В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Использование здоровьесберегающих мероприятий. Из опыта работы.

C:\Users\vzuev\Desktop\uchmet_120_60.gif

Использование здоровьесберегающих мероприятий

(из опыта работы)


Дегтяренко Елена Фанилевна

Воспитатель


Здоровье детей – актуальная проблема нашего детского сада. Какие же задачи стоят перед по укреплению здоровья наших воспитанников? По своему содержанию они очень многогранны. Выделю основные:

-сохранение здоровья, как физического так и психического;

-проведение здоровьесберегающих мероприятий, обучение детей конкретным приемам, укрепляющих их здоровье;

-создание благополучного психологического климата, обстановки доброжелательности и доверия.

Обеспечение результативности этих задач мы начали с создания условий, т.к. эффективность физкультурно-оздоровительной работы зависит от разумной организации развивающей среды, которая максимально ориентирована на интересы дошкольника и укрепление его здоровья. Нашими руками и фантазией создан физкультурный уголок, создавая его мы учитывали инновационные требования к его организации. Все оборудование создано с учетом эстетичности, динамичности, возраста детей. Оборудование и пособия разместили так, чтобы они не загромождали полезную площадь групповой комнаты, чтобы дети могли свободно подойти взять или поставить любой предмет на место. Здесь есть массажные дорожки, следочки, мешочки с разными наполнителями, связанные ободочки и сделанные из пробок и т.д.

Наша группа называется «Полянка», раскладывая пособия для занятий физическими упражнениями, приглашаем детей на «сказочную поляну»:

Расцвели у нас цветы небывалой красоты,

Все здесь есть для упражнений,

Для здоровья и движений!

Все на нем для физкультуры!

Подходите, не стесняйтесь

И здоровья набирайтесь!

Яркое оборудование, сочетание традиционного и инновационного развивает у детей повышенный интерес и желание заниматься физкультурой, стимулирует их двигательную активность, улучшает эмоциональное состояние.

Утро наших малышей начинается с утренней гимнастики. Комплексы имеют сюжетную основу и соответствуют лексическим темам. Гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без с обязательным введением дыхательных упражнений. Эти комплексы обеспечивают тренирующий эффект, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние дошкольников. Они с радостью откликаются на приглашение заниматься утренней гимнастикой.

А приглашаем мы их такими словами:

Чтобы на день сил набраться,

Зарядкой нужно заниматься.

За мною быстро становись!

И зарядкою займись!

Занятия по физической культуре – это основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. Занятия построены на сюжетной основе, насыщены игровыми приемами. Параллельно мы проводим работу по воспитанию у детей интереса к физкультурным занятиям и приглашаем их в зал такими словами:

В физкультурный зал пойдем, клад здоровья там найдем!

Предлагают поросята игры разные ребятам

Погремушками стучать, с ленточками поиграть,

И листочков целый воз для ребят Наф-наф привез,

И с флажками на «ура» поиграет детвора-

Ведь здоровье с физкультурой неразлучные друзья!

Важным здоровьесберегающим мероприятием считаем проведение разминки после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода стопы, на развитие мелкой моторики. Пока дети спят, готовим условия для контрастного закаливания детей: готовим комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию.

Начинаем проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. При проведении гимнастику в постели включаем такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Стараемся придерживаться главного правила - исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

В процессе проведения гимнастики после сна мы используем «дорожки здоровья», «следочки» и др.



Мы используем в работе с детьми много интересных форм оздоровления (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, подвижные игры, упражнения для расслабления и правильной осанки, обучаем детей точечному массаж.). Эти формы мы проводим на занятиях всех видов деятельности, в режимных моментах, на прогулках в форме двигательных минуток.

В целях снижения уровня нервно-психического напряжения проводим минуты «тишины», которые организуем после физкультурных занятий, перед выходом на прогулку после всех занятий, иногда во 2 половине дня для того, чтобы детей переключить на другой вид деятельности. Они организуются с музыкальным сопровождением (используем элементы релаксации, аутотренинга).

С помощью различных игровых приемов мы переключаем внимание детей с одного вида деятельности на другой в течение всего дня между всеми режимными моментами, используем художественное слово – зазывалочки, считалки, стихотворения (авторские и народные); используем элементы театрализации (знакомый детям герой (мишка, зайка…)вносит новый атрибут для занятий физическими упражнениями), создаем проблемные ситуации и т.д.. Данные приемы позволяют сохранить положительный эмоциональный фон, что способствует укреплению психоэмоционального здоровья детей.

Обязательным оздоровительным моментом в нашей работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку. Нередко мы проводим прогулки, деятельность на которой объединена единым сюжетом (например, идем в гости к Мишке, и с ним играем, занимаемся физкультурой и т.д.). Но для того, чтобы прогулки стали еще более насыщенными, интересными нам необходимо приобрести некоторые пособия и изготовить атрибуты. И здесь большую помощь нам могут оказать родители.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Знакомя молодых пап и мам с программой физического воспитания и ее требованиями, мы нередко вначале наталкивались на недоверие с их стороны. Некоторые заявляли, что дети маленькие и были против спортивной формы, а простудные заболевания объясняли тем, что детей в осенне-зимний период выводят на прогулку. Поэтому мы решили уделить особое внимание ознакомлению родителей с постановкой физического воспитания в детском саду.

Каждое утро мы начинаем с мини-бесед с родителями о физическом и эмоциональном самочувствии ребенка вчера вечером, сегодня утром; о соответствии одежды ребенка погодным условиям дня и т.п.

Учебный год начинаем с родительского собрания, на котором знакомим родителей с задачами воспитания, с программами, по которым работаем, знакомим с физкультурно-оздоровительной работой в детском саду. Проводим консультации по темам: «Особенности физического развития детей», «Организация занятий физической культурой в детском саду и в семье», «Проведение подвижных игр и занятий физической культурой». Знакомим родителей с рекомендациями по закаливанию, выпускаем стенгазеты, оформляем папки-передвижки и тематические выставки «Одежда и здоровье детей», «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья», а также даём советы по проведению физкультурных занятий в субботние и воскресные дни. В плане показ видеофрагментов физкультурных занятий, открытые физкультурные занятия с приглашением родителей, оформление фотостенда «Мы на прогулке», «Занимаемся физкультурой», «Учимся плавать» и др.

Отмечая то, что дети стали более ловкими, быстрыми, умелыми, познакомившись с диаграммой их роста и прибавления веса за год, родители убедились, что систематические занятия физкультурой приносят большую пользу.

После проведенной нами работы родители стали более внимательно прислушиваться к нашим рекомендациям, предлагать свою помощь в изготовлении оборудования: изготовили «дорожки здоровья», приобрели спортивный мат, мячи.

Участие родителей в оборудовании спортивного уголка вызвало у детей чувство гордости, способствует повышению их интереса к физкультурным занятиям. Считаем важным, чтобы родители выступали не только в роли пассивных участников консультаций и зрителей спортивных досугов, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках презентаций семейного опыта. Это даст возможность родителям прочувствовать на себе необходимость и сложность данного вида деятельности, побудит заниматься физическим развитием детей, передавать положительный опыт другим семьям. И это направление работы мы планируем включить в свою деятельность.

Число заболеваний за год составил 57 случаев, это достаточно высокий показатель, и свою работу в следующем учебном году мы большое внимание уделим проведению мероприятий, способствующих проведению благоприятной адаптации. Ведь маленьким детям нелегко оторваться от привычной домашней обстановки или сменить привычную обстановку – перевод в новую группу. Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отразиться и на физическом, и на психическом здоровье ребенка, и детский сад не должен быть источником стресса для детей. План мероприятий мы продумываем уже сегодня: это обогащение предметно-игровой среды группы раннего возраста, подготовка анкет «Индивидуальные особенности моего ребенка», изготовление памяток «Несколько советов, которые помогут безболезненно оставлять малыша утром в группе», «Распорядок дня» и пр.



































Приложение

Памятка для родителей по здоровьесбережению детей

Долгое время считалось, что здоровье детей улучшиться, если улучшить медицинское обслуживание. Но опыт и время показывает, уважаемые родители, что здоровье детей в наших с вами руках. Так давайте с вами вместе будем все делать для того, чтобы в стенах наших домов слышался только веселый звонкий смех детей. А для этого необходимо выполнять очень простые правила:

1.Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.

2.Старайтесь соблюдать режим дня.

3.Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

4.Любите своего ребенка, онваш. Уважайте членов своей семьи, онипопутчики на вашем пути.

5.Почаще обнимайте своего ребенка.

6.Помните: Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.

7.Личный пример ЗОЖлучше всякой морали.

8.Солнце, воздух и водаестественные факторы закаливания.

9. Простая домашняя пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.

10.Лучший вид отдыхапрогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка - совместная игра с родителями.





Гимнастика после сна.

ЦЕЛЬ: Улучшить настроение, поднять мышечный тонус, способствовать профилактике нарушений осанки и стопы.



ОКТЯБРЬ.

  1. Разминка в постели. Дети лежа на спине поверх одеяла выполняют упражнения общеразвивающего воздействия.

  • Повороты головы вправо, влево (мышцы шеи)

  • Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток (самомассаж)

  • Разведение и сгибание рук

  • Сгибание обеих ног, с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их (для мышц живота и ног)

  • Поднимание и опускание обеих ног (для ног, туловища)

  • Движение ногами, как при езде на велосипеде.

  1. После выполнения упражнений в постели, дети встают и выполняют ходьбу на месте.

  2. Затем переходят из спальни в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена и иметь температуру 17 – 19t.

  3. В групповой комнате дети выполняют произвольные танцевальные упражнения.

  4. Заканчивают комплекс дыхательным упражнением «Чей паровоз лучше гудит?» (у – у – у). Цель: вырабатывать целенаправленную струю.





НОЯБРЬ.

  1. Разминка в постели «Моё тело». Методика Лазоревой.



Головушка – совушка

Лобик – бобик

Носик – абрикосик

Щёчки – комочки

Губки- голубки

Зубочки – дубочки



Бордушка – молодушка

Глазки – краски

Реснички – сестрички

Ушки – неслушки

Шейка – индейка

Плечики – кузнечики



Ручки – хватушки

Пальчики – мальчики

Грудочка – удочка

Пузик – арбузик

Спинка – тростинка

Коленки – поленки

Ножки - сапожки

Гладить (1 раз)

Потереть пальчиком

Потереть пальчиком

Погладить (2 раза)

Вытянуть

Поклацкать



Погладить

Вытаращить

Моргать

Потереть

Погладить

Поднять



Обхватить

Пошевелить

Погладить

Погладить по кругу

Выпрямить

Сгибать – разгибать ноги в коленях.




  1. Ходьба по массажным дорожкам, постепенно переходящим на бег в групповой комнате.

  2. Ритмические движения рук и ног.

  3. Дыхательные упражнения «Ветер».



ДЕКАБРЬ.



1. Поднялись игрушки – забавные зверюшки

Детям моим шлют поклон зверюшки

Детям моим вставать тоже пора

Ждёт их давно озорная игра

Для ручек, для ножек,

Головки и спинки.

Готовы ли вы к разминке?



Головушка – совушка

Лобик – бобик

Носик – абрикосик

Щёчки – комочки

Губки- голубки

Зубочки – дубочки



Бордушка – молодушка

Глазки – краски

Реснички – сестрички

Ушки – неслушки

Шейка – индейка

Плечики – кузнечики



Ручки – хватушки

Пальчики – мальчики

Грудочка – удочка

Пузик – арбузик

Спинка – тростинка

Коленки – поленки

Ножки - сапожки

Гладить (1 раз)

Потереть пальчиком

Потереть пальчиком

Погладить (2 раза)

Вытянуть

Поклацкать



Погладить

Вытаращить

Моргать

Потереть

Погладить

Поднять



Обхватить

Пошевелить

Погладить

Погладить по кругу

Выпрямить

Сгибать – разгибать ноги в коленях.






2. Ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящим на бег.

3. Погладим наши ручки, проснулись наши ручки – похлопаем

Погладим наши ножки, проснулись наши ножки – потопаем.



4. Дыхательное упражнение «Тик – так».

и. п. – стойка ноги врозь, руки опущены.

1 – мах руками назад «тик»

2 – мах руками вперёд «так»





ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ.



  1. Петушок, петушок,

Золотой гребешок

Масляна головушка

Шелкова бородушка.

Самый первый встаёшь,

Голосисто поёшь,

Разбуди моих ребят,

Очень крепко детки спят

Ку – ка – ре – ку!

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки

Желтые цыплятки.



  1. Разминка «Моё тело»



Головушка – совушка

Лобик – бобик

Носик – абрикосик

Щёчки – комочки

Губки- голубки

Зубочки – дубочки



Бордушка – молодушка

Глазки – краски

Реснички – сестрички

Ушки – неслушки

Шейка – индейка

Плечики – кузнечики



Ручки – хватушки

Пальчики – мальчики

Грудочка – удочка

Пузик – арбузик

Спинка – тростинка

Коленки – поленки

Ножки - сапожки

Гладить (1 раз)

Потереть пальчиком

Потереть пальчиком

Погладить (2 раза)

Вытянуть

Поклацкать



Погладить

Вытаращить

Моргать

Потереть

Погладить

Поднять



Обхватить

Пошевелить

Погладить

Погладить по кругу

Выпрямить

Сгибать – разгибать ноги в коленях.






  1. Ходьба по массажным дорожкам, постепенно переходящим на бег по коврикам.

  2. Ритмичные движения.

  3. Покружились как снежинки

Ветер на них дунул:

Снежинки полетели

И тихо на землю «сели»

6. Дыхательное упражнение «Дуем на ладошки»

МАРТ

1. Потягушки – потягушечки

От носочков до макушечки!

Мы потянемся – потянемся

Вот ухе растём, растём, растём.





2. Разминка в постели:

  • Поворот головы вправо – влево

  • Разведении и сгибание рук

  • Поднимание и опускание поочерёдно обеих ног

  • Сгибание обеих ног, прижимание к животу, выпрямление.



3. Ходьба по массажным, с постепенным переходом на бег.

4. Игровое упражнение.

«Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше»

5. Упражнение на дыхание «Паровоз»

«Пых – пых» (вдох – выдох)

6. Танцевальные движения под музыку.





АПРЕЛЬ.



  1. Тормошилка:

Тимка – Тимошка, глянь – ка в окошко

Вышло солнышко гулять

И тебе пора вставать

Просыпайся скорей, Тимофей!

  1. Повороты головой вверх, вниз (машут головы)

  2. Разведение и помахивание руками (полетели, как птички)

  3. Сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

  4. Движения ногами (поехали на велосипеде)

  5. Ходьба по массажным дорожкам и постепенный бег в группу.



А теперь всем детям встать

Руки медленно поднять

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вверх и так стоять

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

7. Дыхательное упражнение «Подуем на плечо»



МАЙ.



  1. Кто спит в постельке сладко?

Давно пора вставать

Спешите на зарядку,

Мы вас не будем ждать



2. Лежа в постели на спине

Головушка – совушка

Лобик – бобик

Носик – абрикосик

Щёчки – комочки

Губки- голубки

Зубочки – дубочки


Гладить (1 раз)

Потереть пальчиком

Потереть пальчиком

Погладить (2 раза)

Вытянуть губы

Поклацкать зубами
























Используемая литература.

  1. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

  2. Н. В. Коломеец. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Волгоград, издательство "Учитель", 2011

  3. Н.С. Голицына ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. Москва, издательство "Скрипторий 2003", 2010

  4. Н.М. Метенова. День открытий. Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы. Ярославль, ИПК "Индиго", 2014



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru