В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Урок литературного чтения в 3 классе . Л.Н.Толстой «Акула». Характеристика героя.


Урок литературного чтения в 3 -А классе МБОУ СОШ №17 «Юнармеец»

Тема. Л.Н.Толстой «Акула». Характеристика героя.

Цель: создание условий для знакомства с произведением Л.Н.Толстого «Акула», его сюжетом.

Задачи

  1. Обучающие:

развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого;

  1. развивающие :

развивать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

развивать навыки осмысленного, выразительного чтения.

развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;

развитие рефлексии и адекватной самооценки;

  1. воспитательные:

воспитывать позитивно-ценностное отношение к окружающему миру и людям (чувства сопереживания, умения оценивать поступки)

Планируемые результаты

Предметные. Познакомятся с произведением Л.Н.Толстого «Акула». Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

Познавательные. Определяют основную мысль произведения, понимают какую информацию о чувствах и настроениях автора несут образные слова.

Регулятивные. Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование

Коммуникативные. Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, задают вопросы.

Личностные. Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания.

Образовательные ресурсы: - Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка,

- Климанова Л.Н. Литературное чтение. 3 класс; учебник.

- Презентация к уроку.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Форма урока: урок с групповыми формами.

Форма контроля: работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

- Сегодня у нас урок необычный, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей, настроимся на урок. Пусть сегодняшний урок чтения будет новым открытием для вас. ( слайд1)

Приветствуют гостей, показывают готовность к уроку.



Личностные: проводят самоорганизацию.

2.Проверка домашнего задания

1. Вот новый день и новый час,

Урок литературного чтения новый,

Но старый друг у нас в гостях

Мудрейший человек и мастер слова.

- Вспомните, с творчеством какого писателя мы познакомились на предыдущем уроке. О каком писателе эти слова? Давайте вспомним некоторые факты из его биографии. Продолжите предложения. (слайд 2)

2. С каким произведением вы работали дома?

- На сколько хорошо вы подготовили д/з – покажет тестирование. Проведем тест по произведению Л. Н. Толстого «Лев и собачка».









Ответы детей.


Выполняют тест.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные задачи.


3. Самоопределение к деятельности

1. Сегодня мы познакомимся с новым произведением Л.Н.Толстого. Назвать его вам поможет загадка.

В рот этой рыбе палец не клади,

Смотри, за борт ты к ней не упади,

Ведь эта хищница в один присест

Тебя возьмет и просто съест.


Значит, тема сегодняшнего урока –


(слайд 3)

2. – Сегодня на уроке мы вместе с героями произведения отправляемся в морское путешествие к берегам Африки. Послушайте, что нам расскажет об этом материке Самотаев Саша.(слайд 4)




Ответы детей.

- Акула.




Л.Н.Толстой «Акула»

Коммуникативные: строят монологическое высказывание.

Познавательные: выделяют существенное из данных признаков.

4. Постановка учебной задачи

1. - Во время путешествия мы:

(дополните)

(слайд 5)




2. В нашем путешествии участвует 4 экипажа, где есть свой командир. Будьте внимательны, чтобы курс был правильным и мы не сбились с пути.

- познакомиться с ….., его……

- будем характеризовать……

- будем анализировать их…..

- оценивать…..

- делать …..

- определим…..

Регулятивные: участвуют в целеполагании, ставят учебную задачу

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные задачи,

Коммуникативные: выражают свои мысли.

Личностные: самоопределение.


6.Подготовка к восприятию.

1.Речевая разминка. ( слайд 6)

Я рисую море,

Голубые дали.

Вы такого моря

Просто не видали.

-прочитайте приемом «птичий базар»;

-прочитайте шепотом;

-прочитайте быстро

2. Беседа с опорой на знания детей.

- Ребята, что вы знаете об акулах?

Откуда, с каких источников вы узнали?
- Послушайте внимательно текст об акуле. И подумайте, как называется такой текст?
Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой. 
- Как называется такой текст? Почему?
 

- Где можно найти такой текст?


3.Предположение (антиципация)
– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?
 
- Как выдумаете, кто будет героем этого произведения?
 

- Можно ли по названию определить, будет ли произведение серьезным, шуточным, поучительным, смешным?




А как можно проверить, верны ли ваши предположения?


Дети участвуют в речевой разминке.






Ответы детей.


Указывают источники


















-научный. В нем содержится только информация, и мы можем найти такой текст в энциклопедиях.

- ответы детей



Предположения детей.

Опора на слова - Я думаю….

потому что …Могу предположить…





Прочитав текст .

Познавательные: Смысловое чтение, выбирают вид чтения в зависимости от цели

Познавательные: выделяют необходимую информацию,

Коммуникативные: выражают свои мысли, проявляют инициативность, аргументируют свое мнение, достигают договоренности.
















Коммуникативные: выражают свои мысли, учитывают мнения, аргументируют свое мнение

Познавательные: доказывают.




Регулятивное: проводят прогнозирование

Коммуникативные: выражают свои мысли, учитывают мнения, аргументируют , доказывают свое мнение





7.Физкульминутка для глаз.

« В пучине морской».( слайд 7)

Выполняют упражнения.


8.Работа над новым материалом.


1.Первичное знакомство с текстом .

- Верны ли ваши предположения?

- Понравилось вам произведение?

- Было ли вам страшно? Когда?

- К какому литературному жанру мы отнесем это произведение?

- Назовите героев рассказа.

2. Словарная работа.

- В рассказе мы встретились с незнакомыми словами. Ребята, кто-то может их назвать?

- Капитаны экипажей получают задание: в толковом словаре найти объяснение новых слов. Члены экипажей могут помогать своим капитанам. Подойдите и возьмите конверты со словами.

Артиллерист - а) военнослужащий, при огнестрельном орудии. (слайд 8).

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. ( слайд 9-1)

Хобот - задняя часть орудия . ( слайд 9-2)

Палуба –горизонтальное перекрытие в корпусе судна. ( слайд 10)

2. Медленное вдумчивое повторное чтение текста. (слайд 11)

- Сейчас мы еще раз прочитаем текст, чтобы перейти к его анализу. Откройте учебники на с.56. Читать рассказ будем с остановками, т.е. продолжим учиться делить текст на части. Каждому экипажу предстоит прочитать одну часть( цепочкой: по одному предложению каждому) и отвечать на вопросы. Остальные члены команды внимательно следят за читающим.

1 экипаж. Чтение первого отрывка.( до слов-Вдруг с палубы кто-то крикнул….)

- Кем приходится артиллерист одному из мальчиков?.

- Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали?

- Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист ?



2 экипаж. Чтение второго отрывка . (до слов – Матросы спустили лодку..).

- А теперь что испытывает артиллерист?


- Как автор передает внезапность появления акулы?

- Какие слова автора показывают чувство страха?

- Что бы вы предложили сделать матросам и артиллеристу, когда они увидели акулу?

- Давайте узнаем, что было дальше.


3 экипаж.Чтение третьего отрывка . (до слов- Визг этот как - будто…)

- Что сделали мальчики, когда увидели акулу?

- Какие чувства испытывает артиллерист в этот момент?

- В каком состоянии человек пронзительно кричит?

- Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами еще дальше. Что вы предложите сделать в этой ситуации?

Давайте узнаем, что произошло дальше.


4 экипаж.Чтение четвертого отрывка.(до слов – Но когда дым разошелся…)

- Что автор хотел передать словами “сорвался с места”?



- А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

- Что автор хотел показать этими словами?

- Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый решительный?


- Почему упал и закрыл лицо руками артиллерист? Что он чувствовал?

Окончание текста мы прочитаем после маленького отдыха.


Прослушивают аудиозапись.



Ответы детей.





Ответы ребят.




Узнают значение новых слов.


Ответы капитанов.











Слушают .






Читают.

Следят за чтением.

Отцом.


-необдуманность поступка





- он любуется сыном, чувство гордости, что его сын такой ловкий, хорошо плавает, подвижный , как ящерица



-Волнение, шок, страх, ужас, он боится за своих детей.

Словом вдруг.


Акула! Чудовище!

Варианты ответов.






- Они пронзительно закричали.



-Когда испытывает страх, панику.

Предположения детей.







- стремительность действия, нельзя было терять ни секунды

замерли от страха и ждали что будет

- все находились в состоянии оцепенения

-что этот визг разбудил лишь одного артиллериста

-нашел единственный правильное решение, решил произвести выстрел, смог проделать все действия для выстрела

- не мог стоять от всего пережитого, не знал о результате выстрела.

Регулятивные: выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного.

Познавательные: извлекают информацию

Коммуникативные: строят высказывания, участвуют в учебном диалоге.

Личностные : проявляют терпение, преодолевают трудности



























Познавательные: понимают прочитанное, овладевают умениями выделять существенную информацию из текста, делают выводы,

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, предвосхищают результат.

Коммуникативные:обосновывают высказанные суждения, оформляют свои мысли в устной речи, участвуют в учебном диалоге.

Личностные: проводят нравственно-этическое оценивание содержания















Коммуникативные: выражают свои мысли , аргументируют свое мнение, учитывают мнения других, вступают в диалог, включаются в совместную работу., умеют задавать вопросы.

Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий

Личностные: проявляют интерес к чтении и ведению диалога с автором текста, проявляют эмоциональную отзывчивость.

Познавательные: понимают цель чтения, осмысливают прочитанное, делают выводы,


8. Физминутка

« Море очень широко» (слайд 12)

Выполняют физические упражнения.


9. Продолжение работы. ( в парах)

1.Чтение пятой части учителем. ( до конца произведения)

- Что можете в этот момент сказать об артиллеристе? Что он в это время чувствовал?



2. - Я вам предлагаю подумать над следующим проблемным вопросом.
- Кто является главным героем рассказа? 

- Каковы могли быть последствия выстрела?

- Как вы думаете, легко ли было принять решение стрелять?


Слушают.


Встал и открыл глаза, т.к. услышал радостный крик и понял, что все хорошо.


Работают в парах.


Артиллерист.


Ответы.

Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий

Личностные: проявляют интерес к чтении и ведению диалога с автором текста, проявляют эмоциональную отзывчивость.

Познавательные: понимают цель чтения, осмысливают прочитанное, делают выводы,


10.Творческая работа

( в группах)

- Каждый экипаж получает задание.(3 мин.)

1экипаж. Составить синквейн о главном герое.

Артиллерист.

Смелый, находчивый.

Гордился, испугался, выстрелил.

Риск – благородное дело.

Любовь.

2экипаж. Из написанных на листах бумаги качеств старого артиллериста выбрать те, которые проявились в данном рассказе.( сильный духом, трусливый, мудрый, мужественный, честный, беззащитный, слабохарактерный, веселый, опытный, смелый)

3экипаж. Восстановить последовательность событий.( Мальчики в открытом море. Акула. Купальня в парусе. Дети спасены. Выстрел. Тишина.)

4экипаж. Ответить на вопрос - почему рассказ назван «Акула», а не «Артиллерист»?








Работа.












Акула – причина ситуации, в которой артиллерист повел себя решительно, геройски.


Озвучивание работ. Для 3 группы слайд 13.

Регулятивные: планируют свою работу, адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют задавать уточняющие вопросы, вырабатывают навыки общения , планируют учебное сотрудничество.

Личностные :умеют взаимодействовать с одноклассниками в группе


11. Итог урока.

А) – Из данных пословиц выбрать те, которые можно отнести к содержанию рассказа.

Б) – Чему учит рассказ?

Как вы думаете, почему Л.Н. Толстой написал этот рассказ?















- Что нового узнали на уроке?

Выбирают нужные пословицы.




Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям.
Чтобы показать, как переживают родители за детей.
Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент. 
Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии. 

Узнали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.

О решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.

Регулятивные: оценивают свои возможности, осознают уровень и качество выполнения., адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: строят высказывания, участвуют в учебном диалоге.

Личностные: осознают значение чтения, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.


12. Домашнее задание.

Из рассказа подобрать эпизоды к иллюстрациям на с. 57. Пересказать текст.

Записывают в дневник.


13. Рефлексия.

- Какие задания вам показались самыми сложными для выполнения?

- А сейчас вы сами оцените свою работу на уроке. У каждого из вас на парте 3 бумажных кораблика разного цвета. Выберите кораблик такого цвета, на который вы оцениваете себя и прикрепите его на наши волны на доске. (слайд 14)

Зеленый – отлично поработал(а) и многому научился(ась).

Синий – хорошо поработал(а).

Красный – надо постараться.

- Наше путешествие подошло к концу. Никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение. Урок хочется закончить словами «Любовь побеждает все»!» Спасибо! Вы были большими молодцами.











Оценивают свою работу.

Личностные: самостоятельно оценивают свои возможности и делают выбор.

Регулятивные: планируют свои действия.







Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос