В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Использование технологии логического мышления в проектной деятельности младших школьников







Использование технологии логического мышления в проектной деятельности младших школьников



























Разработала: учитель изобразительного искусства

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им К.Д. Воробьева»

Шилова Наталья Алексеевна

На современном этапе необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Для прогресса нужны люли умные, свободные, высокообразованные, творческие, обладающие нестандартным мышлением, способные осуществить научно-технический прогресс.

Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса Школа первой ступени обеспечивает начальный этап становления личности, развития всех познавательных процессов, формирует умение и желание учиться. Обучение в школе вооружает обучающихся знаниями, умениями, навыками, способствует их развитию.

В связи с этим уже в начальной школе возникает потребность в целенаправленном формировании логического мышления, которое позволит обучающимся развить самостоятельную логику мышления. На ее основе они будут строить умозаключения приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать выводы. обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.

Самостоятельность мышления проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос. новую проблему, а затем решать их своими силами. Творческий характер мышления выражается именно в такой самостоятельности.

Одним из видов деятельности, где успешно развивается логическое мышление, является изобразительное искусство. В процессе рисования происходит развитие обучающегося, его познавательных умений. Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. В октябре 2009 года приняты стандарты нового поколения для начальной школы, по которым с 1 ого сентября 2011 года начали работать все общеобразовательные учреждения. Ведущее место среди методов, используемых мировой и отечественной педагогикой принадлежит сегодня методу проектов.

Термин «проект» переводе латинского означает бросание вперед. Согласно стандарту, под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий. предпринимаемых для достижения определенной цели в течение определенного периода в рамках имеющихся возможностей.

В изобразительном искусстве это творческий проект.

В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика.

Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает искать, изобретать, создавать новое.

Проекты в зависимости от сложности замысла могут быть различными по продолжительности:

-краткосрочные,

-средней продолжительности;

-долгосрочный.

В начальной школе на уроках изобразительного искусства рекомендуется использовать мини-проекты. Уроки по программе Б. М. Неменского дают возможность применять проектную деятельность начиная с 1- ого класса. При составлении календарно — тематического плана выделяется ведущая тема раздела, которая будет вынесена на проектирование из которой формируются темы в банке проектов, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. Кроме того, сами обучающиеся имеют возможность выбрать на основе банка проектов, тему проекта, организационную форму.

На протяжении всех занятий учитель выступает в роли консультанта и помощника, но не эксперта.

Все проекты, создаваемые обучающимися, являются их маленькими победами в учебном процессе. Обучающиеся вовлекаются в этот процесс, начиная с анализа темы и заканчивая итоговым результатом. Им нравится защищать свои проекты, т.к. в них были вложены идеи, задумки и творческий потенциал

Творческий проект -это процесс, направленный на ознакомление обучающихся с разнообразным миром предметов и развитием их способностей.

Но творческий проект невозможно создать без мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации

Какие из логических операций применит обучающийся, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Поэтому очень важно на протяжении учебного времени развивать логическое мышление обучающихся. И как итог, в проекте, они продемонстрируют, как овладели приемами логики.

Все это и обусловило актуальность темы: «Использование технологии логического мышления в проектной деятельности младших школьников». Но прежде, чем более подробно рассматривать данную тему, проанализируем особенности мышления у обучающихся младшего школьного возраста.

К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребенка достигает высокого уровня. Все психические процессы. восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли определенный путь развития.

Различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятельности ребенка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными. Эта связь не остается неизменной на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой - либо один из процессов.

Психологические исследования показывают, что в период младшего школьного возраста именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов.

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вил умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления -его опосредованный характер. То, что ребенок не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное -через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта-ощущения, восприятия, представления-и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления —его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь B отдельном, в конкретном.

В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

  1. Предметно-действенное (наглядно-действенное);

  2. Наглядно-образное;

  3. Логическое

1) Предметно-действенное мышление- мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом;

Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками практически разъединяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент.

2) Наглядно-образное мышление дает возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле.

B данном случае ребенок B ходе анализа и синтеза познаваемого объекта необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.

Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями. Поэтому в начальной школе необходимо развивать логическое мышление.

3) Логическое мышление — это мышление понятиями, суждениями, умозаключениями, лишенными непосредственной наглядности.

Развитие логического мышления не означает, что наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает развиваться. Наоборот, эти исходные формы по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь под его влиянием.

Умение логически мыслить, по мнению A.B. Петровского, включает в себя ряд компонентов: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок.

Исходя из того, что учебно-познавательная деятельность – это самоуправляемая деятельность обучавшегося по решению личностно-значимых и социально актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающихся овладением необходимыми для ее разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации, сгруппируем три вида общеучебных умений:

  1. 1.Учебно-управленческие.

  2. Учебно-информационные

  3. Учебно-логические.

Кратко определим содержание данных групп общеучебных умений

1) Учебно-управленческие умения – общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности обучающимися;

2) Учебно-информационные умения – общеучебные умения, обеспечивающие нахождение переработку и использование информации для решения учебных задач;

3) Учебно-логические умения – общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки решения учебных задач. Несут в себе пять умений:

  1. Анализ и синтез.

  2. Сравнение.

  3. Обобщение классификация.

  4. Определение понятий.

  5. Доказательство и опровержение.

Рассмотрим более подробно сущность учебно-логических умений и алгоритм их проведения:

I. Анализ и синтез

Анализ – это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств.

Синтез – это способ познания объекта посредством объединения в целое его частей и свойств, выделенных в результате анализа.

Овладение анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Как известно, любой предмет можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступает та или иная черта, свойства предмета. Умение выделять свойства дается младшим школьникам с большим трудом. Мышление ребенка должно проделывать сложную работу абстрагирования свойства от предмета.

Алгоритм проведения анализа и синтеза объекта.

  1. Определить объект анализа и синтеза, выделить его от других объектов или процессов.

  2. Выделить составляющие данные объекта.

  3. Осуществить качественное и количественное описание частей объекта.

Качественное описание – это определение свойств частей объекта.

Количественное описание – это соотношение свойств частей объекта к величине, принятой за единицу.

  1. Определить пространственное отношение частей объекта, т.е. установить их связи, влияние друг на друга.

  2. Определить временные отношения.

  3. Определить функциональные отношения частей объекта, т.е. их согласованность.

  4. Определить причинно-следственные отношения, т.е. влияние одних частей объекта на другие.

  5. Определить отношения объекта с другими объектами.

  6. Определить существенные признаки, без которых объект не может существовать.

Выполняя коллективный проект в 3-ем классе «Памятки архитектуры города Курска» для украшения рекреации школы, обучающиеся проанализировали необходимую информацию. Это цветовая гамма рекреации, освещение, размеры. Изучили архитектурные памятники города. Проанализировав их, выбрали себе понравившиеся и приступили к воплощению проекта. В процессе работы выделили характерные (существенные) признаки архитектурного памятника: конструктивные строение, пропорции, объем, пространственное расположение, цветовое решение. Проанализировав существенные признаки, объединили их в единое целое (т.е. выполнили синтез) и успешно создали проекты.

ІI. Сравнение — это способ познания посредством установления сходства и различия признаков объекта.

Обучающийся познает окружающий мир, учится различать предметы и окружающие явления по существенным признакам, сравнивает их, т.е. учится мыслить.

Алгоритм проведения сравнения

  1. Выделить объект для сравнения.

  2. Выполнить неполное однолинейное сравнение объекта, т.е. установить либо сходство, либо различие по одному признаку.

  3. Выполнить неполное комплексное сравнение объекта, т.е. установить либо сходство, либо различие по нескольким признакам.

  4. Выполнить однолинейное сравнение, т.е. установить сходство и различие по одному признаку.

  5. Выполнить комплексное сравнение, т.е. установить сходство и различие по нескольким признакам.

  6. Выполнить сравнение по аналогии, т.е. выполнить сходство одних признаков и на основе этого выделить сходство в других.

В первом классе выполняя проект «узор на крыльях бабочки», предназначенный для клумбы около школы, обучающиеся создали эскизы бабочек, которые воплотили в жизнь старшеклассники, изготовив бабочек из пластиковых бутылок и расписав их по эскизам первоклассников.

Выполняя проект, ребята сравнивали характерные особенности бабочек при помощи однолинейного сравнения по одному признаку, а также комплексного, по многим признакам: форме, цветовому решению, особенностям узора. На основе данных выполняли сравнение по аналогии, т.е. сравнивали своих бабочек с фотографиями существующих в природе бабочек.

III. Обобщение и классификация

Обобщение —это способ познания посредством определения общих существенных признаков объекта.

Классификация – распределение объектов по существенному признаку.

Алгоритм проведения классификации

  1. Установить род объекта.

  2. Определить признаки объекта.

  3. Определить общие и отличительные признаки объекта.

  4. Определить признаки по которым род будет делиться на виды.

  5. Распределить объекты по видам и подвидам.

Неумение выделять общее и существенное может серьезно затруднить процесс обучения. Умение выполнять обобщение существенных признаков способствует формированию другого очень важного умения – отвлекаться от несущественных деталей, обращая внимание на главное.

На уроках изобразительного искусства обучающиеся осуществляют индуктивное обобщение, т.е. определяют общие признаки предметов и объясняют их в форме суждения. Напоминаю определение суждения.

Суждение – это мысль, в которой что - либо утверждается или отрицается о признаках объекта.

Так, выполняя проект «Посуда, созданная народными умельцами, у тебя дома» обучающиеся третьего класса представляли себя продолжателями традиций народных промыслов. По выбору, создавали посуду в стилистике Городецкой, Хохломской, Гжельской росписи. Они выделяли существенные признаки промыслов и классифицировали их распределяя их на виды и подвиды. На основе суждений анализировали синтезировали, сравнивали, обобщали классифицировали свои творческие проекты, а потом по желанию обменивались своими творческими работами на ярмарке посуды.

IV. Определение понятий

Определение понятий – это способ познания, направленный на раскрытие содержания понятия.

Понятие – это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов.

Понятие имеет содержание и объем.

Содержанием понятия называют существенные признаки объекта, отраженные в понятии.

Объемом понятия называют объект, существенные признаки которого зафиксированы в понятии.

Очень важно научить обучающегося мыслить понятиями. Именно в этом состоит развитие логического мышления.

В начальной школе формируются понятия о существенных признаках всех изучаемых объектов.

V. Доказательство и опровержение

Доказательство – это рассуждение, устанавливающее истинность какого- либо утверждения путем приведения доказанных ранее утверждений.

Доказательство состоит из трех частей:

  1. Тезис – это суждение, истинность которого надо доказать

  2. Аргументы – это суждения, из которых выводится истинность тезиса

  3. Форма доказательства – это способ логической связи между тезисом аргументами.

Опровержение – это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения.

Доказательство и опровержение – необходимое условие для защиты проекта.

Обучающийся создал свою творческую работу, которая доставляет радость ему и окружающим – сверстникам, учителям, родителям. Он видит, как серьезно оценивают его творчество, и сам серьезно относится к своей работе. У него появляется чувство гордости за созданное им произведение. Для его презентации и защиты обучающийся использует тезисы, аргументы и доказательства. А если необходимо, то и опровержение.

Умение логически мыслить, овладение основными учебными действиями является необходимым условием успешного освоения материала на протяжении всего периода обучения.

Уроки изобразительного искусства являются средством развития логического мышления у обучающихся младшего школьного возраста. Они развивают не только уровень познания, но и формируют психологический мир личности, также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это – основная задача личностно-ориентированного обучения.

Метод проекта дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в формировании культуры личности.

Работа над проектом приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу того, что создается и к тому, что накоплено.

При выполнении проекта обучающийся показывает результат освоения изобразительной деятельности. При этом он должен иметь в виду, что целью является не только знакомство формой изображения, но и знакомство понятиями, выраженными этой формой, что даст возможность учителю осуществлять диагностику знаний и умений и своевременно проводить коррекционные мероприятия.

В учебном процессе проект — переход от единичных рисунков к полному и обобщенному представлению процессе создания творческой работы осознанием цели.

Создавая проект, обучающийся выбирает тему, изучает необходимую информацию, отмечает характерные особенности, воплощает замысел в рисунке. При выполнении этой работы суждения и умозаключения становятся более конкретными и ясными, потому что ребенок видит результат – творческую работу.

Нужно отметить, что при выполнении проекта у обучающихся развиваются интеллектуальные способности. Исходя из этого необходимо приучать их к правильному суждению о своей работе на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. Именно эти сведения помогут более точно проанализировать и защитить проект.

На основе логического мышления развивается пространственное и образное мышление. Во время работы над проектом это помогает обучающемуся по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по- новому его отображать в своих рисунках.

Таким образом, педагогическими условиями развития логического мышления у обучающихся младшего школьного возраста являются: включение детей в проектную деятельность (краткосрочный или мини- проект), в ходе которой ярко проявиться их активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации. Учитель использует различные средства и методы обучению школьников сравнивать, обобщать, анализировать. Обучение и развитие логического мышления младших школьников должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства, использование разнообразных развивающих материалов.

Для успешного выполнения проектов необходимо развивать у младших школьников логическое мышление, а именно

  1. Высокий уровень мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др.;

  2. Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновений нескольких вариантов решения проблем;

  3. Высокий уровень организованности, проявляющейся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что овладение процессом проектирования невозможно осуществлять без опоры на технологию логического мышления. Формирование школьников учебно-логических умений не заканчивается в начальном звене. Эта работа продолжится и со старшеклассниками.








Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос