В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Рабочая программа литературного творческого кружка Образ.docx (Рабочая программа литературного творческого кружка "Образ")

Ирина Гаврикова Войдите для скачивания файлов

C:\Users\Домашний\Desktop\uchmet_120_60.gif
































































Рабочая программа

литературного творческого кружка

«Образ»

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД















Разработала преподаватель

русского языка и литературы

Гаврикова Ирина Владимировна

















г. Красноярск









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружковая работа - это путь развития интересов, склонностей, способностей обучающихся. Кружки представляют основу для свободного выбора интересующих видов деятельности в соответствии с потребностями в саморазвитии. Далеко не все люди могут стать творческими личностями в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

Увлечение литературой способствует расширению кругозора у обучающихся, лучшему усвоению других предметов, развивает творческое мышление, формирует литературный вкус, умения и навыки читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы.

В основе подхода к проведению занятий заложены следующие принципы:

опора на уже имеющиеся знания и умения обучающихся;

учёт индивидуальных особенностей обучающихся;

создание условий для усвоения знаний;

доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе занятий.

Направленность программы: художественно-эстетическая.

Целью литературного кружка является:

развитие творческих способностей, самостоятельной творческой деятельности;

расширение жизненного опыта обучающихся, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду;

развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей.

Задачи:

-развитие познавательного интереса обучающихся к изучению литературы;

-повышение интеллектуального уровня;

-стимулирование интереса к духовному богатству России, Красноярского края;

-развитие эмоциональной сферы обучающихся как основы формирования «культуры чувств»;

-развитие творческих способностей;

-воспитание эстетического вкуса;

-формирование исследовательских умений, навыков;

-формирование навыков общения в разных ситуациях.

Определены три направления работы кружка:

-исследовательская:

написание творческих работ, сочинений, подготовка сообщений, докладов;

-просветительская:

выпуск газет, бюллетеней, создание презентаций, буклетов;

-массовая:

организация и проведение литературных игр и конкурсов, литературно-музыкальных гостиных, викторин.

Деятельность литературного творческого кружка «Образ» реализуется через проекты:

-творческие: работа в творческой лаборатории, презентация собственного литературного творчества, самостоятельное написание сценариев для литературных праздников, вечеров; работа в группах (сценарная, оформительская и т.д.);

-игровые: участие в театральных инсценировках, самостоятельное создание «своей» роли (литературного персонажа или выдуманного героя);

-информационные: сбор информации о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.

Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности, теоретическую и практическую подготовку обучающихся.

Ожидаемые результаты:

За время посещения кружка обучающиеся

должны уметь:

- применять приобретенные знания на уроках общеобразовательных и специальных дисциплин;

-  работать с художественным текстом;

- выразительно читать стихи и миниатюры;

- практически показать и исполнить освоенный материал;

- выражать собственные эмоции;

- создавать презентации;

- чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения;

- индивидуально и коллективно работать;

- творчески подходить к занятию;

        Знания и умения, полученные в литературном кружке, помогут сформировать психологические качества личности: самостоятельность, любознательность, наблюдательность, трудолюбие; помогут обучающимся успешно выступать  и участвовать в мероприятиях и концертах.

Возглавляет работу гостиной ее президент. Для решения тех или иных задач создаются временные инициативные группы. «Место жительства» литературного творческого кружка – общежитие.

Продуктом деятельности литературного творческого кружка «Образ» является видеоролик «Образ», литературный альманах «Поэтический винегрет», создание буклетов собственных стихов, а также участие в творческих конкурсах разного уровня.

Программа рассчитана на 1 год.

Количество часов - 74 (1 раз в неделю).



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Тема 1. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Место и значение русской литературы и культуры в целом.

Тема 2. Великая сила поэзии: легенда об Арионе, миф об Орфее и Эвридике. Выявление читательского вкуса: какие стихи нравятся, «твои» поэты, «чужие» поэты.

Тема 3. Краеведение. Литературная карта Красноярска .

Тема 4. Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения. Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии.

Тема 5. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.

Тема 6. Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.

Тема 7. Понятие «текст», «главная мысль текста».

Тема 8. Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Тема 9. Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

Тема 10. Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

Практические работы по отработке теоретических литературоведческих понятий. Исследовательская работа.

Проведение праздников, литературных гостиных, посвященных поэтам, писателям - юбилярам.

Проведение научно-практической конференции «Наука и искусство», посвященной Году литературы.

Краеведение. Литературная карта Красноярска.

Программа включает реализацию проектной деятельности обучающихся.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Сроки

выполнения

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Место и значение русской литературы и культуры в целом. Организационный вопрос. Выбор президента. Определение основных направлений, обсуждение плана работы.

2

коллективное занятие

октябрь

2

Конкурс чтецов, посвященный 120-летию С.А.Есенина.

1

индивидуальные выступления

октябрь

3

Беседа о великой силе поэзии: легенда об Арионе, миф об Орфее и Эвридике. Выявление читательского вкуса: какие стихи нравятся, «твои» поэты, «чужие» поэты.

К 120-летию поэта. Любимые женщины Есенина.

2

коллективное занятие


октябрь

4

Краеведение. Литературная карта Красноярска. Литературный музей.

2

экскурсия

октябрь

5

Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения.

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии.

Игра «Литературное казино».

2

коллективное занятие

ноябрь

6

Занятие из цикла « Актёрское мастерство». Работа над проектом «Наш маленький театр». Распределение ролей. «Образы» еды на страницах русской классической литературы.

2

творческая лаборатория

ноябрь

7

Изучаем язык мимики и жестов. Работа над проектом «Наш маленький театр».

2

коллективное занятие


ноябрь

8

Занятие из цикла « Актёрское мастерство». Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации. Работа над проектом «Наш маленький театр».

2

коллективное занятие

ноябрь

9

Проведение научно-практической конференции, «Наука и искусство», посвященной Году литературы.

1

индивидуальное занятие

декабрь

10

Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Поединок поэтов. Проект «Литературный альманах «Поэтический винегрет».

2

коллективное занятие


декабрь

11

Занятие из цикла « Актёрское мастерство». Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. Открытое заседание «Наш маленький театр».

2

коллективное занятие

декабрь

12

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание. Составление сценария игры, разработка презентаций к 205-летию выхода сборника «Басни Крылова».

2

коллективное занятие, инсценирование

декабрь

13

Понятие «текст», «главная мысль текста». Литературная гостиная «Игорь Тальков».

2

Просмотр презентации, обсуждение

январь

14

Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи. Праздник «Веселая уточка».

2

коллективное занятие




январь

15

Игра «Умники и умницы».

2

коллективное занятие


февраль

16

Литературная гостиная «Я вас любил».

2

коллективное занятие


февраль

17

Законы создания поэтического произведения. Исследовательская работа «Поэзия войны» (практическое закрепление теоретических знаний).

2

Работа в малых группах

февраль

18

Краеведение. Литературная карта Красноярска.

Викторина «Мудрые мысли».

2

Создание презентаций, коллективное занятие


февраль

19

Конкурс чтецов и авторов-исполнителей, выпуск бюллетеня и литературной газеты.

2

Индивидуальные занятия

март

20

К юбилею А. П. Чехова. Подготовка к интеллектуальной игре по творчеству. Чтение рассказов «Толстый и тонкий», «Пересолил», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Анна на шее», «Лошадиная фамилия», «Человек в футляре».

2

коллективное занятие

март

21

Интеллектуальная игра по творчеству А. П. Чехова.

1

коллективное занятие

март

22

Практикум по поэзии. Игра «14 строк или легко ли переводить поэзию».

2

коллективное занятие

март

23

Подготовка игры «Страна литературия».

2

Составление презентаций, работа в группах

апрель

24

Игра «Страна литературия» для всех желающих.

2

коллективное занятие

апрель


25

Открытые чтения. Повесть И. Ильфа, Е. Петрова «Двенадцать стульев».

2

коллективное занятие

апрель


26

Литературная игра «Образ» по произведению И.Ильфа, Е.Петрова «Двенадцать стульев».

2

коллективное занятие

апрель


27

Разработка сценария литературно – музыкальной композиции ко Дню Победы «Памяти павших…»

2

индивидуальные занятия

май

28

Краеведение. Литературная карта Красноярска. Открытые чтения. Красноярские поэты и писатели в годы Великой Отечественной войны.

2

Выпуск литературной газеты, подготовка презентаций, отчет о работе над исследованием творчества красноярских поэтов и писателей в годы Великой Отечественной войны.

май

29

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

2

коллективное занятие


май

30

Занятие из цикла

«Актёрское мастерство». Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. Работа над проектом «Наш маленький театр».

2

индивидуальные занятия

май

31

Работа над проектом «Наш маленький театр».

2

коллективное занятие, работа над видеороликом «Образ»

июнь

32

Творческая лаборатория. Презентация собственного творчества. Открытое заседание «Наш маленький театр».

2

коллективное занятие презентация буклетов, литературного альманаха «Поэтический винегрет».

июнь

33

Краеведение. Литературная карта Красноярска.

1

встреча с писателем

июнь

34

Литературное кафе. Подведение итогов.

2

коллективное занятие

июнь

35

Участие в литературных творческих конкурсах различного уровня.

4

индивидуальные занятия

в течение года

36

Оформление литературных газет, бюллетеней, подготовка презентации собственного творчества, изготовление буклетов.

4

индивидуальные занятия

в течение года

37

Изготовление сценических костюмов для выступления.

Изготовление реквизита, используемого на сцене.

2

индивидуальные занятия

в течение года


ИТОГО

74







МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, портреты поэтов и писателей.

2. CD-диски, DVD-диски с изображением пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4. Компьютер, мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.

  2. Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143

  3. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);

  4. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.

  5. Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.

  6. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1974.

  7. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.

  8. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

  9. Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.

  10. http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html. Информационный сайт для мастеров и преподавателей спецдисциплин.


Литература для обучающихся:

    1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.

    2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.

    3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.

    4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.

    5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.

    6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.

    7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.

    1. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.








    Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

    Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

    Рекомендуем

    Литература, которая может вам помочь.

    Отправка ошибки

    Текст ошибки:
    Комментарий:
    Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
    @mail.ru