РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
« ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»
с детьми старшего дошкольного возраста
Выполнила:
Яндукина Галина Амангельдиевна
Воспитатель первой квалификационной категории
п. Килемары, 2015
Пояснительная записка
В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой не знают, как побороть всё возрастающую детскую жестокость, враждебность. У детей в возрасте 5-7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств.
Известно, что первый опыт отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.
Не всегда дети могут легко наладить общение, ведь способность общаться со сверстниками и взрослыми - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, умение сопереживать, сочувствовать сверстнику.
Психическое развитие ребенка начинается с общения, оно формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
Неумение видеть и воспринимать сверстника, его переживания, желания, проблемы - основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем "я", что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона.
Для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) эта проблема особо актуальна, так как они будущие первоклассники, и им нужно будет адаптироваться в реальных условиях современной школы: заводить новых друзей, выступать публично. Задача педагогов - вооружить дошкольников необходимыми приемами общения, отвлечь внимание ребенка от фиксированности на собственном "Я", от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений.
Цель: Формирование эмпатийного поведения у детей старшего дошкольного возраста и профилактика агрессивности в детском возрасте
Основные задачи на 2014 – 2015 год:
-
Раскрывать сущность полярных понятий – « добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
-
Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
-
Учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
-
Развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
-
Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.)
Методы и приёмы:
- имитационные игры;
- социально –поведенческий тренинг;
- психогимнастика;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
-просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
- дискуссии;
- диагностика эмоционального состояния, отношения ребёнка к обсуждаемой проблеме;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
Учебный план:
Проводятся занятия 1 раз в неделю ( вторник)
Время проведения: 15.30 мин
Длительность: 20 -25 минут
Опираюсь на коррекционно- развивающую программу С.И.Семенака « Уроки добра»
Составлен перспективный план работы с детьми 5-6 лет на 2014 -2015 год – это 30 занятий
Диагностическая методика :
Методика №1 - Взята за основу методика из книги: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение –Владос, 1995. – С. 97,98)
Вопросы, которые были заданы детям и явились в дальнейшем своеобразным планом моей работы:
Цель: Изучение эмоционально- обусловленного поведения дошкольников, особенностей эмпатийного поведения.
Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы и ситуации.
Первая серия. Задаются вопросы:
1.Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
2.Можно ли обижать животных? Почему?
3.Нужно ли делиться с другими детьми? Почему?
4.Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребёнка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Методика №2 « Закончи историю» ( модифицированный вариант Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой)
Цель: Изучение осознания детьми нравственных норм
Также проводилось наблюдение за проявлениями эмпатии у детей в ситуациях взаимодействия, которое оценивалось по следующим критериям:
- отношение ребёнка к затруднительному положению партнёра;
- отношение к успехам и неудачам ровесников;
- оказание помощи сверстникам
На основе критерий выделили следующие уровни:
Низкий - отсутствие всякого внимания и помощи партнёру, не замечает эмоциональное состояние, не оказывает помощь; отношение к успехам и неудачам сверстника неадекватное;
Средний – периодическое внимание к сверстнику и его затруднениям; оказывает помощь неохотно после просьб самого сверстника или взрослого; успехи сверстника не замечает;
Высокий – замечает затруднение, готов оказать вербальную или практическую помощь, предлагает помощь по своей инициативе, радуется или огорчается в случае успеха или неудачи партнёра
Результаты диагностики на начало года ( сентябрь 2014г) показали, что дети не ориентируются на сверстника, не понимают эмоциональные состояния, ответы детей краткие, неполные, в большинстве случаев дети не мотивируют свой ответ, не дают оценку поступкам героев или дают не правильную. Так Даша Р., Вика П., Вагиф Н. на некоторые вопросы молчали или отвечали односложно « Не знаю»
В процессе выполнения заданий не проявлялась заинтересованность детей, лишь 2 детей ( Вика Т. и Стёпа Л.) были увлечены беседой и ответы их были более полные, что говорит о сформированности у них некоторых нравственных понятий.
В процессе наблюдений за детьми в ситуации взаимодействия, было выявлено, что большинство детей ( Даниил Л, Стёпа Л., Илья Р. Маша Г, Даша Р.) неохотно оказывают помощь сверстнику, только по просьбе, а не по своей инициативе. Так же было замечено, что дети не умеют радоваться успехам сверстника, в большинстве случаев проявляют зависть или чувство соперничества, могут огорчиться если у сверстника получилось, а у них нет ( Даша Р., Вика П. Миша К).
Таким образом на сентябрь 2014 года из 10 опрошенных детей 3 ребёнка показали низкий уровень сформированности эмпатийного поведения, 6 детей – средний, 1 ребёнок ( Вика Т.) – высокий.
Чтобы реализовать все задачи, которые я поставила в начале года, я использовала в своей работе: беседы с разыгрыванием проблемных ситуаций, чтение художественной литературы с обсуждением поступков героев, обыгрывание конфликтных ситуаций, игры – имитации, драматизации, просмотр мультипликационных фильмов с
обсуждением, прослушивание музыки, детских песен, выражение своего настроения в рисунке.
В начале марта месяца мною была проведена промежуточная диагностика, чтобы проверить динамику сформированности у детей эмпатийного поведения и понимания нравственных норм. Проведенная диагностика показала повышение уровня развития эмпатийного поведения у дошкольников. Дети отвечали на вопросы активнее, задавали свои вопросы, когда что-то им было не понятно, т.е. проявлялась увлечённость беседой, эмоциональный отклик на ситуации. Ситуации, которые дети раньше не могли мотивировать, дать им оценку, теперь детьми хорошо объяснялись, даже некоторые дети приводили примеры из своей группы аналогичных случаев (Миша К.. Стёпа Л., Маша Г.)
Таким образом, на март 2015 года были следующие результаты: 1 (10 %) ребёнок с низким уровнем ( Вагиф Н) – ребёнок мало ходил в детский сад, поэтому уровень не повысился; 4 (40%) ребёнка показали высокий уровень, 5 (50%)человек – средний
Динамика уровней развития эмпатии
Вывод: Проведённая диагностика показала. что проведение кружка, направленного на формирование эмпатийного поведения детей, умение сочувствовать , сопереживать, развивает доброжелательные отношения к сверстнику, приучает внимательнее к нему относиться, понимать нравственные нормы и уметь их оценивать. Надеюсь, что на конец учебного года – май 2015, результаты повысятся, дети будут более внимательнее к друг другу, будет проявляться взаимопомощь не только по просьбе, но чаще по своей инициативе.
Ожидаемые результаты:
- исчезновение в поведении агрессивных тенденций и преобладание доброжелательности между детьми;
- преобладание положительных эмоций;
- способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления ( не причиняя вред другим);
- изменение характера детских рисунков ( преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).
- проявление сочувствия, взаимопомощи по отношению к сверстнику
Приложение к программе
Перспективный план работы кружка «Дружные ребята»
месяц |
Тема |
Задачи |
Содержание |
Литература |
Сентябрь |
1-я и 2-я недели - диагностика детей |
|
|
|
1.Добро и зло |
1.Раскрыть сущность понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; 2.Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. |
1.Слушание музыки разной по характеру; 2.Знакомство со сказочными персонажами; 3.Беседа о добрых и злых людях; 4.Тренинг эмоций; 5.Рисование на тему: « Добрый и злой» 6.Пение песни В. Шаинского « Улыбка |
№2, стр.7-9 №5, стр. 25 |
|
2. Наше настроение |
1.Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; 2.Показать в доступной форме изменчивость настроения; 3.Учить детей понимать настроение другого человека; 4.Познакомить со способами управления и регуляции настроения. |
1.Анализ детских рисунков; 2.Диагностика настроения детей; 3.Упражнение « волшебный мешочек» 4.Упражнение « Расскажи о своём настроении»; 5.Чтение и беседа по вопросам по рассказу « Нюша и Маша» С.И.Семенака |
№2, стр.10-14 |
|
Октябрь |
1.Хорошо ли быть злым? |
1.Продолжать знакомство с полярными понятиями « добро! – « зло»; 2.Закреплять умение определять эмоциональное состояние, побуждать к оказанию помощи; 3.Учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости. |
1.Игра « Цветик- семицветик»; 2.Игра « Гневная гиена»; 3.Психогимнастика« Разъярённая медведица»; 4.Игра « Кляксы» 5.Слушание песни В. Шаинского « По секрету» |
№2, стр.14-17 №5, стр. 38 |
2.Учимся справляться с гневом |
1.Учить детей различать эмоции злости и радости; 2.Упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. |
1.Выставка картин « Кляксы», беседа по ним; 2.Тренинг эмоций; 3.Игра « Жужа»; 4. Упражнения « Потопаем ногами», « Надуем волшебный шарик злостью»»; 5.Упражнение – тренинг; 6. Рисование «Злость» 7. Слушание песни В. Шаинского «В мире много сказок» |
№2, стр. 18-21 №1, стр.92 |
|
|
3. Что делать, если ты злишься |
1.Продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. 2. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; 3.Закреплять способы саморегуляции поведения ( снятие отрицательных эмоций). |
1.Рассматривание рисунков на тему « Злость» и беседа по ним; 2.Беседа : « Как справиться со злостью»; 3.Чтение отрывков из книги Э. Крейри « Я злюсь»; 4. Тренинг; разыгрывание детьми ситуаций; 5.Раскрашивание рисунков ; 6. Танец под польку « Старый добрый жук» ( из кинофильма « Золушка») |
№2, стр. 21-26 |
4. Настроение Бабы - Яги. |
1.Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; 2.Упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний ( весёлый –грустный), учить давать оценку поступкам сказочных персонажей. |
1.Игра « Угадай настроение» 2.Тренинг эмоций; 3.Придумывание историй: « Если бы Баба – Яга была доброй…»; 4.Упражнение « Угадай настроение Бабы – Яги»; 5.Рисование Бабы –Яги; 6.Слушание частушек Бабок –Ёжек из мульфильма. |
№2, стр.27-30 №5., стр.68 |
|
Ноябрь |
1.Поговорим о доброте |
1.Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; 2.Учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка. |
1.Игра « Угадай настроение по рисунку»; 2.Упражнение«Помоги волшебнику»; 3.Упражнение « Выручи из беды»; 4.Чтение С. И. Семенака « Сказка о птицах»; 5.Игра « Чунга-чанга»; 6. Упражнение « Рисуем музыку». |
№2, стр. 30-34 |
|
2.Ссора |
1.Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. 2.Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении. |
1.Знакомство с двумя подругами, чтение стихотворения «Поссорились»; 2.Тренинг эмоций; 3.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»; 4.Проблемная ситуация; 5.Рисование на тему: «Бабочки для друга»; 6.Слушание песни В.Шаинского «Голубой вагон» |
№2, стр. 34-37 №5, стр 32 |
|
3.Как справиться с упрямством |
1.Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; 2.Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций. |
1.Чтение узбекской народной сказки « Упрямые козы»; 2.Тренинг эмоций; 3.Игра « Два барана»; 4.Знакомство с правилами: « Будь внимателен к другому»; 5.Смешной рисунок. |
№2, стр. 37-39 №1, стр.90 |
|
4.Чувства одинокого человека |
1.Учить анализировать своё эмоциональное состояние 2.Закреплять знание правил доброжелательного поведения; 3.Формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей. |
1.Цветопись настроения; 2.Решение проблемной ситуации детьми; 3.Игра « Тень»; 4.Игра « Закончи предложение» 5.Тренинг эмоций 6. Слушание песни « А мне летать охота» ( Муз. М. Дунаевского) |
№2, стр. 40-42 |
Декабрь |
1.Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль» |
1.Познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время этого, 2.Учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль. |
1.Рассказ о лягушонке. 2.Тренинг эмоций; 3.Рассказ воспитателя о физической и эмоциональной боли; 4.Чтение рассказа « Возьми себя в руки», бесед по содержанию; 5.Рисование на тему: «Медвежонок выздоровел» |
№2, стр. 42-45 |
|
2.Учимся понимать чувства других людей |
1.Закрепить понятие « физическая и эмоциональная боль»; 2.Учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; 3.Развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения. |
1.Беседа о том, какие добрые дела совершили дети; 2.Обыгрывание ситуаций; 3.Упражнение « Негаданная радость»; 4.Рисование на тему: « Волшебные цветы» под музыку П.И.Чайковского «Фея сирени» |
№2, стр. 46-48 |
|
3.Учимся доброжелательности |
1.Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; 2.Учить правильно выражать своё эмоциональное состояние в поведении; 3.Развивать положительную самооценку. |
1.Просмотр мультфильма «Варежка», беседа по содержанию; (или чтение рассказа) 2.Чтение стихотворения «Утешение», беседа; 3.Тренинг эмоций; 4.Сочинение детьми историй продолжений рассказа « Самое страшное»; 5.Рисование: « Мой верный друг –собака» |
№2, стр.49-51 №5, стр. 43 |
|
4.Животные –наши друзья |
1.Развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других; 2.Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. |
1.Чтение загадки о кошке и приход кошки Марыси; 2.Игра: «Мышь и мышеловка»; 3.Чтение стихотворения И. Токмаковой « Ничья кошка» и Е. Благининой « Котёнок»; 4. Беседа по содержанию стихотворений; 5.Рисование на тему: « Мой котёнок» по точкам; 6.Пение детьми песенки про кота-мурлыку |
№2, стр. 52-54 |
Январь |
1.Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации |
1.Учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; 2.Формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; 3.Развивать умение снимать эмоциональное напряжение. |
1.Сюрпризный момент; 2.Тренинг эмоций; 3.Анализ конфликтных ситуаций; 4.Чтение рассказа « Лучший друг», беседа по содержанию; 5.Игра « Угадай настроение»; 6.Рисование: « Моё настроение» с помощью пиктограммы; 7.Слушание песни В. Шаинского «Антошка» |
№2, стр. 55-58 №1, стр.112 |
|
2.Учимся управлять своими эмоциями |
1.Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, умению разрешать конфликты; 2.Формировать осознанное понимание нравственного смысла худож.произведений; 3.Развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики. |
1.Антошкина история; 2.Дисскуссия с детьми; 3.Чтение рассказа В. Осеевой «Отомстила»; 4.Игра « Падающая башня»; 5.Рисование « Дерево радости» 6. Пение песни « Пусть падают капли» |
№2, стр. 58-62 |
|
3. Добрые и злые поступки |
1.Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; 2.Знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; 3.Закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. |
1.Чтение стихотворения Р. Сеф «Доброта», дискуссия по содержанию; 2.Рассматривание иллюстрации 2 кто обидел?», знакомство с новыми правилами доброжелательного общения. 3.Тренинг эмоций; 4.Упражнение « Добрый –злой» 5.Игра « По кочкам»; 6.Рисование: « Дорисуй картинку»; |
№2, стр. 62-65 №1, стр.111 |
Февраль |
1. Добрые и злые поступки (продолжение) |
1.Учить детей анализировать собственное поведение и поступки других; 2.Развивать воображение и снимать эмоциональное напряжение путём рисуночной терапии. |
1.Просмотр мультфильма «Ну, погоди!» ( фрагмент); 2.Беседа по содержании.; 3.Тренинг эмоций; 4.Сочинение детьми новой версии очередной серии мультфильма; 5.Анализ собственных поступков; 6.Игра « Хорошо- плохо»; |
№2, стр. 65-68 №5, стр 55 |
|
2.Дружба - неприязнь |
1.Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; 2.Закреплять знания правил доброжелательного поведения; 3.Развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книжках. |
1.Приход зверей-друзей Мишутки, Ёжика и Зайца; 2.Просмотр мультфильма « Трям, здравствуйте!» 3.Беседа по содержанию; 4.Тренинг эмоций; 5.Поведенческий тренинг; 6.Рисование; 7.Слушание песни В. Шаинского «Облака» |
№2, стр. 71-73 №1, стр.112 |
|
3. Друг в беде не бросит. |
1.Расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям; 2.Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии. |
1.Игра « Эхо» 2.Чтение рассказа Л. Толстого « Два товарища»; 3.Беседа « Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу»; 4.Проигрывание проблемной ситуации; 5.Упражнение « Помоги другу» 6. Пение песни « Настоящий друг», муз. Б. Савельева |
картотека №3, стр. 25-27 |
|
4.Друг заболел |
1.Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу;, 2.Воспитывать доброе отношение детей друг к другу. |
1. Игра «Эхо» 2.Расматривание картинки «Лена заболела» и беседа по ней; 3.Ролевая гимнастика»; 4.Упражнение « Пишу письмо другу»; 5.Игра « Волшебный стул»; 6. Пение песни «Добрый жук» |
картотека №3, стр. 28-30 |
Март |
1.Как помочь больному другу? |
1.Закрепить и обобщить представления детей о доброжелательном отношении к сверстникам, напомнить правила поведения: « Другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна твоя помощь». 2.Побуждать детей к проявлению внимания и заботы о заболевшем друге. |
1.Упражнение « Здравствуй друг» ( картотека); 2.Чтение рассказа А. Митта « Шар в окне»; 3. Беседа о доброжелательном отношении друг к другу; 4.Тренинговое упражнение « Помоги своему товарищу»; 5.Игра « Эстафета с воздушными шариками» |
№3, стр. 30-32 |
|
3.Учимся понимать боль другого человека |
1.Учить различать эмоциональные состояния на примере сказочных персонажей; 2.Способствовать формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих. |
1.Загадывание загадки про крапиву, чтение рассказа Н. Калининой «Как Сашу обожгла крапива»; 2. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации; 3.Игра « Эмпатия героев»; 4.Игра «ходим кругом» |
№3, стр. 32 -35 |
|
4.Друг и в радости, и в горе всегда рядом |
1.Формировать представление о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих; 2.Диагностировать проявление эмпатии |
1.Игра«Подари мне комплимент» (картотека); 2.Чтение рассказа В. Сухомлинского « Как на свете жить?», беседа по содержанию; 3.Советы Светлячка для настоящих друзей; 4.Проблемная ситуация; 5.Игра–шутка «Сиамские близнецы» |
№3, стр. 35-37 |
Апрель |
1.День рождение друга |
1.Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику. 2.Побуждать детей быть внимательными к сверстникам и близким. 3.Учить замечать их переживания и ожидания |
1.Игра « Клубок» (картотека) 2.Упражнение « Что бы ты пожелал товарищу в день его рождения» 3.Проблемная ситуация 4.Игра « Подарки друг другу» 5.Игра « Подари движение другу» |
№3, стр. 38-41 №1., стр. 45 |
|
2.Нет друга – ищи, а найдёшь – береги! |
1.Продолжать формировать у детей представление о дружбе и друзьях; 2.Учить понимать эмоциональное состояние других 3.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстнику, желание оказать помощь |
1.Речёвка (картотека) 2. Эстафета « Дружбы» (картотека) 3. « Расскажи о своём лучшем друге» 4.Беседа « В чём заключается умение дружить» 5.Чтение рассказа « Игра в «Поликлинику» |
№4, стр.70-75 |
|
3. Нет друга – ищи, а найдёшь – береги (продолжение) |
1..Учить понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, походке, телодвижениям, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения 2..Закреплять у детей представление о дружбе и друзьях; 3.Воспитывать умение быть внимательным друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера |
1.Рассматривание картинок из альбома «Угадай настроение», беседа « Какое настроение и почему?» 2.Тренинг эмоций «»Покажи жесты и мимику» ( картотека) 3.Чтение сказки « Волшебное пёрышко», беседа по вопросам; 4.Решение проблемных ситуаций |
№4, стр. 79-83 №4, стр.76-77 |
|
4.Учимся играть и работать дружно |
1.Учить умению контролировать своё поведение; 2.Совершенствовать себя как личность через общение с людьми, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; 3.Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём |
1.Игра «Эхо» 2.Рисование «Раскрасим варежку вдвоём», 3.Работа в парах « Найдт отличия» 4.Чтение рассказа « Лабиринт», беседа по содержанию; 5.Знакомство с правилами « Как научиться играть без ссор и обид» 6.Работа в парах « Рисование вдвоём» 7.Игра « Закончи предложение..» |
картотека №4, стр. 83 - 87 |
Май |
1.Наши мечты |
1.Продолжать закреплять знания детей о поведении в конфликтных ситуациях4 2.Учить сознательно управлять своими эмоциями ( обидами) 3.Формировать дружелюбное отношение к окружающим |
1.Чтение сказки «Лиса и заяц», беседа по содержанию; 2.Моделирование детьми сцены примирения лисы с зайцем 3.Беседа « О чём я мечтаю» 4.Игра « Цветик –семицветик» 5.Танец «Утят» |
№2, стр.74 -77 №1, стр.74 |
|
2.С друзьями вместе |
1.Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толеранства; 2.Развитие групповой сплочённости; 3.Формирование бережного и позитивного отношения к партнёру; 5.Повышение самооценки детей |
1.Игра «Давайте познакомимся» 2.Беседа « Зачем человеку друг?» 3.Игра « Волшебный мяч» 4.Игра « Моргалки» 5.Игра «Паутина» 6. игра « Волшебный ковёр» 7.Игра « Гусеница» 8.Коллективное рисование (создание проблемной ситуации) 9.Ковёр мира 10. Песня « Ты да я, да мы с тобой» муз. В.Шаинского |
Конспект занятия воспитателя |
Диагностика детей старшего возраста |
|
|
Использованная литература:
1. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций: Дети 5-7 лет. / Н.Л.Кряжева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг., 2001- 160с.
2..Семенака, С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет / С.И. Семенака. 4-е изд. – М.: АРКТИ, 2005.- 80 с.
3..Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно- развивающие занятия для детей 5-8 лет / С.И. Семенака. 2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.-79 с.
4. Шорыгина , Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с.
5. Чистякова, М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990 – 126с
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Театрализованная деятельность как эффективный способ развития речевых навыков у детей раннего и дошкольного возраста»