В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299


Рассмотрено

Руководитель МО

_________

Протокол № 1

от « » 20 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________

«__» 20 г.

Утверждаю

Директор

МБОУ «Гимназия №3»

_______

Приказ № _____

от « » 20 г.




Рабочая программа


по факультативу «Наглядная геометрия»


для обучающихся 2 класса






Сроки реализации программы: 2015 -2016 учебный год










Разработчик: Захарова Л. В.,

учитель начальных классов

высшая квалификационная

категория.









г. Рубцовск, 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по факультативу «Наглядная геометрия» для 2 класса составлена основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009; Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процесс в общеобразовательных учреждениях на 2015 – 2016 год (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г.); основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №3»; учебного плана МБОУ «Гимназия №3» на 2015 – 2016 учебный год; действующего положения о рабочей программе по учебному предмету муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»; годового календарного графика; Примерной программы начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373); авторской программы «Наглядная геометрия» Н.Б. Истоминой стандарта начального общего образования, 2009.

Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения.

На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание интереса к изучению геометрического материала. Федеральный государственный образовательный стандарт расширяет содержание геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников.

Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения.

Цель данного курса: формирование у младших школьников универсальных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения) в процессе усвоения геометрического содержания.

Задачи программы:

- развитие образного(пространственного) и логического мышления, интуиции;

- формирование конструктивно-геометрических умений и навыков;

способности читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам;

- формирование практической значимости геометрических знаний;

Ценностные ориентиры:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приёмов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- формирование умения наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

Формы работы:

Работа в парах

Работа в малых группах.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

 Используемые технологии:

игровые технологии

технология создания ситуации успеха на уроке

личностно-ориентированные   (разноуровневые задания)

ИКТ (презентации к темам, видеофрагменты)

системно - деятельностный подход

Основные формы и виды организации образовательного процесса:

урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;

урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;

Используемые методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный;

Проблемно-поисковый;

Методы моделирования и конструирования;

Метод стимулирования интереса к учению;

Метод самоконтроля;

Метод самостоятельной деятельности учащихся:

Дифференцированный подход к обучающимся.

Построение учебных диалогов.

На курс «Наглядная геометрия», который находится в вариативной части учебного плана, во 2 классе учебным планом гимназии выделено 34 часа (1 час в неделю; 34 учебных недели). На основании годового учебного графика добавлен 1 резервный час. Итого на изучение данного курса отводится 35 часов. В авторской программе на изучение курса выделено 23часа. Поэтому целесообразно резервные часы (12 ч) распределить следующим образом:

- Обобщение изученного во 2 классе – 2 ч;

- Контроль и учёт знаний – 1 ч;

- «Ломаная линия» - 1 час;

- «Кривая линия и луч. Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч» - 1 ч;

- «Куб. Чтение чертежей» – 1 ч

- «Многогранники, развертка многогранника» - 1 ч

- «Сечение многогранника» - 2 ч

- Праздники, конкурсы, КВН, посвящённые геометрии – 3 ч

Формы представления результатов:

Конкурс знатоков.

Инсценирование геометрических сказок.

Выпуск стенгазеты: « Работа нашего факультатива».




Содержание учебного курса ( 35 ч)

1. Поверхности. Линии. Точки (3 ч). (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о точке, линиях и поверхностях при выполнении различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.)

2. Углы. Многоугольники. Многогранники. (18 ч) Уточняются представления младших школьников об углах и многоугольниках. Второклассники знакомятся с многогранником на основе имеющихся у них представлений о плоской поверхности. Продолжается работа по формированию у учащихся умений читать графическую информацию, выделять видимые и невидимые линии при изображении пространственных фигур.

3. Повторение (2 ч) Повторение и закрепление изученного учебного материала.

4. Дополнительные (резервные) часы (12 ч)




Учебно - тематический план

№п/п

Название раздела

Кол-во часов

Темы раздела

1

Поверхности. Линии. Точки.

3

Виды поверхностей.

Ломаная линия.

Кривая линия и луч. Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч.

2

Углы. Многоугольники. Многогранники

18

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.

Виды углов.

Строим углы с помощью угольника. Многоугольники.

Треугольники.

Четырехугольники.

Четырехугольники, треугольники.

Прямоугольник и квадрат.

Периметр многоугольника. Многогранники и их изображение на плоскости.

Многогранники и их изображение на плоскости. Ребро многогранника.

Многогранник. Развертка многогранника.

Куб, развертка куба.

Читаем схемы и чертежи.

Многогранники, развертка многогранника.

Сечение многогранника.

3

Повторение

2

Повторение по теме «Поверхности. Линии. Точки»

Повторение по теме «Углы. Многоугольники. Многогранники»


4

Дополнительные часы (резерв)


12

Обобщение изученного

Контроль и учёт знаний

«Ломаная линия»

«Кривая линия и луч. Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч»

«Куб. Чтение чертежей»

«Многогранники, развертка многогранника»

«Сечение многогранника»

Праздники, конкурсы, КВН, посвящённые геометрии

5

Итого

35




Поверхности. Линии. Точки. (3 ч.)



п/п

Тема урока

Элементы содержания урока

Дата проведе-ния

Коррек-ция

Основные виды деятельности обучающихся

Информа-ционные ресурсы

Учебное оборудование


1

1-я четверть

Виды поверхностей

Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности. Соотнесение положения предмета в пространстве с его изображением.



Учатся распознавать виды поверхностей на изображениях геометрических тел; соотносить положение предмета в пространстве с его изображением.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


2

Ломаная линия

Построение ломаных линий по данным вершинам.



Строят ломаные линии по данным вершинам.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


3

Кривая линия и луч. Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч.

Взаимное расположение лучей. Положение точки на прямой и вне прямой.



Строят прямые линии по заданным условиям; точку пересечения двух лучей. Строят замкнутые и незамкнутые ломаные линии по заданным условиям. Различают линии замкнутые от незамкнутых

ЭОР

Мультимедийное оборудование


Углы. Многоугольники. Многогранники (18 ч)


4

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.

Обозначение и сравнение углов.



Читают графическую информацию, находят углы, их стороны и вершину, обозначают углы.

ЭОР

Мультимедийное оборудование




.



5

Распознавание, сравнение, построение и обозначение углов.

Построение и обозначение углов.



Самостоятельно выполняют задание 15. Распознают, сравнивают, строят, обозначают углы. Самоконтроль.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


6

Построение углов с помощью угольника.

Построение углов с помощью угольника.



Строят углы с помощью угольника. Взаимоконтроль и самоконтроль.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


7

Многоугольники

Ознакомление с многоугольником и его элементами



Обозначают углы цифрами. Самостоятельная работа. Достраивают ломаную линию до многоугольника. Работают с таблицей.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


8

Треугольники

Построение треугольников по данным вершинам. Проведение отрезков в треугольниках в соответствии с заданиями.



Строят треугольники. . проводят отрезки внутри треугольников. Анализируют расположение точек. Распознают треугольники на рисунке.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


9

Четырёхугольники

Построение четырёхугольников в соответствии с данным условием.



Строят четырёхугольники в соответствии с заданными условиями.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


10

2 – я четверть

Четырёхугольники, треугольники и прямые углы.

Выделение четырёхугольников, треугольников, прямых углов на данных чертежах



Проводят в четырёхугольниках и треугольниках отрезки по заданным условиям. Находят прямые углы.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


11

Прямоугольник и квадрат.

Уточнение представление обучающихся о прямоугольнике и о квадрате как его разновидности.



Самостоятельная работа, задание 33. Взаимопроверка. Находят прямые углы с помощью угольника, Строят квадрат по точкам. Обозначают вершины квадрата.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


12

Видимые и невидимые линии. Многогранники.

Уточнение знаний обучающихся о видимых и невидимых линиях на рисунках геометрических фигур. Знакомство с многогранниками.



Распознают видимые и невидимые линии. Знакомятся с понятием «многогранник» и изображением многогранников на плоскости.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


13

Соотнесение объекта с его изображением. Видимые и невидимые части объекта.

Соотнесение объекта с его изображением, выделение на рисунке видимых и невидимых частей объекта.



Заканчивают раскраску рисунков. Соотносят объект с его изображением. Выделяю выделяют на рисунках видимые и невидимые части объекта.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


14

Повороты куба в пространстве и их графическая интерпретация

Ознакомление с возможными поворотами куба в пространстве.



Выполняют рисунки гранях куба. Вырезают развёртку куба. Самоконтроль.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


15

Чтение графической информации.

Обучение чтению графической информации. Соотнесение рисунков на видимых гранях изображение с поворотами его модели в пространстве.



Читают графическую информацию. Рисуют невидимые грани. Соотносят изменение рисунков на видимых гранях изображения с поворотами его модели в пространстве

ЭОР

Мультимедийное оборудование


16

Соотнесение изображения куба с его развёрткой и с поворотами куба в пространстве.

Соотнесение изображение куба с его развёрткой и с поворотами в пространстве.



Соотносят изображение куба с его развёрткой и с поворотами в пространстве. Вырезают развёртки куба. Самоконтроль.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


17

3-я четверть

Соотнесение модели куба с его развёрткой.

Обучение соотнесению модели куба с его развёрткой.



Соотносят модель куба с его развёрткой. Распознают кубы, полученные в результате преобразования данного куба.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


18

Видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

Преобразование куба. Выделение видимых и невидимых линий на изображениях многогранников.



Читают графическую информацию. Выполняют преобразования куба. Выделяют видимые и невидимые линий на изображениях многогранников.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


19.

Сечение многогранника.

Ознакомление с первоначальным представлением о сечении многогранника.



Соотносят изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; Знакомятся с понятием сечения многогранника.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


20

Чтение графической информации.

Видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

Чтение графической информации. Выделение видимых и невидимых линий на изображениях многогранников.



Читают графическую информацию. Выделяют видимые и невидимые линии на изображениях многогранников. Самостоятельная работа.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


21

Сечение многогранников.

Формирование представлений о сечении многогранников.



Закрашивают видимые части многогранника разными цветами. Самоконтроль.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


Повторение (2ч)


22

Повторение по теме «Поверхности. Линии. Точки»


Повторение изученного материала



Повторяют ранее изученный материал. Отрабатывают задания, которые вызвали затруднения.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


23

Повторение по теме «Углы. Многоугольники. Многогранники»


Повторение изученного материала



Повторяют ранее изученный материал. Отрабатывают задания, которые вызвали затруднения.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


Дополнительные часы (12)


24

Резерв

Дополнительные часы

Обобщение материала, изученного во 2 классе.

Повторение и обобщение изученного материала.



Повторяют и обобщают ранее изученный материал. Отрабатывают задания, которые вызвали затруднения.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


25

Обобщение материала, изученного во 2 классе.

Повторение и обобщение изученного материала.



Повторение и обобщение изученного материала.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


26

Контроль и учёт знаний.

Проверка знаний обучающихся.



Самоконтроль




27

Повторение по теме «Ломаная линия».


Повторение построения ломаных линий по данным вершинам.



Строят ломаные линии по данным вершинам

ЭОР

Мультимедийное оборудование


28

4-я четверть

Повторение по теме «Кривая линия и луч. Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч».

Повторяют материал о взаимном расположении лучей, . положении точки на прямой и вне прямой.



Строят прямые линии по заданным условиям; точку пересечения двух лучей. Строят замкнутые и незамкнутые ломаные линии по заданным условиям. Различают линии замкнутые от незамкнутых

ЭОР

Мультимедийное оборудование


29

Повторение

Куб. Чтение чертежей.

Модель и развёртка куба.



Соотносят модель куба с его развёрткой. Распознают кубы, полученные в результате преобразования данного куба.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


30

Повторение

Многогранники, развертка многогранника.

Многогранники, развертка многогранника.



Читают графическую информацию, выделяют видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


31

Повторение.

Сечение многогранника.

Сечение многогранника.



Читают графическую информацию, выделяют видимые и невидимые линии на изображениях Повторяют понятие «сечение многогранника».

ЭОР

Мультимедийное оборудование


32

Повторение.

Сечение многогранника.

Сечение многогранника.



Читают графическую информацию, выделяют видимые и невидимые линии на изображениях Повторяют

ЭОР

Мультимедийное оборудование


33

Урок-праздник «Хвала геометрии!»

Урок-праздник «Хвала геометрии!»



Отвечают на вопросы, выполняют задания учителя.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


34

Геометрический КВН.

Геометрический материал, изученный в течение года.



Отвечают на вопросы, выполняют задания учителя.

ЭОР

Мультимедийное оборудование


35

Конкурс знатоков геометрии.

Геометрический материал, изученный в течение года.



Отвечают на вопросы, выполняют задания учителя.

ЭОР

Мультимедийное оборудование



Итого:

35 ч








Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты.

У обучающего будут сформированы:

любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

У обучающегося могут быть сформированы:

  • понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация;

устойчивый познавательный интерес.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • адекватно воспринимать предложения учителя;

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

  • адекватно оценивать, что усвоил при решении задач, и на каком уровне;

  • восполнять пробелы в знаниях и умениях,

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пользоваться различными дополнительными источниками информации;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

  • выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами и группами;

  • воспринимать различные точки зрения;

  • использовать простые речевые средства;

  • контролировать свои действия в классе;

  • понимать задаваемые вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать советы и предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • использовать в речи язык математики

  • совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.

  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации


Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

  • распознавать и называть геометрические тела (куб, многоугольник);

  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

  • измерять длину отрезка;

  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата; оценивать размеры геометрических объектов.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • распознавать плоские и кривые поверхности;

  • распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;

  • распознавать, различать и называть геометрические тела: куб, многоугольник;


Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

- Н.Б.Истомина  Наглядная геометрия . Тетрадь с печатной основой. 2класс.М., Линка - Пресс, 2011.

- Г.Ю. Гаркавцева , Е.Н.Кожевникова, З.Б. Редько Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» 2 класс, М., Линка - Пресс, 2007.

Интернет- ресурсы:

  • http://www.liveinternet.ru/users/galina_solovyeva_3568363/post299462150/

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

  • КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru

  • http:www.Nachalka.com.

  • http://school-collection.edu.ru/

Для учащихся:

- Н.Б.Истомина  Наглядная геометрия . Тетрадь с печатной основой. 2класс.М., Линка - Пресс, 2011.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

- Проектор, ноутбук, интерактивная доска

































Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru