В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"














Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Слово о словах, или занимательная этимология»

для обучающихся 5 класса


Направление развития личности школьника: общеинтеллектуальное



Составитель:

Татаренкова Наталья Викторовна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка

м.р. Кошкинский Самарской области,

первая квалификационная категория

Рецензент:

Смагина Ольга Александровна

к.п.н., доцент, заведующая кафедрой

воспитательных технологий СИПКРО



2015 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Слово о словах, или занимательная этимология» для обучающихся 5 класса является модифицированной, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, планируемых результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы основного общего образования и в соответствии c рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. М.: Просвещение, 2012, а также с учетом Концепции школьного филологического образования и согласно Положению ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности.

В Концепции школьного филологического образования особое внимание уделяется развитию языковой личности, ее духовному приобщению к красоте и богатству художественного слова. Целью изучения русского языка становится «обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие грамматического строя речи учащихся, развитие у них всех типов речевой деятельности, умений владеть русским литературным языком как средством общения во всей полноте его функциональных возможностей».1 Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.

Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои нераскрытые тайны и загадки, свою историю. Жесткие рамки урока и достаточно большой объем программного материала не позволяют в полной мере удовлетворить языковую потребность детей в разгадывании незримой связи явлений, запечатленных в слове, показать всю красоту и богатство русского языка, раскрыть его секреты.


Цель данной программы: формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся на основе умения выполнять этимологический анализ слов для выяснения исторических изменений в структуре слова, его значения и правописания.


Задачи курса:

Воспитательные

  • Формировать положительную мотивацию к изучаемому разделу языкознания – «Этимология».

  • Воспитывать патриотическое сознание, чувство любви и уважения к родному языку и краю.

  • Пробудить интерес к истокам своей семьи, своего рода, помочь сохранить семейные традиции.

Развивающие

  • Дать возможность учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, познавательную самостоятельность, творческий потенциал.

  • Совершенствовать коммуникативно-речевые навыки, умения свободно владеть русским литературным языком.

  • Способствовать развитию представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.).

Обучающие

  • Расширить представление о сущности понятия «этимология», об истории происхождения слов.

  • Научить аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа.

  • Изучить способы решения этимологических проблем.

  • Выработать умение пользоваться этимологическим словарем.






Педагогическая целесообразность и новизна программы


Программа курса способствует повышению уровня языковой, лингвистической и коммуникативной компетентности учащихся. Этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, так как в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося; позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм, поскольку дает возможность сделать непроверяемые слова проверяемыми, понять значение словарных слов, а не просто запомнить их орфографический облик. Экскурс в историю слова делает занятие более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка.

Структура программы строится по принципу от “общего - к частному”, содержит не только лингвистический, но и краеведческий материал: занимательные разделы по языкознанию, раскрывающие загадки топонимики и ономастики. Это стимулирует интерес к изучению языка через исследовательскую работу.


Разработанная программа соответствует категории учащихся в возрасте 11-12 лет. Именно в этот период у младших подростков меняется характер учебной деятельности, появляется желание иметь свою точку зрения. Учащимся средних классов свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, выходящей за рамки предмета. В среднем школьном возрасте формируется исследовательский стиль мышления.2


Срок реализации программы – 1 год, в объеме – 1 час в неделю (34 часа).

Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.



Методы работы


  • словесный метод (рассказ, беседа, работа с информацией);

  • наглядный метод (наблюдение, демонстрации, иллюстрации);

  • эмпирический метод;

  • исследовательский метод;

  • метод эвристической беседы;

  • метод упражнений (рецептивные, аналитические, творческие);

  • метод самоконтроля.


Технологические приемы


  • технология учебно-поисковой деятельности;

  • ИКТ-технологии;

  • игровая технология;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • метод проектов.



Содержание курса


п/п

Разделы программы

Кол-во

часов

Планируемые образовательные

результаты

1

Откуда берутся слова?

Всему название дано.













9

Предметные: знать историю возникновения слов, способы пополнения словарного состава языка; иметь понятие о науке-этимологии.

Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; уметь составлять тексты художественного стиля, пользоваться этимологическим словарём.

Личностные: стремление к речевому совершенствованию; осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности.

2

Необыкновенные

родственники.

«В соседстве дальних слов я

нахожу родство, мне нравится сближать их смысл и расстоянья…»

6

Предметные: расширение и систематизация научных знаний о языке; обогащение словарного запаса; овладение нормами литературного языка в речевой практике; научиться, используя сравнительно-фонетический анализ, выделять из представленных слов слова, образованные путем изменений на фонетическом уровне; формирование навыка работы с этимологическим словарем, проведения морфемного анализа слова; умение использовать знания по этимологии слова при объяснении его написания.

Метапредметные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

3

Псевдоэтимология, или “народная” этимология.

5

Предметные: получить знания по лженауке языкознания – «псевдоэтимологии»; уметь определять слова, образованные народно-этимологическим путем; давать собственную справку о значении слова.

Метапредметные: интегрироваться в группу сверстников и строить вместе продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Личностные: развитие творческого потенциала, воображения, креативности личности; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

4

Словесные раскопки.

Топонимы земли

Кошкинской

7

Предметные: знать историю происхождения местных топонимов, уметь составлять топонимический словарь.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ-технологий.

Личностные: приобщение к краеведческой поисково-исследовательской деятельности; сохранение исторической памяти; воспитание патриотизма, духовное приобщение к красоте и богатству родного слова и края.

5

Познай самого себя.

Этимология имен

и фамилий.

6

Предметные: познакомиться с понятием «ономастика», знать историю своего родового имени, уметь составлять антропонимический словарь происхождения и значения имен и фамилий своей семьи.

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные: интерес к истокам собственной родословной, фамильная гордость за своих предков.

6

Подведение итогов. КВН.

1

Предметные: умение выполнять сравнительно-исторический анализ слов; знать пути решения этимологических проблем.

Метапредметные: формулировать коммуникативное высказывание; уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; давать свою оценку.

Личностные: формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе игровой деятельности, адекватно реагировать на эмоции других.


ИТОГО

34






Тематическое планирование

п/п



Раздел, тема

Количество

часов



Содержание занятий



Виды

деятель-ности

учащихся



Формы занятий

всего

теория

практика


Раздел 1. Откуда берутся слова? Всему название дано.



1.

История возникновения первых слов.3

1

1

-

Знакомство с понятием «этимология», ее происхождением. Изучение истории возникновения первых слов. Просмотр видеофрагмента «Откуда пришло слово».

Аналитическая, познавательная.

Аналитическая беседа, просмотр фрагмента фильма.

2.

Слова придумывают дети.4

1

-

1

Открытие удивительного феномена детства - неосознанного словесного творчества – детской этимологии. Знакомство с примерами детского словотворчества. Игра «Пойми меня».

Частично-поисковая, игровая.

Микро-исследование,

интеллектуальная игра.

3.

Слова изобретают ученые.5

1

-

1

Просмотр презентации о научной этимологии. Поиск в этимологическом словаре научных терминов. Шуточная игра «Бред профессора»

Познавательная,

поисковая,

игровая.

Презентация, работа со словарями, игра.

4.

Слова сочиняют писатели.6

1

-

1

Рассказ о мастерстве писателей и поэтов сочинять слова. Виртуальное путешествие в «Мастерскую слова».

Познавательная, аналитическая.

Аналитическая беседа, виртуальное путешествие.

5.

Слова приходят из других языков.7

1

-

1

Знакомство с заимствованной лексикой. Нахождение в этимологическом словаре иностранных слов и определение их значения. Кроссворд «Одним словом».

Познавательно-аналитическая, поисковая, игровая.

Словарная работа, электронный кроссворд.

6.

Совсем недавние пришельцы.8

1

-

1

Лаборатория слова. Лексический анализ современных слов-неологизмов. Квест-игра «Слова-пришельцы».

Учебно-исследовательская, игровая.

Творческая лаборатория слова, интерактивная игра.

7.

Великий и могучий… школьный язык.

1

-

1

Сообщение «Лексика школьного обихода». Анкета «Как мы говорим». Составление словаря школьного сленга.


Познавательно-ана-литическая, поисково-исследовательская.

Анкетный опрос, словарная работа.

8.

Современные слова: сленг и жаргонизмы.

1

-

1

Ознакомление с истоками жаргонной лексики, причинами появления слов-сорняков в языке; разграничение литературных слов и ненормативной лексики. Игра «Переводчики».

Познавательно-аналитическая, частично-поисковая, игровая.

Микро-исследование, словарная работа,

деловая игра.

9.

Старая сказка на новый лад.

1

-

1

Создание русской народной сказки «Репка» на языке молодежного сленга.

Коллективно-творчес-кая деятель-ность.

Сказочная мастерская «В гостях у “клёвой” сказки».


Раздел 4. Необыкновенные родственники.

«В соседстве дальних слов я нахожу родство,

мне нравится сближать их смысл и расстоянья…»



10

Необычное происхождение обычных слов.

1

-

1

Проследить «родословную» слов вплоть до его этимологического рождения, научиться аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа. Сравнение современных слов с исходными единицами языка, выяснение их фонетических изменений. Показ презентации «Знакомые незнакомцы». Игра «Лингвистическое домино».

Научно-исследовательская, познавательно-аналитическая, игровая.

Микро-исследование, работа со словарями, компьютерная презентация, лингвистическая игра.

11

Найдите родственников.

1

-

1

Нахождение слов, восходящих к одному и тому же общеславянскому корню. Анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точки зрения. Отгадывание загадок, подбор к отгадкам однокоренных слов.

Поисково-исследовательская, аналитико-синтетическая, игровая.

Микро-исследование, работа со справочной литературой, загадки.

12

Идем по следу.

1

-

1

Работа с этимологическим словарем, установление этимологически родственных связей, поиск исторического корня, подбор варианта проверочного слова. Интерактивный flash-тренажер «Родственные слова».

Поисково-исследовательская, аналитико-синтетическая, игровая.

Работа со справоч-ной ин-

формацией, интерактивная игра-тренажер.

13

Разберем по полочкам.

1

-

1

Составление «этимологического гнезда» однокоренных слов, обозначение общей части слов языковой цепочки. Логическая игра «Найди лишнее».

Поисково-исследовательская, аналитико-синтетическая, игровая.

Практическая работа со словарями, интеллек-туальная игра.

14

Зри в корень.

1

-

1

Подбор однокоренных слов, проверка «корневых» орфограмм с помощью этимологических родственников. Решение онлайн-кроссворда «Этимология на службе орфографии».9

Аналитико-синтетическая, частично-поисковая, игровая.

Словарная работа, интерактивная игра.

15

Устный журнал «Портрет одного слова».

1

-

1

Рассмотреть различные аспекты одного слова (на выбор): его значение, происхождение, произношение, употребление, его уникальность и место во фразеологизмах.

Проектно-исследовательская, аналитико-синтетическая, творческая.

Мини-исследование, устный журнал.


Раздел 5. Псевдоэтимология, или “народная” этимология.



16

От серьезной науки до словесной шутки.10

1

-

1

Знакомство с понятием «псевдоэтимология». Что это – игра или стилистическое средство? Поиск примеров “ложных” слов в фельетонах, юмористических рассказах сатирического журнала «Крокодил».

Познавательно-аналитическая, поисково-исследовательская.

Практическая работа с текстовой информацией.

17

Слова - “перевертыши”.

1

-

1

Открытие слов-палиндро-мов – “перевертышей”. Чтение примеров в стихотворениях Г.Р. Державина, А.А. Фета, В. Хлебникова «Перевертень». Игра-лото «Слово наоборот».


Познавательно-аналитическая, частично-поисковая, игровая.

Микроисследование, работа с художественным текстом, игра.

18

Это было бы смешно, если б не было так печально.

Поговорим о “ляпах”.

1

-

1

Познакомиться с видами речевых ошибок в неоправданном использовании структуры языковой единицы. Деловая игра «Юный корректор».

Познавательно-аналитическая, игровая.

Работа с информацией, составление таблицы, игра.

19

Псевдоэтимологический словарь «Всерьез о шутке».

1

-

1

Творческая мастерская «От слова к слову». Запись слов и подбор к ним своих необычных языковых ассоциаций. Классификация словарных статей по алфавиту. Составление псевдоэтимологического словаря.

Коллективно-творческая, аналитическая.

Творческая мастерская слова.

20

Презентация псевдоэтимологического словаря.

1

-

1

Выступление от каждой группы с презентацией продукта творческой деятельности.

Коллективно-творческая.

Презентация продукта совместной деятельности.


Раздел 2. Словесные раскопки. Топонимы земли Кошкинской.



21

Почему Кошки?11

1

-

1

Знакомство из архивных источников с версиями происхождения села Кошки. Создание мини-проекта «Кондурчинская слобода, или история села Кошки».

Познавательно-аналитическая, проектно-исследовательская.

Мини-проект.

22

К истокам Кондурчи.12

1

-

1

Сбор информации о возникновении названия реки Кондурча. Чтение стихотворений поэта-земля-ка И.Ф. Акулиничева, посвященных Кондурче. Конкурс рисунков «Капелька моей любви к России - солнечная речка Кондурча».

Поисково-исследовательская, художественно-творческая.

Микроисследование, конкурсы чтецов и рисунков.

23

Семь чудес Кошкинского района.13

1

-

1

Рассказ об удивительных памятниках природы, истории и культуры Кошкинского района - Белоключевском роднике, Гудковских прудах, Ивановских камнях, Максимкинском дубе, Марьевской горе и храмах «Во имя св. князя А. Невского» и «В честь Рождества Христова». Создание буклета «Семь чудес района».

Познавательно-аналитическая, художественно-творческая.

Обсуждение, сбор информации, создание буклета в программе Microsoft Publisher.

24

Вот моя деревня…

Что означает село Нижняя Быковка?14

1

-

1

Поиск информации об истории названия своего села. Интервью со старожилами. Выпуск школьной газеты «Мое село с необычным названием».

Поисково-исследовательская, художественно-творческая.

Работа с информацией, мини-иссле-дование, выпуск газеты.

25

Экскурсия в Кошкинский историко-краеведческий музей.

1

-

1

Посещение Кошкинского историко-краеведческого музея. Знакомство с историей и культурой малой родины.

Познавательно-аналитическая.

Экскурсия в районный музей краеведения.

26

Топонимический словарь Кошкинского района.15

1

-

1

Составление словаря топонимов Кошкинского района.

Коллективно-творчес-кая, аналитическая.

Сбор информации, словарная работа.

27

Презентация словаря топонимов Кошкинского района.

1

-

1

Представление топонимического словаря своей местности.

Коллективно-творчес-кая.

Презентация продукта совместной деятельности.


Раздел 3. Познай самого себя. Этимология имен и фамилий.



28

Что в имени тебе моем? Тайны наших имен.

1

-

1

Знакомство с историей происхождения своего имени, толкованием его значения. Как раскрывает имя характер человека, влияет на его судьбу. Работа с онлайн-словарями и справочниками по ономастике.

Познавательно-аналитическая, частично-поисковая.

Работа со справочной информацией в Интернете.

29

Моя фамилия. Мое отчество.

1

-

1

Высказывания-предполо-жения о значении своей фамилии и отчества. Знакомство с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Да-ля, поиск значения своей фамилии и отчества.

Познавательно-аналитическая, частично-поисковая.

Обсуждение предположений

работа со словарем, мини-исследование.

30

«Говорящие» фамилии.

1

1

-

Рассмотреть примеры «говорящих» фамилий в русской литературе, соотнести их значения; определить роль данного художественного приема в стилистическом образе произведения. Прослушивание рассказа «Лошадиная фамилия» из аудиокниги А.П. Чехова.

Познавательно-аналитическая, художественно-творческая.

Составление таблицы, прослушивание аудиокниги.

31

Герои сказок рассказывают о себе.

1

-

1

Решение кроссворда «Герои литературных и народных сказок». Обмен мнениями, почему именно эти имена имеют герои. Просмотр презентации литературного проекта «Средства создания образа Бабы-Яги в русских народных сказках», составление плана данного исследования. Обмен мнениями о проекте. Работа в группах по теме «Этимология и лексическое значение слова «Кощей». Выступления учеников об этимологии имён героев сказок. Самостоятельное определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с ранее разработанными критериями.

Познавательно-аналитическая, коллективно-творческая.

Отгадывание кроссворда, просмотр презентации, работа в группах, выступления ребят.

32

Антропонимический словарь имен и фамилий моей семьи.

1

-

1

Составление словаря имен и фамилий своей семьи. Работа со словарем В.И. Даля и поиск информации в Интернете.

Коллективно-творческая.

Словарная работа, сбор материала в Интернете.

33

Презентация антропонимического словаря «Имя дома моего».

1

-

1

Выступление с презентацией антропонимического словаря «Имя дома моего».

Коллективно-творческая.

Презентация словаря по антропонимике.

34

Подведение итогов. КВН.

1

-

1

Класс делится на две команды. В каждой команде назначается капитан. Участники выполняют следующие задания:

1. Разминка «Лексические слухи».

2. Конкурс «Этимологический мик-роскоп».

3. Конкурс «Старославянские родственники».

4. Конкурс капитанов «Регулировщик слова».

5. Домашнее задание «Фэнтези «Невероятные приключения слов-“иностранцев” в России».

Интеллектуально-творческая.

Выступления команд, подведение итогов.


Описание предполагаемой результативности курса


Планируемые результаты


Личностные результаты:


  • положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;

  • появление желания умело пользоваться языком, сознательно относиться к своей речи;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

  • патриотическое сознание, интерес к историческим и культурным ценностям родного слова и края;

  • интерес к истокам собственной родословной, фамильная гордость за своих предков.


Метапредметные результаты:

Ученик научится или получит возможность научиться:


Познавательные:

  • искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;

  • читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

  • фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной;

  • пользоваться различными словарями, справочниками, находить в них нужные сведения;

  • выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;

  • подводить под понятие, доказывать, делать выводы;

  • проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;

  • строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

  • строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Регулятивные:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

  • действовать по плану и планировать свои учебные действия;

  • контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.



Предметные результаты:

  • иметь представление о сущности понятий «этимология», «топонимика», «ономастика», «псевдоэтимология»;

  • владеть необходимыми теоретическими знаниями об истории происхождения слов;

  • уметь моделировать этимологическое гнездо слов;

  • научиться аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа;

  • уметь определять слова, образованные народно-этимологическим путем, давать собственную справку о значении слова;

  • знать историю происхождения, значение имени, фамилии и отчества своей семьи; местных топонимов;

  • уметь составлять антропонимический и топонимический словари;

  • понять особенности молодежного сленга, причины проникновения ненормативной лексики в школьную речь;

  • получить сведения о составе сленговых слов, употребляемых учениками ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка.


Контроль и оценка результатов


Основными формами выявления  уровня усвоения программы являются презентации продуктов проектной и исследовательской деятельности: различных словарей, буклета, сценария сказки, школьной газеты, устного журнала; деловые и ролевые игры, викторины, кроссворды, загадки, лингвистическое домино, интерактивный flash-тренажер, лото, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям, защита творческих проектов, участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, коллективные обсуждения пройденных тем. Результатом итогового прохождения программы будет выступление команд в игре КВН.


Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации мини-проектов, элементарные представления об исследовательской деятельности.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике. 

Портфель достижений школьника


За время прохождения курса внеурочной деятельности учащиеся выполняют в конце каждого раздела итоговые работы разного формата. Результатом творчества становятся продукты совместной или индивидуальной деятельности:

  • словарь школьного сленга;

  • старая сказка на новый лад;

  • мини-проект «Кондурчинская слобода, или история села Кошки»;

  • конкурс рисунков «Капелька моей любви к России – солнечная речка Кондурча»;

  • создание буклета «Семь чудес района»;

  • выпуск школьной газеты «Мое село с необычным названием»;

  • составление словаря топонимов Кошкинского района;

  • выступления учеников об этимологии имен героев сказок;

  • антропонимический словарь «Имя дома моего»;

  • устный журнал «Портрет одного слова»;

  • творческая мастерская «От слова к слову»;

  • псевдоэтимологический словарь «Всерьез о шутке»;

  • фэнтези «Невероятные приключения слов -“иностранцев” в России».

Собранный языковой материал может послужить базой для дальнейшего использования

при организации внеклассных мероприятий: Неделе русского языка и литературы, Дне славянской письменности, школьной научно-практической конференции, районных краеведческих чтениях, районной филологической конференции. «Первые шаги в науку» - путь к успеху!

Список литературы


Для учителя


Нормативно-правовая база


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 10.09.2015).

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nou-gelios.ru/assets/files/dokumentyi/FGOS/koncepciya-duhovnaya.pdf (дата обращения: 12.09.2015).

  3. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/новости/3405/файл/2222/13.05.23-воспитание.pdf (дата обращения: 12.09.2015).

  4. Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 112 с. [Электронный ресурс]. URL: http://uchitel-slovesnik.ru/data/uploads/conception/conception.pdf (дата обращения: 12.09.2015)

  5. Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ (дата обращения: 12.09.2015)


Дополнительная литература


  1. Арнольдов Н.А. Край наш Кошкинский от А до Я. Историко-краеведческий словарь-справочник. Кошки, 2005.

  2. Арнольдов Н.А. Почему Кошки // Маяк Ильича. – 1989.- 27 мая

  3. Арнольдов Н.А. Происхождение села // Маяк Ильича. – 1989.- 30 мая

  4. Арнольдов Н.А. Становление // Маяк Ильича. – 1989.- 1 июня

  5. Арнольдов Н.А. О Кошках и Кондурче // Маяк Ильича. – 1992.- 24 ноября

  6. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 304 с. – (Мастерская учителя-словесника).

  7. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982. – 122 с.

  8. Введенская Л.А. Стихотворения для работы на уроках русского языка. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 90, [1] с. – (Сердце отдаю детям).

  9. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. — М.: АСТ: Астрель, 2001.

10. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/ авт.-сост. В.Н. Пташкина [и др.] – Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.: ил.

11. Лаврова С.А. Откуда берутся слова, или Занимательная этимология. – М.: Воскресный день, 2013. – 128 с.

12. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 4-е изд., РАН, Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999.

13. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен: Около 2600 имен. – 2-е изд. – М.: Русский язык, 1984. – 384 с.

14. Подшибякова Н. А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку //Русский язык в школе – 1984. №2 – с. 24.

15. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. – М.: Просвещение, 1975.- 160 с.

16. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2015. -128 с.- (Мастерская учителя-словесника).

17. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АСТ: Астрель, 2008.

18. Трубачев О.Н. Русская ономастика и ономастика России: Словарь–пособие. - М.: ШколаПресс, 1994. – 291 с.

19. Ходоренко Т.А. Семь чудес района // Северные нивы. – 2007. – 7 апреля

20. Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. 2-е изд. М.: Прогресс, 1986.

Для учащихся


  1. Аникин А.Е., Уткин А.А. и др. Из истории русских слов: Словарь – пособие. – М.: Школа Пресс, 1993.

  2. Волина В. В. Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.

  3. Ковалевская Е.Г. История слов: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1968.

  4. Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога. М.: Педагогика, 1984.-352 с.

  5. Лев Успенский. Ты и твое имя. Рассказы об именах. – М.: Детская литература, 1972.

  6. Шанский Н.М., Боброва Т.А.  Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398 с.


Интернет-ресурсы


  1. Андронова М. Кроссворд «Этимология на службе орфографии». [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/node/276634 (дата обращения: 12.09.2015).

  2. Арнольдов Н.А. История Кошкинского района в названиях и документах. Краеведческий справочник. [Электронный ресурс] // Портал образовательной медиа-сети Северо-Западного управления. URL: http://medianet.yartel.ru/rodina/images/stories/newhistory/history_koshki.pdf (дата обращения: 12.09.2015).

  3. Введенская Л.А., Колесников Н.П. От серьезной науки до словесных шуток. Рассказы об этимологии. Книга для старших школьников — М.: Новая школа, 1996. — 144 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.sfedu.ru/media/upload/images/show/Vved/15/15.pdf (дата обращения: 13.09.2015).

  4. Откупщиков Ю. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии: [Электронный ресурс]. 2005. URL: http://royallib.com/book/otkupshchikov_yu/k_istokam_slova_rasskazi_o_nauke_etimologii.html (дата обращения: 13.09.2015).

  5. Онлайн-библиотека http://slovarionline.ru/

  6. Онлайн-словарь русских имен http://www.onlinedics.ru/slovar/nam.html

1 Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 112 с. [Электронный ресурс]. URL: http://uchitel-slovesnik.ru/data/uploads/conception/conception.pdf (дата обращения: 12.09.2015).


2 Психологические особенности подростков 10-12 лет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kirov.spb.ru/sc/ppms/images/docs/Infomaciya_dlya_OU/Psychological_characteristics_of_adolescents_10_12_years.pdf (дата обращения: 14.09.2015)

3 Лаврова С.А. Откуда берутся слова, или Занимательная этимология.- М.: Воскресный день, 2013.- С.7-10.

4 Там же. С.12.

5 Там же. С.14.

6 Там же. С.17.

7 Там же. С.30.

8 Там же. С.118.

9 Андронова М. Кроссворд «Этимология на службе орфографии». [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/node/276634 (дата обращения: 12.09.2015).

10 Введенская Л.А., Колесников Н.П. От серьезной науки до словесных шуток. Рассказы об этимологии. Книга для старших школьников — М.: Новая школа, 1996. — 144 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.sfedu.ru/media/upload/images/show/Vved/15/15.pdf (дата обращения: 13.09.2015).




11 Арнольдов Н.А. Почему Кошки // Маяк Ильича. – 1989.- 27 мая

12 Арнольдов Н.А. О Кошках и Кондурче // Маяк Ильича. – 1992.- 24 ноября

13 Ходоренко Т.А. Семь чудес района// Северные нивы. – 2007. – 7 апреля

14 Арнольдов Н.А. Происхождение села // Маяк Ильича. – 1989.- 30 мая

15 Арнольдов Н.А. Край наш Кошкинский от А до Я. Историко-краеведческий словарь-справочник. Кошки, 2005.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос