Результаты программ
внеурочной деятельности,
как инструмента развития мышления, познавательных и творческих
способностей учащихся.
Выполнила
Иванова Ирина Владимировна,
учитель информатики
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №2 г. Пестово»
Новгородская обл.
Г. Пестово,
2016 г.
Для развития мышления, познавательных и творческих способностей учащихся мной были разработаны 2 курса внеурочной деятельности: «Решение занимательных задач по информатики» для учеников 5 класса и «Позитив» для учеников 7 класса.
Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Для развитие мышления у учеников 5 классов мной была разработана программа внеурочной деятельности «Решение занимательных задач по информатике». Программа рассчитана на 34 часа, и носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.
Курс внеурочной деятельности «Решение занимательных задач по информатике» нацелен на:
-
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, логического и алгоритмического мышления;
-
воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
-
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.
Для достижения комплекса поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
-
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у школьников основных общеучебных умений информационно-логического характера;
-
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера;
-
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности;
-
организовать работу в виртуальных лабораториях и учебных средах, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составления для них алгоритмов;
-
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Обязательным условием организации курса является использование ИКТ на этапе решения задач и для представления полученных решений, что способствует развитию соответствующих навыков информационной деятельности.
На уроках используется виртуальный задачник из 6-ти виртуальных лабораторий, обеспечивающих учащимся возможность манипулировать экранными объектами, наблюдать динамику решения, повторять найденное решение, осмысливать его и пытаться найти ошибки или более рациональное решение:
1. Переливания;
2. Переправы;
3. Взвешивания;
4. Черные ящики;
5. Перекладывания;
6. Разъезды
-
При выполнении специальных упражнений на компьютере и компьютерных проектов формируется умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (алгоритм решения), проявлять оригинальность при решении логических задач.
-
В процессе выполнения ряда компьютерных заданий происходит развитие логического мышления, так как многие интерактивные упражнения предполагают осуществление выбора, то есть использования простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарного обоснования высказанного суждения.
-
Интерактивные компьютерные задания позволяют овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в интерактивном компьютерном электронном каталоге библиотеки объектов к задачам. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе – в табличном виде, упорядочение информации возрастанию и убыванию.
-
Специально разработанные интерактивные задания помогают получить опыт организации своей деятельности. Это конструирование алгоритма, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи на различных уровнях сложности ее представления.
-
Представленный класс упражнений и интерактивных заданий позволяет получить опыт рефлексивной деятельности. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения с помощью интерактивного экранного помощника и их исправление.
Кроме того, на ряде занятий предполагается использование графического редактора Paint. Ученики получают не только возможность изучить инструменты графического редактора, но и получить опыт планирования последовательности действий для достижения поставленной цели, что ведет в дальнейшем к успешному изучению основ алгоритмизации..
По завершении изучения курса в конце учебного года было проведено 2 занятия в форме конференции, где каждый ученик или группа учеников представили оригинальное решение задач по заинтересовавшей их тематике, задачи собственного сочинения.
Положительные результаты изучения курса наглядно подтверждает тот факт, что в школьных олимпиадах по математике и логике в рамках проведения недели математики, информатики и физике в школе призовые места заняли ученики, занимавшиеся на этом курсе.
В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая.
Цифровая графика (фотография, видеосъемка) очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью учащихся. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.
Цифровая графика, как одна из значимых тем школьного курса информатики, активизирует процессы формирования самостоятельности школьников, поскольку связана с обучением творческой информационной технологии, где существенна доля элементов креативности, высокой мотивации обучения. Создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, исследовательских умений. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением и т.д.).
Курс внеурочной деятельности «Позитив» для учеников 7 класса способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к фотографии, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства.
Целью курса является формирование целостного представления о цифровой фотографии, создание собственных информационных ресурсов, позволяющих сохранить для себя и других красоту окружающего мира.
Главная цель курса — формирование и развитие у учащихся наблюдательности, связи с эстетическим воспитанием.
- овладение умениями и навыками фотодела, использовать один из «языков» международного общения — искусство фотографии; применять накопленные знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, позитивного отношения к окружающей среде. Развитие у детей усидчивости, умения самореализовываться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных обязательств.
Знания и умения, полученные при изучении курса, учащиеся могут использовать для создания изображений при подготовке различной визуальной продукции: поздравительные открытки, школьные газеты, почетные грамоты, рефераты, для размещения на Web-страницах или импортирования в документы издательских систем. Кроме этого, знания, полученные в процессе изучения курса, являются фундаментом для освоения программ в области видеомонтажа и анимации.
Специфика курса позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.
В первой части курса ученик узнает историю возникновения фотографии и путь от камеры обскура до современной цифровой фотографии. Ученики знакомятся с устройством современного цифрового фотоаппарата, знаменитыми фотографами и их работами.
Далее ученики узнают о таких базовых понятиях как чувствительность матрицы (ISO), размер диафрагмы и выдержка, которые являются основными параметрами экспозиции. Для усвоения этих понятий используется онлайн симулятор фотоаппарата.
Следующей темой являются изобразительные средства фотографии. Здесь ученики учатся определять границы кадра, его смысловой центр. Узнают о восходящей и нисходящей диагонали, диагонали «борьбы», линии золотого сечения. Учатся находить наиболее удачные точки съемки.
Четвертая тема – «Поэтика снимка» В этой теме дети узнают о принципе равновесия при заполнении картинной плоскости, о смысловой функции тона. Так же дети узнают о различных способах освещения объекта. Ученики учатся выделять и уравновешивать в фотографии три компонента пространства: 1. Предметы первого плана. 2. Окружающий фон – интерьер, ландшафт, городской пейзаж. 3. Воздух, как компонент пространства.
В следующей теме дети подробно изучают различные жанры фотографии: портрет, пейзаж, натюрморт, спортивная и репортажная фотосъемка, фотосъемка архитектурных сооружений. Во время изучения этой темы дети много фотографируют в различных жанрах, происходит обсуждение сделанных снимков, а так же отбор работ для итоговой выставки.
Отобранные фотографии использовались при изучении следующей темы, касающейся обработки фотографий в графическом редакторе. В ходе изучения этой темы ребята узнают о различных инструментах графического редактора, о работе со слоями, масками и каналами. Так же дети знакомятся с фильтрами и их возможностями. В процессе изучения дети создают коллажи собственных работ.
По окончании курса была организована школьная фотовыставка ученических работ. Многие фотографии теперь украшают стены школьных рекреаций.
В этом году учащиеся участвовали в нескольких муниципальных и региональных фотоконкурсах, где завоевали 4 первых, 4 вторых и три 2 места.
Фотографии, сделанные учащимися на школьных и районных мероприятиях, часто используются для наполнения новостного раздела сайта школы, а так же несколько раз размещались в местной газете.
Использованные ресурсы:
-
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/04/07/fotokruzhok
-
http://orl-school.ru/files/uploads/files/fakultativ_6_kl_inf.doc
-
http://www.metod-kopilka.ru/programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_-_fotogruzhok-26846.htm
-
https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-kursu-kompyuternaya-grafika-749579.html
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Монотипия как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»