В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Эволюция рок - музыки

Файл прикреплен к материалу: Эволюция рок - музыки
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 67 имени О.И.Янковского"



Международный конкурс - фестиваль

проектных и исследовательских работ учащихся

«Интеллект. Наука. Исследование»





Номинация «Современное искусство и молодёжная культура»

Возрастная категория «9 – 11 класс»



«Эволюция рок-музыки»

Вид работы – исследовательский проект



Авторы:

Сорвачева Алина

Малышев Тимофей

ученики 9 «А» класса

Руководитель:

Тесаева И. А.

учитель музыки

МОУ «СОШ № 67

им. О. И. Янковского»

89053829885

tesaeva_i_a@mail.ru







Саратов, 2021 год

Оглавление

Введение

3-4

Краткая история рок-музыки

5

Появление рок-музыки в России

6

Русский рок в мировой музыке

7

Рок-музыка в Саратове. «NetSlov»

8–10

Заключение

11

Список используемой литературы, интернет источники

12

Приложения

13-15




































Введение

Рок-му́зыка (англ. Rock music)  — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake… Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения), являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Такие субкультуры как тедди-бои, модыхиппипанкиметаллистыготы, эмо, индирокеры, гранжеры, ска, неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, от которого в своё время это направление и произошло (в некотором смысле можно считать, что рок — направление рок-н-ролла), поп-рокбрит-поп, до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе». Несколько более определённо можно сказать о так называемой «музыкальной экспрессии», которая в силу повышенной — в сравнении с иными жанрами музыки — динамики исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ) является особой для многих рок-стилей (направлений), поскольку даже звучание большого симфонического оркестра находится в пределах 85 дБ и редко доходит до 115 дБ («Конкуренцию» в плане громкости могут составить лишь направления музыки, использующие электроакустическое звучание).Рок-музыка является музыкой, одним из её жанров (другие жанры — народная музыка, академическая музыка, джаз и др.). Из этого следует, что справедливым будет исследование рок-музыки, как одного из жанров музыки, на предмет его сугубо музыкальных отличительных качеств и свойств.

Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалистагитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитараударные и ритм-гитара (не во всех коллективах) составляют ритм-секцию. Однако существуют примеры использования в рок-композициях практически всех известных музыкальных инструментов. Такое можно встретить, например, в инструментальных композициях, сочинённых в этом стиле.

Цель исследования: ознакомить молодёжь с историей развития рок-музыки.

Задачи:

  1. Изучить историю рок-музыки;

  2. Исследовать появление рок-музыки в России;

  3. Выявить роль русской рок-музыки за рубежом;

  4. Узнать о том, как рок-музыка развивается в Саратове;

  5. Изучить биографию саратовской рок-группы «NetSlov»;

  6. Сравнить деятельность группы «NetSlov» с творческом других

музыклальных коллективов;

  1. Провести интервью у лидера группы «NetSlov» Даниила Калашника;

  2. Поведать молодёжи об эволюции рок-музыки.

Объекты исследования: появление рок-музыки в России и Саратове,

биография саратовской рок-группы «NetSlov».

Предмет исследования: история развития рок-музыки.

Гипотеза: несмотря на то, что рок-музыка появилась только в прошлом веке,

этот жанр уже успел покорить весь мир и обрести миллионы слушателей.





























































Краткая история рок-музыки

Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолккантри, скиффл, мюзик-холл. За время существования рок-музыки её пытались соединить практически со всеми возможными жанрами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появился в конце 60-х, и более поздний симфо-метал), джазом (джаз-рок, появился в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появился в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появился в середине 60-х). В 60—70-х появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, более важные из них, кроме перечисленных — хард-рокпанк-рокрок-авангард. В конце 70-х — начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как постпанк, новая волнаальтернативный рок (но в конце 60-х появились ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а позже и экстремальные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал. В 90-х получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появился в середине 60-х), альтернативный метал (появился в конце 80-х).

Среди тех, кто заложил основы рок-н-ролла как полноценного жанра, важнейшими исполнителями являются Фэтс Домино, Бо Диддли и Чак Берри. Чак Берри начал всерьёз заниматься музыкой в 1953 году, а в 1955 уже записал первый сингл. Чак Берри положил начало рок-стилю в текстах песен, имидже, игре на гитаре.

Среди других влиятельных афроамериканских музыкантов в жанре рок-н-ролла следует выделить Литтл Ричарда, который повлиял на последующее формирование гаражного рока и протопанка, поскольку его манера пения и игры на пианино была значительно более агрессивной и напористой, чем у конкурентов.

Основные центры возникновения и развития рок-музыки — США и Западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен — на английском языке, но, с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР в 60—70-х и достигла пика развития в 80-х, продолжив развиваться в 90-х.





























Появление рок-музыки в России

В России рок-музыка стала завоевывать популярность в 1960-х годах. Одними из первых в этом направлении были участники московских групп «Сокол» и «Славяне», которые возникли в 1964 году.

Первое упоминание о рок-н-ролле в СССР относится к 1957 году, когда в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

На формирование отечественной рок-музыки повлияло творчество западных исполнителей: американских певцов Эдди Кокрана, Чака Берри, Элвиса Пресли, а также британских групп The Beatles, The Rolling Stones и The Kinks. Еще до советских рок-н-ролльных коллективов появились первые бит-группы, которые перепевали песни зарубежных коллег. Бит-музыка предвосхитила рок, она сочетала в себе элементы рок-н-ролла, ритм-н-блюза и соула.

Оригинальные тексты песен, которые можно считать первым советским роком, появились в 1965 году. Первая рок-композиция на русском языке называлась «Где тот край». Ее написали участники московской группы «Сокол» Юрий Ермаков и Игорь Гончарук.

Постепенно рок-движение в СССР начало набирать обороты. В 1966 году музыковед Сергей Коротков выпустил самиздатовский журнал «Бит-Эхо» — первое отечественное издание, посвященное рок-н-роллу.

Всеобщую популярность рок-музыка в СССР обрела в 1980-х годах. В Ленинграде открыли первый в стране рок-клуб, в котором музыканты давали концерты, распространяли записи и проводили фестивали. В это же время появились известные группы «Ария», «Алиса», «Аукцыон», «ДДТ», «Браво», «Наутилус Помпилиус», «Аквариум» и многие другие. С 1984 года музыканты были частыми гостями в телевизионной программе «Музыкальный ринг». Чуть позже появилась передача «Взгляд», которая транслировала клипы и фрагменты рок-концертов. В 1987 году режиссер Алексей Учитель снял документальный фильм «Рок», а годом позднее Сергей Соловьев представил трилогию «Асса», одну из ролей в которой сыграл лидер рок-группы «Кино» Виктор Цой.































Русский рок в мировой музыке

Углубившись в историю рока, мы обратили внимание на то, какую роль играет наследие русского рока за рубежом. Следует отметить, что иностранные исполнители нередко перепевают русские песни.

В пример можно привести группу «Massive Attack», которые перепели «Все идет по плану» Егора Летова и «Печаль моя светла» Янки Дягилевой (последнюю — в компании Элизабет Фрейзер из «Cocteau Twins») в 2013 году на концерте в Манчестере. Кавера исполнялись в рамках перформанса группы с британским документалистом Адамом Кертисом. На экране тем временем показывали советский Омск, расстрел Чаушеску, нищету в России девяностых, Владислава Суркова и Дональда Трампа. Цель фильма Кертиса — показать эрозию демократии в современном мире.

1 июля 2019 года «Massive Attack» выпустили уже студийный кавер на «Все идет по плану». Потом сингл издадут на рентгеновском снимке («пластинки на костях» были популярны в Советском Союзе).

В 2013 году американские инди-рокеры «The National» выпустили клип «Sea of Love», который полностью повторяет видео «Звуков Му» «Грубый закат». Как рассказал «Афише» бас-гитарист группы «Скотт Девендорф», «подруга подруги прислала видео Брайсу (Десснеру, гитаристу «The National»), он показал его нам, нам ужасно понравились и песня, и клип». Ремейк получился великолепный: дикая динамика группы Петра Мамонова отлично подошла «The National».

Стоит сказать, что удачных каверов на Виктора Цоя мало, и один из них — не на русском. Вокалист «Brazzaville» Дэвид Браун не стал перепевать по-английски цоевский текст, а сочинил свой в день, когда умерла его мать. И хотя в кавере аранжировка изменена минимально, в «Star Called Sun» вместо «киношного» героизма — всемирная тоска и вечный покой, который сердце вряд ли обрадует.

Корейская группа Infinity of Sound сперва перепела «Миллион алых роз» Пугачевой, а затем обратилась к главному хиту «Мумий Тролля». Вместо напряженного поп-рока получился чересчур расслабленный лаунж-фолк, музыка для кафе конца нулевых. Примечательно, что «Мумий Тролль» опубликовали кавер на своем канале в ютьюбе с припиской: «Илью Лагутенко поглотила корейская бесконечность звука». Еще как поглотила.

























Рок-музыка в Саратове

Рок в Саратове в данный момент развивается весьма слабо. Но у нас есть и были достойные музыканты. Рок волна настигла нас в 70-х годах минувшего столетия, многие девушки и парни стали одеваться на западный манер того времени, слушать популярные рок-группы, пробовать писать музыку и сочинять песни, стихи. 27-го апреля 1986-го в рамках создания саратовского рок-клуба, состоялся первый официальный рок-концерт. Все самые продвинутые меломаны того времени кучковались в очень узких и преимущественно студенческих кругах, делились кассетами с записями главных советских рок-групп, сами пытались писать песни, пели их на квартирных сборищах и мечтали о временах выхода на большую аудиторию и полноценному электрическому звучанию. В те времена в нашей стране это было возможно только под присмотром комсомольских организаций и в специально отведенных местах. В Ленинграде и Риге уже несколько лет существовали рок-клубы, в Москве он только-только успел открыться, а в Свердловске он появился в марте 1986 года.
В отличие от всех этих городов, на тот моменте в Саратове рок-жизнь была едва заметна и фактически отсутствовала. Однако, кучка энтузиастов все же решилась открыть рок-клуб в нашем городе, имея ошибочные представления об активности местной рок-жизни. Так вышло, что этим самым они фактически зародили.
Такие группы как «Ломанный грош», «Кроманьон» были известны за пределами Саратова, но большой популярности, увы не добились, может дело в том, что никому не нужны были музыканты-провинциалы, может не хватило удачи... Подобная ситуация наблюдается и сейчас, но музыканты не сдаются, продолжают играть в клубах, отправляются на мелкие гастроли, быть может кому-то из них повезет и мы увидим нашего земляка на большой сцене. 

«NetSlov»

NetSlov — саратовская музыкальная группа, начинавшая как этно-электронная, а затем вобравшая в своё творчество элементы других жанров, таких как даб или пост-рок. Писала также саундтреки к фильмам. Лидер группы — мультиинструменталист и вокалист Даниил «Дэн» Калашник (известный также своим участием в группе Ленинград). Группа участвовала в фестивале Нашествие 2006 года.

Netslov начала своё существование в 1998-м г., как дуэт Даниила Калашника и Дмитрия Тикова. Первоначально целью проекта стало изучение возможностей сочетания электронных звуковых ландшафтов с использованием традиционных этнических музыкальных инструментов, таких как турецкий саз, тувинский душпулур, азербайджанский тар, различные варганы, бубны и многое другое.
В 2000-м году Netslov заключают контракт со звукозаписывающей компанией "Снегири". Вскоре после записи альбома "Outernational" Д. Тиков оставляет проект, чтобы развивать собственный ("Море Спокойствия"). Позже он организует лэйбл Good Karma Records, специализирующийся на этно-электронике.
Д. Калашник остаётся в Netslov. Он записывает несколько альбомов, иногда привлекая приглашённых музыкантов, но чаще играя на всех инструментах самостоятельно. Альбом "Все свободны", (2005), имеет большой общественный резонанс. Netslov перестаёт был исключительно инструментальным коллективом - в песнях появляются слова. Заглавная песня с альбома, "33&1/3", попадает в ротацию десятков радиостанций по России, а на радио "Максимум" несколько недель держится в Топ-20. Группа гастролирует по городам России и за пределами страны (Германия, Венгрия и др.), принимает участие в фестивалях "Максидром", "Мегахаус" и "Нашествие". Увлечение концертной практикой приводит к записи концертного альбома и съемкам концертного видео.
Осенью 2007 г. был запущен дочерний проект от NetSlov, который получил название NetSlov Sound System. Цель этого проекта – более глубокое исследование электронного звука. В отличие от NetSlov, саунд-система будет фокусироаваться скорее на инструментальной музыке. В 2008-м вышел первый альбом этого проекта – In Dub We Trust (2008), а с декабря 2010 можно скачать и второй – Back Into Deep.



Сравнение деятельности рок-группы «NetSlov» с творчеством других музыкальных коллективов

В ходе исследования было проведен сравнительный анализ группы «NetSlov» с иными популярными группами, такими, как «Король и Шут», «Поп Механика», «Аквариум». На наш взгляд, «Король и Шут» более мелодичен и динамичен, меньше электронных эффектов, смысла в текстах песен куда меньше, чем у «NetSlov». Также у «NetSlov» стиль пения чем-то напоминает поп и реп, представляя собой динамичную начитку, когда у «Короля и Шута» раскрывается мелодичность и красота голоса солиста. Особых сходств мы не нашли, но оба представителя любят работать в акустике, со стороны «NetSlov» это изначально электрические песни, переделанные под акустику и позже сформированные в альбом, который так и называется – «Акустика», а со стороны «Короля и Шута» это альбомы «Театрадь Демона» и «Акустический».

При сравнении и анализе творчества нашей группы «NetSlov» с группой «Аквариум», стоит отметить большой смысл текстов песен у обоих представителей, хороший словарный запас, применение иностранных слов в песнях. Оба представителя работали в жанре «электроник-рок», но у «Аквариума» больше мелодических песен, с ирландским мотивом и элементами кантри.

Настал черед сравнения «NetSlov» с группой «Поп-Механика», тут мы нашли очень много общего, обе группы работали в электронном жанре, у каждых есть элементы джаза, обе группы любили эксперименты с музыкой, разве что группа «Поп-Механика» работала также в жанре «джаз», часто импровизировали на концертах и на записи. Мы пришли к выводу, что группа «NetSlov» имеет много общего с группой "Поп-Механика", чуть меньше сходств обнаружили у них с группой «Аквариум» и совсем мало общего у их творчества с деятельностью группы «Король и Шут».

Саратовский рок жив. Рано или поздно появится очень достойный представитель, которого будут знать и любить за пределами области и города, будет любить вся страна.

Интервью

В ходе исследования было взято интервью у лидера группы «NetSlov» — Даниила Калашника. Музыкант с радостью ответил на вопросы. Мы спросили у Даниила Владимировича, в каком возрасте его заинтересовала гитара, на что получили ответ — «Гитарой я начал заниматься в 13 лет. Я пошёл на курсы классической гитары в ДК им. Карла Либкнехта, преподаватель Сергей Зубавленко. Через пару-тройку месяцев после начала занятий курсы были закрыты, и дальше я стал заниматься сам. В самостоятельных занятиях мне существенно помогла книга "Гармония в джазе", и конечно, активное слушание рок-музыки, которая только была доступна на тот момент. Началось всё, конечно же, с Beatles, но затем стало интереснее узнать, что было до них, и что было после них. В то время не было интернета и ютуба, с информацией было туго. Помогал лишь обмен пластинками и кассетами с друзьями, коллекционерами. В те времена многие коллекционировали винил, либо переписанные с пластинок записи на катушки или кассеты. И, кстати сказать, культура звука, качество звучания всей этой техники было на довольно высоком уровне».

На вопрос «Как вы считаете, развивается ли рок музыка в Саратове?» музыкант ответил следующим образом «К сожалению, ничего об этом не могу сказать. Все саратовские музыканты, кого я знал в 90-х, так или иначе покинули город. Кто-то перебрался в Москву, многих уже нет в живых». Следует отметить, что на данным момент Даниил Калашник не проживает в Саратове.

Мы также спросили у музыканта о его возможных кумирах, на что получили такой ответ «Не было у меня никода никаких кумиров, ибо сказано в Писании не сотвори себе кумира.
Иначе говоря, кумиром мог бы быть тот, кто делает музыку точно соответствующую твоему менталитету. А это невозможно - так или иначе, люди разные, и восприятие у всех разное.
Конечно, есть музыканты которые вызывают у меня безграничное уважение - это Anrian Belew, Robert Fripp, The Doors, Chik Korea, Jimi Hendrix, Wes Montgomery, Paco de Lucia, Led Zeppelin, Pink Floyd, Frank Zappa, Miles Davis - этих имен десятки и сотни, из разных эпох, не только из 70-х».

Опираясь на полученные ответы на наши вопросы можно сделать вывод о том, что Саратовский рок жив. Рано или поздно появится очень достойный представитель, которого будут знать и любить за пределами области и города, будет любить вся страна.


Опрос

Чтобы выяснить, какие жанры музыки слушают ученики восьмых классов нашей школы, мы провели опрос. Было опрошено 30 учащихся 8а класса, 30 учеников 8б класса и 30 учеников 8в класса. Результаты опроса занесли в таблицу:


Рок

Рэп

Классика

Поп

Металл

8 «А»

5

7

4

9

5

8 «Б»

6

9

5

7

3

8 «В»

8

6

4

5

7

Каждый восьмиклассник назвал свой любимый жанр музыки.

Мы также спросили у восьмиклассников об их любимых музыкальных исполнителях, и совпадения музыкальных вкусов учеников были единичными случаями, несмотря на то, что некоторые дети отдавали предпочтения одному и тому же музыкальному жанру.

Из результатов нашего опроса следует, что каждый человек имеет собственные музыкальный вкус и предпочтения.



















Заключение

Существует точка зрения, разделяемая большим числом экспертов, что рок-музыка — это не просто один из жанров музыки, но и особый социокультурный феномен второй половины XX столетия, породивший свою субкультуру.

Рок — это, с одной стороны, рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами. С другой стороны, рок — один из инструментов шоу-бизнеса, направленный на коммерческую прибыль в индустрии развлечений. Эта двойственная природа и обусловливает противоречия, «пилообразность» развития жанра. По сути дела, вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых — бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение групп и исполнителей-основоположников стиля (195519671977, …), а затем — постепенный процесс «приручения», коммерциализации, порой — упрощения, возникновения вторичных рок-групп.

Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый «рок-н-ролльный образ жизни», определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. Тем не менее, возникшие на основе различных течений рок-музыки субкультуры порой имеют мало схожего. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией. Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.







































Список литературы и интернет ресурсов:

1. Баимов П. А. Эволюция зарубежной рок музыки в XX—XXI веках. –

Красноярск: КГПУ, 2010.

2. Володихин Д. М. Музыка наших дней. – М.: Аванта+, 2002.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПБ.,

2002.

4. Герасимов А. А., Герасимова Ю. Ю Популярная музыка за рубежом. –

Ульяновск.: РИА «Симбвестинфо», 2003.

5. Кнабе Г.С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры. – СПб.,

2006.

6. Риман Г.А. Музыкальный словарь. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.

7. Троицкий А. Рок в Союзе: 60-е,70-е,80-е. – М.: Искусство, 1991.

8. Феофанов О.А. Рок-музыка вчера и сегодня. – М.: Детская литература,

2000.

9. В Югин И.Г. Рок-лексикон. - М., 2011.

10. https://yelkz.livejournal.com/440210.html (30 лет саратовскому року!)

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/NetSlov (NetSlov)

12. https://vk.com/netslov_official_page (-- NETSLOV --)

























Приложения

https://sun9-53.userapi.com/impf/c633522/v633522394/1271d/qknASf0ljJo.jpg?size=800x600&quality=96&sign=3cee265a4e22fbf2e213e8d0bde26b72&type=album

NetSlov



https://actionlist.ru/img/artist/16139/8.jpg

Даниил Калашник

16


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос