошлым и настоящим своей страны, родного города.

Малой родиной для наших детей является город Волгоград, Красноармейский район, микрорайон, где расположен детский сад, улица, на которой они живут. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, опытно-экспериментальную деятельность, общение, труд.

Так как развитие представления дошкольников о своей малой родине, воспитания интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей, то с целью выявления заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своей малой Родине было проведено анкетирование родителей. Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве и определить круг проблем.

Были проведены консультации («Ознакомление старших дошкольников с родным краем», «Что говорить ребенку о войне», «Что читать детям о родном крае»).

Разработаны маршруты выходного дня: «По местам боевой славы», му- зей-заповедник «Старая Сарепта», «Достопримечательности Красноармейского района».

Проведены совместные экскурсии: музей-заповедник «Старая Сарепта», «Дендрарий», «Чапурниковская балка», «Мамаев курган».

Целью нашей педагогической работы стало создание оптимальных условий для формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников. Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма способствует более углубленному изучению истории родного края, местных достопримечательностей.

Задачи:

– создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культуре родного края;

– способствовать умению детей использовать различные источники краеведческой информации;

– формировать у детей умения вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их;

– развивать навыки познавательной деятельности;

– выражать свои впечатления, чувства посредством нетрадиционной художественной техники – пластилинографии;

– воспитывать чувства патриотизма и уважения к своему народу, к его обычаям, традициям, языку.

Исходя из поставленных задач, был разработан план по темам:

1. «Я люблю свой детский сад».

2. «Район, где я живу».

3. «История города, его символы».

4. «Культура и традиции родного края».

5. «Кто прославил мой город».

6. «Мир природы».

Для работы по данным темам была создана предметно-развивающая среда:

– альбомы («Мой Волгоград», «Достопримечательности города», «Растительный мир», «Животный мир», «Природные памятники края», «Архитектура города», «Они прославили наш город», «Символика»);

наборы открыток («Мамаев курган», «Волгоград», музей-панорама «Сталинградская битва»);

дидактические игры («Прошлое и настоящее Волгограда», «Узнай костюм», «Собери картинку», «Назови достопримечательность своего района», «Герб го- рода»);

– настольные игры («Мой Волгоград», серия игр «Люби и знай свой край», «Собери свой город», «Народные промыслы»);

картотека народных и авторских игр культурно-исторического содержания («Плетень», «Горелки с платочком», «Бояре», «Просо», «Штандер-мандер» и др.);

видеотека («Город на канале», фотоэкскурсия «Старая Сарепта», «Городские постройки Волгограда»);

– сюжетно-ролевые игры («Дом», «Семья», «Путешествие по Волгограду»);

подборка литературных произведений о Волгограде и произведения волгоградских авторов.

Тщательно продуманная среда развития побуждает детей к активности, исследованию, проявлению инициативы и творчества. Оснащенность техническими средствами дает возможность просматривать слайды, видеофильмы, слушать стихи и песни.

Учитывались и основные принципы построения развивающей среды:

принцип насыщенности. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы;

принцип трансформируемости. Вся предметно-пространственная среда может меняться в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей;

принцип регионализации. Учитывает региональные особенности (этнографические, историко-культурные, экологические) в организации образовательного процесса;

– принцип интеграции. Образовательный процесс интегрируется в культурно-образовательном пространстве: семья, детский сад, музеи, библиотеки и т. д.

принцип вариативности. Все материалы, оборудование и пособия краеведческой направленности меняются зависимости от лексических тем, тематического планирования;

принцип доступности;

– принцип безопасности.

В работе с детьми по данным темам используются следующие методы и приемы воспитания патриотических чувств у старших дошкольников: художественное слово (устное народное творчество), музыка, беседы, целевые прогулки, экскурсии, народные праздники, игры.

Реализация поставленных задач проходила через все виды детской деятельности:

1. Непосредственная образовательная деятельность («Ворота пяти морей», «Чудеса истории», «Костюмы народов Поволжья», «Русская изба», «Народные промыслы края»).

2. Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, настольно-печатные, дидактические игры);

3. Двигательная деятельность (народные игры);

4. Продуктивная деятельность:

– конструирование («Первый шлюз», «Моя улица»);

– изготовление альбома «Улица, на которой я живу»;

– рисование («Мой город», «Мое любимое место отдыха», «Растения в Красной книге Волгоградской области»);

– лепка («Герб Волгограда», «Мамаев курган», «Волго-Донской канал»).

В результате проделанной работы дети показали хорошие результаты по освоению данной темы:

– познакомились с историей, культурой, традициями своей малой Родины;

– расширили знания о традициях своей семьи (других народов);

– знают и рассказывают об основных достопримечательностях района (го-рода);

– научились отражать полученные впечатления в речевой, игровой и художественно-продуктивной деятельности;

– проявляют активность и любознательность, выражая свое отношение к происходящим событиям города.

Дети являются постоянными участниками районных, городских, всероссийских творческих конкурсов, викторин: «Мой любимый район», «Мой любимый детский сад», «Мы – россияне», «Мы живем на земле Волгоградской», «Моя малая родина», «В краю родном, в краю чудесном», «Мой край – навек любимый».

Были проведены праздники, досуговые мероприятия: «Их помнит Россия, их помнит родной Волгоград», музыкально-литературная композиция «Сталинградская битва», «Вот моя улица, вот мой дом».

С большим удовольствием родители участвовали в совместных праздниках: «Осенины», «Масленица», викторина «Город на канале», «Мы – волгоградцы!». На базе детского сада была проведена родительская гостиная «Память поколений», где родители и дети рассказывали о своих дедах и прадедах, защищавших наш город. Сам процесс совместного поиска информации, оформления и представления своего труда вызвал массу положительных эмоций у детей и родителей. Такое сотрудничество способствовало формированию мотивации к познанию, творчеству, создавало в семье особо теплую атмосферу.

Опытом работы по данной теме мы делились не только с педагогами детского сада, но и с коллегами других образовательных учреждений. Участвовали в методических объединениях по темам: «Система работы по нравственно-патриотичес-кому воспитанию дошкольников с ОВЗ», «Концептуальные основы патриотического воспитания дошкольников в контексте реализации этнокультурного казачьего компонента».

Опубликовали свои статьи, консультации, методические разработки мероприятий, конспектов в электронных СМИ:

– www.maam.ru;

– www.nsportal.ru;

– www.ped-kopilka.ru.

Принимали участие в районных, всероссийских конкурсах: «Край родной», «Народы России: культура и традиции», «Казачий круг», «Методическая разработка – 2014».

Любовь к Родине – одно из самых мощных, возвышающих чувств. Она в полной мере проявляется сегодня в нашем обществе, когда Россия переживает мощную волну патриотизма. Победа на Олимпийских играх в Сочи, присоединение Крыма, поддержка народа братской Украины – все эти события навсегда останутся важнейшими вехами в отечественной истории, вехами подъема общероссийского патриотизма и национальной гордости, вехами возрождения Великой России!

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

Э. А. Асадов

Литература

Воспитание маленького волжанина: Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет / под ред. Е. С. Евдокимовой. – М.: Планета, 2012. – С. 154.

Евдокимова Е. С., Езубова Ю. В., Додокина Н. В., Сластенова И. В. Игры детей Поволжья: традиции и современность. – Волгоград – Саратов: ЦОП, 2004. – С. 11–30.

Лосева Л. В., Корепанова М. В., Яценко А. М. Моя Родина: программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – Волгоград, 2002. – С. 10–65.

Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2004. – С. 3–14.

Задать вопрос