Организация
деятельности Управляющего совета ДОО
Методические рекомендации
Гергерт Снежана Евгеньевна, заведующая МБДОУ
Черемичкина Елена Николаевна, старший воспитатель, высшая кв.категория
Ф.И.О. авторов, должность, кв.категория
г.Кемерово
2017 г.
Аннотация
В методических рекомендациях представлены методические материалы из опыта работы МБДОУ № 195 г.Кемерово по итогам работы муниципальной инновационной площадки по теме «Организация деятельности Управляющего совета ДОО». Методические рекомендации помогут администрации дошкольных образовательных организаций в создании и организации деятельности Управляющего совета.
Введение
Началом развития государственно-общественного управления в образовательных организациях можно считать выход Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который закрепил возможность всех участников образовательного процесса принимать участие в управлении образовательной организацией. Один из таких способов управления — организация Управляющего совета на базе детского сада. Сегодня Управляющий совет ДОУ исполняет не просто роль помощника образовательного процесса: он принимает самое активное участие в управлении образовательной организацией. Это означает, в первую очередь, что Управляющий совет согласует представляемую на его рассмотрение администрацией образовательного учреждения программу стратегического развития ДОУ, при необходимости корректирует ее, а затем осуществляет контроль за реализацией программы: контролирует насколько она обеспечивает соблюдение цели и результата образовательного процесса.
Цель создания управляющего совета в ДОУ сводится к тому, что он:
- Согласует интересы всех участников образовательного процесса.
- Занимается нормативно-правовым творчеством: издает локальные акты, законы.
- Рационально и грамотно перераспределяет бюджет, выделяемый на образовательное учреждение государством, а также создает и использует механизмы для привлечения дополнительных ресурсов финансово-экономической деятельности. Формирование такой ресурсной базы — это серьезное направление, в развитии которого должны принимать люди, обладающие хорошими знаниями в банковской, экономической и финансовой сферах. Они могут не являться непосредственными членами управляющего совета, но в их возможностях проконсультировать образовательное учреждение, дать ей независимую оценку и уберечь от возможных ошибок при осуществлении финансово-экономической деятельности.
- Выполняет информационно-координирующую роль, то есть обеспечивает прозрачность и доступность в получении информации о собственной работе. На сайте каждой образовательной организации размещается информация об Управляющем совете ДОУ. Независимо от формы представления, эта информация должна находиться в актуальном состоянии: контент должен постоянно пополняться, устаревшая информация актуализироваться или удаляться.
- Занимается рассмотрением обращений, поступающих от участников образовательного процесса, и предоставляет обратную связь по ходу их рассмотрения.
- Защищает права и интересы членов Управляющего совета, занимается разрешением конфликтных ситуаций внутри образовательного учреждения. - - Создает комиссии Управляющего совета, рассматривающие узкоспециализированные вопросы в рамках своего направления. Например, комиссия по питанию, комиссия по безопасности, комиссия по внешним связям Управляющего совета и т.д.
- Проводит самообследование, то есть контролирует эффективность собственной деятельности. При этом этот контроль должен носить не агрессивный, а конструктивный характер и рассматриваться как возможность исправить ту или иную проблему, ответить на тот или иной вопрос, предложить, развить и дать результат.
Все эти функции сводятся к одному — улучшению образовательного процесса в образовательной организации.
Из опыта работы
В нашем детском саду традиционно был создан и работал родительский комитет, этот орган самоуправления привычен и понятен. Но для полноценной реализации требований, предъявляемых современному дошкольному образованию требуется всестороннее объединение усилий педагогического коллектива и родительской общественности. Структурой, которая:
-
содействует реализации
прав и законных интересов участников
воспитательно-образовательного
процесса;
- содействует созданию
оптимальных условий для осуществления
воспитательно-образовательного
процесса;
- обеспечит прозрачность
поступающих и расходуемых финансовых
средств;
- привлечёт общественные
организации, социальных партнеров к
деятельности ДОО -
стал Управляющий совет ДОО.
Нами была поставлена цель: создание и организация деятельности Управляющего cовета дошкольной образовательной организации.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Разработать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность Управляющего cовета ДОО.
2. Организовать подготовку членов Управляющего cовета к деятельности в коллегиальном органе управления ДОО.
3. Создать Управляющий cовет ДОО путём проведения выборов.
4. Провести диагностическое исследование результативности деятельности Управляющего cовета ДОО.
5. Обобщить и распространить опыт организации Управляющего совета ДОО.
Рабочая группа по реализации инновационного проекта составила календарный план и приступила к созданию Управляющего совета ДОО.
Календарный план реализации инновационного проекта
Задачи |
Перечень запланированных мероприятий |
Сроки проведения |
Исполнители |
Ответственный |
Разработать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность Управляющего совета ДОО |
Разработка пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих создание и регулирование деятельности Управляющего совета ДОО. -Положение об Управляющем совете; -Положение о выборах в Управляющий совет; - Положение о кооптированных членах. Внесение изменений в Устав ДОО, в связи с созданием Управляющего совета. Формирование Управляющего совета ДОО на основе процедуры выборов и кооптации Организация деятельности Управляющего совета ДОО Организация и реализация информационного сопровождение деятельности Управляющего совета ДОО |
Апрель – май 2015 Июнь 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 – октябрь 2017 В течение всего периода |
Рабочая группа Рабочая группа Рабочая группа Председатель УС Члены рабочей группы |
Заведующая Заведующая Ст.воспитатель Заведующая Ст.воспитатель |
Организовать подготовку членов Управляющего совета к деятельности в коллегиальном органе управления ДОО |
Выявление проблем и запросов родителей (законных представителей) воспитанников ДОО, потенциальных членов Управляющего совета ДОО в вопросах управления ДОО Разработка программы подготовки и консультирования членов Управляющего совета ДОО Организация обучения и консультирования членов Управляющего совета ДОО |
Май – июль 2015 Август 2015 Октябрь 2015 |
Рабочая группа Рабочая группа Рабочая группа |
Заведующая Ст. воспитатель Ст.воспитатель |
Создать Управляющий Совет ДОО путём проведения выборов |
Организация и проведение выборов в Управляющий совет ДОО |
Сентябрь 2015 |
Рабочая группа |
Заведующая |
Провести диагностическое исследование результативности деятельности Управляющего совета ДОО |
Разработка критериев и показателей результативности деятельности Управляющего Совета ДОО. Проведение диагностического исследования результативности деятельности Управляющего Совета ДОО. Составление аналитической справки по итогам диагностического исследования результативности деятельности Управляющего совета ДОО. |
Январь 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 |
Рабочая группа Рабочая группа Рабочая группа |
Заведующая Заведующая Ст.воспитатель |
Обобщить и распространить опыт организации Управляющего совета ДОО. |
Разработка методических рекомендаций по созданию и регулированию деятельности Управляющего совета ДОО. |
Август – ноябрь 2017 |
Рабочая группа |
Заведующая |
Ожидаемые результаты:
Привлечение общественности к делам и проблемам дошкольного образования в соответствии с приоритетом детского сада и его годовых задач, повышение открытости образовательной системы.
Алгоритм действий по созданию Управляющего совета ДОО
-
Внести изменения в Устав ДОО в разделы:
-
Участники образовательного процесса;
-
Управление Учреждением;
-
По всему тексту Устава слова: «Родительский комитет» заменить словами: «Управляющий совет».
-
Издать приказ по ДОО о создании рабочей группы.
-
Разработать локальные акты ДОО, регламентирующие деятельность Управляющего совета ДОО.
-
Утвердить локальные акты ДОО, регламентирующие деятельность Управляющего совета ДОО:
-
Положение об Управляющем совете ДОО;
-
Положение о порядке выборов членов Управляющего совета ДОО;
-
Положение о порядке кооптации членов Управляющего совета ДОО.
-
Провести выборы в Управляющий совет ДОО.
Алгоритм проведения выборов в Управляющий совет ДОО
-
Издать приказ о создании избирательной комиссии по выборам в Управляющий совет ДОО.
-
Провести собрание трудового коллектива и родительские собрания по группам, на которых:
-
известить под роспись участников образовательного процесса: сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников о создании Управляющего совета ДОО;
-
познакомить участников образовательного процесса с локальными актами, регламентирующими деятельность Управляющего совета ДОО;
-
выдвинуть кандидатов в члены Управляющего совета ДОО.
-
Разместить информацию (фото, краткую автобиографию) о кандидатах на стенде, в «Уголках для родителей» и т.д.
-
Издать приказ по ДОО о проведении выборов в Управляющий совет ДОО (указать дату, время и место).
-
Провести выборы в Управляющий совет ДОО.
-
Подвести итоги выборов в Управляющий совет ДОО (избирательная комиссия).
-
Издать приказ по ДОО об утверждении основного состава Управляющего совета ДОО (назначить дату заседания Управляющего совета).
-
Провести процедуру кооптации членов Управляющего совета ДОО (председатель избирательной комиссии).
-
Издать приказ по ДОО об утверждении Управляющего совета в полном составе.
Полномочия Управляющего совета ДОО
Целями Управляющего совета являются:
а) определение стратегии перспективного развития Учреждения и основных приоритетных направлений;
б) содействие созданию в Учреждении оптимальных условий жизнедеятельности воспитанников, гуманизации образовательно-воспитательного процесса, реализации здоровьесберегающих технологий, защите прав ребёнка;
в) повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;
г) содействие привлечению добровольных взносов юридических и физических лиц для решения Уставных задач Учреждения, обеспечения деятельности и развития Учреждения.
д) содействие организации конкурсов, праздников, соревнований, других массовых мероприятий Учреждения;
е) содействие совершенствованию материально-технической базы Учреждения, благоустройству его помещений и территории».
К компетенции Управляющего совета относится решение следующих вопросов:
а) обсуждение Устава и локальных нормативных актов Учреждения, касающихся взаимодействия с родительской общественностью, решение вопроса о внесении в них необходимых изменений и дополнений;
б) участие в определении направления образовательной деятельности Учреждения;
в) обсуждение вопросов содержания, форм и методов образовательного процесса, планирование педагогической деятельности Учреждения;
г) рассмотрение проблем организации дополнительных образовательных услуг, воспитанникам, в том числе платных;
д) принятие информации, отчета педагогических и медицинских работников о состоянии здоровья детей, о ходе реализации образовательных программ, о результатах готовности детей к обучению по образовательным программам дошкольного образования;
е) заслушивание доклада, информации представителей организаций, взаимодействующих с Учреждением по вопросам образования и оздоровления воспитанников, в том числе о проверке состояния образовательного процесса, соблюдение санитарно-гигиенического режима Учреждения, об охране жизни и здоровья детей;
ж) оказание помощи Учреждению в работе с неблагополучными семьями;
з) принятие участия в планировании и реализации работы по охране прав и интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) во время педагогического процесса в Учреждении;
и) внесение предложений по совершенствованию педагогического процесса в Учреждении;
к) содействие организации совместных с родителями (законными представителями) мероприятий в Учреждении – родительских собраний, родительских клубов, Дней открытых дверей и др.;
л) оказание посильной помощи Учреждению в укреплении материально-технической базы Учреждения, благоустройстве его помещений, детских площадок и территории силами родительской общественности;
м) привлечение внебюджетных средств для финансовой поддержки Учреждения;
н) внесение предложений администрации Учреждения о поощрении наиболее активных представителей родительской общественности.
о) участие в подготовке и утверждении публичного (ежегодного) доклада Учреждения (публичный доклад подписывается совместно председателем Управляющего совета, и руководителем Учреждения.)
Управляющий совет выполняет и иные функции, в соответствии с Положением о нём.
Права и обязанности члена Управляющего совета ДОО
Знание прав и обязанностей управляющего важно для самих управляющих, для групп, которые они представляют, для партнеров в образовательной организации и местном сообществе.
Примерные права и обязанности управляющего
Права |
Обязанности |
Примечания |
Участвовать в обсуждении и принятии решений Совета |
Регулярно участвовать в заседаниях Совета, не пропускать их без уважительной причины |
Если Вы не посещаете заседания Совета без уважительных причин, то можете быть выведены из его состава по решению Совета |
Открыто выражать собственное мнение на заседании Совета |
Выслушивать мнение коллег и уважать их позицию по обсуждаемым вопросам. Члены УС - родители должны уважать профессиональное мнение руководителя и работников дошкольной организации |
Если Ваше мнение расходится с мнениями коллег, оно может быть по Вашему требованию зафиксировано как особое мнение в письменной форме и приобщено к протоколу заседания Совета |
Досрочно выйти из состава Совета |
Заранее, в предусмотренные сроки, подать мотивированное заявление о выходе на имя председателя Совета |
Ваше желание должно быть выражено в письме на имя председателя Совета |
Получать информацию о дате. времени, месте проведения заседаний Совета и необходимые материалы по обсуждаемому вопросу |
Заботиться об информировании всех участников образовательного процесса о планах и решениях Совета |
|
Инициировать проведение заседания Совета по любому вопросу, находящемуся в его компетенции |
Участвовать в подготовке материалов для содержательного и компетентного рассмотрения вносимого в повестку заседания Совета вопроса |
|
Требовать от администрации предоставления информации по вопросам, находящимся в компетенции Совета |
Проявлять личную активность в обсуждении, принятии и исполнении решений Совета |
Информация может быть затребована как письменном виде, так и в форме консультации |
Инициировать создание комиссий Совета, быть их руководителем или членом |
В качестве члена или председателя комиссии принимать активное участие в ее работе, готовить квалифицированные проекты решений Совета |
|
Представлять дошкольную организацию в отношениях с учреждениями, организациями и государственными органами в рамках компетенции Совета |
Соблюдать конфиденциальность в отношении определенных вопросов, обсуждаемых на Совете, особенно в вопросах, касающихся работников дошкольной организации или воспитанников, а также при обсуждении вопросов, касающихся дошкольной организации вне Управляющего совета |
По соответствующему поручению Совета, а в необходимых случаях -на основании доверенности, выдаваемой в соответствии с постановлением Совета |
Участвовать в заседании педагогического совета дошкольной организации с правом совещательного голоса |
Стараться больше узнать об устройстве дошкольной жизни, об организации в ней образовательного процесса |
|
Получать необходимые для своей работы знания в рамках специальной подготовки членов Управляющего совета |
Стремиться изучать и выражать позицию всего сообщества (родителей, воспитанников, работников дошкольной организации), а не отдельных групп (которые Вас выдвинули или которые за вас голосовали). В случае несовпадения интересов Вашей группы с интересами дошкольной организации отдавать приоритет последним. |
Подготовке управляющего должны содействовать региональные и муниципальные органы управления |
Право на возмещение расходов, связанных с работой в Совете |
Не использовать членство в Совете для удовлетворения своих личных интересов (или, если Вы родитель, интересов Вашего ребенка). |
Расходы (но не оплата работы в Совете) могут быть возмещены по решению Совета и только из внебюджетных источников дошкольной организации |
Права и обязанности управляющего закреплены в соответствующих правовых актах образовательного учреждения (Уставе ДОУ, Положении об Управляющем совете, иных локальных актах).
Немаловажное обстоятельство: по вопросам стратегического управления дошкольной организацией решения принимает Управляющий совет в целом. Поэтому член Управляющего совета не может непосредственно вмешиваться в профессиональную деятельность руководителя и педагогов, требовать от них или от воспитанников выполнения своих пожеланий.
С другой стороны, область реализации полномочий управляющего не может быть ограничена заседаниями Совета и комиссий. На практике важнейшую роль играет личная инициативность и глубокая включенность членов Управляющего совета в жизнь дошкольной организации.
Номенклатура дел Управляющего совета
Организационно-распорядительные документы
-
Устав ДОО;
-
Положение об Управляющем совете ДОО;
-
Положение о порядке выборов членов Управляющего совета ДОО;
-
Положение о порядке кооптации членов Управляющего совета ДОО;
-
Регламент деятельности Управляющего совета ДОО.
Информационно-справочные документы
-
Список членов Управляющего совета;
-
Список комиссий Управляющего совета
-
Протоколы заседаний Управляющего совета, комиссий и других рабочих групп и документы к ним;
-
Документы (протоколы, доклады, постановления, перечни участников и др.) о проведении конференций, собраний Управляющего совета;
Планирующие и отчетные документы
-
План работы и график очередных заседаний Управляющего совета, комиссий и других рабочих групп Управляющего совета на текущий учебный год;
-
Годовой отчет о работе Управляющего совета его комиссий и других рабочих групп;
-
Публичный доклад, составленный заведующей ДОО и председателем Управляющего совета ДОО.
Программно-методическое обеспечение деятельности Управляющего совета ДОУ
-
«Программа подготовки членов Управляющего совета дошкольной образовательной организации»;
-
«Критерии оценки эффективности деятельности Управляющего совета ДОО».
Все дела формируются, ведутся, хранятся и архивируются в соответствии с номенклатурой, которая составляется ежегодно, в конце года и вводится в действие с 1 января нового года. Как правило, Управляющий совет разрабатывает номенклатуру дел и предлагает ее для включения в общую систему документации образовательного учреждения.
Литература
-
Создание Управляющего совета в образовательном учреждении. Из опыта работы МОУ детского сада общеразвивающего вида № 9 «Колокольчик» г. Переславля-Залесского. Под ред. Н. А. Кук, Е. В. Сапожниковой. — Переславль-Залесский: ММЦ, 2011. — 60 с.
-
Управляющий совет ДОУ. Ресурсы образования. Электронный ресурс: http://www.resobr.ru/materials/26/4847/
-
Маркина Л.Н Критерии оценки деятельности органов государственно-общественного управления образованием: методические рекомендации/ под ред. С.В.Тарасова. – СПб.: ЛОИРО. – 2012. – 131с.
-
Касаткина Е.И Государственно-общественное управление дошкольным образовательным учреждением: методические материалы / [сост. Е.И. Касаткина; под ред. Е.И. Касаткиной, А.М. Попова]; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. – Вологда: ВИРО, 2012.– 136 с.: табл.
-
Служба поддержки управляющих советов. Интернет-ресурс: http://edu-sovet.ru/content/deloproizvodstvo-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО