Тренировочная работа в формате ЕГЭ по обществознанию
Разработчик: Добряков Роман Евгеньевич,
учитель истории и обществознания
МАОУ «Ангарский лицей №1»
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель тренировочных материалов в формате ЕГЭ – отработка практических умений и навыков для успешной сдачи Единого государственного экзамена, являющегося индикатором качества подготовки выпускников образовательных организаций среднего общего образования по обществознанию.
Объектами проверки выступают умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Перечень проверяемых элементов содержания составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично профильный уровни).
Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. Он нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки обучающихся по предмету в рамках стандартизированной проверки.
Форма проведения: письменная.
Время проведения – 235 минут.
Целевая аудитория – школьники 11 класса.
Ответами к заданиям 1-20 являются слово (или словосочетание) или последовательность цифр.
Часть 1
-
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Фазы (стадии) экономического цикла
Фаза (стадия) экономического цикла |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
Кризис |
резкое сокращение сбыта произведенных товаров, уменьшение прибыли у предприятий и банков, массовое банкротство предприятий и банков, высокий уровень безработицы |
… |
сокращение реального ВВП на протяжении нескольких лет подряд, низкий уровень производства |
Ответ: ________________
-
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово/cловосочетание.
Законотворчество, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, утверждение законопроекта, правотворчество
Ответ: _________________
3. Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, относятся к президентской республике.
1) верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства; 2) президент избирается населением всей страны или выборщиками; 3) президент является одновременно главой государства и правительства; 4) президент самостоятельно формирует правительство, а оно, в свою очередь, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом; 5) президент не может распустить парламент; 6) правительство формируется парламентским путем (премьер-министром становится лидер правящей партии, победившей на выборах в парламент)
Найдите два признака, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
4. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Единственный критерий истины - аксиоматическая очевидность.
2) Относительная истина - это знание, которое отражает объект не полностью, а в определенных пределах, условиях, отношениях, постоянно изменяющихся и развивающихся.
3) Истина понимается как соответствие мыслей и высказываний действительности.
4) Абсолютная и относительная истины представляют собой формы истины объективной
5) Относительная истина отличается от заблуждения тем, что она может быть получена эмпирическим путем.
5. Установите соответствие между событиями и видами социальных изменений: к каждой позиции, представленной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
А) переход от одних стадий развития общества 1. Эволюция
к более сложным 2. Реформа
Б) радикальное изменение основ 3. Революция
существующего строя
В) изменение в сфере человеческой жизни,
не затрагивающее функциональных основ
Г) проводимые «сверху» ненасильственные преобразования
силами, уже имеющими власть не желающими с ней расставаться
Д) необратимый процесс исторического изменения живого
Запишите в таблицу выбранные цифры
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
6. В стране A. становится популярным движение антиглобалистов. Какие перечисленные ниже явления, отмечающиеся в стране, могли вызвать недовольство со стороны сторонников этого движения?
1) размещение на территории страны А. экологически вредных производств международными корпорациями;
2) утрата культурной специфики населением страны А.;
3) увеличение численности иммигрантов из стран третьего мира;
4) широкий ассортимент представленных товаров;
5) распространение и доступность продуктов массовой западной культуры;
6) Возможность знакомства с обычаями, традициями, образом жизни людей, проживающих в других государствах посредством использования сети Интернет («образовательный туризм»).
Ответ: ______________
7. Выберите верные суждения о монополистической конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) При монополистической конкуренции большое количество конкурентов предлагают потребителям дифференцированные товары;
2) Монополистическая конкуренция характерна для рынка полностью идентичных товаров;
3) Свободная возможность входа и выхода с рынка для любого предприятия;
4) Отсутствие зависимости между компаниями практически полностью исключает вероятность тайных сговоров
5) В условиях монополистической конкуренции приоритетную роль при выборе товаров играют ценовые факторы.
Ответ: ________________
8. Установите соответствие между разделами экономической науки и изучаемыми ими проблемами: к каждой позиции, представленной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОБЛЕМЫ РАЗДЕЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
А) экономическое поведение потребителя 1) микроэкономика
Б) деятельность фирмы 2) макроэкономика
В) занятость и безработица
Г) денежное обращение
Д) состояние платежного баланса и валютный курс
Запишите в таблицу выбранные цифры
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
9. Арина Ростиславовна предпочитает вкладывать сбережения в различные ценные бумаги. Найдите в приведенном списке ценные бумаги, которые она может приобрести в соответствии с Гражданским кодексом РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.
-
вексель
-
закладная
-
ипотечный договор
-
фьючерс
-
инвестиционный пай
-
опцион
Ответ: ___________
10. На графике изображено изменение предложения на рынке
импортных вегетарианских продуктов: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. На графике P - цена товара, Q – количество товара.
-
мода на здоровое и сбалансированное питание
-
увеличение тарифов на грузовые перевозки
-
повышение таможенных пошлин на импортную продукцию
-
открылось несколько новых вегетарианских кафе
-
доходы населения снижаются
Ответ: ________
11. Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высшая точка напряженности в социальном конфликте называется инцидентом;
2) последствия социальных конфликтов всегда являются негативными;
3) основными участниками социальных конфликтов являются оппоненты (индивиды, социальные группы, общности);
4) в зависимости от используемых средств конфликты подразделяются на ненасильственные и насильственные;
5) разногласия между субъектами конфликта могут существовать в течение продолжительного периода и всегда трансформируются в конфликт.
Ответ: ___________
12. В стране Z. социологическая служба провела опрос населения, выясняя, что в наибольшей степени влияет на социализацию молодежи. Результаты опроса приведены в представленной ниже таблице (в %, участники могли выбрать несколько вариантов ответа).
Факторы влияния |
2009 |
2019 |
Интернет (социальные сети, чаты) |
19 |
43 |
Семья |
65 |
63 |
Телевидение |
14 |
8 |
Школа |
38 |
32 |
Компания друзей |
55 |
57 |
-
За 10 лет в наибольшей степени возросло число тех, кто предпочитает находиться в коллективе единомышленников.
-
Наиболее быстрыми темпами возрастает число приверженцев виртуального общения.
-
Общие тенденции влияния каждого из факторов за прошедшее десятилетие претерпели незначительные изменения.
-
Роль телевидения как фактора социализации может быть признана приоритетной.
-
Семья как социальный институт и малая социальная группа по-прежнему оказывает наибольшее влияние на социализацию молодого поколения.
Ответ: ____________
13. Выберите верные суждения о политической системе.
1) политическая система может осуществлять координацию политического процесса.
2) социальные нормы и ценности относятся к институциональной подсистеме политической системы.
3) коммуникативная подсистема определяет взаимодействие между субъектами и объектами политики.
4) развитие культурно-идеологической подсистемы характеризует политическая психология
5) функциональный компонент политической системы определяет методы осуществления политической власти;
Ответ: _________
14. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти в РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВОПРОСЫ СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ
А) метеорологическая служба, стандарты, 1) только федеральный центр
эталоны, метрическая система и исчисление 2) федеральный центр и субъекты РФ
времени;
Б) установление общих принципов налогообложения
и сборов в Российской Федерации;
В) обеспечение законности, правопорядка, общественной
безопасности;
Г) оборонное производство; определение порядка
продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники
Д) определение статуса и защита государственной границы,
территориального моря, воздушного пространства
Запишите в таблицу выбранные цифры
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
15. Выберите верные суждения об избирательной кампании в РФ.
-
первой стадией избирательной кампании в РФ является выдвижение кандидатов (списков кандидатов);
-
принципами выборов в РФ являются: всеобщность, гласность, состязательность, равенство при тайном голосовании;
-
выдвигать кандидатуру на должность президента РФ можно с 25 лет;
-
выборы в различные органы власти в РФ проводятся как по мажоритарной, так и по пропорциональной системе;
-
законодательством предусмотрено исключительно частное финансирование подготовки и проведения выборов;
-
сначала избиратели голосуют за выборщиков, которым предстоит выразить мнение населения.
Ответ: ____________
16. В соответствии с Конституцией РФ наша стран является светским государством. Выберите в приведенном списке признаки, характерные для светского государства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) существует политический и идеологический плюрализм;
2) осуществляется разделение властей;
3) выбор религии – личное дело каждого;
4) создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни граждан РФ;
5) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Ответ: ___________
17. Выберите верные суждения об источниках права и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) естественные права человека могут рассматриваться в качестве источника права;
2) древнейшим видом источников права является договор с нормативным содержанием;
3) ведущим источником права в Российской Федерации является судебный (административный) прецедент;
4) источниками права называют формы, с помощью которых государственная воля превращается в правовую норму, становясь общеобязательной;
5) нормативный правовой акт принимается и издаётся компетентным государственным органом в определённом процедурном порядке.
Ответ: __________
18. Установите соответствие между формами и видами юридических лиц (согласно Гражданскому кодексу РФ), к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
А) фонды проката 1) коммерческие
Б) унитарные предприятия 2) некоммерческие
В) адвокатские палаты
Г) полное товарищество
Д) потребительские кооперативы
Запишите в таблицу выбранные цифры
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
19. Незадолго до официальной регистрации брака совершеннолетние граждане РФ Герман и Оксана приняли решение составить брачный договор. Выберите позиции, которые могут быть включены в содержание брачного договора и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) с кем будут проживать дети в случае развода родителей;
2) занятость и трудоустройство супругов;
3) регулирование личных неимущественных отношений;
4) режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество;
5) порядок несения каждым из них семейных расходов;
6) права и обязанности по взаимному содержанию
Ответ: _____________
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Современные информационно-коммуникационные технологии повлияли на ________ (А) практически во всех сферах жизнедеятельности человека. __________ (Б) подрастающего поколения протекает в контексте социокультурных изменений социальной жизни, в том числе связанных с усилением роли __________(В) и знаний, цифровизацией коммуникаций и отношений. Изменение форм человеческого _______ (Г), появление новых способов трансляции и усвоения социального опыта, познания мира, расширение выбора ролевых моделей и мотивов ________ (Д), - таковы новые реалии современности. Нынешние подростки, появились на свет в цифровую эпоху и взрослеют, используя информационно-коммуникационные технологии. Они обучаются, играют, контактируют, выстраивают __________ (Е) и коммуникации, в отличие от своих родителей - другим образом.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) информация
2) капитал
3) общение
4) государство
5) взаимоотношения
6) деятельность
7) поведение
8) социализация
9) общество
Ответ: ______________
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Термин «глобализация» был впервые употреблен Р. Робертсоном в 1983 г. Исследователи связывают начало нового этапа мироустройства и, соответственно, его аналитику с периодом окончания «холодной войны» Иными словами, на смену противостоянию двух антагонистических общественных систем - капитализма и социализма, определявшему развитие мира на протяжении почти всего XX века, пришел новый определяющий фактор общественного развития - глобализация.
Наиболее активно установление мировых связей и отношений происходило в период Великих географических и научных открытий XV - XVI вв. Путешествия X. Колумба, А. Веспуччи, и особенно кругосветное плавание Ф. Магеллана 1519-1522 гг., положили начало реальной глобализации. Мощным импульсом к этим кардинальным изменениям в человеческой истории послужили извечное стремление человека к познанию окружающего мира; постоянно возрастающие экономические потребности общества; наконец, главное - попытки расширить возможности человека в его противостоянии с окружающим миром, в решении многочисленных проблем. Неотъемлемой качественной характеристикой процесса являются, таким образом, взаимосвязанные научно-технический прогресс, либерализация общественных отношений и взглядов, истоки которых лежат в контексте развития западной цивилизации.
Следующим важнейшим этапом в развитии процесса глобализации стала промышленная революция конца XVIII в. Она способствовала ускорению темпов общественного развития за счет изобретения и использования новых материалов и средств связи. Прежде всего, эту роль выполняли средства передвижения - водный, железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт. На этой основе уже в следующем, XIX, веке человечество совершает гигантские шаги вперед. Начинается индустриальный этап мировой цивилизации. Благодаря развивающимся транспортным средствам становится возможной интенсивная и повсеместная разработка мировых энергетических и сырьевых ресурсов, вызвавшая к жизни соответствующие отрасли экономики, что, соответственно, стимулировало международную интеграцию народов в глобальных масштабах.
Вместе с тем, научно-технический прогресс, с одной стороны, способствует экономической интеграции, с другой, усугубляет социальные противоречия.
Одним из основных признаков прогресса и, соответственно, глобализации, расширяющих возможности человека, является скорость установления контактов и происходящих изменений. Огромное значение для ускорения темпов глобализации имело создание средств коммуникации, основа которых была заложена изобретением в 1832 г. П.Л. Шиллингом специального аппарата для электрической телеграфной связи. Отдельные исследователи в области глобалистики считают это изобретение едва ли не началом эры информатизации. Фундаментальный прорыв в области информационных технологий был совершен в 1844 г. С. Морзе, отправившим при помощи изобретенной им азбуки первую в мире телеграмму по телеграфной линии Вашингтон - Балтимор. А в 1872 г. был проложен межконтинентальный кабель, связавший Европу и Южную Америку. В 1876 г. Д. Белл изобрел телефонный аппарат, еще более значительно расширивший возможности общения и передачи информации.
Однако основные технические и научные достижения, определившие характер современного этапа глобализации, стали возможны только во второй половине XX в. В 30-40-е гг. научно-технический прогресс перерастает в научно-техническую революцию, обусловив коренную ломку сформировавшихся научных парадигм и устоявшихся подходов к конструированию и созданию новых научных систем.
Е.П. Супрунова
21. Что автор называет глобализацией? Какие качественные характеристики процесса глобализации названы в тексте? В чем, по мнению автора, заключается двойственность (неоднозначность) научно-технического прогресса?
22. Опираясь на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, объясните смысл понятия «общественный прогресс». Какая роль научно-технического прогресса названа в тексте? Какие импульсы, по мнению автора, предопределили изменения в человеческой истории?
23. Автор пишет о противоречивости и относительности общественного прогресса. Проиллюстрируйте это свойство прогресса с помощью трех примеров из разных сфер жизни общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
24. Данный текст характеризует последствия глобализации. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите и проиллюстрируйте примерами три негативные характеристики глобализации. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто). ___________________________________________________________________________
25. Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «научное познание»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;
- одно предложение, раскрывающее сущность эксперимента как метода научного познания.
26. Назовите любые три подсистемы политической системы и один элемент каждой из них (сначала укажите подсистему, затем соответствующий ей элемент).
27. В государстве N. широко представлен третичный сектор экономики, внедряются наукоемкие технологии.
Ряд социологических опросов позволил установить, что более 25% школьников государства N. в разное время ездили за границу изучать иностранные языки и около 27% старшеклассников планируют получать высшее образование за рубежом.
Также социологические опросы показали, что в государстве N. широко распространены нуклеарные семьи.
Государство N. включает 5 территориальных единиц, которые сохраняют собственные органы власти и в любой момент, при желании, могут выйти из состава государства.
К какому типу общества относится государство N? Какую тенденцию развития современного образования иллюстрируют приведенные сведения? Что характеризует семью нуклеарного типа (приведите две любые характеристики). Какая форма государственного устройства в государстве N?
28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль религии в жизни общества». Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта).
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:
– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;
– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;
– из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1. Философия. «У человека можно отнять всё, кроме одного: последней свободы человека - выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь». (В. Франкл).
29.2. Экономика. «Экономика – это наука, которая рассматривает все явления с точки зрения цены» (Г. Давенпорт).
29.3. Социология, социальная психология. Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться. (Конфуций).
29.4. Политология. «Самая высокая политика вне союза с нравственностью — драгоценность фальшивая». (Д.А. Волкогонов)
29.5. Правоведение. «В уголовном деле никто не осуждается в его отсутствии, а также никто отсутствующий не может обвинять через другого или быть обвинённым». (Юлий Павел).
Приложения
Система оценивания
Часть 1
Правильное выполнение заданий 1–3, 10, 12, 16 оценивается 1 баллом.
Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–15, 17–20 оценивается 2 баллами. Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Номер задания |
Правильный ответ |
1 |
Депрессия |
2 |
Правотворчество |
3 |
16 |
4 |
234 |
5 |
13221 |
6 |
123 |
7 |
134 |
8 |
11222 |
9 |
125 |
10 |
14 |
11 |
34 |
12 |
25 |
13 |
1345 |
14 |
12211 |
15 |
24 |
16 |
35 |
17 |
145 |
18 |
12121 |
19 |
456 |
20 |
981375 |
Часть 2
Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом
Термин «глобализация» был впервые употреблен Р. Робертсоном в 1983 г. Исследователи связывают начало нового этапа мироустройства и, соответственно, его аналитику с периодом окончания «холодной войны» Иными словами, на смену противостоянию двух антагонистических общественных систем - капитализма и социализма, определявшему развитие мира на протяжении почти всего XX века, пришел новый определяющий фактор общественного развития - глобализация.
Наиболее активно установление мировых связей и отношений происходило в период Великих географических и научных открытий XV - XVI вв. Путешествия X. Колумба, А. Веспуччи, и особенно кругосветное плавание Ф. Магеллана 1519-1522 гг., положили начало реальной глобализации. Мощным импульсом к этим кардинальным изменениям в человеческой истории послужили извечное стремление человека к познанию окружающего мира; постоянно возрастающие экономические потребности общества; наконец, главное - попытки расширить возможности человека в его противостоянии с окружающим миром, в решении многочисленных проблем. Неотъемлемой качественной характеристикой процесса являются, таким образом, взаимосвязанные научно-технический прогресс, либерализация общественных отношений и взглядов, истоки которых лежат в контексте развития западной цивилизации.
Следующим важнейшим этапом в развитии процесса глобализации стала промышленная революция конца XVIII в. Она способствовала ускорению темпов общественного развития за счет изобретения и использования новых материалов и средств связи. Прежде всего, эту роль выполняли средства передвижения - водный, железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт. На этой основе уже в следующем, XIX, веке человечество совершает гигантские шаги вперед. Начинается индустриальный этап мировой цивилизации. Благодаря развивающимся транспортным средствам становится возможной интенсивная и повсеместная разработка мировых энергетических и сырьевых ресурсов, вызвавшая к жизни соответствующие отрасли экономики, что, соответственно, стимулировало международную интеграцию народов в глобальных масштабах.
Вместе с тем, научно-технический прогресс, с одной стороны, способствует экономической интеграции, с другой, усугубляет социальные противоречия.
Одним из основных признаков прогресса и, соответственно, глобализации, расширяющих возможности человека, является скорость установления контактов и происходящих изменений. Огромное значение для ускорения темпов глобализации имело создание средств коммуникации, основа которых была заложена изобретением в 1832 г. П.Л. Шиллингом специального аппарата для электрической телеграфной связи. Отдельные исследователи в области глобалистики считают это изобретение едва ли не началом эры информатизации. Фундаментальный прорыв в области информационных технологий был совершен в 1844 г. С. Морзе, отправившим при помощи изобретенной им азбуки первую в мире телеграмму по телеграфной линии Вашингтон - Балтимор. А в 1872 г. был проложен межконтинентальный кабель, связавший Европу и Южную Америку. В 1876 г. Д. Белл изобрел телефонный аппарат, еще более значительно расширивший возможности общения и передачи информации.
Однако основные технические и научные достижения, определившие характер современного этапа глобализации, стали возможны только во второй половине XX в. В 30-40-е гг. научно-технический прогресс перерастает в научно-техническую революцию, обусловив коренную ломку сформировавшихся научных парадигм и устоявшихся подходов к конструированию и созданию новых научных систем.
Е.П. Супрунова
21.Что автор называет глобализацией? Какие качественные характеристики процесса глобализации названы в тексте? В чем, по мнению автора, заключается двойственность (неоднозначность) научно-технического прогресса?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1)ответ на первый вопрос: это новый определяющий фактор общественного развития; 2)ответ на второй вопрос: взаимосвязанные научно-технический прогресс, либерализация общественных отношений и взглядов; (ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух характеристик). 3)ответ на третий вопрос: научно-технический прогресс, с одной стороны, способствует экономической интеграции, с другой, усугубляет социальные противоречия. |
|
Правильно даны ответы на три вопроса |
2 |
Правильно даны ответы на два любых вопроса |
1 |
Правильно дан ответ на один любой вопрос. ИЛИ Приведены общие рассуждения, не соответствующие требованиям задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
22. Опираясь на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, объясните смысл понятия «общественный прогресс». Какая роль научно-технического прогресса названа в тексте? Какие импульсы, по мнению автора, предопределили изменения в человеческой истории?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1) объяснение смысла понятия, например: это всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях или: совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий. (Смысл понятия может быть объяснен иначе) 2)ответ на первый вопрос: научно-технический прогресс перерастает в научно-техническую революцию, обусловив коренную ломку сформировавшихся научных парадигм и устоявшихся подходов к конструированию и созданию новых научных систем; 3)ответ на второй вопрос: мощным импульсом к кардинальным изменениям в человеческой истории послужили извечное стремление человека к познанию окружающего мира; постоянно возрастающие экономические потребности общества; наконец, главное - попытки расширить возможности человека в его противостоянии с окружающим миром (ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания трех «импульсов»). Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующего фрагмента текста |
|
Правильно даны объяснение и ответы на два вопроса |
2 |
Правильно приведены любые два элемента ответа |
1 |
Правильно приведен только один любой элемент ответа. ИЛИ Приведены общие рассуждения, не соответствующие требованиям задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
23. Автор пишет о противоречивости и относительности общественного прогресса. Проиллюстрируйте это свойство прогресса с помощью трех примеров из разных сфер жизни общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1)Расширение производства способствует улучшению материального благосостояния людей, повышению качества и уровня жизни, расширению ассортимента предлагаемой продукции, однако угрожает окружающей среде и экологическому благополучию вследствие возможных загрязнений промышленными предприятиями водоемов, воздуха. 2)Появление и распространение Интернета открывает перед нами разнообразные возможности, связанные с удаленным общением, быстрым поиском необходимой информации. Однако одновременно с этим появляется угроза игровой компьютерной зависимости, возможен уход человека в виртуальный мир. 3)Исследования в области ядерной физики способствовали созданию нового источника атомной энергии (АЭС), развитию медицины (рентгеновское излучение), но и повлекло разработку и испытание ядерного оружия, поставив мир под угрозу уничтожения (угроза ядерной войны). |
|
Правильно проиллюстрирована тремя разнообразными примерами противоречивость общественного прогресса |
3 |
Правильно проиллюстрирована двумя разнообразными примерами противоречивость общественного прогресса |
2 |
Правильно проиллюстрирована одним примером противоречивость общественного прогресса |
1 |
Приведены рассуждения общего характера ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
24. Данный текст характеризует последствия глобализации. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите и проиллюстрируйте примерами три негативные характеристики глобализации. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1)Утрата специфических черт национальных культур. Например: В РФ молодежь не интересуется или игнорирует русские национальные традиции и праздники, национальным праздникам предпочитает День святого Валентина, Хэллоуин, День святого Патрика и т.п. 2)Опасности для здоровья. Например: Потоки туристов, мигрантов (включая нелегальных) способствуют распространению эпидемий ВИЧ-инфекции, гриппа, лихорадки Эбола (а иногда и пандемий, как в случае с коронавирусом), что неизбежно влечет массовую гибель людей. 3) Создание препятствий для развития отечественного производства. Например: В государстве C. произошло перераспределение производства продукции в страны третьего мира с низкой оплатой труда, что повлекло за собой массовое увольнение трудоспособного населения государства С. |
|
Правильно приведены и прокомментированы три негативные характеристики глобализации |
3 |
Правильно приведены и прокомментированы две негативные характеристики глобализации |
2 |
Правильно приведена и прокомментирована одна негативная характеристика глобализации |
1 |
Приведены рассуждения общего характера ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
25. Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «научное познание»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;
- одно предложение, раскрывающее сущность эксперимента как метода научного познания.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)смысл понятия, например: Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия). 2)одно предложение с информацией об уровнях научного познания, например: В научном познании принято выделять эмпирический и теоретический уровни. (Может быть составлено другое, близкое по смыслу предложение). 3)одно предложение, раскрывающее сущность эксперимента как метода научного познания, например: Эксперимент — это метод научного познания, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения. (Может быть составлено другое, близкое по смыслу предложение). |
|
|
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 25 |
Баллы |
25.1 |
Раскрытие смысла понятия |
2 |
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия /отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) |
2 |
|
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу |
1 |
|
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла |
0 |
|
Указания по оцениванию: 1. Не засчитывается: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию. 2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия) выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов |
||
25.2 |
Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия |
2 |
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия |
2 |
|
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания |
1 |
|
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла |
0 |
|
При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; – словосочетания, нераспространённые предложения |
||
Максимальный балл |
4 |
26. Назовите любые три подсистемы политической системы и один элемент каждой из них (сначала укажите подсистему, затем соответствующий ей элемент).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть названы три подсистемы политической системы и один элемент каждой из них, например: 1)Институциональная подсистема (среди ее элементов могут быть названы государство, политические партии, общественно-политические движения). 2)Нормативная подсистема (среди ее элементов могут быть названы политические принципы, политические традиции, нормы морали воплощенные в законах). 3)Культурно-идеологическая подсистема (среди ее элементов могут быть названы политическая психология, политическая идеология, политическая культура). |
|
Правильно названы три подсистемы политической системы и один элемент каждой из них |
3 |
Правильно названы две-три подсистемы политической системы, правильно приведен элемент двух из них |
2 |
Правильно названы одна-три подсистемы политической системы, приведен только 1 элемент к одной из них |
1 |
Правильно названы одна-три подсистемы политической системы, элементы к каждой из них приведены ИЛИ приведены только элементы, при этом сами подсистемы политической системы не названы ИЛИ ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
27. В государстве N. широко представлен третичный сектор экономики, внедряются наукоемкие технологии.
Ряд социологических опросов позволил установить, что более 25% школьников государства N. в разное время ездили за границу изучать иностранные языки и около 27% старшеклассников планируют получать высшее образование за рубежом.
Также социологические опросы показали, что в государстве N. широко распространены нуклеарные семьи.
Государство N. включает 5 территориальных единиц, которые сохраняют собственные органы власти и в любой момент, при желании, могут выйти из состава государства.
К какому типу общества относится государство N? Какую тенденцию развития современного образования иллюстрируют приведенные сведения? Что характеризует семью нуклеарного типа (приведите две любые характеристики). Какая форма государственного устройства в государстве N?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)ответ на первый вопрос: к обществу постиндустриального /информационного типа; 2) ответ на второй вопрос: интернационализация образования; 3) ответ на третий вопрос, например: - нуклеарная семья состоит из одного (супруги) или двух поколений (супружеская пара и их несовершеннолетние дети); - нуклеарная семья не предусматривает разделения домашних обязанностей; - члены семьи проживают автономно от других родственников (дедушек, бабушек). (Могут быть приведены другие характеристики.) (Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании двух или более характеристик.) 4) ответ на четвёртый вопрос: государство N. является конфедерацией. Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа/ |
|
Правильно даны ответы на четыре вопроса |
3 |
Правильно даны ответы на любые три вопроса |
2 |
Правильно даны ответы на любые два вопроса |
1 |
Правильно дан ответ на любой вопрос. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль религии в жизни общества». Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
При анализе ответа учитывается: − соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; − наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу; − количество подпунктов каждого пункта; − корректность формулировок пунктов плана |
|
Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Что такое религия? 2. Признаки религиозного мировоззрения: а) разделение сущего на мир земной (посюсторонний) и небесный (потусторонний); б) признание бессмертия души; в) наличие мистической связи между человеком и Богом (другими сверхъестественными силами). 3. Структура религии: а) религиозное сознание; б) религиозный культ; в) религиозная организация (церковь, секты). 4. Основные функции религии: а) регулятивная; б) воспитательная; в) мировоззренческая; г) компенсаторная; д) коммуникативная 5. Формы религии: а) ранние религии (анимизм, магия, фетишизм, тотемизм); б) национально-государственные (индуизм, иудаизм, джайнизм, синтоизм); в) мировые (буддизм, христианство, ислам). 6. Значение религии в жизни человека и общества. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу |
|
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 28 |
Баллы |
28.1. |
Раскрытие темы по существу |
3 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта |
3 |
|
|
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта |
2 |
|
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта |
1 |
|
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) |
0 |
Указания по оцениванию: 1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. 1 балл по критерию 28.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 28.1 выставлено 3 балла |
|
|
28.2. |
Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана |
1 |
|
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей |
1 |
|
Все иные ситуации |
0 |
Максимальный балл |
4 |
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
29.1. Философия. «У человека можно отнять всё, кроме одного: последней свободы человека - выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь». (В. Франкл).
29.2. Экономика. «Экономика – это наука, которая рассматривает все явления с точки зрения цены» (Г. Давенпорт).
29.3. Социология, социальная психология. Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться. (Конфуций).
29.4. Политология. «Самая высокая политика вне союза с нравственностью — драгоценность фальшивая». (Д.А. Волкогонов)
29.5. Правоведение. «В уголовном деле никто не осуждается в его отсутствии, а также никто отсутствующий не может обвинять через другого или быть обвинённым». (Юлий Павел).
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 29 |
Баллы |
29.1 |
Раскрытие смысла высказывания |
1 |
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования |
1 |
|
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания /последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом |
0 |
|
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов |
||
29.2. |
Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений |
2 |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения |
2 |
|
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт. ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие |
1 |
|
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён; теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания |
0 |
|
|
|
|
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов |
||
29.3 |
Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов |
1 |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод |
1 |
|
Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания |
0 |
|
29.4 |
Качество приводимых социальных фактов и примеров |
2 |
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис/ положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом |
2 |
|
Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом |
1 |
|
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла |
0 |
|
Указания по оцениванию: 1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций. 2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т.п.) не требуется. 3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т.п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования. 4. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании |
||
Максимальный балл |
6 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
4.ЕГЭ 2020. Обществознание. 100 баллов. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. и др. -М., 2020. -432 с.
6.ЕГЭ 2020. Обществознание. 10 вариантов. Коваль Т.В. Типовые тестовые задания -М., 2020. -136 с.
7.ЕГЭ 2020. Обществознание. Задания, ответы, комментарии. Кишенкова О.В. -М., 2019. -576 с.
8.ЕГЭ 2020. Обществознание. Задания с развернутым ответом. Кишенкова О.В. -М., 2019. -400 с.
9.ЕГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы. Пазин Р.В., Крутова И.В. -М., 2019. -208 с.
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Арт-терапия в профилактике поведенческих отклонений, тревожности, стрессовых состояний у детей: песочная, игровая, музыкальная, цветовая терапия, фрактальная живопись, нейрографика, медиативное рисование, эко-арт, имаготерапия, сказкотерапия»