В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для обучающихся 1-11 классов "Музыкальная палитра"



Лангепасское городское муниципальноеавтономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 5»



«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по ВР

/Бабушкина Е.В./


« ___» _______________2020 г.


«УТВЕРЖДЕНО»




Приказ от « ____» ________2020 г.

____________



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Музыкальная палитра»

для учащихся 1-11 классов


Направленность: художественная.

Возраст учащихся: 7-18 лет.

Срок реализации: 5 лет.


Программу разработала музыкальный руководитель

Матузик Марина Евгеньевна.








Лангепас, 2020


Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная палитра»разработана в соответствии с ФГОС на основе одноимённой программы дополнительного образования (Афанасенко, Е.Х. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий, рекомендации/ Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева, К.Б. Шишова, А.И. Коняшов. - Волгоград: Учитель, 2009).

В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, предусматривающий применение технологий деятельностного типа и здоровье сберегающих технологий. Содержание программы и выбор форм организации учебной деятельности определены с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей, в соответствии с ФГОС. С учётом возрастных особенностей учащихся выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.

Об исключительных возможностях воздействия музыки на чувства и душевное состояние человека известно уже много веков. В средние века музыкой лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. В настоящее время перед педагогами дополнительного образования стоит проблема поиска новых путей приобщения детей к музыкальному искусству через пение, как самый доступный для всех активный вид музыкальной деятельности. Обучаясь пению, дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актёрского мастерства.

 Вокально-хоровое пение - наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребёнок,пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. Поэтому вокально-хоровое пение - действенное средство музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слова и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в жизни и в природе.

Программа имеет художественную направленность.

Новизна программы состоит в том, что в основу положена идея сенсорного музыкального развития. Сенсорные процессы являются показателями целостного восприятия произведения, различения выразительных средств, а также проявлений, связанных с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков. В основе развития музыкально-сенсорных способностей лежит вслушивание, различение, воспроизведение четырёх основных свойств звука: высоты, длительности, тембра, силы.


Актуальность  данной программы определяется стабильно высоким детским и родительским спросом на дополнительные образовательные услуги, обеспечивающие детям разного возраста возможность творческого самовыражения и развития, которое в нашем ОУ формируется в ансамблевом и сольном пении, а также в процессе концертно-исполнительской деятельности.

Ценностные ориентиры Программы

  Программа обеспечивает коммуникативное развитие учащихся: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

В основу программы положен индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка и к особенностям его голоса.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования ипредусматривает подчинение основном образовательным принципам – от простого к сложному, от знаний к творчеству.

Цель программы приобщение учащихся к вокальному искусству через обучение пению и развитие певческих способностей.

Задачи

обучающие:

  • способствовать формированию и совершенствовать качество звучания голоса (чистоты интонирования, тембра, широты диапазона, полётности и подвижности голоса);

  • формировать навыки сольного пения, пения в ансамбле, хорового пения, пения a capella;

  • формировать умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства;

  • формировать навыки работы с техническими средствами (микрофонами, цифровым пианино и др.).

развивающие:

  • развивать специальные музыкальные способности (звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма);

  • развивать артистические способности;

  • создать условия для эмоционального и интеллектуального развития учащихся через их вовлечение в творческую деятельность.

воспитательныe:

  • способствовать формированию эстетического и художественного вкуса, общественно – активных качеств личности, чувства патриотизма и гордости за культурное наследие России;

  • обеспечить социально-значимую и общественно-полезную деятельность учащихся в культурной жизни школы и города;

  • создать условия для культурного самоопределения личности учащихся.

Отличительной особенностью данной программы является её здоровьесберегающий характер, что способствует укреплению дыхательных мышц, благотворно влияет на нервную систему и даже помогает устранению таких дефектов речи, как заикание, картавость, гнусавость и др. 
Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Правильная постановка корпуса и непринуждённое положение головы позволяет исправить детскую осанку и содействует правильному функционированию дыхательной системы.

Программа включает занятия и упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой. В процессе обучения применяются речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков, познакомить с музыкальными формами).

Обучение по Программе также способствует координации слуха с голосом, развитию музыкального слуха на ладовой основе, формированию вокально-технических навыков, развитию певческого дыхания, гибкости и подвижности голоса, воспитанию художественной выразительности исполнения различных вокальных произведений. Дополнение вокального музицированиямузыкально-пластическим интонированием и двигательными импровизациями способствуют раскрепощению во время исполнения и облегчению вокальных трудностей, связанных с мутационными перестройками голосового аппарата в раннем подростковом возрасте, особенно у мальчиков.

Возраст обучающихся, принцип формирования групп

Вколлектив принимаются дети, достигшие 7-летнего возраста, независимо от их музыкальных данных. Определяющим фактором является желание ребёнка и заинтересованность его родителей. Затем все дети проходят прослушивание, где определяется уровень развития музыкальных способностей (диапазон голоса, ладовое чувство, музыкально - слуховое представление, музыкально - ритмическое чувство). В дальнейшем диагностика развития музыкальных способностей осуществляется ещё дважды в учебном году (промежуточная и итоговая). Данные мониторинга музыкальный руководитель заносит в индивидуальную карту каждого учащегося. Это позволяет скорректировать работу педагога с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и группы в целом.




Возраст

Ведущая деятельность

Возрастные, психологические новообразования

Дошкольник

Игровая деятельность как модель социальных отношений

  • формируется символическая функция сознания и воображения;

  • появляется ориентация на общие
    смыслы человеческих действий;

  • выделяются в человеческих отношениях элементы соподчинения и управления;

  • формируется способность к сопереживанию;

  • формируется наглядно-образное
    мышление.

Младший школьник

Учебная деятельность

  • проявляется теоретическое отношение к действительности, позволяющее учитывать её собственные объективные свойства и закономерности;

  • возникают психологические предпосылки отвлечённого мышления;

  • появляется произвольность психических процессов;

  • формируется планирующая функция мышления
    (внутренний план действия);

  • появляется способность к рефлексии.


Подросток

Общение в двух формах:

  • в системе личностных
    отношений;

  • в системе
    общественно-полезной
    деятельности.

  • появляется чувство взрослости;

  • появляется способность строить
    общение в зависимости от различных задач;

  • формируется ориентация на качества других людей.


В процессе обучения вокально-хоровому исполнительству кроме знания возрастных психо-физиологических особенностей учащихся, необходимо учитывать, что динамика развития певческого аппарата происходит по определённым физиологическим законам. Возникающие в связи с этим проблемы имеют разные пути решения на каждом возрастном этапе.




Возрастные физиологические особенности певческого аппарата

Возраст

Особенности певческого аппарата

Рекомендации музыкальному руководителю

6-7 лет

  • Недостаточное развитие музыкального слуха;

  • ослабленный физиологический слух.


  • Обогащение музыкальными впечатлениями;

  • развитие слухового восприятия;

  • активизация слухового внимания.

7-8 лет

  • Хроническоенесмыкание связок;

  • стойкая хрипота;

  • асимметрия в развитии голосовых связок;

  • низкая возбудимость центрального воспринимающего слухового аппарата;

  • нетренированностьголосообразующих мышц;

  • нет ощущения связи звука с работой мышц гортани;

  • грудной резонатор не развит;

  • несформированность голосовой мышцы.

  • Формирование интереса к занятиям;

  • настройка воспринимающего аппарата;

  • певческая установка;

  • близость источника звука;

  • специфика репертуара: песни с доступным содержанием, простым построением, короткими фразами, нешироким диапазоном;

  • работа над артикуляцией.

9-10 лет

  • Расцвет детского голоса;

  • равномерность в развитии;

  • нервно-мышечная система голосовых органов более гибкая;

  • звонкость и серебристость звучания.

  • Усложнение и разнообразие вокальных упражнений и песенного материала.

10-11 лет

  • Голосовая мышца частично оформляется;

  • дыхание глубже, звучание полнее (микстовое);

  • более сложное колебание голосовых связок.

  • Укрепление голосового аппарата;

  • ограничение в силе голоса;

  • увеличение тембровых возможностей.

12-13 лет

  • Хрипота, покраснение голосовых связок;

  • нервозность, возбудимость;

  • более сложное колебание складок;

  • голос приобретает большую насыщенность, плотность;

  • голосовая мышца структурно сформирована.


  • Разнообразие исполнительских возможностей;

  • тщательный выбор репертуара, избегание перегрузки голоса;

  • поддерживание высокого резонирования при умеренной силе голоса, не выходя за границы рабочего диапазона.

13-16 лет


  • Быстрое неравномерное развитие голосообразующих органов (период мутации);

  • неустойчивость нервной системы;

  • ослабевание мышечной энергии певческого механизма.

  • Щадящий режим.



Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на 5 лет обучения: подготовительный период - первый год обучения (72 часа) и основной период обучения- со 2 по 5 год включительно (по 72 часа в год; всего 288 часов за 4 года).

Рабочая программа реализуется в условиях школьной музыкальной студии.

Формы и режим занятий

Формы организации деятельности учащихся на занятиях: индивидуальная, групповая и фронтальная.

Формы проведения занятий: беседа; вокально-хоровая работа; репетиция; класс-концерт; мастер–класс; посиделки; праздник; презентация; творческий отчёт; музыкально-дидактическая игра; артикуляционные, дыхательные и фонопедические упражнения;игра в шумовом оркестре и др.

Типы занятий:теоретические, практические, диагностические, репетиционные, контрольные.


Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся. Образовательный процесс организуется с учётом индивидуально-психологических ресурсов учащегося, его способностей и возможностей.

Способы определения результативности

  • педагогическое наблюдение;

  • педагогический мониторинг (первоначальная, промежуточная и итоговая диагностика);

  • участие в школьных и городских концертах;

  • участие в фестивалях и конкурсах различного уровня (городских, окружных и всероссийских).

Свидетельством успешного обучения могут служить дипломы и грамоты учащихся, ставших победителями или призёрами фестивалей и конкурсов.

Виды контроля: входной;текущий; промежуточный;итоговый.

Формы контроля: беседа, опрос, тестирование,педагогическое наблюдение, конкурс, концерт, фестиваль, праздник.


Планируемые результаты

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированных подходов в процессе усвоения Программы.


Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

  • формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

  • формирование эмоционального отношения к искусству;

  • реализация творческого потенциала в процессе музицирования.


Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную и общественную деятельность;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

  • готовность к сотрудничеству с другими людьми, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в социальном окружении;

  • планирование своих действий в соответствии с творческой задачей и условиями её реализации;

  • участие в жизни социума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

  • умение слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли;

  • применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных задач;

  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.


Предметные результаты:

  • разнообразные способы  воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений  в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности;

  • постижение нотной грамоты;

  • знание особенностей музыкального языка;

  • применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов;

  • выражение образного содержания музыки через пластику и движение;

  • создание коллективных музыкально-пластических композиций;

  • исполнение вокальных произведений разных жанров.



Планируемые предметные результаты по годам обучения

Год

обучения

Предметные результаты

Первый


  • Иметь представление о вокальном пении как виде искусства, его особенностях, разновидностях;

  • уметь различать свойства звука, тембры музыкальных инструментов, тембры мужских и женских голосов;

  • уметь различать виды дуэтов, трио и хоровых коллективов;

  • уметь передавать свои впечатления в словесной форме;

  • уметь анализировать текст песни, понимать замысел автора, определять смысловую вершину и кульминацию в песне;

  • иметь представление о значимости распевания в вокале и работы с артикуляционным аппаратом;

  • иметь представление об устройстве голосового аппарата;

  • иметь представление о средствах музыкальной выразительности;

  • иметь опыт игры на шумовых инструментах;

  • иметь навыки правильного дыхания, звукообразования, интонирования;

  • иметь опыт сольного и ансамблевого пения;

  • уметь интонационно чисто исполнять одноголосные песни;

  • иметь представление о сценической культуре и работе с микрофонами;

  • иметь представление о звучании оркестра и значимости дирижёра;

  • иметь представление о значимости композитора и исполнителя;

  • иметь опыт концертной деятельности.


Второй


  • Иметь представление об основных вокально-хоровых навыках;

  • уметь анализировать музыкальный песенный материал и прослушанные музыкальные произведения;

  • иметь представление о выразительности в музыке и средствах её достижения;

  • иметь представление об основных музыкальных жанрах, особенностях национальной музыки;

  • иметь представление о музыкальных профессиях, их особенности и значимости;

  • знать ноты, различать их по высоте и длительности;

  • иметь представление о строении песни;

  • уметь распознавать звучание национальных инструментов;

  • владеть техникой распевания для точного интонирования, дикционной чёткости, расширения диапазона;

  • уметь работать над сценическим образом и сценическими движениями;

  • уметь работать с микрофонами над чистотой интонирования и над дикционной чёткостью;

  • уметь достигать баланса голоса и фонограммы в звучании песни;

  • уметь записывать различные длительности нот;

  • уметь интонационно чисто исполнять одноголосные песни с элементами двухголосия;

  • уметь равномерно отсчитывать длительности нот;

  • иметь опыт концертной деятельности.



Третий

  • Уметь записать гамму домажор и ля минор на нотоносце;

  • знать понятия: ритм, лад (мажор и минор), пауза;

  • иметь представление о речевой и музыкальной интонации;

  • иметь навыки чистого интонирования, правильного звукообразования;

  • иметь представление о музыкальной фразировке и её особенностях в музыке;

  • уметь анализировать музыкальное произведение;

  • уметь интонационно чисто исполнять двухголосные песни;

  • иметь опыт работы с микрофонами;

  • уметь определять длительности нот;

  • иметь представление о видах ритмических рисунков;

  • уметь считать и простучать различные варианты ритмических рисунков;

  • уметь определять виды ритма в песенном материале и музыкальных произведениях;

  • уметь определятьмажор и минор в музыке;

  • уметь записывать и высчитывать паузы;

  • владеть приёмами дыхательной гимнастики, укрепления голосового аппарата, техникой скороговорок для достижения чёткости дикции;

  • уметь определять музыкальные интонации в произведениях на слух;

  • иметь опыт сочинения мелодии к стихам, сочинения мелодии на заданную тему, импровизации в исполняемой песне;

  • иметь опыт концертной деятельности.


Четвёртый

  • Иметь навык сольфеджирования;

  • знать понятия: партия, партитура, размер, такт, тактовая черта, затакт, доля, акцент, синкопа;

  • знать простые, двухдольные и трехдольные размеры и уметь их продирижировать;

  • знать смешанные размеры;

  • уметь определять размер, общее количество тактов, сильные и слабые доли, а также наличие затакта и синкоп в исполняемой песне;

  • уметь правильно расставить акценты в песне;

  • иметь представление об аранжировке вокальных партий;

  • уметь подстраивать второй голос к основной мелодической линии;

  • иметь навыки сольного пения, пения дуэтом и исполнение двухголосных песен с элементами трехголосия;

  • знать виды канонов и уметь исполнить простой канон;

  • знать и уметь определить сольные жанры вокальной музыки;

  • уметь отличать академическую, народную и эстрадную манеры исполнения;

  • иметь представление о распеве , вокализе и технике их исполнения;

  • владеть приёмами певческого дыхания;

  • иметь представление о роли интонации и выразительности в вокальном исполнительстве;

  • умение использовать мимику, жесты и пластику в создании сценического образа;

  • уметь использовать в концертных номерах различные сценические движения;

  • владеть техникой работы с микрофоном;

  • иметь опыт концертной деятельности;

Пятый

  • Знать понятия и разновидности: темп, динамика, штрих, тембр, мелодия, интервал, аккорд, мелизмы, октава;

  • уметь построить и определить на слух интервалы и аккорды с терцовой структурой и их обращения;

  • уметь определить свой диапазон голоса;

  • уметь самостоятельно подбирать репертуар с учётом интонационных и вокально- технических трудностей;

  • владеть навыками мелизматики в вокальном исполнительстве;

  • знать строение голосового аппарата;

  • владеть навыками постановки голоса;

  • знать возрастные характеристики детских голосов;

  • уметь просольфеджировать основную мелодическую линию в вокале, либо свою исполняемую партию в ансамбле;

  • иметь навыки выразительного исполнения вокальных произведений;

  • уметь исполнять вокальные и ансамблевые четырехголосные произведения;

  • уметь исполнять произведения acapella;

  • уметь определять темп в прослушанных произведениях;

  • уметь анализировать фразировку и динамику в разучиваемой песне;

  • уметь работать над штрихами в песенном репертуаре;

  • уметь определять тембры певческих голосов;

  • уметь анализировать динамику в отрывках музыкальных произведений и её влияние на настроение музыки;

  • уметь определять виды многоголосия в вокальной и инструментальной музыке;

  • владеть приёмами артикуляционной гимнастики и отработки скороговорок;

  • уметь выполнять вокальные упражнения для развития чёткости дикции;

  • иметь опыт концертной деятельности.


Формы подведения итогов реализации образовательной программы: конкурсы, фестивали, концерты.

Содержание программы «Музыкальная палитра»


Первый год обучения (72 часа)

Введение (2 часа)

Режим и особенности работы музыкальной студии. Правила поведения и инструктаж по ТБ.

Тема 1. В мире загадочных звуков (10 часов)

Теория:

Музыка как вид искусства.Рождение звуков. Звучание голоса и музыкальных инструментов. Звучание шумовых инструментов (металлофона, маракаса, барабана, трещётки и т.д.). Свойства звука (частота, амплитуда, тембр, длительность).

Практика:

  • определение свойств звука на цифровом пианино.

Тема 2. Музыка голоса или пение (20 часов)

Теория:

Голос человека как музыкальный инструмент. Строение голосового аппарата человека. Сольное пение. Типы женских голосов: дискант, сопрано, меццо – сопрано, альт и контральто. Типы мужских голосов: тенор, баритон, бас. Способы извлечения звука голосом (звукообразование). Сольное пение, дуэт, трио, хор и их особенности.

Практика:

  • определение тембров женских и мужских голосов;

  • подбор, разучивание мелодической линии песенного репертуара;

  • анализ текста песни, воплощение замысла автора;

  • отработка дыхания, дикции и звуковедения в песенном репертуаре;

  • определение типов дуэтов и трио;

  • определение типов хоровых коллективов;

  • работа над фразировкой песенного репертуара;

  • определение смысловой вершины и кульминации в песне;

  • определение видов звука.

Тема 3. Музыкальная палитра (20 часов)

Теория:

Средства музыкальной выразительности (интонация, тембр голоса, динамика, характер, регистр, темп, ритм, мелодия, лад, жанр). Тембры различных музыкальных инструментов. Оркестр, дирижёр, композитор, исполнитель.

Практика:

  • определение тембров музыкальных инструментов;

  • работа с артикуляционным аппаратом над дикцией;

  • работа над эмоциональным и выразительным исполнением песни;

  • использование в пении различных штрихов легато истакатто;

  • использование мягкой атаки звука;

  • работа над правильным звукообразованием;

  • работа над звуковедением;

  • работа над чистотой интонирования;

  • вокальная работа по распеванию;

  • работа с микрофонами;

  • определение разновидностей оркестров.


Тема 4. Мир вокруг нас (6 часов)

Практика:

  • Экскурсии. Посещение концертов, музыкального театра, музыкальной школы.

Итоговые занятия (8 часов)

Практика:

  • Участие в концертах, музыкальных вечерах, мюзиклах, музыкальных спектаклях и т.д.

Первичная, промежуточная и итоговая диагностика (6 часов).


Второй год обучения (72 часа)

Тема 1. Волшебной музыки страна (12 часов)

Теория:

Музыкальные жанры, разновидности и особенности вокальных жанров. Особенности музыки разных народов. Национальная музыка. Музыкальные профессии, их особенность и значимость.

Практика:

  • определение звучания национальной музыки;

  • определение звучания национальных инструментов;

  • определение жанров вокальной музыки;

  • разучивание вокализа;

  • презентация музыкальной профессии.

Тема 2. С песенкой по лесенке (26 часов)

Теория:

Чистота интонирования. Звуковысотный слух. Распевки.Куплет, припев, аккомпанемент, нота. Выразительность в музыке и средства её достижения. Взаимосвязь слова и музыки.

Практика:

  • работа над чистотой интонирования мелодической линии разучиваемой песни;

  • распевки, формирующие точное интонирование;

  • распевки, формирующие певческое дыхание и опору звука;

  • распевки,формирующие певческую установку, дикционную чёткость, расширение диапазона;

  • работа над сценическим образом;

  • работа над сценическими движениями;

  • работа с микрофонами над чистотой интонирования;

  • формирование навыков певческого дыхания и звукообразования;

  • работа над выразительностью и эмоциональным звучанием разучиваемой песни;

  • работа над динамикой в разучиваемой песне;

  • анализ сложных ритмических групп в разучиваемой песне;

  • анализ музыкальной фразировки и определение кульминации в разучиваемой песне;

  • анализ текста разучиваемой песни и определение замысла автора;

  • достижение баланса голоса и фонограммы в звучании песни;

  • работа с микрофонами над дикционной чёткостью.

Тема 3. Дружная семья (18 часов)

Нотный стан, скрипичный ключ. Название нот, их расположение на нотоносце. Длительность нот.

Практика:

  • работа с пособиями «Нотный стан», «Дружная семейка»;

  • написание скрипичного ключа, запись нот, проигрывание нот на цифровом пианино;

  • пропевание нот;

  • написание различных длительностей нот;

  • равномерный счёт длительностей нот;

  • проигрывание нот заданной длительности на цифровом пианино;

  • определение длительности нот в разучиваемой песне.

Тема 4. Мир вокруг нас (6 часов)

Практика:

  • Экскурсии. Посещение концертов, музыкального театра, музыкальной школы.

Итоговые занятия (8 часов)

Практика:

  • Участие в концертах, музыкальных вечерах, музыкальных спектаклях и т.д.

Первичная, промежуточная и итоговая диагностика (6 часов).

Третий год обучения (72 часа)

Тема 1. Музыкальная грамота (24 часа)

Теория:

Нотная грамота. Гаммы домажор и ля минор. Ритм, ритмический рисунок. Длительности нот. Виды ритма в музыке. Лад: мажор, минор. Основы лада. Пауза, её разновидности и длительности. Счёт музыкальных пауз.

Практика:

  • написание, пропевание и проигрывание на цифровом пианино гамм домажор и ля минор;

  • определение длительностей нот;

  • определение соотношения нот между собой;

  • определение видов ритма в музыкальных произведениях;

  • определение видов ритма в исполняемой песне;

  • определение мажора и минора в звучании песен;

  • определение видов ритма в исполняемой песне;

  • создание минорных и мажорных образов;

  • написание и счёт пауз;

  • использование пауз в исполняемой песне.


Тема 2.Техника пения (20 часов)

Теория:

Строение и гигиена голосового аппарата. Укрепление голосового аппарата. Певческое дыхание, его особенности и роль для вокала. Типы дыхания. Интонация речевая и музыкальная. Дикция и её роль в пении. Особенности работы артикуляционного аппарата. Практика:

  • укрепление голосового аппарата;

  • дыхательная гимнастика по системе А.Н. Стрельниковой;

  • определение типа дыхания;

  • работа над дыханием в разучиваемом репертуаре;

  • эмоционально –образное восприятие музыкальных произведений;

  • определение музыкальных интонаций в произведениях на слух;

  • сочинение небольших мелодических зарисовок с различными интонациями;

  • работа над выразительным и эмоциональным исполнением песенного репертуара;

  • раскрепощение артикуляционного аппарата;

  • правильное произношение слов в песенном репертуаре;

  • освоение скороговорок.

Тема 3. Музыкальная фразировка (4 часа)

Теория:

Музыкальная фразировка и её особенности в музыке. Связь фразировки со средствами музыкальной выразительности.

Практика:

  • работа над музыкальной фразировкой в песне,

  • работа над средствами музыкальной выразительности в исполняемой песне.

Тема 4. Музыкальные фантазии (8 часов)

Теория:

Процесс сочинения и записи музыки. Музыкальная живопись и живописная музыка. Взаимовлияние различных видов искусства.

Практика:

  • сочинение мелодии к стихам;

  • сочинение мелодии на заданную тему;

  • импровизации в исполняемой песне;

  • анализ живописной музыки;

  • создание рисунка к прослушанному произведению.



Тема 5. Мир вокруг нас (4 часа)

Практика:

  • Экскурсии. Посещение концертов, музыкального театра, музыкальной школы.

Итоговые занятия (6 часов)

Практика:

  • Участие в концертах, музыкальных вечерах, музыкальных спектаклях и т.д.

Первичная, промежуточная и итоговая диагностика (6 часов).

Четвертый год обучения (72 часа)

Тема 1. Музыкальная грамота (18 часов)

Теория:

Такт, тактовая черта. Затакт. Доля, акцент, синкопа. Размер. Простые, двухдольные и трёхдольные музыкальные размеры. Сложные музыкальные размеры. Смешанные размеры. Сольфеджирование.

Практика:

  • определение общего количества тактов в стихотворениях и исполняемой песне;

  • определение акцентов в исполняемой песне;

  • определение сильных и слабых долей, а также наличия синкоп в исполняемой песне;

  • определение музыкальных размеров песенного репертуара и музыкальных произведений;

  • пропевание одноголосных упражнений, куплетов с названием нот, припева с названием нот, разучиваемой песни с названием нот.


Тема 2. Пение в ансамбле (26 часов)

Теория:

Партия. Партитура. Аранжировка вокальных партий. Сольное пение. Академическая, народная и эстрадная манеры исполнения. Сольные жанры вокальной музыки. Пение дуэтом. Двухголосие. Канон. Виды канонов. Типы голосоведения в двухголосии. Распев. Вокализ. Виды вокализа. Техника исполнения вокализа и распева.

Практика:

  • сольное пение;

  • пение в дуэте;

  • подбор партии бэк-вокала к исполняемой песне;

  • определение жанров вокальной музыки;

  • подбор и разучивание второго голоса с оригиналом исполняемой песни;

  • работа над звучанием двухголосия;

  • разучивание ритмического, мимического, речевого и мелодического канонов;

  • разучивание и пропевание вокализа с названием нот;

  • разучивание и пропевание вокализа на гласные звуки;

  • разучивание и пропевание вокализа на отдельные слоги.


Тема 3. Выразительность исполнения (12 часов)

Теория:

Роль интонации и выразительности в вокальном исполнении и в процессе создания сценического образа. Сценическая культура и сценический образ. Актёрское решение исполняемой песни. Координация движения с музыкой. Сочетание пения с различными танцевальными движениями. Использование мимики, жестов и пластики.Взаимосвязь вокального слова и дыхания. Типы дыхания.

Практика:

  • работа над выразительностью и эмоциональностью песенного репертуара;

  • работа с микрофонами при создании сценического образа;

  • работа над сценическим образом;

  • работа над сценическими движениями;

  • освоение приёмов дыхательной гимнастики;

  • освоение техники выполнения дыхательных упражнений;

  • работа над дыханием и расставление цензур в песенном репертуаре;

  • работа над цепным дыханием.

Тема 4. Мир вокруг нас (4 часа)

Практика:

  • Экскурсии. Посещение концертов, музыкальной школы.

Итоговые занятия (6 часов)

Практика:

  • Участие в концертах, музыкальных вечерах и т.д.

Первичная, промежуточная и итоговая диагностика (6 часов).

Пятый год обучения (72 часа)

Тема 1. Музыкальная грамота (24 часа)

Теория:

Музыкальные интервалы, их виды и роль в музыке. Названия интервалов. Свойства интервалов. Ступеневая и тоновая величина. Мелизмы в вокале. Характеристика и особенности мелизматики. Виды мелизмов. Октава как интервал. Количество и название октав на фортепиано. Диапазон голоса. Аккорды и их разновидности. Аккорды с терцовой структурой. Мажорное и минорное трезвучие. Обращение трезвучия.

Практика:

  • построение и пропевание интервалов;

  • определение интервалов в исполняемой песне;

  • построение и проигрывание интервалов на цифровом пианино;

  • пропевание мелизмов в вокальных упражнениях;

  • проигрывание и называние октав на цифровом пианино;

  • определение диапазона голоса;

  • построение мажорного и минорного трезвучия;

  • определение звучания мажорного и минорного трезвучия;

  • построение и проигрывание мажорного и минорного трезвучия на цифровом пианино.

Тема 2. Средства музыкальной выразительности (16 часов)

Теория:

Темп. Темпы в музыке. Группы темпов. Динамика в музыке. Динамические оттенки. Штрихи в музыке. Тембр. Виды тембров голоса. Мелодия.

Практика:

  • определение темпа в прослушанных произведениях;

  • определение темпа в песенном репертуаре;

  • подбор фразировки и динамики в разучиваемой песне;

  • работа над штрихами в песенном репертуаре;

  • определение тембров певческих голосов;

  • анализ динамики в отрывках музыкальных произведений и её влияние на настроение музыки;

  • работа над чистотой интонирования мелодической линии в разучиваемой песне;

  • работа над чёткостью ритма в исполняемой песне;

  • работа над эмоциональным исполнением мелодической линии в разучиваемой песне.

Тема 3. Техника пения (20 часов)

Теория:

Слово и звукообразование. Строение голосового аппарата. Возрастные характеристики детского голоса. Позиция звука, атака звука, певческая установка. Многоголосие и его виды. Многоголосие как главная составляющая пения в вокальном ансамбле. Вокальное слово и дикция. Пение acapella и его роль в системе вокального образования.

Практика:

  • работа над правильным звукообразованием при распевании и в песенном репертуаре;

  • определение вида многоголосия в вокальной и инструментальной музыке;

  • отработка гомофонно- гармонического склада разучиваемой песни;

  • отработкаполифонического склада на примере канона;

  • артикуляционная гимнастика и отработка скороговорок;

  • работа над дикционной чёткостью текста песенного репертуара;

  • вокальные упражнения для развития чёткости дикции;

  • подбор песенного репертуара acapella с учётом интонационных и вокально- технических трудностей;

  • выработка чистого интонирования песенного репертуара без музыкального сопровождения.


Итоговые занятия (6 часов)

Практика:

  • Участие в концертах, музыкальных вечерах, музыкальных спектаклях и т.д.

Первичная, промежуточная и итоговая диагностика (6 часов).


Учебно-тематический план программы «Музыкальная палитра»

(первый год обучения)


Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

Вводное занятие

2

-

2

Первичная диагностика

2

-

2

В мире загадочных звуков


Что такое музыка.

Рождение звуков.

Звуки высокие и низкие.






2

3

4



-

-

1



2

3

5

Музыка голоса или пение


Голосовой аппарат человека.

Сольное пение.

Дуэт.

Трио.

Хоровое пение.

Звуки на любой вкус.


1

2

1

1

2

1


-


7

-

1

3

1


1


9

1

2

5

2

Промежуточная диагностика






-

2

2

Музыкальная палитра

Средства музыкальной выразительности.

Как научиться петь хорошо.

Оркестр и дирижёр.

Композитор и исполнитель.


1


3

1

2


1


11

1

-


2


14

2

2

Мир вокруг нас

Экскурсии.

Посещение концертов, музыкального театра.


6


-


6

Итоговая диагностика

-

2

2

Итоговые занятия



-

8

8

Всего

34

38

72



Учебно- тематический план программы «Музыкальная палитра»

(второй год обучения)


Тема

Теория

Практика

Общее

кол-вочасов

Начальная диагностика

-

2

2

Волшебной музыки страна

Музыка со всего света.

Жанры вокальной музыки.

Музыкальные профессии.


2

2

2


2

2

2


4

4

4

С песенкой по лесенке

Что такое петь чисто.

Выразительность в музыке.

Слово и музыка.



1

4

3



7

6

5



8

10

8

Промежуточная диагностика

-

2

2

Дружная семья

Ноты.

Длительности нот.



4

3


6

5


10

8

Мир вокруг нас

Экскурсии.



-


6


6

Итоговая диагностика

-

2

2

Итоговые занятия

-

4

4

Всего

21

51

72



Учебно- тематический план программы «Музыкальная палитра»

(третий год обучения)


Тема

Теория

Практика

Общее

кол-во часов

Начальная диагностика

-

2

2

Музыкальная грамота

Нотная грамота.

Ритм.

Лад: мажор, минор.

Пауза.



2

4

2

2


6

4

2

2



8

8

4

4

Техника пения

Голосовой аппарат.

Дыхание.

Интонация.

Дикция.




2

2

1

1


2

4

5

3


4

6

6

4

Музыкальная фразировка

2

2

4

Промежуточная диагностика

-

2

2

Музыкальные фантазии

Сочиняем сами.

Музыкальная живопись.


1

2


3

2


4

4

Мир вокруг нас

Экскурсии.

Посещение концертов, музыкального театра.


4


-


4

Итоговая диагностика

-

2

2

Итоговые занятия

-

6

6

Всего

25

47

72



Учебно- тематический план программы «Музыкальная палитра»

(четвёртый год обучения)




Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

Первичная диагностика

-

2

2

Музыкальная грамота

Такт, тактовая черта.

Размер.

Сольфеджирование.


2

2

1


4

2

7



6

4

8

Пение в ансамбле


Партия. Партитура.

Сольное пение.

Двухголосие. Канон.

Распев. Вокализ.



2

3

4

2



2

1

8

4



4

4

12

6

Срезовая диагностика





-

2

2

Выразительность исполнения


Интонация и сценический
образ.

Вокальное слово и

дыхание.


2

2


4

4


6

6

Итоговая диагностика


2

2

Мир вокруг нас


4

-

4

Итоговые занятия

-

6

6

Всего

24

48

72



Учебно- тематический план программы «Музыкальная палитра»

(пятый год обучения)


Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

Первичная диагностика

-

2

2

Музыкальная грамота


Интервал.

Мелизмы.

Октава.

Аккорды.



4

2

2

3



4

2

2

5



8

4

4

8

Средства музыкальной выразительности


Темп.

Динамика.

Штрих.

Тембр.

Мелодия.





2

2

1

1

1



2

2

1

1

3




4

4

2

2

4

Срезовая диагностика




-

2

2

Техника пения


Слово- и звукообразование.

Многоголосие.

Вокальное слово и дикция.

Пение а capella.




2

2

1

1


2

6

3

3


4

8

4

4

Итоговая диагностика


2

2

Итоговые занятия

-

6

6

Всего

24

48

72







Критерии оценки деятельности учащихся

на занятиях по эстрадному вокалу


1 год обучения

«Высокий уровень»- учащийся ознакомился с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортанью, как источником звука, органами дыхания (диафрагмой, как главной дыхательной мышцей), резонаторами (головным и грудным). Усвоил основы вокально – исполнительской деятельности и сформировал начальные навыки вокального исполнительства, певческой артикуляции, усвоил понятия ритма и метра. Усвоил правильную певческую установку, научился держаться на сцене, выработал правильную певческую позицию, усвоил первоначальные понятия и приёмы звукообразования, звуковедения, понятия динамических оттенков: p, f, cresc, dim, mp, mf и начал овладевать ими. Учащийся способен к устойчивому пению в диапазоне не меньше 1 октавы.

«Средний уровень» - ученик почти в полном объёме получил знания и продемонстрировал их во время пения. Учащийся имеет небольшие недочёты при исполнении динамических оттенков, ритмически сложных рисунков, не совсем свободно ведёт себя на сцене.

«Низкий уровень» - учащийся не освоил необходимый первоначальный объём знаний и умений вокального исполнительства, не овладел чистотой интонирования, не расширил свой певческий диапазон.


2 год обучения

«Высокий уровень» - учащийся владеет всеми певческими навыками и полученными на 1-ом году обучения понятиями о чистоте интонирования, унисонном пении. Получили развитие навыки певческого дыхания (понятие «опоры»). Усвоил навыки артикуляции (активизация артикуляционного аппарата: краткость, дикционная чёткость произношения согласных, формирование единой манеры пения гласных). Развил навык мягкой атаки звука, навык твёрдой атаки звука (с целью активизации звукообразования). Развил навык анализа словесного текста и его содержания. Выработал ощущения головного резонирования. Расширил диапазон голоса до 1,5 октав; усвоил навыки работы с микрофоном. Научился следить за свободой и раскрепощённостью голосового аппарата и уделять внимание правильному формированию и чистоте звучания гласных, а так же развитию и укреплению пения согласных вместе с гласными. Ясно и чётко произносит согласные, что сформировало дикцию и способствовало чистоте интонирования. Правильно пользуется певческим дыханием. Владеет динамикой. Научился работать с фонограммой («минусом»). Умеет преодолевать психологические комплексы благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения. Научился держаться и двигаться на сцене, обучился актёрским навыкам, усовершенствовал дикцию.

«Средний уровень» учащийся допускает некоторую неточность, небрежность, небольшие недочёты, незначительные нарушения, ошибки в освоении необходимых вокальных навыков в области эстрадного исполнительства.

«Низкий уровень» предполагает слабое усвоение материала, неумение выполнить точные ритмические рисунки, учащийся слабо справляется с дикцией и артикуляцией. Не овладел чистотой интонирования, не расширил певческий диапазон. С недочётами овладел работой с микрофоном и пением под «минус». Не научился анализировать и исправлять допущенные ошибки и давать оценку своему труду.


3 год обучения

«Высокий уровень» предполагает демонстрацию знаний и умений за первые 2 года обучения. У учащегося сформирована мотивация к творческому самовыражению: стремление к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей. Учащийся демонстрирует владение вокальным эстрадным мастерством для концертной деятельности, расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на всём диапазоне, развитие навыка «пение на опоре», навыков артикуляции (отнесение внутри слова согласных к последующему слогу), импровизации, закрепление навыка интонационно чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» 2-ой октавы. Свободно двигается по сцене, владеет навыками художественной выразительности исполнения, умеет проводить предварительную работу над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности). Может воплотить на сцене художественный образ, задуманный композитором. Овладел музыкальной грамотой и ознакомился с музыкальными терминами: интервал, аккорд, темп, размер, кульминация, импровизация. Рост исполнительского мастерства: 2–х и 3–х голосие. Выступил не только на школьных мероприятиях, но и сценических площадках города, а также конкурсах различного уровня (Окружных, Всероссийских, Международных), участвовал в благотворительных акциях. Практические умения и навыки соответствуют программным требованиям, присутствует креативность при выполнении творческих заданий.

«Средний уровень»- учащийся допускает некоторые неточности, небольшие недочёты, незначительные нарушения, ошибки в знании методики и правил исполнения в области эстрадного вокала.

«Низкий уровень» предполагает неумение преодолевать трудности в эстрадном исполнительстве, давать объективную оценку своему труду, определять наиболее эффективные способы достижения результата, анализировать и исправлять допущенные ошибки. Имеют место грубые нарушения методики и правил вокального исполнительства. Учащийся демонстрирует неумение чисто интонировать, преодолевать психологические комплексы во время выступления перед аудиторией, «слышать» педагога и выполнять его требования.


4 год обучения

«Высокий уровень» предполагает умение самостоятельно разбирать произведения, исполнять их выразительно и осмысленно. Умение петь как под фонограмму и живой инструментальный аккомпанемент, так и исполнение произведений и песенного репертуара acapella. Владение различными вокальными техническими средствами, использование мелизматики. Высокий уровень сценического мастерства при большом объеме сценической практики. Чистота интонирования многоголосия при пении в дуэте и ансамбле. Исполнение произведений со сложными ритмическими рисунками, со сменой тональностей и темпа ритма. Выступление не только на школьных мероприятиях, но и сценических площадках города, а также конкурсах различного уровня (Окружных, Всероссийских, Международных), участие в благотворительных акциях.

«Средний уровень»-учащийся допускает неточности и небольшие недочеты. При разборе произведений требуется помощь педагога. При пении в дуэте и ансамбле допускает неточности в интонировании.

«Низкий уровень» - учащийся не способен самостоятельно разбирать произведения. Пассивная работа в классе. Чувство неловкости на сцене. Прочтение авторского текста без образного осмысления музыки, слабый слуховой контроль собственного исполнения. Вялость и закрепощенность артикуляционного аппарата, темпо-ритмическая неорганизованность. Однообразие и монотонность звучания.


5год обучения


«Высокий уровень» - обучающийся приносит на занятие собственныераспевки и предлагает помощь в выборе репертуара, предварительно высылая материал руководителю. Самостоятельно изучает, и знакомится с различными жанрами: с золотым фондом классической и эстрадной музыки.Способен проводить самостоятельную работу по разучиванию песен. Самостоятельно анализирует и оценивает своё выступление. Свободно владеет навыками многоголосия, способен исполнить любую партию в произведении. Хорошее репертуарное продвижение. Способность исполнять разнохарактерную музыку: как лирические, так и подвижные произведения. Владение техническими вокальными приемами и приемами качественногозвукоизвлечения. Способен свободно и вокально правильно и выразительно пропеть с тактированием вокальную партию.Выступление не только на школьных мероприятиях, но и сценических площадках города, а также конкурсах различного уровня (Окружных, Всероссийских, Международных), участвовал в благотворительных акциях.

«Средний уровень»-владение основными вокальными навыками, но не во всех партитурах технически ровное звучание. Репертуарное продвижение менее стремительное, нежели у ребенка с «высоким уровнем» усвоения материала. Навыками многоголосия владеет хорошо.

«Низкий уровень»-обучающийся испытывает трудности с самостоятельной работой, требуется помощь педагога. Вокальная линия произведений исполняется не точно. Навыками многоголосия обладает с трудом, но после длительной работы способен справиться с поставленной задачей. Очевидны недостатки звуковедения, Отсутствие должного слухового контроля.


Условия реализации Программы «Музыкальная палитра» в 2020/21 учебном году

Вокальный ансамбль «Горошины» (1 год обучения)

В ансамбль входят 15 человек. Возраст исполнителей 9-10 лет. На начало года этот коллектив может чисто интонировать в пределах одной октавы, и исполнять песни в один голос с поступенным движением в мелодической линии.Такие ребята как, Оздоев Д., Кошонидзе А., Хафизова Э. имеют высокий уровень исполнительства для своего возраста и являются солистами ансамбля. Все остальные участники коллектива имеют средний уровень.

В 2020/21 учебном году запланирована работа по увеличению диапазона и усложнению репертуара. Будут разучиваться песни с использованием скачкообразных ходов и использованием элементов двухголосия. Ребятам предстоит научиться слышать не только себя, но и звучание всего коллектива, уметь анализировать своё исполнение и видеть недочёты. Необходимо уделить внимание использованию мягкой атаки звука, так как в этом возрасте дети пытаются выделиться и, тем самым, форсируют звук и даже переходят на крик, пытаясь услышать свой голос. Обязательной будет работа над дикцией и эмоциональностью.

Для участия в шоу-программах, а также в мюзиклах необходима работа над сценическими движениями и работа на сцене с микрофонами. Обязательным будет участие в конкурсах различного уровня.

Вокальный ансамбль «Скитлс» (2 год обучения)

Коллектив состоит из 8 человек; возраст участников 11-12 лет. Все ребята в этом ансамбле имеют средний уровень исполнительства и могут интонационно чисто исполнять одноголосную песню с элементами двухголосия.

Именно в этом коллективе в течение года предстоит больше внимания уделять эмоциональности в исполнении и раскрепощённости. Так же будем продолжать работать над вокально – хоровыми навыками (чистотой интонирования, дыханием, звукообразованием, звуковедением, дикцией). Особое внимание мягкой атаке звука, так как в этом возрасте дети пытаются акцентировать начало фраз. Предстоящая работа над динамикой, фразировкой и кульминацией в исполняемых песнях обусловлена усложнением репертуара. Обязательной будет работа с микрофонами на сцене, а также участие в различных конкурсных и концертных программах в школе и на уровне города.

Вокальный ансамбль «Мальчишки» (2 год обучения)

Это коллектив- спутник ансамбля «Скитлс»; он состоит из трёх мальчиков в возрасте 11-12 лет со средним уровнем исполнительства. Они могут интонационно чисто исполнить одноголосную песню с элементами двухголосия. На начало года в репертуаре одноголосные песни, но с большим диапазоном и усложненной мелодической линией с использованием сочетания скачкообразного движения с поступенным.

На протяжении2020/21 учебного года будем продолжать работу над такими вокально- хоровыми навыками, как звуковедение, звукообразование, дикция, дыхание и чистота интонирования. К концу года ребята должны научиться петь двухголосные песни. Поэтому считаю необходимым уделить повышенное внимание слаженному звучанию ансамбля; умению анализировать своё исполнение; работе на сцене с микрофонами для достижения свободы в исполнительстве; мягкой атаке звука и эмоциональности.

Обязательным для профессионального роста данного коллектива считаю его участие в концертных программах и конкурсах.


Вокальный ансамбль «Детство» (3 год обучения)

Ансамбль состоит из 9 исполнителей в возрасте 13-14 лет. И именно в это время у участников коллектива проходит мутационный период. В этот период нагрузка на голосовые связки должна быть минимальна, и основное правило в работе с вокалистами этого возраста – не навредить. Огромное значение сейчас имеет подбор тональности в репертуаре и использование мягкой атаки звука. В связи с этим, на всех занятиях ансамбля особое внимание будет уделено теме охраны голоса, чтобы ребята не форсировали звук.

Это самый сильный коллектив вокальной студии, он исполняет произведения в 4-5 голосов. Каждый из ребят ансамбля имеет высокий уровень исполнительства и является солистом вокальной студии «Планета детства». Каждый из учащихся чисто интонирует и может исполнять сложные по уровню партии, а такие ребята, как Кошонидзе Д., Величко В., Оздоев А., Чебыкина С., Хакимова Ю., могут легко исполнить не только свою партию, но и любую партию в исполняемой песне.

В этом году запланирован самый сложный вид исполнительства – это пение acapella. Также акцент при работе с этим коллективом будет сделан на цепное дыхание. Все ребята в этом коллективе находятся в подростковом возрасте, для которого характерны зажатость и снижение эмоциональности.Это обстоятельство требует повышенного внимания к работе над характером произведения и сценическими образами.

Для развития этого ансамбля считаю обязательным участие в фестивалях и конкурсах различного уровня.

Вокальные трио «Девчата» и «Пацаны» (3 год обучения)

Вокальный ансамбль «Пацаны » состоит из трёх ребят в возрасте 13-14 лет. Участницам трио «Девчата» по 13 лет. Каждый из ребят в этих ансамблях имеет высокий уровень исполнительства и является солистом вокальной студии «Планета детства»; каждый чисто интонирует и может исполнять сложные по уровню партии. В настоящее время у участников обоих коллективов наступил мутационный период, когда нагрузка на голосовые связки должна быть минимальна. Основное правило в работе с вокалистами этого возраста – не навредить. Огромное значение сейчас имеет подбор тональности в репертуаре и использование мягкой атаки звука. В связи с этим, на всех занятиях ансамбля особое внимание будет уделено теме охраны голоса, чтобы ребята не форсировали звук. Особенностью ребят в подростковом возрасте является зажатость и снижение эмоциональности. Это обстоятельство требует повышенного внимания к работе над характером произведения и сценическими образами.

Оба коллектива являются спутниками ансамбля «Детство». Репертуар состоит из эстрадных песен в трёхголосном изложении.«Девчата» кроме эстрадных, исполняют также народные песни.

Лидером вокального трио «Девчата» является Чебыкина София. Она отличается силой голоса, необычным тембром и эмоциональностью в исполнении. Оздоев Амир - лидер группы «Пацаны», так как он более эмоциональный, раскованный и свободный на сцене как в актерском, так и в исполнительском мастерстве. Причина создания коллективов заключается в возможностях звучания отдельно мужских и отдельно женских голосов, а также в богатстве выбора разнообразного мужского и женского ансамблевого репертуара.Основная педагогическая задача для меня, как для музыкального руководителя, –это создание возможностей для этого коллектива реализовать себя, а также разнообразить концертную программу современными молодёжными песнями с богатой аранжировкой.

В этом учебном году вокалисты должны освоить самый сложный вид исполнительства – это пение acapella. Для самореализации этого ансамбля считаю обязательным участие в фестивалях и конкурсах различного уровня.

Вокальный ансамбль «Созвездие» (5 год обучения)

Коллектив состоит из 9 человек в возрасте от 15 до 17 лет. У участников этого ансамбля у кого - то закончился, а у кого - то заканчивается мутационный период, поэтому звучание голосов становится более устойчивым, постепенно расширяется диапазон и увеличивается сила певческого голоса, обогащается его тембральная окраска. Самый высокий уровень исполнительства у Соёновой Е; у остальных ребят средний уровень. Возможности коллектива: исполнение трёхголосных песен и произведений с элементами четырёхголосия.

В течение 2020/21 учебного года предстоит работать над чистотой интонирования, дикцией, динамикой, эмоциональностью, дыханием, единой манерой пения и слаженному звучанию ансамбля. К концу года коллектив должен повысить свой уровень в исполнении песен четырехголосного склада и перейти на самый высокий уровень исполнительства – acapella, исполнение канона.Особое внимание будет уделено постановке голоса, так как в этом возрасте есть проблема в звукоизвлечении – это «пение в нос»; а также распевкам для улучшения подвижности голоса и увеличения диапазона. Значительное время ребята будут работать на сцене с микрофонами и обязательным будет участие в концертных программах и конкурсах различного уровня.

Вокальное трио «Unlike» (5 год обучения)

Это коллектив-спутник ансамбля «Созвездие».Возраст участников 15-17 лет, все они находятся в стадии послемутационного периода. Возможности коллектива: исполнение трёхголосных песен.Создание ансамбля стало необходимым для разнообразия номеров в концертных программах и использование нового современного женского репертуара. Самый высокий уровень исполнительства у Соёновой Е. Все исполнительницы в ансамбле очень артистичны. Помимо ярких исполнительских способностей, имеют хорошие хореографические данные, что является необходимым для участия в шоу – программах.

В предстоящем учебном году акценты будут расставлены на чистоту интонирования, дикцию, динамику, эмоциональность и дыхание. Большое внимание будет уделено единой манере пения и слаженному звучанию ансамбля, умению слушать себя и анализировать своё исполнение. К концу учебного года ансамбль должен повысить свой уровень в исполнении песен и перейти на самый высокий уровень исполнительства – acapella, исполнение канона. Кроме этого, особое внимание постановке голоса, так как существует проблема в звукоизвлечении («пение в нос»). Также предстоит больше работать над распевками, улучшая подвижность голоса и увеличивая диапазон. В течение всего учебного года трио будет работать на сцене с микрофонами и принимать участие в концертных программах и конкурсах различного уровня.

Солисты студии (1 год обучения)

Индивидуальные занятия посещают: Кошонидзе А., Оздоев Д., Хафизова Э. Возраст 8-9 лет. Все ребята с высоким уровнем исполнительства и яркой харизмой являются солистами вокального ансамбля «Горошины».

Для ребят этого возраста важно регулярно работать над такими вокально – хоровыми навыками, как чистота интонирования мелодической линии, дыхание, звукообразование, звуковедение и дикция. Поскольку голосовой аппарат находится в стадии развития, также важно учитывать возможности исполнителя, в частности, диапазон. У каждого ребёнка он разный и поэтому подбор репертуара происходит сугубо индивидуально. Репертуар должен быть в удобном для исполнителя диапазоне, чтобы не было форсирования звука. Главное правило во время пения - это естественное звучание голоса. Чаще всего подбирается репертуар в подвижном темпе, так как в этом возрасте не сразу понимают правильный процесс дыхания. Сложность репертуара напрямую зависит от индивидуальных возможностей конкретного ребёнка.

Участие в концертных программах и конкурсах способствует формированию мотивации для развития вокальных навыков и способностей.

Солисты студии (2 год обучения)

Солистом вокального ансамбля «Скитлс» является ученик 5 класса Минеев Юсиф(12 лет). В ансамбле отличается от своих сверстников работоспособностью и стремлением достичь высоких результатов. На начало учебного года у Юсифа средний уровень исполнительства. У мальчика имеются логопедические особенности, поэтому особое внимание при работе с ним в этом году планирую уделить правильному дыханию, дикционной чёткости текста,чистоте интонирования мелодической линии, звуковедению, звукообразованию, а также мягкой атаке звука, т. к. зачастую этот исполнитель использует твёрдую атаку звука, что отрицательно влияет на работу всего голосового аппарата. Постепенно, к концу года будем усложнять репертуар, используя в мелодической линии не только поступенное, но и скачкообразное движение мелодии. Юсифу необходимо чаще работать на сцене с микрофонами для достижения свободы в исполнительстве, повышения эмоциональности в исполнении. Кроме этого, ему предстоит работа над мимикой, жестами и созданием сценического образа. Накапливать опыт выступления на сцене Юсиф будет, принимая участие в концертных программах и конкурсах.

Солисты студии (3 год обучения)

Индивидуальные занятия посещают: Хакимова Ю., Оздоев А., Величко В.,Луца Ю. (возраст 13-14 лет). Это одни из самых сильных солистов в исполнении эстрадного репертуара на русском и английском языках. Все ребята являются солистами вокального ансамбля «Детство».

Особое внимание в этом учебном году будем уделять дыхательной гимнастике, подбору тональности в репертуаре и мягкой атаке звука. Мутационный период, в котором находятся вокалисты, требует снижения нагрузки на голосовые связки и охраны голоса, при этом необходимо контролировать и не форсировать звук во избежание серьезных физиологических повреждений. Традиционно в течение учебного года будем работать над вокально – хоровыми навыками (чистота интонирования, дыхание, дикция, звукообразование, звуковедение).

Все ребята в этом коллективе находятся в подростковом возрасте, для которого характерны зажатость и снижение эмоциональности. Это обстоятельство требует повышенного внимания к работе над характером произведения, сценическими образами, сценическими движениями, работе с микрофонами на сцене, разработке сценических костюмов и их соответствию исполняемой песне.

Солисты среднего звена должны уже уметь подбирать себе репертуар с учётом возможностей своего диапазона и своих возрастных особенностей. Участие в фестивалях и конкурсах различного уровня способствует формированию таких качеств личности, как стрессоустойчивость, конкурентоспособность, умение управлять собой.


Солисты (5 год обучения)

Индивидуальные занятия по вокалу посещают Соёнова Е. и Зеновьева А. Возраст 16-17 лет. Обе имеют высокий уровень исполнительства. Репертуар состоит из эстрадных и народных песен на русском и на английском языке.

На протяжении всего учебного года запланирована работа над повышением уровня исполнительства за счёт репертуарного плана; работа над вокально – хоровыми навыками (чистотой интонирования, дыханием, дикцией, звукообразованием, звуковедением); работа над фразировкой и динамикой; над усложнением уровня распевок. Планирую сделать акцент на распевки, направленные на подвижность голоса, а также на упражнения на развитие мелизматики. Больше уделять внимание сценическим движениям и работе с микрофонами.К концу года девочки должны научиться подбирать себе репертуар с учётом возможностей своего диапазона и с учётом возрастных особенностей. Особое внимание в этом учебном году будет уделяться самостоятельной разработке сценических костюмов и их соответствию исполняемым песням. Результаты участия в фестивалях и конкурсах различного уровня позволят оценить уровень вокальной подготовки.


Учебно-методическое обеспечение Программы

Нормативно-правовые документы

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ / Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г.

Образовательные цифровые ресурсы

  • Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.

Интернет–ресурсы


Литература

Для учителя

  • Каплунова, И.М., Новосельцева, И.А. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей/ И.М. Каплунова, И.А. Новосельцева. - СПб.: Композитор, 2005.

  • Андрианова, Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка/ Н.З. Андрианова. – М.: Музыка, 2011.

  • Анисимов, В.П. Методы диагностики музыкальных способностей/ В.П. Анисимов. – М.: Музыка, 2007.

  • Бекина, С.И. Музыка и движение/ С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.: Просвещение. 2010.

  • Полякова, О.И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.

  • Полякова, О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2001.

  • Полякова, О.И., Клипп, О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадной музыки. Учебное пособие/ О.И. Полякова, О.Я. Клипп. – М., 2004.

  • Осенева М.С., Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами/М.С. Осенева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова. – М.: Akademia, 2008.

  • Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 2007.

  • Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М.,2011.

Для учащихся

  • Домогацкая, И.Е.  Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств/ И.Е. Домогацкая. – М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.

  • Емельянов, Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ Е.В, Емельянов. – СПб.: «Планета музыки», 2007.

  • Дмитриев, Л.Б. Голосовой аппарат певца/ Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2012.

  • Голубев, П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам/ П.В. Голубев. - М.: Государственное музыкальное издательство, 2009.

  • Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства/Н.Б. Гонтаренко. – Ростов: Феникс, 2007.

  • Аникеева, З.И., Аникеев, Ф.И. Как развить певческий голос/ З.И. Аникеева, Ф.И. Аникеев. – Кишинёв: «Штиинца», 1981.

  • Морозов, В. П. Вокальный слух и голос / В. П. Морозов. – М.: Музыка, 2010.


Технические средства обучения

  • компьютер

  • музыкальный центр

  • микшер

  • микрофоны

  • флеш-карты

Учебно-практическое оборудование

  • фортепиано

  • синтезатор

  • магнитная доска с набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос