В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Программа по физической культуре 5-9 класс

Файл прикреплен к материалу: Программа по физической культуре 5-9 класс
Войдите для скачивания файлов

УТВЕРЖДАЮ :
Директор МАОУ СОШ № 15
им. Г. Е. Николаевой
__________ /В. И. Васильев
Приказ _____«___» августа 2015 года
.



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
им. Г. Е. Николаевой
г. Томска





Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Шахматы»
(по общее интеллектуальному направлению)
5 класс
(1 час в неделю)


Автор-составитель:

Чинабеков Владимир Валерьевич.

Учитель физической культуры

2015 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружка) «Шахматы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, на основе Примерных программ внеурочной деятельности, ориентируясь на авторскую программу И. Г. Сухина «Шахматы – школе».

Нормативно-правовой и документальной основой Программы внеурочной деятельности на ступени основного общего образования являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);

Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960

  • Программа разработана на основе с программой :

  • - И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.)

  • Программа направлена на развитие творческих способностей и творческого мышления обучающихся 5 классов. А именно, на расширение кругозора учащихся, развитие логического мышления, умения анализировать. Развитие творческих способностей и творческого мышления не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача — это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое побуждение мысли. Увидеть что-то по-новому, не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Решение шахматных задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

  • Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

  • В школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

  • Введение кружка «Шахматы» позволяет сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализаций позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций.

Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Цель программы:

Содействовать развитию познавательных умений, логического мышления, творческих и коммуникативных способностей обучающихся.

Задачи программы:

  • обучение детей играть в шахматы без нарушений правил игры;

  • воспитание справедливости, дружеских отношений, волевых качеств;

  • развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

Занятия рассматриваются как средство приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни, как способ организации досуга детей, ориентированы на учащихся 5 класса с продолжительностью 1 час (1 раз в неделю).


Форма работы: кружковая

  • 1. Системно - деятельностный подход.
    В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;

  • развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся;

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактического материала и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики. Занятия рассматриваются как средство приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни, как способ организации досуга детей, ориентированы на учащихся 5 класса с продолжительностью 1 час (1 раз в неделю).

1.1 Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях с такими учебными дисциплинами как: история, литература.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

  • Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.


В результате изучения данной программы в 5-ом классе обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов: 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий. 

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов: 

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

- знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

- уметь проводить элементарные комбинации;

- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

  своих фигур;

- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

 -определять последовательность событий;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  







Содержание программы

Программой предусматривается 34 шахматных занятий по 1 часу в неделю. Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

  1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

  • «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.).

  • «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

  • «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.


  1. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

  • «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

  • «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

  • «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

  • «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

  • «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.




  1. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.


Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

  • «Мешочек». Ученики вынимают по одной из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

  • «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

  • «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.


  1. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

Правила хода и «взятия» каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

  • «Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

  • «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

  • «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

  • «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

  • «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

  • «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

  • «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

  • «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

  • «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

  • «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

  • «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.

  • «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

  • «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из сноих фигур.

  • «Ограничение подвижности». Это разновидность «Игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.


Примечание.

Правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

  1. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ


Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

  • «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

  • «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

  • «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

  • «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

  • «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

  • «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

  • «Рокировка>. Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.


  1. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.


Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактическая игра и задание

  • «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.


Планируемые результаты программы

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.


К концу учебного года обучающиеся должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;









Учебно-тематический план.

п\п

тема

Всего часов

1

Шахматная доска

4

2

Шахматные фигуры

2

3

Начальная расстановка фигур

1

4

Ходы и взятие фигур

17

5

Цель шахматной партии

6

6

Игра со всеми фигурами из начального положения

3

7

Обобщение

1


Итого

34













Тематическое планирование 5 класс.

п\п

Раздел

количество часов

Тема

Виды деятельности обучающихся

1

Шахматная доска 4ч.

    1. Вводное занятие.

    Беседа по ТБ.

    Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

      1. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

      2. Линии на шахматной доске. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.

      3. Центр шахматной доски. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

      Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

      Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

      Выделять закономерности.

      Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.

      Проговаривать последовательность действий.

      Высказывать своё предположение (версию)

      Работать по предложенному учителем плану. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.

      Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

      Называть предметы по описанию.

      Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные

      Различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

      Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

      уметь проводить элементарные комбинации;

      Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

      Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

      Определять последовательность событий;

      Выявлять закономерности и проводить аналогии.  


      2

      Шахматные фигуры

      2 ч.

      1.Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

      2. Сравнительная сила фигур .

      3

      Начальная расстановка фигур. 1ч.

      1.Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.




      4

      Ходы и взятие фигур 17ч.

      Ладья 2 часа






      Слон 2 часа.




      Ладья против слона.

      1 ч.



      Ферзь 2 ч.


      Конь 2 ч.






      Конь против ферзя, ладьи, слона. 1 ч



      Пешка 2 ч.




      Пешка против ферзя коня, ладьи слона. 2ч.

      Король 2 ч.




      Король против других фигур. 1 ч.








      1. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь». «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

      2.Захват контрольного поля, защита контрольного поля . игра на уничтожение. Ограничение подвижности.

      3-4. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

      5. Термин «стоять под боем». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля

      6-7. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь — тяжелая фигура.

      8-9. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура. «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

      10. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура. «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные по-ложения).

      11-12. Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие.

      Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Взятие на проходе.

      13-14..Превращение пешки. Атака, двойной удар


      15-16. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.


      17.«Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки)

      Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

      Выделять закономерности.

      Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

      Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.

      Проговаривать последовательность действий.

      Высказывать своё предположение (версию)

      Работать по предложенному учителем плану.

      Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.

      Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

      Называть предметы по описанию.

      Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой;

      Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

      уметь проводить элементарные комбинации;

      Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

      Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; Определять последовательность событий;

      Выявлять закономерности и проводить аналогии.  


      5

      Цель шахматной партии. 6 ч.

      Шах 2 ч.






      Мат 2 ч.





      Ничья. Пат.

      1 ч.

      Рокировка.1 ч

      1.Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

      2. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытий шах», «Дай двойной шах». Открытый шах. Двойной шах.

      3. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

      4. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).


      Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.

      Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

      Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

      Выделять закономерности.

      Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

      Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

      Знать шахматные термины: ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

      уметь проводить элементарные комбинации;

      Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

      Выявлять закономерности и проводить аналогии.  

      Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

      Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.

      Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

      Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.

      6

      Игра со всеми фигурами из начального положения 3 ч.


        1. Игра всеми фигурами из начального положения. (без пояснения как лучше начинать игру).

        2. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

        3. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.



        7

        Обобщение. 1 ч.

        Повторение программного материала.








        Календарно Тематическое планирование 5 класс.


        урока

        Дата

        Тема урока

        Кол-во часов

        Элементы содержания

        Требования к уровню подготовленности обучающихся

        Формируемые УУД

        у обучающихся



        1


        Вводное занятие.

        Беседа по ТБ.

        Шахматная доска

        1

        Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

        Знать: Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.

        Л-самооценка на основе успешной учебной деятельности

        К- умение слушать собеседника. Взаимоконтроль и взаимопомощь при выполнении задания.

        П- самостоятельные создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

        Р- планирование – определение последовательных и промежуточных целей с учетом конечного результата составление плана и последовательности действий.

        2


        Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.

        1

        Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.


        Знать: Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

        Л- формирование учебных мотивов.

        К- умение задавать вопросы.

        П- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

        Р- планирование – определение последовательных и промежуточных целей с учетом конечного результата составление плана и последовательности действий.

        3


        Линии на шахматной доске. Диагональ.

        1

        Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.


        Знать: Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.

        Л- формирование учебных мотивов.

        К- ориентация на партнера по общению

        П- использование общих приемов решения задач

        Р- контроль в форме способа сличения действия и его результата с требованием конкретной задачи

        4


        Центр шахматной доски.

        1

        Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

        Знать: количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски

        Л- осознание необходимости и учения

        К- умение аргументировать свое предложение убеждать и уступать

        П- анализ объектов с целью выделения признаков

        Р- сличения способов действия: накопления опыта. Реальные действия и его продукт.

        5


        Шахматные фигуры.


        Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

        Знать: Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

        Л- интерес к способу решения и общему способу действия

        К- учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение.

        П- выбор оснований критериев для сравнения

        Р- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик.

        6


        Сравнительная сила фигур.

        1

        Кто сильнее. Обе армии равны.

        Знать: сравнительную силу шахмат.

        Л- интерес к способу решения и общему способу действия

        К- Взаимоконтроль и взаимопомощь при выполнении задания.

        П- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных. Установление причинно следственных связей.

        Р - контроль в форме способа сличения действия и его результата с заданным эталоном.

        7


        Начальная позиция .


        начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур

        Знать: правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур

        Л- формирование учебных мотивов.

        К- эмоциональное позитивное отношение к процессу сотрудничества.

        П- использование общих приёмов решения задач. Анализ и разрешение житейских ситуаций. самостоятельные создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

        Р –целеполагание как постановка учебной задачи. Предвосхищение результата

        8


        Ладья

        1

        Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.


        Знать: Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.


        Л- осознание необходимости и учения

        К- потребность общения со взрослыми и сверстниками. Ориентации на партнера по общению.

        П- использование общих приёмов решения задач. Постановка и формулирование проблемы . самостоятельные создание алгоритмов деятельности при решение проблем творческого и поискового характера.

        Р - целеполагание как постановка учебной задачи. Предвосхищение результата

        9


        Ладья

        1

        Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

        Знать: Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Защита контрольного поля, ограничение подвижности.


        Л- осознание необходимости и учения

        К- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

        П- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

        Р – волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

        10


        Слон

        1

        Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

        Знать: Место слона в начальном положении. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры.

        Л- формирование познавательных мотивов- интерес к новому.

        К- умение слушать собеседника. Ориентации на партнера по общению.

        П- использование общих приёмов решения задач. Анализ и разрешение житейских ситуаций. самостоятельные создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

        Р - волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

        11


        Слон

        1

        Слон в игре. Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

        Знать: «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

        Л- интерес к способу решения и общему способу действия.

        К- Взаимоконтроль и взаимопомощь при выполнении задания.

        П- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

        Р – применение установленных правил в планировании способа решения. Волевая саморегуляция способность к волевому усилию.

        12


        Ладья против слона


        Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем».

        Знать: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

        Л- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения.

        К- умение аргументировать свое предложение убеждать уступать.

        П- выбор оснований для сравнения для сравнений методов выполнения.

        Р – оценка – осознания качества и уровня усвоения.

        13


        Знакомство с шахматной фигурой Ферзь

        1

        Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

        Знать: Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

        Л- формирование учебных мотивов.

        К- умение аргументировать свое предложение убеждать уступать.

        П- использование общих приёмов решения задач. Анализ и разрешение житейских ситуаций. самостоятельные создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

        Р - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

        14


        Ферзь в игре.

        1

        Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

        Знать: Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

        Л- рефлексивность как адекватное осознание представление о качествах хорошего ученика

        К- Взаимоконтроль и взаимопомощь при выполнении задания.

        П- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

        Р - целеполагание как постановка учебной задачи. применение установленных правил в планировании способа решения.

        15


        Пешка против ферзя, коня, слона, ладьи

        1

        Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»,

        Знать: «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

        Л- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения.

        К- потребность общения со взрослыми и сверстниками. Ориентации на партнера по общению.

        П- постановка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

        Р – прогнозирование –предвосхищающего результата

        16


        Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

        1

        Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

        Знать: Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

        Л- способность адекватно судить о причинах своего успеха/не успеха в учении, связывая свой успех с усилиями, трудолюбия и старанием.

        К- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

        П- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

        Р - прогнозирование –предвосхищающего результата

        17


        Конь в игре.

        1

        Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

        Знать: «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

        Л- рефлексивность как адекватное осознание представление о качествах хорошего ученика

        К- Взаимоконтроль и взаимопомощь при выполнении задания.

        П- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


        Р - целеполагание как постановка учебной задачи. применение установленных правил в планировании способа решения.

        18


        Конь против ферзя, ладьи слона.

        1

        Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»,

        Знать: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

        Л- формирование учебных мотивов.

        К- эмоциональное позитивное отношение к процессу сотрудничества.

        П- анализ объектов выделения признаков. Выбор оснований для сравнения объектов.

        Р- планирование – определение последовательных и промежуточных целей с учетом конечного результата.

        19


        Знакомство с пешкой.

        1

        Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

        Знать: Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

        Л- способность адекватно судить о причинах своего успеха/не успеха в учении

        К- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

        П- использование общих приемов решения задач

        Р- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

        20


        Пешка в игре.

        1

        Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

        Знать: «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

        Л- интерес к способу решения и общему способу действия.

        К- потребность общения со взрослыми и сверстниками.

        П- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

        Р- оценка – осознания качества и уровня усвоения.

        21


        Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

        1

        Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

        Знать: уметь применять правила игры.

        Л- формирование учебных мотивов.

        К- Взаимоконтроль и взаимопомощь при выполнении задания.

        П- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

        Р- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном.

        22


        Знакомство с шахматной фигурой. Король.

        1

        Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).

        Знать: Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

        Л- осознание необходимости учения.

        К- умение слушать собеседника.

        П- самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

        Р- применение установленных правил в планировании способа решения.

        23


        Король против других фигур

        1

        Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита»,

        Знать: Правила игры. Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки),

        Л- формирование учебных мотивов.

        К- умение слушать собеседника.

        П- самостоятельное создание алгоритмов деятельности.


        Р- применение установленных правил в планировании способа решения.

        24


        Шах

        1

        Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах.

        Знать: шах- угроза королю. Защита от шаха. 3 способа. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах».

        Л- рефлексивность как адекватное осознание представление о качествах хорошего ученика

        К- эмоциональное позитивное отношение к процессу сотрудничества.

        П- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

        Р- Волевая саморегуляция способность к волевому усилию.

        25


        Шах

        1

        Шах открытый(вскрытый) двойной шах. Игра из начального положения до шаха.

        Знать; шах открытый(вскрытый) двойной шах.

        Л- интерес к способу решения и общему способу действия.

        К- потребность общения со взрослыми и сверстниками.

        П- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

        Р- оценка – осознания качества и уровня усвоения.

        26


        Мат

        1

        Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

        Знать: Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

        Л- широта диапазона оценок.

        К- эмоциональное позитивное отношение к процессу сотрудничества.

        П- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

        Р- оценка –выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

        27


        Мат

        1

        Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

        Знать: Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

        Л- интерес к способу решения и общему способу действия.

        К- потребность общения со взрослыми и сверстниками.

        П- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

        Р- оценка – осознания качества и уровня усвоения.

        28


        Ничья, пат

        1

        Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или на пат».

        Знать: Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

        Л- формирование учебных мотивов.

        К- умение аргументировать свое предложение убеждать уступать.

        П- самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

        Р- Волевая саморегуляция способность к волевому усилию.

        29


        Рокировка.


        Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

        Знать: Правила рокировки.

        Л- стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений.

        К- умение аргументировать свое предложение убеждать уступать.

        П- самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

        Р- планирование и составление плана и последовательности действий

        30


        Шахматная партия.


        Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

        Знать: и уметь применять правила игры

        Л- рефлексивность как адекватное осознание представление о качествах хорошего ученика

        К- ориентация на партнера по общению

        П- использование общих приемов решения задач

        Р- планирование и составление плана и последовательности действий

        31


        Шахматная партия.


        Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

        Знать: и уметь применять правила игры Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

        Л- рефлексивность как адекватное осознание представление о качествах хорошего ученика

        К-умение договариваться, находить общее решение.

        П- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

        Р- контроль в форме способа сличения действия и его результата с требованием конкретной задачи

        32


        Шахматная партия.


        Демонстрация коротких шахмат.

        Знать: и уметь играть всеми фигурами из начального положения.

        Л- положительное отношение к школе.

        К- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

        П- анализ объектов с целью выделения существенных признаков каждого компонента задачи.

        Р- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия

        33-34


        Повторение программного материала.


        Повторение основных вопросов курса

        Знать: Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Игра всеми фигурами из начального положения.

        Л- способность адекватно судить о причинах своего успеха/не успеха

        К- умение договариваться, находить общее решение.

        П- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

        Р- планирование и составление плана и последовательности действий










        Материально-техническое оснащение учебного процесса


        п/п

        Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

        Необходимое количество

        Примечание

        Основная школа

        1

        Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция)

        1

        2

        3

        4

        1.1

        ФГОС МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2013

        Д

        Примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета

        1.2

        - И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.)


        Д

        1.3

        1. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

        К

        В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации

        2

        Демонстрационные печатные пособия

        2.1

        Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

        Д


        3

        Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


        3.1

        Шахматы 3 комплекта


        Г


        3.2

        Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
        Магнитная доска.

        Д

















        Согласовано Рассмотрено

        Зам. Директора УВР на заседании МО

        _______________________ Протокол №_____ от

        "______" ______________20 г. "______" ______________20 г


        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        Учителя Чинабекова Владимира Валерьевича

        Предмет

        «Шахматы»
        по общее интеллектуальному направлению

        Класс

        5

        Количество часов в неделю

        1

        Планирование составлено на основе (указать документ)


        Программа разработана в соответствии с программой :

        - И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.)

        Учебники (название, автор, издательство, год издания)

        1. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

        1. Шахматы – школе\ составитель Б. Гершунский, А.Костьев. – М.: Педагогика, 1991.

        2. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

        3. Весела И.. Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

        4. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

        5. Сухин И.Необыкновенные шахматные приключения. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991

        6. Сухин и. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.


        Дополнительная литература (название, автор, издательство, год издания)

        1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. М., 1979.

        2. Бареев И. Гроссмейстеры детского сада. М., 1995.

        3. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. М., 1982.

        4. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. М., 1983.

        5. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. М.,1997

        6. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов.— М., 1969.

        7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. М., 1980.

        8. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. М.,1983.

        9. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. М., 1991.

        10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. М., 1990.

        11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. Киев, 1986.

        12. Капабланка X. Р. Учебник шахматной игры. М., 1983.

        13. Карпов А. Е. Избранные партии. М., 1978.

        14. Костьев А. Учителю о шахматах. М., 1986.

        15. Ласкер Эм. Учебник шахматной игры. М., 1980.

        16. Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии. Л., 1956.

        17. Майзелис И. Шахматы. М., 1960.

        18. Макарычев С., Макарычева М. От А до ... М., 1995.

        19. Нимцович А. Моя система. М., 1984.

        20. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. Рязань, 1994.







        Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

        Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

        Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
        Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
        Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
        Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
        @mail.ru