В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Образовательная программа дополнительного образования детей "Художественная роспись"

Войдите для скачивания файлов





Рассмотрено на заседании ПЦК

Протокол №

От 2015 года






Утверждаю:

Директор МАОУ «Гимназия»

__________ Т.С.Семенова



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ»



Возраст детей: 6-13 лет

Срок реализации: 1год





Составитель: Морозова Елена Алексеевна,

учитель изобразительного искусства

МАОУ «Гимназия»





Г. Боровичи

2015год.



Пояснительная записка.

Особую актуальность в современных условиях приобрела самостоятельность человека, как самоценности общества в любой деятельности. Поэтому такие характеристики, как свобода выбора и творчества занимают особое место в жизни ребенка.

В условиях возрастания социальной роли личности, как ношение и сохранение национальных традиций, художественной культуры при ограниченном времени на изучение искусств, в школе важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования. Программа дополнительного образования детей «Художественная роспись», составлена с учетом решения этой важной задачи.

Народное искусство рассматривается, как часть материальной и духовной культуры общества. Кружок, раскрывая понятие красоты и национальное своеобразие предметного мира рассматривается в связи с природой, бытом, трудом, историей, национальными художественными традициями народа. Причем первоосновой является образ художественного изделия. Это позволяет обучающимся унаследовать основы народного искусства. Программа направлена сохранение живого наследия народа.

Цель курса: формирование у обучающихся представлений о народной культуре через развитие творческих способностей и задатков, развитие исторической памяти.

Задачи:

- осуществлять знакомство с традиционной культурой на основе изучения народных промыслов;

-развивать творческие способности учащихся, осуществляя индивидуальный подход и используя уровневые задания;

- способствовать формированию чувства национального достоинства путём знакомства с историей промыслов, национальных традиций.

Овладение необходимыми навыками и изучение народного мастерства должно привести к умению создавать художественный образ вещи на основе повтора, вариации, импровизации, к умению выразить собственное отношение к народному искусству.

Одновременно содержание программы строится с учетом преемственности между начальной и средней школой в изучении основ народных промыслов и декоративно- прикладного искусства. Учитывается местный и региональный компонент.

Программа разработана для обучающихся 1-7 классов. Рассчитана на 1 год обучения. Позволяет вести занятия как в разновозрастной группе так и в одном классе.

Учебно – тематическое планирование

п/п

Содержание программы, темы

Всего часов

Из них часов

Теоретические

занятия

Практические занятия

Экскурсии

1.

Дымковская игрушка

3

1

2

-

2.

Гжель

3

1

2

-

3.

Хохломская роспись

2

1

1

-

4.

Городецкая роспись

3

1

2

-

5

Жостовская роспись

2

1

1

-

6

Полховский Майдан

3

1

2

-

7.

Павлово – Посадские головные платки

2

1

1

-

8.

Пермагорская роспись

2

1

1

-

9.

Мезенская роспись

2

1

1

-

10.

Пучужская роспись

2

1

1

-

11.

Каргопольская Роспись

2

1

1

-

12.

Борецкая роспись

2

1

1

-

13.

Филимоновская роспись

2

1

1

-

14.

Работа на свободную тему

2

-

2

-

15.

Выставка работ

2

-

1

1



В конце года обучения подводятся итоги после организации выставки. Лучшие работы и активные участники отмечаются грамотами , памятными подарками.


Содержание работы.


Дымковская игрушка(3часа).


Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Знакомство с материалами и инструментами. Глина, стеки, для чего предназначены, как пользоваться.

История дымковской игрушки. Ёе особенности: форма, цвет, роспись. Лепка игрушек, их роспись.


Гжель (3 часа).


История гжельской росписи. Знакомство с историей промысла. Особенности росписи. Знакомство с техникой папье - маше. Рисование эскиза. Роспись изделий.

(Использование наглядных пособий, образцов изделий, классической музыки).


Хохломская роспись (2часа).


История промысла. Виды росписи. Материал из которого изготавливаются изделия. Рисование эскиза. Изготовление изделий из папье-маше. Роспись изделия.

(Использование наглядных пособий, образцов изделий, русской народной музыки).


Городецкая роспись (3 часа).


Изделия городецких мастеров, история росписи. Особенности росписи. Рисование эскиза. Роспись разделочных досок.

(Использование наглядных пособий, образцов изделий, русской народной музыки).


Жостовская роспись (2часа).


Знакомство с историей промысла. Особенности росписи. Изготовление подносов из папье- маше.Роспись подносов.


Полховский Майдан.(2 часа).


Знакомство с росписью. Её особенностями. Рисование эскиза. Изготовление матрешки из папье-маше. Роспись матрешки.

(Использование наглядных пособий, образцов изделий, русской народной музыки).


Павлово – Посадские головные платки (2часа).


Знакомство с промыслом, с производством. Рисование элементов. Рисование эскиза платка.

(Использование наглядных пособий, образцов изделий, русской народной музыки).


Пермагорская роспись (2 часа).


Знакомство с историей, изделиями. Рисование элементов росписи: листьев, древа жизни, птиц. Иллюстрирование пословиц, роспись изделия из папье-маше.

(Использование наглядных пособий, образцов изделий, русской народной музыки).


Мезенская роспись (2 часа).


Знакомство с историей, изделиями, образцами. Отличие от других росписей. Рисование элементов. Иллюстрирование пословиц или сказки. Рисование эскиза прялки.

(Использование наглядных пособий, образцов изделий, русской народной музыки).


Пучужская роспись (2 часа).


История росписи, её особенности. Отличие от других росписей. Рисование элементов, птиц. Иллюстрирование пословиц.

(Использование наглядных пособий, образцов изделий, русской народной музыки).


Борецкая роспись (2 часа).


Знакомство с историей, особенностями. Рисование элементов. Роспись разделочной доски.

(Использование наглядных пособий, образцов изделий, русской народной музыки).


Каргопольская роспись (2часа).


Знакомство с историей, особенностями. Изделия каргопольских мастеров. Рисование эскиза. Изготовление и роспись игрушек.

(Использование наглядных пособий, образцов изделий, русской народной музыки).


Филимоновская роспись(2 часа).


Знакомство с промыслом, историей, особенностями изделий, росписи. Изготовление игрушек, их роспись.

(Использование наглядных пособий, образцов изделий, русской народной музыки).


Работа на свободную тему (2 часа).


Творческая работа обучающихся.Предполагает работу на любую пройденную тему. Допускается импровизация, изготовление изделия и его роспись в стиле народных росписей.


Выставка работ (2часа).

Организация выставки, подготовка экскурсии и экскурсоводов. Возможно посещение выставки в музее.



Ожидаемый результат.

При знакомстве с народным искусством обучающиеся должны сознательно овладевать приёмами художественной деятельности на основе создания образцов, мотивов, сюжетов народного искусства, его основных принципов –повтора, вариации, импровизации.

Овладение необходимыми навыками, изучение промыслов народного искусства должно привести к умению создавать художественный образ вещи на основе повтора, вариации, импровизации, к умению выразить своё собственное отношение к искусству и действительности.

Образы - типы в народном искусстве концептуальны: в них как бы материализована народная память, которая проносит через века представления народа о красоте, добре, о торжестве гармонии над хаосом, которая противостоит разрушающей силы времени и забвению. Поэтому важно формировать мировоззрение обучающихся, нравственную позицию, развивать эстетическое восприятие действительности развивать творчески активную личность, воспитывать особые качества ребенка как творческого лица, находящегося в определенных связях с коллективным опытом народа.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.


В ходе реализации программы педагог использует различные формы организации деятельности : заочные экскурсии, путешествия, праздники, выставки. Педагог учитывает индивидуальные и возрастные особенности обучающихся.Способствует созданию доброжелательной обстановки на занятиях , творческого настроения и т. д.

В своей работе педагогу дополнительного образования следует использовать дидактический материал, который необходимо изготовить самому, кроме того возможно использование дидактического материала на печатной основе, электронных презентаций.



Уровневые задания.

Тема: «Дымковская игрушка».

  1. Изготовление лошадки.

  2. Изготовление индюка.

  3. Изготовление водоноски.


Тема: «Гжель».


  1. Рисование изделия.

  2. Изготовление чашки и её роспись.

  3. Изготовление чайника и его роспись.


Тема: «Хохломская роспись».


  1. Рисование изделия.

  2. Изготовление «братчины» и её роспись.

  3. Изготовление «утицы» и её роспись.


Тема: «Городецкая роспись».


  1. Рисование разделочной доски.

  2. Роспись разделочной доски «розанами» и «бутонами».

  3. Роспись разделочной доски сюжетной композицией.

Тема: «Жостовская роспись.


  1. Рисование подноса.

  2. Изготовление из папье-маше подноса и его роспись отдельными цветами и букетами.

  3. Изготовление из папье-маше подноса и его роспись букетами по центру.


Тема: «Полховский Майдан».


  1. Рисование матрешки, гриба.

  2. Изготовление из папье-маше гриба и его роспись.

  3. Изготовление из папье-маше матрешки и её роспись.


Тема: «Павлово- Посадские головные платки».


  1. Рисование платка (элемент «огурцы»)

  2. Рисование платка (элемент «цветы»,создание композиции)


Тема: « Пермагорская роспись».


  1. Рисование отдельных элементов.

  2. Рисование птиц.

  3. Иллюстрирование пословиц.


Тема: «Мезенская роспись».


  1. Рисование элементов.

  2. Рисование коней, оленей.

  3. Иллюстрирование сказки.


Тема: «Пучужская роспись».


  1. Рисование элементов.

  2. Рисование птиц.

  3. Иллюстрирование пословиц


Тема: «Борецкая роспись».


  1. Рисование элементов росписи, затем эскизов разделочной доски.

  2. Роспись разделочной доски растительным орнаментом.

  3. Роспись разделочной доски сюжетной композицией.

Тема: «Филимоновская роспись».

  1. Рисование эскиза игрушки.

  2. Лепка животных и их роспись.

  3. Лепка барышни, её роспись.


Тема: «Каргопольская роспись».


  1. Рисование элементов росписи.

  2. Изготовление барашка, его роспись.

  3. Изготовление барышни, её роспись.





Литература.


  1. Богуславская И.Я. «Русская глиняная игрушка».Л.,1975г.

  2. Василенко В.М. «Народное искусство .Избранные труды о народном искусстве 10-20 веков», М.1974г.

  3. Некрасов М.А. «Народное искусство России. «Народное творчество как мир целостности» М. 1983г.

  4. Поровская Г.А., Косачева Л.А. «Основы народного декоративно – прикладного искусства». Новгород, 1995г.

  5. Шевчук Л.В. «Дети и народное творчество».

  6. Журнал «Юный художник» №5 1986г; №7 1987г.

  7. Методическое пособие «Изобразительное искусство и основы народного и декоративно – прикладного искусства». М.,1995г.

  8. Методическое пособие «Русское народное декоративно – прикладное искусство» М., 1978г.







Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru