В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Использование здоровьесберегающих мероприятий. Из опыта работы.Дегтяренко

Войдите для скачивания файлов

C:\Users\vzuev\Desktop\uchmet_120_60.gif

Использование здоровьесберегающих мероприятий

(из опыта работы)


Дегтяренко Елена Фанилевна

Воспитатель


Здоровье детей – актуальная проблема нашего детского сада. Какие же задачи стоят перед по укреплению здоровья наших воспитанников? По своему содержанию они очень многогранны. Выделю основные:

-сохранение здоровья, как физического так и психического;

-проведение здоровьесберегающих мероприятий, обучение детей конкретным приемам, укрепляющих их здоровье;

-создание благополучного психологического климата, обстановки доброжелательности и доверия.

Обеспечение результативности этих задач мы начали с создания условий, т.к. эффективность физкультурно-оздоровительной работы зависит от разумной организации развивающей среды, которая максимально ориентирована на интересы дошкольника и укрепление его здоровья. Нашими руками и фантазией создан физкультурный уголок, создавая его мы учитывали инновационные требования к его организации. Все оборудование создано с учетом эстетичности, динамичности, возраста детей. Оборудование и пособия разместили так, чтобы они не загромождали полезную площадь групповой комнаты, чтобы дети могли свободно подойти взять или поставить любой предмет на место. Здесь есть массажные дорожки, следочки, мешочки с разными наполнителями, связанные ободочки и сделанные из пробок и т.д.

Наша группа называется «Полянка», раскладывая пособия для занятий физическими упражнениями, приглашаем детей на «сказочную поляну»:

Расцвели у нас цветы небывалой красоты,

Все здесь есть для упражнений,

Для здоровья и движений!

Все на нем для физкультуры!

Подходите, не стесняйтесь

И здоровья набирайтесь!

Яркое оборудование, сочетание традиционного и инновационного развивает у детей повышенный интерес и желание заниматься физкультурой, стимулирует их двигательную активность, улучшает эмоциональное состояние.

Утро наших малышей начинается с утренней гимнастики. Комплексы имеют сюжетную основу и соответствуют лексическим темам. Гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без с обязательным введением дыхательных упражнений. Эти комплексы обеспечивают тренирующий эффект, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние дошкольников. Они с радостью откликаются на приглашение заниматься утренней гимнастикой.

А приглашаем мы их такими словами:

Чтобы на день сил набраться,

Зарядкой нужно заниматься.

За мною быстро становись!

И зарядкою займись!

Занятия по физической культуре – это основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. Занятия построены на сюжетной основе, насыщены игровыми приемами. Параллельно мы проводим работу по воспитанию у детей интереса к физкультурным занятиям и приглашаем их в зал такими словами:

В физкультурный зал пойдем, клад здоровья там найдем!

Предлагают поросята игры разные ребятам

Погремушками стучать, с ленточками поиграть,

И листочков целый воз для ребят Наф-наф привез,

И с флажками на «ура» поиграет детвора-

Ведь здоровье с физкультурой неразлучные друзья!

Важным здоровьесберегающим мероприятием считаем проведение разминки после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода стопы, на развитие мелкой моторики. Пока дети спят, готовим условия для контрастного закаливания детей: готовим комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию.

Начинаем проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. При проведении гимнастику в постели включаем такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Стараемся придерживаться главного правила - исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

В процессе проведения гимнастики после сна мы используем «дорожки здоровья», «следочки» и др.



Мы используем в работе с детьми много интересных форм оздоровления (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, подвижные игры, упражнения для расслабления и правильной осанки, обучаем детей точечному массаж.). Эти формы мы проводим на занятиях всех видов деятельности, в режимных моментах, на прогулках в форме двигательных минуток.

В целях снижения уровня нервно-психического напряжения проводим минуты «тишины», которые организуем после физкультурных занятий, перед выходом на прогулку после всех занятий, иногда во 2 половине дня для того, чтобы детей переключить на другой вид деятельности. Они организуются с музыкальным сопровождением (используем элементы релаксации, аутотренинга).

С помощью различных игровых приемов мы переключаем внимание детей с одного вида деятельности на другой в течение всего дня между всеми режимными моментами, используем художественное слово – зазывалочки, считалки, стихотворения (авторские и народные); используем элементы театрализации (знакомый детям герой (мишка, зайка…)вносит новый атрибут для занятий физическими упражнениями), создаем проблемные ситуации и т.д.. Данные приемы позволяют сохранить положительный эмоциональный фон, что способствует укреплению психоэмоционального здоровья детей.

Обязательным оздоровительным моментом в нашей работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку. Нередко мы проводим прогулки, деятельность на которой объединена единым сюжетом (например, идем в гости к Мишке, и с ним играем, занимаемся физкультурой и т.д.). Но для того, чтобы прогулки стали еще более насыщенными, интересными нам необходимо приобрести некоторые пособия и изготовить атрибуты. И здесь большую помощь нам могут оказать родители.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Знакомя молодых пап и мам с программой физического воспитания и ее требованиями, мы нередко вначале наталкивались на недоверие с их стороны. Некоторые заявляли, что дети маленькие и были против спортивной формы, а простудные заболевания объясняли тем, что детей в осенне-зимний период выводят на прогулку. Поэтому мы решили уделить особое внимание ознакомлению родителей с постановкой физического воспитания в детском саду.

Каждое утро мы начинаем с мини-бесед с родителями о физическом и эмоциональном самочувствии ребенка вчера вечером, сегодня утром; о соответствии одежды ребенка погодным условиям дня и т.п.

Учебный год начинаем с родительского собрания, на котором знакомим родителей с задачами воспитания, с программами, по которым работаем, знакомим с физкультурно-оздоровительной работой в детском саду. Проводим консультации по темам: «Особенности физического развития детей», «Организация занятий физической культурой в детском саду и в семье», «Проведение подвижных игр и занятий физической культурой». Знакомим родителей с рекомендациями по закаливанию, выпускаем стенгазеты, оформляем папки-передвижки и тематические выставки «Одежда и здоровье детей», «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья», а также даём советы по проведению физкультурных занятий в субботние и воскресные дни. В плане показ видеофрагментов физкультурных занятий, открытые физкультурные занятия с приглашением родителей, оформление фотостенда «Мы на прогулке», «Занимаемся физкультурой», «Учимся плавать» и др.

Отмечая то, что дети стали более ловкими, быстрыми, умелыми, познакомившись с диаграммой их роста и прибавления веса за год, родители убедились, что систематические занятия физкультурой приносят большую пользу.

После проведенной нами работы родители стали более внимательно прислушиваться к нашим рекомендациям, предлагать свою помощь в изготовлении оборудования: изготовили «дорожки здоровья», приобрели спортивный мат, мячи.

Участие родителей в оборудовании спортивного уголка вызвало у детей чувство гордости, способствует повышению их интереса к физкультурным занятиям. Считаем важным, чтобы родители выступали не только в роли пассивных участников консультаций и зрителей спортивных досугов, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках презентаций семейного опыта. Это даст возможность родителям прочувствовать на себе необходимость и сложность данного вида деятельности, побудит заниматься физическим развитием детей, передавать положительный опыт другим семьям. И это направление работы мы планируем включить в свою деятельность.

Число заболеваний за год составил 57 случаев, это достаточно высокий показатель, и свою работу в следующем учебном году мы большое внимание уделим проведению мероприятий, способствующих проведению благоприятной адаптации. Ведь маленьким детям нелегко оторваться от привычной домашней обстановки или сменить привычную обстановку – перевод в новую группу. Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отразиться и на физическом, и на психическом здоровье ребенка, и детский сад не должен быть источником стресса для детей. План мероприятий мы продумываем уже сегодня: это обогащение предметно-игровой среды группы раннего возраста, подготовка анкет «Индивидуальные особенности моего ребенка», изготовление памяток «Несколько советов, которые помогут безболезненно оставлять малыша утром в группе», «Распорядок дня» и пр.



































Приложение

Памятка для родителей по здоровьесбережению детей

Долгое время считалось, что здоровье детей улучшиться, если улучшить медицинское обслуживание. Но опыт и время показывает, уважаемые родители, что здоровье детей в наших с вами руках. Так давайте с вами вместе будем все делать для того, чтобы в стенах наших домов слышался только веселый звонкий смех детей. А для этого необходимо выполнять очень простые правила:

1.Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.

2.Старайтесь соблюдать режим дня.

3.Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

4.Любите своего ребенка, онваш. Уважайте членов своей семьи, онипопутчики на вашем пути.

5.Почаще обнимайте своего ребенка.

6.Помните: Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.

7.Личный пример ЗОЖлучше всякой морали.

8.Солнце, воздух и водаестественные факторы закаливания.

9. Простая домашняя пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.

10.Лучший вид отдыхапрогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка - совместная игра с родителями.





Гимнастика после сна.

ЦЕЛЬ: Улучшить настроение, поднять мышечный тонус, способствовать профилактике нарушений осанки и стопы.



ОКТЯБРЬ.

  1. Разминка в постели. Дети лежа на спине поверх одеяла выполняют упражнения общеразвивающего воздействия.

  • Повороты головы вправо, влево (мышцы шеи)

  • Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток (самомассаж)

  • Разведение и сгибание рук

  • Сгибание обеих ног, с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их (для мышц живота и ног)

  • Поднимание и опускание обеих ног (для ног, туловища)

  • Движение ногами, как при езде на велосипеде.

  1. После выполнения упражнений в постели, дети встают и выполняют ходьбу на месте.

  2. Затем переходят из спальни в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена и иметь температуру 17 – 19t.

  3. В групповой комнате дети выполняют произвольные танцевальные упражнения.

  4. Заканчивают комплекс дыхательным упражнением «Чей паровоз лучше гудит?» (у – у – у). Цель: вырабатывать целенаправленную струю.





НОЯБРЬ.

  1. Разминка в постели «Моё тело». Методика Лазоревой.



Головушка – совушка

Лобик – бобик

Носик – абрикосик

Щёчки – комочки

Губки- голубки

Зубочки – дубочки



Бордушка – молодушка

Глазки – краски

Реснички – сестрички

Ушки – неслушки

Шейка – индейка

Плечики – кузнечики



Ручки – хватушки

Пальчики – мальчики

Грудочка – удочка

Пузик – арбузик

Спинка – тростинка

Коленки – поленки

Ножки - сапожки

Гладить (1 раз)

Потереть пальчиком

Потереть пальчиком

Погладить (2 раза)

Вытянуть

Поклацкать



Погладить

Вытаращить

Моргать

Потереть

Погладить

Поднять



Обхватить

Пошевелить

Погладить

Погладить по кругу

Выпрямить

Сгибать – разгибать ноги в коленях.




  1. Ходьба по массажным дорожкам, постепенно переходящим на бег в групповой комнате.

  2. Ритмические движения рук и ног.

  3. Дыхательные упражнения «Ветер».



ДЕКАБРЬ.



1. Поднялись игрушки – забавные зверюшки

Детям моим шлют поклон зверюшки

Детям моим вставать тоже пора

Ждёт их давно озорная игра

Для ручек, для ножек,

Головки и спинки.

Готовы ли вы к разминке?



Головушка – совушка

Лобик – бобик

Носик – абрикосик

Щёчки – комочки

Губки- голубки

Зубочки – дубочки



Бордушка – молодушка

Глазки – краски

Реснички – сестрички

Ушки – неслушки

Шейка – индейка

Плечики – кузнечики



Ручки – хватушки

Пальчики – мальчики

Грудочка – удочка

Пузик – арбузик

Спинка – тростинка

Коленки – поленки

Ножки - сапожки

Гладить (1 раз)

Потереть пальчиком

Потереть пальчиком

Погладить (2 раза)

Вытянуть

Поклацкать



Погладить

Вытаращить

Моргать

Потереть

Погладить

Поднять



Обхватить

Пошевелить

Погладить

Погладить по кругу

Выпрямить

Сгибать – разгибать ноги в коленях.






2. Ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящим на бег.

3. Погладим наши ручки, проснулись наши ручки – похлопаем

Погладим наши ножки, проснулись наши ножки – потопаем.



4. Дыхательное упражнение «Тик – так».

и. п. – стойка ноги врозь, руки опущены.

1 – мах руками назад «тик»

2 – мах руками вперёд «так»





ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ.



  1. Петушок, петушок,

Золотой гребешок

Масляна головушка

Шелкова бородушка.

Самый первый встаёшь,

Голосисто поёшь,

Разбуди моих ребят,

Очень крепко детки спят

Ку – ка – ре – ку!

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки

Желтые цыплятки.



  1. Разминка «Моё тело»



Головушка – совушка

Лобик – бобик

Носик – абрикосик

Щёчки – комочки

Губки- голубки

Зубочки – дубочки



Бордушка – молодушка

Глазки – краски

Реснички – сестрички

Ушки – неслушки

Шейка – индейка

Плечики – кузнечики



Ручки – хватушки

Пальчики – мальчики

Грудочка – удочка

Пузик – арбузик

Спинка – тростинка

Коленки – поленки

Ножки - сапожки

Гладить (1 раз)

Потереть пальчиком

Потереть пальчиком

Погладить (2 раза)

Вытянуть

Поклацкать



Погладить

Вытаращить

Моргать

Потереть

Погладить

Поднять



Обхватить

Пошевелить

Погладить

Погладить по кругу

Выпрямить

Сгибать – разгибать ноги в коленях.






  1. Ходьба по массажным дорожкам, постепенно переходящим на бег по коврикам.

  2. Ритмичные движения.

  3. Покружились как снежинки

Ветер на них дунул:

Снежинки полетели

И тихо на землю «сели»

6. Дыхательное упражнение «Дуем на ладошки»

МАРТ

1. Потягушки – потягушечки

От носочков до макушечки!

Мы потянемся – потянемся

Вот ухе растём, растём, растём.





2. Разминка в постели:

  • Поворот головы вправо – влево

  • Разведении и сгибание рук

  • Поднимание и опускание поочерёдно обеих ног

  • Сгибание обеих ног, прижимание к животу, выпрямление.



3. Ходьба по массажным, с постепенным переходом на бег.

4. Игровое упражнение.

«Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше»

5. Упражнение на дыхание «Паровоз»

«Пых – пых» (вдох – выдох)

6. Танцевальные движения под музыку.





АПРЕЛЬ.



  1. Тормошилка:

Тимка – Тимошка, глянь – ка в окошко

Вышло солнышко гулять

И тебе пора вставать

Просыпайся скорей, Тимофей!

  1. Повороты головой вверх, вниз (машут головы)

  2. Разведение и помахивание руками (полетели, как птички)

  3. Сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

  4. Движения ногами (поехали на велосипеде)

  5. Ходьба по массажным дорожкам и постепенный бег в группу.



А теперь всем детям встать

Руки медленно поднять

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вверх и так стоять

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

7. Дыхательное упражнение «Подуем на плечо»



МАЙ.



  1. Кто спит в постельке сладко?

Давно пора вставать

Спешите на зарядку,

Мы вас не будем ждать



2. Лежа в постели на спине

Головушка – совушка

Лобик – бобик

Носик – абрикосик

Щёчки – комочки

Губки- голубки

Зубочки – дубочки


Гладить (1 раз)

Потереть пальчиком

Потереть пальчиком

Погладить (2 раза)

Вытянуть губы

Поклацкать зубами
























Используемая литература.

  1. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

  2. Н. В. Коломеец. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Волгоград, издательство "Учитель", 2011

  3. Н.С. Голицына ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. Москва, издательство "Скрипторий 2003", 2010

  4. Н.М. Метенова. День открытий. Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы. Ярославль, ИПК "Индиго", 2014



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru