В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по литературе 7 класса

Файл прикреплен к материалу: Рабочая программа по литературе 7 класса
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 7 КЛАСС.




















Раздел 1. Пояснительная записка


Данная рабочая программа по литературе для 7 класса в 2015-2016 учебном году составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе (М.: Дрофа, 2012) и Программы по литературе для 5 - 11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа, 2012).

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цель: Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.


Раздел. 2. Общая характеристика предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как части культуры. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литератур. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе литературных произведений.


Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане


Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 69 часов, в год, 2 часа в неделю.
На развития речи в 7 классе отводится 8 ч, на внеклассное чтение – 5 часов

Количество часов в год: 69 часов

В неделю: 2 часа.

Раздел 4. Содержание тем курса


Роды и жанры литературы

Античная литература

Гомер. «И л и а д а», «О д и с с е я» (фрагменты).


Фольклор.

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир. «Р о м е о и Д ж у л ь е т т а». С о н е т ы.


Литература XIX века


Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.


Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

В. А. Жуковский. «П е р ч а т к а», «С в е т л а н а».

А. С. Пушкин. «Э л е г и я», «К п о р т р е т у Ж у к о в с к о г о», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Н а х о л м а х Г р у з и и л е ж и т н о ч н а я м г л а...», «Я в а с л ю б и л: л ю б о в ь е щ е б ы т ь м о ж е т...», «Т у ч а», «Д р у з ь я м», «19  о к т я б р я» (Роняет лес багряный свой убор...»), «М о я э п и т а ф и я»). Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина.

Жанры прозы А. С. Пушкина.

«П о в е с т и Б е л к и н а» («Барышня-крестьянка» и др.). «Д у б р о в с к и й».


Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

М. Ю. Лермонтов. «С м е р т ь п о э т а», «Н е т, я н е Б а й р о н, я д р у г о й...», «Э л е г и я», «С т а н с ы», «П е с н я», «Р о м а н с», «Д у м а», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»). «М ц ы р и».

Н. В. Гоголь. «Р е в и з о р».

И. С. Тургенев. «С в и д а н и е», «С т и х о т в о р е н и я в п р о з е» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.).

Н. А. Некрасов. «Ж е л е з н а я д о р о г а», «Р а з м ы ш л е н и я у п а р а д н о г о п о д ъ е з д а». Гражданская лирика Некрасова.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «П о в е с т ь о т о м, к а к о д и н м у ж и к д в у х г е н е р а л о в п р о к о р м и л», «П р е м у д р ы й п и с к а р ь», «Б о г а т ы р ь». Сатирические сказки писателя.

Н. С. Лесков. «Л е в ш а».

А. П. Чехов. «Х и р у р г и я», «Ж а л о б н а я к н и г а», «С м е р т ь ч и н о в н и к а». Юмористические рассказы Чехова.


Описания на страницах художественных произведений


Портрет героя в произведениях различных жанров


Литература XX века

Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Х в а л а ч е л о в е к у», «Т р у д»; И. А. Бунин. «И з г н а н и е», «У п т и ц ы е с т ь г н е з д о...»; К. Д. Бальмонт. «Б о г с о з д а л м и р и з н и ч е г о...»; Игорь Северянин. «Н е з а в и д у й д р у г у...»; Р. Киплинг. «Е с л и...» (перевод С. Маршака), «З а п о в е д ь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский. «К а к п о с л е м а р т о в с к и х м е т е л е й...», «И ю л ь — м а к у ш к а л е т а». Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий. «Г р о з а и д е т»; Б. Ш. Окуджава. «А р б а т с к и й р о м а н с»; В. С. Высоцкий. «Я н е л ю б л ю...»; М. Карим. «Е в р о п а — А з и я» и др.

М. Горький. «П е с н я о Б у р е в е с т н и к е», «С т а р у х а И з е р г и л ь», «С т а р ы й Г о д».

В. В. Маяковский. «Н е о б ы ч а й н о е п р и к л ю ч е н и е, б ы в ш е е с В л а д и м и р о м М а я к о в с к и м л е т о м н а д а ч е», «Г и м н о б е д у».

М. А. Булгаков. «Р е в и з о р с в ы ш и б а н и е м» (новая постановка).

К. Г. Паустовский. «Р о ж д е н и е р а с с к а з а».

Ф. А. Абрамов. «О ч е м п л а ч у т л о ш а д и».

А. В. Вампилов. «Н е с р а в н е н н ы й Н а к о н е ч н и к о в».

Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Р а д о с т ь т в о р ч е с т в а».

Великая Отечественная война в художественной литературе

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея.

А. Н. Толстой. «Р у с с к и й х а р а к т е р».

М. А. Шолохов. «О н и с р а ж а л и с ь з а Р о д и н у» (фрагменты).

В. Г. Распутин. «У р о к и ф р а н ц у з с к о г о».


Фантастика и ее жанры

Р. Шекли. «З а п а х м ы с л и».

Детективная литература и ее жанры.Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.

А. Конан Дойл. «П л я ш у щ и е ч е л о в е ч к и».

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.



Раздел 5. Тематическое планирование



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение.

1

2

Фольклор.

3

3

Из русской литературы XIX века.

30

4

Из русской литературы XX века.

27

5

Зарубежная литература.

4

6

Итоговые уроки

4


Итого:

69




Раздел 6. Календарно- тематическое планирование

Дата

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Обору-

дование


Основные виды деятельности



Требования к результату

Вид контроля


план /факт


1


Роды и жанры литературы -1ч

Жанры художественной литературы

1

Таблица.

беседа, викторина

кратко повторить изученное в 6 классе, проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить со структурой учебника.

ответы на вопросы кроссворда

2


Фольклор- 3ч

Жанры фольклора. Былина «Садко»

1

Презентация к уроку.

рассказ учителя, беседа, составление таблицы, работа с презентацией, выразительное чтение, элементы анализа текста

актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества; дать представление об отличиях былины от сказки; познакомить с былиной «Садко-купец, богатый гость»

составление плана былины

3


Сатирическая драма «Барин»

1

Презентация.

викторина, выразительное чтение, беседа по вопросам, игра-импровизация, комментарии учителя

показать особенности жанра сатирической драмы, развивать творческие способности учеников

ответы на вопросы викторины

4


Детский фольклор

1

Таблица.

рассказ учителя, работа с дидактическим материалом, словарная работа, творческие задания

углубление понятия о жанрах детского фольклора, развитие навыков устной речи

устный ответ по теме урока

5


Литература 19 в -30 ч

Баллады В.А. Жуковского.

1

Таблица.

рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

дать определение жанра баллада познакомить с историей жанра, развивать навыки анализа текста

сопоставление-анализ двух переводов

6


Д.Г.Байрон.

1

Презентация к уроку.

заполнение таблицы примерами из стихотворений Байрона, беседа по вопросам, выразительное чтение

Проверить знания учеников, укрепить интерес к творчеству В.А. Жуковского

выразительное чтение стихотворений Пушкина, Лермонтова, посвященных Байрону

7


Жанровое разнообразие творчества А.С.Пушкина.

1

Презентация.

рассказ учителя или подготовленного учащегося, беседа по вопросам, выразительное чтение

углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста

развернутый ответ на вопрос

8


Повесть «Барышня-крестьянка».

1

Таблица.

объяснение учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение

Понять настроения, чувства поэта и выразить их в чтении

развернутый ответ на вопрос

9


Герои повести «Барышня-крестьянка».

1

Презентация

объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказы учащихся

выявить особенности жанра и композиции повести «Барышня-крестьянка»

написание отзыва

10


Роман А.Пушкина «Дубровский».

1

Диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста

познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев

письменная работа по плану характеристики героя

11


Особенности сюжета.

1

Таблица.

составление плана, характеристика героев, комментарии учителя, работа над эпизодом «Пожар в Кистеневке»

помочь учащимся осмыслить образ Владимира Дубровского, показать, как изображаются автором чувства, переживания героя;

анализ текста

12


Слияние признаков любовного и социального романов.

1

Презентация к уроку.

объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказы учащихся

углубить характеристики героев, совершенствовать навыки анализа текста, помочь ученикам сделать вывод об авторском отношении к героям, об идее романа

пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица Дефоржа, Маши, Троекурова

13


Герои романа и их судьбы.

1

Презентация.

объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста

выяснить мотивировку поступков героя; помочь понять авторское отношение к героям

подготовить характеристику Владимира Дубровского

14


Р. р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

1

Таблица.

темы: «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?»

«Какова дальнейшая судьба героев незаконченного романа?»

развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение

Написать сочинение

15


М.Ю.Лермонтов. Различные жанры в творчестве поэта.

1

Таблица.

рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста

показать богатство жанров лирики Лермонтова.

анализ одного стихотворения

16


Герой поэмы «Мцыри». Романтический сюжет и романтический герой

1

Презентация к уроку.


рассказ учителя, комментированное чтение, элементы анализа текста

показать особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме Лермонтова


составление плана поэмы

17


Особенности романтического пейзажа. Совершенство стиха поэта.

1

Презентация.

выразительное и комментированное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, составление цитатного плана, беседа

показать своеобразие сюжета и композиции поэмы Лермонтова, дать характеристику главного героя; совершенствовать навыки анализа поэтического текста

развернутый ответ на вопрос

18


Н.В.Гоголь «Ревизор». История создания комедии.

1

Таблица.

рассказ учителя, выразительное и комментированное чтение, элементы анализа текста, беседа

углубить знания учеников о творческой биографии писателя; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста драматического произведения

выразительное чтение сцен по ролям

19


Городничий и чиновники города N.

1

Презентация

комментированное чтение комедии, характеристика персонажей, элементы анализа текста, беседа

совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников

характеристика персонажей

20


Хлестаков.

1

Диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

характеристика персонажей, элементы анализа текста, беседа

дать характеристику главного героя; совершенствовать навыки анализа поэтического текста

письменная работа

21


Женские образы комедии.

1

Таблица.

элементы анализа текста, беседа, просмотр и обсуждение видеофрагментов

развивать навыки монологической речи, творческие способности учеников

характеристика персонажей

22


«Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

1

Презентация к уроку.

сообщения учащихся, инсценирование и чтение по ролям, викторина

совершенствовать навыки анализа текста драматического произведения

анализ одного стихотворения

23


И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе».

1

Презентация.

объяснение учителя, чтение и анализ тексов

показать особенности жанра стихотворений в прозе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения

чтение наизусть, ответы на вопросы



24


Н.А.Некрасов «Железная дорога». Гражданская лирика Некрасова.

1

Таблица.

составление тезисного плана статьи учебника, сообщение ученика о творческом замысле стихотворения,

расширить знания учеников о личной и творческой биографии Некрасова, познакомить с реальной основой стихотворения «Железная дорога».

чтение наизусть, ответы на вопросы


25


Сюжеты и композиции лироэпических произведений Некрасова и их герои.

1

Таблица.

чтение и анализ текста

выявить идею, определить пафос стихотворения, особенности лирического героя

анализ одного стихотворения

26


М.Е.Салтыков-Щедрин. Сатирические сказки писателя.

1

Презентация к уроку.

рассказ учителя, чтение и анализ текста

кратко познакомить с биографией Салтыкова-Щедрина, показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок;


развернутый ответ на вопрос

27


«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сюжет сказки.

1

Презентация.

словарная работа с терминами: гротеск, ирония, сатира, эзопов язык, иносказание, сарказм, гипербола

помочь понять иносказательный смысл произведения, его идею, показать значение и роль художественных приемов

составление цитатного плана

28


Н.С.Лесков «Левша». Сюжет и герои сказа.

1

Таблица.

рассказ учителя, объяснение теоретических вопросов, чтение и анализ текста, словарная работа

кратко познакомить с биографией Лескова, дать представление о жанре сказа, заинтересовать учеников необычностью повествования

блиц-опрос по содержанию сказа

29


Пафос творческого труда в произведении.

1

Презентация

выборочная характеристика, беседа по вопросам, комментарий учителя

совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев произведения

устный ответ – характеристика Левши

30


Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники.

1

Диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

рассказ учителя, чтение и анализ текста

заинтересовать учащихся творчеством Лескова

сочинение-рассуждение

31


Марк Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

1

Таблица.

сообщение ученика с опорой на мультимедийную презентацию, беседа по вопросам, чтение и анализ текста

заинтересовать творчеством М.Твена, познакомить с особенностями жанра, признаками сатиры, сатирическими приемами в творчестве М.Твена

терминологический диктант

32


А.П.Чехов «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника», «Тоска».

1

Презентация к уроку.

беседа по вопросам, чтение и анализ текста

углубление знаний учеников о личной и творческой биографии Чехова, дать представление о комическом в литературе

сочинение-миниатюра «Мой Чехов»

33


Жестокость этого мира.

1

Презентация.

сообщение ученика, анализ произведения, беседа, дискуссия.

проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказов «Жалобная книга», «Хирургия»

анализ произведений

34


Р.р. Портрет героя в различных жанрах художественных произведений.

1

Таблица.

беседа по вопросам, чтение

Уметь характеризовать героев в различных жанрах произведений

Устный ответ

35


Литература 20- века – 27 ч

Нравственная проблематика в лирике XX века.

1

Таблица.

рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста

показать особенности жанров эпоса, лирики и драмы в 20 веке, показать роль Брюсова в поэзии начала 20 века

выразительное чтение стихотворения

36


Богатство и разнообразие жанров и формы стиха.

1

Презентация к уроку.

рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста

продолжить знакомство с лирикой Серебряного века, совершенствовать навыки анализа поэтического текста

выразительное чтение стихотворения

37


Максим Горький. «Песня о Буревестнике» - романтическая песня-призыв.

1

Презентация.

сообщение ученика, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста

познакомить учеников с понятием «романтизм», «романтический герой»,

выразительное чтение стихотворения

38


«Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя.

1

Таблица.

выразительное чтение, элементы анализа

помочь ученикам выявить основную идею произведения, продолжить работу над анализом текста

развернутый ответ на вопрос

39


Сказка «Старый год» и её герои. Элементы притчи в жанре сказки.

1

Презентация

лекция, сообщения учащихся

развивать навыки анализа текста, работы с иллюстрациями, знать понятие притча

написание эссе


40


В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение.

1

Диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

рассказ и объяснение учителя

начать знакомство учеников с личностью Маяковского

выразительное чтение стихотворения

41


Поэт и Солнце. Мир Маяковского – мир гипербол.

1

Таблица.

беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями

осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта; дать предварительное понятие о футуризме, гиперболе

развернутый ответ на вопрос

42


М.А.Булгаков «Ревизор с вышибанием».

1

Презентация к уроку.

чтение по ролям, беседа по вопросам, комментарии учителя

познакомить с ранним произведением Булгакова;

конспект, устные сообщения

43


«Ревизор с вышибанием» - сатира на злобу дня.

1

Презентация.

комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам

определить, какую роль в сценке играет текст Гоголя

развернутый ответ на вопрос

44


К.Г.Паустовский «Рождение рассказа». Поэтическая проза Паустовского.

1

Таблица.

беседа по вопросам, комментарии учителя

показать, как и почему описание процесса творчества воплощено Паустовским в жанре рассказа;

выразительное чтение

45


Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъёма.

1

Таблица.

сообщения учащихся

помочь выявить главную мысль – длительность и непредсказуемость пути к творчеству

конспект, устные сообщения

46


Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади».

1

Презентация к уроку.

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, обсуждение текста рассказа

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Ф.Абрамова, развивать навыки анализа текста;

размышление «Зачем нам нужны животные?»

47


Рыжуха и её диалог с рассказчиком-автором.

1

Презентация.

работа с планом, словарная работа

показать важность и актуальность проблемы, поставленной писателем

развернутый ответ на вопрос

48


А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников».

1

Таблица.

выразительное чтение, чтение по ролям

познакомить учеников с особенностями жанра водевиля и его историей

выразительное чтение

49


Наконечников, Эдуардов и другие герои.

1

Презентация

беседа по вопросам, комментарий учителя

продолжить работу над анализом текста

конспект, устные сообщения

50


А.Т.Твардовский «Как после мартовских метелей», «Июль – макушка лета».

1

Диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста

знакомство с биографией и творчеством Твардовского, расширить представление о жанрах лирики А.Т.Твардовского

анализ одного стихотворения Твардовского

51


Н.А.Заболоцкий «Гроза идет», Б.Окуджава «Арбатский романс», В.С.Высоцкий «Я не люблю».

1

Таблица.

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам

знакомство с творчеством Н.А. Заболоцкого, Б. Окуджавы, В.С. Высоцкого

конспект, устные сообщения

52


Р.р. Моё любимое стихотворение.

1

Презентация к уроку.

беседа по вопросам

развивать интерес к произведениям

чтение наизусть

53


Великая Отечественная война в художественной литературе.

1

Презентация.

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, просмотр и обсуждение кинофильма

обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны.

конспект, устные сообщения

54


М.А.Шолохов «Они сражались за Родину».

1

Таблица.

комментированное чтение, беседа по вопросам

познакомить учеников с фрагментами неоконченного романа Шолохова,

конспект, устные сообщения

55


Трагические события отступления армии.

1

Таблица.

беседа по вопросам

показать значение этого произведения

развернутый ответ на вопрос

56


Стойкость и героизм участников сражения.

1

Презентация к уроку.

беседа по вопросам

развивать интерес к произведениям о героическом прошлом страны

развернутый ответ на вопрос

57


В.Г.Распутин «Уроки французского».

1

Презентация.

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам,

познакомить с главными темами творчества Распутина

конспект, устные сообщения

58


Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы.

1

Таблица.

обсуждение текста рассказа

раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»

развернутый ответ на вопрос

59


Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

1

Презентация

беседа по вопросам

раскрыть значение названия рассказа

конспект, устные сообщения

60


Р.р. Обучение анализу эпизода

1

Диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

беседа по вопросам

продолжить работу над анализом текста

развернутый ответ на вопрос

61


Из истории эссе.

1

Таблица.

беседа по вопросам

прочитать эссе Паустовского, ответить на вопрос «Что такое эссе?»

развернутый ответ на вопрос

62


Зарубежная литература – 4ч.

А.Конан Дойл «Пляшущие человечки».

1

Презентация к уроку.

беседа по вопросам, комментарий учителя

заинтересовать учащихся творчеством Артура Конан Дойла

беседа на понимание

63


Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы.

1

Презентация.

выразительное чтение, просмотр отрывка

развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи (детективный жанр), развивать фантазию детей и умение мыслить логически

написание детективного рассказа

64


Р.Шекли «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе.

1

Таблица.

вступительное слово учителя, сообщение ученика, работа в группах,

углубить представления учащихся о жанре научной фантастики

ответы на вопросы учителя

65


Рассказ «Запах мысли». Герой – Лерой Кливи и обитатели планеты З-М-22.

1

Таблица.

беседа по вопросам, работа с иллюстрациями

побудить их к чтению лучших образцов жанра, помочь понять проблематику рассказа Шекли

характеристика героя

66


Мир литературы и богатство жанров.

1

Презентация к уроку.

выступления учащихся, беседа, чтение

моделирование; применение методов информационного поиска

конспект, устные сообщения

67


Обобщение изученного в 7 классе.

1

Презентация.

ответы на вопросы

контроль, коррекция, оценка.

развернутый ответ на вопрос

68


Тестирование.

1


тест

анализ;

ответ на вопрос

69


Рекомендации для летнего чтения


презентация

беседа, запись книг для летнего чтения

умение работать с информацией



Раздел 7. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение

1. Литература. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2012г.

2. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012

3. Н.Е.Егорова. Поурочные разработки по литературе 7 класс.

4. Т.Ф.Курдюмова. Методические рекомендации. Литература 7 класс.

5. Литература в 7 классе Урок за уроком. Турьянская Б.И.-М.: «Русское слово», 2010

6. Нестандартные уроки по литературе 5-9 класс.– В.: «Учитель», 2013

7. СD - ROM /Русская литература.

Русская литература от Нестора до Маяковского

Русская поэзия 17-20 вв.

Пушкин в зеркале двух столетий.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

  1. Презентации уроков.

Материальная база

  • интерактивная доска;

  • мультимедиа проектор;

  • компьютер;

  • система интерактивного голосования;

  • экран;

  • музыкальный центр;

Интернет-ресурсы

http://matyuhin-songs.narod.ru - песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина
http://gold.stihophone.ru - архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино
http://public-library.narod.ru - Публичная электронная библиотека. Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина), И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.А.Фета, А.П.Чехова
Стихи России - Сайт для тех, кто любит стихи от классики до современности.
http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Произведения А.С.Пушкина, К.Н.Батюшкова, А.С.Грибоедова, Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя, С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова, А.П.Чехова. Фонотека (романсы, песни)

Русская живопись - обширнейший материал о русской живописи. Информацию о русских художниках начиная с древности и до наших дней. Приведены биографии художников и их наиболее значительные работы.

Я иду на урок литературы - материалы к урокам литературы

В мире мудрых мыслей - высказывания великих людей от древности до современности.



Раздел 8. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ

В результате изучения литературы обучающийся 7 класса должен

знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, роды литературы и жанры; литературный герой (развитие представлений), понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; баллада, стихотворения в прозе; лирический герой, поэма, трехсложные размеры стиха, гипербола, гротеск, сатира и юмор как формы комического, публицистика, мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.

уметь:

  • Видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;

  • Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • Объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • Видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • Аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • Выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • Сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • Оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • Сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;

  • Стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • Написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос