В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Юный спасательПрограмма Юный спасатель

Файл прикреплен к материалу: Юный спасатель
Войдите для скачивания файлов













ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЮНЫЙ СПАСАТЕЛЬ»











Разработчик:

учитель физической культуры

МОУ СШ № 140

Бондаренко Е.В.














Волгоград 2016



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Юный спасатель» - образовательная программа дополнительного образования детей здоровьесберегающей направленности.

Содержание программы направлено на организацию полезного, здорового и безопасного досуга детей и подростков во время отдыха на воде, на освоение навыков выживания на воде в экстремальных ситуациях, популяризацию прикладного плавания и спасательного дела, вовлечение обучающихся в занятия спасательным многоборьем.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Умение держаться на воде есть лучшая профилактика детского травматизма в условиях водной стихии. Сейчас большое внимание уделяется обучению детей плаванию. Однако 63% детей, утонувших в России за последние годы, умели плавать. Это объясняется тем, что пребывание в воде сопричастно со многими опасными обстоятельствами, которые нельзя нейтрализовать хорошей физической подготовкой пловца. Из-за растерянности, неопытности он может быть унесён течением, обессилить или переохладиться из-за длительного пребывания в воде, взять неправильное направление к берегу в тёмное время суток и многое другое.

В данной программе мы вывели формулу безопасности: предвидеть опасность, по возможности избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко, бороться до последнего, активно просить о помощи и самому её оказывать.

Подрастающее поколение должно быть готово к чрезвычайным ситуациям на воде, к активным действиям в них, так как профессиональная помощь не всегда может прибыть вовремя, а каждое мгновение часть означает спасённую жизнь. В связи с эти важно научить детей, правилам безопасного поведения на воде и основам спасательного дела, что поможет предотвратить чрезвычайные ситуации и снизить количество пострадавших в условиях водной стихии.

Цель программы.

Настоящая программа разработана в целях обучения школьников действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, привития им твёрдых и уверенных навыков по оказанию само и взаимопомощи, формированию устойчивого интереса к спасательному делу, определить понятие здорового образа жизни и культуре безопасного поведения в современном обществе.

Основными задачами программы являются:

- воспитывать патриотизма и любви к Родине, бережного отношения к её истории, культуре и природе;

- прививать навыки спасательного дела, изучать основы оказания первой помощи пострадавшим на воде;

- прививать культуру водопользования и готовности к правильным действиям в экстремальных ситуациях на воде;

- обучать навыкам обеспечения личной и коллективной безопасности в чрезвычайной ситуации;

- развивать трудолюбие, чувство взаимопомощи, обучать правилам и нормам поведения на воде;

- воспитывать спортсменов, готовых к участию в соревнования по спортивному и прикладному плаванию.

Формы и режим занятий:

Настоящая программа рассчитана на один год. Возраст обучающихся 7-10 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по одному академическому часу.

Программа состоит из восьми модулей:

  • «Спасательное дело» - 10 часов;

  • «Основы гигиены» - 10 часов;

  • «Правила безопасного поведения на воде» - 10 часов;

  • «Спортивные способы плавания» - 10 часов;

  • «Спасательные плавательные средства и их использование» - 10 часов;

  • «Способы спасения и транспортировки пострадавших на воде» - 10 часов;

  • «Общая физическая подготовка» - 10 часов;

  • «Первая помощь пострадавшим на воде» - 10 часов.

Формы организации учебных занятий: лекции, беседы, учебно-тренировочные занятия, игры и соревнования, творческое дело, практикумы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Программа «Юный спасатель» является интегрированной и представляет собой синтез смежных знаний в области физической культуры, прикладных видов спорта, медицины, гигиены, основ безопасности жизнедеятельности. Широкий выбор тем подготовки по направлению «Юный спасатель» поможет учащимся в выборе будущей профессии. Особенность данной программы является углубленное изучение специфики работы спасателя на воде.

Дополнительное образование есть личностно-ориентированное образование, поскольку подавляющее большинство детей, которые приходят заниматься спасательным многоборьем, руководствуются личными интересами и потребностями.

Планируемые результаты реализации программы:

Учащиеся должны знать:

  • историю спасательного дела в России;

  • основные способы спортивного и прикладного плавания;

  • основные правила безопасного поведения на воде;

  • основные средства и способы спасения пострадавших на воде;

  • меры по оказанию первой медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь:

  • плавать основными способами спортивного и прикладного плавания;

  • обращаться со спасательным снаряжением и плавать в ластах;

  • владеть навыками задержки дыхания, ныряния в длину и глубину, доставания различных предметов со дна;

  • оказывать первую медицинскую помощь;

  • делать осознанный выбор стратегии поведения, позволяющей обеспечивать свою безопасность и безопасность окружающих.

Формы контроля за результатами реализации программы «Юный спасатель»: - соревнования, конкурсы, контрольные упражнения, позволяющие выявить уровень усвоения навыков;

- тесты и викторины на выявление уровня теоретических знаний учащихся;

- анкеты удовлетворённости учащихся и родителей содержанием и качеством реализации программы.

Данная программа рассчитана на обучение школьников, имеющих разный уровень физической подготовки, и может быть рекомендована к использованию в образовательных учреждениях, имеющих плавательный бассейн, а так же в летних оздоровительных лагерях в качестве методического пособия.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


Модуль I «Спасательное дело» - 10 часов.

1. Введение (1час) – история возникновения спасательного дела в России.

2. Наблюдение, связь, сигнализация (2часа) – виды наблюдения, осуществления связи и сигнализации, сигналы тревоги, сигналы бедствия.

3. Практические занятия (2часа) – заучивание азбуки Морзе по словам – подсказкам, расшифровка слов, передача и расшифровка простых флажкограмм.

4. Морские узлы (2 часа) – морские узлы их виды, предназначение и применение.

5. Практические занятия (3 часа) – техника безопасности при работе с верёвкой, вязание и развязывание простых узлов.

Модуль II «Основы гигиены» - 10 часов.

1. Понятие о гигиене (2 час) - личная и общественная гигиена на занятиях плаванием, гигиена места для проведения занятий спортивным и прикладным плаванием, гиена спортивного и спасательного снаряжения.

2. Закаливание организма посредством занятий спортивным и прикладным плаванием

(2 часа) – влияние водной среды на организм человека, значение плавания в системе закаливания организма, основные средства закаливания.

3. Освоение с водой (1 час) – вводный инструктаж, правила поведения на воде и в бассейне.

4. Практические занятия (5 часов) – погружение в воду, обучение навыкам лежания на воде без движения на груди и на спине, скольжению с задержкой дыхания, нырянию в глубину.

Модуль III «Правила безопасного поведения на воде» - 10 часов.

1. Правила безопасного поведения у воды и на воде (2часа) – причины несчастных случаев, купание на пляжах и в необорудованных местах, статистика гибели детей , нарушивших правила безопасного поведения на воде. Особенности спасения пострадавших в летний и зимний период.

2. Опасности, подстерегающие отдыхающих у воды и на воде (1час) – меры безопасного поведения на открытых водоёмах.

3. Практические занятия (7 часов) – скольжение на груди и на спине при помощи ног способом кроль, плавание с доской на груди и на спине при помощи работы ног кролем, ныряние в длину при помощи ног кролем на груди, техника работы рук способами кроль на груди и на спине.

Модуль IV «Спортивные способы плавания» - 10 часов.

1. Основные способы спортивного плавания (2часа) – техника плавания кролем на груди, на спине, брассом и дельфином техника стартов и поворотов.

2. Практические занятия (8 часов) – плавание кролем на груди и на спине при помощи работы рук, ног и способом в целом, техника стартов и поворотов в плавании кролем на груди и на спине.

Модуль V «Спасательные плавательные средства и их использование» - 10 часов.

1. Спасательные средства (1 час)

- спасательные средства, применяемые летом: спасательный круг, пояс, жилет, шары, конец Александрова;

- спасательные средства, применяемые зимой: лестница, доска, багор, шест, сани.

2. Назначение и применение спасательных средств (2часа) – назначение и способы применения спасательных средств зимой и летом, понятие подручных спасательных средств, требования, предъявляемые к спасательным средствам, меры безопасности при применении спасательных средств. Комплект №1 (маска, трубка, ласты).

3. Практические занятия (3 часа) – ныряние в длину после отталкивания от дна и бортика бассейна, от стартовой тумбочки, скольжение под водой при помощи ног способом кроль на груди, доставание предметов со дна бассейна, плавание в ластах кролем на груди и на спине.

4. Практические занятия (4 часа) – плавание способом брасс при помощи рук, ног и способом в целом, старты и повороты в плавании брассом.

Модуль VI «Способы спасения и транспортировки пострадавших на воде» - 10 часов.

1. Безопасность спасателя и способы транспортировки пострадавшему на воде (2час) – подплывание к пострадавшему на воде, способы освобождения от захватов, способы транспортировки условно пострадавшего или уставшего пловца.

2. Практические занятия (3 часа) – приближение к условно пострадавшему на воде, отработка приёмов освобождения от захватов, транспортировка пострадавшего, находящегося в сознании и без, одним или двумя спасателями.

3. Практические занятия (5 часов) – плавание способом дельфин при помощи рук, ног и способом в целом, стары и повороты в плавании дельфином.

Модуль VII «Общая физическая подготовка» - 10 часов.

1. Понятие общей физической подготовки (2часа) - физические качества, способы и средства их развития, контроль и самоконтроль за уровнем физического развития.

2. Практические занятия (3 часа) – прикладные способы плавания: брассом на спине, на боку, их применение при транспортировке пострадавших на воде.

3. Практические занятия (5 часов) – совершенствование техники спортивных способов плавания: кроль на груди, на спине, брассом и дельфином, старты и повороты в комплексном плавании.

Модуль VIII «Первая помощь пострадавшим на воде» - 10 часов.

1. Первая помощь пострадавшим на воде (2 часа) – медицинская аптечка: состав, хранение, транспортировка; основные приёмы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим на воде при утомлении, переохлаждении, травме, утоплении.

2. Практические занятия (4 часа) - отработка правильной последовательности действий при оказании первой доврачебной помощи пострадавшим на воде, выполнение искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца.

3. Практические занятия (4 часа) – совершенствование техники прикладных и спортивных способов плавания, с использованием плавательных и спасательных средств.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.



П/№

Наименование раздела

Тема

Количество часов

Содержание

УУД

Дата проведения

План

Факт

1


«Спасательное дело»

Введение.

История возникновения спасательного дела в России

1

Дореволюционная Россия, ВОСВОД, организации, занимающиеся делом спасения на воде в наши дни.

Должны знать основные этапы становления спасательного дела в России.




Наблюдение, связь, сигнализация

2

Виды наблюдения, осуществления связи и сигнализации, сигналы тревоги, сигналы бедствия.

Должны знать виды наблюдения, сигналы тревоги и бедствия, уметь применять их на практике



Азбука Морзе, сигнализация флажками

2

Заучивание азбуки Морзе по словам – подсказкам, расшифровка слов, передача и расшифровка простых флажкограмм.

Должны знать основу морзянки и использовать её. Уметь распознавать сигналы, поданные флажками



Морские узлы

2

Морские узлы их виды, предназначение и применение

Должны знать разновидности морских узлов



Вязание морских узлов, техника безопасности при работе с верёвкой

3

Должны уметь определять виды узлов, вязать и развязывать простые морские узлы



2

«Основы гигиены»

Понятие о гигиене

2

Личная и общественная гигиена на занятиях плаванием, гигиена места для проведения занятий спортивным и прикладным плаванием, гиена спортивного и спасательного снаряжения

Должны знать правила личной и общественной гигиены и соблюдать их на занятиях



Закаливание организма посредством занятий спортивным и прикладным плаванием

2

Влияние водной среды на организм человека, значение плавания в системе закаливания организма, основные средства закаливания

Должны знать средства и приёмы закаливания и использовать их в повседневной жизни.




Освоение с водой

1

Вводный инструктаж, правила поведения на воде и в бассейне.

Должны знать правила поведения в бассейне и на открытых водоёмах




Погружение в воду и навыки скольжения

5

Погружение в воду, обучение навыкам лежания на воде без движения на груди и на спине, скольжению с задержкой дыхания, нырянию в глубину

Должны знать принцип задержки дыхания, уметь самостоятельно выполнять скольжение на спине и на груди




3

«Правила безопасного поведения на воде»

Правила безопасного поведения у воды и на воде

2

Причины несчастных случаев, купание на пляжах и в необорудованных местах, статистика гибели детей, нарушивших правила безопасного поведения на воде. Особенности спасения пострадавших в летний и зимний период.

Должны знать правила безопасного поведения на воде и особенности спасения пострадавших в летний и зимний период



Опасности, подстерегающие отдыхающих у воды и на воде


1

Меры безопасного поведения на открытых водоёмах.

Должны знать и соблюдать меры безопасного поведения на воде



Плавание на груди и на спине при помощи ног кролем на груди

7

Скольжение на груди и на спине при помощи ног способом кроль, ныряние в длину при помощи ног кролем на груди, техника работы рук способами кроль на груди и на спине.

Должны уметь выполнять скольжение при помощи ног кролем на груди и на спине и нырять в длину указанным способом.




4

«Спортивные способы плавания»

Основные способы спортивного плавания

2

Техника плавания кролем на груди, на спине, брассом и дельфином техника стартов и поворотов

Должны знать основные способы спортивного плавания



Плавание кролем на груди и на спине

8

Плавание кролем на груди и на спине при помощи работы рук, ног и способом в целом, техника стартов и поворотов в плавании кролем на груди и на спине.

Должны уметь плавать кролем на гуди и на спине при помощи рук, ног и способом в целом 10, 15, 25м



5

«Спасательные плавательные средства и их использование»

Спасательные средства

1

Спасательные средства, применяемые летом: спасательный круг, пояс, жилет, шары, конец Александрова.

Спасательные средства, применяемые зимой: лестница, доска, багор, шест, сани.

Должны знать основные спасательные средства, применяемые летом и зимой



Назначение и применение спасательных средств

2

Назначение и способы применения спасательных средств зимой и летом, понятие подручных спасательных средств, требования, предъявляемые к спасательным средствам, меры безопасности при применении спасательных средств. Комплект №1 (маска, трубка, ласты)

Должны знать основные способы применения спасательных средств. Уметь пользоваться маской, трубкой и ластами.



Ныряние в длину

3

Ныряние в длину, скольжение под водой при помощи ног способом кроль на груди, доставание предметов со дна бассейна, плавание в ластах кролем на груди и на спине.

Должны уметь выполнять ныряние в длину различными способами, доставать предметы со дна.



Плавание способом брасс

4

Плавание способом брасс при помощи рук, ног и способом в целом, старты и повороты в плавании брассом

Должны уметь плавать способом брасс при помощи но, рук и способом в целом.



6

«Способы спасения и транспортировки пострадавших»

Безопасность спасателя и способы транспортировки пострадавшему на воде

2

Подплывание к пострадавшему на воде, способы освобождения от захватов, способы транспортировки условно пострадавшего или уставшего пловца.

Должны уметь подплывать к пострадавшему целесообразным способом и выбирать наиболее подходящий способ транспортировки.



Приёмы освобождения от захватов в воде

3

Приближение к условно пострадавшему на воде, отработка приёмов освобождения от захватов, транспортировка пострадавшего, находящегося в сознании и без, одним или двумя спасателями

Должны уметь подплыть к пострадавшему на воде, освободиться от захвата и транспортировать пострадавшего в безопасное место.



Плавание способом дельфин

5

Плавание способом дельфин при помощи рук, ног и способом в целом, стары и повороты в плавании дельфином

Должны уметь плавать способом дельфин при помощи но, рук и способом в целом.



7

«Общая физическая подготовка»

Понятие общей физической подготовки

2

Физические качества, способы и средства их развития, контроль и самоконтроль за уровнем физического развития.

Должны знать основные физические качества. Владеть приемами самоконтроля при их развитии.



Прикладные способы плавания

3

Плавание прикладными способами плавания: брассом на спине, на боку, их применение при транспортировке пострадавших на воде

Должны уметь использовать прикладные способы плавания при транспортировки пострадавших на воде.



Совершенствование техники спортивных способов плавания

5

Плавание спортивными способами плавания: кроль на груди, на спине, брассом и дельфином, старты и повороты в комплексном плавании.


Должны уметь проплывать каждым способом 15-25м



8

«Первая помощь пострадавшим на воде»

Первая помощь пострадавшим на воде

2

Медицинская аптечка: состав, хранение, транспортировка; основные приёмы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим на воде при утомлении, переохлаждении, травме, утоплении.

Должны знать содержание медицинской аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим на воде.



Последовательность действий при оказании первой доврачебной помощи

4

Отработка правильной последовательности действий при оказании первой доврачебной помощи пострадавшим на воде, выполнение искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца

Должны уметь выстраивать алгоритм действий при оказании первой доврачебной помощи пострадавшим на воде.



Техника прикладных и спортивных способов плавания

4

Совершенствование техники прикладных и спортивных способов плавания, с использованием плавательных и спасательных средств.

Должны уметь плавать прикладными и спортивными способами и применять их в зависимости от ситуации





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Список литературы для педагога:


1. Березина В.А. Воспитание в системе дополнительного образования детей. – М., 2015.

2. Великая отечественная война 1941-1945. Энциклопедия для школьников.– М., 2001.

3. Волков А.П. Знай и умей. – М., 1990.

4. Выживание в экстремальных условиях. – М.: ИПЦ «Русский раритет» 1993.

5. Гоголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся. - М., 1990.

6. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 1990.

7. История русской армии. – М., 1991.
8. Плавание. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ – М., 2004.

9. Костров А.М. Гражданская оборона. – М., 1991.

10. Основы подготовки к военной службе: Методические материалы и документы. – М., 2003.

11. Бубнов В.Г., Каташинский Н.А. Атлас первой помощи.


Литература для учащихся:


1. 100 вопросов - 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами

По призыву и контракту. – М., 2006.

2. Великая отечественная война 1941-1945. Энциклопедия для школьников.– М., 2001.

3. Волков А.П. Знай и умей. – М., 1990.

4. Выживание в экстремальных условиях. – М.: ИПЦ «Русский раритет» 1993.

5. Гоголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся. - М., 1990.

6. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 1990.



13


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru