РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по формированию элементарных математических представлений
в подготовительной группе
на 2016-2017 учебный год
Составители программы:
воспитатели
Киреева Елена Викторовна,
Савоськина Светлана Ивановна
2015 г.
2
Рабочая программа базового вида деятельности «Формирование элементарных математических представлений» в рамках образовательной области «Познавательное развитие» составлена на основании нормативно-правовых документов:
-
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.)
-
Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 3-е изд., испр. и доп, - 2015/
-
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
3
Содержание
-
Пояснительная записка ………………………………………………….4
-
Содержание и структура по формированию элементарных математических представлений………………………………………….9
-
Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений………………………..15
-
Информационное обеспечение …………………………………………30
-
Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом
деятельности (диагностика педагогического процесса)………………31
-
Приложения………………………………………………………………34
4
-
Пояснительная записка
Основной задачей коррекционно-педагогической работы, определённой основной образовательной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», является создание условий для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
В соответствии с основной задачей коррекционно-педагогической работы рабочая программа по формированию элементарных математических представлений адаптирована для обучения детей 6-7 лет (подготовительная группа) с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (ст.2 п.28, ст.79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Основной целью формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) являются первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.
При организации образовательной деятельности по ФЭМП используются принцип наглядности, от простого к сложному, количественные представления обогащаются в процессе различных видов деятельности.
При планировании работы необходимо учитывать реальные возможности дошкольников.
5
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник не только может различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.).
Формы работы:
· непосредственная образовательная деятельность,
· игры,
· совместная и самостоятельная деятельность.
Методические приемы:
-информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы.
-игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, подвижные и дидактические и игры малой подвижности и др.;
-наглядный: иллюстрации, показ и др.;
-практический: выполнение практических действий детьми.
Цель программы: формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
6
Задачи программы:
- Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в поиске ребенком вариативных способов сравнения, упорядочения, классификации объектов окружения
- Содействовать в самостоятельном обнаружении детьми связей и зависимостей между объектами, в том числе и скрытых от непосредственного восприятия(по свойствам и отношениям: часть и целое, соответствие и подобие, порядок расположения и следования)
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиска результата своеобразными, оригинальными действиями
- побуждать детей обосновывать и доказывать рациональность выбранного способа действия ( изменить, проверить путём аналогичного объекта, используя при этом соответствующую терминологию: увеличить, уменьшить, разделить на части, расположение на листе..)
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений; применении знаний на практике.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.
Показателями результативности реализации программы является:
- Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов).
7
- Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям.
- Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
- Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
- Соотносит цифру (0-9) и количество предметов.
- Составляет и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, -=).
- Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
- Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
- Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
- Различает, называет: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводит их сравнение.
- Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов; пользуется знаковыми обозначениями.
- Умеет определять временные отношения (день, неделя, месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
- Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
8
- Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Распределение количества занятий по ФЭМП является примерным. Учитывая особенности контингента воспитанников группы, уровень подготовки детей и другие условия воспитатель может по-иному распределить программное время для обеспечения качественного усвоения материала.
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут.
Рекомендуемое количество занятий на формирование элементарных математических представлений в младшей группе по учебному плану 2 занятие в неделю продолжительностью 30 мин.
В учебном графике – 30 учебных недель, всего – 60 занятий общей продолжительностью 30 часов.
9
-
Содержание и структура по формированию элементарных математических представлений
Количество и счет.
Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составление пар предметов или соединения предметов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
Знакомить с числа второго десятка.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Знакомить с составом чисел в пределах 10.
Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10).
Познакомить с монетами достоинством 1,5,10 копеек, 1,2,5,10 рублей (различение, набор и размен монет).
10
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большому прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (_) и знаком отношения равно (=).
Величина.
Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части их четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее – легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма.
Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
11
Учить распознавать фигуры независимо от пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких квадратов – один большой прямоугольник; из частей круга – круг, из четырех отрезков – четырехугольник, из двух коротких отрезков – один длинный и т.д. конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве.
Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени.
Учить распределять время по часам с точностью до 1 часа.
12
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
13
-
Таблица тематического планирования занятий по формированию элементарных математических представлений
№ п/п |
Период |
Лексические темы периода |
Количество занятий |
1 |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
Количество занятий за I период |
18 |
«Наша Родина, семья, детский сад» |
2 |
||
«Осень. Овощи» |
2 |
||
«Осень. Фрукты» |
2 |
||
«Осень. Лес. Деревья» |
2 |
||
«Хлеб» |
2 |
||
«Перелетные птицы» |
2 |
||
«Домашние животные» |
2 |
||
«Дикие животные»
|
2 |
||
«Мебель» |
2 |
||
2 |
II период (декабрь, январь, февраль)
|
Количество занятий за II период |
20 |
«Зима. Признаки зимы» |
2 |
||
«Зимние забавы» |
2 |
||
«Хвойные деревья. Новый год» |
2 |
||
«Новый год» |
2 |
||
«Зимующие птицы» |
2 |
||
«Домашние животные и птицы» |
2 |
||
«Дикие животные зимой» |
2 |
||
«Дикие животные холодных стран» |
2 |
14
№ п/п |
Период |
Лексические темы периода |
Количество занятий |
|
|
«Я в мире человек» |
2 |
«Профессии. День защитника Отечества» |
2 |
||
3 |
III период (март, апрель, май)
|
Количество занятий за III период |
22 |
«Мамин праздник. Женские профессии» |
2 |
||
«8 Марта» |
2 |
||
«Весна. Приметы весны» |
2 |
||
«Дикие животные весной» |
2 |
||
«Перелётные птицы» |
2 |
||
«Посуда» |
2 |
||
«Наша планета, страна, город, мой дом» |
2 |
||
«Весенние цветы» |
2 |
||
«Дом и его части» |
2 |
||
«Мы читаем А.Л. Барто и К.И. Чуковского» |
2 |
||
«Мы читаем С.Я.Маршака и С.В. Михалкова» |
2 |
||
4 |
Всего занятий за учебный год |
60 |
15
-
Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
|
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
||||
1 |
«Наша Родина, семья, детский сад» Продолжать формировать навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Упражнять в делении множества на части и объединении его частей. Совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью. |
1 |
|
|
2 |
«Наша Родина, семья, детский сад» Закреплять
представления о взаимном расположении
предметов в пространстве (в ряду): слева,
справа, до, после, между, перед, за,
рядом. |
1 |
|
|
3 |
«Осень. Овощи» Упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу. Совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью. Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5. |
1 |
|
16
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
|
4 |
«Осень. Овощи» Развивать
умение делить круг и квадрат на 2 и 4
равные части, сравнивать и называть
их. |
1 |
|
|
|
«Осень. Фрукты» Продолжать учить пользоваться знаками +, -; закреплять умение сравнивать величину предметов, записывать результаты сравнения, правильно пользоваться словами большой, поменьше, еще поменьше…, самый маленький. |
1 |
|
|
|
«Осень. Фрукты» Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определяя словом положение геометрических фигур (в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т.д.) |
1 |
|
17
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
5 |
«Осень. Лес. Деревья» Закрепить умение считать по образцу и названному числу; закрепить умение преобразовывать неравенство и равенство, понимать отношения между числами. |
1 |
|
6 |
«Осень. Лес. Деревья» Закрепить умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; закрепить умение видеть в предмете геометрические фигуры; закрепить знания частей суток. |
1 |
|
|
«Хлеб» Закрепить умение понимать отношения между числами записывать эти отношения с помощью знаков <, > закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. |
|
|
7 |
1 |
|
|
8 |
«Хлеб» Закреплять знания о составе числа шесть из двух меньших чисел; продолжать решать логические задачи на установление закономерностей; закреплять знания о геометрических фигурах: треугольник, трапеция. |
1 |
|
18
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
9 |
«Перелетные птицы» Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой; учить составлять вопросы к сюжетной картинке, правильно отвечать на них, записывать цифрами результат счета. |
1 |
|
10 |
«Перелетные птицы» Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой; познакомить с часами, их разнообразием и назначением. |
1 |
|
11 |
«Домашние животные» Продолжать учить понимать отношения между числами; закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.. |
1 |
|
12 |
«Домашние животные» Закрепить знания о днях недели; закрепить умение определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу. |
1 |
|
19
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
13 |
«Дикие животные» Продолжать количественный и порядковый счет в пределах 1, правильно отвечать на вопросы сколько, какой по счету; продолжать воспроизводить количество предметов по названному числу. |
1 |
|
14 |
Закрепить умение понимать отношения между числами, знать, как из неравенства сделать равенство; продолжать знакомить с составом числа из двух меньших. |
1 |
|
15 |
«Осень (обобщение)» Продолжать учить решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков; |
1 |
|
16 |
«Осень (обобщение)» Учить измерять линейкой, записывать результаты измерения; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. |
1 |
|
II период (декабрь, январь, февраль) |
|||
17 |
«Мебель» Закрепить знания о числах и цифрах от 1 до 10; закрепить умение устанавливать соответствие между числом и цифрой; познакомить с образованием числа 11; познакомить с новой счетной единицей – десятком. |
1 |
|
20
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
18 |
«Мебель» Познакомить с условным обозначением десятка – квадрат, единицы – круг. Продолжать учить решать логическую задачу; знакомить с часами: циферблат, стрелки, определять время с точностью до получаса. |
1 |
|
19 |
«Зима. Признаки зимы» Продолжать учить понимать независимость числа от величины предметов; закреплять умение понимать отношения между числами. |
1 |
|
20 |
«Зима. Признаки зимы» Закреплять умение пользоваться знаками <, >, составлять число семь из двух меньших. |
1 |
|
21 |
«Хвойные деревья. Новый год» закрепить знания о геометрических фигурах – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; закрепить умение дорисовывать круги до знакомых предметов. |
1 |
|
22 |
«Хвойные деревья. Новый год» Познакомить с образованием числа 12 и новой счетной единицей – десяток; продолжать учить определять время на часах. |
1 |
|
21
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
23 |
«Новый год» Учить понимать отношения между числами 11 и 12; учить как из неравенства сделать равенство; продолжать учит составлять и решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр и знаков; |
1 |
|
24 |
«Новый год» Учить измерять и рисовать отрезки заданной длины; закреплять умение составлять число 8 из двух меньших чисел, записывать соответствующими цифрами. |
1 |
|
25 |
«Зимние забавы» Познакомить с образованием числа 13 и с новой счетной единицей – десяток; продолжать решать примеры, читать запись; продолжать учить символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. |
1 |
|
26 |
«Зимние забавы» Продолжать знакомить с образованием числа 13 и с новой счетной единицей – десяток; продолжать решать примеры, читать запись; продолжать учить символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. |
1 |
|
22
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
27 |
«Зимующие птицы» Закреплять умение правильно пользоваться знаками +, -; закреплять умение различать понятия выше, глубже; познакомить с элементами геометрической фигуры треугольник (вершины, стороны, углы). |
1 |
|
28 |
«Зимующие птицы» Продолжать учить правильно пользоваться знаками +, -; закреплять умение различать понятия выше, глубже; познакомить с элементами геометрической фигуры треугольник (вершины, стороны, углы). |
1 |
|
29 |
«Домашние животные и птицы» Познакомить с образование числа 14 и с новой счетной единицей – десяток; объяснить, что в 2 неделях 14 дней; способствовать развитию зрительного внимания. |
1 |
|
30 |
«Домашние животные и птицы» Продолжать знакомить с образование числа 14 и с новой счетной единицей – десяток; объяснить, что в 2 неделях 14 дней; способствовать развитию зрительного внимания. |
1 |
|
31 |
«Дикие животные зимой» Продолжать учить считать по образцу и названному числу; учить составлять число 9 из двух меньших; закреплять умение дорисовывать прямоугольники до знакомых предметов. |
1 |
|
23
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
32 |
«Дикие животные зимой» Продолжать учить считать по образцу и названному числу; учить составлять число 9 из двух меньших; закреплять умение дорисовывать прямоугольники до знакомых предметов. |
1 |
|
33 |
«Дикие животные холодных стран» Познакомить с образованием числа 15 и с новой счетной единицей – десяток; продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; |
1 |
|
34 |
«Дикие животные холодных стран» Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку; учить рисовать символическое изображение животного, называть геометрические фигуры, из которых состоит животное. |
1 |
|
35 |
«Транспорт» Познакомить с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком; продолжать учить измерять линейкой, записывать результаты измерения, сравнивать предметы по результатам измерения; учить определять время по часам. |
1 |
|
24
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
36 |
«Транспорт» Продолжать знакомить с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком; продолжать учить измерять линейкой, записывать результаты измерения, сравнивать предметы по результатам измерения; учить определять время по часам. |
1 |
|
37 |
«Профессии. День защитника Отечества» Продолжать учить отгадывать математическую загадку; записывать решение загадки; учить определять какой математический знак надо написать на примере +, -. |
1 |
|
38 |
Профессии. День защитника Отечества» Продолжать учить составлять число 9 из двух меньших чисел, записывать результаты составления; учить дорисовывать треугольники до знакомых предметов. |
1 |
|
39 |
«Мамин праздник. Женские профессии» Познакомить с образованием числа 17 и новой счетной единицей – десятком; продолжать учить считать по названному образцу. |
1 |
|
25
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
40 |
«Мамин праздник. Женские профессии» Закрепить умение понимать отношения между числами, знать, как из неравенства сделать равенство; знакомить с часами (стрелки, циферблат). |
1 |
25.02.2016 |
III период (март, апрель, май) |
|||
41 |
«8 Марта» Продолжать знакомить с образованием числа 17; учить анализировать узор и продолжать его по образцу. |
1 |
01.03.2016 |
42 |
«8 Марта» Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги; закреплять умение рисовать символическое изображение животного в тетради в клетку. |
1 |
03.03.2016 |
43 |
«Весна. Приметы весны» Познакомить с образованием числа 18; закрепить умение составлять число 8 из двух меньших; закрепить умение воспроизводить количество предметов по названному числу. |
1 |
10.03.2016 |
26
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
44 |
«Весна. Приметы весны» Закрепить умение понимать отношения между числами в числовом ряду; продолжать учить правильно пользоваться знаками; закрепить знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы. |
1 |
|
45 |
«Дикие животные весной» Закреплять знания об образовании числа 18; закрепить знания о последовательности времен года; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. |
1 |
|
46 |
«Дикие животные весной» Продолжать закреплять знания об образовании числа 18; закрепить знания о последовательности времен года; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. |
1 |
|
47 |
«Перелётные птицы» Познакомить с образованием числа 19 и новой счетной единицей - десяток; закреплять умение составлять число 10 из двух меньших чисел. |
1 |
|
48 |
«Перелётные птицы» закреплять умение сравнивать предметы по величине, используя результаты сравнения (большой, поменьше, короткая, покороче и т.д.) |
1 |
|
27
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
49 |
«Посуда» Продолжать знакомить с образованием числа 19; учить дорисовывать квадраты до знакомых предметов; продолжать учить измерять линейкой, записывать результаты измерения; учить рисовать символическое изображение чашки в тетради в клетку. |
1 |
|
50 |
«Посуда» Продолжать знакомить с образованием числа 19; учить дорисовывать квадраты до знакомых предметов; продолжать учить измерять линейкой, записывать результаты измерения; учить рисовать символическое изображение тарелки в тетради в клетку. |
1 |
|
51 |
«Наша Родина – Россия. Наш город» Познакомить с образованием числа 20 и с новой счетной единицей – десятком; продолжать учить составлять и решать арифметическую задачу; продолжать учить решать логические задачи на анализ и синтез, устанавливать связи и отношения. |
1 |
|
28
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
52 |
«Наша Родина – Россия. Наш город» Продолжать знакомить с образованием числа 20 и с новой счетной единицей – десятком; продолжать учить составлять и решать арифметическую задачу; продолжать учить решать логические задачи на анализ и синтез, устанавливать связи и отношения. |
1 |
|
53 |
«Весенние цветы» Продолжать решать арифметическую задачу; продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка; продолжать учить измерять линейкой; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги; продолжать учить рисовать в тетради в клетку узоры. |
1 |
|
54 |
«Весенние цветы» Продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка; продолжать учить измерять линейкой; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги; продолжать учить рисовать в тетради в клетку узоры. |
1 |
|
55 |
«Дом и его части» Закреплять умение правильно пользоваться математическими знаками +, -; продолжать учить измерять с помощью линейки, записывать результаты. |
1 |
|
29
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
56 |
«Дом и его части» закреплять умение определять время на часах с точностью до получаса; закреплять умение понимать соответствие между количеством предметов и цифрой. |
1 |
|
57 |
«Мы читаем А.Л. Барто и К.И. Чуковского» Закрепить умение соотносить количество предметов с числом; закрепить знания о последовательности дней недели. |
1 |
|
58 |
«Мы читаем А.Л. Барто и К.И. Чуковского» Продолжать учить рисовать в тетради в клетку; закреплять знания геометрических фигурах: квадрат, треугольник, прямоугольник. |
1 |
|
59 |
«Мы читаем С.Я.Маршака и С.В. Михалкова» Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. |
1 |
|
60 |
«Мы читаем С.Я.Маршака и С.В. Михалкова» Закреплять умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе, другому человеку; закреплять умение решать логическую задачу на анализ и синтез понимать отношения между числами. |
1 |
|
30
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
61 |
«Скоро в школу» Учить решать задачи – шутки с математическим содержанием; закрепить знания о весенних месяцах; продолжать учить отгадывать математические загадки. |
1 |
|
62 |
«Скоро в школу» Продолжать учить решать задачи – шутки с математическим содержанием; закрепить знания о весенних месяцах; продолжать учить отгадывать математические загадки. |
1 |
|
Всего занятий данного вида деятельности по периодам |
62 |
||
Общая продолжительность занятий данного вида деятельности за учебный год (в часах) |
32,03 |
31
-
.Информационное обеспечение
-
Список литературы
-
Помораева, И.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа / И.А. Помораева, В.А. Позина – М.: Мозаика – Синтез, 2014.-176с.
-
Дополнительная литература
-
Колесникова, Е. В. Математика для детей 6-7 лет:
Методическое пособие к рабочей тетради (изд.2-е, доп. и
перераб.) / Е.В.Колесникова – М.: ТЦ Сфера,2008. – 88с.
-
Интернет-ресурсы
-
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
-
Сайт для воспитателей детских садов Дошколенок.ру
-
Учебно-методический кабинет ped-kopilka.ru
-
Вспомогательный материал
Наглядно – образный материал
- Наглядно - дидактический материал;
- Игровые атрибуты;
Дидактические игры:
- На целенаправленное развитие восприятия цвета;
- На восприятие формы;
- На восприятие параметров величины;
- На количество предметов;
- На ориентировку в пространстве;
- На развитие логического мышления;
- На классификацию предметов по заданному признаку.
Техническое оборудование: Магнитофон, DVD проигрыватель, диски, телевизор, мультимедиа проектор, ноутбук.
32
-
Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом
деятельности (диагностика педагогического процесса)
Знания, умения и навыки воспитанников к концу учебного года
Воспитанники должны ЗНАТЬ:
-
Иметь общие представления о множестве. Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.
-
Знать количественный и порядковый счета в пределах 10.
-
Знать с числа второго десятка.
-
Иметь представления об отношениях между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1).
-
Познакомить с монетами достоинством 1,5,10 копеек, 1,2,5,10 рублей (различение, набор и размен монет).
-
Иметь представления о весе предметов и способах его измерения.
-
Иметь представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
-
Иметь представления об известных геометрических фигурах, их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах.
-
Иметь представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке, прямой.
-
Иметь представление о плане, схеме, маршруте, карте.
-
Иметь элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
33
Воспитанники должны УМЕТЬ:
-
Уметь формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
-
Уметь устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составление пар предметов или соединения предметов стрелками.
-
Уметь считать в пределах 20 без операций над числами.
-
Уметь называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
-
Уметь увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
-
Уметь раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10).
-
Уметь на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большому прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (_) и знаком отношения равно (=).
-
Уметь считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
-
Уметь делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.).
-
Иметь первоначальные измерительные умения. Уметь измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
-
Уметь измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
34
-
Сравнивать вес предметов (тяжелее – легче) путем взвешивания их на ладонях.
-
Уметь распознавать фигуры независимо от пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
-
Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких квадратов – один большой прямоугольник; из частей круга – круг, из четырех отрезков – четырехугольник, из двух коротких отрезков – один длинный и т.д. конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств.
-
Уметь ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
-
Уметь распределять время по часам с точностью до 1 часа.
-
Уметь пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- «"Территория театра" как интерактивная творческая лаборатория по овладению разнообразными театральными играми и упражнениями»
- Вебинар «Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности современного педагога ОО. Использование интерактивных методов обучения»
- Вебинар «Профилактика аддиктивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, реализующих АООП»