В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Рабочая программа по познавательно- исследовательской деятельностипознав. исслед.

Войдите для скачивания файлов










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по познавательно –исследовательской деятельности

в подготовительной группе

на 2015-2016 учебный год









Составители программы:

воспитатели

Киреева Елена Викторовна,

Савоськина Светлана Ивановна









2015 г.

2

Рабочая программа базового вида деятельности «Ознакомление с окружающим миром» в рамках образовательной области «Познавательное развитие» составлена на основании нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.)

  3. Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 3-е изд., испр. и доп, - 2015/

  4. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

  5. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования ГКС(К)ОУ «Кировская школа-интернат I вида» на 2015-2016 уч. г. (приказ от 28.08.2015 г. № )























3

Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………4

  2. Содержание и структура по познавательно-исследовательской деятельности………………………………………….……………………9

  3. Календарно-тематическое планирование по познавательно- исследовательской деятельности………………………………………..12

  4. Информационное обеспечение…..………………………………………19

  5. Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом

деятельности (диагностика педагогического процесса)……………….20

  1. Приложения……………………………………………………………….21



































4

  1. Пояснительная записка

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, определённой основной образовательной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», является создание условий для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

В соответствии с основной задачей коррекционно-педагогической работы рабочая программа по формированию познавательно-исследовательской деятельности адаптирована для обучения детей 6-7лет (подготовительная группа) с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (ст.2 п.28, ст.79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

Основной целью формирование познавательно-исследовательской деятельности являются первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях).

Познавательно-исследовательская деятельность предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем мире, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.



5

При организации образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности используются доступные материалы, а так же формы поощрения.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)– самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого.

Словесно-логическое мышление детей 6-7 лет формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Формы работы:

·  занятия,

·  экскурсии,

·  проведение опытов,

·  игры,

·  совместная и самостоятельная деятельность.


Методические приемы:

-информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы.

6

-игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;

-наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.;

-практический: выполнение практических действий детьми.

Цель программы - создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи программы:

  • расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

  • знакомить с основными видами и характеристиками движения) (скорость, направление);

  • развивать представления об основных физических явлениях (магнитное) и земное притяжение, отражение и преломление света);

  • формировать у детей элементарные географические представления;

  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.


7

Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.

Показателями результативности реализации программы является:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

- рост уровня любознательности, наблюдательности;

- активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;

- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.


Распределение количества занятий по познавательно-исследовательской деятельности является примерным. Учитывая особенности контингента воспитанников группы, уровень подготовки детей и другие условия воспитатель может по-иному распределить программное время для обеспечения качественного усвоения материала.

Программа рассчитана на 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут.


8

Рекомендуемое количество занятий на формирование познавательно-исследовательской деятельности по учебному плану 1 занятие в неделю продолжительностью 30 мин.

В учебном графике – 30 учебных недель всего – 30 занятие общей продолжительностью 15 часов.









































9

  1. Содержание и структура по познавательно-исследовательской деятельности

Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов исследования объектов с помощью специально созданной системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, осуществлять их оптимальный выбор в соответствии с познавательной задачей.

Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств. Совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.

Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.

Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предполагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность. Учить детей самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.























10



11











12

13



14

























































15

























































16

























































17

























































18



19

  1. Информационное обеспечение

Список литературы

  1. Веракса, Н.Е. Познавательно - исследовательская деятельность. Для занятий с детьми 4-7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.-80с

Дополнительная литература

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников – М.: ТЦ Сфера,2008. – 128с.

  2. Николаева, С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие / Под ред. С.Н. Николаевой. –М.: Педагогическое общество России, 2007.-96с.

Интернет-ресурсы

  1. УчМет - Учебно-Методический портал UchMet.ru

  2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

  3. . Сайт для воспитателей детских садов Дошколенок.ру

  4. Учебно-методический кабинет ped-kopilka.ru

Вспомогательный материал

Наглядно – образный материал 

  • Наглядно-дидактический материал:

«Наглядно-дидактическое пособие С. Вохринцева «Осень», «День «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Посуда», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Зима», «В деревне», «Весна», «Зимующие и перелетные птицы», «Транспорт», «Мебель», «Цветы», «Насекомые», «Обувь и одежда», «День защитника Отечества», «Дикие животные», «Животные севера», «Животные жарких стран»,

  • Дидактические игры: «Один – много», «Четвертый лишний», «Чего нет?», «Волшебный мешочек», «Узнай по голосу», «Закончи слово»,

«Угадай слово», «Подбери пару», «Найди о чем расскажу»,  «Овощи и фрукты» , «Какой, какое?» и т.д.

  • Оборудование для эксперементирования.


Техническое оборудование: Магнитофон, DVD проигрыватель, диски, телевизор, мультимедиа проектор, ноутбук.



20

  1. Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом

деятельности (диагностика педагогического процесса)



Знания, умения и навыки воспитанников к концу учебного года

Воспитанники должны ЗНАТЬ:

  • Иметь представления об обобщенных способах исследования объектов с помощью специально созданной системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.



Воспитанники должны УМЕТЬ:

  • Уметь создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств.

  • Уметь совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.

  • Уметь определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.

  • Уметь самостоятельно действовать в соответствии с предполагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность.

  • Уметь самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru