В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Программа по физической культуре 5-9 класс

Файл прикреплен к материалу: Программа по физической культуре 5-9 класс
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного кружка «Золотой мяч» для 5 класса разработана в соответствии:
- с рекомендациями программа комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. 1-11 классы. – М. Просвещение, 2010 год);
- «Рабочая программа Физическая культура 5 -9классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2013);
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).

  • Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).

  • Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.

  • О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.

  • О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р. 
    Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процента здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. 
    Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
    Сегодня разработано много программ на различных уровнях, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами. Профилактику необходимо начинать с ранних лет. Уделять особое внимание формированию полезных привычек как альтернативе привычкам вредным и установкам на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети 10-12летнего возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Что несовместимо с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
    Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся пятого класса поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. 
    Для формирования привычки к здоровому образу жизни школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
    Программа внеурочной деятельности составлена с учетом интеграции основного и дополнительного образования, в соответствии с нормативно- правовой базой, с учетом требований САНПИНа, на основе изучения интересов, запросов детей и родителей.
    Цель программы - создание благоприятных условий для формирования у школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; стремления творить свое здоровье.

Задачи:

  • формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика; 

  • формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни; профилактика вредных привычек;

  • расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;

  • формирование культуры проведения свободного времени через включение детей в разнообразные виды деятельности. 

    1. Системно - деятельностный подход.
    В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;

  • развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся;

Основные направления содержания программы.

  • Баскетбол. История возникновения и развития спортивной игры баскетбол. Технические действия и тактика игры. Баскетбол игра по правилам.

  • Волейбол. История возникновения и развития спортивной игры волейбол. Технические действия и тактика игры. Волейбол игра по правилам.





п\п

тема

Всего часов


1

Теоретические знания

В процессе обучения

2

Волейбол

17 час


3

Баскетбол

1 7час







Общая характеристика курса.

  Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека.

Предметом обучения физической культуры в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность. Важнейшим требованием проведения внеурочной деятельности по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Баскетбол: ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; ловля и передача мяча двумя руками от груди; передача мяча одной рукой от плеча; передача мяча при встречном движении; передача мяча одной рукой снизу; передача мяча одной рукойсбоку; передача мяча двумя руками с отскока от пола; бросок мяча двумя руками от груди с места; бросок мяча одной рукой от головы в прыжке; бросок мяча одной рукой от головы в движении; штрафной бросок; вырывание и выбивание мяча; перехват мяча во время передачи; перехват мяча во время ведения; накрывание мяча; повороты с мячом на месте; тактические действия: подстраховка; личная опека. Игра по правилам.

Волейбол: прямая нижняя подача; верхняя прямая подача; приём и передача мяча двумя руками снизу; приём и передача мяча сверху двумя руками; передача мяча сверху двумя руками назад; передача мяча в прыжке; приём мяча сверху двумя руками с перекатом на спине; приём мяча одной рукой с последующим перекатом в сторону; прямой нападающий удар; индивидуальное блокирование в прыжке с места; тактические действия: передача мяча из зоны защиты в зону нападения. Игра по правилам.

Указание времени, места и форм организации программы.
Программа внеурочной деятельности кружка «Золотой мяч» предназначена для обучающихся 5 класса, в возрасте от 11 до 12 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в 5 классе. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения 
программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности предполагает контроль и оценку результатов освоения программы и зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: спортивные викторины, конкурсы, школьные и районные соревнования, спартакиада школьников. 
Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Программа рассчитана на 34 часа – 1 раз в неделю. 


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ


  • 1.1 Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.
    Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях с такими учебными дисциплинами как: история, литература, технология, физическая культура. 
    1.2. Планируемые результаты освоения спортивно-оздоровительной программы 
    В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.


  • Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих компетенций:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


  • Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

    2.1Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на занятии.

  • Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  • Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
    2.2 Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).


  • 2.3 Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

  • Привлечение родителей к совместной деятельности .
    2.4 Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

  • умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
    Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. 
    2.5 Компетенции, которые должны освоить занимающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  • различать “полезные” и “вредные” привычки;

  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;

  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье; 

  • заботиться о своем здоровье; 

  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

  • применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

  • находить выход из стрессовых ситуаций;

  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.


  • В результате реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.


Содержание курса внеурочной деятельности.

Баскетбол.

Главная задача занятий по баскетболу заключается в подготовке физически крепких, гармонически развитых физически и духовно занимающихся ребят. Основным условием выполнения этой задачи является целенаправленная подготовка юных баскетболистов. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2011 года № 329 – ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а так же дополнительных занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ. Данная программа создавалась с учетом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.

Основными показателями работы спортивныпо баскетболу являются – выполнение программы требований по уровню подготовленности физической, технической, тактической и теоретической подготовки, результаты участия в соревнованиях. Выполнение нормативных требований – основное условие пребывания занимающихся в спортивных группах, эти требования должны приниматься при приеме в учебные группы, и при выпуске из них по окончании каждого года занятий.

Основными формами занятий по баскетболу являются учебно-тренировочные занятия, теоретически и практические занятия, соревнования.

Теоретическая подготовка.

  1. Здоровый образ жизни.

  2. Формирование правильной осанки.

  3. Основы самоконтроля занимающихся.

  4. Профилактика простудных заболеваний.

  5. Самомассаж. Массаж.

  6. Воспитание двигательных способностей.

  7. Техника безопасности на занятиях по баскетболу.

  8. История развития баскетбола.

  9. Воспитание навыков самостоятельных занятий.

  10. Профилактика утомления. Средства восстановления.


Практическая подготовка

Общая физическая подготовка – строевые упражнения; гимнастические упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения без предметов, с предметами; в парах; с набивными мячами, сопротивлением;

Специальная физическая подготовка.

Упражнение для развития быстроты: рывки с места на различных длиной отрезках, из различных исходных положений, с мячом и без мяча; прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, тройной прыжок; метание малого мяча в щит на дальность отскока, многоборья спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: одиночные и сирийные прыжки вверх, выпрыгивания без отягощений и с отягощениями, прыжки со скакалкой, с преодолением препятствий, упражнения с отягощениями, с набивными мячами; подвижные игры;

Упражнения для развития специальной выносливости: беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражнения в различном режиме интенсивности; игровые упражнения 2х2, 3х3, двусторонняя тренировочная игра;

Упражнения для воспитания специфической координации: ловля и передача мяча из различных исходных положений, на быстроту, точность и правильность; комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгиванием, напрыгиванием, спрыгиванием; броски в кольцо; подвижные игры, эстафеты.

Техническая подготовка

а) Техника передвижения – стойка баскетболиста; передвижение приставными шагами; бег с изменением скорости и направлений; бег, прыжки с остановками, поворотами;

б) Техника владения мячом- ловля, передача, ведение мяча с различной высотой отскока, с обводкой препятствий; бросок мяча с места, двумя руками от груди, одной рукой от плеча, двумя руками снизу, от груди с отскоком, от щита, под углом к щиту; штрафные броски – соревнования в точности; сочетание приемов – передача, ведение, бросок; броски с точек; обманные движения – «финты»; финт на проход – проход, на бросок – передача, на рывок – рывок;

в) Техника защиты – стойка защитника, сочетание способов передвижений защитника с остановками, впрыгивание и выбивание мяча, захват мяча – вырывание, перехват мяча при передаче.

Тактическая подготовка

а) тактика нападения:

  • действия без мяча – выбор способа передвижения в зависимости от направления и скорости перемещения, применение сочетаний изученных способов передвижений с целью освобождения от опеки защитника, выход на свободное место для получение мяча навстречу партнеру с мячом;

  • действия с мячом – применение изученных способов ловли, передачи мяча в зависимости от направления и силы полета мяча, определение игровой ситуации, выбор способа выполнения броска мяча в корзину в зависимости от места расположения игрока по отношению к кольцу и от способа перемещения, применение сочетаний изученных приемов техники в игровых ситуациях;

  • командные действия – организация командных действий в нападении по принципу выбора свободного места с применением взаимодействия «передай мяч и выходи», «треугольник», «тройка», эшелонный быстрый прорыв и др.

б) тактика защиты:

  • индивидуальные действия: выбор места по отношению к подопечному нападающему с мячом и без мяча, применение изученных способов передвижения и их сочетаний в зависимости от направления и скорости перемещения нападающего, противодействие выходу на свободное место для получения мяча, действия защитника против 1,2,3-ех нападающих;

  • групповые и командные действия: взаимодействие двух-трех защитников (подстраховка), умение переключаться от действий в нападении к действиям в защите; личная система защиты на своей половине поля.

Инструкторская и судейская подготовка.

  • Составление комплексов упражнений по физической подготовке;

  • Выполнение заданий по построению и перестроению группы;

  • Судейство на учебных играх, на соревнованиях в школах и клубах по мини- баскетболу и баскетболу;

  • Выполнение обязанностей судей на поле, судьи- секундометриста, судьи- информатора.

Участие в соревнованиях

Занимающиеся должны принять участие в товарищеских и календарных соревнованиях на первенство среди занимающихся, школьных и товарищеских встречах с другими школами во время каникул.

Результаты изучения предмета (баскетбола)

Внеклассные занятие по баскетболу способствуют развитию личностных качеств учащихся и являются средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенции), которые выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры).

Предметные результаты:

  • Выполнение технических действий из баскетбола, применение их в игровой и соревновательной деятельности;

  • Нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательными действиями разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.

  • Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.


Волейбол

Программа раздела внеурочной деятельности по «Волейболу» предназначена для физкультурно – спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5 классах.

Волейбол — один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).

Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.

В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.

Теоретические знания. Основные правила игры. Перед началом игры судья проводит между капитанами команд жеребьёвку по определению первой подачи и сторон площадки в первой партии. С этой целью он предлагает им угадать, например, в какой руке находится маленький предмет или на какую сторону упадёт монета (орёл или решка). Команде капитана, ответившего правильно, предоставляется право выбрать сторону площадки или первыми подавать мяч. Проигравший принимает оставшуюся альтернативу.

Начальная расстановка игроков на площадке. В игре участвует шесть игроков от каждой команды. Игроки на площадке располагаются следующим образом (рис. 2): три игрока передней линии занимают позиции 4 (передний
левый игрок), 3 (передний центральный игрок), 2 (передний правый игрок), другие три игрока (игроки задней линии) занимают позиции 5 (задний левый игрок), 6 (задний центральный игрок), 1 (задний правый игрок). В момент подачи каждый игрок задней линии должен быть расположен дальше от сетки, чем соответствующий игрок передней линии.

рис. 2

C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg


Начало игры. Игра начинается по свистку судьи с подачи, которую выполняет задний правый волейболист, находящийся в зоне подачи. Игрок подаёт мяч, ударяя кистью, чтобы он перелетел через сетку на сторону соперника. Подача может производиться снизу или сверху открытой ладонью. На подачу мяча отводится 8 с после сигнала судьи. Подача может быть сделана из любой точки за задней (лицевой) линией поля. Розыгрыш мяча продолжается до тех пор, пока он не коснётся площадки, не уйдёт за пределы площадки или пока команда не совершит ошибки. Команда, выигравшая розыгрыш, получает очко.

При получении права на подачу игроки перемещаются из зоны в зону (на одну позицию) по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image5.jpeg


Продолжительность игры. Игра может состоять из 3 или 5 партий, каждая из которых продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберёт 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. При равном счёте 24:24 игра продолжается, пока одна из команд не получит преимущество в 2 очка (26:24, 27:25, ...). Время партий не ограничено. За каждый выигранный мяч команда получает 1 очко.

По окончании каждой партии команды меняются сторонами площадки и правом первой подачи. Перерывы между партиями продолжаются 3 мин.

При ничейном счёте в партиях (1:1 для игры, состоящей из 3 партий, или 2:2 для игры, состоящей из 5 партий) играется решающая третья (пятая) партия до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка. После набора одной из команд 8 очков команды меняются сторонами площадки, сохраняя прежнюю расстановку игроков.

Если играется решающая партия, то должна быть проведена новая жеребьёвка.

Либеро. Это игрок оборонительного плана, который может находиться в любой точке задней зоны. Это очень ловкий игрок с хорошей реакцией. Он имеет форму, по цвету отличающуюся от формы других игроков команды. Основная его функция в игре — защитные действия: приём подачи, приём мяча от нападающего удара, на страховке. Ему не разрешается выполнять атакующий из любой точки площадки, если на момент удара мяч полностью находится выше верхнего края сетки.

Либеро не имеет права на подачу, блокирование и осуществление попытки блокирования.

Ошибки, влекущие проигрыш очка:

  • мяч переправляется на сторону соперника более чем тремя касаниями;

  • волейболист дважды подряд касается мяча (двойное касание);

  • игрок касается сетки при игровом действии с мячом;

  • волейболист проникает на площадку соперника;

  • игрок задней линии выполняет атакующий удар (т. е. удар, в результате которого мяч переправляется на сторону соперника) из передней линии, если при этом мяч находится выше уровня сетки;

  • производится касание мяча, приводящее к его «задержке» (т. е. бросок мяча);

  • игрок блокирует подачу мяча соперника, касается мяча в пространстве соперника, касается мяча до или во время атакующего удара соперника;

  • мяч уходит «за»;

  • мяч касается площадки команды.


Занятие по волейболу состоит из трёх взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей: а) подготовительной (разминка); б) основной; в) заключительной.

Стойки и перемещения

Стойка волейболиста — поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приёма (рис. 10).

Техника выполнения. Ноги расставлены на ширине плеч и согнуты в коленных суставах. Одна нога впереди другой или ступни расположены параллельно. Туловище наклонено вперёд. Чем ниже стойка, тем больше наклон туловища вперёд. Руки согнуты в локтевых суставах, кисти на уровне пояса.

Применение: при подготовке к приёму подачи, при приёме и передачах мяча, перед блокированием, при приёме нападающих ударов и страховке.

Перемещения — это действие игрока при выборе места на площадке.

В зависимости от характера технического приёма и игровой ситуации в волейболе используются различные способы перемещения: приставной шаг, двойной шаг, бег (рывок к мячу), прыжки. Обучение

В стойке волейболиста:

  • выпад вправо, влево, шаг вперёд, назад;

  • приставные шаги вправо, влево от одной боковой линии площадки до другой;

  • двойной шаг вперёд, назад.

Практические занятия

Передача мяча сверху двумя руками вверх- вперед
(в опорном положении)
Техника выполнения. В исходном положении туловище вертикально, ноги согнуты в коленях (степень сгибания ног зависит от высоты траектории полёта мяча), стопы параллельны или одна (разноимённая сильнейшей руке) несколько впереди. Руки согнуты в локтях, локти слегка разведены. Кисти вынесены

перед лицом так, чтобы большие пальцы находились на уровне бровей и были отведены в сторону. Указательные и большие пальцы обеих рук образуют треугольник (рис. 11, 13). Пальцы напряжены и слегка согнуты. Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. При передаче руки и ноги выпрямляются, и мячу (мягким ударом кистями) придаётся нужное направление. Руки сопровождают полёт мяча и после передачи почти полностью выпрямляются (рис.



ВЕРХНЯЯ ПРЯМАЯ ПОДАЧА МЯЧА

Техника выполнения. Стоя лицом к сетке (за лицевой линией площадки), левая (правая) рука поддерживает мяч на уровне чуть выше пояса. Взгляд направлен на площадку соперника. Движением левой руки вверх подбросить мяч на высоту чуть выше вытянутой руки, над головой и несколько вперёд с одновременным замахом согнутой в локтевом суставе бьющей руки вверх- назад за голову. Туловище незначительно отклонить назад и слегка повернуть в сторону ударяющей руки (замах). При выполнении удара по мячу бьющая рука движется с нарастающей скоростью, выпрямляясь в локтевом суставе Ударное движение выполняется ладонной поверхностью напряжённой кисти (пальцы соединены).

Применение: при введении мяча в игру. Позволяет послать мяч в определённую зону площадки с большой скоростью.

Передача мяча через сетку в прыжке

Техника выполнения. Прыжок выполняется с места и с укороченного разбега (1—2 шага) толчком двух ног. Передача мяча осуществляется в высшей точке прыжка за счёт активного разгибания рук (Применение: когда мяч направлен по высокой траектории близко к сетке и передать его из опорного положения невозможно.



Прямой нападающий удар.

Техника выполнения. Из высокой стойки, определив характер траектории полёта мяча, выполнить разбег в направлении предполагаемого места выполнения атакующего удара. В последнем шаге разбега нога (чаще правая) ставится вперёд на пятку, к ней приставляется другая нога (стопорящий шаг), руки отводятся назад, ноги сгибаются в коленных суставах. Быстро разгибая ноги с активным взмахом руками вперёд-вверх, выполнить прыжок вверх. В прыжке плечи и бьющая рука отводятся назад, туловище прогибается (замах). Удар производится в высшей точке прыжка. Ударное движение начинается с выведения вперёд локтя бьющей руки. Рука, разгибаясь в локтевом суставе, хлёстким движением кисти ударяет по мячу вниз-вперёд. После удара игрок приземляется на согнутые ноги, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям

Примечание: при завершении тактической комбинации для выйгрыша очка или подачи.

Одиночное блокирование.

Техника выполнения. Стоя лицом к сетке, ноги согнуты, стопы параллельны и

на ширине плеч, руки на уровне груди или лица, кисти расположены параллельно сетке. Определив предполагаемое место нападающего удара, быстро переместиться к месту встречи с мячом приставными шагами, скрестным шагом, бегом или скачком (в зависимости от расстояния до места постановки блока). Из приседа активно разгибая ноги и выпрямляя туловище прыжок вверх с выносом рук над сеткой (пальцы разведены и оптимально напряжены). Расстояние между кистями рук чуть меньше диаметра мяча. По достижении верхнего края сетки руки начинают движение вверх-вперёд через

сетку (на сторону соперника). В момент удара по мячу кисти максимально приближаются к нему и активно сгибаются в лучезапястных суставах для того, чтобы противодействовать удару и направить мяч вперёд- вниз на площадку соперника. После постановки блока приземление на полусогнутые ноги.



  1. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.


    1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрестиобучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности


В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» обучающиеся
должны знать:

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

  • основы рационального питания;

  • правила оказания первой помощи;

  • способы сохранения и укрепление здоровья;

  • основы развития познавательной сферы;

  • свои права и права других людей;

  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

должны уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  • заботиться о своем здоровье;

  • применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

  • находить выход из стрессовых ситуаций;

  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;

  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

    1. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» обучающиеся
      смогут получить знания:

  • значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

  • правила безопасного поведения во время занятий волейболом;

  • названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;

  • наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;

  • упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

  • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

  • основное содержание правил соревнований по волейболу;

  • жесты волейбольного судьи;

  • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;

могут научиться:

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;

  • выполнять технические приёмы и тактические действия;

  • контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;

  • играть в волейбол с соблюдением основных правил;

  • демонстрировать жесты волейбольного судьи;

  • проводить судейство по волейболу.






















Тематическое планирование 5 класс


п\п

Раздел

количество часов

Тема

Виды деятельности обучающихся

I

Баскетбол. Основы знаний. ( в процессе обучения)

Баскетбол 17 ч .

Краткая характеристика вида спорта

Требования к технике безопасности


История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приемы игры.

Правила техники безопасности.


Изучают правила баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов – олимпийских чемпионов.

Овладевают основными приемами игры в баскетбол.


Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов, стоек.

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком.

Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности.


Освоение ловли и передач мяча

Ловля и передача двумя руками от груди, одной рукой от плеча на месте, в движении без сопротивления противника.

Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности.


Освоение техники ведения мяча

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления и скорости, ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой.

Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности.


Овладение техникой бросков мяча

Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника.

Максимальное расстояние до корзины – 3,60 м

Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности.


Освоение индивидуальной техники защиты

Вырывание и выбивание мяча


Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности.


Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинация освоенных элементов техники: ловля, передача, ведение, бросок

Моделируют технику освоенных игровых действий и приемов, варьируют ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.


Закрепление техники перемещений, владение мячом и развитие координационных способностей.

Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

Моделируют технику освоенных игровых действий и приемов, варьируют ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.


Освоение тактики игры

Тактика свободного нападенияПозиционное нападение (5:О) без изменения позиций игроков.Нападение быстрым прорывом.Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности.

Моделируют технику освоенных игровых действий и приемов, варьируют ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.


Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.

Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола. Игры и игровые зада


Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществляют судейство игры.

Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют игру в баскетбол как средство активного отдыха.


Волейбол Основы знаний. ( в процессе обучения)


Волейбол 17 ч .

Краткая характеристика вида спорта.


Требования к технике безопасности.


История волейбола. Основные правила игры в волейбол.

Правила техники безопасности.

Изучают историю волейбола, запоминают имена выдающихся отечественных волейболистов – олимпийских чемпионов.

Овладевают основными приемами игры в волейбол.


Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов, стоек.

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, спиной и лицом вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)

Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения)

Описывают технику изучаемых игровых приемов иные действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности.


Освоение техники приема и передач мяча.

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. То же через сетку.

Описывают технику изучаемых игровых приемов иные действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности.


Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.

Игра по упрощенным правилам мини-волейбола.

Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков и на укороченных площадках.


Организуют совместные занятия волейболом со сверстниками, осуществляют судейство игры.

Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют игру в волейбол как средство активного отдыха.


Освоение техники нижней прямой подачи


Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 метров от сетки

Описывают технику изучаемых игровых приемов иные действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности.


Освоение техники прямого нападающего удара

Прямой нападающий удар после подбрасывания партнера.

Описывают технику изучаемых игровых приемов иные действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности.


Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.


Моделируют технику освоенных игровых действий и приемов, варьируют ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности


Освоение тактики игры

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности.

Моделируют технику освоенных игровых действий и приемов, варьируют ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.


Знания о спортивной игре

Терминология избранной спортивной игры: техника передач, приемов и подач, тактика нападения и защиты. Правила и организация соревнований по волейболу. Правила техники безопасности.

Овладевают терминологией волейбола, характеризуют технику и тактику выполнения соответствующих игровых двигательных действий. Руководствуются правилами техники безопасности. Объясняют правила и основы организации игры.

















I-полугодие Баскетбол 17 час

Календарно Тематическое планирование 5 класс.


урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности обучающихся

Формируемые УУД у обучающихся



1


История развития видов спорта

Правила техники безопасности.

Упражнения с мячом Здоровый образ жизни.





1

Баскетбол . История развития баскетбола. Коротко об игроках и командах, вошедших в историю олимпийского баскетбола. Техника безопасности на занятиях по баскетболу.

Упражнения «жонглирования» мячом

СМГ- то же(учитывая рекомендации врача

Знать историю развития игры баскетбол

Знать технику безопасности на занятиях по баскетболу..

Уметь выполнить упражнения с мячами

Личностные- самоопределение

Регулятивные- волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Познавательные-использование знаково-символических средств

Коммуникативные-

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

2,



Техника передвижений

стойки ,повороты, остановки.

Формирование правильной осанки.





1

Передвижение приставными шагами ,правым, левым боком с ведением мяча.

«Бросок в колонне.

Стойка игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком и прыжком. Эстафеты с мячом.

Подвижные игры для развития координационных способностей.


Передвижение приставными шагами бегом ,спиной вперед.


Остановка в шаге и прыжком.


Уметь выполнять технику передвижений Уметь выполнять технику остановки в условиях учебной и игровой деятельности . Уметь выполнять комбинации из освоенных элементов техники передвижений.Участвовать в эстафетах перемещения в стойке, остановка, повороты) Овладеть стойкой баскетболиста

Уметь играть в подвижные игры

Личностные-смыслообразование

Регулятивные- волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Познавательные- использование знаково-символических средств

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками





3

Техника ловли и передачи мяча на месте и в движении

Основы самоконтроля занимающихся.



1


Комплекс упражнений в движении. . Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивления защитника в парах, тро йках, квадрате, круге .Подвижная игра

СМГ- то же(учитывая рекомендации врача)

Демонстрировать технику передач двумя руками от груди, одной рукой от плеча Уметь выполнять различные варианты передачи мяча

Уметь играть в подвижные игры.

Личностные- смыслообразование Регулятивные-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, оценка ,коррекция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4


Техники ведение мяча «змейкой.

Профилактика простудных заболеваний.




1









Упражнения для рук и плечевого пояса. Комплекс ОРУ. Ловли и передачи мяча. Ведение мяча в низкой, средней и высокой изменением направления движении «змейкой» скорости; ведение с пассивным сопротивлением защитника ведущей и неведущей рукой. Игра в мини- баскетбол

стойке; а) на месте; б) шагом и бегом по прямой;

Уметь выполнять ведение мяча «змейкой


Уметь играть в мини-баскетбол».



Личностные- смыслообразование Регулятивные-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии оценка Познавательные-целеполагание Коммуникативные-

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации


5

Техника бросков мяча.

Самомассаж. Массаж.


1


ОРУ с мячом. Ловли и передачи мя, ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника, то же с пассивным противодействием. Игра в мини- баскетбол.

СМГ- то же(учитывая рекомендации врача)


Уметь выполнять броски одной рукой и двумя руками от груди на месте и в движении Уметь играть в мини-баскетбол

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии оценка Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



6


Тактика свободного нападения.

Воспитание двигательных способностей.


.

1


ОРУ с мячом. Ведения мяча. Ловля и передача мяча. Сочетание приемов: ловля мяча двумя руками на месте – ведение с переводом мяча за спиной на месте – передача; Ловля мяча двумя руками на месте – бросок одной или двумя руками с места; Ловля мяча – ведение – бросок в два шага в корзину с расстояния.

Уметь выполнять ведение мяча.

Уметь выполнять ловлю и передачи мяча

Уметь играть в мини-баскетбол

Регулятивные::. фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии оценка Познавательные- выбор наиболее эффективных способов решения задач Коммуникативные- планирование учебного сотрудничествакоммуникацией

7


Вырывание и выбивание мяча.

Воспитание навыков самостоятельных занятий.


1


ОР У . Ведения мяча. Сочетание приемов: ловля мяча двумя руками на месте – ведение с переводом мяча за спиной на месте. Вырывание мяча и выбивание мяча и перехват Учебная игра

СМГ- то же(учитывая рекомендации врача)

Уметь выполнять ведение мяча в движении. Уметь выбивать и вырывать мяч


Личностные- смыслообразование Регулятивные-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, оценка ,коррекция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

8


Тактические действия индивидуальные, групповые ,командные. Взаимодействие двух игроков

.


1

ОРУ с мячом. Ведения мяча. Сочетание приемов: ловля мяча на месте – передача – ловля в движении – бросок одной рукой от головы после двух шагов. Нападение быстрым прорывом (2:1). Позиционное нападение (5:0) с изменением позиций Учебная игра.

. СМГ- то же(учитывая рекомендации врача)



Уметь применять в игре защитные действия

Освоить технические действия в нападении и защите

Уметь играть в баскетбол


Регулятивные::. фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, оценка Познавательные- выбор наиболее эффективных способов решения задач Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы; управление коммуникацией

9


  1. Тактика нападения быстрым прорывом. Профилактика утомления. Средства восстановления.



1

Челночный бег с ведением и без ведения мяча. В парах передача набивного мяча. Игровые задания Учебная игра по правилам мини-баскетбола.



Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия. Освоить технические действия игрока на площадке

Уметь применять в игре защитные действия

Регулятивные::. фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии оценка Познавательные- выбор наиболее эффективных способов решения задач Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы; управление коммуникацией

10


  1. Техника защиты и выбивание мяча. Воспитание навыков самостоятельных занятий.


1

Позиционное нападение с изменением позиций. Игра в мини- баскетбол.

Уметь применять в игре защитные действия.

Освоить технические действия в защите.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


11


Учебная игра

1

Игра по упрощенным правилам.

Освоить технические действия

Познавательные- выбор наиболее эффективных способов решения задач

12


Ведение с изменением направления.

1

Передвижение лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом. «Передал мяч - садись». Остановка в шаге.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


13


Броски от груди с места под углом к корзине, с отражением от щита

1

Броски мяча двумя руками, от груди с близкого, с места под углом к корзине.

Уметь выполнять броски одной рукой и двумя руками

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


14


Тактические действия групповые ,командные . Техника нападения.2Х2 Техника нападения.3Х3

1

Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игры и игровые задания . Комплексное развитие психомоторных способностей.


Научиться развивать координационные способности по средствам ОРУ. Уметь играть в баскетбол

Регулятивные::. фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии оценка Познавательные- выбор наиболее эффективных способов решения задач Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества

15-16


Учебная игра

2

Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игры и игровые задания.


Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия

Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы; управление коммуникацией

17


Соревнования

1

ОРУ . Специальные беговые упражнения.

Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия

Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы; управление коммуникацией



итого

17



























II – полугодие. Волейбол 17 часов . Календарно-Тематическое планирование.

урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности обучающихся

Формируемые УУД у обучающихся



1


История развития видов спорта

Правила техники безопасности.

Пионербол с элементами волейбола




1

Волейбол . История развития волейбола. Коротко об игроках и командах, вошедших в историю олимпийского Волейбола. Техника безопасности на занятиях по волейболу.

СМГ- то же(учитывая рекомендации врача

Знать историю развития игры волейбола

Знать технику безопасности на занятиях по волейболу..

Уметь выполнить упражнения с мячами

Личностные- самоопределение

Регулятивные- волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Познавательные-использование знаково-символических средств

Коммуникативные-

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.


2-3-4


Совершенствование стойки волейболиста. Техника набрасывание мяча над собой. Техника приема и передачи мяча сверху. Учебная игра по упрощенным правилам.

3

Стойка волейболиста. Прием. Передача

Научится правильно выполнять стойку волейболиста.  Научиться технике набрасывание мяча над собой и  технике приема и передачи мяча сверху.

Р.: уважительно относиться к партнеру.

П.: моделировать технику игровых действий и приемов.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий волейбола.


5-6


Совершенствование техники набрасывание мяча над собой, техника приема и передачи мяча сверху. Учебная игра по упрощенным правилам.

2

Прием. Передача.

Набрасывание мяча.

Научиться технике набрасывание мяча над собой и технике приема и передачи мяча сверху.

Р.: выполнять правила игры.

П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий.

К.: соблюдать правила безопасности.

7-8


Совершенствование техники набрасывание мяча над собой, техника приема и передачи мяча сверху. Учебная игра.

2

Прием. Передача мяча сверху.

Набрасывание мяча.

Научиться технике набрасывание мяча над собой и технике приема и передачи мяча сверху.

Р.: уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.

П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игрой деятельности.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий волейбола.

9-10


КУ – техники набрасывания мяча над собой. Совершенствование техники приема и передачи мяча сверху. Техника приема и передачи мяча снизу. Учебная игра.

2

Набрасывание мяча. Прием и передача мяча снизу.

Научиться качественно, выполнять технику набрасывания мяча над собой. Научиться правильно, выполнять технические действия волейбола.

Р.: уважительно относиться к партнеру.

П.: моделировать технику игровых действий и приемов.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий волейбола.

11-12


Совершенствование техники приема и передачи мяча. Техника прямой нижней подачи.  

2

Прием и передача мяча. Прямая нижняя подача.

Научится технике приема и передачи мяча, и  технике прямой нижней подачи.  

Р.: использовать игру волейбол  в организации активного отдыха.

П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий.

К.: соблюдать правила безопасности

13


КУ – техника приема и передачи мяча в парах. Совершенствование нижней прямой подачи. Учебная игра.

1

Прием и передача мяча. Прямая нижняя подача.

Научиться качественно выполнять – техника приема и передачи мяча в парах. Научиться нижней прямой подаче.

Р.: выполнять правила игры.

П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий.

К.: соблюдать правила безопасности.

14


Совершенствование  приема и передачи мяча в парах. Совершенствование нижней прямой подачи. Подъем корпуса из положения лежа. Учебная игра.

1

Прием и передача мяча. Прямая нижняя подача. Подъем корпуса из положения лежа.

Научиться приему и передачи мяча в парах с нижней прямой подачи.  Научиться  качественному  выполнению подъема корпуса из положения лежа.

Р.: уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.

П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игрой деятельности.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий волейбола.

15-16


Совершенствование технических действий волейбола. Учебная игра.

2

Технические действия волейбола.

Научиться техническим действиям волейбола и игре в волейбол.

Р.: использовать игру волейбол  в организации активного отдыха.

П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий.

К.: соблюдать правила безопасности.

17


Развитие двигательных качеств по средствам СПУ волейбола. Подведение итогов по разделу. Учебная игра.

1

СПУ волейболиста. Двигательные качества.

Научиться развить  двигательные качества по средствам СПУ волейбола и  самой игре.

Р.: применять правила подбора одежды для занятий волейболом.

П.: моделировать технику действий  и приемов волейболиста.

К.: соблюдать правила безопасности.



итого

17
























Материально-техническое оснащение учебного процесса


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Необходимое количество

Примечание

Основная школа

1

Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция)

1

2

3

4

1.1

ФГОС МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2013

Д

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре ( спортивного зала)

1.2

«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2010г.

Д

1.3

Физическая культура «Рабочие программы, предметная линия учебников Виленского М.Я 5-7, Лях В. И 5-9» 2013

Д

1.4

учебники Виленского М.Я 5-7, Лях В. И 5-9» 2013

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации

1.5

Методические издания по физической культуре для учителей

Д

Методические пособия и рекомендации, журнал « Физическая культура в школе»

2

Демонстрационные печатные пособия

2.1

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

Д


3

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Гимнастика

3.1

Стенка гимнастическая

Г


3.2

Бревно гимнастическое напольное

Г


3.3

Козёл гимнастический

Г


3.4

Конь гимнастический

К


3.5

Мост гимнастический подкидной

Г


3.6

Скамейка гимнастическая жесткая

Г


3.7

Комплект навесного оборудования

Г

Мишени для метания

3.8

Контейнер с набором тяжелоатлетических гантелей

Г


3.9

Коврик гимнастический

К


3.10

Маты гимнастические

Г


3.11

Мяч набивной (1кг, 2 кг, 3 кг)

Г


3.12

Мяч малый ( теннисный)

К


3.13

Скакалка гимнастическая

К


3.14

Мяч малый ( мягкий)

К


3.15

Палка гимнастическая

К


3.16

Обруч гимнастический

К


3.17

Сетка для переноса малых мячей

Д


Легкая атлетика

3.18

Планка для прыжков в высоту

Д


3.19

Стойки для прыжков в высоту

Д


3.20

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

Г


3.21

Номера нагрудные

Г


Спортивные игры

3.22

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

Д


3.23

Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой



3.24

Мячи баскетбольные

Г


3.25

Сетка для переноса и хранения мячей

Д


3.26

Жилетки игровые с номерами

Г


3.27

Стойки волейбольные универсальные

Д


3.28

Сетка волейбольная

Д


3.29

Мячи волейбольные

Г


3.30

Сетка для ворот мини-футбола

Д


3.31

Мячи футбольные

Г


3.32

Номера нагрудные

Г


Средства доврачебной помощи

3.33

Аптечка медицинская

Д


4

Спортивные залы ( кабинеты)

5.1

Спортивный зал игровой


С раздевалками для мальчиков и девочек ( шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики) , душевые для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек

4.2

Зоны рекреации


Для проведения динамических пауз ( перемен)

4.3

Кабинет учителя


Включает в себя рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные ( полки), шкаф для одежды

4.4

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования


Включает в себя стеллажи, контейнеры

5

Пришкольный стадион ( площадка)

5.1

Игровое поле для футбола ( мини-футбола)

Д


5.2

Площадка игровая баскетбольная

Д














Согласовано Рассмотрено

Зам. Директора УВР на заседании МО

_______________________ Протокол №_____ от

"______" ______________20 г. "______" ______________20 г


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учителя Чинабекова Владимира Валерьевича

Предмет

Спортивно-оздоровительный кружок «Золотой мяч»

Класс

5

Количество часов в неделю

1

Планирование составлено на основе (указать документ)

Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я Виленского, В.И Ляха 5-9 классы. «Просвещение» 2013.

Комплексная программа физического воспитания. Программы образовательных учреждений 1-11 классы. Авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, Кандидат педагогических наук А.А. Зданевич. Москва «Просвещение» 2010.

Учебники (название, автор, издательство, год издания)

Физическая культура. 5–7 классы / под ред. Виленский М.Я,Туревский И.М – М.: Просвещение, 2012.



Дополнительная литература (название, автор, издательство, год издания)

Твои олимпийский учебник издательство «Советский спорт» Москва 2014. Баскетбол.

Башкин С. Г. «Уроки по баскетболу», ФиС, М, 2009

Буймен Ю. Ф., Портных Ю.И. «Мини- баскетбол в школе», М, 2008

Грасис А.Н. «Специальные упражнения баскетболиста», М, 2010

Ю.М Портнов, В.Г. Башкирова, В.Г. Луничкин – «Баскетбол» программа.

А.П. Матвеев – «Физическая культура» Рабочие программыМ2013

В.И. Лях – «Физическая культура» Рабочие программы.М2013

«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2010г.

Физическая культура «Рабочие программы, предметная линия учебников Виленского М.Я 5-7, Лях В. И 5-9» 2013

ФГОС МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2013

Волейбол

Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.-77с.: ил.-(Работаем по новым стандартам).

Волейбол в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1976. 111с. авт.:В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников.

Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В67 детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст].- М.: Советский спорт. 2005.-112с.

Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт, 2005. - 112 с.

Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения).

Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: : Учитель, 2011.- 251с.

Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол.- М.: Физическая культура и спорт, 1983.-144с.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-480 с.

«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2010г.

Физическая культура «Рабочие программы, предметная линия учебников Виленского М.Я 5-7, Лях В. И 5-9» 2013

ФГОС МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 201




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос