-
РАССМОТРЕНО
На заседании МО учителей нач. классов________
Протокол № от
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР ______
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ОО СОШ №1 _______
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению
Составила:
Архипова Мария Васильевна
Учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 кл.
УМК «Перспективная начальная школа»
По учебнику «Литературное чтение» Чуракова, Н. А 4 класс. - В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 201
Малаховская, О, В. Литературное чтение: 4класс: хрестоматия / под.ред. Н. А. Чураковой. -М.: Академкнига /201
Малаховская, О. 3. Литературное чтение, 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, №2. - М.: Академкнига / 201
(4 часав неделю. Планирование составлено на 136 часов.)
№ п.п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания подготовки обучающихся (результат) |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Контрольно оценочная деят-ть |
Материал (стр) уч/п.т |
||||||||||||
план |
факт
|
||||||||||||||||||
Уч. |
п/т |
||||||||||||||||||
Требования к уровню подготовки учащихся
|
|||||||||||||||||||
1четверть |
|||||||||||||||||||
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (17 часов)
|
|||||||||||||||||||
1 |
|
|
Заседание клуба «Как люди в древности представляли себе окружающий мир» |
1 |
Определение жанра литературного произведения. Умение работать с книгой |
Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание». Уметь: определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения |
|
с.6-8 |
с.3-6 |
||||||||||
2 |
|
|
Заседание клуба «Земной и волшебный мир в волшебных сказках» Русская сказка «Гуси-лебеди»; татарская сказка «Гульчечек» |
1 |
Произведения устного народного творчества |
Уметь: определять в сказке волшебный мир, его хозяина; подтверждать логику, свойственную волшебной сказке |
|
с.8-9 |
с.6-14 |
||||||||||
3 |
|
|
Работа с хрестоматией Русская народная сказка «Морозко» |
1 |
Произведения устного народного творчества |
Уметь: определять в сказке волшебный мир, его хозяина; читать по ролям разговор Морозко со стариковой дочкой, а затем со старухиной; сравнивать двух дочерей; доказывать, что старикова дочь обладает чертами героя волшебной сказки; подтверждать логику, свойственную волшебной сказке |
|
Х.с.6-11 |
|
||||||||||
4 |
|
|
Работа с хрестоматией Русская народная сказка «Финист – ясный сокол» (в сокращении) |
1 |
Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: называть волшебных помощников; пользоваться библиотекой; сравнивать изображение героев в литературном и музыкальном произведениях |
|
Х.с.11-22 |
|
||||||||||
5 |
|
|
Работа со школьной библиотекой Русская народная сказка «Финист – ясный сокол» (вся сказка) Слушание муз. пьесы А. Лядова «Баба-яга» |
1 |
Произведения устного народного творчества Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: сравнивать героев сказки; называть черты героя волшебной сказки; подтверждать свое мнение словами из текста; называть черты тотемного животного в избушке бабы-яги; сравнивать описание леса; анализировать отношение волшебного мира к Марьюшке |
Слушание музыки |
Х.с.22 |
|
||||||||||
6 |
|
|
Работа с хрестоматией и школьной библиотекой Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» |
1 |
Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя |
Уметь: находить признаки волшебных предметов; давать характеристику герою сказки; называть тотемных животных произведения; пользоваться библиотекой |
|
Х.с.23-32 |
|
||||||||||
7 |
|
|
Работа с хрестоматией Башкирская народная сказка «Алтын-сака – золотая бабка» |
1 |
Сказки разных народов мира
|
Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что эта сказка волшебная; называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам |
|
Х.с.32-44 |
|
||||||||||
8 |
|
|
Заседание клуба Мировое дерево. Народные обряды и праздники. Древнеегипетский миф «Путешествие солнечной ладьи» (отрывки) |
1 |
Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы разных народов мира |
Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире. Уметь: находить в тексте ответы на вопросы;; работать с толковым словарем; |
|
с.9-13 |
с.14-15 |
||||||||||
9 |
|
|
Древнегреческое сказание «Персей» |
1 |
Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире. Уметь: находить в тексте ответы на вопросы; рассматривать фрагмент картины Пьеро ди Козимо «Персей и Андромеда»; сравнивать истории спасения царских дочерей; работать с толковым словарем; изучать композицию вышивок на русской праздничной одежде ХГХ века, композицию на египетском папирусе |
|
с.13-19 |
|
||||||||||
10 |
|
|
Поход в Музейный Дом Отражение древних представлений о красоте и мире в трёхчастной композиции: икона посвящённая поединку Георгия со змеем; икона «Христос спускается в ад» |
1 |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Знать понятие «герой волшебной сказки». Иметь представление о тотемах разных народов мира в разные времена. Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; подтверждать характеристики героя волшебной сказки на примере сказок Ш. Перро |
Музейный Дом |
с.20-23 |
|
||||||||||
11 |
|
|
Древние представления о животных-прародителях, знакомство с понятием «тотем» |
1 |
Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы разных народов мира |
Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире. Уметь: находить в тексте ответы на вопросы;; работать с толковым словарем; |
|
с.23-29 |
|
||||||||||
12 |
|
|
Особенности героя волшебной сказки Работа со школьной библиотекой Сказки «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» |
1 |
Сказки разных народов мира |
Уметь: называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам |
|
с.30-31 |
|
||||||||||
13 |
|
|
Русская народная сказка «Сивка-бурка» (в сокращении) ознакомительное чтение |
1 |
Произведения устного народного творчества |
Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка» |
|
с.31-38 |
|
||||||||||
14 |
|
|
Работа со школьной библиотекой Русская народная сказка «Сивка-бурка» чтение и анализ всего произведения |
1 |
Произведения устного народного творчества |
Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка» |
|
с.38-40 |
|
||||||||||
15 |
|
|
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» древние представления о мире |
1 |
Произведения устного народного творчества
|
Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герои волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка» |
|
с.41-45 |
|
||||||||||
16 |
|
|
Работа со школьной библиотекой Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Древние представления о мире |
1 |
Произведения устного народного творчества |
Уметь: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке |
|
с.45-50 |
|
||||||||||
17 |
|
|
Проверочная работа № 1 по теме: « Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире» |
1 |
Сказки разных народов мира. Произведения устного народного творчества |
Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению
|
Пр/р № 1 |
С.51 |
|
||||||||||
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств (16 ч)
|
|||||||||||||||||||
18 |
|
|
Анализ и р/ошибками пр/работы Заседание клуба «Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств» Отрывок из былины «Волх Всеславьевич» |
1 |
Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы разных народов мира |
Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире. Уметь: находить в тексте ответы на вопросы;; работать с толковым словарем; |
|
с.52-54 |
с.18-21 |
||||||||||
19 |
|
|
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок) ознакомительное чтение |
1 |
Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении |
Знать жанр «былина». Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; |
|
с.55-58 |
|
||||||||||
20 |
|
|
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок) анализ былины |
1 |
Произведения устного народного творчества. |
Знать жанр «былина». Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица |
|
с.55-58 |
|
||||||||||
21 |
|
|
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» окончание в прозаическом пересказе И.Карнауховой |
1 |
Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. |
Знать жанр «былина». Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, |
|
с.59-63 |
|
||||||||||
22 |
|
|
Работа с хрестоматией Отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор» (1-3 части) |
1 |
Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь - это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев |
|
Х.с.45-49 |
|
||||||||||
23 |
|
|
Работа с хрестоматией Отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор» (4-5 части) |
1 |
Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. |
Уметь: работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения |
|
Х.с.49-56 |
|
||||||||||
24 |
|
|
Поход в Музейный Дом Картина М. Врубеля «Богатырь»; В. Васнецова «Богатыри» Работа со школьной библиотекой «Книга былин» общие черты и различия героя былины и сказочного героя |
1 |
Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь - это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев |
Музейный Дом |
с.63-65 |
|
||||||||||
25 |
|
|
Былина «Садко» (отрывок) |
1 |
Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. |
Уметь: анализировать произведение изобразительного искусства; читать былины нараспев; пользоваться библиотекой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой |
Слушание музыки |
с.66-70 |
|
||||||||||
26 |
|
|
Работа со школьной библиотекой Былина «Садко» анализ всего произведения Поход в Музейный Дом Н. Рерих «Заморские гости» |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; |
Музейный Дом |
с.70-71 |
|
||||||||||
27 |
|
|
Использование богатого мира народного творчества в авторской литературе Ганс Христиан Андерсен «Русалочка» (в сокращении) сравнение двух миров |
1 |
Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя |
Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена |
|
с.71-80 |
|
||||||||||
28 |
|
|
Ганс Христиан Андерсен «Русалочка» (в сокращении) испытания героини сказки |
1 |
Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения |
|
|
с.81-84 |
|
||||||||||
29 |
|
|
Работа со школьной библиотекой Чтение сказок Андерсена по выбору Сведения о писателях Биография Андерсена |
1 |
Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя |
Знать, что самое главное в народной сказке - способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке - мир чувств и переживаний героя. Уметь: работать с толковым словарем; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки |
|
с.84-89 |
|
||||||||||
30 |
|
|
Работа с хрестоматией Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» |
1 |
Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения |
Уметь: называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки |
|
Х.с.56-67 |
|
||||||||||
31 |
|
|
Работа с хрестоматией Г.Х. Андерсен «Снежная королева» (в сокращении) |
1 |
Произведения зарубежной литературы. Герой произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: анализировать описание царства Снежной королевы; подтверждать свои ответы цитатами из текста; доказывать, что героине помогают не только люди, но и природные явления; называть авторские сказки, в которых любовь оказывается сильнее волшебства; делиться своими впечатлениями при прослушивании музыкального произведения |
|
Х.с.67-91 |
|
||||||||||
32 |
|
|
Заседание клуба Обнаруживаем отличие авторской сказки от народной Слушание муз. пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» |
1 |
Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сходство и различие авторской и народной сказки Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст |
Слушание музыки |
Х.с.91 |
с.21-28 |
||||||||||
33 |
|
|
Проверочная работа № 2 по теме: «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств» |
1 |
Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сходство и различие авторской и народной сказки |
Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст |
Пр/р № 2 |
|
|
||||||||||
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека (17 часов)
|
|||||||||||||||||||
34 |
|
|
Анализ и р/ошибками пр/работы Заседание клуба «Выражение любви к природе» Э. Дикинсон «Как мало у травы забот!»; К.Бальмонт «Трудно фее»; А.Фет «О первый ландыш!»; С. Маршак «Ландыш» |
1 |
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному. Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художествен-ной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины |
наизусть |
с.90-91
|
с.28-33 |
||||||||||
35 |
|
|
В. Жуковский «Славянка» (отрывок) ознакомительное чтение |
1 |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения |
Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков |
|
с.92-96 |
|
||||||||||
36 |
|
|
В. Жуковский «Славянка» (отрывок) анализ произведения Поход в Музейный Дом И.Левитан «Тихая обитель» |
1 |
Произведения о природе |
Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков |
Музейный Дом |
с.92-97 |
|
||||||||||
2 четверть |
|||||||||||||||||||
37 |
|
|
В. Жуковский «Весеннее чувство» (отрывок); Н. Матвеева «В лощинах снег…» Поход в Музейный Дом И.Левитан «Тихая обитель» и «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники» |
1 |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине |
Музейный Дом |
с.91-100 |
с.33-34 |
||||||||||
38 |
|
|
Д. Самойлов «Красная осень» (отрывок) |
1 |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие прослушанного (прочитанного) произведения в диалоге при обсуждении |
Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники |
|
с.101-102 |
|
||||||||||
39 |
|
|
Н.Заболоцкий «Сентябрь» Поход в Музейный Дом М. Врубель «Жемчужина» |
1 |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изобразительного искусства |
Музейный Дом |
с.103-105 |
|
||||||||||
40 |
|
|
Н. Заболоцкий «Оттепель» звукопись в стихотворении |
1 |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения |
Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков |
|
с.106-109 |
|
||||||||||
41 |
|
|
И. Бунин «Нет солнца …», «Детство» приём сравнения, контраста; главное переживание поэта |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве И.Бунина; определять жанр произведения |
наизусть |
с.110-113 |
|
||||||||||
42 |
|
|
В. Набоков «Обида» ознакомительное чтение |
1 |
Произведения выдающихся представителей русской литературы |
Уметь: определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения |
|
с.113-125 |
|
||||||||||
43 |
|
|
В. Набоков «Обида» Анализ произведения Поход в Музейный Дом Э. Шанкс «Наём гувернантки» |
1 |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине |
Музейный Дом |
с.113-126 |
|
||||||||||
44 |
|
|
Работа с хрестоматией В.Драгунский «Красный шарик в синем небе» Сведения о писателях Биография В. Драгунского |
1 |
Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений |
Уметь: давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского |
|
Х.с.91-98 |
|
||||||||||
45 |
|
|
В.Набоков Грибы», «Мой друг, я искренне жалею …» приём контраста Б. Сергуненков «Конь мотылёк» сравнительный анализ произведений |
1 |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения |
Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков |
наизусть |
с.127-129 |
с.134-136 |
||||||||||
46 |
|
|
Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!» Сведения о писателях Биография Ю. Коваля Поход в Музейный Дом С. Лучишкин «Шар улетел» |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения |
Музейный Дом |
с.130-133 |
|
||||||||||
47 |
|
|
Работа с хрестоматией Д. Даррелл «Землянично-розовый дом» Работа с иллюстрациями Г. Захаров «Пейзаж с карасями» и «Зимние разговоры» Поход в Музейный Дом В. Ватенин «Голуби в небе» |
1 |
Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Иметь представление об изготовлении офорта. Уметь: анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»; заканчивать высказывание героев учебника; называть средства художественной выразительности; анализировать содержание произведения |
Музейный Дом |
Х .с.98-107 с.133-134 |
|
||||||||||
48 |
|
|
Заседание клуба И. Пивоварова «Селивёрстов не парень, а золото!» Сведения о писателях Биография И. Пивоваровой Работа со школьной библиотекой И. Пивоварова «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса» |
1 |
Произведения о взаимоотношениях людей. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героев |
Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора |
|
|
с.35-43 |
||||||||||
49 |
|
|
Заседание клуба Сравнение стихотворных произведений и рисунков Т. Мавриной К. Бальмонт «Бусинки», Тиё «Роса на цветах…», И. Бунин «Бушует полая вода» |
1 |
Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по изученным произведениям |
Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст |
наизусть |
|
с.45-53 |
||||||||||
50 |
|
|
Проверочная работа № 3 по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» |
1 |
|
Знать изученные произведения по разделу Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанным произведениям
|
Пр/р № 3 |
|
|
||||||||||
Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас (16 ч)
|
|||||||||||||||||||
51 |
|
|
Анализ и р/ошибками пр/работы Л. Андреев «Петька на даче» (в сокращении) анализ поведения героя |
1 |
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний |
Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения |
|
с.137-141 |
|
||||||||||
52 |
|
|
Л. Андреев «Петька на даче» (в сокращении) приём сравнения и контраста в произведении |
1 |
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы» |
|
с.142-146 |
|
||||||||||
53 |
|
|
Л. Андреев «Петька на даче» (в сокращении) описание внешности героя Работа с репродукциями Н. Богданов-Бельский «Ученицы» и «У дверей школы» |
1 |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения |
Музейный Дом |
с.147-152 |
|
||||||||||
54 |
|
|
Заседание клуба События, происходившие до революции в произведении Ю. Коваля «Полынные сказки»: «Сказка о полынном языке», «Сказка о том, как пришла осень» Сведения о писателях Биография Ю. Коваля |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения |
|
|
с.53-58 |
||||||||||
55 |
|
|
Заседание клуба События, происходившие до революции в произведении Ю. Коваля «Полынные сказки»: «Сказка об уроке русского языка»,»Сказка о сосновой лампе» |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения |
|
|
с.58-63 |
||||||||||
56 |
|
|
А. Чехов «Ванька» ознакомительное чтение |
1 |
Произведения выдающихся представителей русской литературы |
Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения |
|
с.152-158 |
|
||||||||||
57 |
|
|
А. Чехов «Ванька» анализ произведения Поход в Музейный Дом Н. Богданов-Бельский «Визитёры», «Дети за пианино» |
1 |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения |
Музейный Дом |
с.152-161 |
|
||||||||||
58 |
|
|
А. Чехов «Мальчики» атмосфера встречи |
1 |
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения |
Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения |
|
с.162-166 |
|
||||||||||
59 |
|
|
А. Чехов «Мальчики» наблюдение за героями |
1 |
|
Уметь: описывать внешний вид героев; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; |
|
с.166-172 |
|
||||||||||
60 |
|
|
Работа с хрестоматией А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» исторические приметы времени |
1 |
Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения |
Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно- исторические приметы времени; сравнивать рассказы А. Чехова «Ванька», Л. Андреева «Петька на даче», А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» |
|
Х.с.108-116 |
|
||||||||||
61 |
|
|
Работа с хрестоматией А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» важные события одного дня |
1 |
Высказывание оценочных суждений |
Уметь: доказывать, что Чернушка не простая курочка, а персонаж волшебной сказки; отвечать на вопросы по содержанию |
|
Х.с 116-124 |
|
||||||||||
62 |
|
|
Работа с хрестоматией А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» волшебный мир |
1 |
События, составляющие основу произведения |
Уметь: анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части |
|
Х.с 124-132 |
|
||||||||||
63 |
|
|
Работа с хрестоматией А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» связь волшебного и реального мира |
1 |
Восприятие и понимание переживаний героев |
Уметь: анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста |
|
Х.с.132-139 |
|
||||||||||
64 |
|
|
Работа с хрестоматией А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» важная потеря |
1 |
События, составляющие основу произведения |
Уметь: анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части |
|
Х.с.139-148 |
|
||||||||||
3 четверть |
|||||||||||||||||||
65 |
|
|
Заседание клуба Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Подготовка к олимпиаде. Письмо в клуб ответы на задания |
1 |
Связь названия с темой текста, мысль текста Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях |
Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст |
|
с.173-176 |
|
||||||||||
66 |
|
|
Проверочная работа № 4 по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас» |
1 |
|
Знать изученные произведения по разделу Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанным произведениям
|
Пр/р № 4 |
|
|
||||||||||
Пытаемся понять, как на нас воздействует красота (13 ч)
|
|||||||||||||||||||
67 |
|
|
Анализ и р/ошибками пр/работы И. Пивоварова «Как провожают пароходы» Сведения о писателях Биография И. Пивоваровой |
1 |
Восприятие и понимание переживаний персонажей |
Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения |
|
2 часть с.6-13 |
|
||||||||||
68 |
|
|
Работа с хрестоматией И. Пивоварова «Мы пошли в театр» (отрывок) |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
Уметь: анализировать содержание литературного произведения; анализировать поступки героев |
|
Х.с. 149-152 |
|
||||||||||
69 |
|
|
Л. Улицкая «Бумажная победа» ознакомительное чтение Слушание Ф. Шуберт «Музыкальный фрагмент № 3, фа минор» |
1 |
Восприятие и понимание переживаний персонажей |
Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения |
Слушание музыки |
с.14-24 |
|
||||||||||
70 |
|
|
Л. Улицкая «Бумажная победа» анализ произведения Поход в Музейный Дом З. Серебрякова «Катя с натюрмортом» |
1 |
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: живописными и музыкальными произведениями |
Уметь работать с иллюстрацией; отвечать на вопросы по содержанию текста; выразительно читать и пересказывать; выделять художественные приемы |
Музейный Дом |
с.14-29 |
|
||||||||||
71 |
|
|
С. Козлов «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, Заяц!» Поход в Музейный Дом В. Гог «Огороженное поле. Восход солнца» , «Звёздная ночь» |
1 |
Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Знать: произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать ее Свободной и красивой. Уметь: выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять в литературном произведении силу красоты; |
Музейный Дом |
с.29-36 |
|
||||||||||
72 |
|
|
Работа с хрестоматией С. Козлов «Лисичка» |
1 |
Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения |
Уметь: объяснять название рассказа; цитировать строчки произведения; находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать сказку С. Козлова «Лисичка» и рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»; определять, как воздействует красота на героев данных произведений |
|
Х.с.153-155 |
|
||||||||||
73 |
|
|
В. Соколов «О умножение листвы…»; Б. Пастернак «Опять весна» |
1 |
Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения |
Уметь: читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения |
наизусть |
с.37-40 |
|
||||||||||
74 |
|
|
В. Соколов «Все чернила вышли…» |
1 |
Различение жанров литературных произведений Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность |
Знать понятия «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа». Уметь: находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов) |
|
с.41-43 |
|
||||||||||
75 |
|
|
А. Майков «Болото»; В. Набоков «При луне …» |
1 |
Произведения о природе |
Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков |
|
|
2 часть с.3-7 |
||||||||||
76 |
|
|
Сведения о писателях Биография В. ДрагунскогоВ. Драгунский «Девочка на шаре» |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
Уметь: анализировать содержание литературного произведения; анализировать поступки героев |
|
|
с.7-19 |
||||||||||
77 |
|
|
А. Фет «Я жду…», «Я долго стоял неподвижно …» |
1 |
Произведения о природе |
Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков |
наизусть |
|
с.19-21 |
||||||||||
78 |
|
|
С. Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» |
1 |
Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания |
Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст |
|
|
с.21-26 |
||||||||||
79 |
|
|
Проверочная работа № 5 по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота» |
1 |
|
Знать изученные произведения по разделу Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанным произведениям |
Пр/р № 5 |
|
|
||||||||||
Приближаемся к разгадке тайны особого зрения (16 ч)
|
|||||||||||||||||||
80 |
|
|
Анализ и р/ошибками пр/работы С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках) потеря и приобретение |
1 |
Связь названия с темой текста, мысль текста |
Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения |
|
с.44-54 |
|
||||||||||
81 |
|
|
С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках) черты характера героя |
1 |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность |
Уметь: давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану |
|
с.54-55 |
|
||||||||||
82 |
|
|
С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках) что значит быть человеком? |
1 |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность |
Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения |
|
с.55-62 |
|
||||||||||
83 |
|
|
С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках) чувства героя |
1 |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность |
Уметь описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части |
|
с.63-69 |
|
||||||||||
84 |
|
|
Работа со школьной библиотекой С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Анализ всего произведения |
1 |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность |
Уметь: давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану |
|
с.69-70 |
|
||||||||||
85 |
|
|
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывок с рисунками автора) Приёмы олицетворения, сравнения и повтора |
1 |
Произведения о детях. Герои произведения |
Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка |
|
с.70-74 |
|
||||||||||
86 |
|
|
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывок с рисунками автора) истины, помогающие изменить жизнь |
1 |
Герой произведения. Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения |
Уметь: объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану |
|
с.74-81 |
|
||||||||||
87 |
|
|
Составление сборника произведений И. Пивоваровой И. Пивоварова «Как Коля Лыков стал звеньевым» |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
Уметь: анализировать содержание литературного произведения; анализировать поступки героев |
|
|
с.27-32 |
||||||||||
88 |
|
|
Д. Кедрин «Приглашение на дачу»; А. Вознесенский «Тихо-тихо …» приём олицетворения, звукопись |
1 |
Построение небольшого монологического высказывания |
Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать |
|
|
с.33-35 |
||||||||||
89 |
|
|
А. Пушкин «Няне», «Зимний вечер» переживания героя |
1 |
Произведения выдающихся представителей русской литературы |
|
|
|
с.36-39 |
||||||||||
90-92 |
|
|
Работа с хрестоматией К. Паустовский «Тёплый хлеб» историческое время событий рассказа |
3 |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
Уметь: пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль |
|
Х.с.156-162 |
|
||||||||||
93 |
|
|
Работа с хрестоматией К. Паустовский «Тёплый хлеб» главная мысль произведения |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев |
|
Х.с. 162-172 |
|
||||||||||
94 |
|
|
Работа с портретом В. Серов «Портрет Елизаветы Карзинкиной» и «Портрет Клеопатры Обнинской» Слушание пьесы И.С. Баха «Шутка из оркестровой сюиты си минор |
1 |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: доказывать снос мнение; объяснять название произведения; определять, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения |
Слушание музыки |
Х.с.172-176 |
|
||||||||||
95 |
|
|
Проверочная работа № 6 по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения» |
1 |
|
Знать изученные произведения по разделу Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанным произведениям |
Пр/р № 6 |
|
|
||||||||||
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда (16 ч)
|
|||||||||||||||||||
96 |
|
|
Анализ и р/ошибками пр/работы Поход в Музейный Дом Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)» сложность человеческой натуры Автопортрет (п/т) |
1 |
Построение небольшого монологического высказывания |
Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей |
Музейный Дом |
с.82-86 |
с.40-43 |
||||||||||
97 |
|
|
Заседание клуба на котором присутствовал настоящий писатель |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
Уметь: анализировать содержание литературного произведения; анализировать поступки героев |
|
с.86-90 |
|
||||||||||
98 |
|
|
М. Вайсман «Шмыгимышь» |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев |
|
с.90-95 |
|
||||||||||
99 |
|
|
Работа со школьной библиотекой Книги о богах и героях Древней Греции |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
Уметь: анализировать содержание литературного произведения; анализировать поступки героев |
|
с.96 |
|
||||||||||
100 |
|
|
Заседание клуба Поведение в музее Поход в Музейный Дом Ф. Марк «Птицы» |
1 |
Построение небольшого монологического высказывания |
Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей, художников |
Музейный Дом |
с.97-102 |
|
||||||||||
101 |
|
|
Работа с хрестоматией Путешествие в Казань Репродукции художника И. Колмагоровой Поход в Музейный Дом Фотография И. Колмагоровой |
1 |
Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами. Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства художественной выразительности |
Музейный Дом |
Х.с.177-187 |
|
||||||||||
102 |
|
|
Особый язык художников и поэтов В. Хлебников «Кузнечик»; И. Гамазкова «Синь-синь!...», Р. Сеф «Лунный свет», Л. Друскин «Беру я вещи …» |
1 |
Построение небольшого монологического высказывания |
Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей, художников |
наизусть |
с.103-104 |
с.44-47 |
||||||||||
103 |
|
|
А. Ахматова «Тайны ремесла» (отрывок), «Перед весной …» Поход в Музейный Дом Н. Альтман «Портрет Анны Ахматовой» |
1 |
Связь названия с темой текста, мысль текста. Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения |
Музейный Дом |
с.104-107 |
|
||||||||||
104 |
|
|
Работа с репродукцией П. Кончаловский «Сирень» А. Кушнер «Сирень» |
1 |
Связь названия с темой текста, мысль текста. Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения: сравнивать литературное произведение Л. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения |
|
с.108-111 |
|
||||||||||
4 четверть |
|||||||||||||||||||
105 |
|
|
В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» |
1 |
Построение небольшого монологического высказывания |
Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать |
наизусть |
с.111-115 |
|
||||||||||
106 |
|
|
А. Фет «Это утро …» Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь …» |
1 |
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие и понимание их переживаний |
Знать понятие «рифма». Иметь представление о кольцевой и охватной рифме Уметь: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать |
|
с.115-120 |
|
||||||||||
107 |
|
|
М. Лермонтов «Парус» |
1 |
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения |
Уметь: находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения |
наизусть |
с.120-122 |
|
||||||||||
108 |
|
|
М. Волошин «Зелёный вал …» Работа с репродукцией И. Айвазовский «Девятый вал» |
1 |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: работать с толковым словарем; сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности |
Музейный Дом |
с.122-124 |
|
||||||||||
109 |
|
|
С. Маршак «Как поработала зима!..» |
1 |
Построение небольшого монологического высказывания |
Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать |
|
с.125-127 |
|
||||||||||
110 |
|
|
А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки)
|
1
|
Построение небольшого монологического высказывания |
Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать |
наизусть |
с.128-130 |
|
||||||||||
111 |
|
|
Проверочная работа № 7 по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда» |
1
|
|
Знать изученные произведения по разделу Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанным произведениям |
Пр/р № 7 |
|
|
||||||||||
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество (25 ч)
|
|||||||||||||||||||
112 |
|
|
Анализ и р/ошибками пр/работы А. Пантелеев «Главный инженер» |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев |
|
с.130-146 |
|
||||||||||
113 |
|
|
А. Пантелеев «Главный инженер» Изменения в жизни с приходом войны |
1 |
Высказывание оценочных суждений.
|
Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения |
|
с.130-140 |
|
||||||||||
114 |
|
|
А. Пантелеев «Главный инженер» Переживания героя |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев |
|
с.140-147 |
|
||||||||||
115 |
|
|
А. Пантелеев «Главный инженер» анализ произведения |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев |
|
с.130-146 |
|
||||||||||
116 |
|
|
Работа с репродукцией А. Дейнека «Окраина Москвы» Поход в Музейный Дом П. Пикассо «Герника» |
1 |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности |
Музейный Дом |
с.147-150 |
|
||||||||||
117 |
|
|
А.Ахматова «Памяти друга» |
1 |
Герои произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события |
Знать понятие «контраст». Иметь представление о том, что контраст бывает цветовой и звуковой. Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности - контраст |
наизусть |
с.151 |
|
||||||||||
118 |
|
|
Н. Рыленков «К Родине» |
1 |
Построение небольшого монологического высказывания |
Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать |
|
с.152-153 |
|
||||||||||
119 |
|
|
Н. Рубцов «Доволен я …» Слушание С. Рахманинов «Концерт 2, Сочинение 18» |
1 |
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение |
Слушание музыки |
с.154-155 |
|
||||||||||
120 |
|
|
Д. Кедрин «Всё мне мерещится …» |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
Уметь: анализировать содержание литературного произведения; |
наизусть |
с.156-157 |
|
||||||||||
121 |
|
|
Работа с репродукцией В. Пупков «Моя бабушка и её ковёр» Поход в Музейный Дом Б. Кустодиев «Вербный торг у Спасских ворот» |
1 |
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения |
Музейный Дом |
с.158-159 |
|
||||||||||
122 |
|
|
В. Набоков «Снег», «Моя весна» |
1 |
Построение небольшого монологического высказывания |
Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать |
наизусть |
|
с.48-51 |
||||||||||
123 |
|
|
Е. Клюев «Деревянная лошадка» (1 часть) |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев |
|
|
с.51-53 |
||||||||||
124 |
|
|
Е. Клюев «Деревянная лошадка» (2-3 часть) |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев |
|
|
с.53-56 |
||||||||||
125 |
|
|
В. Набоков «Родина» |
1 |
Построение небольшого монологического высказывания |
Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать |
|
|
с.57-59 |
||||||||||
126 |
|
|
Р. Бёрнс «В горах моё сердце» |
1 |
Построение небольшого монологического высказывания |
Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать |
|
|
с.59-60 |
||||||||||
127 |
|
|
Работа с репродукцией М. Врубель «Дворик зимой» и В. Конашевич «Зима в Павловске» приём сравнения |
1 |
Построение небольшого монологического высказывания |
Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей, художников |
|
|
с.61-63 |
||||||||||
128 |
|
|
Работа с репродукцией М. Врубель «Дворик зимой» и В. Конашевич «Зима в Павловске» детальное рассмотрение |
1 |
Построение небольшого монологического высказывания |
Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей, художников |
Музейный Дом |
|
с.62-64 |
||||||||||
129 |
|
|
Древнегреческий гимн природе |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
Уметь: анализировать содержание литературного произведения; анализировать поступки героев |
|
с.160 |
|
||||||||||
130 |
|
|
Государственный гимн Российской Федерации |
1 |
Построение небольшого монологического высказывания |
Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать |
Слушание музыки |
С.161-162 |
|
||||||||||
131 |
|
|
Древние Помпеи Поход в Музейный Дом К. Брюллов «Последний день Помпеи» |
1 |
Построение небольшого монологического высказывания |
Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей, художников |
Музейный Дом |
с.162-165 |
|
||||||||||
132 |
|
|
Плиний Младший «Письмо Тациту» |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
Уметь: анализировать содержание литературного произведения; анализировать поступки героев |
|
с.165-167 |
|
||||||||||
133 |
|
|
А. Пушкин «Везувий зев открыл …» Сведения о писателях Статья о Пушкине |
1 |
Произведения выдающихся представителей русской литературы |
Уметь: объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А.Пушкина |
наизусть |
с.167-169 |
|
||||||||||
134 |
|
|
Проверочная работа № 8 по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество» |
1 |
|
Знать изученные произведения по разделу Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанным произведениям
|
Пр/р № 8 |
|
|
||||||||||
135 |
|
|
Анализ и р/ошибками пр/работы Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Олимпиада (1-4 задания) |
1 |
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя |
Знать выдающихся представителей русской литературы, классикой детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы
|
|
с.170-173 |
|
||||||||||
136 |
|
|
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Олимпиада (5-7 задания) |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) |
Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст |
|
с.174-176 |
|
Контрольно-оценочная деятельность
Вид контроля |
Дата проведения ( № урока ) |
||||
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
итого |
|
т/чтения |
сентябрь, октябрь |
ноябрь, декабрь |
январь, февраль, март |
апрель, май |
9 |
проверочные |
17, 33 |
50 |
66, 79, 95 |
111, 134 |
8 |
наизусть |
34 |
41, 45, 49 |
73, 77, 102 |
107, 110, 117, 120, 122, 134 |
13 |
Музейный Дом |
24, 26, 36 |
37, 39, 43, 46, 47, 53, 57 |
70, 71, 96, 100, 101, 103 |
108, 116, 121, 128, 131 |
21 |
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Аппликация из раскрашенной бумаги как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Многофункциональная развивающая ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды ДОО»