В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Дополнительная общеразвивающая программа "Тайны седых веков"


Информационная карта

1. Полное название

организации

МБОУ ДО «ИРЦДО «Радуга»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тайны седых веков»

3. ФИО составителя, должность

Лакеева Надежда Александровна, методист;

Хахаева Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования,

4. Сведения о программе

4.1. Нормативная

база:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

Устав МБОУ ДО «Инжавинский районный центр дополнительного образования «Радуга» утвержден постановлением администрации Инжавинского района от 22.12. 2015г. № 993

4.2. Область применения:

дополнительное образование детей

4.3. Направленность:

туристско-краеведческая

4.4. Вид программы:

общеобразовательная (общеразвивающая)

4.5. Возраст обучающихся:

13 – 15 лет

4.6.Продолжительность обучения:

2 года

4.7. Образовательная область:

краеведение

4.8. Уровень освоения

ознакомительный




Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»


Пояснительная записка

Память – это не сохранение прошлого,

это забота о будущем.

Д.С. Лихачев

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тайны седых веков» туристско-краеведческой направленности. Предназначена для обучающихся среднего и старшего школьного возраста. Ориентирована на самоопределение и социализацию обучающихся, удовлетворение познавательного интереса, воспитание у них активной гражданской позиции, гражданской ответственности на основе приобщения к историко-культурному и природному наследию родного края.

Уровень программы. По целевому ориентированию и уровню сложности данная общеразвивающая программа является программой ознакомительного уровня.

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена не только потребностями и интересами учащихся, их родителей, но и государственной политикой, так как для современного общества актуальной проблемой является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание личности.

Гражданско-патриотическое воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только интеллектуальные возможности учащихся, но и их мировоззрение, нравственная направленность, гражданская позиция.

Программа позволяет обучающимся познакомиться с основами регионального краеведения, с историческим и природным наследием родного края, что позволит им внести реальный вклад в сохранение исторических и культурных ценностей своего края, приобщиться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до исследовательских и проектных работ. Прогулки, поездки, экскурсии – один из путей социализации личности, они могут дать подрастающему поколению возможность для адаптации к современным условиям жизни, повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, коммуникабельности, самодисциплины.

Данная программа педагогически целесообразна, так как:

является практико-ориентированной. Все образовательные блоки, помимо усвоения теоретических знаний, предусматривают формирование деятельностно-практического опыта обучающихся;

построена в комплексном сочетании трех составляющих: историческое краеведение родного края; краеведческий поиск; музейное дело, что предполагает организацию деятельности учащихся в архивах, музеях, самостоятельный исследовательский поиск, овладение методикой исследовательской, проектной работы, а также способствует формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма.

Кроме того, в процессе обучения дети знакомятся с такими профессиями, как музейные и архивные работники, экскурсоводы, историки, что возможно, поможет им определиться в выборе будущей профессии.

Отличительной особенностью программы является то, что в основу ее содержания положена история малой родины – родного села. Учащиеся на занятиях знакомятся с историей малой родины, культурой и этнографией в процессе исследовательской, проектной, творческой деятельности, основанной на местном краеведческом материале. Благодаря чему, учащиеся могут принимать участие в реализации сельского сетевого проекта «Линии леса», разработанного ФГБУ «ГПЗ «Воронинский», и детским краеведческим объединением, а также в краеведческих конкурсах и других мероприятиях.

Адресат программы - программа по своему тематическому содержанию ориентирована на детей среднего и старшего школьного возраста (13 – 15 лет).

Психолого-возрастная характеристика обучающихся

В подростковом возрасте закладываются основы моральных и социальных установок личности. Для детей данного возраста резко возрастает значение коллектива, общественного мнения, взаимоотношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий, формируется самооценка. Именно в этом возрасте появляются мотивы учения, связанные с профессиональными намерениями. Это время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность, время самоутверждения и самоопределения подростков.

Условия набора в учебные группы. Обучение по данной программе будет актуальным для физически активных детей, проявляющих интерес к изучению окружающего мира, истории и культуры родного края.

На первый год обучения (стартовый) принимаются все желающие.

При зачислении в объединение на второй год обучения проводится стартовая диагностика с целью выявления уровня готовности учащегося и его индивидуальных особенностей.

Рекомендуемый состав группы

Первый год обучения – от 13-15 человек;

второй год - не менее 12 человек.

Уменьшение численного состава учащихся на втором году обучения обусловлен естественным отсевом обучающихся, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях, а также в полевых занятиях.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 2 года.

Объем программы – 288 часов.

1 год обучения – 144 часа;

2 год обучения – 144 часа.

Форма обученияочная (возможна организация работы с применением дистанционного обучение по отдельным блокам и темам).

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раз в неделю (45х45) с 10 мин. перерывом.

Особенности организации образовательного процесса

Программа разработана по блочно-модульному принципу.

Первый год обучения дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых трудно заниматься краеведческим поиском, исследованием и музейным делом, предусмотренными на втором году обучения.

Образовательный процесс ведется в группах, сформированных из учащихся примерно одного возраста, которые являются основным составом.

На втором году обучения, по мере роста опыта учащихся, предусмотрена работа по подгруппам и индивидуальная.

Формы организации учебной деятельности

Реализация программы предусматривает проведение теоретических и практических занятий, которые составляют большую часть. Ее содержание включает изучение широкого круга тем и вопросов, некоторые из которых довольно сложные (особенно на втором году обучения). Для более полноценной организации учебного процесса необходимо сотрудничество с профессиональными музейными работниками. По спорным темам предусматривается проведение дискуссий, свободных обсуждений, деловых игр.

Многие занятия рекомендуется проводить на местности, на базе школьных и государственных музеев, в библиотеках и, по возможности, в архивах.

Основные формы проведения занятий: практические занятия; полевые выходы; экскурсии в краеведческие музеи; викторины; конкурсы; встречи с жителями села; занятие – экскурсия; занятие-исследование.

Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания обучающихся на основе приобщения к истории родного края.














Содержание программы

первый год обучения

Задачи:

образовательные:

знакомство с историей своей малой Родины;

знакомство с основами поисковой краеведческой деятельности;

знакомство с наукой – генеалогией;

учить наблюдать и описывать факты;

учить вести опрос местных жителей и старожилов села;

учить систематизировать и оформлять собранный материал;

формирование навыков работы с научной литературой и архивными документами;

знакомство с краеведческой работой школьных музеев;

формирование проектно-исследовательских компетенций обучающихся.

развивающие:

развитие интереса к краеведческой работе

развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения;

развивать навыки работы в группах;

развитие ораторских способностей.

воспитательные:

воспитание любви к своей малой Родине и к стране в целом;

воспитание духовно-нравственных качеств;

воспитание экологической культуры;

воспитание коллективизма, взаимопомощи, дружбы;

освоению стандартов культуры труда и общения.



















Учебный план


п/п

Наименование тем

и разделов


Количество

часов

Формы контроля/

и аттестации

всего

теория

практика



Вводное занятие


2

1

1

Входное тестирование. Викторина

1.

Раздел Наука – краеведение

10

3

7


1.1.

Историческое прошлое Тамбовщины. Освоение и заселение земли Тамбовской

2

1

1

Защита рефератов

1.2.

Историческое прошлое села

Карай-Салтыково

8

2

6

Защита рефератов, исследовательских работ

2.

Раздел Основы краеведения

22

10

12


2.1

Составление своей родословной

10

4

6

Практические контрольные задания.

Контрольные работы. Конкурс родословных. Конкурс знатоков природы

2.2

Изучение история своей школы

4

2

2

2.3

Природа Тамбовщины. Народный календарь

4

2

2

2.4

Растительный и животный мир села. Красная Книга

4



2



2

3.

Раздел Туристические возможности родного края

10

2

8


3.1

Туристические и экскурсионные объекты Тамбовщины

4

2

2

Наблюдение.

Практические контрольные задания


3.2

Туристические маршруты села Карай-Салтыково и окрестных сел.

6

-

6

4.

Раздел Этнография родного края

16

6

10


4.1

Жилище наших предков

6

2

4

Этнографический конкурс.

Контрольные практические задания. Фотовыставка. Защита творческих работ

4.2

Одежда, утварь, старинные орудия труда

6

2

4

4.3

Народное творчество предков

4

2

2

5.

Раздел Село Карай-Салтыково в годы войны

44

10

34


5.1

Наше село в годы гражданской войны

16

4

12

Тестирование. Защита исследовательских работ.

Контрольные практические задания

5.2

Наше село в годы Великой Отечественной войны

14

4

10

5.3

Наши земляки – участники локальных войн

14

2

12

6.

Раздел Памятники истории и культуры

10

2

8


6.1

Памятники истории и культуры Тамбовской области

4

1

3

Викторина.

Контрольные практические задания.

Тестирование

6.2

Памятники нашего села и его окрестностей

6

1

5

7.

Раздел Народные традиции

14

6

8


7.1

Христианские престольные праздники

6

2

4

Практические задания.

Контрольные практические задания

7.2

Традиции и обычаи села Карай-Салтыково

4

2

2

7.3

Русская чайная традиция

4

2

2

8.

Раздел Школьная музейная комната истории села

14

6

8


8.1

Поисковая работа на местности

8

4

4

Практические задания. Конкурс на лучшего экскурсовода

8.2

Экспозиции и фонды школьного музея

6

2

4


Итоговое занятие

2

1

1

Письменный опрос. Защита исследовательских работ. Тестирование.


Итого:

144

47

97



Содержание учебного плана

Вводное занятие

Теория: Знакомство с детьми, их интересами. Знакомство детей с содержанием программы, предмет изучения. Техника безопасности работы на занятиях, во время полевых выходов, при работе с инструментами. Правила поведения на занятиях.

Практика: Игры на знакомство: «Имя в движении», «Извините, обознался…», «Вам письмо». Анкетирование «Мои увлечения». Входная диагностика. Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающихся. Викторина «Что ты знаешь о родном крае».


Раздел 1. Наука - краеведение

Тема 1.1. Историческое прошлое Тамбовщины.

Освоение и заселение земли Тамбовской

Теория: Что изучает историческое краеведение. Для чего нужно изучать свой край. Какие вспомогательные науки помогают раскрыть древнейшую историю родного края. Начало освоения и заселения тамбовских земель. Тамбовская область на карте России.

Практика: Посещение сельской библиотеки. Работа с печатными изданиями. Защита рефератов на тему: «Основные этапы освоения территории и преобразования природы Тамбовской области до XX века». Защита исследовательских работ: «Дикое поле». Экскурсия в Инжавинский краеведческий музей.

Тема 1.2. Историческое прошлое села Карай-Салтыково

Теория: История возникновения села Карай-Салтыково. Первые поселенцы. Имение графа Петрово-Соловово.

Практика: Работа с архивными документами. Опрос жителей и старожилов села. Написание и защита исследовательских работ: «Усадьба Петрово-Соловово». Поиск потомков графа.


Раздел 2. Основы краеведения

Тема 2.1. Составление своей родословной

Теория: Антропонимика. Моё имя и фамилия (происхождение). Состав семьи. Семейные традиции и праздники.

Практика: Рисование на тему «Моя семья». Составление своей родословной. Защита проекта «Моя родословная». Конкурс родословных.


Тема 2.2. Изучение истории своей школы

Теория: Беседы о классе, об учителях. Правила проведения опроса старожилов села. Последовательность изучения истории своей школы. Школьные традиции. Родители-выпускники Карай-Салтыковской средней школы.

Практика: Составление плана работы по изучению истории своей школы. Год построения здания школы. Учительские династии Мельниковых, Панкратовых. Знаменитые выпускники. Экскурсия в школьный музей. Поздравления учителей. Встречи с выпускниками разных лет.

Тема 2.3. Природа Тамбовщины. Народный календарь

Теория: Ландшафт местности. Погода, климат. Народный календарь. Наблюдение за погодой. Правила ведения дневника наблюдений за погодой. Правила составления гербария. Лекарственные растения нашего края. Правила поведения на природе во время экскурсий и походов.

Практика: Экскурсия в усадьбу Петрово-Соловово. Сбор растений, имеющих красивые цветы, для плетения венков. Сбор лекарственных растений. Оформление фотовыставки Красной книги нашего села. Чертеж изучаемой местности. Фотографирование. Зарисовка.

Тема 2.4. Растительный и животный мир села. Красная Книга

Теория: Заповедник «Воронинский». Растительный и животный мир нашей местности. Проблемы охраны окружающей среды. Роль Красной книги в сохранении растительного и животного мира.

Практика: Сбор и оформление гербариев листьев различных пород деревьев и кустарников. Конкурс на лучшего знатока природы.




Раздел 3. Туристические возможности родного края

Тема 3.1. Туристические и экскурсионные объекты Тамбовщины

Теория: Туристические и экскурсионные объекты Тамбовщины и р.п. Инжавино.

Практика: Разработка маршрута путешествия.

Тема 3.2. Туристические маршруты села Карай-Салтыково и окрестных сел.

Теория: Исторические места с. Карай-Салтыково и его окрестностей. Правила проведения опроса старожилов и заполнения Листов - опросников. Последовательность сбора материала об изучаемых исторических объектах.

Практика: Походы по любимым Карай-Салтыковским местам. Фотографирование любимых пейзажей, уголков природы и архитектуры. Составление отчёта о походе. Встречи со старожилами. Беседа со старожилами. Заполнение Листов-опросников. Сбор материала об изучаемых исторических объектах. Выполнение чертежей, рисунков и фотографий изучаемой местности.


Раздел 4. Этнография родного края

Тема 4.1. Жилище наших предков

Теория: Что изучает этнография. Старинные названия жилого комплекса усадьбы и жилища. Внутреннее убранство жилого помещения и его описание. Правила сбора материала об усадьбах и жилищах.

Практика: Экскурсия в школьный музей филиала «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ». Оформление материалов по теме: «Построение жилища». Народные традиции». Фотографирование старинных домов и построек: печных труб, наличников, ворот, украшений для избы. Встречи со старожилами. Выполнение творческих работ. План села, относительно сторон света. Фотовыставка. Письменное оформление краеведческого материала.

Тема 4.2. Одежда, утварь, старинные орудия труда

Теория: Народная одежда и обувь. Одежда женщин и мужчин. Головные уборы. Обрядовая одежда и обувь. Крестьянская утварь. Изделия из бересты, коры и корня, дерева. Старинные сельскохозяйственные орудия труда. Правила работы с архивными материалами по сбору информации о крестьянской утвари и первых орудиях труда.

Практика: Работа с архивными материалами. Встречи со старожилами. Сбор материала о старинной мебели, крестьянских орудиях труда и крестьянской утвари. Выполнение и защита творческих работ.

Тема 4.3. Народное творчество предков

Теория: Народное изобразительное искусство земляков. Знакомство с местным фольклором. Народные игры и танцы. Правила сбора информации о творчестве жителей нашего села.

Практика: Поиск художественного промысла, который существовал в нашем селе. Встречи со старожилами. Сбор материала о художественном и декоративно-прикладном творчестве наших земляков (об истории и технике выполнения изделий). Выполнение и защита проекта «Творчество наших земляков». Этнографический конкурс.


Раздел 5. Село Карай - Салтыково в годы войны

Тема 5.1. Наше село в годы гражданской войны

Теория: Наш край и село в годы гражданской войны. Антоновщина. Рейд казачьего корпуса генерала Мамонтова.

Практика: Выполнение научно-исследовательской работы «Наше село в годы гражданской войны». Сбор музейных экспонатов времен гражданской войны. Заполнение Листов-опросников. Выполнение и защита исследовательской работ.

Тема 5.2. Наше село в годы Великой Отечественной войны

Теория: Наш край и село в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны. Участники трудового фронта. Солдатские вдовы. Школа в годы войны.

Практика: Сбор музейных экспонатов. Заполнение Листов-опросников. Выполнение и защита исследовательских работ.

Тема 5.3. Наши земляки - участники локальных войнах

Теория: Локальные войны. Наши земляки, выпускники школы – участники локальных войн.

Практика: Уход за памятником в сельском парке. Сбор музейных экспонатов. Заполнение Листов-опросников. Защита исследовательских работ.


Раздел 6. Памятники истории и культуры

Тема 6.1. Памятники истории и культуры Тамбовской области

Теория: Памятники истории и культуры на территории нашего района и области. Последовательность изучения памятников.

Практика: Экскурсия в Инжавинский краеведческий музей. Экскурсия в г.Тамбов. Усадьба Асеевых. Фотографирование. Зарисовки.

Тема 6.2. Памятники нашего села и его окрестностей

Теория: Исторические памятники села Карай-Салтыково и его окрестностей. Церковь в селах Карай-Салтыково, Карай_Пущино, Кипец. Усадьба Петрово-Соловово.

Практика: Экскурсия. Опрос местных жителей и старожилов. Фотографирование. Зарисовки. Систематизация и оформление собранного материала. Работа с научной литературой и архивными документами. Написание проектов.


Раздел 7. Народные традиции

Тема 7. 1. Христианские престольные праздники.

Теория: Календарные христианские праздники. Крещение. Старый Новый год. Масленица. Пасха Красная. Троица. Обычаи, обряды, игры. Правила организация и проведение народных праздников. Народный фольклор.

Практика: Игра: «Вечно молодая старина». Работа в группах по фиксации наблюдений, с отметкой – где и какие праздничные действия происходят. Сбор краеведческого материала.

Тема 7.2. Традиции и обычаи села Карай-Салтыково

Теория: Правила организация и проведение народных праздников. Подготовка и встреча праздников в старину. Престольный праздник села. Правила сбора местного фольклора.

Практика: Организация и проведение народных праздников: «Рождественские встречи», «Деревенские посиделки». Сбор местного фольклора, его запись. Фотографирование массовых праздников. Запись репертуара лучших частушечников села.

Тема 7.3. Русская чайная традиция

Теория: Русская чайная традиция. Чаепитие в картинах русских художников, в стихах и сказка. Чаепитие.

Практика: Организация и проведение чаепития. Накрытие стола к чаю. Заварка различных чаев: липового, смородинового, из шиповника, мяты, чабреца. Выполнение и защита исследовательского проекта.


Раздел 8. Школьная музейная комната истории села

Тема 1. Поисковая работа на местности

Теория: История создания школьного музея. Поисковая работа на местности. Правила организации переписки.

Практика: Фотографирование. Сбор краеведческого материала для музейной комнаты. Выполнение и защита проекта.

Тема 2. Экспозиции и фонды школьного музея

Теория: Роль школьного музея в современном обществе. Экспозиции школьного музея. Фонды музея. Работа экскурсоводов. Знакомство с содержанием экспозиций.

Практика: Составление плана экскурсий. Составление текста экскурсии. Проведение экскурсии - обзорных и тематических. Конкурс на лучшего экскурсовода по школьному музею, по экскурсионным маршрутам села. Фотографирование. Сбор материала для музейной комнаты.


Итоговое занятие

Теория: Беседа. Письменный опрос.

Практика: Письменный опрос. Защита исследовательских работ. Тестирование.




Планируемые результаты

предметные результаты:

обучающийся будет знать:

начальные сведения по истории своей малой Родины: села Карай-Салтыково, окрестных сёл и Тамбовщины;

основы поисковой краеведческой деятельности;

основные понятия науки – генеологии;

о деятельности школьных музеев.

обучающийся будет уметь:

составлять свою родословную;

наблюдать и описывать факты;

вести опрос местных жителей и старожилов села;

собирать различный краеведческий материал;

систематизировать и оформлять собранный материал;

работать с научной литературой и архивными документами;

составлять и проводить экскурсии по школьному музею;

вести краеведческий поиск;

составлять и защищать краеведческие работы и исследовательские проекты.

личностные результаты:

сформируется интерес к краеведческой работе;

разовьются ораторские способности, коммуникативные навыки и умения, навыки работы в группах;

сформируется любовь к своей малой Родине и к стране в целом;

разовьются духовно-нравственные качества;

сформируются основы экологической культуры, культуры труда и общения;

разовьются чувства коллективизма, взаимопомощи, дружбы.

















Содержание программы

Второй год обучения

Задачи:

образовательные:

знакомство с музейным делом в России и с музейной терминологией;

углубление знаний по истории своей малой Родины;

углубление знаний по этнографии родного края;

знакомство с традициями, культурой и фольклором родного края;

знакомство с христианской культурой своего края;

углубление знаний по генеалогии;

формирование умений и навыков самостоятельной краеведческой поисковой деятельности;

формирование навыков классификации и генерирования информации;

совершенствование проектно-исследовательских компетенций;

формирование умений и навыков самостоятельной краеведческой работы в школьном музее;

развивающие:

развитие мотивации к познанию и творчеству;

развитие навыков анализа, самоанализа и координации своей деятельности;

развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности, активности;

развитие коммуникативных компетенций;

развитие начальных навыков до профессиональной деятельности;

воспитательные:

воспитание чувства гордости и уважения к истории родного края;

воспитание деятельностного патриотизма;

формирование социальной активности, гражданской позиции;

формирование культуры общения и поведения в социуме.



Учебный план


п/п

Наименование тем

и разделов


Количество

часов

Формы контроля/

аттестации



всего

теория

практика


Вводное занятие

1

1


Опрос. Стартовая диагностика

1.

Раздел Историческое прошлое нашего края

13

5

8



1.1

Историческое

прошлое Инжавинского района

5

2

3

Практические задания. Творческие работы

1.2

Историческое

прошлое с.Карай-Салтыково

8

3

5

2.

Раздел Основы краеведения

36

10

26


2.1

Составление своей родословной

12

4

8

Практические задания. Доклады. Конкурс родословных (презентации). Поисково-исследовательские работы.

Письменный опрос

2.2

Знатные земляки с.Карай-Салтыково

14

4

10

2.3

Природно-географические условия с.Карай-Салтыково

10

2

8

3.

Раздел Этнография родного края

18

6

12


3.1

История происхождения названия с.Карай-Салтыково и его улиц

10

2

8

Творческие работы.

Практические задания


3.2

Планировка улиц села

4

2

2

3.3

Прежние занятия карайсалтыковцев

4

2

2

4.

Раздел Из истории христианской культуры

10

4

6


4.1

Христианская культура в Тамбовской области

4

2

2

Письменный опрос. Практические задания. Защита рефератов

4.2

Христианство с.Карай-Салтыково

6

2

4

Раздел 5. Народные традиции.

12

6

6


5.1

Традиции и обычаи русского народа

4

2

2

Письменный опрос. Анкетирование. Практические задания. Защита проектов и рефератов.

5.2

Народное искусство

с.Карай-Салтыково.

4

2

2

5.3

Писатели и поэты Инжавинского района

4

2

2

6.

Раздел Работа школьного музея

52

14

38


6.1


История музейного дела в России

Школьный музей: его специфика и место в музейной сети

4

2

2

Практические задания.

Защита докладов, рефератов.

Подготовка и показ экспозиции.

Составление текста экскурсии

6.2

Краеведческая работа школьного музея

18

4

14

6.4

Экспозиции школьного музея

10

2

8

6.5

Учёт и хранение фондов школьного музея

10

4

6

6.6

Массовая и экскурсионная работа школьного музея

10

2

8


Итоговое занятие

2


2

Анкетирование. Защита проектов..


Итого:

144

46


98






Содержание учебного плана


Вводное занятие

Теория: Знакомство детей с содержанием программы второго года обучения. Техника безопасности работы на занятиях, во время полевых выходов, при работе с инструментами. Правила поведения на занятиях. Историческое прошлое нашего края. Стартовая диагностика на выявление уровня готовности обучающегося и его индивидуальных особенностей.


Раздел 1. Историческое прошлое нашего края

Тема 1.1. Историческое прошлое Инжавинского района

Теория: Беседа о прошлом и настоящкм Инжавинского района. Знакомство с картами района. Инжавино на рубеже XIX века.

Практика: Фотографирование исторических объектов родного края. Описание района – расположение сёл, общая площадь, места отдыха и прогулок. Выполнение творческих работ о родном крае.

Тема 1.2. Историческое прошлое с.Карай-Салтыково

Теория: Беседа о внешнем облике села Карай-Салтыково. Благоустройство села. Знакомство с картой села Карай-Салтыково (1903 год).

Практика: Фотографирование исторических объектов села. Описание современной планировки села – расположение улиц, общая площадь, самые старые дома и здания, центр села, места отдыха и прогулок. Выполнение творческих работ по планировке села.


Раздел 2. Основы краеведения

Тема 2.1. Составление своей родословной

Теория: Имянаречение (происхождение Вашего имени). Происхождение фамилий на Руси. Толкование собственных фамилий. География близких родственников.

Практика: Составление своей родословной. Профессии и увлечения членов семьи, организация встреч с ними. Сбор информации о прозвищах в нашем селе.

Тема 2.2. Знатные земляки с.Карай-Салтыково

Теория: Знакомство со знатными людьми своего села. Ветераны войны и труда. Люди, в честь которых названы улицы, площади, объекты.

Практика: Сбор информации об улицах, носящих имена знаменитых земляков. Памятники, мемориальные доски знаменитым людям. Встречи с людьми, чьи профессии связаны с сохранением природной среды, объектов истории, культуры, архитектуры с изучением и преобразованием родного края. Составление рассказов о впечатлениях от встреч с интересными людьми. Презентация.

Тема 2.3. Природно-географические условия с.Карай-Салтыково

Теория: Природно-географические условия села Карай-Салтыково: климат, растительный и животный мир. Экология в нашем селе.

Практика: Работа с источниками информации в сельской и школьной библиотеках, в районом и сельском архивах по поиску материала о природно-географических данных села Карай-Салтыково. Подготовка рефератов, докладов, презентаций, поисково-исследовательских работ.


Раздел 3. Этнография родного края

Тема 3.1. История происхождения названия с. Карай-Салтыково и его улиц

Теория: Легенды, рассказы и происхождения названия с.Карай-Салтыково. Карай-Пущино, Ясачный Балыклей, Кипец, Беклемищево, Балакирево, Паревский поселок. Старые городища, валы насыпные, курганы, карьеры.

Практика: Записать истории названий сёл. Составить список названий окрестных сёл и список исчезнувших деревень. Записать названия старых городищ, насыпных валов, курганов, карьеров. Написание рассказа: «Любимые пейзажи моего детства». Составление словарика названий улиц, озёр, дорог, мостов.

Тема 3.2. Планировка улиц села

Теория: Интересные постройки села Карай-Салтыково: церковь, Дом культуры, школа, больница, украшенные резьбой жилые дома. Чей дом самый красивый? Куда ведут местные дороги: центральные, просёлочные, через лес, луг. Названия перекрёстков, поворотов.

Практика: Нарисовать план села и его окрестностей. Записать названия всех интересных построек, включая отдельно стоящие. Описать исторические достопримечательности. Составить список всех дорог, перекрёстков, переправ, мостов. Составление буклета: «Село моё, село родное…».

Тема 3.3. Прежние занятия карайсалтыковцев

Теория: Прежние занятия жителей: земледелие, кустарные промыслы, жестянщики. Посещение сельской и школьной библиотек, архивов.

Практика: Опрос старожилов села. Написание сообщений.


Раздел 4. Из истории христианской культуры

Тема 4.1. Христианская культура в Тамбовской области

Теория: Понятие о зарождении христианской культуры, подвижниках земли русской.

Практика: Экскурсии к архитектурным памятникам. Фотографирование соборов и церквей.

Тема 4.2. Христианство с. Карай-Салтыково

Теория: История Карай – Салтыковской церкви. Православные праздники, справляемые в селе. Престольный праздник нашего села. Состояние кладбища с.Карай-Салтыково. Старинные памятники, кому поставлены, что знают об этом жители села.

Практика: Поиск информации о церкви села Карай-Салтыково. Посещение Михайло-Архангельской церкви с.Терновое. Записи воспоминаний. Выявление преданий о данном и об окружающих поселениях, реках, озерах, зданиях. Уход за брошенными захоронениями. Опрос старожилов. Участие в проведении праздников. Написание и защита рефератов: «Церковные деятели».


Раздел 5. Народные традиции

Тема 5.1. Традиции и обычаи русского народа

Теория: Всенародные праздники. Выявление элементов народных традиций в современных праздниках. Семейные праздники. Народные праздники – единение и сплочение людей.

Практика: Фотографирование фрагментов отдельных праздников. Участие в народных праздниках и гуляниях. Встречи со старожилами. Записи воспоминаний. Записи свадебного фольклора со слов представителей старшего поколения. Описание современных праздников. Написание и защита рефератов о народных праздниках.

Тема 5.2. Народное искусство села Карай-Салтыково

Теория: Быт наших предков. Словесное творчество наших земляков. Традиционные народные ремёсла. Преемственность связи поколений. Многообразие исторических и культурных ценностей.

Практика: Опрос старожилов. Заполнение листов-опросников. Участие в подготовке и проведение народных календарных праздников. Работа по изучению простых навыков народных ремёсел. Разучивание русских народных игр, обыгрывание некоторых традиций. Подготовка и защита проектов о народном искусстве карайсалтыковцев.

Тема 5.3. Писатели и поэты Инжавинского района

Теория: Творчество представителей литературного мира р.п. Инжавино. Знакомство с биографией инжавинских писателей и поэтов. Произведения начинающих авторов. Обзор краеведческой литературы. Особенности раскрытия темы «малой родины» у инжавинских поэтов и писателей. Основные образы малой родины.

Практика: Посещение школьной и сельской библиотек. Обзор сборников и брошюр. Встречи с поэтами р.п. Инжавино. Фотографирование встречи с поэтами и писателями. Литературная гостиная. Конкурс на лучшее чтение стихов. Проба пера карайсалтыковцев.

Раздел 6. Работа школьного музея

Тема 6.1. История музейного дела в России. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети

Теория: Коллекционирование древностей. Первые музеи в России. Школьный музей в системе образования. Основные признаки школьного музея. Его специфика и функции. Роль и место музея в образовательном учреждении. Паспортизация школьных музеев.

Практика: Знакомство по литературе, фото- и киноматериалам с изучаемыми музеями. Экскурсии в музеи. Подготовка докладов, рефератов на тему: «Музейное дело в России». Встречи с сотрудниками государственных музеев. Круглые столы, деловые игры по проблемам деятельности школьных музеев.

Тема 6.2. Краеведческая работа школьного музея

Теория: Краеведение – краеугольный камень деятельности школьного музея. Музей – хранитель местной истории. Краеведческие источники: устные, письменные, археологические, этнографические, памятники архитектуры и искусства. Формы краеведческой работы: переписка, встреча, обследование, экскурсия, поход, экспедиция.

Практика: Знакомство с деятельностью музеев, краеведов, научных и общественных организаций. Работа с источниками информации. Ведение краеведческого дневника. Участие в краеведческой работе. Подготовка рефератов, докладов, презентаций, поисково-исследовательских работ.

Тема 6.3. Экспозиции школьного музея

Теория: Экспонат – главная структурная единица экспозиции. Методы построения экспозиции. Порядок организации экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана, разработка проекта, изготовление оборудования, текстов, монтаж и оформление. Экспозиция и выставка в условиях школы.

Практика: Посещение государственных и школьных музеев. Знакомство с экспозициями и выставками. Работа по созданию экспозиции, выставки.

Тема 6.4. Учёт и хранение фондов школьного музея

Теория: Понятие о фондах музея. Структура фондов. Основной и научно-вспомогательный фонды. Обменный, дублетный фонды. Учётная документация школьного музея. Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов. Картотеки, их разновидности. Акты приёма и передачи музейных предметов. Условия хранения фондов. Световой, температурный и влажностный режимы хранения. Условия хранения фондов в экспозиции и запасниках.

Практика: Посещение государственных и школьных музеев. Знакомство с их фондами. Заполнение музейной документации.

Тема 6.5. Массовая и экскурсионная работа школьного музея

Теория: Аудитория школьного музея: учащиеся образовательного учреждения, жители, гости. Формы массовой работы музея: экскурсия, лекция, беседа, урок в музее, консультация, встреча, конференция, праздник. Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии. Экскурсионные методы и приёмы. Сочетание рассказа и показа. «Портфель» экскурсовода. Способы активации работы с аудиторией.

Практика: Посещение государственных и школьных музеев. Знакомство с массовой и экскурсионной работой музеев. Работа с литературой и источниками. Отбор экспонатов. Составление текста и маршрута экскурсии, сценария занятии, праздника.



Итоговое занятие

Теория: Письменный опрос.

Практика: Анкетирование. Защита проектов.

Планируемые результаты

предметные результаты

Обучающийся будет знать:

историю музейного дела в России и музейную терминологию;

многогранную историю, природу, этапы экономического развития своей малой Родины – села Карай-Салтыково;

этнографию, традиции, культуру и фольклор родного края;

историю христианской культуры своего края;

основы работы школьного музея;

основы поисково-исследовательской деятельности.

Обучающийся будет уметь:

самостоятельно составлять родословную на основе генеалогических знаний;

самостоятельно вести краеведческую поисковую деятельность и разрабатывать исследовательские проекты;

классифицировать и генерировать информацию;

самостоятельно выполнять краеведческие проекты;

самостоятельно вести краеведческую работу в школьном музее.

Личностные результаты.

У учащихся сформируются:

мотивация к познанию и творчеству;

разовьются навыки анализа, самоанализа и координации своей деятельности;

разовьются деловые качества (самостоятельность, ответственность, активность), начальные навыки допрофессиональной деятельности и коммуникативной компетенции;

сформируется чувство гордости и уважения к истории родного края;

сформируется гражданская позиция, социальная активность, деятельностный патриотизм;

сформируются навыки культуры общения и поведения в социуме.











Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы


2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 72

Начало занятий групп – с 1 сентября, окончание занятий – 30 мая.

Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.


2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Классная комната хорошо освещается и периодически проветривается.

2. Столы для учащихся – 8 штук;

3. Стулья – 15 штук;

4. Стол – тумба – 1 штука;

5. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов.

6. Мультимедийное оборудование;

7. Диктофон;

8. Фотоаппарат, камера;

9. Транспорт для экскурсий.

Методическое обеспечение

Материалы и экспонаты школьного краеведческого музея, печатные издания о селе, краеведческая литература по географии нашего края, специальная литература по школьному краеведению, музейная документация, полевые дневники, альбомы.

Дидактический материал: раздаточный материал, наглядные пособия, иллюстрации, фотографии, карты, таблицы, схемы, книги, видеопрезентации по темам; разработанные тексты экскурсий по Инжавинскому району; видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ, об экскурсиях и музейных праздниках; аудиозаписи с народными и патриотическими песнями.

Оборудование к игровым занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, листы-опросники.


2.3. Формы аттестации и итогового контроля

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Тайны седых веков» применяются текущий, контроль, промежуточная аттестация и итоговый контроль.

Текущий контроль осуществляется после изучения разделов и отдельных тем программы. Проводится в формах: опроса, стартовой диагностики, творческих работ, поисково-исследовательских работ, конкурсов, защиты проектов и рефератов.

Практические работы обучающихся оцениваются качеством их выполнения: поиск и отбор необходимого материала, умение работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки.

Промежуточная аттестация осуществляется в конце 1 года. Проводится в форме итогового занятия на котором проходят: письменный опрос, защита исследовательских работ, тестирование.

Итоговый контроль - в конце второго года (по окончанию полного курса) проводится в форме итогового занятия на котором проходят: письменный опрос, анкетирование и защита проектов.

Итоговый контроль направлен на определение результатов работы и уровня усвоения теоретических и практических ЗУН (предметные результаты) и личностных качеств (личностные результаты).

Для отслеживания уровня усвоения учебной программы используется технология оценки уровня компетентности учащегося по теоретической и практической подготовке ребенка и по степени сформированности универсальных учебных действий. Данная технология позволяет определить уровень компетентности обучающегося (высокий, средний, низкий).

Критерии оценки детей: высокий уровень; средний уровень, низкий уровень.

Высокий уровень: обучающийся может применять полученные знания в нестандартной ситуации и успешно осваивает более 70 % содержания учебного материала.

Средний уровень: применяет знания в знакомой ситуации, действует по четко обозначенным правилам, применяет знания на основе обобщенного алгоритма, умеет анализировать ситуацию, делать выводы, проводить рефлексию собственных действий и успешно осваивает от 50 % до 70 % содержания программы.

Низкий уровень: материал усваивает на уровне запоминания и воспроизводит по образцу и инструкции. Успешно осваивает программный материал менее 50 %.

Каждый годовой цикл предусматривает: участие обучающихся в походах, экскурсиях; организацию и проведение системы зачетов по темам программы; выполнение зачетных заданий; написание рефератов, творческих и поисково-исследовательских работ; участие в школьных, районных и областных краеведческих конкурсах (подготовка к которым осуществляется в течение всего учебного года). Предусматривается самостоятельное оформление экспозиций, составление экскурсионных лекций и проведение музейных экскурсий. Все это является и системой оценивания результативности и степени усвоения учебной программы обучающимися объединения.

Мониторинг личностного развития

Мониторинг личностного развития обучающегося будет осуществляться по 4 направлениям: организационно-волевые качества, ориентационные, поведенческие качества, творческие способности. (Приложение 5).


2.4. Оценочные материалы

предметных результатов:

входящий тест «Знаешь ли ты свое село?») (Приложение 2);

промежуточный тест «Символы России» (Приложение 3);

итоговый тест «Творческий потенциал» (Приложение 4);

защита и презентация мини – проекта «Мое родословное древо»;

личностного развития обучающихся:

Диагностика личностной креативности» (Е.Е.Туник);

«16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла» (детский вариант, адаптированный Э.М.Александровской);

«Методика определения самооценки детей» (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);

«Коммуникационные и организаторские склонности» (В.В.Синявский, В.А.Федорошин);

Тесты: «Оценка самоконтроля в общении» (Марион Снайдер), «Самооценка силы воли», «Оценка самостоятельности мышления» (Л.А.Ясюкова), «Коммуникативные умения» (Л.Михельсон).


2.5. Методические материалы

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, изучение широкого круга тем и вопросов. Многие теоретические и практические занятия предусматривается проводить на местности, на базе школьных и государственных музеев, в библиотеках. Для более полноценной организации учебного процесса необходимо сотрудничество с профессиональными музейными работниками.  

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения, чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – беседы, конкурсы, практические занятия, полевые выходы, экскурсии в краеведческий музей, МУК «Карай-Салтыковская сельская библиотека, викторины, встречи с жителями села, уроки мужества, театрализованные обрядовые праздники, трудовой десант и т.д.

Технологии, формы и методы обучения

В образовательном процессе используются элементы технологий: информационно-коммуникативного обучения, проблемного обучения, событийный туризм и социальная анимация, развивающего обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, коллективно творческой деятельности.

Формы занятий, методы и приемы обучения и воспитания используются с учетом возрастных особенностей.

Программа предполагает использование различных приемов и видов работ:

опросы;

интервью;

беседы со старожилами села;

работа с архивными документами;

обсуждение сообщений, докладов, рефератов;

викторина;

конкурс;

познавательная игра;

защита проекта, реферата, исследовательской работы;

обработка материала;

написание творческих работ (сочинений);

отографирование;

оформление творческих альбомов;

составление текстов экскурсий на основе научного краеведческого материала.

Для реализации программы используются следующие методы:

методы активного обучения (проблема, проблемный вопрос, проблемная ситуация, дискуссия, мозговой штурм);

словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог);

наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование, экскурсии);

наглядно-практический;

игровой;

объяснительно-иллюстративный;

проектирования (создание проектного продукта);

исследовательский (проведение исследования, оформление результатов);

информационные (работа с библиотечным фондом и электронными носителями, посещение библиотеки, поиск материала в Интернете);

практические (оформление документов, таблиц, буклетов, презентаций на компьютере);

наглядность (фотографии, презентации, схемы, таблицы);

стимулирования и мотивации (убеждение, пример, поощрение размещение работ учеников на сайте класса, в сетевых региональных проектах, публикации в СМИ).

Методы  воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.

Формы организации образовательного  процесса - групповые.




Методические материалы

 

   №   п/п 

Название раздела, 

темы 

Материально-техническое оснащение, дидактико- 

методический материал 

Формы, методы, приемы обучения 

Формы 

подведения 

итогов 

Первый год обучения 


Введение в программу

Компьютер 

 

 

Словесные: рассказ, беседа,

Наглядные: фотографии, презентации

Опрос. Входное тестирование


Что такое «краеведение?

Компьютер 

 

Проблемно-поисковые: выполнение творческих заданий, проектная деятельность, импровизация.

 Работа с печатными изданиями.

Обустройство территории. Опрос местного населения.

Экскурсия в Инжавинский краеведческий музей

Тестирование.

Защита рефератов

Защита исследовательских работ

Защита презентаций

Викторина


Основы краеведения

Наглядные пособия, альбомы, карты-схемы 

Проблемно-поисковые проведение исследования, оформление результатов. Опрос местного населения.

Знакомство с антропонимикой. Изучение своего имени, фамилии. Рисование на тему «Моя семья».

Сочинение – рассказ о своих родителях, близких и родственниках.

Защита проекта «Моя родословная»

Практические задания.

Контрольные работы.

Конкурс родословных.

Наблюдение

Сообщения.

Беседа

Практические контрольные задания.

Конкурс на лучшего знатока природы

Туристические возможности родного края

Транспорт для экскурсий, диктофон, фотоаппарат.

видеоматериалы с документальными фильмами  об экскурсиях и музейных праздниках

Фотографирование, 

Просмотр видеоматериалов.

Практические и контрольные задания. Опрос местного населения

Наблюдение. Практические задания


Этнография родного края

Компьютер. Сведения из интернета,

картографические пособия по родному краю

Проблемно-поисковые записи, фотографирование, составление карточек.

Сбор материала о старинной мебели и о крестьянских орудиях труда.

Изучение изделий народного творчества; беседа о декоративно-прикладном искусстве.

Работа с Листами-опросниками.

Запись рассказов старожилов

Исследовательская работа.

Наблюдение.

Практические и контрольные задания.

Фотовыставка

Защита творческих работ.

Практическая работа

Защита проектов

Карай - Салтыково в годы гражданской и Великой Отечественной войны

Наглядные пособия, альбомы, карты-схемы.

Фотографии, 

видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ, об экскурсиях и музейных праздниках

Фотографирование.

Просмотр видеоматериалов. Опрос местного населения

Тестирование.

Контрольные и практические задания.

Практические задания.

Сообщения.

Сочинение.

Наблюдение.

Исследовательская работа.

Фотоальбом

6

Изучение памятников истории и культуры

Компьютер,

газетные материалы,

наглядные пособия

Работа с библиотечным фондом и электронными носителями 

Сообщения.

Викторина

Народные традиции 

Компьютер,  проектор 

Проблемно-поисковые: выполнение творческих заданий, проектная деятельность, импровизация.

Опрос местного населения

Наблюдение

Практические задания.

Контрольные практические задания

8

Работа школьной музейной комнаты истории села

Компьютер,  проектор 


Практические задания

Сообщения.

. Фотоальбом.

Конкурс лучшего экскурсовода по школьному музею


Итоговое занятие

Компьютер,

проектор

Защита проекта

Письменный опрос. Беседа

Защита исследовательских работ

Второй год обучения


Вводное занятие.


Компьютер 

 

 

Словесные: рассказ, беседа,

Наглядные: фотографии, презентации

Опрос. Стартовая диагностика

 1


Историческое прошлое нашего края

Компьютер 

Проблемно-поисковые и словесные: работа с архивными документами, беседа, рассказ.

Конкурс рисунков.

Конкурс фотографий.

Изобразительная деятельность. Фотографирование

Практические задания. Творческие работы

Основы краеведения 

Компьютер 

Проблемно-поисковые и словесные: работа с архивными документами, беседа, рассказ.

Фотографирование.

Работа над экспозицией.

Оказание помощи животным и птицам.

Вывешивание кормушек

Подготовка вопросов для ведения беседы.

Опрос местного населения

Практические задания. Доклады. Конкурс родословных (презентации). Поисково-исследовательские работы.

Письменный опрос

3

Этнография родного края

Наглядные пособия, альбомы, карты-схемы 

Работа с библиотечным фондом и электронными носителями. 

Сбор старинной одежды и ее украшений. Опрос местного населения

Творческие работы.

Практические задания


4

Из истории христианской   культуры

Наглядные пособия, альбомы, карты-схемы 

Работа с библиотечным фондом,  электронными носителями.

Фотографирование соборов и церквей

Письменный опрос. Практические задания. Защита рефератов

5

Народные традиции. 

Компьютер 

Опрос старожилов. Творческие работы учащихся. 

Записи свадебного фольклора со слов представителей старшего поколения.

Фотографирование фрагментов отдельных праздников. Участие в народных праздниках и гуляниях.

Встречи со старожилами. Записи воспоминаний

Письменный опрос. Анкетирование. Практические задания. Защита проектов и рефератов. Литературные гостиные

Работа школьной музейной комнаты истории села.















Итоговое занятие

Компьютер 
















Компьютер,  проектор 

Проблемно-поисковые и словесные: работа с архивными документами,  беседа, рассказ 

Подготовка экскурсии

Участие в краеведческих праздниках с элементами музейных экспозиций




Защита проекта,

анкетировани





Практические задания.

Защита докладов, рефератов.

Подготовка и показ экспозиции.

Составление текста экскурсии.






Письменный опрос. Анкетирование. Защита проектов







Список литературы

Для педагога:

Ашурков В.Н. Историческое краеведение. Учебное пособие для исторических факультетов пединститутов. – М.: Просвещение, 1980. - 192 с.

Бондалетов В.Д. Русская ономастика. Вопросы теории ономастики. Методы ономастических исследований.– М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: ГИС, 1955. – 4 т.

Кузнецова Э.Т. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. - М.: Аквариум, 2000. - 240 с.

Кученкова В.А. Русские усадьбы. Материалы об усадьбах Воронцовых-Дашковых, Сазоновых, Волконских, Бланков, Уваровых и других дворянских династий, имевших земли в Тамбовской губернии. - Тамбов, 2001. - 339 с.

Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий.- М.: Гуманитарный издательский центр, 2001. - 222 с.

Суперанская А.В. Современный словарь русских личных имен. Сравнение. Происхождение.– М.: Айрис-пресс, 2005. – 384 с.

Федосюк Ю.А. Русские фамилии. Происхождение и значение более 1500 фамилий. – М.: Флинта: Наука. 2011. - 237 с.

Методические рекомендации по техническому обеспечению сохранности музейных и библиотечных фондов. Экспозиционное оборудование.


Для обучающихся:

Агапова И. А., Давыдова М. А. Фольклорные праздники в школе. Осень и зима. Сценарии праздничных мероприятий в начальных и средних классах. – Волгоград, Учитель, 2008. – 269 с.

Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник. – М.: Гослитиздат. 1984. – 443 с.

Забылин М.В. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М.: Юрайт, 2020. – 481 с.

Махрачев С.Ф. Фомина Л.М. Школьный музей. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. – 32 с.

Пенькова О.П. Дворянство Тамбовской губернии. Сведения о приобретении имения Караул. - Тамбов, 2003. – 22 с.

Рожнова П.К. Радоница: Русский народный календарь; Обряды; Обычаи; Травы; Заговорные слова. – М.: Дружба народов, 1992. – 174 с.


Интернет источники:

http://ru.wikipedia.org (Википедия. Свободная энциклопедия).

http://www.mycicerone.ru (Сайт по краеведению России).

http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html  (Сайт виртуальных экскурсий)

http://culttourism.ru/  (Справочник культурно-исторических достопримечательностей России: музеи, архитектура, усадьбы, памятники).

http://www.ru-regions.ru/ (Информационный портал «Знакомство с Россией»).

http://azbukivedi-istoria.ru/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623 ЦОР «Живая родословная»

http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyuposhagovaya-instruktsiya/  Как составить родословную

http://geno.ru/news/7771/ Программа «Российские династии»

http://www.excurs.ru/pravila.htm Основные правила геральдики

http://redirina.ucoz.ru/ Сайт-проект «Фамильный герб»


29


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос