В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Дополнительная общеобразовательная программа "Маленький финансист"

Комитет по образованию Администрации

Раменского городского округа Московской области

Муниципальное дошкольное образовательное

Детский сад комбинированного вида№ 18

(МДОУ №18)



Принята на заседании

Методического совета

от «____»__________20___г.

Протокол № ___________

Утверждаю

Заведующим МДОУ № 18

_____________ Ищенко А.В.

«____» __________ 20___ г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-гуманитарной направленности

стартовый уровень


«Маленький финансист»

C:\Users\User\Documents\ДЕТСТВО\кружок финансовая грамотность\dd45e9d0f62f669c18b5e88296ca24cb_big.jpg



возраст детей: 6-7 лет

срок реализации: 1 год


Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Давыдова Оксана Петровна





д. Островцы 2021

Нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку и реализацию дополнительных образовательных программ.

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р)

  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

  4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)

  5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)

  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017г. №09-1672 “О направлении методических рекомендаций”. Департамент Государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ сообщает, что методические рекомендации “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ” 14.12.2015 г. № 09-3564 отозваны как утратившие силу (письмо от 20.09.2016г. № 09-2312)

  7. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844).



























«Постепенно открывать глаза на маленькие вещи,

чтобы не остались слепыми для больших»

Ян Амос Каменский



I. Пояснительная записка.


1. Направленность и уровень программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Маленький финансист», имеет социально-гуманитарную направленность, и относиться к стартовому уровню сложности.

2. Актуальность и новизна программы.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации происходит формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время многие родители в повседневной жизни испытывают затруднения при использовании современных финансовых инструментов. Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает им привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему установок, способную в будущем принимать грамотные финансовые решения. Взрослые нередко сталкиваются с тем, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут, что им покупают или дарят. В связи с этим обуславливается важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов, а период дошкольного возраста является самым благоприятным для закладывания основ культуры финансового воспитания.

Под словом «финансы» мы будем понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Новизна программы. В своей профессиональной деятельности я обратила внимание, что культура финансового воспитания недостаточно раскрыта, а имеющийся материал не формирует основы финансовой грамотности.

Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема формирования основ финансовой грамотности детей решается через знакомство ребенка с миром экономики как с одной из неотъемлемых сторон социальной жизни, обогащающей социально-коммуникативное и познавательное развитие, а также нравственное развитие старших дошкольников.

3. Цели и задачи программы.

Цель: Способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

  • учить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

  • дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;

  • учить видеть красоту человеческого творения.

  • заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.

Развивающие:

  • развивать знания о ценности окружающего предметного мира (мира вещей как результата труда людей).

  • способствовать формированию взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимости продукта в зависимости от его качества»

  • расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;

  • развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

Воспитательные:

  • формировать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги.

  • воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

Педагогическая целесообразность.

Образовательная деятельность в дошкольных учреждениях практически не затрагивает область экономики. Педагоги часто ставят пред собой вопросы о введение основ экономического воспитания в дошкольном возрасте, нужно ли знакомить детей со сложными понятиями и явлениями, не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? Но обходя стороной область финансовой грамотности, теряется самое благоприятное время для формирования основ культуры финансового воспитания, т.к. в старшем дошкольном возрасте происходит сложный и многоплановый процесс, который способствует формированию мировоззрения, отношение к предметному миру и окружающей действительности, способствует воспитанию положительных черт характера.

Формирование основ финансовой грамотности приближает детей к реальной жизни, способствует пробуждению экономического мышления, обогащению словаря, здоровому интересу к деньгам.

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания ребёнка 5-7 лет

4. Отличительная особенность программы.

Отличительная особенность данной программы это задействование двойной мотивации дошкольников: стремление быть рядом со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним; и стремление делать то, что интересно и увлекательно. В данной программе используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового взаимодействия.

Приоритет Программы — воспитание хозяина собственной жизни, своей семьи, человека, способного разбираться как в индивидуально-семейной экономической грамотности, так и в базовых принципах на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения страны в целом.

5. Адресат программы.

Программа «Экономист» рассчитана на детей 6-7 лет. Психологические особенности детей 6-7 лет выражаются в том, что длится значимый период детского развития, который начался в 5 лет. В это период вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других важных характеристик психики ребенка и формирования готовности к предстоящему школьному обучению. Важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я». Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и с взрослыми. Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра.

В возрасте 6-7 лет основы финансовой грамотности формируются через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребёнок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.).  Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.


6. Объем и срок освоения программы.

Программа рассчитана на 1 год. Годовая нагрузка обучения 34 часа. Группа комплектуются от 10 до 15 человек.

7. Форма обучения и режим занятия.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу с 10-15 минутными перерывами для отдыха и снятия напряжения. Количество обучающихся в группах: до 15 человек.

  1. Особенности организации образовательного процесса:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия.

  • метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

  • словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

  • практический (решение проблемных ситуаций, экспериментирование).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративные методы обучения. При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

  • репродуктивные методы обучения (этом случае обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

  • частично-поисковые методы обучения, (участие детей в коллективном поиске);

  • исследовательские методы обучения, (владение детьми методами научного познания, самостоятельной работы).

Технологии:

  • личностно-ориентированные;

  • информационно-аналитическое обеспечение (объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого обучающегося в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ);

  • мониторинг интеллектуального развития (анализ и диагностика качества обучения каждого обучающегося при помощи тестирования и построения графика динамики успеваемости).

  • воспитательные технологии (вовлечение обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях).

  • Планируемый результат.

  • знать основные финансово-экономические понятия;

  • иметь знания о новых современных профессиях, содержание их деятельности;

  • понимать суть процесса обмена валюты;

  • уметь бережно, рационально, экономно использовать расходные материалы для игр и занятий;

  • уметь соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями;

  • проявлять бережливость в повседневной практической деятельности;

  • уметь правильно употреблять в речи экономические понятия;

  • замечать и ценить заботу о себе, радуются новым покупкам;

  • любить трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

  • проявлять сочувствие к другим в сложных ситуациях;

  • с удовольствием помогать взрослым, объяснять необходимость оказания помощи другим.

10. Форма аттестации, форма отслеживания и фиксации образовательных результатов.

В программе разработан мониторинг усвоения экономических знаний на основе методики А.Д. Шатовой. Мониторинг проводится два раза в год (начало и конец учебного года). Результаты обследования заносятся в таблицу-матрицу. На основе полученных данных в начале года, делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатывается технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков. (Приложение 1, таб.1)



Результаты мониторинга уровня развития

финансовой грамотности детей 6-7 лет

Таб. 1.

n\n

Ф. И. ребенка

Труд- продукт

Деньги, цена (стоимость)


Реклама: желания и возможности


Полезные навыки и привычки в быту

ИТОГ

1















2












































ИТОГО:















В-высокий уровень (3 балла);

С-средний уровень (2 балла);

Н-низкий уровень (1 балл).


Прогнозируемые результаты программы.

К концу года обучения обучающиеся

должны знать:

  • знать и называть разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

  • знать российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

  • знать несколько современных профессий (предприниматель, фермер, программист);

  • знать и называть разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

должны уметь:

  • адекватно вести себя в окружающем предметном, вещевом мире, в природном окружении;

  • бережно, рационально, экономно использовать расходные материалы для игр и занятий;

смогут решать следующие жизненно-практические задачи:

  • в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявлять заботу, пытаться исправить свою или чужую оплошность;

  • сочувствовать и проявлять жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относится к природе.

будут способны:

  • следовать правилу: ничего не выбрасывать зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдать, подарить, порадовать другого, если она тебе не нужна;

  • делать подарки другим и испытывать от этого радость;

  • помогать взрослым, объяснять необходимость оказания помощи другим людям.

Оценка результатов заключается в анализе блиц-опроса, бесед с детьми педагогом в процессе обучения.

11. Материально-техническое обеспечение.

Занятия проводятся на базе МДОУ Д/С КВ.№18, (МО, Раменский р-н, д.Островцы, ул. Подмосковная, д 10), второй этаж помещение № 3 (групповая комната).

Для организации изучения основ финансовой грамотности создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

  • Средства обучения:

  • демонстрационные – применяемые взрослыми;

  • раздаточные – используемые детьми;

  • визуальные – для зрительного восприятия;

  • аудиальные – для слухового восприятия;

  • аудиовизуальные – для зрительного-слухового восприятия;

  • естественные и искусственные;

  • реальные и виртуальные;

  • игровые зоны – мебель, оборудование и атрибуты к ролевым играм;

  • игротека;

  • произведения художественной литературы, фольклор о труде, професскиях.


12. Кадровое обеспечение.

Программу реализует педагог дополнительного образования.


II. Учебный план.

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика


1

Труд и продукт труда (товар)

7,5

2

5,5


1.1

Вводное занятие

1,5

0,5

1

Первичный мониторинг

1.2

Рисование

1

-

1

Наблюдение, за выполнением работ, анализ.

1.3

Профессии

1

1

-


1.4

Два плуга

1

-

1


1.5

Подвижная игра

1

0.5

0.5

Наблюдение

1.6

Учим стихи

2

-

2

Выступление в группе

2

«Деньги и цена (стоимость)

10.5

2.5

8


2.1

Деньги

1

1

-


2.2

Приключение монетки

1

-

1

Наблюдение

2.3

Монеты моей страны

1,5

0,5

1

Наблюдение, за выполнением работ, анализ

2.4

Клад

1

-

1

Ответы на вопросы

2.5

Мы – артисты

2

-

2

Творческий конкурс постановок

2.6

О какой сказке идет речь?

1

-

1

Самоанализ детей, беседа.

2.7

Доверчивость

1

-

1


2.8

Считаем деньги

1

-

1

Анализ

2.9

Мы ходим за покупками

1

1

-


3

«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

7

2,5

4,5


3.1

Реклама

1

1

-


3.2

Мы – артисты

2,5

1

1,5

Выступление в ДОУ

3.3

Знакомство с предприятием общественного питания

1,5

0,5

1

Наблюдение, анализ

3.4

Товар и реклама

1

-

1


3.5

Я рекламирую…

1

-

1


4

«Полезные экономические навыки и привычки в быту».

8

1

7


4.1

Введение в тему

2

0,5

1,5

Наблюдение


4.2

Бережное отношение

2

-

2


4.3

Поиграем?

1

0,5

0,5

Наблюдение

4.4

Учим стихи

2

-

2

Выступление для родителей

4.5

Я уважаю чужой труд

1

-

1

Выступление в группе


Промежуточная аттестация.



Итоговая аттестация.

1.5




1.5

0,5




0,5

1




1

Вопросы и задания по всем разделам программы. Подведение итогов.


Всего часов:

36

9

27



III. Содержание учебного плана.



Раздел 1. Труд и продукт труда (товар) (7,5 часов).

Вводное занятие.

Теория. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами программы. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с материалами и инструментами.

Практика: первичный мониторинг

Тема 1: «Моя будущая профессия»

Практика: рисование на тему «Моя будущая профессия»

Тема 2: «Профессии»

Теория: беседа о труде

Тема 3: «Два плуга»

Практика: обсуждение сказки К.Д. Ушинского, ответы на вопросы по сказке.

Тема 4: «Выбор профессии».

Теория: знакомство с правилами игры

Практика: подвижная игра, загадки о профессиях.

Тема 5: «Учим стихи»

Практика: выразительное чтение стихов о труде и профессиях


Раздел 2. «Деньги и цена (стоимость) (10,5 часов)

Тема 1: «Деньги»

Теория: введение в тему, беседа «В общем о деньгах»

Тема 2: «Приключение монетки»

Практика: интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки»

Тема 3: «Монеты моей страны»

Теория: беседа «История денег в России»

Практика: создание коллажа «Монеты моей страны»

Тема 4: «Клад»

Практика: обсуждение сказки Т.В. Грековой «Клад», пословицы и поговорки о деньгах.

Тема 5: «Мы - артисты»

Практика: постановка кукольного спектакля «Как Зайчика бережливости научили»

Тема 6: «О какой сказке идет речь?»

Практика: проведение викторины

Тема 7: «Доверчивость»

Практика: обсуждение сказки Б.В. Минина «Доверчивый зайчик»

Тема 8: «Считаем деньги»

Практика: решение арифметических задач.

Тема 9: «Мы ходим за покупками»

Теория: беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»


Раздел 3. «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности». (7 часов)

Тема 1: «Реклама»

Теория: беседа о рекламе.

Тема 2: «Мы - артисты»

Практика 1: обсуждение спектакля «Приключение Копеечки»

Практика 2: инсценировка спектакля «Приключение Копеечки»

Тема 3: «Знакомство с предприятием общественного питания»

Теория: введение в тему; демонстрация иллюстраций.

Практика: сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи».

Тема 4: «Товар и реклама»

Практика: обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля»

Тема 5: «Я рекламирую…»

Практика: конкурс рекламных слоганов на тему «Я рекламирую…»


Раздел 4. «Полезные экономические навыки и привычки в быту». ( 8 часов)

Тема 1: Введение в тему

Теория: мини – беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Практика: мастерская по ремонту книг

Тема 2: «Бережное отношение»

Практика 1: обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка»

Практика 2: обсуждение рассказа К.И. Чуковского «Федорино горе»

Тема 3: «Поиграем?»

Теория: знакомство с правилами игры

Практика: игра-эстафета «хорошо» - «плохо».

Тема 4: «Учим стихи»

Практика: выразительное чтение стихов о бережливости и труде.

Тема 5: Я уважаю чужой труд

Практика: составление рассказа на заданную тему.

Промежуточная, итоговая аттестация. (3 часа)

Итоговое занятие: «Мы - бережливые»

Теория. Вопросы и задания по всем разделам программы.

Итоговое занятие: путешествие с Гномом Экономом»

Теория. Подведение итогов за год. Итоговая аттестация.


IV. Методическое обеспечение программы.

1. Педагогические условия для реализации программы:

Решение поставленных задач предполагает создание соответствующей развивающей среды. Занятия проходят в групповой комнате, соответствующей всем нормам. Приобретен весь необходимый для организации занятий по финансовой грамотности. Учитывая возможности детей, продуманы темы для работы кружка, составлен учебно – тематический план.

Мною пройдены курсы ПК «Проектирование и реализация курса «Основы финансовой грамотности для дошкольников» в ДОО (72 ч.) Обучение ориентировано на тесную взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, основывается на принципы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.

2. Интеграция с другими образовательными областями:

Работа программы строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются новые методы и способы развития финансовой грамотности у детей.

  • Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение детьми 6-7 лет норм и ценностей, принятых в обществе, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства.

Социально-коммуникативное развитие воспитанников при изучении основ финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения к своей семье, к труду взрослых. Способствует созданию возможностей для обучения приемов безопасного поведения в обществе на примерах из сказок, где показывается ошибочное поведение героев.

  • Познавательное развитие воспитанников происходит через исследования себя и окружающий мир, включая финансовую и социальную сферу. Исследование предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование представлений об объектах и их свойствах, таких понятий как: деньги, экономия и т.д.

  • Речевое развитие выступает компонентом коммуникативного поведения, и становиться главным элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры, обогащения активного словаря, знакомство с художественным творчеством и умение различать жанры текстов.

  • Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, такие как сфера труда, быт., способствует развитию воображения и фантазии, формирует ценностные ориентации.

  • Физическое развитие способствует совершенствованию двигательной активности воспитанников, развивает координацию и равновесие, развивает мелкую и крупную моторику, закладыванию основ здорового образа жизни.

3. Принципы организации:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • учёт возрастных и психологических особенностей детей;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • игровая форма подачи материала;

  • сотрудничество организации с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

4. Формы работы с родителями.

Реализация задач по формированию основ финансовой грамотности осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями.

Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы о «хлебе насущном», достаток, или наоборот нехватка денег. Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно. Тогда как в детском саду деятельность детей построена на игре. Дети здесь тоже «покупают», но это игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Все начинается с семьи, так как в ней формируется детское мировоззрение, приобретается опыт.






























V. Список литературы.

Использованная и рекомендуемая литература для педагогов:

1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

2. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.

3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

4. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

6. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с. 9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.


Интернет-ресурсы

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»

минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»


Обучающий видеоконтент

Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:

Азбука денег тетушки Совы - Что такое деньги? - https: //www.youtube. com/watch?v=hpm8_ gq4O-0

Азбука денег тетушки Совы - Умение экономить. - https: //www.youtube. com/watch?v=oVPDDhFmY GE

Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет. - 30 https://www.youtube.com/watch?v=F 5n821NyBRM

Азбука денег тетушки Совы - Карманные деньги. - https: //www.youtube. com/watch?v=cYKxE2otjKc

Азбука денег тетушки Совы - Потребности и возможности. - https: //www.youtube. com/watch?v=lRoUskvn4E4

Азбука денег тетушки Совы - Мои домашние питомцы. - https: //www.youtube. com/watch?v=7xldl gLTykU

Азбука денег тетушки Совы - Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs

Мультфильм Фиксики - Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M- voUp2hUSQ «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей) https://www.youtube.com/watch?v=YVNCcjIsXHE

Союзмультфильмы: «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»



Рекомендованная литература и игры для родителей:

Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с


Игры, занятия:

Настольная игра «Финансовая экспедиция», издательство «МИФ»

Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fdlc2069d8a466a78.pdf

Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области - электронныйpecypc:

https://www.fingram39. ru/upload/iblock/44e/44ele34705398d818ca04628236beflb.pdf

Методические рекомендации к книжке-раскраске для старших дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области - электронный pecypc: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54 cb43a0e6dc2253329144b4.pdf


































Утверждаю

Директор МДОУ ДСКВ № 18

_____________ Ищенко А.В.

«____» __________ 20___ г.


Календарно учебный график.

Дополнительная общеразвивающая программа «»

(стартовый уровень)

Год обучения: 1

Группа: подготовительная № 1.

Место проведения занятий: МДОУ ДСКВ № 18, помещение № 3 (групповая комната).


п\п

Дата занятий

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1


15:40

групповые

0,5

Вводное

Беседа

2




1

Первичный мониторинг

Опрос

3


15:40

групповые

1

«Моя будущая профессия»

Наблюдение за выполнением.

4


15:40

групповые

1

«Профессии»

Беседа, вопросы.

5


15:40

групповые

1

«Два плуга»

Обсуждение, вопросы.

6


15:40

групповые

1

«Выбор профессии»

Наблюдение

7


15:40

групповые

1

«Учим стихи»

Выступление в группе

8


15:40

групповые

1

«Учим стихи»

Выступление в группе

9


15:40

групповые

1

«Деньги»

Беседа, вопросы.

10


15:40

групповые

1

«Приключение монетки»

Беседа, коллаж.

11


15:40

групповые

1

«Монеты моей страны»

Беседа. Наблюдение за выполнением

12


15:40

групповые

1

«Клад»

Беседа, вопросы.

13


15:40

групповые

1

«Мы - артисты» ч.1

Беседа, наблюдение


14


15:40

групповые

1

«Мы - артисты» ч.2

Показ спектакля


15


15:40

групповые

1

«О какой сказке идет речь?»

Самоанализ детей, беседа.

16


15:40

групповые

1

«Доверчивость»

Беседа.

17


15:40

групповые

1

«Считаем деньги»

Вопросы, наблюдение.

18


15:40

групповые

1

«Мы ходим за покупками»

Беседа, опросы.


19


15:40

групповые

1

«Реклама»

Беседа.

20


15:40

групповые

1

«Мы - артисты» ч.1

Беседа, наблюдение


21


15:40

групповые

1

«Мы - артисты» ч.2

Показ спектакля в ДОУ

22


15:40

групповые

0,5

«Мы - артисты» ч.3

Показ спектакля в ДОУ

23


15:40

групповые

0,5

«Знакомство с предприятием общественного питания» 1

Беседа

24


15:40

групповые

1

«Знакомство с предприятием общественного питания» 2

Наблюдение

25


15:40

групповые

1

«Товар и реклама»


Беседа, вопросы.

26


15:40

групповые

1

«Я рекламирую..»

Самоанализ детей, конкурс.

27


15:40

групповые

1

«Введение в тему»

Беседа

28


15:40

групповые

1,5

«Мастерская по ремонту книг»

Наблюдение, самоанализ детей

29


15:40

групповые

1

«Бережное отношение» ч.1

Беседа, вопросы.

30


15:40

групповые

1

«Бережное отношение» ч.2

Беседа, вопросы.

31


15:40

групповые

1

«Поиграем?»

Беседа, вопросы.

32


15:40

групповые

1

«Учим стихи» ч.1

Выступление в группе

33


15:40

групповые

1

«Учим стихи» ч.2

Выступление в группе

34


15:40

групповые

1

«Я уважаю чужой труд»

Выступление в группе

35


15:40

групповые

1,5

«Мы – бережливые»

Промежуточная аттестация

36


15:40

групповые

1,5

«Путешествие с Гномом Экономом»

Подведение итогов за год. Итоговая аттестация.





36


































Приложение 1



Методика А.Д. Шатовой



В мониторинге предусмотрены вопросы и задания по каждому из четырёх блоков программы. При этом выделены три группы критериев: содержательный, операционально-деятельностный и мотивационный. После проверки по каждому блоку проводится подсчёт баллов: если в большинстве случаев ребёнок получил оценку «3», это высокий уровень; преобладание оценки «2» говорит о среднем уровне, оценки «1» — о низком. (Таб. 1)


Труд — продукт (товар)

Метод диагностики: индивидуальная беседа.

Вопросы

1. Как ты думаешь, почему все взрослые получают профессию и трудятся, работают?

2. Какие профессии ты знаешь?

3. Можешь вспомнить, как называется профессия мамы, папы, бабушки (и других членов семьи)?

4. Какая профессия взрослых тебе кажется самой интересной и привлекательной?

5. Какую профессию выберешь ты, когда станешь взрослым, и почему?

Оценка:

3 балла — ребёнок среди перечисленных называет две-три новые профессии; знает и называет профессии взрослых и членов своей семьи, мотивирует выбор будущей профессии (как у мамы, папы, потому что интересная и др.).

2 балла — называет одну-две профессии среди знакомых. Не называет профессии своих близких (родителей и др.), но раскрывает содержание их деятельности.

1 балл — ответы расплывчаты и неточны. Не знает ни одной новой современной профессии, мало ориентирован в данной области, ничего не знает о работе своих родителей.

II. Операционально-деятельностный критерий: охотно помогает взрослым, любит трудиться.

Метод диагностики: наблюдение за ребёнком во время повседневного хозяйственно-бытового труда, самообслуживания, в ходе сюжетно-ролевой игры.

Оценка:

3 балла — в ходе игры ребёнок часто и охотно исполняет роли людей различных профессий, среди них одна-две новые профессии, игровые действия (условия) соответствуют данной профессии; интересуется различными профессиями, выражает положительное отношение к ним; может самостоятельно обслужить себя; с удовольствием выполняет поручения; участвует в дежурствах, помогает другим.

2 балла — в играх ребёнка нет ни одной новой профессии, но он с удовольствием исполняет роль людей знакомых, традиционных профессий. Остальные показатели присутствуют.

1 балл — исполняет в играх одни и те же роли, другими не интересуется; участвует в труде только по предложению воспитателя; в повседневном труде нуждается в помощи взрослых.

III. Мотивационный критерий: проявляет интерес к современной социально-экономической стороне жизни людей.

Методы диагностики: наблюдение за ребёнком в повседневной жизни; индивидуальная беседа, для которой потребуются картинки с изображением различных товаров.

Наблюдение. Оценка:

3 балла — ребёнок задаёт вопросы, делится впечатлениями об услышанном, увиденном в СМИ; охотно делится впечатлениями со сверстниками о праздниках, о разных странах мира (где отдыхал с родителями) и др.

2 балла — вопросов задаёт мало, впечатлениями делится неохотно.

1 балл — вопросов не задаёт, впечатлениями не делится.

Беседа. Вопросы

1. Чем славится город, в котором мы живём?

2. На каких предприятиях, которые есть в нашем городе, работают твои родители? 3. Какая продукция, товары, изготовляемые на наших заводах, нужны всем людям?

4. Выбери картинки с изображением продукции, которую выпускают предприятия нашего города.

Оценка:

3 балла — ребёнок отвечает на все вопросы, выполняет задание.

2 балла — отвечает на два вопроса, выполняет задание.

1 балл — отвечает на один-два вопроса, даёт формальные ответы, задание не выполняет.


Деньги, цена (стоимость)

I. Cодержательный критерий: имеет представления о деньгах; сформированы понятия «деньги», «дорого», «дёшево», «валюта», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «евро», «деньги зарабатывают»; представления о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других.

Методы диагностики: индивидуальная беседа, дидактическая игра «Ярмарка игрушек».

Беседа. Вопросы

1. Как ты думаешь, зачем нужны деньги?

2. Откуда они берутся у людей?

3. Какие бывают деньги?

4. Если бы у тебя было много денег (заработал, выиграл), что бы ты купил?

Оценка:

3 балла — ребёнок правильно, осознанно отвечает на все вопросы; в ответах обнаруживается взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания («купил бы маме, папе, бабушке…»).

2 балла — правильно отвечает на вопросы, отсутствуют знания, определяющие взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, преобладает направленность на себя.

1 балл — ответы поверхностны, формальны; не имеет представления о том, откуда берутся деньги; отсутствует позиция «для других».

Сюжетно-дидактическая игра «Ярмарка игрушек» Воспитатель подбирает 10 разных по стоимости и величине игрушек. Расставляет в один ряд. Приглашает детей по одному и говорит: «Завтра на нашей площади — ярмарка. Если нам продавать эти игрушки, какие из них стоят дорого, какие дёшево? Какую игрушку ты себе купил бы и почему?»

Оценка:

3 балла — ребёнок объективно оценивает игрушки по стоимости (примерно); адекватно использует понятия «дорого — дёшево», «покупать», «продавать»; выбирает игрушку не по стоимости (дорогая), а потому что нравится («У меня нет дома такой»; «Я бы купил и подарил сестрёнке на день рождения» и др.).

2 балла — ответы адекватные, осознанные; ребёнок правильно ориентируется в понятиях, но игрушку выбирает в зависимости от стоимости: «Выбрал бы эту, она дорогая. Мне бы её не купили».

1 балл — ребёнок путается в понятиях; ответы формальные.

II. Операционально-деятельностный критерий: ориентируется в понятиях «выгодно — невыгодно», «торговаться», «дорого — дёшево», «брак».

Метод диагностики: в ходе продуктивной деятельности в групповой форме.

Примерная тематика: «Завтра ярмарка»; «Дорого — дёшево». Педагог предлагает раскрасить различные готовые формы («Гжель», «Дымково»). Вместо традиционной оценки приходят «купцы» с «деньгами» и в зависимости от качества выполненной работы оплачивают изделия. В качестве оценки — количество заработанных «рублей» (образцов денег)1. Дети могут торговаться с «купцами», если им кажется, что оценили несправедливо (закрепление понятия «брак»).

Оценка:

3 балла — работа качественная; ребёнок получает 20 «рублей».

2 балла — есть маленькие изъяны в работе, неточности раскраски; ребёнок получает 15 «рублей».

1 балл — работа неаккуратная, близка к браку, оценивается в 5 «рублей» (за вложенный труд, участие).

III. Мотивационный критерий: осознаёт, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям.

Методы диагностики: наблюдение за поведением ребёнка в режимные моменты, во время продуктивной деятельности, игр; индивидуальная беседа.

Наблюдение. Оценка:

3 балла — ребёнок проявляет наблюдательность: по дороге в детский сад замечает курс валюты, новый рекламный щит и т. п. — и с удовольствием делится впечатлениями со сверстниками, по-своему даёт оценку; с интересом использует полученные впечатления в играх, в изобразительной деятельности; задаёт вопросы воспитателю, родителям, интересуется отношением родителей к оценке полученных впечатлений.

2 балла — делится впечатлениями и даёт им оценку, но впечатления не находят отражения в практической деятельности.

1 балл — ребёнок не наблюдателен, не проявляет активного интереса к полученным впечатлениям; не проявляет потребности обогатить полученные впечатления, узнать отношение других к полученной информации.

Беседа. Вопросы

1. Зачем людям деньги, как ты думаешь?

2. Какие бывают деньги?

3. Откуда они берутся?

4. Что было, когда денег не было?

5. Что бы ты сделал, если бы заработал миллион?

Оценка

3 балла — дети дают такие ответы: «Деньги нужны, чтобы покупать…», «Бывают российские деньги — рубли и иностранные (валюта); бумажные и металлические…», «Деньги зарабатывают…», «Когда не было денег, люди обменивались товарами (бартер)…» (Отвечая на последний вопрос, ребёнок демонстрирует желание потратить деньги не только на себя, но и на близкого человека.)

2 балла — ответы беднее по содержанию; не может ответить на два вопроса.

1 балл — отвечает на первый и третий вопросы; мотив направлен на удовлетворение только своих желаний и интересов.


Реклама: желания и возможности

I. Содержательный критерий: имеет представление о рекламе, её назначении, видах рекламы; сформировано правильное отношение к рекламе.

Метод диагностики: индивидуальная беседа.

Вопросы

1. Ты можешь вспомнить и назвать какую-нибудь рекламу?

2. Как ты думаешь, зачем нужна реклама?

3. Где ты узнал про неё?

4. Как следует поступить, если реклама обращается ко всем и сообщает: «Купите, это для вас! Это ваше!»?

Оценка

3 балла — называет разные виды рекламы, знает её назначение, имеет представление о том, кто делает рекламу и участвует в ней; объясняет, как следует воспринимать рекламу.

2 балла — в ответе ребёнка присутствуют три показателя.

1 балл — содержание ответов поверхностное; недостаточно осознанное, фрагментарное.

II. Операционально-деятельностный критерий: проявляет творческое поведение в ситуациях, связанных с рекламой.

Метод диагностики: задание родителям и детям.

Задание Детям предлагается подумать, представить свою будущую профессию (собственное дело) и сделать на эту тему рисунок. В конце занятия дети берут рисунки домой и вместе с родителями придумывают рекламу.

Оценка

3 балла — дети и родители вместе придумали рекламу.

2 балла — дети принимали участие в изготовлении рекламы.

1 балл — задание не выполнено.

III. Мотивационный критерий: сформированы оценочные суждения о явлении «реклама».

Метод диагностики: индивидуальная беседа с детьми.

Вопросы

1. Тебе нравится реклама?

2. Назови свою любимую рекламу.

3. Как ты думаешь, зачем нужна реклама?

4. А детям реклама нужна?

Оценка

3 балла — у ребёнка сформировано объективное отношение к рекламе («реклама нужна, чтобы все знали, где и что продаётся»), он высказывает о рекламе своё мнение; называет несколько видов рекламы.

2 балла — у ребёнка сформировано субъективное отношение к рекламе; он называет некоторые виды рекламы.

1 балл — отношение к рекламе у ребёнка не сформировано; оценочные суждения размыты; отношение к рекламе безразличное.


Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика

I. Содержательный критерий: в повседневной жизни и деятельности старшего дошкольника сформированы начала, истоки проявления качеств экономической деятельности (БЭРДТ).

Метод диагностики: наблюдение за поведением детей в режимные моменты, во время игры, самообслуживания; в ходе продуктивной деятельности (после проведения занятий по изобразительной деятельности, конструирования из бросового материала, изготовления аппликации выявляется отношение к остаткам материалов для деятельности — бумаги, краски и т. п.).

Оценка

3 балла — ребёнок бережно относится ко всему предметному окружению; переживает, если нечаянно сломалась игрушка, вещь, стремится исправить оплошность; разумно использует материалы для практической деятельности (краска, разнообразная бумага, фломастеры и др.); следует правилу: не выбрасывай, если можно «продлить жизнь» вещи, игрушки, (отдай) подари другому, если тебе не нужна; с удовольствием делает подарки другим и испытывает радость от добрых поступков; одинаково бережёт свои и общие (детсадовские) вещи.

2 балла — все показатели проявляются, но при напоминании взрослого.

1 балл — показатели отсутствуют.

Задание «Испечём печенье к чаю» Детям дают по кусочку готового теста (с куриное яйцо). Дети, стоя около столов, на дощечке скалкой раскатывают тесто и вырезают формочками печенье.

Оценка

3 балла — ребёнок экономно использует тесто, аккуратен в работе, стремится выполнить работу до конца.

2 балла — все показатели проявляются, но при напоминании взрослого.

1 балл — показатели отсутствуют.

II. Операционально-деятельностный критерий: в пределах своих возрастных, физических способностей проявляет экономически значимые качества в повседневной жизни; умеет вести себя в магазине.

Методы диагностики: наблюдение за поведением ребёнка во время режимных моментов, в ходе свободной игровой деятельности; сюжетно-дидактическая игра «Если бы я был(а) папой (мамой)»; анкетирование родителей.

Наблюдение. Оценка

3 балла — ребёнок не любит беспорядок, аккуратен; пытается исправить оплошность сам; умеет ставить цель и находить рациональные способы организации её достижения; имеет опыт самостоятельного творческого применения полученных знаний в повседневной жизни.

2 балла — стремится к порядку, аккуратен, исправляет оплошность при напоминании взрослого; знает, как надо себя вести, но на практике применить не может.

1 балл — показатели отсутствуют. Сюжетно-дидактическая игра «Если бы я был(а) папой (мамой)…» Для игры потребуются предметные картинки с изображением товаров («Супермаркет») и один кошелёк. Ребёнку предлагается ситуация: «Представь, что ты папа (мама). Ты получил(а) сегодня зарплату. Ты заходишь в большой супермаркет. Что ты можешь купить на одну зарплату для своей семьи?»

Оценка

3 балла — ребёнок чувствует возможности приобретений на одну зарплату.

2 балла — всё делает верно, но навыки рациональных действий отсутствуют.

1 балл — плохо ориентируется в материальных возможностях, выборе покупок.





















Таб. 1.

n\n

Ф. И. ребенка

Труд- продукт

Деньги, цена (стоимость)


Реклама: желания и возможности


Полезные навыки и привычки в быту

ИТОГО

1















2















3















4















5















6















7















8















9















10















11















12















13















14















15















ИТОГО:

























Приложение 2.



ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Предлагаем несколько советов по построению взаимоотношений с Вашим ребенком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами.

1. Выдавайте детям карманные деньги. Для формирования основ финансовой грамотности нужна развивающая среда. Важно, чтобы у ребенка были свои собственные деньги, которые он может тратить по собственному усмотрению. Только на своём опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.

2. Договоритесь с ребенком о размере и периоде выдачи карманных денег. Карманные деньги являются предметом для обсуждения с ребенком. Необходимо в общении с ребенком рассказать о его новых правах и возможностях. Определите вместе с ребенком период в который вы будете выделять определенную сумму карманных денег (один раз в неделю, по субботам и т.д.).

3. Не нужно платить ребенку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания. В формировании основ финансовой грамотности ребенка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому очень важно придерживаться достигнутых с ребенком договоренностей по периоду и объему денежных средств, которые он получает. Стоит воздержаться от использования их в качестве элемента мотивации или демотивации.

4. Не увлекайтесь контролем расходов. Предоставленные карманные деньги ребенку дают возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств. Поэтому не нужно увлекаться тотальным контролем за его расходами, позволяя ребенку самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ребенком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на меньшие периоды — чем меньше период, тем проще контролировать траты.

5. Расскажите ребенку, для чего нужна копилка. Обсудите с ребенком суть копилки. Расскажите ребенку как можно накопить денежные средства с помощью копилки. Обсудите с ребенком что бы он хотел приобрести на накопленные деньги. Это может быть: игрушка, смартфон, конструктор Lego или любая другая интересующая ребенка вещь. Составьте вместе с ребенком график накоплений. Спустя несколько недель обсудите успехи вашего мероприятия, или неудачи.

6. Договоритесь о помощи при крупной покупке. Копить на важную вещь для ребенка нужно долгое время, и чтобы стимулировать ребенка к поставленной цели, необходимо договориться с ним о том что накопив какую то часть 30-50% от необходимой суммы вы добавите недостающую часть и он сможет купить то что было запланировано.

7. Включите в карманные деньги часть расходов. Последующим шагом можно ввести оплату текущих расходов на ребенка в его личные руки. За некоторые статьи расходов ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть: подарки родителям и братьям, одежда, питание в школе, оплата за интернет, и т.д.. Со временем перечень расходов станет увеличиваться до тех пор, пока расходы ребенка не попадут в его зону ответственности.

8. Помогите ребенку контролировать расходы. Расскажите ребенку о понятии контроля над расходами. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он будет контролировать свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов можно уменьшить, и как конкретно это сделать (мобильная связь, транспорт, еда вне дома и т.д.).

9. Будьте примером. Лучшим примером по финансовой грамотности ребенка в первую очередь являются родители, то, как они ведут семейный бюджет. Все чему вы будете учить своего ребенка теоретически, нужно подкреплять и практически, а именно быть примером для подражания.














































Приложение 3


ГЛОССАРИЙ


Бизнес - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Выгода – Прибыль, доход, извлекаемые из чего-либо.

Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой либо деятельности за определённый период времени.

Зарплата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты

Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного воспроизводства, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги.

Капитал - стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.

Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Пенсия - гарантированная ежемесячная выплата денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.

Потребности - нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Прибыль - положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.

Стипендия (от лат. stipendium — оклад, жалование) — нерегулярная финансовая помощь в виде оплаты стоимости обучения, а иногда и выдачей ежемесячного пособия учащимся.

Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономия - система организационно-технических мероприятий, направленных на рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства товарно-материальных ценностей.





Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос