В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Суперакция! С 18 по 19 июня 2025 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Взаимодействие воспитателя с родителями детей дошкольного возраста

Взаимодействие воспитателя с родителями детей дошкольного возраста

Ольга Бакавнева
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 24
Краткое описание
Цели взаимодействия воспитателя с родителями детей дошкольного возраста:
- обмен информацией;
- сотрудничество в воспитании и обучении;
- поддержка эмоционального благополучия.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 20300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Бакавнева О.С. .docx Скачать

Взаимодействие воспитателя с родителями детей ДОШКОЛЬНОГО возраста

Ольга Сергеевна Бакавнева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2(МБДОУ д/с №2)

(г. Гулькевичи)


Аннотация. В настоящее время в системе образования особое внимание уделяется взаимодействию с семьями детей. Это связано с проблемами отношений между детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их родителями, неадекватной оценкой детей и жестким обращением с ними. Поэтому поддержка детей с ОВЗ требует социально-психологического сопровождения таких семей.

Ключевые слова: Ограниченные возможности здоровья, социальные проблемы семьи, методы, принципы, поддержка семьи.


Организация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в РФ преимущественно направлена на помощь самому ребенку с нарушениями развития и в меньшей степени она реализуется в отношении семьи, в которой живет ребенок [2]. Основная проблема, с которой сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ – адаптация к обществу, вызванная совершенно новыми условиями жизни, в которые попадает семья после рождения «особого» ребенка. Родителям необходим набор знаний, которые формируют навыки ухода, воспитания и общения с ребенком.  

Проблемы семьи «особого» ребенка рассматривались в работах А.Н. Смирновой, Б.В. Зейгарник, И.И. Мамайчук, В.В.Ткачевой, Е.М. Мастюковой, Л.М. Шипицыной и других. В своих работах авторы указывали, что родители детей этой категории испытывают огромные психологические трудности из-за последствий длительных травмирующих ситуаций, вызванных рождением ребенка с проблемами в развитии. В таких условиях родители часто оказываются, не готовы помочь своим детям [3].

В настоящее время наблюдаются ухудшение состояния здоровья детей; росту социально-психологической тревожности, усталости, психического и психофизического перенапряжения;  трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов;  тревога в связи со снижением безопасности жизни; отсутствие понимания; глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей; экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы [4].

Рождение ребенка с ОВЗ воспринимается родителями как величайшая трагедия. Тот факт, что ребенок «не такой, как все», является источником огромного стресса. Стресс длительного и постоянного характера оказывает сильное трансформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием для быстрого изменения сложившихся в семье стереотипов жизни. Надежды, связанные с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Это обусловливается многими причинами: психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка); комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития;
воздействием социума при контактах с семьей [1].

Известно, что многих родителей интересует только питание и чистота одежды ребенка, находящегося в ДОУ. Они считают, что детские сады – это просто место, где присматривают за детьми, пока их родители на работе. А другие, думают, что детские сады «обязаны» воспитывать и обучать детей. И считают, что во всех детских проблемах виноваты воспитатели и врачи. Многие родители не осознают своей ответственности за воспитание и развитие своего «особого» ребенка. Часто они пассивны. А также не уделяют времени домашнему обучению и не обращаются за консультациями к педагогам ДОУ. Многие родители боятся показаться неопытными и необразованными. И это расстраивает.

Работая с родителями «особого» ребенка мы используем такие принципы:

- личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи;

- обеспечение комфортных, безопасных условий;

- гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них;

- принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем и родителями;

- принцип доступности.

Формы и содержание работы с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ, определяются степенью их готовности к сотрудничеству, а также наличием обратной связи. 

Очень часто в своей работе мы используем индивидуальные формы работы: 

- беседы и консультации специалистов;

- семейное консультирование (психотерапия);

- индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери;

- родительский час.

Коллективные формы взаимодействия:  

- общие родительские собрания, на которых происходит информирование и обсуждение с родителями задач и содержание коррекционно-образовательной работы, решение организационных вопросов, информирование родителей по вопросам взаимодействия с другими организациями; 

- организация конкурсов для детей и родителей – очень часто интерес наблюдается у детей и родителей, когда в ДОУ объявляется конкурс. Но чтобы привлечь родителей к участию, в первую очередь завлекаются дети, они и помогут своим родителям найти время для маленькой поделки, необычной фотографии или просто рисунка. Нами были проведены такие конкурсы: «Генеалогическое древо семьи», «Моя любимая игрушка» и «Мой домашний питомец».

- «день открытых дверей» - знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы. Мы приглашаем родителей  в группу не в качестве слушателей или смотрителей, а в качестве участников той или иной деятельности. Тем самым у ребенка просыпается еще больший интерес к продуктивным видам деятельности, видя, что мама или папа с удовольствием ему помогают в этом.

- семинары – практикумы для родителей;

- проведение совместных мероприятий и экскурсий - для проведения совместных мероприятий используем достаточно эффективный метод общения детей со своими родителями – проектный метод. Ведь именно совместное проведение досуга является самой важной основой для счастливой жизни семьи. Например, нами были проведены мероприятия  «Любимая мамочка», «Самый лучший друг – папа», и экскурсии по теме: «Мой город», «Наш огород».

В нашем детском саду в каждой группе можно найти уголки наглядно - информационного обеспечения, в них расположены:

- стационарные и передвижные стенды и выставки они размещены в удобных для родителей местах, где происходит информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ;

В настоящее время в системе образования особое внимание уделяется взаимодействию с семьями детей. Это связано с проблемами отношений между детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их родителями, неадекватной оценкой детей и жестким обращением с ними. Поэтому поддержка детей с ОВЗ требует социально-психологического сопровождения таких семей. Развитие ребенка с ОВЗ в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий [5].

Таким образом, специалисты играют ведущую роль в поддержке семей, сопровождая ребенка на протяжении всего его пребывания в семье. Специалисты помогают семьям справляться с трудностями во взаимодействии, поддерживают и развивают личностные качества родителей и ребенка, оказывают социальную и профессиональную поддержку.

Список использованной литературы:

1. Евдокимова Е. С., Додокина И. В., Кудрявцева Е. А.. «Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей». М.: Мозаика – Синтез, 2007.

2. Ковалёва Е. М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М. : Лист-Нью. - 2005.

3. Сборник научно-методических материалов под ред. Белогурова А. Ю., Булановой О. Е., Поликашевой Н. В. «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М. : Издательство «Спутник», 2014.

4. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. : АРКТИ. 2007.

5. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. М. : – 2015, – 221с.






Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров