В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир искусства» для учащихся 5 классовПЗ Волшебный мир искусства 5 класс

Получить подборку Войдите для скачивания файлов



Программа внеурочной деятельности

«Волшебный мир искусства»

для учащихся 5 классов

Образовательная область «Искусство»



Разработал:

Учитель ИЗО МБОУ «СОШ №16»

города Братска

Преина Е. В.





2015

Пояснительная записка к рабочей программе кружка

«Волшебный мир искусства» для учащихся 5 классов

Данная рабочая программа составлена на основе:

  • Авторской программы под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека», рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Москва, 2015г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта образования (Москва, 2015 г., «Просвещение»)

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Изменения, внесённые в авторскую программу Неменского Б. М.

На занятиях по внеурочной деятельности больше возможности расширить изучение некоторых тем, предусмотренных авторской программой под редакцией Неменского Б. М.

При изучении раздела «Древние корни народного искусства» планируется коллективная проектная работа «Макет русской избы», рассчитанная по времени выполнения на 7 часов учебного времени, в которые входит:

  • изучение конструкции и декора русской избы и изготовление макета;

  • изучение конструкции и декора предметов народного быта и труда, а также их изготовление в уменьшенном масштабе для оформления макета русской избы;

  • оформление и защита проекта.

При изучении раздела «Связь времён в народном искусстве» автором адаптивной разработки планируется не только выполнение эскизов росписи, но и роспись самих изделий:

  • изготовление глиняной игрушки и её роспись (по выбору в стиле филимоновских, каргопольских или дымковских мастеров);

  • роспись фарфоровой посуды (тарелка, чашка или блюдце) или бумажной одноразовой посуды акриловыми красками в стиле гжельских мастеров;

  • роспись деревянной разделочной доски в стиле городецких мастеров.


При изучении раздела «Декор – человек, общество, время» автором данной адаптивной разработки планируется изготовление с учащимися моделей кукол в народном костюме и оформление коллективной работы – проекта «Праздничные народные гуляния».

При изучении раздела «Декоративное искусство в современном мире» изменений в авторскую программу Неменского Б. М. не внесено, так как в данном разделе предполагается работа учащихся над индивидуальными проектами по декоративно-прикладному искусству в любой из выбранной ими технике.

Таким образом, данная адаптивная разработка идёт параллельно с изучением курса изобразительного искусства в 5-м классе «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» под редакцией Неменского Б. М. и позволяет углубить и расширить материал, изучаемый на основных уроках изобразительного искусства.



Для реализации программного содержания используются учебники и учебно-методические пособия:

Для учителя:

  1. Горяева Н. А. , Островская О. В. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса/ Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015.

  2. Горяева Н. А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: Просвещение, 2015.

  3. Рабочие программы по изобразительному искусству. 5-7 классы (по программе Б. М. Неменского)/ Авт. – сост. И. В. Буланнова. – М.: Планета, 2013. – 48с. – (Образовательный стандарт).

  4. О. В. Свиридова. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского/авт. Сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 170 с.

  5. Гусева О. М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. –М.: ВАКО, 2011.-144 с.





Для учеников:

  1. Горяева Н. А. , Островская О. В. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса/ Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015.

  2. Горяева Н. А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: Просвещение, 2015

Цели программы:

  • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.

  • Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

  • Освоение знаний о пластических искусствах: изобразительных (живопись, скульптура, графика), неизобразительных (декоративно-прикладном, архитектуре и дизайне) – их роли в жизни человека и общества.

  • Овладение художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.



Задачи, реализуемые в 5 классе:

  1. Познакомить учащихся с образным языком и спецификой декоративно-прикладного искусства;

  2. Познакомить учащихся особенностями уникального крестьянского искусства, его традиционностью, связью с природой, масштабом космического в образном строе рукотворных вещей;

  3. Выяснить семантическое значение традиционных образов и мотивов;

  4. Научить пользоваться приёмами традиционного письма (Гжель, Городецкая роспись, роспись народных глиняных игрушек) при выполнении практических заданий;

  5. Научить различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.); создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой;

  6. Научить передавать единство формы и декора; выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства; владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства;

  7. Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.



Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – планируется проведение экскурсий в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использование видеоматериалов о художественных музеях и картинных галереях; посещение мастер-классов по декоративно-прикладному искусству, организуемых в музеях и школах города.


Общая характеристика


Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:

  • Приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка;

  • Изучение таких закономерностей изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации;

  • Получение представление об изобразительном искусстве как целостном явлении.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся:

  • Восприятие произведений искусства (ученик – зритель)

  • Художественно-творческую деятельность (ученик – художник)

Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельное освоение изобразительного искусства.



Личностные, метапредметные результаты освоения содержания курса

На средней ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностными результатами обучающихся являются:

  • В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

  • В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умения применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности;

  • В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, ДПИ, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.


Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.)

  • Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства

  • Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)

  • Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественную и предметно – продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла

  • Формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников.


Предметными результатами обучающихся являются:

  • В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона

  • В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

  • В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.

  • В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики)


Обучение в пятом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры. Задача учителя – помочь ребёнку научиться видеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства; обращается большое внимание на роль художников в жизни человека.

Одна из главных целей преподавания искусства – открыть ребёнку внутренний мир человека, помочь глубже заглянуть в себя, развить свои творческие способности.

В данной рабочей программе представлены различные формы и проявления художественной деятельности школьников на уроках: это и изображение на плоскости, и изучение художественного наследия, и декоративная работа, а также подбор иллюстративного материала к изучаемым темам, знакомство с фольклором.









Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Темы

Количество часов

  1. Древние корни народного искусства


  • ДПИ и человек. Древние образы в народном искусстве (1 час)

  • Дом-космос. Единство конструкции и декора в русском народном жилище (4 часа)

  • Конструкция предметов народного быта (прялка, полотенце, посуда) (3 час)

8

  1. Связь времён в народном искусстве

  • Древние образы в современных народных игрушках (3 часа)

  • Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла (2 часа)

  • Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла (3 часа)

8

  1. Декор – человек, общество, время

  • Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки (1 час)

  • Народный праздничный костюм (4 часа)

  • Праздничные народные гуляния (1 часа)

  • Одежда говорит о человеке. Бал в интерьере дворца (3 часа)

10

  1. Декоративное искусство в современном мире

  • О чём рассказывают гербы и эмблемы (2 часа)

  • Современное выставочное искусство (1 час)

  • Работа над индивидуальными проектами по ДПИ (5часов)

8

Всего часов:


34



Календарно-тематическое планирование

5 класс (по Неменскому Б. М.)

Дата

Наименование темы

Количество часов



I четверть




Тема: Древние корни народного искусства


1

Сентябрь

Древние образы в народном искусстве. Ваза-календарь

1

2

Сентябрь

Дом-космос. Единство конструкции и декора в русском народном жилище. Работа над проектом «Макет русской избы» (Беседа. Подготовка основы)

1

3

Сентябрь

Единство конструкции и декора в русском народном жилище. Макет русской избы. (Конструирование, бумажная пластика)

1

4

Сентябрь

Единство конструкции и декора в русском народном жилище. Макет русской избы. (Конструирование, бумажная пластика)


5

Октябрь

Единство конструкции и декора в русском народном жилище. Макет русской избы. (Декор русской избы. Аппликация)

1

6

Октябрь

Конструкция, декор предметов народного быта и труда (прялка, полотенце, посуда). Беседа, эскизы

1

7

Октябрь

Конструкция, декор предметов народного быта и труда (прялка, полотенце, посуда). Изготовление предметов народного быта для макета русской избы

1

8

Октябрь

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Оформление макета. Защита проекта.

1



Итого:

8



II четверть




Тема: Связь времён в народном искусстве.


9

Ноябрь

Древние образы в современных народных игрушках. (Беседа, эскизы игрушек)

1

10

Ноябрь

Древние образы в современных народных игрушках (Изготовление игрушек из глины)

1

11

Ноябрь

Древние образы в современных народных игрушках (Роспись игрушек)

1

12

Ноябрь

Искусство Гжели. Истоки и современное развитее промысла (Эскиз росписи блюда, чашки и блюдца, изразца)

1

13

Ноябрь

Искусство Гжели. Истоки и современное развитее промысла (Роспись изделия акриловыми красками)

1

14

Декабрь

Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла (Беседа, выполнение упражнений по росписи)

1

15

Декабрь

Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла (Декоративная работа: роспись разделочных досок акриловыми или гуашевыми красками)

1

16

Декабрь

Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла (Декоративная работа: роспись разделочных досок акриловыми или гуашевыми красками. Завершение работы)

1



Итого:

8



III четверть




Тема: Декор – человек, общество, время.


17

Январь

Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки (Эскиз вышивки рушника в технике аппликации)

1

18

Январь

Народный праздничный костюм. Работа над проектом «Кукла в народном костюме» (эскиз куклы)

1

19

Январь

Народный праздничный костюм. Выполнение основы куклы (моделирование из бумаги)

1

20

Февраль

Народный праздничный костюм. Выполнение декорирования основы куклы (аппликация из жгута, ткани, тесьмы)

1

21

Февраль

Народный праздничный костюм. Выполнение декорирования основы куклы (аппликация из жгута, ткани, тесьмы). Завершение работы

1

22

Февраль

Оформление проекта. Защита проекта «Праздничные народные гуляния»

1

23

Февраль

Одежда говорит о человеке. Бал в интерьере дворца. Эскизы коллажа

1

24

Март

Бал в интерьере дворца. Выполнение коллажа

1

25

Март

Бал в интерьере дворца. Выполнение коллажа

1

26

Март

Бал в интерьере дворца. Завершение работы. Выставка

1



Итого:

10



IV четверть




Тема: Декоративное искусство в современном мире.


27

Апрель

О чём рассказывают гербы и эмблемы. Гербы городов-героев (аппликация)

1

28

Апрель

О чём рассказывают гербы и эмблемы (Завершение работы, оформление, защита)

1

29

Апрель

Современное выставочное искусство (Урок – беседа)

1

30

Апрель

Ты – сам мастер ДПИ.

(Работа над индивидуальными проектами – эскизы)

1

31

Апрель

Работа над индивидуальными проектами по ДПИ (практическая работа)

1

32

Май

Работа над индивидуальными проектами по ДПИ (практическая работа)

1

33

Май

Работа над индивидуальными проектами по ДПИ (практическая работа)

1

34

Май

Защита проектов. Выставка работ.

1



Итого:

8



Всего за год:

34



Планируемые результаты обучения

Освоение предметных знаний и умений

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

  • воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

  • выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

  • анализировать результаты сравнения;

  • объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

  • работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа.

Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла.

У школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах:

  • умение договариваться

  • распределять работу

  • оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат

В течение учебного года учащиеся должны углубить свои знания о:

  • композиции

  • цвете

  • рисунке

  • приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;


и усвоить:


  • Доступные сведения об известных центрах народных художественных промыслов (Гжель, Городецкая роспись, народная глиняная игрушка);

  • Элементарные приёмы перспективного построения изображений – уменьшающихся в удалении реки, дороги, сознательное использование приёмов загораживания, построения в перспективе интерьера;

  • Сведения о приёмах росписи (Гжельской, городецкой, росписи народных глиняных игрушек)

  • Сведения о символике русских орнаментов, единстве конструкции и декора русского народного жилища;

  • Сведения о символике русского народного костюма;

  • Сведения о народных праздничных обрядах, народных праздниках;

  • Сведения о декоре и положении человека в обществе (на примере эпохи Средневековья, русского народного костюма)

  • Основные приёмы, некоторые техники декоративно-прикладного искусства.



К концу учебного года учащиеся должны уметь:


  • Выражать своё отношение к произведению искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может вызвать художник и его произведение)

  • Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

  • Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

  • Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

  • Соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

  • Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

  • Творчески использовать приёмы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев;

  • Использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

  • Расписывать готовые изделия согласно эскизу;

  • Применять навыки декоративного оформления в аппликации, плетении, вышивке, в изготовлении игрушек на уроках технологии.

  • Выполнить самостоятельно творческие проекты по декоративно-прикладному искусству.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • Самостоятельной творческой деятельности;

  • Обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • Оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.


Формирование универсальных учебных действий


Познавательных:

  • Осуществлять поиск необходимой информации о произведениях изобразительного искусства

  • Осуществлять поиск необходимой информации по теме урока

  • Формулировать ход (этапы) решения проблемного задания

  • Овладевать приёмами работы с различными живописными и графическими материалами

  • Овладевать приёмами механического смешивания цветов

  • Осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов

  • Наблюдать, сравнивать, анализировать и сопоставлять предметы и их геометрические формы

  • Перерабатывать полученную информацию ориентироваться в своей системе знаний

  • Осуществлять анализ предметов декоративно-прикладного искусства, устанавливать аналогии

  • Анализировать иллюстрации

  • Самостоятельно выполнять задания

  • Сравнивать произведения искусства по изобразительным средствам

  • Овладевать приёмами работы в технике бумажной пластики, аппликации



Регулятивных:


  • Учиться работать в определённой последовательности

  • Анализировать собственную деятельность на уроке

  • Принимать поставленную задачу

  • Работать по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка

  • Самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы

  • Обдумывать замысел и последовательность выполнения рисунка

  • Проговаривать последовательность выполнения работы

  • Вырабатывать способность различать способ и результат действия


Коммуникативных:


  • Расширять навыки общения

  • Обсуждать индивидуальные результаты художественно – творческой деятельности

  • Уметь высказывать свое мнение, выслушивать мнение своих товарищей

  • Уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы

  • Уметь рассуждать о художественных особенностях произведений

  • Уметь строить понятное монологическое высказывание

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства

  • Уметь формулировать собственное мнение

  • Формулировать вопросы

  • Анализировать творческие работы одноклассников

  • Уметь согласованно работать в группе


Личностных:

  • Развивать эстетические чувства на основе знакомства с выдающимися произведениями изобразительного искусства

  • Развивать творческого воображения и художественных навыков

  • Развивать способность эмоционально – ценностного отношения к искусству и окружающему миру

  • Развивать уважительное отношение к русскому народному декоративно-прикладному искусству

  • Развивать способность моделировать новые образы путём трансформации известных мотивов

  • Развивать самостоятельность в поиске решения творческих задач

  • Овладевать новыми приёмами и техникой изобразительной деятельности

  • Эстетически и эмоционально воспринимать окружающий мир, произведения искусства

  • Понимать значение красоты природы и произведений искусства для человека

  • Проявлять авторский стиль в рисунке

  • Воспитывать интерес к изобразительному искусству

  • Формировать представление о добре и зле на примерах произведений изобразительного искусства

  • Духовно-нравственное развитие

Материально-техническое обеспечение

Книги и печатные пособия:

  1. Рабочие программы по изобразительному искусству

  2. Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной

  3. Учебники по изобразительному искусству

  4. Рабочие тетради

  5. Методические пособия

  6. Методические журналы по искусству

  7. Учебно-наглядные пособия

  8. Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

  9. Энциклопедии по искусству

  10. Справочные издания

  11. Альбомы по искусству

  12. Книги о художниках и художественных музеях

  13. Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

  14. Словарь искусствоведческих терминов



Дополнительная литература



  1. Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника [Текст] – Мн.: Харвест, 2004.- 736 с.

  2. Балакина Т. И. Мировая художественная культура. Россия IXXIX века. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для студентов гуманитарных ВУЗов [Текст]. – М.: Издательский центр АЗ, 1997. 256 с.

  3. Васильева М. А. , Гербова В. В. , Комарова Т.С. Чудесная гжель. Учебное пособие. М. [Текст]: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 16 с.: ил. – (серия «Искусство – детям»)

  4. Васильева М. А. , Гербова В. В. , Комарова Т.С. Сказочная гжель. Учебное пособие. [Текст] М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.- 16 с.: ил. – (серия «Искусство – детям»)

  5. Величкина Г. А. , Шпикалова Т. Я. Дымковская игрушка. Учебное пособие [Текст]. /Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С./ М.: «Мозаика – Синтез», 2009. – 24 с.: ил.

  6. Волков И. П. Художественная студия в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы [Текст] . – М.: Просвещение, 1993. – 127 с.: ил. – (Библиотека учителя изобразительного искусства)

  7. Галанова Т. В. Вырезаем из бумаги [Текст]. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД. – 64 с.: ил. – (Мастер – класс на дому)

  8. Гнедич П. П. Всемирная история искусств [Текст]. – М.: Современник, 1997. – 494 с.: ил.

  9. Гнедич П.П. История искусств. Эпоха средневековья [Текст]. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.-144 с., ил.

  10. Гомозова Ю. Б. Калейдоскоп чудесных ремёсел. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и Ко», 1999. – 208 с.: ил. – (Серия «Умелые руки»)

  11. Григорьян И. И. Русская историческая живопись [Текст]. – М.: ОЛМА - ПРЕСС образование, 2005. – 96 с. – (галерея мировой живописи)

  12. Гусева О. М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс [Текст]. – М.:ВАКО, 2011.-144 С. – (в помощь школьному учителю)

  13. Долганов А. А. Мой город вырос из острога/ Научно-популярная книга для детей из серии «История родного города» [Текст]- Иркутск: НП ТПО «Сибирская поляна», 2008. – 32 с.: ил.

  14. Дорожин Ю. Г. / по программе Васильевой М. А. , Гербовой В. В. , Комаровой Т.С./ Городецкая роспись. Учебное пособие. [Текст] М. : «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2011.- 16 с.: ил. – (серия «Искусство – детям)

  15. Дорожин Ю. Г. Филимоновские свистульки. Учебное пособие. [Текст] М. : «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2008.- 16 с.: ил. – (серия «Искусство – детям)

  16. Дорожин Ю. Г. Каргопольская игрушка. Учебное пособие. [Текст] М. : «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2008.- 16 с.: ил. – (серия «Искусство – детям)

  17. Дорофеева А. Филимоновская народная игрушка. Наглядно – дидактическое пособие. [Текст] - М.: Изд. «Мозаика – Синтез», 2010.

  18. Дорофеева А. Каргопольска народная игрушка. Наглядно – дидактическое пособие. [Текст] - М.: Изд. «Мозаика – Синтез», 2010.

  19. Дорофеева А. Городецкая роспись по дереву. Наглядно – дидактическое пособие. [Текст] - М.: Изд. «Мозаика – Синтез», 2010.

  20. Иванов Н. Н. 300 вопросов и ответов о мифологии / Художники М. В. Душин, В. Н. куров. [Текст] – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. – (Серия «Расширяем кругозор детей)

  21. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е перераб. и доп. [Текст] М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994. – 152 с.: ил.

  22. Лыкова И. А. Декоративное рисование. Наши писанки. Технологические карты. Наглядно – методические пособия. [Текст] - М. – ООО Издательский дом «Карапуз», 2011.

  23. Лыкова И. А., Гаранина Н. К., Левашова Е. Н.Дымковская игрушка. Наша деревушка. Технологические карты. Наглядно – методические пособия. [Текст]- М. – ООО Издательский дом «Карапуз», 2011.



  1. Некрылова А. Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища: Конец XII –начало XX века. [Текст] – 2-е изд., доп. – Л.: Искусство, 1988. – 215 с.



  1. Никологорская О. А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей. [Текст] – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – 96 с.: ил. – (Основы художественного ремесла)

  2. Петрухин В. Я. Славяне. Научно-познавательная литература. Для младшего и среднего школьного возраста [Текст] / М.: РОСМЭН, 2002.- 110 с.: ил.

  3. Рябцев Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.: Учебное пособие [Текст] – М. : Гуманит . изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 336 с.: ил. 32 с.

  4. Рябцев Ю. С. Рабочая тетрадь к школьному курсу «История русской культуры. Художественная жизнь и быт XIXVII вв.» [Текст]. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.- 136 с.

  5. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. [Текст]- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 560 с.: цв. вкл. 40 с.

  6. Рябцев Ю.С. Рабочая тетрадь к школьному курсу «История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIIIXIX вв.» [Текст]. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. –168 с.

  7. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIIIXIX вв. [Текст]- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 648 с.: цв. вкл. 40 с.

  8. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Неменского Б. М. [Текст]/ авт. – сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 170 с.

  9. Соколова – Скубай Н. Н. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка. [Текст] - Тверь: Изд. «Культура и традиции», 2006.- 79 с.: ил.

  10. Справочник школьника . История мировой культуры [Текст]/ Сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М.: Филолог. общ-во «Слово», Центр гуманитар. Наук при ф-те журналистики МГУ им. Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996. – 610 с.

  11. Уотт Ф., Милборн А., Диккенс Р. Творческая мастерская юного художника [Текст]/пер. с англ. Цапко И. – М. : РОБИНС, 2011. – 95с.: ил.

  12. Энциклопедия для детей. Т 7. Искусство. Ч 1[Текст]/ Глав. Ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1997. – 688 с.: ил.

  13. Энциклопедия для детей. Т 7. Искусство. Ч 2[Текст]/ Глав. Ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. – 656 с.: ил.

  14. Эстетика: Словарь/ Под общ. Ред. А. А. Беляева и др. [Текст]– М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

  15. Этюды об изобразительном искусстве: Кн. Для учащихся [Текст]/ М. Алпатов, М. Аллёнов, А. Баранов и др.; Сост. Н. И. Платонова, В. Ф. Тарасов. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.: ил.

  16. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Архитектура. [Текст] Авт. А. Клёнов; Худож. В. Л. Барышников, А. В. Кардашук – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Астрель»1999. – 464 с.: ил.





Плакаты, таблицы:

  1. Портреты русских и зарубежных художников

  2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнаментов, росписи в стиле «Гжель», «Жостово», «Городецкая роспись»

  3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

  4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

  5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, ДПИ

  6. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте





Информационно-коммуникационные средства:



  1. Мультимедийные обучающие презентации издательства «Дрофа»

  2. Игровые художественные компьютерные программы







Интернет – ресурсы:

  1. http://art.thelib.ru/culture/iscusstvo_yaponii.html

  2. Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wkipedia.org/wiki

  3. Педсовет. Всероссийский Интернет – педсовет. – Режим доступа: http://ru.pedsovet.org

  4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru

  5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su/

  6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

  7. Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru

  8. http://moicompas.ru/tags/plastilin

  9. http://art.thelib.ru/culture

  10. http://www.orientmuseum.ru/art/roerich/#

  11. http://www.vasnecov.ru/

  12. Коллекция видеоматериалов издательства «Дрофа» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000008fe-a000-4ddd-5ff6-510047601064/81314/

  13. Коллекция видеоматериалов издательства «Дрофа» http://demo.ischool.informika.ru/catalog/rubr/00000901-a000-4ddd-e2f1-4300476017e2/81481/









Технические средства обучения (ТСО):

  1. Магнитофон

  2. CD /DVD проигрыватель

  3. Компьютер

  4. Проектор

  5. Сканер

  6. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

  7. Экран

  8. Фотоаппарат

Экранно-звуковые пособия:

    1. Аудиозаписи музыкальных и литературных произведений

    2. DVD фильмы

    3. Презентации

Презентации:

  1. Древние образы в народном искусстве

  2. В чём секреты русской избы?

  3. Внутренний мир русской избы

  4. Конструкция предметов народного быта

  5. Народные праздничные обряды

  6. Древние образы в народных игрушках

  7. Искусство Гжели

  8. Городецкие узоры

  9. Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки

  10. Секреты русского костюма

  11. Декоративное искусство Средневековья

  12. Современное выставочное искусство

  13. Виды декоративно-прикладного искусства

Фонотека:

  1. Сборники шедевров классической музыки.

  2. Сборники шедевров инструментальной музыки.

  3. Сборники народных песен, наигрышей

  4. Голоса животных и птиц.

  5. Звуки дикой природы.

  6. Волшебство природы.

  7. Моцарт для малышей.

  8. Весёлая планета.

  9. Русь музыкальная.

  10. Танцевальные мелодии народов мира.



Учебно-практическое оборудование:

  1. Столы с горизонтальной поверхностью

  2. Стулья

  3. Краски акварельные

  4. Краски гуашевые

  5. Масляная пастель

  6. Сухая пастель

  7. Простые карандаши

  8. Угольные карандаши

  9. Фломастеры

  10. Бумага белая форматов А3, А4

  11. Бумага цветная

  12. Цветной картон форматов А3, А4

  13. Кисти беличьи № 2-3, 5-6, 8-9

  14. Кисти пони № 8-10

  15. Кисти щетина № 3, 10, 13

  16. Ёмкости для воды

  17. Клей

  18. Ножницы

  19. Ластики

  20. Пластилин

  21. Точилки для карандашей

  22. Чертёжные инструменты

  23. Подставки для натуры

  24. Рамы для оформления работ

  25. Клеёнки

































Приложение 1

Список тем для проектных работ

  1. Макет русской избы (внешний вид) (индивидуальная работа)

  2. Макет русской избы (интерьер) (индивидуальная или коллективная работа)

  3. Изготовление и роспись глиняных игрушек (индивидуальная работа) и оформление проекта «Наша деревенька» (коллективная работа)

  4. Чудесная гжель (индивидуальная работа)

  5. Городецкие букеты (индивидуальная работа)

  6. Изготовление куклы в народном костюме (индивидуальная работа) и оформление проекта «Праздничные народные гуляния» (коллективная работа)

  7. Индивидуальные проекты (варианты на выбор учащегося):

  • Витраж (роспись витражными красками по стеклу)

  • Оформление бутылок (роспись, аппликация, декупаж)

  • Оформление стаканчиков под карандаши (кожа, пряжа, текстиль)

  • Роспись матрёшек, пасхальных яиц, деревянных игрушек



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru