Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования Свердловской области «ИРО»
Кафедра естественнонаучного образования
Батарея обучающих тестов по теме «Гидролиз солей»
Выпускная работа по дополнительной профессиональной программе
«Итоговая аттестация учащихся в форме ОГЭ и ЕГЭ
по предметам естественнонаучного цикла (химия)»
Исполнители: учитель химии БОУ «СОШ №5»
имени Г.Н.Зайцева г.Н.Тагил
Дьякова Людмила Николаевна;
учитель химии МБОУ «СОШ №17» поселка Рефтинский
Лебедева Светлана Олеговна;
учитель химии МКОУ «Таборинская СОШ»;
Соколовская Ирина Владимировна;
учитель химии МАОУ Политехническая гимназия
города Нижний Тагил
Яковлева Валентина Ивановна
2015 год
г.Екатеринбург
Пояснительная записка:
Тема «Гидролиз солей» является одним из элементов содержания знаний проверяемых в ЕГЭ по химии. Элементами контроля является умение тестируемого определять характер среды водного раствора солей. Данный критерий отслеживается с помощью задания 30. Задание относится к заданиям повышенной сложности, и при успешном выполнении его оценивается в 2 балла. Кроме того, уравнения гидролиза некоторых солей встречаются в заданиях высокой сложности, а значит, что учащиеся должны уметь использовать знания по данной теме и при решении других заданий.
По результатам выполнения заданий ЕГЭ можно сказать, что данная тема часто вызывает затруднения у учащихся, а значит необходимо обратить внимание при изучении этой темы в 11 классе как на уроке химии, так и на индивидуальных занятиях с учащимися при подготовке к ЕГЭ.
Цель выпускной работы: разработать батарею тестов.
Задачи:
-
адаптировать КИМы к требованиям ЕГЭ
-
обосновать результативность разработанных тестов.
Сложности с правильным выполнением данного задания обусловлены несколькими факторами:
-
недостаток учебных часов на изучение данной темы и минимальное количество учебных часов на изучение химии в 10-11 классах;
-
недостаток практических и лабораторных работ при изучении курса химии;
-
неумение прогнозировать результаты реакций;
-
неумение устанавливать причинно – следственные связи между составом вещества и его свойствами.
К сожалению, не все учащиеся, сдающие ЕГЭ по химии имеют высокий уровень подготовки, а значит, при работе с этой группой учащихся необходимо чаще использовать обучающие тесты, что не требует больших затрат времени и позволяют учащимся овладеть элементами содержания. С их помощью учащиеся смогут выполнять задания репетиционных тестов и готовиться к ЕГЭ не только с учителем, но и самостоятельно.
Цель: обеспечить условия для формирования основных понятий темы «Гидролиз солей» и осмысление причинно-следственных связей между данными понятиями.
Задачи:
-
Организовать усвоение понятий и закономерностей данной темы.
-
Развивать умения выделять главное, существенное, в изучаемом материале (сравнивать, составлять, обобщать)
-
Оценивать эффективность подготовки учащихся к итоговой аттестации.
Планируемый результат:
Предметный результат: освоение учащимся основных понятий данной темы;
Метапредметный результат: умение устанавливать причинно- следственные связи, самостоятельно планировать и организовывать учебную деятельность.
Личностные результат: понимание значимости реакций гидролиза в процессах жизнедеятельности организма, в быту и промышленности.
Гидролиз солей.
Учащиеся знакомы со многими солями и считают, что водный раствор солей - нейтральный, поскольку при диссоциации солей не образуется ни катионы водорода, ни гидроксид - ионы. Изменения окраски индикаторов в растворах солей вступает в противоречие с имеющимися у них представлениями.
На основании этого возникает проблема: почему водные растворы солей в одних случаях изменяют окраску индикатора, а в других - нет?
Гидролиз солей – это взаимодействие ионов соли с водой с образованием малодиссоциирующих частиц.
«Гидролиз», дословно, - это разложение водой. Такое определение реакции гидролиза солей, подчеркивает, что соли в растворе находятся в виде ионов и движущей силой реакции является образование малодиссоциирующих частиц (общее правило для многих реакций в растворах).
Всегда ли ионы способны образовывать с водой малодиссоциирующие частицы? Отметим, что катионы сильного основания и анионы сильной кислоты таких частиц образовать не могут, следовательно, в реакцию гидролиза не вступают.
Какие типы гидролиза возможны? Поскольку соль состоит из катиона и аниона, то возможно три типа гидролиза:
-
гидролиз по катиону (в реакцию с водой вступает только катион);
-
гидролиз по аниону (в реакцию с водой вступает только анион);
-
совместный гидролиз (в реакцию с водой вступает и катион, и анион);
Гидролиз по катиону
Катион -это положительная частица, а молекула воды полярна, условно можно представить ее состоящей из положительного иона водорода и отрицательного иона гидроксильной группы. Катион присоединит к себе «гидроксильную группу»
Ответ подтверждается уравнением, реакция обратима
Men+ + H-OH →MeOH(n-1)+ + H+
Гидролиз по катиону приводит к образованию гидроксокатионов и ионов водорода (среда раствора кислая).
Гидролиз по аниону
аналогично, записываем уравнение:
Ann– + H-OH →HAn(n-1)– + OH–
Гидролиз по аниону приводит к образованию гидроанионов и гидроксид-ионов (среда раствора щелочная).
Совместный гидролиз.
В этом случае в растворе протекают две выше рассмотренные реакции. Здесь протекают две независимые обратимые реакции. Каких ионов в растворе окажется больше, зависит от степени протекания каждой реакции. А это, зависит от того, что слабее, кислота или основание. Если слабее основание, то в большей степени будет протекать гидролиз по катиону и среда раствора будет кислой. Если слабее основание – наоборот. Как исключение, возможен случай, когда среда будет почти нейтральной, но это только исключение.
Al(CH3COO)3 = Al3+ + 3CH3COO–
Al3+ + H-OH « AlOH2+ + H+;
CH3COO– + H-OH « CH3COOH + OH–
Al(CH3COO)3 + H2O « AlOH(CH3COO)2 + CH3COOH
Полный гидролиз.
Для полного протекания гидролиза нужно, чтобы соль была образована очень слабой кислотой и очень слабым основанием. Кроме того, желательно, чтобы один из продуктов гидролиза, уходил из сферы реакции в виде газа. Полному гидролизу подвергаются обычно соли газообразных или неустойчивых кислот: сероводородной, угольной, сернистой. К ним примыкают вещества, которые в обычном понимании уже не являются солями: нитриды, фосфиды, карбиды, ацетилениды, бориды. Полностью гидролизуются также алкоголяты.
Полностью гидролизующиеся соли (карбонаты, сульфиды алюминия, хрома(III), железа(III)) нельзя получить реакциями обмена в водных растворах. Вместо ожидаемых продуктов в результате реакции мы получим продукты гидролиза.
В таблице растворимости для полностью гидролизующихся солей стоит прочерк.
Al2S3 + 6H2O → 2Al(OH)3 + 3H2S
Окраска индикаторов в различных средах
Индикатор |
Цвет индикатора в средах |
||
в кислой |
в нейтральной |
в щелочной |
|
Метилоранж |
Красный |
оранжевый |
желтый |
Фенолфталеин |
Бесцветный |
бесцветный |
малиновый |
Лакмус |
Красный |
фиолетовый |
синий |
Алгоритм написания уравнений гидролиза.
Обратите внимание!!!!!:
Цепочка рвется всегда по слабому звену, поэтому с водой в реакциях гидролиза будет реагировать слабый катион или анион.
Пример 1.
Гидролиз сульфата меди(II): CuSO4 → Cu2+ + SO42–
Соль образована катионом слабого основания (подчеркиваем) и анионом сильной кислоты. Гидролиз по катиону.
Cоставляем ионное уравнение гидролиза, определяем среду
Cu2+ + H-OH → CuOH+ + H+;
образуется катион гидроксомеди(II) и ион водорода, среда кислая
Пример 2.
Гидролиз ортофосфата рубидия: Rb3PO4 → 3Rb+ + PO43–
Соль образована катионом сильного основания, рубидий – щелочной металл и анионом слабой фосфорной кислоты. Гидролиз по аниону.
Cоставляем ионное уравнение гидролиза, определяем среду
PO43– + H-OH → HPO42– + OH–
Продукты: гидрофосфат-ион и гидроксид-ион среда щелочная.
Пример 3.
Ацетаталюминия
Al(CH3COO)3 = Al3+ + 3CH3COO–
Соль слабого основания и слабой кислоты, идет совместный гидролиз.
Cоставляем ионное уравнение гидролиза, определяем среду
Al3+ + H-OH → AlOH2+ + H+;
CH3COO– + H-OH → CH3COOH + OH–
Учитывая, что гидроксид алюминия очень слабое основание, предположим, что гидролиз по катиону будет протекать в большей степени, чем по аниону, следовательно, в растворе будет избыток ионов водорода и среда будет кислая.
Не стоит пытаться составлять здесь “суммарное" уравнение реакции. Обе реакции обратимы, никак друг с другом не связаны, и такое суммирование бессмысленно.
Батарея тестов
1.Фенолфталеин можно использовать для обнаружения в водном растворе соли
1) ацетата алюминия
2) нитрата калия
3) сульфата алюминия
4) силиката натрия
Фенолфталеин – индикатор на щелочную среду, в которой он принимает малиновую окраску. В растворе соли щелочная среда может возникнуть при гидролизе по аниону, когда соль образована сильным основанием и слабой кислотой.
Проводим анализ состава соли:
1) ацетат алюминия, рассмотрено выше, совместный гидролиз, среда слабокислая;
2) нитрат калия, кислота и основание сильные, гидролиз не идет, среда нейтральная;
3) сульфат алюминия, сильная кислота и слабое основание, гидролиз по катиону, среда кислая;
4) силикат натрия, слабая кислота и сильное основание, гидролиз по аниону, среда щелочная:
SiO32– + H2O → HSiO3– + OH – .
Правильный ответ: 4.
2.Среда раствора карбоната калия
1) щелочная 2) кислая 3) нейтральная 4) слабокислая
Соль образована слабой кислотой и сильным основанием, гидролиз по аниону, среда щелочная:
СO32– + H2O → HСO3– + OH – .
Правильный ответ: 1.
3.Установите соответствие между формулой соли и ионным уравнением гидролиза этой соли.
ФОРМУЛАСОЛИ |
ИОННОЕУРАВНЕНИЕ |
Выполнение данного задания необходимо начинать с анализа состава солей. Пример не слишком удачного вопроса. С одной стороны, трудно на него не ответить, исходя из простого сопоставления формул в левой и правой колонке. Про гидролиз можно при этом ничего не знать. С другой стороны, оба ионных уравнений для катиона меди можно считать правильными. Второе уравнение мы бы назвали суммарным для двух стадий гидролиза, и отметили бы, что степень протекания реакции по нему чрезвычайно мала. Только на основе этого мы выберем первое уравнение.
Правильный ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
в |
г |
А |
б |
4.Как скажется на состоянии химического равновесия в системе
Zn2+ + H2O ZnOH+ + H+ – Q
-
1) добавление H2SO4
2) добавление KOH
3) нагревание раствора
А. в сторону продуктов реакции
Б. в сторону исходных веществ
В. не изменится
Надо учитывать, что добавляемые вещества – электролиты. Поставляемые ими ионы могут, как непосредственно влиять на равновесие, так и взаимодействовать с одним из ионов, участвующих в обратимой реакции.
1) добавление H2SO4: H2SO4 =2H+ + SO42–; повышение концентрации ионов водорода приводит, по принципу ЛеШателье, к смещению равновесия в системе влево.
2) добавление KOH: KOH= K+ + OH–; H+ + OH– =H2O; гидроксид-ионы связывают ионы водорода в малодиссоциирующее вещество, воду. Снижение концентрации ионов водорода приводит, по принципу ЛеШателье, к смещению равновесия в системе вправо.
3) нагревание раствора. По принципу ЛеШателье, повышение температуры приводит к смещению равновесия в сторону протекания эндотермической реакции, т.е. – вправо.
Правильный ответ:
1 |
2 |
3 |
б |
а |
а |
5.Водные растворы сульфата и фосфата натрия можно различить с помощью
1) гидроксида натрия
2) серной кислоты
3) фенолфталеина
4) фосфорной кислоты
Сульфат натрия Na2SO4- соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой, гидролиз не идет , среда нейтральная, индикатор фенолфталеин – бесцветный
Фосфат натрия Na3PO4-соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, среда щелочная, фенолфталеин- малиновый.
PO43- + HOH→ HPO42- + OH-
Правильный ответ №3.
6.Установите соответствие между названиями солей и средой их растворов.
НАЗВАНИЕ СОЛИ
|
СРЕДА РАСТВОРА А)
кислая |
Рассмотрим состав солей:
-
Нитрит натрия NaNO2-соль , образованная сильным основанием и слабой кислотой, гидролиз идет по аниону, среда щелочная
-
Сульфат железа- FeSO4–соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, гидролиз идет по катиону, среда кислая
-
Карбонат калия-K2CO3 - соль , образованная сильным основанием и слабой кислотой, гидролиз идет по аниону, среда щелочная
-
Хлорид алюминия- AICI3- соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, гидролиз идет по катиону, среда кислая
Правильный ответ
-
1
2
3
4
в
а
в
а
7.Гидролизу в водном растворе не подвергается:
1.Карбонат натрия 3.сульфид натрия
2.фосфат натрия 4.нитрат натрия
Для того, чтобы быстро и верно выполнить задание, необходимо записать формулы соответствующих солей. Это позволит прийти к выводу, что все 4 соли образованы сильным основанием – щелочью NaOH, в трех случаях – 1,2,3- соли образованы слабыми кислотами, следовательно, они подвергаются гидролизу. И только нитрат натрия не подвергается гидролизу, так как образована сильным основанием и сильной кислотой. Можно выполнить это задание проще, если определить, какая из кислот будет сильной. Это азотная кислота.
Правильный ответ: 4
8.Кислая среда образуется в результате гидролиза:
1.нитрата цинка 3.хлорида кальция222
2.хлорида цинка 4.Сульфида натрия.
Выполнение данного задания требует знания номенклатуры солей, она позволит определить, что солями сильных кислот являются нитраты и хлориды, а слабым основанием гидроксид цинка
Правильный ответ: 2
9.Среду раствора, близкую к нейтральной, имеет водный раствор
1.карбоната калия 2.хлорида железа (III)
3.нитрата аммония 4.нитрита аммония
Это сложное задание: во – первых: необходимо перевести названия солей в формулы, во –вторых : срабатывает стереотип и мы начинаем искать соль сильной кислоты и сильного основания, так как именно этот случай обеспечивает нейтральную среду раствора. В данном случае такую среду обеспечивает также и соль слабого основания гидрата аммонияNH3*H2O и слабой азотистой кислоты –HNO2.
Правильный ответ :4
10.В перечне веществ :
1.хлорид лития
2.нитрат свинца (II)
3.хлорид цинка
4.сульфит калия
5.сульфид натрия
6.сульфат аммония
Кислую среду раствора имеют:
Правильный ответ:
2 |
3 |
6 |
11.В перечне веществ :
1.нитрит калия
2.нитрит аммония
3.хлорид алюминия
4.карбонат натрия
5.перхлорат аммония
6.сульфат цинка
К солям, в растворах которых лакмусовая бумажка окрасится в красный цвет, относятся:
Правильный ответ:
3 |
5 |
6 |
Задание, требующее знаний не только о случаях гидролиза солей, но и об изменении окраски индикаторов в соответствующей среде раствора. Оно усложнено также экзотическим названием соли хлорной кислоты HCIO4- перхлоратом аммония. Лакмусовая бумажка приобретет красный цвет в кислой среде раствора, следовательно, соль должна быть образована слабым основанием и сильной кислотой.
12.Соль, которая подвергается необратимому гидролизу
1.хлорид алюминия 3.сульфид алюминия
2.сульфат алюминия 4.нитрат алюминия
Задание выполняется с помощью таблицы растворимости, в соответствующей клетке такой соли стоит прочерк.
Правильный ответ: 3
13.В растворе существует в виде ионов
1.сульфид железа (III) 2.сульфит хрома (III)
3. сульфид хрома (III) 4. сульфат железа(III)
Задание выполняется с помощью таблицы растворимости, в соответствующей клетке солей, подвергающихся полному гидролизу и несуществующих в виде ионов стоит прочерк, а у солей , которые распадаются на ионы стоит символ «Р» .
Правильный ответ: 4
14.Наиболее сильную щелочную среду имеет раствор
1.дигидрофосфата натрия
2.гидрофосфата натрия
3.фосфата натрия
4.гидрофосфата аммония
Все соли относятся к разным группам ( кислых и средних) солей, образованных фосфорной кислотой, выступающей в роли слабого электролита. Очевидно, наиболее сильную щелочную среду имеет средняя соль.
Правильный ответ: 3
15.Верны ли суждения о гидролизе?
А.Необратимому гидролизу подвергается сульфит хрома (III), а обратимому- сульфат хрома(III ).
Б.Необратимому гидролизу подвергаются все соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой.
1.верно только А 3.верны оба суждения
2.верно только Б 4.оба суждения неверны
Суждение А верно, что подтверждается таблицей растворимости. Суждение Б неверно. Поскольку существует значительное число солей слабых кислоты и основания, подвергающихся обратимому гидролизу или нерастворимых в воде и с ней не взаимодействующих.
Правильный ответ: 1
16.Верны ли суждения об изменении окраски индикаторов в водных растворах солей?
А.С помощью фенолфталеиновой бумажки нельзя подтвердить гидролиз хлорида цинка.
Б.С помощью лакмусовой бумажки можно подтвердить гидролиз хлорида цинка.
1.верно только А 3.верны оба суждения
2.верно только Б 4.оба суждения неверны
Хлорид цинка- соль слабого основания, в роли которого выступает амфотерный гидроксид цинка, и сильной кислоты. Эта соль подвергается гидролизу по катиону и сопровождается образованием кислой среды. Фенолфталеин в такой среде окраску не меняет, а лакмус – меняет. Следовательно, верны оба суждения.
Правильный ответ:3.
17.Верны ли суждения об образовании осадков при сливании растворов?
А. При сливании растворов карбоната натрия и хлорида алюминия выделяется газ и выпадает осадок.
Б.При сливании растворов карбоната натрия и хлорида бария выделяется газ и выпадает осадок.
1.верно только А 3.верны оба суждения
2.верно только Б 4.оба суждения неверны
В результате обменной реакции между карбонатом натрия и хлоридом алюминия образуется карбонат алюминия, который в присутствии воды необратимо гидролизуется с образованием нерастворимого в воде гидроксида алюминия и выделением углекислого газа, то есть первое суждение верно. Реакция обмена между растворами хлорида бария и карбоната натрия приводит к образованию труднорастворимого карбоната бария, который гидролизу не подвергается и никакого газа при этом не образуется, то есть 2 суждение неверно.
Правильный ответ: 1
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Арт-терапия в профилактике поведенческих отклонений, тревожности, стрессовых состояний у детей: песочная, игровая, музыкальная, цветовая терапия, фрактальная живопись, нейрографика, медиативное рисование, эко-арт, имаготерапия, сказкотерапия»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»