В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Русский танец: от традиции до современности (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21» Нижегородская обл. г. Дзержинск.

Адрес: улица Рудольфа Удриса, 3-А; тел: 32 43 61

http://21dzn.dounn.ru; e-mail: ds21@uddudzr.ru











Русский танец -


от традиции до современности.

/ Из опыта работы /








музыкальный руководитель

Бахарева О.Н.

высшая кв. категория














Нет явлений в этом мире, так или иначе не связанных с традициями народа.

Ничто не рождается на пустом месте, без освоения опыта прошлого. Традиции –

своего рода двигатель прогресса культуры, те органические черты разных сторон

жизнедеятельности, которые отбираются, сохраняются и развиваются поколениями

как лучшие, типичные, привычные. Основа традиции – правильное отношение к

национальному наследию. Но если наследие - все искусство прошлого, то в

традицию переходит все то, что имеет непреходящую ценность. Это опыт народа,

то, что способно по-новому жить в современности. Традиционная культура

представляет собой сферу концентрации определенного коллективного опыта

прошлого и рождения инноваций, обеспечивающих адаптацию традиционных

культурных норм к изменяющимся условиям существования этноса. Традиционный

опыт поколений, понимание сущности традиций, а значит, культурных норм,

поведенческих стереотипов, знаний и опыта, обычаев и привычек, воспитания

сегодня нужны для преобразований как в общественной, так и в частной жизни. И

верное их толкование, правильное понимание дает нам путь и надежду в

обустройстве современного общества.

Учитывая это, ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного

образования заявляет «…приобщение детей к социокультурным нормам,

традициям семьи, общества и государства» для решения задачи «объединения

обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-

нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм

поведения в интересах человека, семьи, общества». Другими словами ФГОС ДО

отмечает необходимость активизации процесса воспитания патриотизма

дошкольника.

Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы.

Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и

сопереживать. Это время благодатной почвы, ведь в этом возрасте возникают

большие возможности для систематического и последовательного нравственного

воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций,

чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс

осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека

является наиболее благоприятным для эмоционально- психологического

воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны и поэтому они

остаются в памяти надолго, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего

гражданина. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,

стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к

его защите.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача,

особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого

познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Значительную роль в этом играет приобщение к народному музыкальному

творчеству. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл и

«звучащей историей» и «звонкими живыми летописями». Оно помогает возродить

преемственность поколений, дает детям нравственные устои, патриотические

настроения. Ведь отрубание от своих корней ведет к бездуховности нации.

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних

видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека.

На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец

всегда был тесно связан с трудовым календарным сельскохозяйственным годом

(посев, сбор урожая и т.п.) Он тесно связан и с различными сторонами народного

быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождение, свадьба, игры и т.п.) В танце

народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа.

Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и

религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в

народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского

народа, что в свою очередь, накладывало опечаток и на танец, который на

многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Поэтому знакомство, исполнение русских танцев так важно для детей

дошкольного возраста. При этом главная цель – воспитать у детей любовь к

русским народным танцам, народной музыке. Она решается при помощи решения

следующих задач:

- Воспитывать интерес и любовь к народному танцу;

- Знакомство с многообразием русского народного танца;

- Обучить детей элементам русских народных танцев;

- Развивать эмоциональную сферу детей, как важнейшую основу их внутреннего

мира, и способность воспринимать и понимать народный танец;

- Развитие творческих способностей детей;

- Воспитание доброжелательное и внимательное отношение друг к другу.

Чтобы успешно претворить в жизнь поставленные задачи, я руководствуюсь

следующими принципами: Первый:

- Высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и

высокое качество исполнения его. То есть детям предлагаются яркие и известные

образцы русских танцев, в хорошем исполнении солиста или, чаще, оркестра

народных инструментов.

- Учет возраста и особенностей детей, в том числе, их общего музыкального развития.

То есть, подбирая музыку танца, учитывается его доступность для детей.

- Учитывать специфику восприятия музыки детьми. Другими словами, музыка

должна быть понятна детям, а для этого должна проводиться систематическая

работа по восприятию и пониманию детьми музыки.

- И еще один обязательный принцип: знакомство и освоение движений русских

танцев и самих танцев от простого к сложному. То есть все движения,

перестроения служат основой для освоения более сложных.

В своей работе я использую три формы русского танца: хоровод, парная пляска,

пляска-импровизация (перепляс)

Самым древним и распространенным русским народным танцем является

хоровод. Хоровод – массовый танец, основное его построение - круг. Его круговая

композиция – подобие солнца. А движение по ходу солнца – хождение за

солнцем – «посолонь» - берет свое начало из старинных языческих обрядов.

Хоровод неотделим от русской песни. Песня наложила отпечаток на характер и

стиль танца, определив особенности его исполнения. Существует несколько видов

хороводов.

В орнаментальном хороводе участники ходят кругами, рядами, заплетают из

хороводной цепочки различные фигуры, согласуя свой шаг с ритмом песни,

являющейся лишь музыкальным сопровождением.

В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных.

Композиционно эти хороводы строятся по кругу, по линиям или по парам. В центре

круга происходит действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов

участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог.

Парный танец – один из любимых видов русского народного танца. Он состоит из

перестроений, отдельных движений, выполняемых парой. Каждое движение имеет

свой смысл: лирическое отношение к партнеру или задор, живость исполнения.

Пляска-импровизация – её еще называют перепляс – это соревнование в

виртуозности движений в силе, ловкости, выносливости, изобретательности. Это

показ характера исполнителя, демонстрация виртуозности исполнения движений.

Исполнение это, обычно, носит импровизационный характер.

Многолетний опыт работы с детьми позволяет достаточно определенно

утверждать, что знакомство с русской народной танцевальной музыкой нужно

начинать с раннего дошкольного возраста. И не только с русскими танцевальными

мелодиями, но и с элементами русских танцев. В группе раннего дошкольного

возраста - это полуприседания, кружение, притопы одной ногой, притопы двумя

ногами, выставление ноги на пятку. Это первые движения руками – «фонарики»,

качание руками перед собой.

В младшей группе дошкольного возраста эти движения повторяются, но дети

выполняют их более уверенно и правильно. В младшей группе эти движения

выполняются, стоя в кругу, а это уже прообраз хоровода. Кроме этого, по кругу дети

учатся ходить спокойным шагом, притопами. Но понятие «хоровод» в

младшей группе еще не дается.

Впервые понятие «хоровод» появляется в средней группе. Чтобы детям было

понятно, что обозначает это слово, использую схему. В хороводе дети двигаются

различными видами шагов: шаг с высоким подниманием колен, притопы. В

средней группе впервые появляется понятие «хороводный шаг» - это спокойный

шаг, выполняемый прямыми ногами с вытянутым носком. Хороводы я использую

на праздниках и развлечениях: осенних, новогодних, весенних.

Стоя в хороводе, дети, по показу музыкального руководителя или воспитателя

осваивают новые движении русских танцев: выставление ноги на пятку с

разведением рук, притопы с положением рук «полочкой» перед собой ( это новое

положение рук для детей). В средней группе появляются первые различия в

движениях мальчиков и девочек: у мальчиков это приседание, у девочек

кружение с откидыванием ног назад.

Таким образом, у детей появляется некоторый запас движений русских танцев

и появляется возможность к импровизации, или, как я её называю, «сочинение

своего танца». Конечно, в этом возрасте пока все происходит по показу и под

руководством воспитателя. Но отдельные дети уже пытаются «сочинить танец»

самостоятельно.

В средней группе я использую и другие схемы, помогающие детям лучше

понять перестроение в хороводе - это «змейка». Конечно, в этом возрасте это

перестроение выполняется под руководством воспитателя. Но выполняется с

интересом и с удовольствием, так как разнообразит движение в хороводе.

В средней группе я беру первый для этого возраста русский парный танец –

«Выбирай». Он неторопливый, требует внимательного отношения к партнеру, но в

то же время четкого выполнения движений. Этому помогают взмахи платочка у

девочки. В этом танце дети знакомятся с двумя видами кружений: держа руки

«лодочкой» и «под кренделек». Это новый, достаточно сложный для них танец,

танцевать который им нравится.

В старшем дошкольном возрасте исполняются танцы, в которых дети

выполняют более разнообразные и сложные движения русских танцев:

например, «ковырялочка», «ножницы», «веревочка», «гармошка» и др.

Более разнообразны положения рук при движении парами по кругу: мальчик,

находясь чуть сзади, держит девочку правой рукой за пояс, а левой – за левую

руку. Или мальчик ведет девочку спиной по кругу за правую руку.

Появляются новые виды кружений: «свечкой» - кружение вокруг соединенных по

локоть правых рук, «крендельком» на легком беге с откидыванием колен назад.

Все эти движения использую и в индивидуальных танцах (например «Танец с

балалайками»), где часто есть какой-то сюжет, и дети, кроме выполнения

характерных русских шагов, движений, выполняют какие-то действия.

В парных танцах в старшем дошкольном возрасте большое внимание

уделяется правильности, красоте выполнения движений. Кроме этого в танцах

появляются разнообразные построения: врассыпную парами, движения

«корзиночка», то есть противоходом по двум кругам (мальчики – влево, девочки –

вправо). Объяснить и понять эти построения помогают схематичные их

изображения.

Схематичные изображения помогают и при других перестроениях: при

движении парами через центр зала и при расхождении из пары в две колонны.

Такая схема танца встречается в танце с ложками. Этот танец требует от детей

быть очень внимательными, так как в нем необходимо точно отстукивать ритм

ногами, потом ложками. То есть, этот танец помогает воспитывать в детях

внимание, чувство ритма и ориентацию в зале.

С детьми старшей группы мы продолжаем работу по «сочинению» своего

танца. Количество русских народных движений возросло, дети стали более

самостоятельными и их танцы становятся более интересными.

Для поддержания и углубления интереса детей к народной пляске использую

такие приемы, как показ всей группе удачное исполнение одним ребенком,

несколькими детьми, или соревнование двух групп в выразительном исполнении.

Таким образом, начиная с раннего возраста, во время всего пребывания

Детей в детском саду, на музыкальных занятиях происходит знакомство детей

с народными движениями, русскими народными танцами. Поэтому

- К концу пребывания детей в детском саду они осваивают определенное

количество русских движений.

- Импровизируя, используют эти движения, «сочиняя» свой танец.

- Дети узнают знакомые мелодии русских танцев.

- С удовольствием исполняют парные русские танцы.

- Исполняя танец, дети передают его характер: удалой, живой или лирический,

неторопливый.

- Танцуя, дети внимательны к своему партнеру, не мешают, но поддерживают

его.

То есть, народный танец способствует разностороннему развитию ребенка.

У детей развивается координация, пластичность, артистичность, музыкальность.

коммуникабельность. Они учатся не только общаться между собой, но и

воспитывают чувство ответственности друг за друга.

И, конечно, дети приобщаются к русской народной культуре.

Обучая воспитанников народным танцам, мы знакомим их с одной из

важнейших отраслей народного творчества. По своей содержательности, силе

и яркости, красоте формы, выразительности и эмоциональности русские

народные пляски представляют превосходный материал для развития

художественного вкуса детей, они помогают познакомить детей с обычаями

своего народа.

Народное творчество – это важнейший способ выражения сущности народной

культуры. Художественные произведения народной культуры представляют собой

тот источник мудрости и духа народа, который питает в наши дни самосознание

общества и его культурную идентичность.

М.П. Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих

художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому

существованию нации».

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается

навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Важно

напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими

ценностями, зародить интерес к истории России. Это основная задача,

в том числе и в работе музыкального руководителя.

Список использованной литературы.

  1. А.В. Кокуева «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на

культурных традициях своего народа».

  1. О.Л. Князева, М.Д. Маханеева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», - С_Пб.1997.

  2. Г.А. Остроух «Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных

Способностей детей». //Дошкольное воспитание – 1994-№9

  1. Г.Ф. Богданов Урок русского танца. – М.1995.

  2. А.А. Шмелькова Русский танцевальный фольклор. //Молодой ученый.2019-№51.

  3. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников» под ред.

Н.В. Микляевой.

7. Е. Соловьева, Л. Царенко «Наследие – и быль, и сказка», - «Обруч»,2011.



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос