Взаимодействие воспитателя с родителями детей дошкольного возраста
- обмен информацией;
- сотрудничество в воспитании и обучении;
- поддержка эмоционального благополучия.
Взаимодействие воспитателя с родителями детей ДОШКОЛЬНОГО возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2(МБДОУ д/с №2)
(г. Гулькевичи)
Аннотация. В настоящее время в системе образования особое внимание уделяется взаимодействию с семьями детей. Это связано с проблемами отношений между детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их родителями, неадекватной оценкой детей и жестким обращением с ними. Поэтому поддержка детей с ОВЗ требует социально-психологического сопровождения таких семей.
Ключевые слова: Ограниченные возможности здоровья, социальные проблемы семьи, методы, принципы, поддержка семьи.
Организация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в РФ преимущественно направлена на помощь самому ребенку с нарушениями развития и в меньшей степени она реализуется в отношении семьи, в которой живет ребенок [2]. Основная проблема, с которой сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ – адаптация к обществу, вызванная совершенно новыми условиями жизни, в которые попадает семья после рождения «особого» ребенка. Родителям необходим набор знаний, которые формируют навыки ухода, воспитания и общения с ребенком.
Проблемы семьи «особого» ребенка рассматривались в работах А.Н. Смирновой, Б.В. Зейгарник, И.И. Мамайчук, В.В.Ткачевой, Е.М. Мастюковой, Л.М. Шипицыной и других. В своих работах авторы указывали, что родители детей этой категории испытывают огромные психологические трудности из-за последствий длительных травмирующих ситуаций, вызванных рождением ребенка с проблемами в развитии. В таких условиях родители часто оказываются, не готовы помочь своим детям [3].
В настоящее время наблюдаются ухудшение состояния здоровья детей; росту социально-психологической тревожности, усталости, психического и психофизического перенапряжения; трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов; тревога в связи со снижением безопасности жизни; отсутствие понимания; глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей; экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы [4].
Рождение
ребенка с ОВЗ воспринимается родителями
как величайшая трагедия. Тот факт, что
ребенок «не такой, как все», является
источником огромного стресса. Стресс
длительного и постоянного характера
оказывает сильное трансформирующее
воздействие на психику родителей и
является исходным условием для быстрого
изменения сложившихся в семье стереотипов
жизни. Надежды,
связанные с рождением ребенка, рушатся
в один миг. Обретение же новых жизненных
ценностей растягивается порой на
длительный период. Это обусловливается
многими причинами: психологическими
особенностями личности самих родителей
(способность принять или не принять
больного ребенка); комплексом расстройств,
характеризующих ту или иную аномалию
развития;
воздействием
социума при контактах с семьей [1].
Известно, что многих родителей интересует только питание и чистота одежды ребенка, находящегося в ДОУ. Они считают, что детские сады – это просто место, где присматривают за детьми, пока их родители на работе. А другие, думают, что детские сады «обязаны» воспитывать и обучать детей. И считают, что во всех детских проблемах виноваты воспитатели и врачи. Многие родители не осознают своей ответственности за воспитание и развитие своего «особого» ребенка. Часто они пассивны. А также не уделяют времени домашнему обучению и не обращаются за консультациями к педагогам ДОУ. Многие родители боятся показаться неопытными и необразованными. И это расстраивает.
Работая с родителями «особого» ребенка мы используем такие принципы:
- личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи;
- обеспечение комфортных, безопасных условий;
- гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них;
- принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем и родителями;
- принцип доступности.
Формы и содержание работы с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ, определяются степенью их готовности к сотрудничеству, а также наличием обратной связи.
Очень часто в своей работе мы используем индивидуальные формы работы:
- беседы и консультации специалистов;
- семейное консультирование (психотерапия);
- индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери;
- родительский час.
Коллективные формы взаимодействия:
- общие родительские собрания, на которых происходит информирование и обсуждение с родителями задач и содержание коррекционно-образовательной работы, решение организационных вопросов, информирование родителей по вопросам взаимодействия с другими организациями;
- организация конкурсов для детей и родителей – очень часто интерес наблюдается у детей и родителей, когда в ДОУ объявляется конкурс. Но чтобы привлечь родителей к участию, в первую очередь завлекаются дети, они и помогут своим родителям найти время для маленькой поделки, необычной фотографии или просто рисунка. Нами были проведены такие конкурсы: «Генеалогическое древо семьи», «Моя любимая игрушка» и «Мой домашний питомец».
- «день открытых дверей» - знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы. Мы приглашаем родителей в группу не в качестве слушателей или смотрителей, а в качестве участников той или иной деятельности. Тем самым у ребенка просыпается еще больший интерес к продуктивным видам деятельности, видя, что мама или папа с удовольствием ему помогают в этом.
- семинары – практикумы для родителей;
- проведение совместных мероприятий и экскурсий - для проведения совместных мероприятий используем достаточно эффективный метод общения детей со своими родителями – проектный метод. Ведь именно совместное проведение досуга является самой важной основой для счастливой жизни семьи. Например, нами были проведены мероприятия «Любимая мамочка», «Самый лучший друг – папа», и экскурсии по теме: «Мой город», «Наш огород».
В нашем детском саду в каждой группе можно найти уголки наглядно - информационного обеспечения, в них расположены:
- стационарные и передвижные стенды и выставки они размещены в удобных для родителей местах, где происходит информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ;
В настоящее время в системе образования особое внимание уделяется взаимодействию с семьями детей. Это связано с проблемами отношений между детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их родителями, неадекватной оценкой детей и жестким обращением с ними. Поэтому поддержка детей с ОВЗ требует социально-психологического сопровождения таких семей. Развитие ребенка с ОВЗ в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий [5].
Таким образом, специалисты играют ведущую роль в поддержке семей, сопровождая ребенка на протяжении всего его пребывания в семье. Специалисты помогают семьям справляться с трудностями во взаимодействии, поддерживают и развивают личностные качества родителей и ребенка, оказывают социальную и профессиональную поддержку.
Список использованной литературы:
1. Евдокимова Е. С., Додокина И. В., Кудрявцева Е. А.. «Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей». М.: Мозаика – Синтез, 2007.
2. Ковалёва Е. М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М. : Лист-Нью. - 2005.
3. Сборник научно-методических материалов под ред. Белогурова А. Ю., Булановой О. Е., Поликашевой Н. В. «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М. : Издательство «Спутник», 2014.
4. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. : АРКТИ. 2007.
5. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. М. : – 2015, – 221с.
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Вебинар «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО и обновлённого ФГОС ДО»
- Вебинар «Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности (ФГОС ДО)»
- Вебинар «Кинезиологические игры и упражнения в развитии психических процессов дошкольников»
- Вебинар «Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста: синквейн, мнемотехника, ТРИЗ, РТВ»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»