В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Рабочая программа по познавательно- исследовательской деятельности










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по познавательно –исследовательской деятельности

в подготовительной группе

на 2015-2016 учебный год









Составители программы:

воспитатели

Киреева Елена Викторовна,

Савоськина Светлана Ивановна









2015 г.

2

Рабочая программа базового вида деятельности «Ознакомление с окружающим миром» в рамках образовательной области «Познавательное развитие» составлена на основании нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.)

  3. Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 3-е изд., испр. и доп, - 2015/

  4. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

  5. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования ГКС(К)ОУ «Кировская школа-интернат I вида» на 2015-2016 уч. г. (приказ от 28.08.2015 г. № )























3

Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………4

  2. Содержание и структура по познавательно-исследовательской деятельности………………………………………….……………………9

  3. Календарно-тематическое планирование по познавательно- исследовательской деятельности………………………………………..12

  4. Информационное обеспечение…..………………………………………19

  5. Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом

деятельности (диагностика педагогического процесса)……………….20

  1. Приложения……………………………………………………………….21



































4

  1. Пояснительная записка

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, определённой основной образовательной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», является создание условий для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

В соответствии с основной задачей коррекционно-педагогической работы рабочая программа по формированию познавательно-исследовательской деятельности адаптирована для обучения детей 6-7лет (подготовительная группа) с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (ст.2 п.28, ст.79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

Основной целью формирование познавательно-исследовательской деятельности являются первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях).

Познавательно-исследовательская деятельность предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем мире, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.



5

При организации образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности используются доступные материалы, а так же формы поощрения.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)– самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого.

Словесно-логическое мышление детей 6-7 лет формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Формы работы:

·  занятия,

·  экскурсии,

·  проведение опытов,

·  игры,

·  совместная и самостоятельная деятельность.


Методические приемы:

-информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы.

6

-игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;

-наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.;

-практический: выполнение практических действий детьми.

Цель программы - создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи программы:

  • расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

  • знакомить с основными видами и характеристиками движения) (скорость, направление);

  • развивать представления об основных физических явлениях (магнитное) и земное притяжение, отражение и преломление света);

  • формировать у детей элементарные географические представления;

  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.


7

Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.

Показателями результативности реализации программы является:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

- рост уровня любознательности, наблюдательности;

- активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;

- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.


Распределение количества занятий по познавательно-исследовательской деятельности является примерным. Учитывая особенности контингента воспитанников группы, уровень подготовки детей и другие условия воспитатель может по-иному распределить программное время для обеспечения качественного усвоения материала.

Программа рассчитана на 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут.


8

Рекомендуемое количество занятий на формирование познавательно-исследовательской деятельности по учебному плану 1 занятие в неделю продолжительностью 30 мин.

В учебном графике – 30 учебных недель всего – 30 занятие общей продолжительностью 15 часов.









































9

  1. Содержание и структура по познавательно-исследовательской деятельности

Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов исследования объектов с помощью специально созданной системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, осуществлять их оптимальный выбор в соответствии с познавательной задачей.

Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств. Совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.

Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.

Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предполагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность. Учить детей самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.























10



11











12

13



14

























































15

























































16

























































17

























































18



19

  1. Информационное обеспечение

Список литературы

  1. Веракса, Н.Е. Познавательно - исследовательская деятельность. Для занятий с детьми 4-7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.-80с

Дополнительная литература

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников – М.: ТЦ Сфера,2008. – 128с.

  2. Николаева, С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие / Под ред. С.Н. Николаевой. –М.: Педагогическое общество России, 2007.-96с.

Интернет-ресурсы

  1. УчМет - Учебно-Методический портал UchMet.ru

  2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

  3. . Сайт для воспитателей детских садов Дошколенок.ру

  4. Учебно-методический кабинет ped-kopilka.ru

Вспомогательный материал

Наглядно – образный материал 

  • Наглядно-дидактический материал:

«Наглядно-дидактическое пособие С. Вохринцева «Осень», «День «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Посуда», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Зима», «В деревне», «Весна», «Зимующие и перелетные птицы», «Транспорт», «Мебель», «Цветы», «Насекомые», «Обувь и одежда», «День защитника Отечества», «Дикие животные», «Животные севера», «Животные жарких стран»,

  • Дидактические игры: «Один – много», «Четвертый лишний», «Чего нет?», «Волшебный мешочек», «Узнай по голосу», «Закончи слово»,

«Угадай слово», «Подбери пару», «Найди о чем расскажу»,  «Овощи и фрукты» , «Какой, какое?» и т.д.

  • Оборудование для эксперементирования.


Техническое оборудование: Магнитофон, DVD проигрыватель, диски, телевизор, мультимедиа проектор, ноутбук.



20

  1. Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом

деятельности (диагностика педагогического процесса)



Знания, умения и навыки воспитанников к концу учебного года

Воспитанники должны ЗНАТЬ:

  • Иметь представления об обобщенных способах исследования объектов с помощью специально созданной системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.



Воспитанники должны УМЕТЬ:

  • Уметь создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств.

  • Уметь совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.

  • Уметь определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.

  • Уметь самостоятельно действовать в соответствии с предполагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность.

  • Уметь самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru