В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса (по учебнику И.Н. Пономаревой)

Календарно-тематический план по биологии для 5 класса (по учебнику И.Н. Пономаревой)

урока в разделе

Дата

Корректировка

Основное содержание по теме

Домашнее задание




Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 ч)


Характеристика основных видов деятельности ученика (на уроке учебных действий), УУД, осваиваемых в рамках изучения темы.


Виды деятельности- Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение.
Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма. Получать навыки работы с лабораторным оборудованием
Составлять план параграфа. Характеризовать особенности и значение науки биологии. Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами.

УУД- Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формируется любовь и бережное отношение к родной природе; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, эстетического отношения к живым объектам; умение видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять понятия;

Регулятивные - постановка целей и задач обучения, контроль и оценка достижения результата деятельности.

Познавательные - поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, анализ методов и приемов с целью выделения главного.

Коммуникативные - умение выражать свою точку зрения по данной проблеме, умение выполнять письменные задания.

1



Наука о живой природе.

§ 1, стр. 4-7

2



Входной контроль. Свойства живого.

§ 2, стр. 8-11, вопр. 3 устно

3



Методы изучения природы

§ 3, стр. 12-15, вопр. 4 устно



Увеличительные приборы. Лаб.р. № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

§ 4, стр. 15-19



Строение клетки. Ткани. Лаб.р. № 2 «Знакомство с клетками растений»

§ 5, стр. 19-25, пересказ



Химический состав клетки

§ 6, стр. 25-27, вопр. 1-4 устно

7.



Процессы жизнедеятельности клетки. Великие естествоиспытатели

§ 7, стр. 26-32, пересказ

8.



Обобщение и систематизация знаний по теме 1. «Биология - наука о живом мире»

Стр. 33, работа с моделями- 1.


Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч)


Характеристика основных видов деятельности ученика (на уроке учебных действий), УУД, осваиваемых в рамках изучения темы.


Виды деятельности- Объяснять сущность термина «классификация».

Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид».

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации, особенности строения организма, описывать разнообразные формы. Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

Формулировать общий вывод о живых.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием

Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике.

Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Различать понятия «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Определять значение и роль в природе и жизни человека

УУД-Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

формирование ответственного отношения к учению; принятие ценности природного мира,

Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение организовывать учебное сотрудничество;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Регулятивные - определение последовательности действий для получения конечного результата; построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений.

Познавательные - моделирование с помощью систематических единиц; поиск и выделение информации.

Коммуникативные - постановка проблемных вопросов и их решение; умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

9.



Царства живой природы

§ 8, стр. 35-39, пересказ

10.



Бактерии: строение и жизнедеятельность

§ 9, стр. 39-42, пересказ, знать понятия

11.



Значение бактерий в природе и для человека

§ 10, стр. 42-45, вопр. 4 устно

12.



Растения

§ 11, стр. 45-52, изучить

13.



Растения. Лаб.р. № 3 «Знакомство с внешним строением растения»

§ 11, стр. 45-52, пересказ

14.



Животные Лаб.р. № 4 «Наблюдение за передвижением животных»

§ 12, стр. 52-56, пересказ

15.



Промежуточный контроль

§ 12, стр. 52-56, повторить

16.



Грибы. Многообразие и значение грибов


§ 13-14, стр. 57-66, пересказ, приготовить сообщение об одном виде грибов

17.



Работа над проектами по теме «Грибы»

§13-14, стр. 57-66, повторить, собрать необходимую информацию по проектной работе

18.



Лишайники. Значение живых организмов в природе и в жизни человека.


§ 15-16, стр. 66-72, пересказ. Подготовиться к защите проектов

19.



Защита проектов по теме «Грибы»

§ 15-16, стр. 66-72, повторить

20.



Обобщение и систематизация по теме 2 «Многообразие живых организмов»

Стр. 74, работа с моделями-3


Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)


Характеристика основных видов деятельности ученика (на уроке учебных действий), УУД, осваиваемых в рамках изучения темы.


Виды деятельности- Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника.

Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. Различать понятия «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор.

Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений.

Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника.

Различать понятия «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».

УУД- Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

Регулятивные - постановка целей и задач обучения.

Познавательные - поиск и выделение информации.

Коммуникативные - умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. Определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации

21.



Среды жизни планеты Земля

§ 17, стр. 75-78

22.



Экологические факторы среды

§ 18, стр. 78-81, вопр. 1-3 устно

23.



Приспособления организмов к жизни в природе

§ 19, стр. 81-84, пересказ. Найти легенду о клесте

24.



Природные сообщества

§ 20, стр. 84-87, пересказ

25.



Природные зоны России

§ 21, стр. 87-93, вопр. 1-4 устно

26.



Жизнь организмов на разных материках

§ 22, стр. 93-99, пересказ

27.



Жизнь организмов в морях и океанах

§ 23, стр. 99-103, пересказ

28.



Обобщение и систематизация знаний по теме 3 «Жизнь организмов на планете Земля»

Стр. 105- выскажите свое мнение на вопрос


Тема 4. Человек на планете Земля (7ч)


Характеристика основных видов деятельности ученика (на уроке учебных действий), УУД, осваиваемых в рамках изучения темы.


Виды деятельности- Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

Приводить доказательства воздействия человека на природу.

Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок.

Аргументировать необходимость охраны природы.

Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

Называть животных, истреблённых человеком.

Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу.

Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры.

Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов.

Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев.

Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника.

Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей.

Характеризовать существенные признаки современного человека.

Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.

Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития. Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы.

Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Соблюдать правила поведения в природе.
Анализировать содержание заданий, выбранных на лето.


УУД- Личностные: осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю. Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведении; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; выдвижение гипотез и их обоснование.; построение логической цепи рассуждений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Познавательные - моделирование процессов и явлений.

Регулятивные - сравнение и классификация объектов

Коммуникативные - постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

29.



Как появился человек на Земле

§ 24, стр. 106-110, пересказ

30.



Как человек изменял природу

§ 25, стр. 110-112, вопр. 3

31.



Важность охраны живого мира планеты

§ 26, стр. 113-116, пересказ

32.



Сохраним богатство живого мира.

§ 27, стр. 117-119, подготовиться к итоговому контролю

33.



Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

Стр. 119, вопр. 1-3 устно

34.



Обобщение и систематизация знаний по теме 4 «Человек на планете Земля»

Стр. 120, вопр. 7

35.



Экскурсия «Весенние явления в природе»

Стр. 123-124, выполнить три задания на выбор в летний период времени


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос