Конспект урока по ФГОС второго поколения.
Автор: Ф.И.О. Будилина Татьяна Васильевна, учитель технологии, (высшая категория)
Соавтор: Ф.И.О. Будиева Татьяна Федоровна учитель изобразительного искусства МКОУ «Алцынхутинская СОШ имени Г.О. Рокчинского», (высшая категория)
Адрес: 359030, Республика Калмыкия, с.Приютное.
МКОУ «Приютненский лицей им. И.Г. Карпенко».
Предмет: изобразительное искусство, технология.
УМК: Б.М. Неменский. Изобразительное искусство 5 класс – изд: «Просвещение» 2012 г
Тема урока: «Пластилиновая живопись»
Класс: 5 класс.
Продолжительность урока: 45 минут.
Использование ИКТ технологий: мультимедийная презентация.
Тип урока: комбинированный
Цель: Выполнить живописную работу в технике «пластилиновая живопись»;
Планируемый результат: Готовая работа учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений о понятие «пластилиновая живопись»
- научить работать поэтапно
Развивающие:
- совершенствование навыков и умений работы с пластилином и стеками
- развитие чувства цвета, пропорции, ритма
- развитие пространственного мышления и творческих способностей
- эстетическое воспитание средствами изобразительного и декоративного искусства
- воспитание у детей художественного вкуса
- разработка моторики пальцев рук детей
Воспитательные задачи:
- воспитание у ребят аккуратности, трудолюбию, усидчивости
Методы: наглядные, словесные, практические.
Наглядные пособия и оборудование:
- у учителя: палитра, пластилин, стек, работы в технике «пластилиновая живопись»
- у учащихся: палитра, пластилин, стек, тряпочка, клеёнка, фартук
Межпредметные связи:
- Изобразительное искусство
- Технология
- калмыцкий язык
Личностные УУД:
- понимать красоту окружающего мира, проявлять интерес к поставленной задаче, иметь мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- систематизация и расширение представлений учащихся о приемах работы с пластилином;
Коммуникативные УУД:
Развивать у обучающихся умение работать самостоятельно над заданием, излагать свое мнение, аргументируя его.
Планируемые результаты:
Научиться создавать эскизы. Преобразовывать информацию. Ставить вопросы к теме урока, находить ответы на них. Формировать выводы по теме урока.
Метапредметные:
Уметь самостоятельно определять цели и способы взаимодействия, планировать способы работы.
Личностные: Формировать учебно –познавательный интерес к изучению предметов.
Технологическая карта урока
Ход урока Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
І этап Организационный момент. Цель: позитивный настрой на урок |
— Здравствуйте, девочки! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Нарисуем смайлики в своих тетрадях, и улыбнёмся друг другу |
Дежурный по классу у нас… Приветствуют учителей, рисуют смайлики, рапорт дежурного |
Личностные: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
ІІ этап Актуализация знаний. Цель: систематизировать имеющиеся у учащихся знания Учитель изо |
— А сейчас проверим, что вы усвоили с предыдущих занятий. Каждому из вас мы раздадим карточки с заданиями, подписываем фамилию, имя и отвечаем на вопросы (5 минут на работу по карточкам). — А теперь обменяйтесь карточками и проверти их, если вы согласны с ответом — ставите +, если нет — ставите -. А теперь давайте проверим ваши ответы и выставим оценки. 1. К основным цветам относятся: Красный, желтый, синий? 2. К теплым цветам относятся: Синий, фиолетовый, голубой? 3. Расстояние между глазами и работой должно быть от 30-40см. 4. Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: 5. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал с правой стороны. |
Работа в парах Взаимопроверка работ по карточкам. 1. Да 2. Нет 3. Да 4. Да 5. Нет |
Личностные: осознание своих возможностей. Познавательные: формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по предмету для решения задач. Регулятивные: умение осуществлять контроль по результату. Коммуникативные: работать в парах. |
ІІІ этап Постановка цели и задач урока. Учитель технологии |
Определить тему нашего сегодняшнего занятия вам помогут слова-анаграммы, с помощью их сформулируем тему урока. Учитель записывает на доске тему «Плтилваяинасо жисьвиоп» |
Отгадывают слово. УЧАЩИЕСЯ ЗАПИСЫВАЮТ ТЕМУ УРОКА |
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения, опираясь на личный опыт. Регулятивные: определять цель урока самостоятельно. Познавательные: Самостоятельно перерабатывают информацию, анализируют, сравнивают, группируют различные объекты. |
ІV этап Исторические сведения Цель: познакомиться с историей возникновения пластилина учитель ИЗО. |
История изобретения пластилина |
Выступление ученицы |
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме. |
V. Изучение нового материала Учитель технологии |
- Вы все рисовали этими материалами, а как можно использовать пластилин? - Это объёмные изображения. А мы с вами сегодня попробуем из пластилина писать картины. - Пластилин бывает разных видов: парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла. - Когда мы рисуем красками, каким инструментом пользуемся? - А когда лепим фигурки из пластилина или делаем объёмные композиции? - Что общего между пластилином, акварелью, гуашью? - Ребята, как вы думаете, можно ли смешивать пластилин как в живописи? - Если смешать красный и жёлтый, какой цвет мы получим?
Синий и жёлтый? Красный и синий? Вам могут понадобиться цвета и оттенки, которых нет на вашей палитре, мы их можем получить, смешивая два или три цвета. Белый + синий красный и белый - Если пластилин можно смешивать, получать дополнительные цвета и оттенки можно ли им рисовать? Давайте посмотрим на картину Гарри Олеговича Рокчинского. В его живописи лотосы занимают особое место. Он написал много картин, где изображен этот цветок. Буддийский символ- лотос. - Пластилиновая живопись – редкая техника, но очень увлекательная и интересная. И мы с ней сегодня познакомимся.
|
Отвечают на вопросы
(- лепить животных, человечков…)
(- кистью)
(- стек) (- это изображение на плоскости, живописные эффекты, передачи цветом плановости) (- Конечно! Пластилин тоже можно смешивать и получать дополнительные цвета, как и красками ) (оранжевый) (зелёный). Фиолетовый голубой, розовый да |
Личностные: развивать интерес и познавательные способности учащихся на основе добывания ими знаний и приобретения опыта познавательной деятельности. Познавательные: Выделять существенную информацию из текста. Коммуникативные: Участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения |
VI этап Демонстрация техник и приёмов рисования пластилином. Учитель ИЗО |
Учитель показывает упражнения 1 способ. Пластилиновая живопись дает огромный простор фантазии. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Один из способов выполнения- работа на стекле.
3. Подберем цвет пластилина и намешаем его оттенки для рисунка. 4. Раскладываем полученные кусочки, желательно накладывать пластилин маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем - фон. 5. Выполненную работу оформляем - фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. Работа готова! 2 способ. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж. 3 способ. Рисовать пластилином можно и другими приемами; "горошками" и "жгутиками". Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника "жгутиками" несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится косичка, основа контура рисунка. 4 способ. На картон наносится рисунок, скатываются жгутики, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи. Прежде чем приступим к работе рассказать технику безопасности при работе стеком. Прежде чем приступим к работе рассказать технику безопасности при работе стеком. |
Учащиеся выполняют упражнения |
Личностные: Освоение личностного смысла учения Познавательные: Учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы. Получают навыки исследования, поиска и отбора необходимой информации, использование логики и опыта для решения задачи по реализации проекта. Коммуникативные: Сотрудничают в совместном решении задачи по выполнению задания. Регулятивные: Планирование алгоритма выполнения упражнения. Умение распределять время при выполнении задания. Развитие практических навыков по выполнению пластилиновой живописи. |
VII этап. Самостоятельная работа «Лотосы». Учитель ИЗО+ технологии |
А теперь составим план работы: Последовательность выполнения работы: 1. Сделать эскиз работы на плотной основе. 2. Перед работой пластилин разминаем в руках. 3. Начинать следует с фона. 4. Пластилин надо накладывать аккуратно, не нарушая контура рисунка. 5. Предметы переднего плана делать более яркими, рельефными, на дальнем плане используются более приглушённые цвета. физминутка
Целевой обход учителя. Учитель контролирует правильности выполнения приемов вышивания; соблюдение техники безопасности; оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения; контролирует объем и качество выполнения работы. |
Дети называют правила Т/Б. Учащиеся составляют план работы Проводим физминутку. «Лотосы» Раз, два, три – выросли цветы (сжимать и разжимать кисти рук). К солнцу тянут лепестки. (поднять руки через стороны вверх, сложив ладошки в виде «бутончика») Солнцу улыбнулись, за ним повернулись. (повороты туловища в стороны, руки с «бутончиком» вверху). Лучик лепестков коснулся - лотос миру улыбнулся! (медленно открывать «бутон» и опустить руки через стороны вниз). Учащиеся выполняют самостоятельную работу по инструкционным картам |
Личностные: умение овладевать нормами и правилами организации труда, воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные: выполнять работу в соответствии с заданным планом. Формировать умение самостоятельно выполнять задание и контролировать себя. Познавательные: понимать содержание заданий, интерпретировать смысл. Творческое применение знаний и умений. Коммуникативные: формировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания. |
VIII. Закрепление знаний учащихся. |
1. Кто изобрел пластилин? 2. Какие виды пластилина вы знаете? 3. Перечислите способы нанесения пластилином. |
Францу Колбу и изобретателю Вильяму Харбутту парафиновый, восковой, флуоресцентный 1 способ. Нанесение пластилиновых мазков. 2 способ. Работа на стекле 3 способ. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж. 4 способ. Рисовать пластилином можно и другими приемами; "горошками" и "жгутиками". |
Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции. Личностные: формировать интерес к изучению предмета |
IX этап. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Рефлексия. Цель: осмысление процесса и результата деятельности. |
Там, где дорога уходит в поля, Озера синий платок. Розовой прелестью, словно заря, Манит всех лотос цветок. Лотос – загадочной древности цвет, Он, как лампада, горит. Древних веков посылает привет, Тайны Востока хранит. На уроке я узнал…. На уроке я научился…. Я чувствовал себя на уроке…. (кто хочет озвучить вслух?) |
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Ответы детей |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Личностные: Определять личностные ценности. Умение осознанно и аргументировано давать оценки, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: Определяют критерии оценивания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, понимать точку зрения другого. |
X. |
Спасибо за работу. |
|
|
- Вебинар «Рисование монетками как нетрадиционная техника изобразительной деятельности в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Создание подвижных форм из картона как вид конструирования в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Маркеры игрового пространства как средство преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОО»
- «"Территория театра" как интерактивная творческая лаборатория по овладению разнообразными театральными играми и упражнениями»